©"Заметки по еврейской истории"
Июль  2010 года

Йеонатан Аронов

Дело наших рук утверди

Недельная глава «И вышел»(30; 28-43, 31;1-21)

Отрывок, в котором рассказывается о противостоянии между Яаковом и Лаваном, занимает в Торе довольно много места.

И говоря откровенно – не только для неискушенного читателя, но и того, кто не первый год изучает Тору – отрывок довольно «нудный».

Подробности расцветок коз и овец: «акудим», «тлуим», «никудим», «хумим», вызывают головную боль (сужу по себе).

А потому читатель пробегает это место «на скоростях», не слишком вникая во все детали; в основном он ухватывает, что в конце концов, Яаков с помощью Всевышнего переиграл Лавана, и ушел от него с женами и детьми, и со всеми своими стадами в Эрец Кнаан.

Такой большой отрывок определенно несет в себе много явной, и еще больше скрытой информации; мы же, не касаясь скрытого, попробуем разобраться в том, что лежит, так сказать, «ближе к поверхности», а именно – попытаемся понять, как развивалась борьба между Яаковом и Лаваном.

Этой теме посвящено много комментариев, но изучая их, мы не смогли составить себе полной и четкой картины: некоторые детали комментаторы не затрагивают; иногда же объяснения недостаточно ясны.

Поэтому, взяв за основу те комментарии, которые видятся нам наиболее понятными и логичными, мы попробуем разобраться в причинах, а также в главных подробностях противоборства между героями этой драмы.

Яаков пас стада Лавана 14 лет за двух дочерей, которых Лаван дал ему в жены.

Но по истечении этого срока Яаков объявляет тестю, что намеревается возвратиться к отцу в Эрец Кнаан вместе со всем своим семейством.

Однако Лаван ни в коем случае не хочет его отпустить. Яаков – праведник, а когда праведник появляется в каком-то месте, на это место нисходит благословение. Лаван говорит Яакову (Из «Мидраша»): «Я знаю (посредством гадания – Лаван в совершенстве владел этим искусством), что благодаря тебе Всевышний благословил меня. До того, как ты пришел, я был бедняком. У меня было немного овец, но с тех пор как ты явился, твое благословение распространилось и на меня, так что каждый месяц мое стадо увеличивалось и увеличивалось. До того, как ты пришел, у меня были только дочери, а с твоим появлением родились сыновья».

Лаван не возражает прямо; в своей хитрой манере он дает понять Яакову, что его работа все-таки должна продолжаться, однако бросает ему «приманку: «ты продолжай пасти мои стада, но скажи – с сегодняшнего дня, какую плату ты хочешь»?

Со своей стороны, Яаков, хотя и стремится домой к отцу, готов подождать какое-то время. Ведь все эти годы он не получал от своего тестя никакой платы.

И если уйдет сейчас в Эрец Кнаан – уйдет нищим, при том, что обременен многочисленным семейством. Поэтому он готов еще несколько лет продолжать работать на Лавана – но в течение этого периода начать строить свое благосостояние, основой которого должны стать его собственные стада.

Яаков предлагает Лавану договор: он пройдет по всем стадам Лавана и отделит всех молодых животных определенной расцветки. (Подробности расцветок животных взяты из комментариев Раши).

Из козлят:

пятнистых (тлуим) – это широкие крупные пятна,

крапчатых (никудим) – в мелких пятнах, словно в точках.

Из ягнят: бурых (хумим) – коричневого цвета с красноватым оттенком.

Всех этих животных он отдает Лавану, и Лаван заберет их из общего стада.

Яаков будет продолжать пасти оставшееся стадо – но в дальнейшем все вновь рожденные козлята и ягнята тех же расцветок: тлуим, никудим и хумим это будет стадо Яакова.

Все вновь рожденные иной расцветки будут принадлежать Лавану.

И если при очередной проверке – добавляет Яаков, Лаван обнаружит в стаде Яакова животных иной расцветки кроме тлуим, никудим и хумим – Лаван вправе считать, что Яаков украл их из принадлежащего Лавану.

Лаван принимает условия договора (30;34): «Будь по речению твоему»!

Договор простой и понятный. Но Лаван сразу же нарушает его условия.

Кроме того что принадлежит Лавану по договору, он забирает из оставшегося стада почти всех взрослых производителей, от которых вероятнее всего могут родиться козлята и ягнята расцветки нужной Яакову (смотри 31;35).

