©"Заметки по еврейской истории"
январь 2010 года

Борис Ковалев

Формы коллаборационизма в России и Шоа

В 1945 году Василием Гроссманом и Ильей Эренбургом была подготовлена «Черная книга», посвященная трагедии еврейского населения Советского Союза, оказавшегося под нацистской оккупацией. Отказ печатать ее со стороны партийного руководства во многом был мотивирован тем, что в ней, виновниками в уничтожении еврейского населения выступали не только немцы, но и местные предатели.

Почему это происходило, объяснить несложно. Люди, чудом освободившиеся из гетто и лагерей смерти, в первую очередь в качестве своих палачей называли непосредственных исполнителей приказов гитлеровцев: украинцев, русских, эстонцев, латышей.

Антисемитская политика на оккупированной территории России была многоаспектна. Иными словами, в нее, в разных формах, вовлекалось абсолютное большинство населения.

Если рассмотреть военный коллаборационизм, то люди, взявшие в руки оружие, часто являлись прямыми исполнителями приказов германского командования об уничтожении еврейского населения.

Истребление еврейского населения на оккупированной территории России началось с первого дня прихода немцев и не прекращалось вплоть до их изгнания. Эти акции делились на три периода:

1) С начала оккупации до зимы 1941-1942 года. (Уничтожались коммунисты, комсомольцы и активисты. Все еврейское население бралось на учет и сгонялось в гетто).

2) С весны 1942 года до конца 1942 года. (Массовое уничтожение еврейского населения).

3) С начала 1943 года до отступления нацистов с оккупированных территорий. (В этот период уничтожали всех оставшихся евреев, в том числе и тех, кто выполнял оборонные работы для нужд вермахта).

Полная изоляция гетто обеспечивалась русской полицией, набранной из местного населения. Часто именно полицейские по приказу нацистов выполняли самую грязную работу. Так как город Старая Русса в 1941 года находился в прифронтовой зоне, «окончательное решение еврейского вопроса» было решено провести в самые сжатые сроки. Евреи, жители города Старая Русса, в октябре были все одновременно арестованы. Аресты проводила немецкая жандармерия при активном участии русской полиции. В декабре все арестованные были расстреляны. Все их вещи конфисковывались в пользу оккупантов, однако часть из них была позднее передана городской управе для поощрения наиболее активных работников.

Административный коллаборационизм. Сотрудники административных органов должны были выявлять евреев, доносить об этом немецкому командованию.

На низшей ступени коллаборационистской администрации в городах и крупных населенных пунктах находились коменданты улиц и домов. В их функции входила обязанность следить за освобождающейся жилплощадью и предоставлять об этом данные жилищному отделу городской управы. По ордерам этого же отдела расселялись вновь прибывшие жильцы, а также обмерялись квартиры для начисления квартирной платы. Комендант улицы собирал квартплату, надзирал за санитарным состоянием улиц и дворов. Одной из первоочередных задач комендантов домов являлось информирование немецких властей обо всех посторонних или подозрительных лицах, а также о появлении коммунистов или евреев. На коменданта и дворников возлагалась обязанность немедленного задержания этих людей и передача их в руки оккупантов.

Низовым представителем власти являлся староста. Как правило, его ведению была подведомственна территория бывшего колхоза или совхоза.

По приказам коллаборационистской администрации накладывались репарации, они использовались на тяжелых физических неоплачиваемых работах. Так в июне 1942 года бургомистр Смоленска Меньшагин приказал евреям принести в городскую управу 7 000 рублей золотом.

Национальный коллаборационизм. Официально нацистское руководство в качестве «союзного населения» в 1941 году рассматривало только граждан бывших Прибалтийских государств: эстонцев, латышей и литовцев. Немецкие спецслужбы уже с 1940 года наладили тесные связи с различными националистическими организациями Балтии, находившимися после присоединения Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в подполье.

В донесении командира оперативной группы А бригаденфюрера СС Штальекера о деятельности группы в прифронтовой зоне Северо-Западной России и прибалтийских республиках говорилось: «Мы с самого начала стремились к привлечению надежного населения к борьбе против вредителей, в первую очередь, евреев и коммунистов».

Несмотря на достаточно высокую мононациональность сельских районов Северо-запада РСФСР все без исключения старосты и коменданты в августе-сентябре 1941 года получили распоряжение, из которого следовало, что они обязаны в кратчайший срок известить германское командование о наличии в районах их проживания «иностранцев и жидов».

