©"Заметки по еврейской истории"
Апрель  2010 года

Александр Парицкий

Ассоциации

Введение

 

В один прекрасный день я оказался семидесятилетним пенсионером, сидящим без привычного дела. Тогда-то и состоялось мое «судьбоносное» знакомство с Торой. Несколько поздновато, если не «слишком поздно», но… «любви все возрасты покорны». И сегодня у меня настоящий роман с Торой. Чем больше я познаю ее, чем внимательней вслушиваюсь в музыку ее слов, тем сильнее подпадаю под ее неотразимое очарование.

Бывает, что однажды услышанная мелодия, время от времени, помимо воли, всплывает в памяти. Тора это совсем другое. Она стала частью моей жизни, частью меня самого. Ее музыка со мной всегда и повсюду. Бодрствую ли я, отдыхаю, читаю, работаю или смотрю телевизор, слушаю музыку или веду автомобиль, я постоянно ощущаю, как та или иная «мелодия» Торы «всплывает» в памяти, захватывает мои мысли, заставляет напевать ее заново.

Один рабби сказал, что Тора это техническое описание и инструкция по эксплуатации мира, созданного Богом для человека. Это слишком примитивный взгляд. Основная задача Торы – объяснить, зачем и как Творец создал этот мир и нас в нем. Это наставление Отца своим детям на все тысячелетия. Но вместе с тем, Тора это поэтические реминисценции Творца о том, как все начиналось. Эти наставления и воспоминания сделаны не в далеком прошлом. Отнюдь! Они сообщены нам, евреям, всему человечеству из далекого будущего, из того Седьмого Дня Творения, когда наступит в мире всеобщий покой и умиротворение.

Но как можно изложить такое в одной книге для всех поколений?

Можно, если превратить ее текст в музыку. Гениальная музыка вызывает у слушателя глубокие ассоциации. Она не устаревает, она вечна. Сквозь тысячелетия она звучит как великое откровение Автора.

4 000 лет назад на горе Синай Тора была передана еврейскому народу, и с этого момента она стала его духовным фундаментом, несокрушимым щитом, спасательным кругом, хранившим народ во всех катаклизмах, не давшим ему кануть в пучине истории, как канули тысячи других народов.

И сегодня Тора не исчерпала своей духовной, культурной и исторической роли. Я убежден, подлинный расцвет Торы впереди, в будущем наших потомков, куда она устремлена всей своей духовной мощью.

Это не комментарии к Торе. Это ассоциации, навеянные общением с ней. Это, если хотите, объяснение в любви.

О Торе

Известно, что у Торы есть чудесное свойство: на каком бы уровне не находился человек, великий мудрец или пятилетний ребенок, читая ее, он извлечет для себя урок. Всемогущество Творца неподвластно нашему разуму и чуждо человеку, сознание которого ограничено его природой. Однако Всевышний желал, чтобы человек мог понять нечто в Его путях и деяниях. Более того – чтобы он старался понять как можно больше и стремился к этому всеми силами. Поэтому Творец избрал образ действия, соответствующий путям человеческим, т. е. в постижимом и понятном порядке. Всевышний пожелал действовать в соответствии с природой созданных, и поэтому дал им возможность постигать Его дела и понимать их хотя бы немного, раз невозможно постичь больше. Доказательство этому – сотворение мира, а точнее то, как оно описано в Торе. Творец свидетельствует, что создал мир последовательными действиями, разграниченными во времени и разделенными на «речения», а не одним «речением», как мог бы. Именно из этого следует возможность и необходимость проводить анализ Его действий, их причин и, тем более, следствий, различать категории, виды и их аспекты, все согласно образу мышления человека.

Рамхаль – Луцато (ДААТ ТВУНОТ)

Тора находится в руках человека почти четыре тысячелетия. Но до сих пор она не оставляет нас равнодушными, манит своими тайнами. Каждый раз, перечитывая Тору, мы открываем в ней что-то новое, незамеченное ранее. Значит, мы не стоим на месте, растем духовно, становимся мудрее. В этом одна из целей Торы.

Успехи науки и технологии вскружили голову современного человека. Бог исчез с горизонта «научного прогресса». Ослепленный «яркими научными достижениями» человек готов верить, что Автор Торы – простой смертный, а Автор Вселенной – слепая случайность. Атеизм – стал модой. Увы, человек всегда, как в прошлом, так и сегодня, ищет фетиши для поклонения. Сегодня – это наука, которая «знает все».

Евреи внесли огромный вклад в развитие науки и технологии, но чисто «еврейское» мировоззрение – Тора – все еще остается в стороне от «современной» науки. Следует подчеркнуть, что еврейские мудрецы никогда не стремились установить примат Торы в области науки. Они считали Тору «наукой» о духовной жизни человека. Но духовный мир человека это неотъемлемая часть мира материального. И потому Тора – «наука» о духовном и физическом мире в целом.

Сознает человечество или нет, но результаты научных исследований последних столетий и, особенно, последнего времени, все больше приобретают совершенно иной характер. Это как в суде: чем больше показаний дает свидетель обвинения (наука), чем больше фактов он приводит, тем яснее становится, что обвиняемый (Тора) говорит истину. Все чаще результаты научных исследований свидетельствуют в «пользу» Торы, подтверждают ее слова. Я уверен, в недалеком будущем наука станет тем главным «евангелистом», тем главным свидетелем, который со всей своей глубиной и откровенностью подтвердит истинность Торы.

Мы поражаемся тем, как гениальный Жюль Верн предсказал за 50 лет будущую подводную лодку или за 150 – будущий полет на луну. Но когда древний пастух по имени Моисей в Торе предсказал еще 4 000 лет назад будущую теорию эволюции, теорию Большого Взрыва, теорию относительности, археологическое открытия факта существования динозавров, генетику и многое другое, мы не хотим об этом даже слушать. Такого не могло быть потому, что не могло быть никогда. Мы боимся взглянуть правде в лицо, ибо рухнет все наше стройное «научное» мировоззрение.

«Теория эволюции жизни на земле» по Дарвину, которую, почему-то, посчитали основой атеизма и опровержением Торы, по сути, детально изложила в научных терминах картину сотворения жизни на земле по Торе. Теория эволюции показала, что Тора это краткое описание всех этапов развития жизни на земле. Дарвин писал в одном из писем: «Никак не могу взирать на эту чудесную Вселенную и, особенно, на природу человека и довольствоваться заключением, что все это результат неразумной силы». (Из писем Дарвина. Журнал «Знание Сила» № 9, 1956 г. Стр. 41). Дарвин не виноват в том, что атеисты использовали его имя для борьбы с «мракобесием» Библии.