И всех их передает своим сыновьям, а они уводят от Яакова этих животных на три дня пути.

А самцов и самок, от которых должно родиться потомство, нужное Яакову, оставил ему Лаван: Худших из них, больных и бесплодных» (комментарий  Раши). Фактически, Лаван лишил Яакова реального шанса на то, что он обзаведется собственным стадом.

Однако, выход из, казалось бы, безнадежной ситуации дает Якову не кто иной, как сам Лаван.

У Лавана есть определенный расчет: в оставшемся стаде, которое по договору будет продолжать пасти Яаков, оставляет Лаван достаточное число производителей, от которых должно родиться многочисленное потомство нужной ему, Лавану, раскраски.

Какой раскраски могли быть эти самцы и самки – самоуверенно утверждать не будем, потому что в этом мы мало что понимаем. Все же можем предположить, что если козлы и козы будут белого цвета, то такого же цвета будет и их потомство – и оно Лавану, а не Яакову. Тот же результат – если овцы противоположных полов будут серого цвета (кажется, среди овец этот цвет встречается чаще всего), родившиеся ягнята тоже будут серыми – и они также будут принадлежать Лавану.

Во всяком случае, Лаван, который всю жизнь имел дело со скотом, хорошо знал, что забрать у Яакова, а что оставить.

В его плане все было рассчитано наверняка, кроме одного: Лаван недооценил,  кого он сделал своим противником.

Яаков предложил Лавану четкие и ясные условия договора. Лаван на словах их принял. Но на деле же поступил с Яаковом крайне подло, предоставив ему сомнительную честь «таскать» для него, Лавана, и дальше «каштаны из огня».

На обман и подлость тестя Яаков отвечает хорошо продуманным контрударом.

То что Яаков начинает осуществлять, современный научный язык определяет словом «селекция».

(Из словаря иностранных слов: Селекция – это система мероприятий, направленная на улучшение и изменение свойств сельскохозяйственных растений и животных, путем изменения их наследственности).

Напомним, что Лаван оставил Яакову производителей, от которых Яаков мог получить нужное ему потомство – однако оставил совсем немного; к тому же они были больные и бесплодные.

Поэтому Яаков делает ставку на большое количество производителей, которых оставил ему Лаван для увеличения своего собственного стада.

Не будем впадать в грех самомнения и думать, что наши современные знания дают нам ощутимое превосходство над древними скотоводами. Здоровые и крепкие стада – это был их источник благосостояния и дохода. И конечно, они постоянно стремились к тому, чтобы их мелкий и крупный скот приносил все более здоровое и жизнеспособное потомство – то есть, занимались именно тем, что входит в понятие «селекция». Некоторые из них были выдающимися экспериментаторами, как например, некий Ана, из обитателей горы Сеир, которому удалось вывести совершенно новый тип животного – мула, скрестив осла и кобылу.

А Яаков, который 14 лет непрерывно пас стада Лавана – он со своей наблюдательностью и умом определенно приобрел за это время огромный опыт, экспериментируя с животными.

Видимо, его опыт и знания были поистине уникальными, и он знал, чего не знали другие скотоводы – как можно воздействовать на коз и овец, чтобы изменить некоторые из их наследственных качеств. В частности, воздействовать на изменение ожидаемой расцветки потомства.

То что он начинает осуществлять – это не эксперимент (получится – не получится); все эксперименты он уже проделал раньше; а сейчас точно знает, что делает, и каков будет результат.

Яаков брал прутья некоторых сортов деревьев и кустарника и снимал с них местами кору, отчего прутья выглядели пятнистыми. И когда приводил здоровых животных к водопою, ставил эти прутья перед их глазами. Результат был следующим: (30; 37-38) «И ставил он прутья, которые надрезал, в желобах, в пойницах с водой… против скота; и они ярились, когда приходили пить.

И они ярились, скот, при виде прутьев, и они рожали скот (потомство) с отметинами, крапчатых и пятнистых».

Раши так комментирует это место: «Самка при виде прутьев в испуге отступает назад, а самец случается с нею, и она рождает подобных – т. е. пятнистых, как прутья, которых она испугалась».

Как мы видим, вид пятнистых прутьев перед глазами производителей при совокуплении воздействовал на изменение ожидаемой расцветки потомства (допустим, самец и самка белые – следовательно, и потомство при обычных условиях должно быть белое – а тут козленок рождался пятнистым).

