©"Заметки по еврейской истории"
Июль  2010 года

Арон Шнеер

Моя война

***

Мы пришельцы-изгои

Нашей древней земли.

Мы, как греки, под Троей,

Сожгли корабли.

 

Мы посланники вечности,

Но распяты в веках.

Из той бесконечности

Наша сила и страх.

 

Землякам

 

Более 800 евреев г. Лудза (Латвия) были расстреляны 17 августа 1941 г.

 

– Люди, куда вас ведут?

– Афн бешейлом[1], афн бешейлом, афн бешейлом...

– Кохановы? Понятно, дети их комсомольцы...

– Доктора Гуревич, Кобленц...

– Кто теперь мне выпишет рецепты?..

– Куда вы? Там ведь не лечат...

– Эй Лоткин[2], твой лимонад теперь нужен в раю...

– Там в небесах не хватает извозчиков:

– Жорде, Смирин – что помогли тебе твои коммунисты?..

– Таубкин, Супер, Свердлов!

– Дети с вами. Их надо учить...

– Ступайте за ними учителя:

– Мисулавина, Слобода, Гилькин, Гамза...

– Шма Исраел[3],– шепчет раввин Дон Ихье.

– Барух ата адонай [4]...

– ...проклятьем заклейменный...

 

Klusu žīdiem![5] Молчать!

Стройся быстрее в ряд...

И вновь говорит автомат...

 

А автоматы, винтовки держат в руках соседи...

Годами мы рядом жили,

Детей их мы в школе учили,

В больнице мы их лечили....

Наши дети играли вместе,

Казалось, они дружили...

...И вот – нас соседи убили...

 Ладусан Виктор, Цируль Янис, Туркс Янис, Оше Янис, Ритыньш Станислав, Павловский Генрих, Зауер Бруно, Точеловский Александр, Петровский Антон, Столбошинский Михаил, Зибенс Петр, Зибенс Павел, Адрицкий, Рекстыньш, Габрушев, Гайлан, Бриц, Долгилевич, Стуцер, Шкирманд, Купровский...

***

Из Акта от 16 серпня 1941 року в буднику Клоца Менделя выявились такi вiчi:

подушок –10, баночки 3 варенем (половина) – 1, санки дитячi –1, пара старих валенак....

Зал Имен. Яд ва-Шем. Приложение к листу свидетельских показаний № 69569

«На месте расстрела я в этот раз получил 4 вязаных дамских кофты, брюки две пары мужских, 3 платья, 3 пары дамских туфель и дамское пальто, 10 штук карманных часов, одну цепочку, два кольца...»

Из показаний полицейского Лисовского. Архив Яд ва-Шем М-33/1022, л. 128.

Вопросы

 

Хорошо ль тебе спится на пуховых еврейских подушках?

Мягко ль лежать на еврейских перинах в еврейской кровати?

Греет ли зимнею стужей шуба еврея-врача, излечившего вашего сына?

Впору пришлись твоим пальцам, кистям иль шее

Кольца, браслеты и ожерелья библейских красавиц?

Невеста, впору ль тебе подвенечное платье убитой еврейки-невесты?

Долго ль носили вы платье, костюм иль пальто, туфли, ушанку ваших еврейских соседей?

Сладко ль варенье из банок, взятых в шкафу из еврейского дома?

Так же звучит пианино из рижской иль львовской квартиры, ушедшего в гетто маэстро?

Тепло ль твоим детям и внукам в одежде, пальтишках и шубках

их одноклассников, сверстников вместе игравших?

Злобно убитых дубинами, вилами, сожженных, утопленных и похороненных заживо...

К вам не приходят во сне те, кто унижен, ограблен, выдан на смерть и убит?

Счастливы Вы – те, кто наследовал смерти?

В мире сегодняшнем, нашем, наполненным завистью злобной, я как на кладбище.

Вижу родных и чужих, вижу народ мой убитый. Потому и брожу одинокий.

 

***

Саласпислс

 

Колючей проволокой отрезан мир,

Смерть одета в черный мундир.

«Умри, человек!» – смеется палач.

И дымом в небо уходит плач.

 

Кровью – в землю, дымом – в небо,

И человека, словно, не было....

Но сосны от ужаса онемев,

Скорбный выскрипывают напев.

 

И впитавшие дым плывут облака,

И рожденная памятью дышит строка,

И трава зеленее, впитавшая кровь....

Но спрос на колючую проволоку вновь.

 

Моя война

 

…Как пули свистят на излете,

А каждая мина – твоя.

Как трудно подняться пехоте,

Как друга скрывает земля,

И треугольников счастья,

И горя прямого угла –

Не знаю.

Но видел листок похоронки,

О своем брате рассказал отец…

И кажется, что пущен мне вдогонку,

Цель не нашедший той войны свинец.

Комментарий. В самоскладных треугольниках приходили письма солдат с фронта. В прямоугольных конвертах – официальные извещения о смерти – «похоронки».

Примечания


[1] На кладбище. (идиш)

[2] Лоткин торговал лимонадом.

[3]. «Слушай Израиль» – начало молитвы прославляющей Бога (Иврит)

[4] Благословен Бог мой (ивр) начало молитвы.

[5] Молчать, евреи. (латышский)


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2396




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer7/Shneer1.php - to PDF file

Комментарии:

Моисей Борода
- at 2010-08-08 10:11:01 EDT
Уважаемый г-н Шнеер!

Замечательные, глубокие стихи! Страшная тема, которая ещё страшнее от сознания того, что случившееся - не случай, что нам в этом жить, жить и жить.

Что же до конкретной темы (расстрелов В Латвии, и т.д., и "на месте расстрела я получил...") - позволю себе сослаться на http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer3/Boroda1.php

Ещё раз - спасибо Вам за стихи и другие публикации по теме.

Ваш Моисей Борода

Майя
Нью Йорк, - at 2010-08-04 05:01:20 EDT
Кольцо зла трудно разорвать.
Из воспоминаний Нины Клейните - Перегуд:
"В сентябре 1939 года произошло так называемое присоединение Западной Беларуси и Западной Украины. Сталин и Гитлер попросту разделили Польшу между собой. Якова, которого в органы после отсидки не брали, направили заведовать Горздравотделом в Слоним, и, ЕСТЕСТВЕННО, предоставили РОСКОШНУЮ квартиру в самом центре города. Квартира принадлежала сосланному в сибирские лагеря зубному врачу по фамилии Слонимский. Одна комната в квартире, та, где хранились инструменты и оборудование зубоврачебного кабинета, была опечатана. В трёх остальных комнатах поселилась семья из трёх человек, используя всё, оставшееся от прежних хозяев, начиная от постельного белья и кончая посудой."