©"Заметки по еврейской истории"
декабрь 2009 года


Владимир Вайсберг

Уроки Хануки

Автор данной статьи в силу сложившихся обстоятельств живёт вне Эрец а-Кодеш, ощущая себя частицей народа Израиля. По этой причине он не считает возможным, по моральным соображениям, рекомендовать государству Израиль принятие тех или иных принципиальных решений. Настоящая статья является лишь попыткой анализа значения праздника Ханука сегодня. Как и большинство других еврейских праздников, праздник Ханука связан с историческим прошлым нашего народа.

Празднование Хануки установлено Иеħудой Маккавеем (Иуда Маккаби) и его братьями – сынами Хасмонея (Хашмонаим) и потомками первосвященников, чтобы отметить очищение и освящение Иерусалимского Храма, оскверненного греками и евреями ассимилянтами (смотри: Раввин Исраэль-Меир Лау. «Практика иудаизма», стр. 295).

В «Книге Маккавеев» сказано:

«И было в двадцать пятый день девятого месяца, он же Кислев, и встали с зарей, и вознесли жертвы в тот же день на жертвенник, который осквернили гои, и восславили Господа пением и тимпанами, флейтами и цимбалами, и праздновали Хануку – обновление и освящение жертвенника восемь дней, и повелели Иегуда Маккавей и братья его, и все общество Израиля праздновать Хануку. жертвенника в двадцать пятый день месяца Кислев в течение восьми дней, из года в год».

Почему празднование продолжается восемь дней? На это также отвечает «Книга Маккавеев»:

«И отпразднуют праздник Господу в течение восьми дней, как в дни праздника Суккот, и вспомнят дни древности, когда праздновали они праздник Суккот».

Совершенно иное объяснение дано празднику в Талмуде, в трактате «Шаббат»:

«Почему празднуют Хануку? Сказали мудрецы: с двадцать пятого дня месяца Кислев – восемь дней Ханука., в которые не положено оплакивать покойных и изнурять тело постом, так как идолопоклонники вошли в Храм и осквернили все масло в Храме, а когда возобладало царство дома Хасмонеев и победило, искали и нашли только один сосуд елея, запечатанный печатью первосвященника, масла в котором хватило бы на горение в течение одного дня. Но произошло чудо, и масла хватило на восемь дней».

Эта агада выдвигает на первый план чудо и умаляет победу Хасмонеев. Многие годы под влиянием этой агады подчеркивалось чудо и на второй план отодвигалась победа Хасмонеев. Некоторые исследователи объясняют этот факт разрывом, произошедшим между Прушим – фарисеями и династией Хасмонеев, вследствие сближения царей этой династии с сектой Цдуким – саддукеев.

Как пишет «Энциклопедия иудаизма», после победы Маккавеев над греческими оккупантами страной стали править сами евреи. И борцы за веру, и ассимиляторы-эллинисты должны были приспособиться к новой политической ситуации. Сами же ревнители веры, которые самоотверженно защищали принцип обособления от иноверцев и тем спасли еврейский народ от ассимиляции, разделились на два лагеря. Меньшая часть избрала уединение от суеты политической и общественной жизни, удалилась и отделилась от общества. Эта группа называлась ессеи (Хашиим). Большая же часть сторонников веры считала своим долгом не только соблюдать законы религии и поддерживать мир и доброжелательство в отношениях между людьми, но и посвящать свои силы упрочению связи с народом, направляя его по пути служения Богу. Это большинство представляло собой без всякой формальной организации своего рода религиозно-политическую партию, называвшуюся Прушим – фарисеи. Прушим, которые превратились со временем в самую многочисленную и влиятельную силу в народе, стремясь сохранить его иудейский облик и традиции предков, настаивали на том, чтобы все общественные и государственные проблемы решались на основании законов Торы. Их высшим устремлением было безраздельное подчинение Письменному и Устному Закону Торы как руководству во всей повседневной жизни, нравственное совершенствование и полное обособление народа Иудеи от других народов.