А то что производители были животными здоровыми – следовательно, и потомство получалось многочисленное, здоровое и крепкое.

И раскраска у потомства была: тлуим, никудим, хумим – и они по договору с Лаваном принадлежали Яакову.

А когда собирал Яаков слабых животных и приводил их к водопою, пятнистых прутьев перед ними не ставил. И рождаемость у них была невысокая, а потомство слабое. И раскраска была та, что не нужна Яакову – и этих собирал он в стадо Лавана.

Проходит какое-то время, и Лаван приходит к Яакову.

Какую картину он видит? Стада Яакова явно увеличились, а стада Лавана заметно уменьшились.

Изумленный и разгневанный Лаван тут же меняет условия договора; сейчас он требует, чтобы все было наоборот; чтобы с этого дня все народившееся потомство: тлуим, никудим и хумим были его. Остальное – Яакову.

Результат тот же: поголовье животных, которых потребовал себе Лаван, стало еще меньше, а то, что по новому договору принадлежит Яакову, заметно выросло в количестве.

Лаван опять меняет условия договора... и еще раз… и еще. За шесть лет он менял их десятки раз.

Но всякий раз, когда Лаван менял условия договора, наибольший приплод был именно среди тех животных, которые должны были принадлежать Яакову.

Что происходит?

А происходит следующее: Всевышний приходит на помощь Яакову.

В начальной стадии противоборства с Лаваном, Яаков сделал максимум того, что было в его силах. Сделал, казалось бы, невозможное.

Но когда Лаван раз за разом начинает менять условия договора, это ставит Яакова в безвыходное положение; весь его ум, все его знания и способности бессильны перед теми препятствиями, которые ставит перед ним подлый человек, в руках которого сила и власть.

И если бы не помощь Всевышнего, который делал так, что при всяком очередном изменении договора со стороны Лавана появлялось потомство именно той раскраски, которую Лаван определил Яакову – остался бы Яаков ни с чем.

Именно это он говорит в гневе своему тестю, при их последней встрече у горы Гилад (31; 41-42) «…а ты менял мне плату (условия договора) стократно. Не будь со мной Б-г отца моего, Б-г Авраама и Страх Ицхака, ныне порожним ты отпустил бы меня». …Когда Яаков ушел в Эрец Кнаан, вместе с его уходом благословение покинуло дом Лавана. Говорит мидраш, что в ту ночь, когда Лаван гнался за Яаковом, его дом был разграблен, и он опять стал бедняком, каким был до появления в его доме Яакова.

Еще раз заметим, то о чем сказали в начале статьи – такой большой отрывок несет в себе много явной, и еще больше скрытой информации. Если проанализировать все, что в нем заложено, получится толстая книга. Мы же остановимся всего на трех деталях, которые обратили на себя наше внимание, и посмотрим, что можно вынести из них.

1. При составлении договора с Лаваном, Яаков говорит, что если при проверке в его (Яакова) стаде Лаван обнаружит животных иной окраски, кроме как тлуим, никудим и хумим – Лаван вправе считать, что Яаков украл их у него: (30.33) «…крадено это мною».

Разве Лаван требует от Яакова сказать именно так? Нет!

Это собственная инициатива Яакова. Ведь мог закончить словами: «это животное возьмешь тебе», или: «считай, что по ошибке попало оно в мое стадо, забери себе».

Нормальный ответ: Яаков сам признает, что животное не его, и на этом недоразумение исчерпано.

Но нет! Никакого снисхождения не дает себе Яаков. Раз в его стаде оказалось не принадлежащее ему животное, вторая сторона имеет право обвинить его в воровстве.

Этим Яаков дает пример своим потомкам на все времена, как надо вести дела с партнерами, каким предельно честным надо быть в деловых отношениях с любым человеком.

Могут спросить: «Покажи нам таких, как Яаков! Где они?»

Трудно возразить: не обделен наш народ ни обманщиками, ни ворами – во все времена этого добра хватало.

Но все же, не могу не вспомнить, что не однажды читал и в книгах, и в статьях, и в мемуарах об отношениях деловых партнеров: евреев и неевреев. И часто в высказываниях нееврейской стороны звучало искреннее уважение к еврейскому партнеру, его честности в денежных расчетах, в скрупулезном выполнении взятых на себя обязательств. И это идет от Яакова!

2. Способность евреев противостоять трудной ситуации общеизвестна. Более того – чем труднее обстоятельства, тем лучше потомки Яакова «держат удар». Примеров этой жизнеспособности нашего народа масса. Напомним хорошо известный многим исторический факт.

