©"Заметки по еврейской истории"
ноябрь  2011 года

Раввин Ури Амос Шерки

Рим и Иерусалим

Лекция раввина Ури Шерки в иерусалимской ешиве "Махон Меир", перевод и примечания - Ontario14

(продолжение. Начало в № 9/2011)

***

-                    Вопрос зрителя web-трансляции: "Уважаемый рав, можно ли ознакомиться с Вашим мнением пo поводу визита папы римского в Израиль? Имеет ли этот визит какое-либо значение для нас?"

-                    Ну!? Отвечать или нет, что скажете? :-) Этот вопрос далек от темы обсуждения... Мы ведь собирались поговорить о еврейской молитве.

-                    Реплики из зала: "Ответьте, пожалуйста!"

-                    Хорошо. Конечно, для нас визит имеет значение. Но, по правде говоря, для НЕГО этот визит имеет куда большее значение.

Чем для христианства является Государство Израиль - с теологической точки зрения?

Государство Израиль является "вопросительным знаком" для всей этой религии.

Т.е… основа христианства состоит в том, что израильская нация "оставлена", и церковь стала её "заменой".

В своих мессах они так и говорят: "Мы, Израиль, Народ Твой..." Они - Израиль, а кем же тогда являются евреи?

Евреев они называют "Израиль во плоти и крови". Другими словами, мы являемся биологическими потомками древнего израильского народа, но народ этот давно исчез в процессе исторического развития. Сегодня дело Израиля продолжает Церковь. Таково их мнение... Поэтому, Возрождение Израиля - невозможно.

В свое время д-р Биньямин-Зеэв Герцль, зехуто ha-цадик йеhаген алейну[1], обратился к папе за помощью в деле создания государства евреев в Эрец-Исраэль. Папа ответил ему: "Я понимаю, но почему Иерусалим?" Папа сказал, что готов помочь и уже помогает евреям материально, осуждает антисемитизм и т.д. и т.п. "Однако, то что ты просишь", - сказал папа Герцлю, - "находится в прямом противоречии со всем, во что я верю!"

И, поэтому, создание Государства Израиль - это теологическое противоречие христианству. Долгие годы это противоречие пытались объяснить. Противоречие уже стало реальным после реального создания Государства, возвращения Иерусалима. Они находили множество объяснений, но в конце концов остается "онтологическая" враждебность, стоящая на теологии, самому факту существования этого Государства.

Конечно, церковь старалась объяснить факт существования еврейского Государства, однако нынешний папа - консерватор...

И потому, что он - консерватор, этот визит является ЕГО проблемой:-)

Теперь, кроме различных хамских требований с его стороны, как то:

1) запрет гидам-евреям оказывать ему услуги во время пребывания в Израиле;

2) отказ заходить в помещение музея Яд ва-Шем, ограничившись лишь пребыванием снаружи;

3) требование убрать шестиконечные звезды с карет скорой помощи, обслуживающих визит (слава Богу на это согласия дано не было);

4) требование подойти к Стене Плача с крестами и другими их символами, закрыв на время посещения (в Лаг ба-Омер!) всю площадь (рав синагоги Котеля на это тоже не согласился);

Кроме всех этих унижающих евреев требований, я считаю, что этот визит стал для папы еще и "историческим промахом". Меня спрашивали об этом в СМИ и я сказал: “промах, но - по НАШЕЙ вине”.

Объясняю.

Существует три общепринятых взгляда на визит папы в Израиль и все три - в какой-то мере ошибочные.

Первый взгляд: "Папа?! Ихса, фууу, тьфу! Авода зара и гадость." Это, кстати, верно ;-), авода зара - гадость. Это ясно. Вопрос - в этом ли дело? Эта позиция имеет, конечно, некоторый резон... Но этот резон может быть или по прибытии Машиаха или внутри синагоги в гетто.

Второй взгляд: "Папа приехал? ОК, он - глава государства, маленького, но государства, - и мы принимаем всех глав государств, приезжающих сюда с визитом. Какая разница - папа, король, президент?" Эта позиция отрицает существование иудейского и христианского аспектов визита. Она увековечивает непонимание природы всех конфликтов, одной из сторон которых мы являемся.

Третий взгляд: "Какая прелесть! Историческая встреча между иудаизмом и христианством! Межконфессиональное сотрудничество! Давайте устроим вегетарианский банкет, поговорим о мире во всем мире и любви между народами, религиями… "веротерпимости"... муррр, муррр..." :-) Эта позиция наивна. Она не имеет и никогда не имела никаких практических результатов, кроме, конечно, провоцирования новых кровопролитий. Почему папа не обратился к арабам с требованием прекратить убийства, если он правда хотел этим визитом что-то сделать на практике? Может же он называть ислам "источником насилия"? Может же он осуждать контрацепцию в Африке? Так пусть осудит террор! Вряд ли он это сделает... Максимум - призовет “к любви” и т.п.

Три упомянутых варианта нашей реакции на этот визит - по моему мнению - не касаются главного.