Следующим прорывом в этом направлении стала теория относительности Эйнштейна, которая позволила совместить семнадцать миллиардов лет нашей вселенной с шестью днями творения по Торе. Затем пришла очередь «красного смещения» света далеких звезд, которые вследствие расширения Вселенной разлетаются во все стороны из одной единственной точки. Потом в космосе было обнаружено реликтовое излучение – остатки первоначального взрыва во Вселенной. И, наконец, теория Большого Взрыва, первоисточника Вселенной, о чем Тора сообщила нам четыре тысячи лет назад.

Но, помимо теории эволюции, физики и астрофизики, «льющих воду на мельницу» клерикалов и Библии, за дело взялись и другие науки, еще больше «подливая масла в огонь» утверждений Торы. Среди них археология и геология, океанография и антропология, генетика и медицина, лингвистика и биохимия. Практически все открытия современных наук свидетельствуют об истинности Торы.

Уверен, судьба будущей науки – открыть человеку истину, сжато изложенную в Торе.

Но пока все еще существуют два кардинально противоположных подхода к Торе.

Первый, ортодоксальный, считает традиционную трактовку текста письменной и устной Торы исчерпывающей истиной в последней инстанции, величайшей мудростью предков, не требующей никакого дальнейшего углубленного исследования помимо досконального заучивания. Ортодоксы канонизируют эту трактовку в строгих, замороженных рамках, окончательно сформировавшихся в прошлые тысячелетия.

Второй, атеистический, воспринимает текст Торы, как произведение народного эпоса далекой старины, мудрость наших наивных предков, исключая необходимость ее дальнейшего углубленного «научного» исследования.

В оба подхода имеют много общего. Они заковали Тору в жесткие рамки, сформированные в далеком прошлом, не позволяют извлечь из нее бесконечный объем информации, вложенный в нее Автором, не позволяют мысли и духу Торы выйти на широкий простор современного видения мира, современного мышления, не позволяют взглянуть на Тору из будущего, соединить мудрость предков с мудростью потомков. Они заранее отвергают само наличие и приемлемость мудрости грядущих потомков. Вся мудрость человечества, по мнению ортодоксов, и это весьма устраивает атеистов, полностью исчерпана в далеком прошлом, а мудрость потомков пренебрежительно мала и несущественна. Еще бы! Ведь наши предки слышали Голос Творца! А потомкам, уши которых залеплены воском, следует лишь старательно изучать все, что услышали их предки. На большее они просто не способны.

Такой подход не только оскорбителен для всей истории человечества, не только непродуктивен и нелогичен, но он, в конечном итоге, оскорбителен для самой Торы и ее Автора и полностью перечеркивает всю ту бесконечную мудрость, которую несет эта вечная Книга грядущим читателям.

Согласно этому подходу наиболее мудрым и проницательным человеком был Адам, созданный «руками» Бога. С ним Бог «лично» беседовал. Его Он «персонально» опекал и инструктировал. После греха Адама началось духовное падение человека. Мудрость человека деградировала из поколения в поколение. А нынешнее человечество пребывает на самой низшей ступени мудрости, в крайней убогости мысли и удаленности от Бога.

Но если все именно так, то Тору должен был записать Адам. Ибо только его величайшая мудрость позволяла выполнить эту работу. И, уж конечно, эту работу нельзя было поручать жалким забитым еврейским рабам после трехсот лет непрерывных унижений и притеснений в Египте. Как Бог доверил этим рабам, ниже которых не было никого на земле, записать Тору, доверил изучать ее и хранить тысячелетиями для всего человечества?

Адаму еще до своего грехопадения следовало записать Тору и хранить ее вечно, как хранилась и не изнашивалась тысячелетиями одежда, сшитая для него, согласно легенде, самим Богом. Если бы все было именно так, то эта книга так же, как та одежда, была бы вечной, неистребимой и всеми почитаемой в тысячах поколений? Но нет, Бог, почему-то, не доверил Тору вечной коже, изготовленной Его Святыми Руками. Мало того, Бог не доверил запись Торы даже первому Праведнику на земле, нашему Праотцу Аврааму. Он, почему-то, доверил ее зыбкой памяти и «деградированной душе» жалких, растоптанных еврейских рабов.

Такой взгляд на историю человечества полностью противоречит не только букве, но самому духу Торы.

Бог создавал мир постепенно, шаг за шагом, «эволюционно», от простого к сложному, все более совершенному.

Первым творением Бога был свет. Это было зерно, зародыш всего будущего мира. День за днем, усложняя свои творения, Бог создает землю, зародыш будущей жизни, небесные светила, океаны и сушу, растения и животных, Адама, зародыш будущего человечества – венец Творения.

Но и человек, Адам не возник сразу совершенным. Он также постепенно (эволюционно) изменялся от Адама, первого «опытного образца» человека, к Ною – «более совершенной модели», от Ноя к Аврааму, «головному образцу новой серии» человека, от Авраама к Моисею, от Моисея к Давиду и так далее. Лишь достигнув в своем развитии уровня мудрости Моисея, человек смог записать Тору и начать ее изучение. Лишь на уровне танаим-мудрецов человек начал углубленное проникновение в Тору. А нашим потомкам суждено открыть еще более глубокие тайны Торы, которая неисчерпаема.

Я предлагаю читателю отвлечься от этих модных взглядов на Тору и попытаться услышать в ней свою собственную мелодию, прислушаться к ассоциациям, возникающим в душе при ее чтении. Буду рад, если это удастся.

Начнем с «азов»:

Как возникла вселенная по Торе?

Дни Творения?

Как и зачем создан человек?

В третьем столетии до Новой Эры семьдесят еврейских мудрецов толковников по заказу правителя Египта Птолемея сделали перевод Торы с иврита на греческий язык. Это знаменитая «Септуагинта» «перевод семидесяти». Впервые содержание Торы стало известно всему остальному культурному миру, который после великих завоеваний Александра Македонского был в значительной степени греческим. Несмотря на чудеса, сопровождавшие это событие, такие, например, как дословное совпадение текстов переводов всех семидесяти толковников, работавших отдельно и независимо друг от друга, еврейские мудрецы посчитали это раскрытием тайны Торы и большим несчастьем. В тот самый день, когда был закончен этот перевод, спустя триста лет римляне пробили брешь в стене Иерусалима и ворвались в осажденный город, что было воспринято как символическое наказание за разглашение секрета Торы толковниками Септуагинты, связавшее рассеяние евреев по миру (брешь в стене Иерусалима) с наказанием за пересказ Торы другим народам. А ведь эти события могут быть поняты и совсем по-иному: Септуагинта это та самая брешь, через которую Тора пришла к другим народам мира, а брешь в стене Иерусалима это тот путь, по которому пошли к другим народам физические носители Торы. Они действительно едины.