Евреям, пришедшим в средние века в Европу, было запрещено заниматься, практически, любым ремеслом, кроме самого презренного – ростовщичеством.

Но денежные ссуды всем и всегда были нужны, и бедным и власть имущим (особенно последним), и без ростовщиков нельзя было обойтись. Ну и кто у нас в Европах будет заниматься этой презренной работой? А презренный жид.

И народу скитальцу, чтобы не умереть с голоду, пришлось заняться ростовщичеством.

И так хорошо занялись, и так преуспели, что к их помощи стали прибегать князья, герцоги и даже монархи.

А от кого в нашем народе эта уникальная способность выходить победителем из самых, казалось бы, безнадежных ситуаций?

От праотца Яакова. Хороший урок выживания преподал ему Лаван.

А Яаков оказался превосходным учеником.

3. Но иногда всех усилий человека оказывается недостаточно – он отдал все свои душевные силы, ум, инициативу и волю – а поставленной цели не достиг.

Препятствия не исчезают, а продолжают расти – это то, что случилось с Яаковом, когда Лаван поставил перед ним непреодолимую преграду.

И если бы не помощь Всевышнего, Яаков остался бы нищим. Всевышний в данном случае сотворил чудо – подчеркнем, явное чудо – которое спасло Яакова от поражения.

Много раз говорят наши Мудрецы, что любое событие, о котором рассказывает Тора – не случайно; все эти события в той или иной форме регулярно будут повторяться в истории евреев. И события 1-е и 2-е как раз являются подтверждением этого.

А 3-е событие?

Прежде чем прийти к определенным выводам, позволю себе рассказать две истории, героями которых были мои близкие родственники.

История первая.

Преподаватель музыки; приехала в Израиль в возрасте около 50-и лет.

Для преподавателей музыки нет шансов найти работу. Устраивается нянечкой в дом для престарелых. Укладывает, поднимает, переворачивает немощных стариков. Несколько лет такой работы – и у самой «сломается» спина.

Радужное будущее.

Открываются курсы, рассчитанные на два с половиной года; окончивший их получает аттестат «Дипломированная сестра» с хорошими возможностями работы в престижных местах.

Она записывается на эти курсы. Два с половиной года изматывающей учебы в параллель с работой нянечки. Все коллеги по курсу на 25-30 лет моложе ее. Никаких книг, кроме как по литературе, она после окончания школы не открывала. А сейчас приходится изучать биохимию, микробиологию хирургию, анатомию и еще десяток специфических предметов. Напомним, женщине 50 лет!

Курс трудный; ее молодые сокурсницы не выдерживают его сложности и объема материала; многие из них заваливают экзамены; отсев студенток очень большой. А она заканчивает этот курс и получает диплом.

История вторая.

Зубной врач с хорошим рабочим стажем, отлично знает английский.

Не успел защитить кандидатскую диссертацию; с женой и двумя больными детьми уезжает из Союза (1977 г.) в Канаду.

В Канаде диплом советского зубного врача не принимается. Сдать экзамен на врача в те годы – шансы нулевые. Он опять решает стать студентом: подает  заявление в Королевский зубоврачебный колледж, успешно сдает вступительные экзамены (а конкурс 15 человек на место, все конкуренты – англосаксы!) И вновь, как 17 лет назад садится за студенческую парту.

Учебная нагрузка страшная. Много новых вещей, чему в Союзе не учили.

Нечестным образом его пытались выставить из колледжа (а чего стесняться с эмигрантом) – все-таки смог себя отстоять, но, сколько нервов и здоровья это стоило. А дома больные дети.

…Через 4 года заканчивает Колледж и становится канадским зубным врачом (одним из первых из Союза).

Как объяснить эти две уникальные истории? Я не сомневаюсь, что без помощи Всевышнего здесь не обошлось.

«Дипломированная сестра» женщина светская, и я даже не пытался спросить ее – не чувствует ли она, что получила поддержку Сверху.

Но зубной врач человек религиозный; и на мой вопрос – есть ли у него ощущение, что ему помогли Небеса, ответил: «Конечно! Без поддержки Б-га я бы это не осилил».

Яаков, обладавший пророческим даром, точно знал, Кто ему помогал.

А нерелигиозный, скорее всего эту поддержку явно не почувствует. И будет убежден, что это целиком его заслуга.