Задачу по очищению территории от «нежелательного национального элемента» офицеры вермахта возложили на карательные отряды, находящиеся при военных комендантах. Все они были сформированы из жителей Эстонии и Латвии. Привлечение к данным акциям граждан прибалтийских республик захватчики объясняли тем, что они не хотят допустить повторения 1937-1938 годов, когда «сосед сводил счёты с соседом из корыстных побуждений».

Идеологический коллаборационизм. Наиболее крупными региональными газетами для Северо-запада РСФСР были издававшиеся в Риге «Правда», в Ревеле (Таллинн) «Северное слово» и в Пскове «За Родину». В центральной России широко распространялась смоленская газета «Новый путь». Наибольший тираж на всей оккупированной территории имела выходившая в Орле «Речь».

Геноцид против евреев нацисты могли осуществлять лишь при содействии или хотя бы при сочувственном отношении к этим акциям со стороны местного населения. Поэтому не было ни одного направления в идеологическом воздействии на жителей России, оказавшихся под немецкой оккупацией, в котором бы не присутствовали антисемитские сюжеты. Основная задача этой политики заключалась в том, чтобы доказать: у немцев и русских есть общий враг – евреи. В Псковской газете «За Родину» в течение всех лет оккупации существовала рубрика «Беседы с Домной Евстигнеевной», где носителем исконной народной мудрости выступала деревенская богобоязненная старушка. Из номера в номер в ее уста коллаборационистскими журналистами вкладывались следующие мысли: «Потерял народ наш разум, когда жидовских вшей себе за шиворот пустил. Вот они его и объели. Ну, да война выучит, жидовскую храбрость мы знаем. Немец ему в печенку въелся, вот он русский народ и гонит на убой за свои жидовские интересы».

Во многих российских проблемах обвинялись евреи. Главный редактор газеты «Речь» Михаил Октан пошел еще дальше. В своей брошюре «Евреи и большевики», которая была выпущена ко дню рождения Адольфа Гитлера в апреле 1942 года, он утверждал, что «так называемое ГПУ-НКВД на самом деле является марионеткой в руках мировой закулисы – еврейского заговора, цель которого – порабощение народов Европы».

Творческий коллаборационизм. Практически во всех коллаборационистских изданиях, начиная с 1941 года, были «уголки культуры». В них печатались произведения русских классиков – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского и др. Комментарии обращали внимание читателей на те аспекты их творчества, которые при советской власти замалчивались или принижались: антисемитизм, религиозность, великорусский патриотизм, национализм.

Из номера в номер публиковались новые тексты к популярным советским песням. В них Катюша уговаривала «бойца на дальнем пограничье» срочно переходить к немцам, а «три танкиста – три весёлых друга», убив жида-комиссара, помогали немцам добивать подлинных врагов своей Родины – коммунистов-грабителей. Песня «Широка страна моя родная» в новой интерпретации звучала теперь следующим образом:

Широки страны моей просторы,

Много в ней концлагерей везде,

Где советских граждан миллионы

Гибнут в злой неволе и нужде.

За столом веселья мы не слышим

И не видим счастья от трудов,

От законов сталинских чуть дышим,

От засилья мерзкого жидов.

В 1942 году берлинские «литераторы» – доктор Курт Люк и Петр Белик – выпустили сборник антисоветских частушек, песен, поговорок и анекдотов. Во введении составители заявили о том, что все русское народное творчество дышит ненавистью к Сталину, евреям, коммунистам, колхозам и к законам фальшивого народного правительства.

В Смоленске в феврале 1942 года городская управа объявила конкурс по сбору устного народного творчества: анекдотов, частушек, песен. Его актуальность объяснялась тем, что «народный юмор, остроты русского народа, направленные против еврейского произвола, против руководителей большевиков, широко распространены в массах».

В сентябре 1942 года в Орле открылся кукольный театр. Германское командование оказало содействие в деле организации этого театра, в том числе и материальное. Но в репертуаре для детей дошкольного и младшего школьного возраста появились такие произведения, как «Толстый жиденок» (злой еврейский мальчишка обижает русских детей, немецкий солдат наказывает наглеца). По мнению нацистских пропагандистов, антисемитские сюжеты должны были присутствовать на всех этапах воспитания ребенка.