«Вульгата», перевод Торы на латынь, есть символ смыслового (вульгарного) содержания любого перевода Книги. Иврит Торы это своеобразная нотная азбука, а Тора это симфония Творца. Как можно передать музыку словами даже самого лучшего «перевода»? Абсурд.

Еврейские мудрецы утверждают, что Бог создавал мир словами Торы, которая являлась исходным планом всего Творения. Скептики спрашивают, в каком виде существовала Тора до того, как появилась бумага, кожа, камни, глина, и весь материальный мир вообще еще не существовал? Мудрецы отвечают: в то время Тора была записана белым пламенем на фоне черного огня. Не спешите смеяться над этим представлением. Мы к нему еще вернемся.

Первая книга Торы «Берейшит» или «В начале…» напоминает простейший учебник иврита и одновременно детскую сказку: «В начале создал Бог небо и землю…».

Такое «простое» начало Торы вполне объяснимо. Ведь народ Израиля тогда иврит еще не знал, и Автор Торы, обучая языку, давал начальные знания о Творении и о духовных законах.

Вместе с тем, Тора рассчитана на многие тысячелетия. Читатели всех времен должны найти в ней живой, познавательный, мудрый материал о мире и его законах, о задачах, которые Автор возлагает на читателя. Выполнить эти условия в тексте одной книги, написанной тысячелетия назад, можно только в случае, если это будет не сухой текст, но живая, вечно звучащая музыка. Именно так написана Тора.

В любом языке слово может содержать несколько понятий. Толковые словари поясняют все возможные значения слов. Иврит в этом отношении уникален. Каждое его слово имеет десятки различных понятий, неизмеримо углубляющих восприятие текста. Разные значения слов превращают любое предложение в уравнение со многими неизвестными, придают ему множество смыслов. Если сравнить предложение с мелодией, то каждое предложение Торы есть богатейшее по своему звучанию многоголосие, полифония.

Ассоциации, возникающие при таком восприятии, вырываются из плоскости элементарного смыслового содержания, переводя его в объемные логические пространства, многогранные и многоцветные, выводят читателя за пределы физического мира. В этом нет ничего удивительного ведь музыка воздействует на подсознание человека. А подсознание это источник ассоциативного восприятия. Еврейские мудрецы считали Тору зашифрованным посланием и тысячелетиями пытались разгадать ее скрытый смысл.

Элементарный смысл каждого предложения Торы мудрецы называют пшат простой, прямой. Еще пророки начали толковать подтекст, драш, смысл, лежащий под поверхностью пшат. Это так называемая «Устная Тора». Причем, толкования разных мудрецов не всегда и не во всем совпадают друг с другом, а временами даже противоречивы. Но это никогда никого не смущало: ведь никто из смертных не обладает монополией на единственно верное, «истинное» понимание Торы. Каждое толкование подтекста это одно из множества возможных смыслов текста. А вся совокупность толкований и тех, что уже найдены мудрецами, и тех, которые будут найдены в будущем, отражает многообразие мира Творца.

Традиция считает, что при получении Торы на горе Синай присутствовали все еврейские души, которым когда-либо суждено появиться на свет. Все они слышали Бога, и все имеют право на собственное толкование Торы, на свою Устную Тору. В их числе находилась и твоя душа, уважаемый читатель. Попробуй себя в этом деле. Попробуй услышать свою собственную мелодию в полифонии Торы.

Передача Торы произошла примерно 4 000 лет назад. Это был гигантский, титанический труд. Представьте себе школу, учебный класс, в котором учится сразу весь народ, от млада до стара, от простаков до гениев, миллион человек одновременно с утра до ночи. Единственное послабление – им не нужно было «добывать в поте лица хлеб свой насущный» – их кормили «порционно» манной небесной. Ее нужно было лишь собрать поутру. Все остальное время это была школа, учеба, урок от рассвета до заката.

Как учили в этой школе? Текст Торы заучивали на память, как позже это делали в хедерах, куда приводят детей с трехлетнего возраста. Заучивали непрерывным повторением отрывков. Именно так на протяжении сорока лет два поколения еврейского народа учили Тору в Синайской пустыне.

Теперь представим объем понятий и слов, которыми в то время обладал народ. Вспомним себя в возрасте трех лет. Словарный запас трехлетнего ребенка изложен в первых предложениях Торы: Бог, земля, вода, небо, свет, тьма, творить, создавать, сказать, спросить, ответить, солнце, луна, звезды, растения, животные, птицы, рыбы, деревья, плоды, травы, вода, моря и еще немного слов. Пользуясь таким набором понятий, Бог объяснил «юному» еврейскому народу процесс сотворения мира.

Со временем, усилиями Пророков, комментариями мудрецов, великих талмудистов и ученых, учителей и раввинов, текст Торы дополнялся комментариями, которые вышли за пределы пшат, и приоткрыли глубины мудрости, содержащейся в ней. Вот, например, высказывание Рамбама из «мрака средневековья» XII века: «Конфликт между наукой и религией есть результат ошибочного толкования Библии».

Причина этого конфликта в том, что до сих пор текст Торы все еще воспринимается строго канонически, ортодоксально, не допуская никаких серьезных толкований подтекста Писания. Вернее и ныне текст Торы чуть ли не насильственно удерживается в рамках пшат, прямого текста.

Но ведь Автор Писания именно потому выполнил его на иврите, что это позволило представить все Писание в виде сложнейшей многоплановой звуковой перспективы. Чтобы увидеть ее необходимо вырваться из ограниченных рамок плоскости текста и перевести его в богатый музыкальный объем.

Глава первая

Бог действует в строгом соответствии со Своими Законами.

«Чудеса» мира это проявление Его Законов.

«Чудом» это явление, закон которого неизвестен.

Расширение знаний уменьшает число «чудес».

Но нам никогда не познать всех Законов мира,

и мы обречены на явление «чудес».

(Аксиома)

Один День

בראשית ברא אלהים את השמים ואת הארץ

В НАЧАЛЕ (בראשית) СОЗДАЛ (ברא) БОГ (אלהים) НЕБО (השמים) И ЗЕМЛЮ (הארץ).

Это традиционное ортодоксальное или классическое толкование первого предложения Торы – пшат.

(Далее повсюду текст пшат записан заглавными буквами.)

В Торе у Бога несколько имен, каждое из которых отражает определенные свойства или стороны Творца.

В первой главе Торы Бог назван Элокимאלהים. По еврейской традиции Элоким – это строгий Судья, Творец Вселенной. Он придерживается жестких правил управления миром. Он не допускает отклонений от Своих Законов, сурово наказывая за нарушения.

Судья, тем более строгий судья, действует только при наличии Законов и в пределах Законов. Это область его активности. Нет Законов – нет судьи. Судья означает Закон.