Но это не устраивало людей богатых и влиятельных, финансовую и военную элиту, которая в известной мере была преемницей умеренных эллинистов, стремившихся в период греко-сирийского завоевания усилить в Иудее влияние светской культуры в ущерб религии. Так возникла третья партия – Цдуким – саддукеи, желавшая уподобить Иудею Сирии, Египту и другим «просвещенным» странам и стремившаяся стереть те особые национальные признаки, которые выделяли евреев. Цдуким признавали, что Тора – Священный закон Иудеи, но воспринимали ее, главным образом, как наследие прошлого, как завет предков, который не может служить руководством в современной повседневной жизни. Необходимо, согласно воззрению Цдуким, следовать букве Торы лишь в определенных областях, но не следует подчинять духу Торы жизнь всего общества и отдельного индивидуума. По их мнению, к Письменной Торе не следует добавлять Устную Тору, которую они считали творением людей, а не Всевышнего, ибо Письменная Тора дана в окончательной форме и в разъяснениях и комментариях не нуждается.

Прушим сделали все, чтобы умалить значение победы Хасмонеев и свести Хануку к чуду сосуда с маслом. Однако, в молитве «За чудеса…» которая входит в молитву «Восемнадцать благословений», и в благословении над пищей, произносимом в дни праздника, рассказывается о подвигах и победах, и нет в них упоминания о чуде сосуда с маслом. В молитве говорится:

«В дни Матитъягу бен Иоханана, великого когена Хасмонея и его сыновей, когда восстало грешное эллинское царство на народ Твой, Израиль, чтобы отвратить его от Торы Твоей, от законов воли Твоей, Ты, в великой милости Твоей, поддержал их в их несчастье, выдал многочисленных в руки малочисленных, нечестивых в руки чистых. А затем пришли сыны Твои в святилище Дома Твоего и расчистили Твой Храм, и очистили святыню Твою, и зажгли свечи во дворах святилища Твоего, и установили эти восемь дней Xануки дабы благодарить и славить Твое Великое Имя».

В другой молитве – «Эти свечи...» – говорится «о чудесах и знамениях, и о войнах, которые сотворил Ты нашим отцам в те дни, в это время». И в этой молитве не упоминается о чуде сосуда с маслом. Обе молитвы выделяют, главным образом, победу веры и победу верующих над грешными и злодеями.

В настоящее время принято воспринимать Хануку в обоих её аспектах.

Итак, евреи отмечают Хануку в память о событиях 164 г. до н. э., когда евреи изгнали эллинов-язычников из иерусалимского Храма и вновь освятили его. Праздник, как указано выше, имеет также и политическое значение: возвращение Храма евреям стало результатом борьбы евреев за независимость от Селевкидовской (греко-сирийской) династии.

Главный раввин Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Берл Лазар интерпретировал эту борьбу в нравственной плоскости, заявив, что «война велась не за территорию, а за идею, за жизненные ценности».

По словам раввина, евреи восстали против «эллинской идеологии и образа жизни, основанного на погоне за наслаждениями, а «уроки Хануки актуальны и сегодня в обществе потребления.

«Представьте себе на минуту, что подобный конфликт происходит в наше время: эллинов вы нашли бы в кафе, на шоу в концертном зале или дома перед телевизором. А евреев – в синагоге, в библиотеке или дома с книгой. На чьей стороне вы находились бы в этом случае?» – с таким вопросом обратился к евреям Берл Лазар.

Наша задача – не только осветить себя, свой дом, но и весь мир. Как это сделать? С помощью света. Наши мудрецы говорят:

«Свеча – заповедь, и Тора – свет».

Только через Тору и заповеди мы освещаем весь мир. Евреи, должны стараться быть примером для всего мира. Это нужно и можно делать только с помощью истинного света, то есть с помощью того, что сделало нас еврейским народом и сохранило нас – через Тору и её Заповеди.

В наши дни нет фарисеев и саддукеев, но существует разделение на верующих и атеистов. Современные последователи иудаизма также разделяются на различные течения. Рассмотрим главные из них.

Ортодоксальный иудаизм – общее название течений в иудаизме, последователи которых являются продолжателями классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона в том виде, в каком он зафиксирован в Торе Письменной и Торе Устной и кодифицирован в своде законов Шулхан Арух. Можно уверенно утверждать, что евреи, живущие по законам ортодоксального иудаизма, являются духовными наследниками фарисеев.