До этого "главного" наши руководители, к сожалению, еще не доросли. Надо было объяснить папе римскому - кто он есть для Государства Израиль. Понимаете? В точности, как у христианства есть объяснение того, кем для него является Народ Израиля, так и мы должны сообщить церкви - кто она.

2000 лет не играло никакой роли ни для кого - что мы о них думаем. Но сейчас, когда мы сильны (в теологическом смысле) после возвращения в Сион, нам есть что сказать всему миру и христианскому миру в частности. Однако, чтобы это сказать, официальные представители еврейского народа (президент, премьер-министр, главные раввины и т.д.) должны взять на себя ответственность. Пока этого не видно.

-                    Реплика из зала: "Наш МИД..."

-                    И даже когда у кого-нибудь, например у министра иностранных дел, есть смелость и желание взять на себя ответственность, он не знает что сказать... :-) В кого верят христиане?

-                    Реплика из зала: "В Ешу"

-                    Они ДУМАЮТ, что верят в Ешу. Но в кого они верят на самом деле? На самом деле они верят в Народ Израиля.

Поймите: они решили сконцентрировать всю свою веру вокруг трупа еврея. Они верят, что он - бог.

Что привело их к этому решению? С чего это вдруг создавать такой миф? Поклоняться мертвому еврею...

Ответ - их притягивает с неимоверной силой к Душе Израиля ("Нишмат Исраэль"), которая проявляется перед ними в мифологическом образе умерщвленного еврея.

Понятно почему: в период появления христианства Народ Израиля в политическом смысле был тяжелейшем положении.

"Культурному человечеству" невозможно было видеть в "реальных" евреях "источник божественного света в мире". Но, с другой стороны, народы чувствовали, что этот свет оттуда исходит, поэтому они создали идола.

И сейчас, когда Израиль возродился, - нет нужды в идоле "Ешу". Надо объяснить народам мира, что мы были и остаемся сердцем их религиозного чувства. Теперь - поклоняйтесь нам:-)

Если вы (народы) хотите прикоснуться к источникам божественности - ищите их в Народе Израиля. Приходите и учитесь с нами, для вас будут созданы специальные ешивы и даже кардиналы будут в них приниматься. Почему нет?

Вот что надо было сказать (конечно, надо еще найти способ КАК это сказать)... Но мы - не на равных позициях в т.н. "межрелигиозном диалоге".

Этот диалог, конечно, может выглядеть как собрание представителей всех конфессий, соревнующихся в "сладкоречии", любви и непонимании друг друга. Однако, Кадош, благословен Он, вернулся в Сион. Если Он вернулся в Сион - надо менять христианство... Это надо было сказать, но я не знаю ни одного официального лица, способного сказать такое папе.

-                    Реплики из зала: "Наверное, народ не готов..."

-                    Может быть, что народ еще не готов... Да. Поэтому я и говорю, что с моей точки зрения, этот визит - "историческая промашка".

-                    Вопрос из зала о том, что "не все так просто", что христианство - сложная и древняя система верований, основанная в немалой степени на ТАНАХе и т.д...

-                    Значит, ты говоришь, что их вера намного более сложна, чем я ее описал?

-                    Реплика из зала: "Да"

-                    Объясни, пожалуйста, в чем. То, что они говорят - это в точности то, что я сказал.

-                    Реплика из зала: "Но рав сказал, что они поклоняются трупу еврея, а они говорят, что поклоняются Машиаху..."

-                    Вот. Ты уже пытаешься объяснить христианство как еврейскую секту! Они не считают, что Ешу - Машиах. Здесь надо кое-что прояснить.

В израильской системе образования есть одна странность. Я сейчас задам залу вопрос и попрошу ответить только родившихся вне Израиля.

Кем для христиан является Ешу?

-                    Реплики из зала: "Бог (Элоhим)"

-                    ОК! Теперь попрошу ответить только сабр.

-                    Реплики из зала: "Машиах... Шалиах (Посланник)..."

-                    Замечательно! Видите разницу? Иными словами, израильская система просвещения утаивает правду.

-                    Реплика из зала: "Не согласен!"

-                    Пардон, в христианской теологии есть понятие "Троицы", согласно которому Ешу и Бог - одно и то же, но понятие "Машиах" – атрибут, который они приклеивают к богу по имени Ешу, - кардинально отличается от еврейского.

Что мы понимаем под словом "Машиах"? В человеческих силах, так мы верим, принести "Избавление" ("Геула").

Мы можем создать Человека, который даст Избавление. У нас есть такая оптимистическая идея.

Согласно христианской доктрине, человек не в силах "избавиться", "спастись". Поэтому, Бог должен сделать это для (за) него...

Но почему они решили, что Бог примет образ еврея? Они чувствовали, что еврей - Бог :-)!

-                    Вопрос зрителя web-трансляции: "Так что же останавливает христиан перед уничтожением Государства Израиль?"

-                    Наша сила.

-                    Вопрос зрителя web-трансляции: "Почему Всевышний дает столько сил Эдому?"