Слово Элоким множественное число слова «Эль», Бог – означает «Боги», но Бог един. Поскольку Элоким – это Судья-Законник, то напрашивается более глубокая трактовка имени Элоким – Законы. И первое предложение Торы будет следующим:

«В начале были созданы Законы неба и земли».

Современная физика утверждает, что мир существует благодаря нескольким основным фундаментальным физическим константам. Малейшее их нарушение разрушит мир. Нам с вами знакома из школы одна такая константа – число π. Имя Элоким-Законы соответствует этим жестким константам. Мудрецы трактуют Его имя – строгий Судья. Как мудрецы Торы узнали, что имя «Элоким» в Торе, соответствует строгими физическим константам и закономерностями нашего мира? Наверняка – это подсказка Автора Торы, Творца вселенной, ее Генерального Конструктора.

Понятия «небо» и «земля» предполагают наличие земного шара и атмосферы. Но в первое мгновение Творения они еще не существуют, как не существует вообще ничего материального. Мир создавался из ничего, из чистого духа, из идеи. Так, что в первую очередь требовалось создать такие базисные основы материального мира, как «пространство», «материя», «время». Без них материальный мир существовать не может. Именно об этом говорит Тора в первом предложении:

В начале созданы (ברא бара) Законы пространства и материи.

Обратим внимание на глагол ברא бара, создавать (теоретически), планировать, задумывать. Он используется только тогда, когда создается нечто нематериальное, духовное – планировать, замышлять. Здесь ברא относится к созданию законов организации пространства и материи, то есть к духовному продукту. Таким образом, «в начале» были созданы лишь организационные предпосылки будущего построения материального мира.

Да и самое первое слово Торы בראשית (берейшитв начале) тоже далеко не простое. Его можно представить соединением двух слов: ברא שית (бара шит), что означает «создавая основание» (שית фундамент). (Напомним, что имя третьего сына Адама, Праотца всего человечества, было שת, Шет - Основатель).

И тогда первое предложение приобретает следующую форму:

«Возводя основание, создали Законы пространства и материи» или

«В основании были положены Законы духа и материи»

Второе предложение Торы:

והארץ היתה תהו ובהו וחשך על-פני תהום ורוח אלהים מרחפת על-פני המים:

И ЗЕМЛЯ БЫЛА ХАОТИЧНА И ПУСТА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЙ, И ДУХ БОЖИЙ ВИТАЕТ НАД ВОДАМИ.

Воспользуемся вышеприведенной трактовкой слов материя, הארץ и Законы, אלהים:

И (будущая) материя была в состоянии хаоса (беспорядка), и тьма неопределенности над бездной (будущим пространством и временем), и Дух Законов витает над водами.

В этом предложении введены новые понятия: «бездна», «тьма», «неопределенность», «воды». Это (теоретическое) исходное состояние, основа последующих событий.

Слово «бездна» можно воспринимать как синоним «пространства» из первого предложения. Назвав пространство «бездной», Тора придает будущему абстрактному «пространству» некоторые определенные свойства, такие, как бесконечность (бездна), тьма, неопределенность (отсутствие упорядоченности). Тот факт, что «тьма» и «законы» находятся пока еще вне «бездны» и вне «вод», говорит о том, что мы наблюдаем две противостоящие и (пока) раздельные, независимые данности, два свойства мира. С одной стороны исходное (теоретическое) состояние материи и пространства, перед началом преобразования, а с другой – законы их будущей организации. «Законы» пространства и материи уже готовы к применению, но еще не включены в работу, «ждут приказа» («без команды не стрелять!»). Это исходное состояние, перед началом Творения. В мире нет ничего кроме Элоким – Законов Творения, и эту фразу следует воспринимать как некоторую (теоретическую) модель первичного исходного состояния мира, первичного хаоса до приложения к ним Законов Творения – אלהים.

А как хорошо ложится в это описание: «материя хаотична и беспорядочна и тьма неопределенности витает над бездной» на современное представление о сравнительно недавно открытом новом явлении в космосе – черные дыры? Как будто бы Автор Торы нарисовал нам именно это состояние мира.

Здесь введен термин המים, эти воды. В дальнейшем он будет часто встречаться, как символ источника жизни, как место, где зарождается и расцветает жизнь. Упоминание вод в этом предложении говорит о том, что духовный источник жизни существовал в мире еще до создания материальных основ, что жизнь в мире предвечна, точно так же, как и наш Творец. Это очередная загадка Торы.

Все готово и замерло перед началом Творения, перед рассветом. И вот, команда, вот взрыв!

ויאמר אלהים יהי-אור ויהי-אור:

И СКАЗАЛ БОГ: «БУДЕТ СВЕТ!». И ВОЗНИК СВЕТ.

Это предложение следует трактовать:

И по Законам Творения произошла вспышка, взрыв! Возник свет.

Так началось рождение мира. Это первый результат действия Законов Творения, законов пространства и материи на исходное (теоретическое) состояние мира – тьма, бездна, вода.

В бесконечно малой, нулевой исходной точке будущего пространства возник свет. Он вспыхнул и ярким огненным шаром помчался во все стороны, раздвигая тьму бездны, создавая на своем пути пространство, наполняя его собой. Этот свет является одновременно и духом, и пространством, и материей. Свет – это колебания, это деформация пространства. Свет Элоким – исходное состояние сверх плотно упакованного пространства. Чем выше энергия света, энергия излучения, тем более плотно упаковано в нем пространство. Возникнув в бесконечно малой точке духовного источника Творца, в чем-то подобном «черной дыре», в бесконечно малом объеме, находясь в сверх сжатом состоянии, свет в соответствие с Законом Элоким гигантским прыжком, взрывом, вырвался наружу, разлетаясь во все стороны, создавая, расширяя, раздвигая пространство, наполняя его собой.

Распространяясь, свет создавал космическое пространство, «вакуум». Физики утверждают, что плотность энергии вакуума в миллиарды раз выше, чем плотность энергии в недрах звезд.

Творец произвел лишь один «квант» света: «Будет свет! И был свет!». Но этого «кванта» оказалось достаточно, чтобы возникла вся Вселенная. Свет Элоким – Законов Творения породил на своем пути Пространство, подготовил место для создания материи.

Так родился наш мир – последствие пронесшегося здесь в тот первый день Света, созданного словом Творца: «Будет Свет!» Остатком того Света является «реликтовое излучение», обнаруженное относительно недавно в космосе.

Свет, которым мы пользуемся сегодня, весьма далек от Света, созданного речением-законом Творца. Тот первоначальный свет имел частоту излучения в миллиарды раз более высокую, чем свет, который мы видим, «видимый свет». Тот свет был невидимым, черным, на фоне которого Творец писал белым пламенем-светом Свою Тору. Мудрецы непонятно как знали об этом, когда разъясняли, как была записана Тора до создания материального мира. Творец намеренно использовал в Торе знакомое нам название свет, чтобы хоть как-то объясниться. Но и сегодня свет обладает весьма необычными свойствами.