В качестве одного из духовных последователей саддукеев справедливо можно назвать сторонников прогрессивного или реформистского иудаизма, который оформился в начале девятнадцатого века на основе идей рационализма и изменения системы заповедей – сохранения «этических» заповедей при отказе от заповедей «ритуальных». Движение прогрессивного иудаизма – это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный – реформистский иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности на основе отказа от выполнения указаний Устной Торы. Необходимо, однако, отметить, что саддукеи были приверженцами Письменной Торы и не признавали никакой казуистики. Они утверждали, что идеи фарисеев приведут к тому, что греческая литература будет почитаться более Священного Писания.

И во времена Хануки, и в наше время существует неоднозначное отношение евреев к вопросу о роли религии в управлении государством. Сегодня большая часть евреев диаспоры и государства Израиль являются горячими сторонниками полного отделения религии от государства. Строго ортодоксальных принципов управления государством на основе Законов Торы придерживается меньшинство.

А между тем, пророк Амос, живший в седьмом веке до новой эры писал:

«Вот очи Господа Бога – на грешное это царство! И уничтожу Я его с лица земли! Однако дом Яакова Я не совсем уничтожу, – сказал Господь. Ибо вот, повелю Я и встряхну дом Израелев, (что) среди всех народов, как трясут решетом, так что ни камушка не упадет на землю. Погибнут от меча все грешники народа Моего, которые говорят: «Не постигнет и не придет на нас это бедствие!» В тот день подниму Я шалаш (дом) Давидов, который пал, и заделаю щели (стен) его, и восстановлю разрушенное, и отстрою его, как во дни древности, Чтобы унаследовали они, названные именем Моим, остаток Эдома и другие народы, – сказал Господь, творящий это.

Вот, наступают дни, – сказал Господь, – когда пахарь сойдется со жнецом, а давильщик винограда – с сеятелем; а горы источать будут сок, и все холмы растают.

И возвращу Я изгнанных народа Моего, Израеля, и отстроят они опустевшие города, и поселятся в них, и насадят виноградники и будут пить вино их, и разведут сады, и будут есть плоды их. И насажу Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им, – сказал Господь, твой Бог (9, 8-15).

Что это означает?

«Еврейская энциклопедия» Брокгауза и Эфрона подчёркивает, что пророк настойчиво стремится раскрыть израильтянам глаза на то, что их не спасут ни временное могущество государства, ни его временное экономическое благополучие, ибо они обленились в роскоши и развратились на легком добывании богатства путем обирания слабых. Такой безнравственный порядок, противный справедливости и правосудию, ненавистен Богу, который наглядно: олицетворяет эти кардинальные принципы человеческого общежития. Плодом отказа от Законов Божьих будет гибель государства и пленение народа.

Но если народ не видит своей грядущей гибели и не понимает истинного положения вещей, убаюканный громом недавних побед и кажущимся экономическим благополучием, то виною этому – его религиозное ослепление. Израильтяне считают себя «первенцем среди народов» и поэтому пророк показывает, как ошибочно интерпретируется преимущество израильского народа перед остальными племенами земли.

«Если вы, действительно, избранный народ, то вы избраны для того, чтобы творить добро; а если же вы будете, наоборот, творить зло, то, знайте, что вы будете наказаны сильнее всякого другого народа, ибо вы знаете своего Творца, а они Его не знают: «только вас отличил Я пред всеми племенами земли – потому и взыщу с вас все беззакония ваши» (3, 2).

Избранность не дает никаких прав – она возлагает только дополнительные обязанности. Напрасно Израиль указывает на то, что Господь вывел его из Египта, и, следовательно, он находится под особым Его покровительством. Бог управляет судьбою всех народов земли. Он судит народы по их делам, и никакие жертвы и песнопения не отвратят Его гнева, если народ будет творить зло.

