©"Заметки по еврейской истории"
декабрь  2011 года

Юрий Окунев

Чудо в трагической оболочке

К 70-летию уничтожения

евреев великого местечка

ЛЮБАВИЧИ

Какое прелестное название – Любавичи. Его хочется раскатывать в звуках и повторять много раз: лю-ба-ви-чи, лю-ба-ви-чи...

Признáюсь – у меня это слово вызывает чувство теплоты и нежности, оно уносит в далекое патриархальное прошлое, к моим предкам, жизнь которых неспешно протекала в том льняном краю белых берез на берегах речки Березина в гармонии с природой и духовными заветами, уходившими в бесконечную даль ветхозаветной старины...

В 1882 году мой прадед Давид Якобсон, сын Бенциона Якобсона из Малостовки, в возрасте 30-и лет, был назначен раввином местечка Любавичи по рекомендации Главного раввина Любавичских хасидов Ребе Самуила Шнеерсона. Еще до этого высокого назначения Давид женился на моей прабабушке Лее – дочери своего предшественника раввина Авраама Зеликсона, и в 1876 году у Леи и Давида родилась дочь Раиса – моя бабушка. В 1898 году мой дедушка Исаак Окунев – сын резника Мовше Окунева из Велижа, приехал на своей собственной лошади в Любавичи и взял в жены Раису Якобсон. В 1909 году у Исаака и Раисы родился мой отец Бенцион Окунев.

Такова, вкратце, моя родословная по отцовской линии, уходящая корнями в знаменитое местечко Любавичи. Я никогда не был в Любавичах, но странным образом подчас чувствовал невыразимую притягательность этого места на Земле, представлял в воображении статных бородатых мужчин и милых женщин, давших мне жизнь, и определенно слышал музыку звуков далекой Родины – Лю-ба-ви-чи.

***

В наше время название этого еврейского местечка известно всему миру благодаря Любавичским хасидам и плеяде их духовных лидеров – Любавичских Раввинов (Ребе). Последний, седьмой Любавичский Ребе Менахем Мендел Шнеерсон – выдающийся религиозный деятель ХХ века, скончался в 1994-м году в Бруклине и похоронен на еврейском кладбище в Квинсе. Он был награжден Золотой медалью Конгресса в знак признания его гуманистической деятельности, а его день рождения отмечается в США как Национальный день воспитания.

История хасидизма прихотлива и запутана. Хасидизм, означающий учение благочестия, возник в начале XVIII века в Подолии на Западной Украине. Его основатель Израиль Бешт учил, что истинное спасение не в талмудической учености и не в скрупулезном следовании обрядам, а в сердечной привязанности к Богу, в простой вере и горячей молитве. В конце XVIII века хасидизм быстро распространился в Польше и Литве, а после их присоединения к России – в Белоруссии. Главой белорусских хасидов был уроженец местечка Лиозна Могилевской губернии Шнеур Залман Шнеерсон. Его жизнь сопровождалась борьбой со сторонниками традиционного раввинизма, называвших себя митнагидами, т.е. противниками новых учений, и считавших хасидизм ересью. В процессе этой борьбы Шнеур Залман был дважды арестован властями и во времена Павла I содержался в Петропавловской крепости и допрашивался в Тайной канцелярии в Санкт-Петербурге. После освобождения из заключения в царствование Александра I он возвратился в Белоруссию и создал из своих сторонников религиозное движение ХаБаД, названное так по первым буквам ивритских слов хахма, бина и деа, означающих мудрость, понимание и познание. Центр Хабада был сначала в местечках Лиозна и Ляды Могилевской губернии, в которых жил Залман Шнеерсон, а после его смерти этот центр переместился в Любавичи, где преемники Залмана, называвшиеся цадиками, т.е. праведниками, основали и развили движение отдельной хасидской группы, получившей наименование Любавичские хасиды. Отсюда и пошел почетный титул – Любавичский Ребе. Сто два года, с 1813 по 1915 Любавичи были резиденцией четырех поколений Любавичских Ребе – наследников Шнеура Залмана Шнеерсона.

Любавичи, ноябрь 2011. Слева: Дом-музей Любавичского Ребе; Справа: Домик над захоронениями  третьего и четвертого Ребе: Цемах Цедека и Махарша

Сам основатель движения Хабад Шнеур Залман Шнеерсон (1745–1813), которого еще называли Алтер Ребе (Старый Ребе), по традиции считается первым Любавичским Ребе. В 1813 году его сын Дов Бер Шнеерсон (1773–1827), известеный под именем Митл Ребе (Средний Ребе), основал в Любавичах знаменитый Двор Любавичских раввинов, он стал вторым Любавичским Ребе. Третий Любавичский Ребе, сын дочери Шнеура Залмана Шнеерсона,Менахем Мендл бен Шолом Шахна (1789–1866), известный под именем Цемах Цедек, был автором многих известных богословских трудов. Младший сын Цемах Цедека, правнук Шнеура Залмана, Самуил (Шмуэль) Шнеерсон (1834–1882), известный также под именем Махарш, стал четвертым Любавичским Ребе. Самуил Шнеерсон был известен в России своей активной  борьбой с антисемитизмом, в 1869 году он основал в Санкт-Петербурге постоянную комиссию глав еврейских общин, которая отстаивала права евреев. Незадолго до смерти Самуил Шнеерсон назначил моего прадеда Давида Якобсона раввином местечка Любавичи. В 1915 году во время Первой мировой войны сын Самуила, праправнук Шнеура Залмана Шнеерсона, пятый Любавичский Ребе Шолом Дов Бер Шнеерсон (1860–1920), основатель знаменитой Любавичской хасидской ешивы «Томхей тмимим», уехал из Любавичей в Ростов-на-Дону, а вместе с ним Двор Любавичских Ребе навсегда покинул свою Родину.