Свет ведет себя одновременно как волна, и как частица. При этом свет имеет странную, не материальную характеристику, константу – его скорость в вакууме постоянна и не зависит от скорости движения источника и приемника света. Она установлена «декретом» Свыше. Можно сказать, что свет – это своеобразное переходное состояние между духом и материей. У света нет массы покоя – он как бы нематериален, но обладает энергией. Его масса – это та энергия, которую он переносит. Он, вроде бы, еще не материя, но уже явно не дух. Именно это промежуточное, наполовину материальное и наполовину духовное явление возникло по Законам Творения в первое мгновение создания материального мира из ничего.

Мудрецы Торы под «светом» понимают духовный свет «Божественной Истины». С этим следует согласиться. Ведь любой физический объект или физическое явление в мире находится в строгих рамках Законов Творения, физических законов, наполняющих собой, подчиняющих себе этот физический объект или явление.

Пространство в нас самих и вокруг нас заполнено первичным вакуумом, возникшем в результате вспышки света. Мир «плавает» в нем не замечая его так же, как рыбы плавают в толще воды, не замечая ее, ибо вода находится в них и вокруг них.

Материальные объекты – это сгустки пространства, неравномерности плотности пространства, легкие колебания плотности вакуума. Наличие неравномерностей пространства воспринимается нами, как присутствие материальных объектов. Мы ощущаем эту неравномерность так же, как мы ощущаем неравномерность плотности воздуха, порывы ветра. Пространство необычной плотности воспринимается нами как некоторые материальные предметы. Воздух может обжечь своим дыханием или заморозить, сбить с ног или нежно приласкать кожу. Так и сгустки пространства воспринимаются нами, как огонь или лед, тяжелый камень или легчайшая пушинка, острый нож или нежный поцелуй, ужасный зверь или пленительная красавица.

Все материальные объекты физического мира есть те или иные неравномерности окружающего пространства, которое, в свою очередь, есть, продукт исходного света Творца. То есть материальный мир, и все его элементы – это специфическое проявления духовных свойств Божественного Света. Создав свет, Бог сотворил для нас удивительный мир. Об этом повествует Тора, начиная со второго дня Творения.

За последнее столетие было изучено внутреннее строение атома. И так же, как протоны, нейтроны и электроны когда-то считались мельчайшими частицами во Вселенной, последовавшее открытие еще более мелких частиц продолжило путешествие вглубь материи. Однако в настоящее время не существует приборов, при помощи которых можно было бы зафиксировать реальное существование этих крошечных элементарных частиц.

Новейшие познания в области квантовой физики, а именно, теория суперструн, предполагает, что существует еще более микроскопический мир. Согласно физикам, частицы, подобные нейтрино, различные виды кварков, мезоны, лептоны, бозоны и другие являются возможными для наблюдения проявлениями невообразимо тонких струн.

Теория суперструн предполагает, что эта субатомная пряжа постоянно вибрирует, и различные формы вибрации проявляются перед глазами наблюдателя в виде частиц различных типов. На этом этапе исследования вышли на уровень, который очень сложно вообразить: эти предполагаемые фундаментальные струны имеют диаметр в одну миллионную одной триллионной одной триллионной сантиметра. Фактически, по мнению ученых, эти нити не занимают никакого объема в пространстве. Но существование этих фундаментальных элементов, не имеющих объема, приводит к невероятному парадоксу... они не существуют!

Напомню читателю, что современные модели элементарных частиц, это всего лишь определенные математические уравнения, описывающие те или иные квантовые, субатомные явления, наблюдаемые при исследовании их свойств. То есть это чисто мнимые (духовные) свойства и характеристики исследуемой «материи». Так, что «материальный мир», при тщательном рассмотрении превращается в дым, в некую духовную субстанцию, сотканную из исходного света.

Вот, к примеру, «хорошо знакомый» нам атом. Это ядро, окруженное облаком электронов. Как представить себе эту конструкцию? Если ядро атома это футбольный мяч, взлетающий в центре поля стадиона, то облако его электронов это зрачки зрителей на трибуне стадиона, следящих за полетом «ядра-мяча». Добавим, лишь, что само ядро-мяч имеет конструкцию подобную атому. Так что же такое эта наша весомая и «зримая» материя? Это всего лишь иллюзия взаимодействий между нами и окружающим миром.

Первая глава Берейшит – это описание процесса формирования «физической» оболочки, то есть специфических разновидностей пространства вокруг исходного духовного основания. Эти «материальные» одежды последовательно, «день за днем», слой за слоем, создаются и одеваются как облачение, как панцирь на духовное основание, сердцевина которого остается где-то в глубинах неизвестности.

Но в результате Первого Дня Творения создан свет, породивший основу Вселенной – пространство.

וירא אלהים את-האור כי-טוב ויבדל אלהים בין האור ובין החשך:

И УВИДЕЛ БОГ СВЕТ, КАК ОН ХОРОШ. И ОТДЕЛИЛ БОГ СВЕТ ОТ ТЬМЫ.

И свет, рожденный Законами Творения, обилен и достаточен. И отделился «свет» от «тьмы».

Слово יבדל, явдиль, отделил, несомненно, обозначает формирование «кванта», порции света, который Законы Творения выделили для создания нашего мира, Вселенной. Слово יבדל также означает, что свет и его будущие производные в корне отличаются от его исходного состояния и полностью от него отделены и отдалены.

В дальнейшем Тора будет постоянно использовать глагол отделить, сообщая, что одним из основных приемов Бога при строительстве мира является процесс הבדלה, хавдала, отделения, разделения частей физического мира, возведение разделяющих перегородок и дробление его на все большее количество элементов. Мир, создаваемый Богом (Законами), постепенно становится детальным, подробным и сложным. Здесь Бог совершил две последовательные операции: создал квант света и отделил его от Источника. Таким образом, Божественный Источник мироздания был отделен первой перегородкой, и на нее было наброшено покрывало из тонкой вуали света.

ויקרא אלהים לאור יום ולחשך קרא לילה ויהי-ערב ויהי-בקר יום אחד:

И НАЗВАЛ БОГ СВЕТ «ДЕНЬ» А ТЬМУ НАЗВАЛ «НОЧЬ», И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО, ДЕНЬ ОДИН.

И определили Законы Творения свет (духовное понятие) как день, а тьму (исходное состояние) определили как ночь. И среди хаоса возник порядок. День один.

Эта фраза подводит итог первого дня Творения. Произошло духовное преобразование мира. В Торе каждое слово ограничивает и определяет пределы духовных сущностей. В первый день Творения Законы Бога произвели преобразование исходного хаоса и определили строгие рамки новых духовных сущностей: ночь, свет, день.