-                    О-го-го... Очень сложный вопрос. Эдом - это наш Мир. Это те, кто берет на себя политическое руководство всем миром.

Евреи "не берут", значит, кто-то должен взять вместо них.

-                    Вопрос зрителя web-трансляции: "Правильно ли будет сказать, что христианская вера в воплощение божества в человеческом облике соответствует благословению Ицхаком Эйсава на владение этим миром?"

-                    Нет. Это совершенно из другой оперы.

Я хочу немного коснуться христианской теологии, с вашего позволения... Но тут еще вопрос:

-                    Вопрос зрителя web-трансляции, заданный в грубой форме по отношению к папе, о возможной реакции Ватикана на слова раввина.

-                    Он явно меня не поддержит. Твой вопрос задан в грубой форме по отношению к этому человеку.

В письме "ТАКАНАЗ"[2] рав Кук пишет, что оскорбления в адрес основателей той или иной религии не приведут ни к чему хорошему - какие бы это ни были религии и основатели. Мы должны говорить больше о верности нашего пути...

-                    Вопрос зрителя web-трансляции об экономической пользе от визита папы.

-                    Как говорится, "Ни жала твоего, ни кружала". Нет ничего дороже свободы.

ОК, возвращаясь к вопросу о "воплощении".

Существует странное отношение христианства к мицвот.

Известно, что христианство “отменило” мицвот. Была некоторая полемика между Петром и Павлом, последний победил и было решено отменить мицвот.

Что плохого в мицвот? "Раби Хананья бен Акашъя говорит: Пожелал Святой, благословен Он, облагодетельствовать Израиль, поэтому дал Он им Тору и заповеди во множестве..."[3] Т.е. - это хорошо, что есть много мицвот (заповедей).

Что говорят христиане? "Мицвот - это проклятие". Другими словами, по мнению христиан, выходит: "Пожелал Святой, благословен Он, проклясть Израиль, поэтому дал Он им Тору и заповеди во множестве...". Павел говорит: "Ешу избавил нас от проклятия Торы".

Странно, не так ли?

Он верит в Тору, верит в то, что Бог дал Народу Израиля заповеди, т.к. Он ненавидит Народ Израиля. Павел использует для своих целей стих из книги Йехезкеля: "И Я также дал им (придерживаться) обычаев недобрых и законов, по которым нельзя жить"[4], переводя его как "Я дал им обычаи плохие и законы, по которым нельзя жить" :-)

Простое непонимание элементарного смысла прочитанного, хотя в Торе ясно говорится: "И соблюдайте законы Мои и правопорядки Мои, которые будет исполнять человек, и жизнь обретет ими"[5]

Почему они считают, что мицвот - это плохо?

-                    Реплика из зала: "Трудно исполнять"

-                    Нет, не потому, что их исполнять трудно. А потому, что "поражение неизбежно", "грех неминуем", "не может быть, что человек сможет все исполнить".

Хватит нарушения одной из 613 заповедей, чтобы согрешивший был наказан Создателем.

И Павел сказал, что необходимо отменить исполнение заповедей и построить "новый путь к Богу". Этот путь пройдет не через веру и исполнение заповедей, а через одну только веру ("эмуна")...

Каков наш ответ?

Когда еврей грешит - что он должен сделать? ТШУВА (Раскаяние)!

Значит, у нас есть решение "проблемы". Почему же христиан это решение не устраивает?

Они не верят в раскаяние.

Давайте выясним почему.

Их представление о "заповеди" ("мицва") схоже с их представлением о "законах природы". Они понимают Бога точно так же, как Его понимают в греческой философии.

Что такое "Бог", согласно греческой философии?

Бог - это "вершина пирамиды", или, если точнее, "первое колесико в машине". Если ты действуешь против "правил машины" - ты идешь против здравого смысла. Понимаете? Если человек будет действовать против законов гравитации - он будет наказан.

Представьте себе человека, прыгнувшего с крыши "Азриэли". На уровне 50-го этажа он говорит: "Дорогая гравитация, я очень сожалею о том, что сделал и обещаю, что такого более не повторится!"

Что ответит "гравитация"? Она ответит: "Правильно… больше это не повторится." :-) Закон природы, что делать...

И заповеди - некий тип законов природы. Поэтому раскаяние ("тшува") - блеф.

Однако, согласно иудаизму, - что такое "Бог", дающий заповеди? Это Kто-то, кто говорит "Анохи"[6]. "Я" - это "кто-то", а не "что-то". "Кто-то" - значит - "обладатель воли". Волю можно менять.

И если ты скажешь "такого более не повторится!" - Он может изменить свою волю. Раскаяние имеет смысл.

Поэтому мы относимся к "мицве" как к благу - согрешив, мы можем исправить ситуацию, совершив "тшуву".

Если не верить в "тшуву", то для того, чтобы стало возможным "поменять", чтобы связь человека с Богом получила какой-то смысл, - необходимо, чтобы Бог ("Элоhим") превратился в человека. Если Он - не человек, то Он - "что-то", а не "кто-то".