Любавичи, ноябрь 2011. В музее Двора Любавичских Ребе (справа – старые надгробия над могилами Цамех Цедека и Махарша)

В конце ХIХ и начале XX века, вместе с волнами еврейской эмиграции из России, состоялся необыкновенный по своей мощи всемирный миссионерский поход Любавичских хасидов, приведший к образованию крупных центров Хабада в Палестине, США и многих других странах. Праведный сгусток веры невероятной плотности, таившийся до поры до времени в окружении льняных полей и березовых рощ в небольшом белорусском местечке Любавичи, словно взорвался и, стремительно расширяясь, усеял карту мира созвездиями Хабада – в наше время существуют тысячи общин Любавичских хасидов в десятках стран по всему миру.

В ХХ веке деятельность Хабада сопровождалась многими эпизодами драматической борьбы с наступавшим со всех сторон воинствующим атеизмом. Шестой Любавичский Ребе Иосиф Ицхак Шнеерсон (1880–1950), пра-пра-правнук Шнеура Залмана Шнеерсона, одним из первых принял на себя удар большевистских антирелигиозных репрессий. В 1927 году он был арестован на своей квартире в Ленинграде и приговорен ГПУ к смертной казни. По счастливому стечению обстоятельств, Менахем Мендел Шнеерсон – однофамилец Иосифа и будущий седьмой Любавичский Ребе, оказался невольным свидетелем ареста. Он немедленно уехал в Москву и добился встречи с послом Германии – так мир узнал о смертельной схватке Любавичского Ребе с советской властью. По-видимому, благодаря протестам на Западе Иосиф Ицхах Шнеерсон был внезапно освобожден, а затем выслан в Ригу. Из Риги Иосиф перебрался в Варшаву, где состоялась свадьба его средней дочери Хаи-Муси и Менахема Мендела Шнеерсона. В 1940 году Иосиф переехал в Америку и основал Всемирное объединение Любавичских хасидов, ставшее впоследствии одним из наиболее влиятельных религиозных и общественных движений современного еврейства. Ребе Иосиф Ицхак Шнеерсон умер в 1950 году, и седьмым Любавичским Ребе стал его зять Менахем Мендел Шнеерсон (1902-1994).

Любавичи, ноябрь 2011. Реконструированный Двор Любавичских Ребе

В наше время Любавичских хасидов можно встретить во многих странах и городах мира, в первую очередь, в Иерусалиме и Нью-Йорке. Мировой центр Любавичских хасидов находится в Бруклине, где жил до своей кончины последний, седьмой Любавичский Ребе Менахем Мендел Шнеерсон.

***

Историческая версия относит возникновение форпоста Любавичи к началу ХVII века. Согласно хасидскому преданию, Любавичи основал еврейский странник реб Меир, искавший вместе со своей семьей и еще тремя семьями уединенное место, где можно было бы спокойно жить и работать на земле. Продвигаясь на восток, они добрались до далекой окраины Речи Посполитой – объединенного польско-литовского государства. Пришельцам понравились эти места, поросшие густыми лиственными лесами, на брегу прозрачной речки. Они рубили лес, строили деревянные дома, выращивали хлеб, овощи и лен. Реб Меир отличался любовью к людям и ко всему живому в природе. Еврейские поселенцы жили в мире со своими соседями. Из поколения в поколение люди передавали любимую поговорку реб Меира: «Кто мил людям, найдет милость и в глазах Всевышнего». Жизнь Любавичей протекала в безвестности полтора века...

В 1772 году, после первого раздела Польши между Россией, Австро-Венгрией и Пруссией, Любавичи наряду с другими селами и городами в регионе между Витебском и Могилевом отошли к России, а в 1791 году эти места по императорскому указу Екатерины II были включены в число территорий, где евреям разрешалось проживать и пользоваться правами российских граждан согласно сословной принадлежности. Позднее эти территории назвали «чертой еврейской оседлости», которая просуществовала до Февральской революции 1917 года.