Все же, не надо чрезмерно гордиться. Когда человек, кажется, доходит до предела своих возможностей, и не может дальше бороться с обстоятельствами – но вдруг у него откуда-то появляются новые силы; как говорят, «открывается второе дыхание» – считай, что это помощь от Б-га. Человек выложился до предела, и заслужил, чтобы Небеса его поддержали.

Мидраш рассказывает, что Б-г посылал ангелов, чтобы они помогали Яакову.

Но – продолжает мидраш, если бы Яаков сидел сложа руки, надеясь на «чудо» – не послал бы Всевышний ему ангелов в помощь.

Мы сказали выше, что все события, о которых повествует Тора, в той, или иной форме не раз повторятся в истории евреев в будущем; и изложенное в случаях 1 и 2 является этому подтверждением.

Однако, мы полагаем, что помощь Всевышнего человеку, когда он этого заслуживает (случай 3) – этой награды может удостоиться любой достойный человек. И не имеет значения – еврей он, или нееврей.

И лучше всего будет закончить эту статью словами известного псалма, который сложил Моше:

Псалом 90: «И упрочь для нас дело наших рук – дело наших рук утверди».

2010 г.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 860




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer7/Aronov1.php - to PDF file

Комментарии:

Манасе Г. Аронову
Германия - at 2010-07-23 05:14:40 EDT
Г. Аронов. В этом расказе вы расуждали о плане входа и выхода из Египта но это план до моисеевский и Моисей мой друг мой брат не мог его не повторить,и знаю я, слышит мою благодарность брат мой, ведь он не перешёл Йордан ЭТОТ
Гой Манасе
Германия - at 2010-07-23 04:56:48 EDT
Ув. Александер Кац. Кмоему глубокому сожалению я, всегда прав. Нет не искупили вы плачем будующее, самый большой плач ещё впереди одно радует, все народы мира будут тоже рыдатьнебыло ещё плача подобно этому, но будут плакать в тайне прячась друг от друга ну да ладно это ещё впереди! но у меня есть и радостная весть, при выходе из Эдома хождения по пустыне не будет длится сорок лет! разве это не радость! Сейчас я изучаю план выхода из Египта самих Египтян, да у них тоже был и есть план к стати у Эдомитов он тоже есть, и они от вас не отстанут, будут идти в ногу ну может на пол на четверть шага приотстанут но не больше
Йеонатан Ааронов
Ришон, Израиль - at 2010-07-22 16:30:19 EDT
Уважаемый г.Тартаковский.
Создается впечатление,что у вас весьма бойцовский характер, и для вас дело принципа, чтобы последнее слово осталось за вами. А я,честно говоря,чрезмерно пикироваться не люблю; и баталия,в которую я по вашей милости влетел, отвлекает от других важных дел(например, от углубленного изучения Святой Книги).
Все же,попытаюь вам кое-что объяснить. Но прежде,предлагаю
логическое упражнение; и будем использовать только Тору - без ссылок на комментаторов.Книга "Берешит"(25.31-34):Эсав
продает Яакову первородство, и клянется в этом.Но когда Эсав приходит к слепому отцу получить благословение - что мы читаем(27.32):" И сказал ему Ицхак,его отец: Кто ты?
И он сказал: Я сын твой, ПЕРВОРОДНЫЙ твой,Эсав".Но ведь Эсав уже не первородный,он продал первородство Яакову.То есть,то что делает сейчас Эсав -это подлый обман.И какой
же он после этого БЕЗУКОРИЗНЕННО ЧЕСТНЫЙ ? И заметьте,все это вытекает из самой Торы,без ссылок на комментаторов.
А сейчас вернемся к вашему вопросу в мой адрес: "Вы, почтеннейший,заглядывали ли вы в Тору?" - Заглядываю,
уважаемый,каждый день заглядываю - уже 26 лет.Каждый вечер
ожидаю,когда улягутся домашние,чтобы без помех на несколько
часов углубиться в эту волшебную Книгу. Упреждая ехидный вопрос : "может, не в коня корм?",отвечу так: возможно, моему хилому уму далеко до вашего - но за 26 лет даже в глупую голову может что-то втемяшиться. И одно я усвоил твердо: нельзя изучать Тору без комментаторов - в противном
случае человек может здорово запутаться. Лучший пример этому - я сам.Не сочтите за труд, прочитайте мою статью
"Ключи от Торы"(она совсем небольшая)- и вы увидите, куда меня завела меня моя некомпетентность, и сопутствующая ей, самоуверенность.И я пребывал в своем заблуждении до тех пор,пока не прочитал комментарий Раши, и тогда понял, в чем состояла моя ошибка.
Шомроним(самаритяне)- впечатляющий пример тому,какая печальная судьба ожидает целый народ, который принимает только Пятикнижие- и отвергает "Пророков","Писания" и комментаторов(надеюсь, с историей шомроним вы знакомы).
И зачем вы вспомнили Лайтмана? Или вы полагаете, что он один из моих духовных учителей? Свят,свят,свят! Если бы
ваша неприязнь к этому ловцу наивных, молодых еврейских душ была бы равна одной десятой того негодования, которое я испытываю по отношению к этому "гуру" - вы бы вспыхнули, как факел.
Мои "перетолкователи" совсем из другой обоймы. Это Раши,Рамбам,Рамбан,Сфорно,Абарбанель,Мальбим...и другие Мудрецы Торы, такого же высочайшего уровня - блестящая плеяда людей, которые столетиями формировали духовное
мировозрение народа Израиля.
Дорогой г.Тартаковский.У евреев есть пожелание: до 120-и.
А вам всего 8о лет! Мне немногим меньше. У нас с вами 40 лет в запасе! Не будем терять время зря : после Йом Кипур мы начинаем заново изучать Тору. Изучайте ее, но как было бы хороше если бы у вас рядом были открыты мудрые комментарии Раши и Рамбана. Начните изучать их - и вы почувствуете, наскольео яснее и полнее вы начнете воспринимать Тору. Успеха нам!