Почему эта фраза заканчивается странной присказкой, которая потом будет повторена еще пять раз: «и был вечер, и было утро…»? Ведь уже введены понятия «день» и «ночь»? К чему этот припев?

Слово эрев, вечер является также корнем слова меурав, смешанный, смесь. Именно о таком смешении и хаосе – תהו ובהו (тоѓу вабоѓу) исходного состояния мира сообщает первое предложение. Так, что слово эрев смесь здесь подчеркивает исходное состояние хаоса перед началом преобразований.

А что произошло в результате первого дня?

Из этой смеси и хаоса (эрев) возник порядок (бокер), ибо бокер, утро есть корень слова левакер упорядочить. Это еще один результат действия Законов Творения: из тьмы и хаоса возник свет и порядок. «И был хаос, и стал порядок. День один».

Таким образом, в «день один» Элоким – Законы Творения – совершили несколько основополагающих действий: создали законы организации пространства и времени, произвели квант света, отделили его от первоисточника, внесли в хаос определенный порядок.

Интересно отметить, что в модели мироздания, по каббале, Бог находится в центре духовного мира, отделенного, закрытого от нашего внешнего материального мира десятью переходными сферами («сфирот»), поверхности которых постепенно ослабляют силу света, исходящего от Первоисточника, от Бога. Согласно каббале, прямой свет Божественного источника крайне опасен для материального мира своей силой и мгновенно уничтожит материальный мир. Десять «сфирот» каббалы – это десять изолирующих экранов, вложенных один в другой и ослабляющих силу света Бога, находящегося в их центре.

По аналогии с моделью каббалы, перегородка для отделения света, созданного в первый день творения, явилась той первой экранирующей сферой, которая ослабила невероятную энергию, исходящую из источника, из Бога. И только затем, после такого ослабления энергии, изливающейся вовне, Законы Бога приступили к формированию первых элементов материального мира, что произошло во второй и последующие дни творения.

И, наконец, слово אחד, эхад, один, един, единственный, особенный. Да, вот именно тот день, когда возник Свет, является не одним из дней, но единственным и особенным днем. Мы еще встретимся с этим термином в молитве Шма, где Бог назван, אדני אחדАдонай Эхад Бог Единственный.

Сотворение времени.

Материя не существует вне времени, точно так же, как она не существует вне пространства. Когда началось время? Можно предположить, что время началось с команды: «…ДА БУДЕТ СВЕТ…», но тогда возникнет противоречие с последним предложением:

И назовет Элоким свет днем, а тьму назвал ночь, и был вечер и будет утро, особый, единственный день.

Этот особый, единственный день начался с вечера, с тьмы, еще до создания света. Он начался тогда, когда были созданы Законы будущего мира. А это значит, что он начался со слова «БЕРЕЙШИТ В НАЧАЛЕ», а еще точнее с буквы «Б».

Итак, результатом этого особого единственного дня творения было: СОЗДАНИЕ ЗАКОНОВ ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА, МАТЕРИИ, СОЗДАНИЕ КВАНТА СВЕТА, НАЧАЛО ПРОЦЕССА УПОРЯДОЧЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, СНИЖЕНИЕ ХАОСА, ОТДЕЛЕНИЕ СВЕТА ОТ ПЕРВОИСТОЧНИКА (ВОЗВЕДЕНИЕ ПЕРВОГО ЭКРАНА).

Второй День

ויאמר אלהים יהי רקיע בתוך המים ויהי מבדיל בין מים למים

И СКАЗАЛ ЭЛОКИМ, БУДЕТ ПРОСТРАНСТВО СРЕДИ ВОД, И БУДЕТ РАЗДЕЛЕНИЕ МЕЖДУ ВОДАМИ.

И Законы Творения создали пространство внутри вод, и разграничение между водами.

Во второй день Бог формирует первые материальные объекты. Мы уже говорили выше, что возникшее (космическое) пространство это некий вакуум с невероятной плотностью энергии. Для создания материальных объектов Законы Бога вносят нестабильность в первоначальное распределение плотности этой энергии – в отдельных точках пространства возникает неравномерность плотности, деформация пространства.

Вода это символ безграничного обилия Элоким. Теперь в этом возникшем безграничном обилии Законы Творения – Элоким начинают создавать некоторые ограничения, перераспределения, вводят неравномерности, которые и есть элементы будущей материи. Используя термин «воды», Тора пытается облегчить нам восприятие ее слов, проводит параллель между возникшим пространством космоса и мировым океаном, параллель между вакуумом, наполняющим созданное пространство, и водами, наполняющими наши океаны. Далее, при описании процесса создания жизни в воде, Тора применит практически те же термины. Итак, океан пространства начинает наполняться материальными объектами.

В космическом пространстве רקיע (ракия) началось формирование галактик, звезд и звездных скоплений, которые, как известно, состоят в основном из водорода מימן (мейман), названного здесь водой מים (маим).

Слово מימן это термин современного иврита, он не из Торы. Но как Автор Торы, если это был простой смертный, узнал 4 000 лет назад, что все космическое пространство заполнено водородом – основным элементом воды, и сообщил о воде в космическом пространстве?

ויעש אלהים את-רקיע ויבדל בין המים אשר מתחת לרקיע ובין המים אשר מעל לרקיע ויהי-כן

И СДЕЛАЛ БОГ ПРОСТРАНСТВО И ОТДЕЛИЛ ВОДЫ, КОТОРЫЕ ПОД ПРОСТРАНСТВОМ, ОТ ВОД, КОТОРЫЕ НАД ПРОСТРАНСТВОМ. И БЫЛО ТАК.

И сформировали Законы Творения неравномерности в пространстве и разделили (распределили) (скопления) водород(а) в пространстве, и зафиксировали это состояние.

Эта фраза хорошо демонстрирует, как трудно Торе, на основе элементарных представлений человека тех лет, объяснить людям, как из водорода возникли звезды (над пространством) и вода на планетах (под пространством).

Теперь Бог не творит ברא (бара) нечто духовное из ничего, как было в особый первый день, а преобразует уже существующую материю из одного состояния в другое – ויעש, яас, делает. При этом используется все тот же метод מבדיל, мавдиль, разделение, изоляция.

ויקרא אלהים לרקיע שמים ויהי ערב ויהי-בקר יום שני

И НАЗВАЛ ЭЛОКИМ ПРОСТРАНСТВО НЕБОМ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО, ВТОРОЙ ДЕНЬ.

И определят, назовут Законы Творения пространство «небом», и возник еще больший порядок во второй день.

Великий толкователь Торы Раши считает, что слово שמים (шамаим, небо) состоит из двух слов: שם, шам, там и מים, маим, вода, и שמים (небо) означает «там вода». Теперь становится понятным основа этого толкования. Ведь «небо», согласно формуле второго дня творения, есть «пространство среди вод».