С начала ХIХ века местечко Любавичи стало религиозным и культурным центром хасидизма. Во времена расцвета это был сравнительно крупный поселок Оршанского уезда Могилевской губернии Российской империи. По переписи 1897 года в Любавичах проживало 2711 человек, в том числе 1660 евреев. Здесь регулярно устраивалась известная во всей округе ярмарка, процветали торговля льном, кожевенное и швейное производство. Это был центр религиозного и профессионального образования евреев. В Любавичах существовало большое народное еврейское мужское училище с ремесленным отделом. Здесь работала известная Любавичская ешива – центр еврейской учености всей Белоруссии, выпускники которой впоследствии возглавляли многие синагоги Европы и США. Поколения цадиков собрали в Любавичах уникальную библиотеку старинных книг по истории, философии и религии. В начале ХХ века эта библиотека содержала 25 тысяч книг и 50 тысяч редких документов!

В теплое время года хасиды-паломники приходили сюда пешком и приезжали семьями на подводах – чтобы помолиться в местной синагоге вместе с праведником-цадиком, посмотреть библиотеку цадика, прикоснуться к его одежде, вкусить кошерную пищу с его стола, услышать слова Ребе и набраться святости и духовной силы. Жизнь в местечке была наполнена трудом, учебой и молитвами, религиозные книги и светские учебники были в каждом доме и их чтение являлось непременным атрибутом повседневной жизни, православная церковь Успения Пресвятой Богородицы соседствовала с синагогой, высокий интеллект и образованность сочетались с простотой сельской жизни – удивительное чудо в маленькой деревеньке, затерявшейся на гигантских пространствах нашей грешной планеты, чудо под названием Любавичи!

В середине ХХ века это чудо, это тихое местечко – центр религиозной мудрости и житейского добросердечия, где веками в уважении друг к другу жили евреи и христиане – попало в эпицентр гигантского кровавого разлома мировой истории...

***

В июле месяце 1941 года крошечное местечко Любавичи оказалось на оси главного удара чудовищной железной армады германского вермахта – мощнейшей Группы армий «Центр» под командованием фашистского генерал-фельдмаршала Федора фон Бока, двигавшейся на Москву.

Разгромив и уничтожив советские войска Западного фронта и захватив Минск, моторизованные части этой отлаженной, как часовой механизм, гитлеровской машины убийства, включавшие две танковые армии под общим командованием генерал-фельдмаршала Гюнтера фон Клюге, в конце июня устремились к Смоленску. Одна танковая армия под командованием генерал-полковника Германа Гота в составе 4-х танковых и 4-х мотопехотных дивизий двигалась в направлении Полоцка и Витебска. Другая танковая армия под командованием генерал-полковника Гейнца Вильгельма Гудериана в составе 5-и танковых дивизий, 2-х мотопехотных дивизий, кавалерийской дивизии и моторизованной дивизии СС «Рейх» двигалась в направлении Могилева и Орши. Железными клещами танковых армий Гота и Гудериана командование вермахта охватывало район Смоленска с севера и с юга. Между этими железными клещами оказались Любавичи и другие еврейские местечки восточной Белоруссии – их судьба была предрешена.

Для противодействия наступлению немцев советское командование срочно разворачивало на смоленском направлении войска Второго стратегического эшелона Красной Армии в составе 5-и армий реанимированного Западного фронта. В первых числах июля командующим этим фронтом был назначен бывший нарком обороны маршал Семен Тимошенко. Фронт на дуге Витебск-Орша-Могилев, где наступали танки Гота и Гудериана защищала 20-я армия генерал-лейтенанта Павла Курочкина, включавшая 2 механизированных корпуса, 3 стрелковых корпуса и несколько отдельных стрелковых дивизий. Для укрепления обороны Витебска и Смоленска с Украины срочно перебрасывались 19-я армия генерал-лейтенанта Ивана Конева и 16-я армия генерал-лейтенанта Михаила Лукина. В нескольких километрах от Любавичей, не станции Рудня разворачивались штабы этих армий и выгружались свежие советские дивизии. Тем временем механизированные корпуса армии Павла Курочкина попытались остановить немцев, вклинившись между танковыми частями Гота и Гудериана. Тысячи советских и германских танков столкнулись в невиданной на этой земле смертельной схватке. Поля неубранного льна и пыльные проселки по тихим берегам Березины и Западной Двины стонали от грохота и огня кореживших землю железных монстров.

Советское контрнаступление, однако, не было успешным, и 8-го июля 20-я танковая дивизия группы Гота ворвалась в Витебск. Советское командование предприняло отчаянную попытку вернуть город силами 19-й и 20-й армий.  Командовать этими армиями был назначен зам. командующего войсками Западного фронта генерал-лейтенант Андрей Еременко. 12 июля Еременко и Конев бросили советские войска в наступление на Витебск, что привело к ужасной катастрофе уже на следующий день. 13 июля наступавший на Смоленск с северо-запада 39-й немецкий танковый корпус достиг Велижа, а 12-я танковая дивизия группы Гота пробилась южнее Витебска на Смоленское шоссе и взяла Рудню. Советские войска фактически оказались в окружении, командный пункт 19-й советской армии в районе Рудни подвергся мощному удару, генералы Конев и Еременко чудом избежали гибели и плена. В страшном Витебском котле погибли и были взяты в плен сотни тысяч солдат и офицеров Красной Армии, в районе Любавичи–Лиозно был взят в плен сын Сталина Яков Джугашвили – лейтенант гаубичного артполка одной из танковых дивизий 7-го мехкорпуса 20-й армии.