При открытии кинотеатра в Смоленске в июле 1942 года было объявлено, что жители города смогут ознакомиться с тремя видами кинопродукции: художественными фильмами, культфильмами и военной хроникой.

Во многих документальных фильмах присутствовали антисемитские сюжеты. Так в хронике «Германского еженедельного обозрения» за сентябрь 1941 года показан процесс создания гетто в Смоленске. Евреи изображались как отвратительные опустившиеся люди, не заслуживающие жалости и снисхождения. Если перед таким сюжетом выступал русский пропагандист, он возмущенно, обращая внимание зрителей именно на эти кадры, восклицал: «И вот эти существа управляли Россией на протяжении 24 лет!».

Перед кинопоказом зрители могли посмотреть выступление художественного ансамбля театра «Пёстрая сцена», основу репертуара которого составляли антисоветские и антисемитские «злободневные куплеты», а также заслушать выступления штатных пропагандистов.

Из «Злободневных куплетов» чаще всего исполнялась так называемая «русская азбука» Ваньки Жукова:

Абрамчикам пришел капут.

Абрамчики в Сибирь бегут.

Ели, березы, сосны, осины

Еврейскую ждут на себе образину.

Жизнь переделывать стали мы заново

Жить стало легче без жидовья поганого.

Землю крестьянам Гитлер отдал

Злиться на это жидовский кагал.

Духовный коллаборационизм. Одно из направлений идеологического воздействия на население нашей страны со стороны нацистов и их пособников включало в себя религиозную пропаганду. Очень часто пропаганда христианских идей в газетах вплотную смыкалась с пропагандой антисемитизма. В Орле наиболее активно этим занимался главный редактор газеты «Речь» Михаил Октан. В своем выступлении перед учителями города в июне 1942 года он, подробно анализируя и пропагандируя «Протоколы Сионских мудрецов», заявил: «Евреи стремятся всячески дискредитировать христианскую религию, церковь, духовенство, ослабить его влияние на народ, до последней степени истребив само понятие о Боге. В "Протоколах" говорится, что крушение христианской религии – вопрос времени. Атеизм, как об этом сказано в "Протоколах", для иудаизма неопасен. Он является порождением евреев. Захватив власть во всём мире, иудаизм, говорится в "Протоколах", не допустит никакой другой религии, кроме иудейской».

Активно способствуя развитию коллаборационистской печати на занятых вермахтом территориях, нацисты настоятельно рекомендовали, чтобы каждая газета или журнал имели религиозную рубрику. В частности, в смоленской газете «Новый путь» ее вел протоиерей М. Шиловский. Накануне уничтожения нацистами и их пособниками Смоленского гетто, одного из самых крупных на территории России, он опубликовал материал «Непримиримые враги христианства»: «…Христос был распят теми, кого хотел спасти. В безумном гневе евреи кричали: "Распни, распни Его".

Он распят! Кем? – жидами. Они сами произнесли приговор, тяготевший над ними ранее, который логически вытекал из всей их истории. "Кровь Его на нас и на детях наших!" Если нам скажут о мнимом нарушении заповеди Христовой: "Любите врагов ваших", мы ответим: "Это не враги наши, это непримиримые враги Христовой веры, а таким врагом является сатана. Любить его – значит отречься от Бога. Как с дьяволом, так и с этими сатанистами нужна борьба…"

Всю свою злобу они показали нам, жителям многострадальной Руси. Царство их – царство смерти. Сколько крови ими пролито. Верный сын церкви, император-христианин, с наследником и с семьёй злодейски умерщвлены жидами Янкелями Свердловым и Юровским и Исааком Голощёкиным…

Небывалые в истории злодейства проводились жидами. Недавно перед всем миром раскрылось новое злодеяние – массовое убийство в Катынском лесу. А сколько истинно русских людей полегло от кровавой руки еврейства? Близится час последнего ответа. Нет и не может быть примирения с ними. Смерть еврейства – смерть сатанистов».

Отношение к истории Холокоста в современном мире крайне неоднозначное. Есть авторы, которые вообще отрицают его существование. Как правильно пишет И.А. Альтман: «непризнание важности Холокоста в годы войны неизбежно вело к его замалчиванию в последующий период». В национальном вопросе нацистская политика строилась на активной пропаганде идей национализма, антисемитизма и германофильства. Эта работа велась широко и систематически. При этом необходимо помнить, что сами по себе нацистские оккупанты никогда не смогли бы осуществлять свою человеконенавистническую политику в полном объеме без привлечения части местного населения.