Во второй день произошло новое упорядочение (бокер) исходного хаоса (эрев). Это результат нового разделения и изоляции. Невольно вспоминается русская пословица: «Утро вечера мудренее» и был вечер, и было утро. Кто-то, давным-давно уже связал последовательность «вечер-утро» с наведением порядка (в мыслях).

Бог успешно возвел очередную перегородку, еще больше отделив Себя от материального мира.

С появлением материальных объектов, обладающих массой покоя, снижаются скорости протекания всех физических процессов, и скорость истечения времени, которая, по теории относительности, зависит от скорости движения системы отсчета. Чем быстрее движется система отсчета (материальный объект), тем быстрее течет в ней время. Так что, если в (первый) День Творения скорость истечения энергии равнялась «скорости света», все процессы протекали со скоростью света, а каждой секунде «нулевой» исходной точки отсчета, центра Мироздания, соответствовали миллиарды миллиардов секунд в потоке энергии света, то на Второй День эта безумная скорость потока времени снизилась. Так, если длительность первого Дня Творения, дня создания пространства, соответствовала восьми миллиардам лет, то длина второго Дня в земном масштабе времени составит «какие-то» четыре миллиарда лет.

Современная наука использует для датировки возраста земных пород метод радиоактивного полураспада. По периоду полураспада того или иного радиоактивного элемента, имеющегося в данной породе, и по его количеству можно определить сколько времени данная порода существует в мире. Метод радиоактивного полураспада до сих пор считался самым стабильным и точным при определении возраста земных пород. Но вот совсем свежие данные, полученные учеными.

Группа американских физиков опубликовала препринт статьи, в которой при помощи статистических методов установила взаимосвязь (корреляцию), между значением периода полураспада некоторых изотопов радия и хлора и расстоянием от Земли до Солнца. В радиоактивном материале ядра атомов распадаются, испуская при этом различные элементарные частицы. Время, за которое распадается половина атомов, называется периодом полураспада. Традиционно считается, что это число является постоянным, то есть внешние факторы на это значение не влияют (за исключением сильных магнитных полей для так называемого бета-распада). В своей работе американские физики использовали результаты двух экспериментов. Первый проходил в 80-х годах прошлого века. Тогда группа ученых из Брукхейвенской национальной лаборатории (Brookhaven National Laboratory) проводила вычисление периода полураспада для радиоактивного изотопа кремния 32Si. В то время полагали, что эта величина лежит в пределах от 60 до 70 лет. Опыт заключался в следующем. Ученые взяли материал с очень большим периодом полураспада, и использовали его в качестве основы для сравнения. В их случае это был изотоп хлора 36Cl с периодом полураспада около 301 тысячи лет. Это было необходимо, чтобы уменьшить влияние случайных эффектов на конечный результат. Затем в течение четырех лет ученые измеряли массу образцов обоих материалов. Проведя математическую обработку данных измерений, ученые получили неожиданный результат: период полураспада 32Si оказался зависим от времени. Другой эксперимент, использованный в новой работе, проводился немецкой лабораторией Physikalisch-Technische Bundesanstalt. В нем ученые аналогичным образом вычисляли период полураспада изотопа радия 226Ra. Там эксперимент длился 15 лет. Используя аппарат математической статистики, ученым удалось оценить зависимость (корреляцию) между ежегодными колебаниями расстояния от Земли до Солнца и изменениями значения периода полураспада для указанных изотопов. Вероятность того, что эти две величины не связаны друг с другом, оказалась порядка 10-18. Никаких общих теорий, объясняющих подобную связь, в настоящее время не существует. Согласно одной из гипотез, на период полураспада оказывают влияние потоки нейтрино, испускаемые Солнцем.

Нам следует добавить, что если гипотеза о зависимости периода полураспада от плотности нейтрино верна, то можно себе представить, во сколько плотность нейтрино в период образования Вселенной (первый, второй, третий и последующие дни творения) отличалась от нынешней плотности при относительно стабильном состояния Вселенной. Различия в плотности нейтрино могли быть в миллионы раз. А ведь период полураспада, как показали эти исследования, является функцией плотности нейтрино. Вот почему общепринятая сегодня датировка возраста земли методом радиоактивного полураспада становится весьма проблематичной.

Первые два дня Творения – создание пространства, материи, галактик и звездных скоплений относятся к этапам формирования Вселенной в целом. Далее Тора описывает процесс формирование нашей планеты и эволюции жизни.

(окончание следует)


К началу страницы К оглавлению номера




Комментарии:
Н. Галанов
Москва, Россия - at 2012-11-09 08:04:58 EDT
Я думаю, что все взгляды на Тору имеют право на существование, так как не верные просто со временем исчезают. С другой стороны, известно, что любые религиозные письменные источники необходимо "перетолковывать" примерно раз в сто лет, так как изменяется не только сознание людей, но и их духовное состояние, что позволяет вскрыть вскрыть новые пласты Божественных Откровений. Господь не бросил человечество, несмотря на все его беззакония, грехи и заблуждения и до сих пор ведет его по Своему пути. Человечество совершило четыре последовательных духовных падения: грех Адама, грех Каина, допотопные прегрешения и Вавилонское "строительство". Необходимо было вернуть людей на уровень Адама до его падения. Вот для этой миссии и был выбран еврейский народ. Сначала отбирались патриархи: Аврам-Авраам, Исаак, Измаил-Иаков-Израиль. Вспомним: "И Я вспомню завет Мой с Иаковом, и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню; (Лев. 26:42) И ещё: "... так скажи сынам Израилевым: Господь Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам." (Исх. 3:15) Сопоставляя эти два изречения, а также четыре этапа подъема Моисея на гору для получения Торы, четыре уровня святости Скинии: двор, Святое, Святое-Святых, Ковчег Завета,
можно прийти к сопоставлению: Иаков - Иудаизм, Исаак - Христианство, Измаил - Ислам, Авраам - учение о Возвращении (новое), земля - приход Мессии. Остальное в книге "Откровение-2000" на сайте www.otkrovenie-2000.ru С уважением, Н.Галанов

Е.Майбурд
США - at 2010-04-12 23:19:38 EDT
Прежде всего, хочется поздравить автора с решающим событием его жизни - возвращением к Торе. Очень впечатляет гимн Торе, которым пронизана статья. Никоим образом не могу причислять себя к знатокам Торы, но на своем уровне не нахожу здесь Богохульства (хас ве-шолом). Нет причин для осуждения такого "коктейля", как назвал статью уважаемый Хаим.