Когда Бог становится человеком, Он перестает быть Богом "Грозным", с которым невозможно "договориться", который дает заповеди и ставит нас перед свершившимся фактом... А если Он - человек, то Он - один из нас. С Ним можно торговаться, его можно убеждать.

Это - "греческий фон" христианства.

-                    Вопрос из зала: "Как они объясняют отмену мицвот, если это - часть законов природы?"

-                    Они называют это "чудо, таинство" ("мисторин"). "Таинство" у христиан - объясняет многое, оно может лежать в основе религиозного чувства и культа. К "таинству" не следует приближаться...

-                    Вопрос из зала: "Но у нас тоже есть Kабала и т.д. ..."

-                    Это не одно и то же. Наш "Сод" ("секрет") можно изучать и изучить. У нас "Сод" - некий уровень "лимуда" ("изучения"), но - ИЗУЧЕНИЯ!

-                    Вопрос зрителя web-трансляции: "Одним из признаков Избавления ("Геула") станет создание ешив для 1,5 млрд. христиан - мне это кажется немного нереальным... Я чего-то не понял? Или это - мой пессимизм?"

-                    Создание ешив для 1,5 млрд. христиан - не есть один из признаков Избавления. Нам уже не нужны признаки Избавления, т.к. Избавление уже наступило - 5 Ияра 5708 года (15 мая 1948 года).

Создание таких ешивот - не признак, а реализация факта Избавления. Из-за того, что нам дано было Избавление - мы должны говорить с Человечеством.

"И пойдут многие народы, и скажут: "давайте взойдем на гору Г-сподню, в дом Б-га Йаакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его". Ибо из Циона выйдет Тора и из Йерушалаима – слово Г-сподне"[7].

Говорит пророк: будет то, что спрашивающему кажется "нереальным".

-                    Вопрос зрителя wеb-трансляции о противоречии между позицией рава Кука ("игерет ТАКАНАЗ") в отношении идолопоклонников и другими авторитетами, позволяющими "насмешки" над основателями идолопоклоннических культов.

Рав говорит о стратегии в воспитании и образовании!

Вопрос зрителя web-трансляции: "Встречался ли и обсуждал рав Йеhуда Леон Ашкенази, зихро йеhаген алейну, эти вопросы с папой?"

-                    Рав Йеhуда Леон Ашкенази встречался со многими церковниками, но мне неизвестно о его встрече с папой.

Рав вел беседы с ними, находясь на позиции, которую я вам здесь определил, как единственно верную - "объяснять христианскому миру - кто они такие".

-                    Вопрос зрителя web-трансляции: "Шалом, уважаемый рав! То, что вы говорите - не соответствует позиции харедим! Может быть, следует сказать, что их т.з. на государство Израиль более близка к т.з. Ватикана? Это так?"

-                    Спроси их.

-                    Вопрос зрителя web-трансляции: "Соблюдал ли Ешу заповеди? Хотел ли он основать новую религию?"

-                    Сегодня это не имеет для нас значения - пусть этот вопрос исследуют те, кому это интересно.

-                    Вопрос из зала: "К Вам придет гой и спросит - как он должен себя вести, чтобы стать праведником?"

-                    Я вчера встретил такого гоя. Пришел ко мне домой и сказал: "Я не хочу продолжать поклоняться идолам, я хочу соблюдать 7 заповедей сынов Ноаха, но этого мне недостаточно. Я прошу тебя объяснить - как приблизиться к Богу".

Что такое "быть праведником"?

Делать хорошее и не делать плохого.

У каждого есть обязанность - делать хорошее, но "хорошее", которое я ожидаю от еврея – отличается, во многом, от "хорошего", которое я ожидаю от гоя. Однако, качественное определение - одинаково для всех.

-                    Вопрос из зала о т.н. "Христианах - за Израиль"

-                    Я в самом начале сказал, что "церковь старалась объяснить факт существования еврейского Государства". Одно из таких объяснений делают протестанты-евангелисты, которые, конечно, к папе не имеют никакого отношения.

Эти люди любят Израиль и ненавидят иудаизм. Они любят Израиль, т.к. Израиль красиво вписывается в их теорию: "пророчества должны сбываться, евреи должны вернуться на свою Землю, жить по Торе, создавать поселения от Дамаска и до Эль-Ариша... В результате, должно появиться общество, в котором родился когда-то Ешу. И тогда Ешу вернется и обратит на путь истинный весь мир, начав, естественно, с евреев." Отсюда вы можете понять их действия.

Есть буквально несколько человек среди католиков, высказывающихся в похожем ключе…

-                    Вопрос из зала: "Так значит, нельзя у них брать деньги?"

-                    Это чисто галахический вопрос, который должен рассматриваться в каждом конкретном случае.

-                    Вопрос из зала: "Почему нас должно волновать - знают гои Истину или нет? Какое наше дело до их жизни?"

-                    Правильно, зачем их "приближать"! Можно подумать, что уже все евреи приблизились...:-)

Но читал ли ты книгу "Берейшит"?

Читал ли ты главу "Лех леха"?