Это означает, что народ Израиля будет жить вечно, но будет ли у него свое государство, или нет, в каждый из моментов исторического времени – зависит от него самого, зависит от поведения каждого еврея и всего нашего народа в целом.. Государство, самоуправление, независимость, нахождение на родной земле – этого своего рода награда, которую надо заслужить и которой надо добиваться непрерывно. Всевышний отнюдь не обещал сынам Израиля постоянное пребывание в Эрец-Исраэль. Они будут изгнаны из нее, если нарушат Божьи повеления. Связь между народом Израиля и его землей никогда не будет прервана окончательно, но практически евреи всегда могут оказаться на краю света. Еврейский народ вечен, но будет ли он вести достойное независимое существование на земле обетованной, или будет скитаться, бездомным и всеми презираемым, в разных странах, – это зависит от него самого и предопределяется исключительно его поведением его поведением.

Израиль – удел Господний, это исключительная привилегия. И чем больше ему дано, тем больше с него спрос.

Итак, главный урок Хануки, как и всей истории еврейского народа, заключается в том, что жизнь по Торе приводит к свободе и самостоятельности. Стремление жить «как все» предопределяет разгром еврейской государственности и рассеяние среди других народов, что значительно повышает опасность ассимиляции и растворения.

Для формулировки другого урока Хануки постараемся понять, кто был главным врагом еврейского народа во времена Хануки? Объяснение, которое дает рав Менахем-Мендл Шнеерсон, весьма неожиданное. Оказывается, те враги еврейского народа, которые называются в тексте ханукальной молитвы «нечистыми», «грешниками» – вовсе не греки, как это могло показаться на первый взгляд. Это те же самые евреи, только из числа так называемых «эллинистов», – евреев, которые активно перенимали греческую культуру, язык и традиции, и при этом с презрением относились к «устаревшим», «примитивным» и даже «варварским» еврейским обрядам. Такие знакомые упреки, которые можно зачастую услышать и сегодня, правда, спустя две с лишним тысячи лет. По мнению Рава это подтверждается тем, что только по отношению к евреям эти эпитеты и звучат унизительно:

«Только тот, кому даны законы чистоты, и тот, кому дарована Тора и ее заповеди, но который, тем не менее, пренебрегает всем этим духовным достоянием, заслуживает порицания».

Итак, основная угроза исходила именно от эллинизированной еврейской элиты, которая насаждала греческую культуру еще с большим рвением, чем сами греки.

В период, предшествующий восстанию Хасмонеев, в древней Иудее сложилась ситуация, когда верные и преданные своей традиции евреи остались в меньшинстве!

На примере Хануки мы сталкиваемся с двойным чудом: чудом победы меньшинства и чудом победы Торы над ассимиляторскими тенденциями в еврейском обществе и над греческой культурой идолопоклонства.

Рав пишет, что давно уже нет на свете тех греков, которые под руководством безумного Антиоха огнем и мечом насаждали свою культуру и свое виденье мира. Да и сама их культура стала частью истории человеческой цивилизации, перекочевав в музеи и на страницы учебников. Но духовная борьба чистой веры с мраком и безысходностью ассимиляции и безверия продолжается.

Сегодня в еврейском мире опять сложилась, ситуация, когда те, кто придерживаются традиционного образа жизни, находятся в подавляющем меньшинстве. Но сторонников ортодоксального иудаизма воодушевляет пример Хануки и ее героев Хасмонеев.

Ребе пишет, что «евреи никогда не воевали числом, и даже умением (военным мастерством, которое бывало). Мы всегда воевали верой. Символом силы еврейского духа стал слабый огонек ханукальной свечи, который мужественно разгоняет непроглядную тьму нашего последнего Изгнания, и освещает путь в третье…, нет – седьмое тысячелетие мира Грядущего, который наступит с приходом нашего Избавителя – праведного Машиаха (Мессии) из династии царя Давида уже в эти дни».

Второй урок Хануки заключается в том, что подобно очищению и освящению Храма каждый еврей имеет возможность очистить и освятить свою душу путём истинного раскаяния в содеянных грехах и совершения на этой основе Тшувы (буквально – «Ответа») – возвращения к Вере отцов.

В Хануку мы выполняем свою главную задачу – несём миру свет – свет Торы и её Заповедей.