15 июля 7-я танковая дивизия группы Германа Гота вышла на Московское шоссе в районе Ярцево, а 29-я моторизованная дивизия группы Гейнца Гудериана ворвалась в Смоленск – местечко Любавичи осталось на оккупированной фашистами территории далеко позади уходившего на восток фронта.

Дым и гарь от пожарищ и танковых моторов постепенно рассеивались, звуки артиллерийской канонады затихали, уходя все дальше на восток, сельская тишина и покой возвращались в местечко, но это были ложные тишина и покой... Вслед за боевыми частями германского вермахта на эту беззащитную землю шли подразделения профессиональных нацистских убийц – зондеркоманды СС, а вместе с ними выползало на поверхность местное отребье, почуявшее острый дурманящий запах безнаказанного грабежа и кровавого насилия...

***

Прошло более двух лет прежде чем Красная Армия вернулась в эти края и погнала фашистов на запад. 10-го октября 1943-го года майор юстиции Гинзбург в присутствии немногочисленных переживших оккупацию жителей местечка Любавичи осмотрел место захоронения любавичских евреев и составил нижеследующий протокол:

«...в двадцати пяти метрах восточнее здания скотобойни раскопан курган длиной 25 метров, шириной 11 метров и высотой 5 метров. Была произведена эксгумация. Трупы мужчин, женщин и детей от грудного возраста и до глубоких стариков. Трупы детей по большей части в объятиях взрослых. В большинстве трупы имеют пулевые повреждения в области затылочных, теменных и височных костей с дефектами разной величины. Часть трупов имеют обширные разрушения черепа от ударов тупыми предметами. Некоторые не имеют на себе каких-либо следов повреждений...»

Майор юстиции Гинзбург зафиксировал, что все еврейское население Любавичей, составлявшее в начале войны примерно полтысячи человек, изуверски уничтожено выстрелами в голову, ударами прикладов, ломов и палок по голове, а также путем закапывания людей, главным образом детей, живьем... Протокол майора Гинзбурга подвел черту под более чем трехвековой историей еврейского местечка Любавичи, которое больше не существовало...

Любавичи, ноябрь 2011. Плита с именами убитых евреев у Мемориала жертвам Холокоста

Немцы пришли в Любавичи 21 июля 1941 года, через 2 недели после взятия Витебска и через неделю после падения Смоленска. В местечко прибыл стандартный набор новой оккупационной власти, специально подобранный для уничтожения евреев, коммунистов, комсомольцев и представителей советской власти, для борьбы с партизанами и тыловой поддержки наступающих войск вермахта: комендатура, наделенная неограниченной властью, военный гарнизон, команда жандармерии, в основном, из местных добровольцев, и группа тайной полиции. Нестандартным в этой своре убийц было вот что – они знали из инструкций эсэсовского руководства айнзацгруппы «В» и из оккупационной «Минской газеты», что предоставленное в их полное распоряжение местечко Любавичи является священным местом для евреев, «святым городом Иеговы и раввинов»... Это предопределило особую глумливую жестокость уничтожения не успевших эвакуироваться евреев местечка. Для разминки комендант Любавичей сразу же расстрелял группу молодых евреев, а группу пожилых приказал избивать до смерти и подвергать изуверским пыткам.

Вот выдержка из показаний местных жителей, полученных в 1944 году, сразу же после освобождения местечка, и включенных впоследствии в «Неизвестную Черную книгу» (Иерусалим–Москва, 1993):

«Комендант Любавичей заявил, что Любавичи должны быть особенно сурово наказаны. Он составил две группы евреев – из более молодых и более пожилых. Первая группа была расстреляна тут же на месте; вторая группа евреев, которых немцы назвали раввинами, была брошена в страшный лагерь пыток за деревней Рудня. Здесь фашистские изверги в течение многих недель разными рафинированными способами пытали стариков (их было несколько десятков): выдергивали щипцами волосы из бороды, ежедневно устраивали публичную порку, заставляли танцевать на пергаменте из свитков Торы и т. п. Все те, которые были в состоянии выдержать эти пытки, были, в конце концов, расстреляны. Спустя некоторое время были истреблены и остальные евреи, оставшиеся еще в Любавичах...»

На протяжении августа, сентября и октября 1941-го года оставшееся в живых еврейское население Любавичей – в основном, глубокие старики, женщины и дети – подвергались издевательствам и грабежу со стороны банды нацистских садистов и их пособников из местного нееврейского населения.

Вот свидетельства переживших оккупацию любавичан из книги Иосифа Цынмана «Бабьи яры Смоленщины» (Смоленск, 2001).

Марфа Давыденкова, 1914 года рождения, учительница местной школы:

«На нашей улице было очень мало русских домов. Все наши соседи были евреи: Брис, Розины, Каганы, Левитины, Шур, Рубины и многие другие... На 27-е сутки после начала войны в Любавичи пришли немцы, и жизнь остановилась. Появились полицаи и постоянный безысходный страх. Жители сидели в домах, как тараканы, забившиеся в щели, и ждали, что будет...»