Александр Кац
Хайфа, Израиль - at 2010-07-21 12:43:45 EDT

Уважаемый г-н Ааронов!
Вс-вышний Вам в помощь, но и среди евреев Вы не одиноки!
Поле боя, однако Вы выбрали тяжелое, и я очень боюсь, как бы г-н Манасе не оказался, не дай Б-г, прав.

Уважаемый г-н Манасе!
Я верю, что наш плач, который был, УЖЕ ИСКУПИЛ будущее. Так ведь и в пустыне было: ложились в могилы на 40-й год с 9Ава ежедневно, но не умирали никак (как всегда), пока к 15Ава не увидели полную луну. И поняли тогда, что искупились.
Вс-вышний ведь искупает не по Вашему разумению, а по собственному!

Манасе
Германия - at 2010-07-21 06:52:08 EDT
внимательно прочитал как расказ так и отзывы, и убедился, идёте вы всё ещё меж теснин стало это ущелье ещё теснее, поднимиш голову нет света, глянеш вперёд не становится шире и светлее, долго вам ещё плакать 9Ава да и другим народам тоже, только другие даже не знают что надо плакать,хорошо вы хотя-бы знаете (по подсказке МУДРЕЦОВ )
Тартаковский.
- at 2010-07-20 15:44:45 EDT
Внимательно ли читали вы Книгу - во всяком случае, заглядывали. Ещё раз: верьте Божественному слову, а не "перетолкователям" - зачастую, попросту циничным (таков, к примеру, популярнейший среди чайников Михаэль Лайтман).
М. ТАРТАКОВСКИЙ. Отпейте из Источника.
- at 2010-07-20 15:19:59 EDT
Йеонатан Ааронов
Ришон, Израиль - Tuesday, July 20, 2010 at 13:47:54 (EDT)

---Выделяет Т(артаковский. БЕЗУКОРИЗНЕННУЮ ЧЕСТНОСТЬ Эсава.
Не знаю, какими источниками пользовался Т(артаковский). Однако я, основываясь на многочисленных утверждениях Мудрецов Торы и мидрашей, утверждаю : Эсав - ЛЖЕЦ! Хронический лжец. Лжец от юности и до последнего мгновения своей жизни. Уже с раннего возраста, будучи идолопоклонником, он изображает из себя приверженца Б-га Единого, и таким пытается выглядеть в глазах своих близких.Его дед Авраам скончался, не подозревая о дурных наклонностях внука, а природная хитрость помогла ему обмануть отца Ицхака. Однако Ривка,
его мать, знала еще до рождения Эсава, что будет представлять собой ее старший сын, и постаралась не допустить, чтобы он получил главное благословение от
Ицхака. А продав первородство Яакову(и не только за чечевичную похлебку - наши учителя говорят, что Яаков отвесил Эсаву так же хорошую порцию золота)(???)