В Хануку мы просим Всевышнего:

«Могучая твердыня спасения моего, Тебя подобает восхвалять Восстанови (Храм) Дом молитвы моей, и там мы принесём Тебе благодарственные жертвы. Когда Ты уготовишь позорную гибель врагу, позорящему Тебя, тогда я исполню хвалебную песнь в честь начала службы на жертвеннике... Яви могущество святой десницы Своей, и приблизь час спасения!»

Да услышит Он наши молитвы!


К началу страницы К оглавлению номера




Комментарии:
Борис Э. Альтшулер
- at 2009-12-21 09:02:47 EDT
Великолепно информативная статья!

Очень обоснованная в историко-религиозном смысле и к тому же очень злободневная для нашего бытия. Как недавно писал в Гостевой сам автор статьи, речь идет о неоортодоксии и, главное, о ДИАЛОГЕ между верующими иудеями-ортодоксами, агностиками и атеистами. Этот диалог не должен останавливаться, потому что только так широкие круги интересующихся смогут получить доступное и понятное представление об иудаизме.

Могу от всей души присоединиться к Онтарио-14 - шкоях!

Леонид Фридман
Германия - at 2009-12-20 08:21:13 EDT
Уважаемый Владимир Вайсберг. С интересом прочитал ваш взгляд на уроки Хануки. К сожалению, ссылки на известных или очень известных раввинов не решают проблемм построения еврейского государства. Вы, как и большинство пишуших в «Заметках», не можете выйдти из круга деления на «истиных» служителей Торы и других «нечистых», «грешников». К сожалению к последним у Вас относятся и представители прогрессивного иудаизма. Я вас разочарую, но вопросы отделение религии от государства, тем более изменение еврейского характера государства не имеет никакого отношения к прогрессивному иудаизму. От тог, что прогрессивные евреи считают, что наши Законы людьми писались, а значит должны быть приспособленны к реалиям, не означает, что эти люди хуже других. Когда несколько лет назад на Израиль из Ливана напала Хизболла, первой общиной Европы, открыто вставшей на защиту Израиля и собравшей деньги на помощ пострадавшим была ЛИБЕРАЛЬНАЯ еврейская община Ганновера. (Германия)
Когда мы пишем об уроках Хануки, мы должны понимать, что это только одна страница нашей истории. Да, воевать нужно верой, но что бы не довести до войны нужен УМ. Умение понимать других и иметь мужество идти на компромисс - это то, чего нет в нашем народе. Там, где есть деление на «чистых» и «нечистых», «настоящий гиюр» и «ненастоящий», - история всегда окончится СТЕНОЙ ПЛАЧА.

Е.Майбурд
- at 2009-12-20 00:45:03 EDT
Как и автор – мою, я тоже несколько раз прочитал его статью, целиком и местами, притом с огромным интересом. Поистине, наша Тора неисчерпаема – как подтвердилось и в данном случае. Две статьи по одному поводу, притом в совершенно различной перспективе. Я бы только не стал полагаться на то, что говорят о нашей традиции Брокгауз, Эфрон и другие энциклопедии, составленные людьми, от этой традиции далекими. Но выводы статьи принимаю целиком и полностью.
Большое спасибо! Крепкого здоровья вам, Владимир, и вашим близким!

Ontario14
- at 2009-12-08 11:43:44 EDT
Уважаемый Владимир, шкоях - интересная и важная статья. Ханука самеах Вам и Вашим близким !
Несколько моих комментариев по статье:

Цдуким – саддукеи, желавшая уподобить Иудею Сирии, Египту и другим «просвещенным» странам и стремившаяся стереть те особые национальные признаки, которые выделяли евреев...
**********
Это спорный вопрос. Элита - да, но и священники Храма тоже. Эта тема могла бы быть расширена.

В наши дни нет фарисеев и саддукеев...
***********
Караим утверждают, что являются потомками цдуким.

В качестве одного из духовных последователей саддукеев справедливо можно назвать сторонников прогрессивного или реформистского иудаизма...
***********
Алэвай чтоб это было так ! Но, к сожалению, последние не являются религиозным движением, как недавно здесь я цитировал по этому поводу Лейбовича.



_Реклама_