Мария Трофименко, 1928 года рождения:

«Сразу же, как только в Любавичах появились немцы, они создали управу (вроде прежнего сельсовета). Бургомистром стал Давыденко (не путать с семьей Марфы Давыденковой, муж которой воевал на Ленинградском фронте – Ю.О.). После войны его поймали в Германии, осудили. Он отсидел 15 лет. Семью его из Любавичей выселили... В первые дни оккупации любавичскую молодежь, в том числе и меня, погнали ремонтировать дороги под деревню Слодолище. Гнал нас полицай Анатолий Стефанович Дунников, его отец и другие полицаи. В любавичской полиции были и местные жители, молодежь, которая совсем недавно училась с друзьями-евреями в одной школе. То ли из-за пропаганды, то ли по другой причине их, этих бывших школьников, пионеров, комсомольцев, словно подменили. В полиции они озверели, вместе с немцами строили людей в колонны, вели и расстреливали любавичских и попавших сюда из других мест евреев, семьи партизан и коммунистов. Знаю, что гнали евреев на расстрел Ефим Печерский, его брат Григорий Печерский, Кирилл Жаркин, Николай Никифорович Астраханский... Когда наши войска освободили Любавичи, многих местных жителей и полицаев взяли в Красную Армию. Часть полицаев скрывалась. Некоторых позже нашли и судили. В Рудне суд приговорил к казни через повешение любавичских бандитов К. Жаркина, Н. Астраханского, Г. Печерского. Брат Григория, Ефим Печерский, скрывался. Потом попал под бомбежку в деревне Белозеры, его ранило. Он попал в военный госпиталь. Ему удалось получить документ, что он воевал на фронте, хотя не был там ни дня. Е. Печерский – в прошлом полицай-бандит, всю оставшуюся жизнь получал хорошую пенсию. Именно Ефим забирал у нас свинью, участвовал в разбоях и расстрелах. Я лично по этому вопросу ездила в Смоленск в КГБ, но ничего не добилась…(видимо, у КГБ были свои виды на бывшего полицая – Ю.О.»

Жуткий финал кровавой драмы местечка Любавичи наступил 4 ноября. В тот день комендант велел полицаям собрать всех евреев Любавичей вместе с детьми. Их выводили группами по несколько человек и волокли к месту казни в небольшом овраге на территории скотобойни. Евреев убивали выстрелами в голову, забивали до смерти ломами и палками. Маленьких детей закапывали живьём. В тот день было убито 483 еврея – Любавичи, как еврейское местечко, перестало существовать...

 

 

Любавичи, ноябрь 2011. Слева: место убийства 483-х евреев 4 ноября 1941 года; Справа: здесь их волокли на казнь (на заднем плане – здание скотобойни).

Из рассказа Марфы Давыденковой:

«В начале ноября 1941 года евреев стали собирать в одно место, но они разбегались. Их снова собирали. Сбор был на Шиловской улице, на выгоне, где пасли обычно скот. Но немцы и полицаи с евреями обращались хуже, чем со скотом. Непослушных расстреливали на месте. Днем 4 ноября колонну евреев погнали к месту расстрела. Старых, ослабленных, а также тела расстрелянных на месте сбора, везли на телегах. Местным жителям запретили в этот день выходить из дома. В тот день расстреляли 483 еврея. Позднее на этом месте расстрелы и захоронения продолжались. Удалось скрыться нескольким детям, в том числе нашему соседскому восьмилетнему мальчику Мееру Кагану. Его мать готовила мальчику побег. С ним была запасная смена белья, баночка масла и хлеб. Но мать не сказала сыну самого главного, чтобы он бежал не к людям, а подальше от Любавичей, в лес, в поле. Меер бежал, полз и добрался до нашего огорода, где его забрал полицай. То же произошло и с другими детьми. Их собрали в один дом, потом расстреляли, тела бросили на тела расстрелянных матерей и родных.»

Число убитых 4 ноября 1941 года евреев точно не установлено, нет и полного списка убитых. В многочисленных источниках, в том числе в немецких, фигурируют разные числа, но все вокруг 500, чаще всего упоминается 483 человека. Вот динамика еврейского населения Любавичей в ХХ веке: в 1908 – 2325 человек, в 1921 – 1320, в 1939 – 1069, в июне 1941 – примерно 500 человек, после 4 ноября 1941 года евреев в Любавичах нет...

***

Современную деревеньку Любавичи Руднянского района Смоленской области Российской Федерации можно найти на картах только очень крупного масштаба. В советских энциклопедических словарях этот населенный пункт вообще не упоминался, его нет и в Универсальном Атласе Мира, изданном Рэнд МакНэлли в 1994 году. Если, однако, соединить прямыми линиями города Витебск, Смоленск и Оршу, то Любавичи будут почти в центре получившегося треугольника, вблизи границы между Россией и Беларусью с российской стороны. Лучше всего добираться до Любавичей из Витебска или из Смоленска по прекрасному шоссе Смоленск–Витебск. Примерно через 60 километров, посередине между этими городами, в поселке Рудня нужно свернуть на юг и ехать по вполне приличной асфальтированной дороге еще примерно 15 километров до Любавичей.