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Вы, почтеннейший, заглядывали ли в Тору - Священную для верующих? Замечательный историко-художественный памятник для любого мыслящего читателя. Прочтите в кн. Бытие (В начале, Бырейшит) хотя бы только те главы, о которых ьак размашисто здесь рассуждаете: 27-33 - всего-то менее десятка страниц. И "судитесь" со священным текстом, а не со мной. И опирайтесь на Г-спода и Его Книгу, а не на каких-то "учителей", рождённых такими же смертными и грешными, как и все прочие, как и мы. Вы-то почему верите им, а не Б-гу, которого чтите? Нехорошо!

Йеонатан Ааронов
Ришон, Израиль - at 2010-07-20 13:47:57 EDT
ЧАСТЬ ВТОРАЯ(продолжение)
2. Далее : выделяет Т. БЕЗУКОРИЗНЕННУЮ ЧЕСТНОСТЬ Эсава.
Не знаю, какими источниками пользовался Т. Однако я, основываясь на многочисленных утверждениях Мудрецов Торы и мидрашей, утверждаю : Эсав - ЛЖЕЦ! Хронический лжец. Лжец от юности и до последнего мгновения своей жизни. Уже с раннего возраста, будучи идолопоклонником, он изображает из себя приверженца Б-га Единого, и таким пытается выглядеть в глазах своих близких.Его дед Авраам скончался,
не подозревая о дурных наклонностях внука, а природная хитрость помогла ему обмануть отца Ицхака. Однако Ривка,
его мать, знала еще до рождения Эсава, что будет представлять собой ее старший сын, и постаралась не допустить, чтобы он получил главное благословение от
Ицхака. А продав первородство Яакову(и не только за чечевичную похлебку - наши учителя говорят, что Яаков отвесил Эсаву так же хорошую порцию золота), Эсав не желает отказаться от благословения своего отца - хотя это благословение Ицхак заготовил для ПЕРВОРОДНОГО. Ведь если бы был - ладно уж, не БЕЗУКОРИЗНЕННО - а просто честным, должен был бы сказать: "извини отец,продал я первородство
младшему брату". Однако, без всяких угрызений совести, спешит взять не причитающееся ему; и если бы Яаков не опередил его,то не моргнув глазом, получил бы благословение ПЕРВОРОДНОГО. А когда Яакова хоронили в пещере Махпела,примчался Эсав и
стал "качать права" : настаивать, что последнее место для захоронения принадлежит ему - хотя сам же ранее уступил его Яакову за огромную сумму золотом. Спор между потомками Яакова и Эсава перешел в стычку, в результате которой Эсав
остался без головы. Так закончил свою жизнь этот БЕЗУКОРИЗНЕННО ЧЕСТНЫЙ человек.
3. Утверждает Т. что по отношению к Эсаву совершил Яаков ДОСТАТОЧНО ПОДЛЫЙ обман. Был обман со стороны Яакова? Был!
И было бы нечестно и глупо это отрицать. Но был ли это ПОДЛЫЙ обман? Нет! Яаков выдал себя за Эсава по приказу своей матери Ривки, пророческий дар которой превосходил пророческий дар ее мужа; и она хорошо понимала, какой трагедией для евреев и для всего мира будет, если благословение ПЕРВОРОДНОГО получит идолопоклонник.
А потому приказала Яакову опередить Эсава - хотя понимала,
во что это обойдется ее младшему сыну : обман есть обман -
и за него,так или иначе, приходится платить. И Яаков платил, долго платил... Но что делать? Иногда Б-г ставит
праведника в трудное положение и не оставляет ему выбора.
И праведник должен делать то, что хочет от него Всевышний.
В дальнейшем Всевышний не только стер с Яакова этот обман,
наградив вторым славным именем ИСРАЭЛЬ, но и назвал его в Своей Торе: "ПЕРВЕНЕЦ МОЙ Исраэль", тем самым подтвердив, что Яаков по праву, и в соответствии с Его желанием, забрал
благословение у Эсава.
Но все же, если Т. будет стоять на своем, и утверждать, что совершил Яаков достаточне ПОДЛЫЙ поступок! - то получается , что все евреи потомки подлеца. Что ж, если
г.Т. думает так - чтобы ему было на здоровье. А я считаю :
спас праотец Яаков еврейский народ от ухода в небытие.
И будет благословенна за это его душа!