В этой главе Кадош, благословен Он, избирает Авраама.

"И сказал Господь Авраму: Иди с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе.

И я сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением.

И благословлю я тебя благословляющих, а злословящих тебя прокляну. И благословляться будут тобою все семейства земли"[8]

Другими словами, в начале избрания Народа сказано, что целью избрания является универсальность.

Мы - народ, который создан не для самого себя. Мы созданы, чтобы освятить Имя Его во всем Человечестве. Поэтому, нет более важной задачи, чем "приблизить гоев".

-                    Вопрос из зала: "Но Авраам был "соблюдающим" евреем..."

-                    Он не был "религиозным", "соблюдающим"... Он не знал что такое "ортодоксия", "реформизм", "хилоним", "датиим".

Авраам был главой, основателем Нации. Он не был основателем религии.

Когда гои хотят еврейского влияния, они не делают различия между религиозными или нерелигиозными евреями.

Может быть, только с помощью выполнения нашей универсалистской функции многие евреи поймут свою роль.

Ведь душа еврея - космополитична и, пока он не видит влияния иудаизма на Человечество, иудаизм для него - ограниченный национализм и не более того. Когда еврей увидит, что у нас есть "месседж" для Человечества - он поймет смысл своего национализма.

В общем, если ты хочешь вернуть к тшуве нерелигиозного еврея - говори с папой...;-))

-                    Вопрос из зала о том, можно ли изучать христианскую теологию,- если да, то кому и до какого уровня. Можно ли вести теологические беседы с христианами.

-                    Нельзя изучать христианскую теологию - это "авода зара";-)

-                    Вопрос из зала: "А что мы делали сегодня?"

-                    А, я понял! Сегодня мы изучали христианскую теологию! :-)

Но есть разница!

Запрещено изучать христианскую теологию в одиночку. Можно - с раввином, который ответит тебе на все вопросы.

И тогда выйдет, что ты прошел подготовительный курс для участия в работе Санhэдрина, т.к. человек, не изучавший христианскую теологию - не может заседать в Санhэдрине. Об этом пишет РАМБАМ[9].

Можно ли говорить с христианами на эти темы? Этот вопрос был задан РАМБАМу.

Его спросили: можно ли вести теологические разговоры с христианами и мусульманами.

РАМБАМ ответил: с христианами - можно, а с мусульманами - нет.

Интересно, правда? Ведь христианство - это "авода зара", а ислам - нет. Объясняет РАМБАМ так: ислам исходит из того, что "евреи подделали ТАНАХ". Поэтому, разговоры с мусульманами вести не о чем - диалог не может быть построен на доверии... А христиане верят в наш ТАНАХ, хотя и сделали свои добавления и ошибочные комментарии. Говорит РАМБАМ: мы им объясним, и они раскаются.

Обратите внимание, что РАМБАМу даже на долю секунды не пришла в голову мысль, что в таком диалоге христианин может оказать какое-либо влияние на еврея! Это говорит о том, что РАМБАМ был нормальным, здоровым человеком:-)

И он исходил из того, что все евреи - такие же...

-                    Вопрос зрителя web-трансляции о том, что слова раввина могут обидеть Ватикан...

-                    Если бы папа услышал мои слова, то не исключено, что это продвинуло вперед и их, и нас.

Надо говорить вежливо, даже с идолопоклонниками, но пришло время, когда мы должны исполнять свой долг перед человечеством - "говорить миру правду из Сиона". Из-за того, что мы воздерживаемся от исполнения этого долга - человечество подсознательно на нас злится.

"Вы сделали такой шум и балаган - вернулись на родину, выгнали арабов, построили Иерусалим - и все это для того, чтобы не сказать нам ничего? Тогда верните[сь]!"

- Вопросы зрителя web-трансляции: 1) почему нет массового "пробуждения" среди христиан?

2) почему христиане так "зациклены" на образе Ешу...?

-                    Есть массовое "пробуждение" у христиан, постоянно увеличивается количество геров из их среды, становящихся евреями по теологическим причинам. Постоянно увеличивается количество гоев, интересующихся учением "Бней-Ноах" и т.д.

Кроме того, существует непропорциональный интерес мировых СМИ во всем, что касается Государства Израиль - это началось с "шестидневной войны". 20% мировых новостей - это мы!

Что касается второго вопроса: Ешу для них - выразитель реальности под названием “душа Израиля” ("нишмат Исраэль").

-                    Вопрос зрителя web-трансляции: "Получается как бы замкнутый круг - чтобы еврей оценил еврейство, он должен убедиться в его влиянии на гоев? Как ему влиять на гоев, если мы сами не знаем своего еврейства?"

-                    Ну не все же ! :-)

В первую очередь - гои сами нам это говорят. Часто они выражают такую глубину веры, которую не примет ни один еврей.

Т.к. "гои говорят" - значит это верно !;-) Есть такое правило: "Когда возвратил Г-сподь пленников Сиона, были мы как во сне... Тогда скажут между гоями: «Великое сотворил Господь с этими!»"[10]

Что делает еврей каждое утро? Включает радио, чтобы узнать "что гои скажут". Это крайне важно:-)

- Что-что там сказали гои?!