 

Любавичи, ноябрь 2011. (Автомобиль и автобус привезли туристов и паломников из Москвы и Смоленска)

Многие люди, посетившие Любавичи в последние годы, утверждают, что деревня эта, подобно многим российским сельским поселениям, медленно умирает. Разные источники оценивают число ее жителей от 300 до 1000. Очевидцы полагают, что число реально живущих здесь людей, скорее всего, приближается к нижней оценке. Молодые люди уезжают отсюда в большие города, многие дома заколочены, некоторые находятся в очень ветхом состоянии, нет притока людей, желающих жить в этом месте...

Похоже, что существование деревни поддерживается исключительно благодаря интересу к этому историческому месту со стороны туристов, еврейских и христианских паломников. Евреи и христиане приезжают к этим камням и могилам, напоминающим о великом прошлом Любавичей, тянутся к исходящему от этого места общему для иудеев и христиан свету ветхозаветной веры. Люди тянутся к чуду, которым были и всегда будут Любавичи, даже если от этого бывшего еврейского местечка останется на планете Земля одно лишь название – Любавичи!

***

Прошло 70 лет прежде чем на месте трагической гибели евреев местечка Любавичи был сооружен достойный Мемориал памяти жертв Холокоста. Открытие Мемориала состоялось 10 ноября 2011 года. К нему ведет узкая, прямая, как след пули, вымощенная камнем тропа, вдоль которой тогда вели, волокли, тащили к черной яме у края мрачного осеннего леса стариков, женщин и плачущих детей... Скорбная тропа подводит к каменной стене, в центре которой открывается массивная бетонная плита, изображающая расстрельный овраг, складки которого образуют искореженные контуры еврейского храмового светильника – миноры. Отсюда к огороженной могиле убитых евреев ведут разновысокие столбы – словно уходящие в преисподнюю люди.

На открытие Мемориала пришло и приехало много людей: руководители еврейских организаций России из Москвы, Смоленска и других городов, представители администрации Смоленской области и Руднянского района, дипломаты из посольств Германии и Израиля, раввины из Москвы и Смоленска, священник местной Православной церкви, представители Евангельских христианских общин России из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода и Смоленска, учителя и ученики местной школы, представители печати, радио и телевидения, паломники – евреи и евангельские христиане...

Было сказано немало скорбных слов в память о невинно убиенных и теплых благодарственных слов в адрес спонсоров и строителей Мемориала.

Первый секретарь Посольства Германии говорил об ответственности нацистской Германии за Холокост, что он лично испытывает в этом месте боль и стыд за свой немецкий народ, который в гитлеровские времена совершал подобные преступления против еврейского народа...

Представитель общины Евангельских христиан России высказал убежденность в том, что именно здесь – на месте убийства невинных еврейских стариков, женщин и детей, проходит нравственное испытание христианина, испытание истинности его веры...  В его возвышенных словах звучала гордость за свою общину, благодаря усилиям которой был реализован Мемориал.

Любавичи,  ноябрь 2011. Вверху слева: памятный камень, установленный Центром Холокост и немецкими студентами в 2002 году; Вверху справа: центральная плита Мемориала (скульптор – Алексей Замлелый, архитектор – Владислав Кондратьев); Внизу слева: каменные столбы, спускающиеся в расстрельный ров; Внизу справа: дорога, ведущая к Мемориалу

История участия Евангельских христианских общин России в создании Мемориала любавичским евреям не только удивительна и трогательна – она есть чудо! На протяжении нескольких лет евангельские христиане на всем огромном пространстве России от Санкт-Петербурга до Владивостока собирали деньги на сооружение памятника погибшим от рук фашистов евреям местечка Любавичи. Эти простые, небогатые люди, благородство которых проистекает не от знатного происхождения, а от божественной совести и нравственного совершенства души, сочли, что это их долг перед Всевышним. Паломник, назвавшийся Анатолием, выразил эту мысль так:

«Сказать, что я рад – ничего не сказать... Я очень благодарен Господу Богу, что Он позволил нам, христианам, совершить это святое дело! Спасибо, Господи! Да славится Имя Твое, и да благоденствует народ Твой Израиль!»

Многие евангельские христиане лично участвовали в строительстве Мемориала. В конце церемонии его открытия они совершили совместную молитву «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль») и спели на иврите гимн государства Израиль «Хатиква» («Надежда»).

 

Фото с информационного христианского портала «Иудео-христианский диалог»

Любавичи,  ноябрь 2011. Памятная надпись на бетонной стене Мемориала Любавичским евреям.