Русские, украинские, латышские, эстонские и многие другие коллаборационисты в полной мере разделяют ответственность с гитлеровцами за уничтожение еврейского населения.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2080




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Kovalev1.php - to PDF file

Комментарии:

Соплеменник
- at 2011-06-15 13:42:36 EDT
Cемен
Гановер, ФРГ - at 2010-01-14 21:17:28 EDT
Не знаю, откуда у вас эти данные, что до 1942 г. нацисты не уничтожали евреев. Моих дедушку и бабушку, проживающих в деревне Хотьково, Витебской области, как впрочем и всех других евреев в Толочинском районе убили в начале ноября 1941г. Вы бы видели эту деревню. До нее и в 1975 г. почти не возможно было добраться на машине. До чего же были пунктуальными немцы. Ну, и, конечно, не без помощи местного населения.
==============================================
Уважаемый Семён!
Бывало всякое. Совсем недалеко от Толочина, в Сенно, все евреи из гетто были расстреляны 31 декабря 1942 года.

Сильвия
- at 2011-06-15 12:51:12 EDT
Если все-таки принять во внимание и западные, "присоединенные" к СССР, территории, то гетто было в Черновцах (Сев.Буковина), гетто было в Могилеве-Подольском (если не ошибаюсь, сейчас в Белоруссии). Кстати, через последнее перегоняли евреев из Сев.Буковины (и Бессарабии/Юж.Буковины ?) в Транснистрию.
Господину Б.Ковалеву огромное спасибо - тема важная, но, к сожалению, то ли плохо разработанная, то ли не дошедшая до широкого читателя.

Йоханнес
Oslo, Норвегия - at 2010-04-08 09:01:37 EDT
Уничтожение евреев действительно началось осенью 1941 и на территориях России. Например, в сентябре и октябре этого года немцы убили тысячи евреев во многих русских городах: Старая Русса, Пушкин, Павловск, Невель, Калинин, Великие Луки, Рудня, Хиславичи, и т.д.

См. Yitzhak Arad, The Holocaust in the Soviet Union (Lincoln/Jerusalem 2009), 195-201.

Яков
Санкт-Петербург, Россия - at 2010-01-20 13:09:55 EDT
Уважаемый Борис Николаевич,
Спасибо за комментарий. Ссылки на источники и литературу действительно бывают полезны. Но в любом случае, к источникам тоже следует относиться критично. Я не знаю книги Мюллера, на которую Вы ссылаетесь в комментарии, да и названия Вы не приводите. Но я не понимаю, на чем может быть основано утверждение, что на территории России в 1941 году евреи не уничтожались, а лишь сгонялись в гетто. Я знаю про гетто в Минске, в Вильно, в Риге, но не могу припомнить гетто в каком-нибудь из российских городов. С другой стороны, Вы сами упомянули об уничтожении в 1941 году евреев Старой Руссы, а я добавил подобную историю и в Пушкине. Мои родственники были уничтожены в Полтаве (Украина) и в Смоленской области (Россия). Насколько удалось узнать, все это было в 1941 году. Вы объясняете эти случаи "особым статусом" прифронтовой зоны. Но ведь по мере продвижения фронта на восток любая захваченная территория на какое-то время оказывалась прифронтовой, и к ней можно было применять тот самый "особый статус". Кстати, относительно длительное существование гетто на территории Советского Союза определялось не "сохранением" евреев в них, а тем, что по мере ликвидации их населения в них добавочно привозили евреев из европейских стран. По опубликованным воспоминаням выживших, именно так было, например, в Минске и в Риге.
Что касается Рутченко, я видел однажды по телевизору фильм, где были показаны и документы о "деятельности" этого "скромного и почтенного" господина. К сожалению, не помню, были ли там документы по Пушкину. Зато было даже интервью с ним самим. Конечно, он ничего "не помнил" и отрицал любую "клевету".
Я поддерживаю предложение ´Националкосмополита´ о желательности сравнительного анализа деятельности коллаборационистов Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии и России. И кстати, а как было в Молдавии?