- Они сказали: "Великое сотворил Господь с этими!"

- Правда? Ну ОК... "Великое сотворил с нами Г-сподь – рады были мы"[11].

"Гои говорят" - значит это верно! И в конце концов - евреи верят, а потом и религиозные евреи верят и, в самом конце, верят раввины;-)

-                    Вопрос зрителя web-трансляции: "Гои могут сказать - вы, евреи, заражены теми же болезнями, что и мы. Почему мы должны принимать от вас моральные инструкции?"

-                    Очень хороший аргумент, давайте соответствовать...

Мы не просто самое высокоморальное государство в мире. Гигантские усилия всего человечества доказать, что евреи-грешники, вызваны подсознательным признанием того, что Израиль является укором для них!

Паскаль сказал: "Какая удача, что евреи рассеяны! Когда мы видим их образ жизни, мы понимаем, что они самый праведный народ. Если бы у них было государство, нам бы пришлось признать их избранность".

Прошло 400 лет и евреи получили государство. Понимаете, в какой ситуации "наши друзья" оказались?

Если евреи - и праведники, и возвратились в свою страну, то это - укор всему миру. Надо доказать обратное!

Они доказывают это с такой яростью, что даже часть евреев в это верит...

-                    Вопрос из зала: "Если бы Вы были сегодня главным раввином Израиля, Вы уклонились бы от встречи с папой? Или нет?"

-                    Я бы встретился с ним при соблюдении определенных условий. Он понял бы превосходство израильского главного раввина над ним. Я не признаю "межрелигиозного братства".

В свое время рав Цви-Йеhуда Кук (זצ"ל) получил просьбу о встрече с лидерами израильских арабов.

Рав сказал: "Я готов, но при одном условии - они должны подписать декларацию признающую факт, что евреи не лишили арабов никакой власти над Эрец-Исраэль". Мы взяли власть у англичан, англичане - у турок, турки - у арабов.

Арабские лидеры подписали такую декларацию и после этого рав с ними встретился...

-                    Вопрос из зала: "Христиане считают заповеди законами природы, поэтому воплощение Бога в природном, человеческом образе позволило отменить заповеди..."

-                    Не в "природном", а в личности. Личность - не природа. Природа не имеет личности. Личность обладает волей.

-                    Реплика из зала: "Т.е. пришла личность, убравшая природу..."

-                    Точно.

-                    Вопрос из зала: "Тогда почему первые христиане были евреями-мудрецами?"

-                    Первые христиане были "амей-арацот"[12], людьми без всякого понимания смысла иудаизма.

Когда читаешь Павла, видишь, что это греческий философ... по имени Шауль.

И именно из-за этой своей неграмотности они воспринимали мицвот как природные законы.

-                    Вопрос из зала: "Из этого выросло христианство?"

-                    Из этого и из попыток объяснений "откуда мальчик". У нас нет времени сейчас для таких глубоких изысканий.

-                    Вопрос зрителя web-трансляции: "Я не понимаю, почему христиане решили, что именно Ешу символизирует душу Народа Израиля?"

-                    Они видели Народ Израиля как личность - молодого холостого человека, т.е. еще ничего не "родившего".

После Изгнания Народ Израиля постарел... Сегодня Мaшиах представляется в образе "старого еврея":-)

-                    Вопрос зрителя web-трансляции: "Почему убийцы Ешу, римляне, решили освятить его и обвинить нас в убийстве?"

-                    Маленькое замечание в конце лекции…

Христиане говорят, что верят в то, что Бог сделал себя человеком, чтобы испытать человеческие страдания. Они говорят, что так говорят:-).

Но что они говорят на самом деле?

Они говорят, что Бог сделал себя евреем, пролитие крови которого - во искупление всего Человечества.

Отсюда - полшага до идеи "Убийства евреев во имя исправления мира"

Всего вам доброго!

2009

Примечания переводчика:



[1] "да будут заслуги праведника защитой нам"

[2] - תקנ"זбуквенное обозначение числа 557

[3] Мишна, Макот 3:17

[4] Йехезкель 20:25

[5] Ваикра 18:5

[6] первое слово "декалога", означающее "Я"

[7] Йешаяу 2:3

[8] Берейшит 12:1-3

[9] см. Мишне Тора, галахот Санэдрин 2:1

[10] Теилим 126:2

[11] Теилим 126:3

[12] так уже 2000 лет называют малограмотных (в вопросах иудаизма) евреев


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 4528




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer11/Ontario1.php - to PDF file

Комментарии:

Манасе
Германия - at 2012-01-03 19:53:35 EDT
Онтарио 14 Хочу добавить, все коды кроме кода Лейбовича чушь! код-же Лейбовича подверждает моё правильное понимания Торы
Манасе
Германия - at 2012-01-03 19:43:22 EDT
Онтарио 14 большое спасибо за лекцию Замира Коэна, Внимательно прослушал, и согласен что Имхотеп и Иосеф одно и тоже лицо По поводу жэ числа семь могу сказать что от его понимания все также далеки как и три тысячи лет назад, одгадка числа семь очень проста и вот на эту простоту ни кто не обращает внимания но не поняв тайну числа семь ничего не будет, к сожалению
Игрек
- at 2011-11-24 06:08:29 EDT
Наконец добрался до этого текста - и не пожалел. Спасибо переводчику.
Поскольку я сейчас как раз пытаюсь понять взаимоотношение евреев-сионистов и христиан-евангелистов в решающее время "проталкивания" Бальфурской декларации, то хочу доложить, что фраза "они любят евреев и ненавидят иудаизм" весьма точная. Именно предательство евангелистов-мессионеров на Ближнем Востоке в "роковые" 1920-е стоило евреям неисчислимых жертв. Из-за всего того, что потом произошло в Палестине под Британским мандатом, который без этого христианского удара в спину мог вполне себе быть американским мандатом и все было бы совсем по-другому.
Но об этом более подробно в свое время.

М. Аврутин
- at 2011-11-18 20:12:45 EDT
После того, как уважаемая Элла заявила: «Представления почтенного рава о христианстве примерно соответствуют представлениям многих христиан об иудаизме. Это даже не карикатура, это вообще ничего похожего», а столь же уважаемый Элиэзер с ней полностью согласился, я тоже решил высказаться.
Мне не только представления рава о христианстве, но и многие его определения показались близкими.
Например, вот эти: «Ведь душа еврея - космополитична и, пока он не видит влияния иудаизма на Человечество, иудаизм для него - ограниченный национализм…»; «Вы сделали такой шум и балаган - вернулись на родину, выгнали арабов, построили Иерусалим - и все это для того, чтобы не сказать нам ничего? Тогда верните[сь]!».
Согласен и с тем, что «Первые христиане были людьми без всякого понимания смысла иудаизма».
Вполне возможно, что американские объединенные христиане, выступающие в поддержку Израиля, действительно «любят Израиль и ненавидят иудаизм». Но уважаемый рав ведь не сказал, как следует поступать евреям: разоблачать их намерения или, напротив, стремиться усилить их голос в поддержку Израиля. Сам я, выступая ровно неделю назад в ортодоксальной синагоге Сан-Франциско, коснувшись деятельности этой организации, напомнил, что русские интеллигенты в свое время были тоже обеспокоены судьбой собственного народа, «впадавшего в дикость», а не судьбой неведомого им еврея Бейлиса. Тем не менее, они повлияли на решение присяжных. И этот мой довод был воспринят.
Одним словом, мне понравилась беседа рава, и я не нашел причины усомниться в его знаниях.

Е. Майбурд
- at 2011-11-18 18:58:48 EDT
До чего он блестящий человек! Читать - одно удовольствие.

В полемике Эллв и переводчика я, скорее, на стороне последнего. Хотя не все его аргументы мне кажутся удачными в смысле убедительности, в целом его позиция представляется более адекватной. Если коротко: Рав говорил об их восприятии нас и нашем воприятии их.

Ув.Элиэзеру Мееровичу: Они не утверждают, что мы исчезли с лица земли. Их "пойнт" в том, что мы утратили статус Израиля - избранного народа (не дождутся!), потому что они самоназвались этим высоким титулом (эту тему мне пришлось затронуть в "Богословии ненависти", отвечая непотребному дьякону). В этом смысле и говорит рав Шерки.

Ontario14
- at 2011-11-18 16:41:20 EDT
Элиэзер М. Рабинович
- Fri, 18 Nov 2011 06:47:32(CET)
Я не хотел комментировать, чтобы не огорчать Онтарио, который так много делает, чтобы мы были знакомы с настоящим, а не поддельным иудаизмом. Меня поощрило краткое замечание Эллы, с которым я абсолютно согласен. Рав Шерки до такой степени ничего не понимает в христианстве и не уважает его носителей, но берётся подробно о нём говорить, что я начинаю сомневаться в его компетентности в иудаизме.

***************
Ну что Вы, Элиэзер, я бы огорчился, если бы многие комментарии оказались непредсказуемыми.
Пока удивила Элла – что она ответит “за воплощение” для меня остается загадкой.
Вообще, не понята основная цель речи - сказать им кто они есть С НАШЕЙ т.з.
Если будет ясность что такое "С НАШЕЙ", то все будет путем;-)

Он говорит, что христиане поклоняются мёртвому еврею. Просто бред: для них он воскрес и остался вечно живым.
******************
Речь не идет о том, во что христиане верят. Речь о том – чему они поклоняются. В каждом христианском доме и капище на стене висит изображение объекта их поклонения - труп еврея и орудие казни.
Удача, что к тому времени еще не изобрели гильотину.
От комментариев остальной части Вашего постинга я, с Вашего позволения, воздержусь, чтобы никого не огорчать.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2011-11-18 06:47:32 EDT
Я не хотел комментировать, чтобы не огорчать Онтарио, который так много делает, чтобы мы были знакомы с настоящим, а не поддельным иудаизмом. Меня поощрило краткое замечание Эллы, с которым я абсолютно согласен. Рав Шерки до такой степени ничего не понимает в христианстве и не уважает его носителей, но берётся подробно о нём говорить, что я начинаю сомневаться в его компетентности в иудаизме. Он говорит, что христиане поклоняются мёртвому еврею. Просто бред: для них он воскрес и остался вечно живым. Разве Г-дь не способен на чудеса? Разве, согласно Рамбаму, он не обещал воскресить ВСЕХ мёртвых по приходе Мессиии, так что удивительного в том, что он воскресил одного, в котором они и видят Мессию?