В памятной надписи, навечно выбитой на бетонной стене Мемориала Любавичских евреев, погибших от рук извергов рода человеческого, есть два ключевых слова от имени Евангельских христиан, построивших этот памятник. Два трогательных до слез слова верующих людей несравненной духовной силы и истинного благородства – «Простите нас!» Простые женщины и мужчины, написавшие эти слова, не имеют никакого отношения к преступлению, совершенному в этом месте 70 лет тому назад нацистами и их мстными подельниками, но они возвысились в вере своей до понимания ответственности каждого человека за все, что происходило, происходит и будет совершаться на этой Земле, они не сочли возможным вынести трагедию еврейского народа за скобки христианской истории, они прониклись болью за грехи тех, кто совершал эти преступления будучи хотя бы формально причисленным к вере Христовой. И поэтому они сказали два великих слова – «Простите нас!»

***

Легко преодолев бетонный барьер Мемориала, эти слова пролетают над могилами мучеников, мягко задевают и колышат верхушки деревьев в лесу за склоном оврага и уносятся в бесконечную даль неба над смоленской землей. Уносятся в даль времени, в страшный день 4 ноября 1941 года...

«ПРОСТИТЕ НАС!»

...восьмилетний Меер Каган бежит в лес – он плохо понимает, почему ему нужно уйти из дома от мамы, но она строго наказала спрятаться в лесу..., и чем ближе темный лес, тем страшнее ребенку, и он поворачивает назад к местечку и теперь уже не бежит, а ползет к ближнему огороду, чтобы спрятаться там, ползет, прижимая к себе мешочек с хлебом и баночкой масла, что дала ему мама в дорогу, ползет, ничего не видя от слез, пока его не опрокидывает страшный удар сапога полицая – то ли К.Жаркина, то ли Н.Астраханского, то ли еще какого выродка – кто знает, а потом, в те последние минуты  недолгой жизни маленького Меера, его, полузадушенного, волокут в черную яму к маме, уже мертвой...

«ПРОСТИТЕ НАС!»

Простые и великие слова возвращаются из небесных сфер, из далей времени и пространства в местечко Любавичи и обрушиваются на него величественным Реквиемом – это Евангельские христиане России поют Израильский гимн «Надежда», поют, ибо веруют... и верят, что у людей на планете Земля есть еще НАДЕЖДА пока существуют праведники, способные сказать живым и мертвым – «Простите нас!»

Это чудо случилось в наши дни в бывшем еврейском местечке Любавичи...

Ноябрь 2011 года

Лонг-Айленд, Нью-Йорк


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2443




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer12/Okunev1.php - to PDF file

Комментарии:

Елена Прущак
Санкт-Пе, Россия - at 2014-12-14 23:39:13 EDT
В.Френкель
- at 2012-01-13 15:29:10 EDT
Елена
Санкт-Петербург, Россия - at 2012-01-12 16:30:16 EDT
---------------------------------------------------------
Уважаемая Елена,
не знаете ли Вы девичью фамилию Марфы Лаврентьевны Давыденковой? Случайно, не Егорина?
Давыденкова Марфа Лаврентьевна - супруга Шматова Ефима Ивановича. После замужества фамилию не меняла. Извините за запоздалый ответ.

Юрий Окунев
Нью-Йорк, США - at 2013-01-27 19:47:02 EDT
Уважаемая Зинаида!
Пожалуйста, свяжитесь со мной yuriokunev@hotmail.com
Спасибо,
Юрий Окунев

Зинаида Майзелис
Санкт-Петебург, Россия - at 2013-01-27 18:11:06 EDT
Большое спасибо за публикацию.Если это возможно хотелось бы связаться с Юрием Окуневым.У нас с ним один прадед-Давид Якобсон-любаввический раввин.
Старый одессит
Одесса, Украина - at 2012-01-14 11:39:18 EDT
V-A
- at 2012-01-14 00:43:13 EDT
Борис Васюков
Для нас Холокост - следствие 2-х тысячелетнего христианского антисемитизма.


Борис, Вы упрощаете, а простота тут хуже воровства....

////////////////////////////\\\\\\\\\\\\
Уважаемый V-A!
Полностью согласен с Вашим комментарием.
Я, постоянно живущий в Украине, и, так сказать,
отслеживающий происходящее изнутри, уже неоднократно
высказывался здесь по-поводу вредных посылов в своих
последних статьях господина Окунева, находящегося
на безопасном расстоянии от Бабьего Яра.
Еще раз повторяю: на фоне сегодняшних украинских реалий, известные призывы господина Окунева к покаянию звучат лицемерно и провокативно!
Так выходит, что господин Окунев готовится лично принимать
покаяние от московских попов в окружении "киевских миллионеров". Думаю, получится интересное видео, не хуже предлагаемого ниже.
Время появления этих статей и призывы к покаянию московской православной церкви и огульно всех украинцев
далеко не случайны и направлены на практике к раздуванию вражды и ненависти в Украине, для которых сегодня имеется немало поводов.
А вот обыкновенные порядочные люди, без господина Окунева и иже с ним, без покаяний на телекамеру сами на свои средства и добровольные пожертвования и помощь также и местного населения и с участием Яд ва Шем
ставят памятники погибшим евреям с их именами на территории Одесской и Николаевской областей.
Доброго здоровья и долгих лет Грете Анчиполовской и Юре Ойберману, взявших на себя главные организационные заботы. Об этом я уже упоминал в своих предыдущих комментариях.