Я тоже пришел к Торе довольно поздно, хотя и в более юном, чем автор, возрасте (где-то после 50). Так что у меня было больше времени, чтобы поучиться. Потому имею право поправить автора: в отношении ортодоксального подхода
("считает традиционную трактовку не требующей никакого дальнейшего углубленного исследования помимо досконального заучивания... Ортодоксы канонизируют эту трактовку в строгих, замороженных рамках, окончательно сформировавшихся в прошлые тысячелетия" и пр.) он ошибается самым роковым для себя образом. Тора постоянно развивается (и в наши дни также). А чтобы понять это и не заявлять лихо об ошибках раввинов, нам с вами, дорогой автор, нужно учиться, учиться и учиться. Да-да, именно "доскональное заучивание".
Правда, "досконально" изучить Тору еще никому не удавалось. Один Моше-рабейну ЗНАЛ ее досконально, но он ее, грубо говоря, просто получил готовенькую.
Короче, Тора есть именно та самая инструкция - каковое мнение вы сочли "ошибкой раввинов". Вы еще не знаете, что об этом говорили и Рамбам, и Рамхаль и другие великие наши мудрецы. Потому что, извините великодушно за прямоту они-то знали, о чем говорят. От нас с вами требуется прежде всего следовать этой инструкции - для того (и только для того) Тора и была дана. А между делом уже можно и статьи писать - даже на тему "наука и религия". "Инструкция" это совокупность заповедей Торы, главной из которых является - УЧИТЬ ТОРУ!
Спасибо за интересную статью и желаю вам от души начать учиться как можно скорее.

P.S. В период между Песахом и Шавуот мудрецы предписали учить Мишну "Пиркей Авот". Замечательный букварь по Торе, и есть масса переводов на русский. Приступайте же! Чем раньше начнете, тем больше узнаете.

Е.Майбурд
США - at 2010-04-12 22:50:11 EDT
Прежде всего, хочется поздравить автора с решающим событием его жизни - возвращением к Торе. Очень впечатляет гимн Торе, которым пронизана статья. Без всякого кокетства должен сказать, что никоим образом не могу причислять себя к знатокам Торы, но на своем уровне Богохульства (хас ве-шолом) здесь не нахожу. Нет причин для осуждения такого "коктейля", как назвал это уважаемы
Александр Кац
Хайфа, Израиль - at 2010-04-12 10:08:03 EDT
Дорогой Автор!
Мне кажется, Вы несколько запутались. Есть ортодоксальный подход к Торе, который рассматривает ее как слова Б-га ЖИВОГО, объясняемые и "протягиваемые" мудрецами в реальную жизнь посредством развития и углубления hалахи, наставлений, хасидизма и т.п. Такой подход нельзя назвать оскорбительным или стеснительным, поскольку он позоляет развивать Тору по ее же законам. [Как в биологии: наследственность необходима, чтобы вид сохранялся. При всей положительносй стороне изменчивасти, без наследственности нормальное развитие немыслимо.]
Подход же критически-атеистический рассматривает Тору лишь как "фольклор". Совершенно очевидно, что жить ПО Торе и В ДУХЕ Торы - совершенно разные вещи.

Националкосмополит
- at 2010-04-06 01:18:45 EDT
Статья интересная.
Идеи автора вписываются в мой принцип познания методом кашерного – без смешения совмещения квазинесовместимых трансцендентных концепций.

К моей идее кашерного совмещения четырех мировых религий и культур методом их поочередного – по году каждая практикования можно добавить еще и практикование занятий точных и естественных наук на уровне изучения концепций и теорий.

Вообще совмещение религиозных практик четырех мировых религий с любыми видами высокопрофессиональной деятельности приближает человека к Господу.

Я бы не рекомендовал автору использовать слово «иврит».
Мне удалось выяснить, что разговаривать на Святом Языке было сознательно запрещено еврейскому народу его руководителями в период Вавилонского плена, дабы не нарушать его святость дискурсом потерявших суверенитет и свободу галутных иудеев.

Мудрецы Торы еще несколько веков общались на Святом Языке, но потом и они сознательно прекратили это делать, понимая что совершают великий грех, лишая Язык Бога святости.

Таким образом Святой Язык умер.

В 19ом веке начались попытки снова заговорить на языке Торы.
Религиозные отнеслись и относятся к этому эксперементу крайне негативно.
Воскресший Святой Язык, что бы не дразнить большую часть еврейства назвали иврит – от слова «иври» - язык народа Авраама-Иври с амбициями по умолчанию сделать его языком всех потомков Авраама.

Религиозные считают язык Израиля – лишенным святости языком Торы.

Я же считаю язык Израиля – Воскрешенным Святым Языком Торы, стоящем выше самого языка Торы в силу факта воскрешения и Языка Бога, и Народа Бога, и Израиля Соломонова.

«Несмотря на чудеса, сопровождавшие это событие, такие, например, как дословное совпадение текстов переводов всех семидесяти толковников, работавших отдельно и независимо друг от друга, еврейские мудрецы посчитали это раскрытием тайны Торы и большим несчастьем. В тот самый день, когда был закончен этот перевод, спустя триста лет римляне пробили брешь в стене Иерусалима и ворвались в осажденный город, что было воспринято как символическое наказание за разглашение секрета Торы толковниками Септуагинты, связавшее рассеяние евреев по миру (брешь в стене Иерусалима) с наказанием за пересказ Торы другим народам. А ведь эти события могут быть поняты и совсем по-иному: Септуагинта это та самая брешь, через которую Тора пришла к другим народам мира, а брешь в стене Иерусалима это тот путь, по которому пошли к другим народам физические носители Торы. Они действительно едины.»

Такое чудо объясняется очень просто.
Мудрецы Торы ко времени перевода Торы на греческий давно уже не знали ее Святой Язык в том смысле, как знают Святой Воскрешенный Язык Торы сегодняшние Израильтяне.

Они читали ее, знали звучание наизусть, знали перевод наизусть каждой фразы на Арамейский Имперский язык Персидской Империи.
Точно так же они знали перевод Торы наизусть каждой фразы на греческий.
На греческий Тора скорей всего переводилась не со Святого Языка Оригинала, который по указанию руководителей еврейского народа все перестали использовать, как разговорный язык, дабы не осквернять его святость; а с Арамейского Имперского Языка.

«Традиция считает, что при получении Торы на горе Синай присутствовали все еврейские души, которым когда-либо суждено появиться на свет. Все они слышали Бога, и все имеют право на собственное толкование Торы, на свою Устную Тору. В их числе находилась и твоя душа, уважаемый читатель. Попробуй себя в этом деле.»

Причем толкования Торы каждой еврейской душой суверены и равноправны.
Совокупность толкований Книги Бога всеми еврейскими душами и есть Устная Тора.

Хаим
- at 2010-04-05 08:44:29 EDT
Интересный коктейль из науки и религии. Читается весело, но что скажут знатоки Торы - нет ли тут богохульства? Или религиозного невежества?


_Реклама_