Далее, это совершенно неверно, что христиане смотрят на современных евреев как на народ, который "давно исчез в процессе исторического развития". Я, естественно, не силён во всех аспектах христианской теологии и её различных направлений, но я знаю, что твёрдость в защите Израиля определёнными американскими консервативными христианами имеет ту основу, что ожидаемое ими второе пришествие не состоится, пока евреи не поверят в Иисуса не крестятся. Стало быть, они видят в евреях очень живой народ, а если о нём не заботиться и дать ему умереть, то вся надежда на второе пришествие исчезнет.

Я также не понимаю и попросту не верю в "хамское" поведение Папы во время визита, пока не прочитаю об этом в другом источнике.

В условиях демократии и терпимости межрелигиозный диалог может иметь лишь одну цель: получше узнать и понять друг друга, перестать бояться друг друга и дать друг другу спокойно жить. Такой диалог не может иметь целью разрешение религиозных расхождений, ибо теологическое расхождение невозможно исключить: или евреи живут в страшном грехе непринятия подлинного Мессии, или христиане - приняв за Мессию человека, который таковым не является. Диалог неспособен слить обратно различные христианские направления в единый кулак, как и иудаизме - даже только ортодоксальном - невозможно слить воедино хасидов и метнагдим, сатмаров и любавичей (единственное разделение, которое в некоторой степени уменьшается - это между ашкеназим и сефардим).

Для меня принципиально неприемлемым в христианстве является идея о том, что мучительная смерть некоего человека нужна и может искупить грехи человечества. И что, пути христианского человечества изменились к лучшему после жертвоприношения Иисуса? Нисколько, и христиане, сознавая это, создали идею второго пришествия. Ну, а нам это не нужно, и мы ждём того самого первого и единственного, которое и должно человечество изменить.

Ontario14
- at 2011-11-17 18:35:17 EDT
Элла, а что конкретно не соответствует ?
Элла
- at 2011-11-17 18:29:03 EDT
Увы и ах... Представления почтенного рава о христианстве примерно соответствуют представлениям многих христиан об иудаизме. Это даже не карикатура, это вообще ничего похожего.
Борис Дынин
- at 2011-11-14 18:01:02 EDT
Я имел удовольствие прочитать текст до публикации. На удовольствии останавливаться не буду, чтобы не повторять многое уже сказанное об уже опубликованных беседвх р. Шерки, позволю себе только воспроизвести часть моей переписки с Ontario14 (ничего личного, так что позволяю себе это без спроса).

На мой замечание о "теологической силе" Израиля Ontario14 пояснил:
Борис, тут дело в том, что р.Шерки оперирует понятиями "Нишмат Исраэль"(душа Израиля) и т.д. – вслед раву Куку и другим (в " Кузари" об этом есть интересные места) – он не считает "Нишмат Исраэль" набором единиц – душ евреев. Это совершенно отдельная сущность, если так можно выразиться… :-)

Б.Д.:
Я, думаю, я понимаю. Я это заметил в связи с обсуждением значения визита Папы как не только теологической, но и политической проблемы. И еще. Р. Шерки не признает межрелигиозного диалога, но почти вся его беседа посвящена доказательству ложности христианства. Это ведь тоже диалог, поскольку рассматриваются аргументы противной стороны. Но бессмысленность диалога, в данном случае, означает, что две религии отвечают на различные вопросы различных групп людей. Поэтому их ответы не столько опровергают друг друга, сколько не перекрещиваются. Например, был ли уже Мессия или только будет? Кажется общий вопрос. Однако нет. Для одних речь идет об освящении мира как творения Бога, для других о спасении от мира, отпавшего от Бога. Или иначе. Спасаешься ли Законом (как спросил Павел) или Закон дан не для ответа на вопрос о спасении по Павлу? Вопрос Павла не вопрос Моисея и потому нет диалога, а вопросы о деве, о политическом восстановлении Израиля и т.п. имеют большое психологическое значение, но теологически второстепенны. Пока Мессия не пришел (первый или второй раз) или Небеса не открылись, ничего не докажешь и не опровергнешь. Существование общины - вот вопрос. И признание Ватиканом Израиля, а потому и визит Папы, имеет, ИМХО, положительное значение, ибо является признаком и подспорьем (при всех теолого-политических противоречиях) существования политического Израиля на Земле, столь важного для существования святого Израиля в мире - "Нишмат Исраэль".