Йеонатан Ааронов
Ришон, Израиль - at 2010-07-20 07:35:54 EDT
Я несколько дней выжидал -не появятся ли еще комментарии в дополнение к г.Тартаковскому. Однако, больше никто не объявился. Ну раз никто больше не отозвался -считаю долгом отозваться самому.
В комментариях Т.обращает на себя внимание,прежде всего,
следующее:
1. Т.упрекает автора статьи в том,что он изобразил Яакова элементарно меркантильным жлобом.
2. Т.утверждает: Эсав-безукоризненно честная личность.
3. Т. негодует на Яакова за то,что по отношению к Эсаву он совершил достаточно подлый обман. Утверждения, мягко говоря, оригинальные, и в них явно высвечивается определенная тенденция:если дело касается еврейской стороны - она получает от Т.пинок; а когда речь заходит о стороне нееврейской-она имеет от Т.одобрительное похлопывание по плечу.
Коротким ответом здесь не отделаешься.Ответ будет состоять из 2-х частей,и его можно считать,скорее, лекцией для тех,
кто искренне стремится узнать больше о еврейскрй истории.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
1. Итак, Т. утверждает,что я изобразил Яакова элементарным меркантильным ЖЛОБОМ (хорошее слово, выдержанное в лучших традициях корректной дисскуссии). Т. же делает акцент на то, что Яаков, прежде всего, натура чувственная. Откроем статью Жаботинского(полагаю, он весомый авторитет и в наши дни) "Четыре сына", и посмотрим , что он говорит о Яакове:
"...умел и любить, и 14 лет служил батраком за любимую женщину. Был это удалой человек,на все руки мастер,и купец и боец, и рыцарь и судья... осторожный и отважный, расчетливый и сердечный.." Я нисколько не умаляю великую
любовь Яакова к Рахель, и божественный настрой его души(без иронии)- но ведь в моей статье речь совсем о другом: попал Яаков в тяжелейшую ситуацию, и пришлось ему отложить в сторону арфу, и прервать серенады у шатра Рахели - а начать сражаться с негодяем Лаваном, не только умом, но буквально,руками и зубами - то есть, на время стать на все
руки мастером, и бойцом и купцом, расчетливым и осторожным
- чтобы вырвать из пасти Лавана причитающееся ему; чтобы он сам, его 4 жены и 12 сыновей не остались нищими. И если по Т. это называется быть элементарно меркантильным жлобом-ладно, пусть будет так! МЕРКАНТИЛЬНЫЙ ЖЛОБ Яаков!
Но только, если следовать зтой логике, первым ЖЛОБОМ придется считать Всевышнего народа Израиля. Вернемся к Жаботинскому(статья "Обмен комплиментов"). Русский антисемит обращается к еврею : "Библейская этика ваша... какая-то сухая, расчетливая - не рыцарская... просто неблагородная".
Вот так: и Всевышний евреев - МЕРКАНТИЛЬНЫЙ ЖЛОБ, и свой народ таким же сделал.
Но все же стоит заглянуть в эту статью Жаботинского, и прочитать, как ответил еврей русскому.

М. ТАРТАКОВСКИЙ. "...и возвысил голос свой, и
- at 2010-07-13 03:21:47 EDT
Яаков, хотя и стремится домой к отцу, готов подождать какое-то время. Ведь все эти годы он не получал от своего тестя никакой платы.
И если уйдет сейчас в Эрец Кнаан – уйдет нищим, при том, что обременен многочисленным семейством. Поэтому он готов еще несколько лет продолжать работать на Лавана – но в течение этого периода начать строить свое благосостояние, основой которого должны стать его собственные стада
.

>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<

И это, конечно, есть. Но зачем уж делать из нашего легендарного праотца такого уж элементарно меркантильного жлоба. В отличие от своего приземлённого (впрочем, безукоризненно честного брата) Иаков натура чувственная. Любовь сражает его, как удар молнии:
«И поцеловав Иаков Рахиль (едва увидев её. – М.Т.), и возвысил голос свой, и заплакал».
«И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил её»...

(Гениальность Повествователя настолько здесь очевидна, что мне непонятно, как мог немецкий филистер толковать подобную же библейскую историю, содержательную в своей краткости, аж в двух томах.
Но это уже другое дело).

Ну, и не надо забывать, что Иаков боялся мести брата за свой достаточно подлый обман, что было убедительной причиной не возвращаться в дом Исаака...