Националкосмополит
- at 2010-01-19 06:21:16 EDT
Хотелось бы сравнительного анализа латышского, эстонского, литовского, украинского, белорусского и русского коллаборационизмов и антиеврейских действий в годы немецкой оккупации.
Марк Аврутин
- at 2010-01-19 04:24:23 EDT
Уважаемый г-н Ковалев, меня тоже удивила ваша фраза: "С начала оккупации до зимы 1941-1942 года. (Уничтожались коммунисты, комсомольцы и активисты. Все еврейское население бралось на учет и сгонялось в гетто)".
Только здесь в "Заметках" в рубрике "История Холокоста" опубликована масса работ, авторы которых, опираясь на различные документы, показывают отличия в уничтожении евреев на территории Советского Союза от стран Западной Европы. В частности, в Литве было уничтожено 94% евреев в первые м-цы войны. Всем стало известно о массовом уничтожении евреев в Киеве из стихотворения Евтушенко "Бабий Яр", опубликованном во времена, когда о Холокосте говорить было вообще запрещено. Массовые расстрелы производились без всякой подготовки - ни созданием гетто, ни выявлением коммунистов, комсомольцев и активистов немцы не занимались.


Борис Ковалев
Великий Новгород, Россия - at 2010-01-17 12:17:09 EDT
Уважаемый Яков!
Большое спасибо Вам за ваш комментарий. К сожалению в данном материале не присутствуют сноски на источники и литературу. На будущее постараюсь данной погрешности не допускать.
Приведенная периодизация позаимствована мной из книги Норберта Мюллера, посвященной нацистскому оккупационному режиму.
Хотя, действительно российские города, находящиеся в прифронтовой полосе, "имели особый статус в решении еврейского вопроса". Евреи и Пушкина и Старой Руссы были уничтожены в конце 1941 года. Об этом, кстати, моя статья в "Энциклопедии Холокоста на территории СССР".
Что касается участия коллаборационистов в уничтожении евреев в пригородах Ленинграда то этим, в частности, занимался ныне относительно здравствующий (1916 года рождения) и проживающий в Париже Николай Николаевич Рутченко.
Но по последнему типу рекомендую работы питерского исследователя Станислава Бернева.


Яков
Санкт-Петербург, Россия - at 2010-01-17 10:05:56 EDT
Уважаемый Борис Николаевич, спасибо за статью.
Я обратил внимание и на заголовок, относящийся к России,
и на то, что первые комментарии касались других территорий.
Тем не менее, утверждение, что уничтожение евреев на
территории Советского Союза началось уже в 1941 году,
видимо, справедливо и для собственно России. Я приведу
пример, который Вы наверняка можете изучить более детадьно
по архивам. Город Пушкин (б. Царское Село) - это пригород Ленинграда, т.е. близкий Вам Северо-Запад России. Он был оккупирован осенью 1941 года. Насколько я помню по публикациям времен перестройки, еврейское население было
уничтожено (расстреляно?) вскоре после начала оккупации,
т.е. еще в 1941 году. Об участии в этом коллаборационистов
в статье ничего не говорилось. На месте казни установлен
памятник, воспроизводящий одну из скульптур Сидура.

Борис Ковалев
- at 2010-01-16 19:58:14 EDT
Уважаемые читатели! Прошу обратить внимание на название статьи. Они написана на материалах, выявленных в архивах России. Это видно и по приведенным фактам.
Проблема Шоа на территории Прибалтики, Украины и Белоруссии автором не затрагивалась.

Леонид
Рамат Ган, Израиль - at 2010-01-16 02:04:28 EDT
То что до весны 1942 евреи не уничтожались-абсолютно неверно. Абсолютное большинство евреев южной Беларуси и северной Украины (Полесье), а также еврейских общин восточной Беларуси, точно так же как и евреев Прибалтики было уничтожено между концом лета-зимой 1941 г. Весной 1942 г. началась вторая волна уничтожения
Cемен
Гановер, ФРГ - at 2010-01-14 21:17:28 EDT
Не знаю, откуда у вас эти данные, что до 1942 г. нацисты не уничтожали евреев. Моих дедушку и бабушку, проживающих в деревне Хотьково, Витебской области, как впрочем и всех других евреев в Толочинском районе убили в начале ноября 1941г. Вы бы видели эту деревню. До нее и в 1975 г. почти не возможно было добраться на машине. До чего же были пунктуальными немцы. Ну, и, конечно, не без помощи местного населения.