Приложение:

Советская девушка Тоня!
Не для слабонервных
http://briansk.ru/society/2005124/1792.html

Еврейские миллионеры Киева сняли трусы
http://www.youtube.com/watch?v=adu-ATtg6NQ

Ще не вмерли в Україні:
http://youtu.be/Udnm6zfpruA

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2012-01-14 09:02:12 EDT
V-A
- Sat, 14 Jan 2012 02:35:02(CET)

Одна из сентенций наших мудрецов, хахамим, из „Тикун олам“ (спасение мира) недавно была приведена в Гостевой:
„Коль Исраэль аравим зе ле зе“ (Все евреи в ответе друг за друга).

на всякого мудреца найдется другой мудрец с винтом. В Торе
этого нет. В христиантве такой ответственности тоже нет.
Человек отевчает за себя и, в определенной степени, за
своих близких, особенно детей.
ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёё

Уважаемый Виктор,

для Вас народ в шабес поучаствовал в дискуссии и провёл ликбез.
Запад рефлектирует Устную Тору иначе чем это делаете Вы.
Легендарный немецкий канцлер и в WW2 эмигрант в Норвегии и Швеции и антифашист Вилли Бранд упал на колени в Варшаве перед мемориалом гетто.
Мировое сообщество совершенно однозначно оценило это символическое действо и присудило Бранду Нобелевскую премию мира. Твк что всё уже давно совершенно ясно, Окунев просто назвал вещи своими именами.

Один из Израиля
- at 2012-01-14 03:21:50 EDT
Ответ г-ну V-A см. в Гостевой
- Sat, 14 Jan 2012 03:18:22(CET)

Пора освободить текст Ю. Окунева от бессмысленных комментариев.

V-A
- at 2012-01-14 02:54:31 EDT
Один из Израиля

В торе ясно сказано даже о том, что сын за отца не
отвечает, не то что каждый еврей за другого:


Иезекииль 18:1 И было ко мне слово Господне: 2 зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? 3 Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. 4 Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет. 5 Если кто праведен и творит суд и правду, 6 на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, 7 никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, 8 в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, 9 поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог. 10 Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того, 11 чего он сам не делал совсем, и на горах ест жертвенное, и жену ближнего своего оскверняет, 12 бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость, 13 в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? [Нет], он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем. 14 Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им: 15 на горах жертвенного не ест, к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет, 16 и человека не притесняет, залога не берет, и насильно не отнимает, хлеб свой дает голодному, и нагого покрывает одеждою, 17 от [обиды] бедному удерживает руку свою, роста и лихвы не берет, исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, - то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив. 18 А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие. 19 Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. 20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.


безусловно есть историческая и материальная ответственность, но не этическая, не моральная.

А ваши оскорбления пусть повиснут на ваших воротах.

V-A
- at 2012-01-14 02:48:48 EDT
Борис Васюков
Я - тот человек, который осуществлял руководство по возведению мемориала в Любавичах от проекта до торжественного открытия.


А как следует из памятной доски, руководили всем организация
"Вернуть Достоинство" РЕКа ( президент Юрий Каннер) и центр "Холодост" (президент Алла Гербер), а не Васюков.

Один из Израиля
- at 2012-01-14 02:48:20 EDT
V-A
- Sat, 14 Jan 2012 02:35:02(CET)
В Торе этого нет.
*********************************
И когда этот нудник поймет, как смешно и убого, когда он объявляет, что есть в Торе и чего нет.

V-A
- at 2012-01-14 02:35:02 EDT
Одна из сентенций наших мудрецов, хахамим, из „Тикун олам“ (спасение мира) недавно была приведена в Гостевой:
„Коль Исраэль аравим зе ле зе“ (Все евреи в ответе друг за друга).


на всякого мудреца найдется другой мудрец с винтом. В Торе
этого нет. В христиантве такой ответственности тоже нет.
Человек отевчает за себя и, в определенной степени, за
своих близких, особенно детей.

Сын за отца не отвечает - считают православные. Наоборот
считают другие христиане (католики - точно, баптисты -
- не знаю) и евреи.

Но ответственность за родственников не предполагает
ответственности за общину.

Юрий Окунев
Нью-Йорк, США - at 2012-01-14 02:30:43 EDT
Дорогой Борис Васюков!
Позвольте мне так обратиться к вам, ибо сердце переполнено благодарностью к вам и вашим единоверцам за все, что вы делаете для еврейского народа и вообще - для всех благородных и совестливых людей во всем мире. Ваша практическая работа по сохранению памяти о жертвах Холокоста и ваша нравственная, воистину Христианская, позиция вызывает глубочайшее уважение и даже преклонение.
Счастья и успехов вам в вашей благородной работе!
Буду рад, если это потребуется, сотрудничать с вашим Международным фондом и с вашей Рабочей группой, ибо полностью разделяю ваши взгляды и поддерживаю ваши планы.
Если сочтете нужным, дайте мне знать, как связаться с вами.
Еще раз - спасибо за теплый отклик на мою статью.
Всего вам самого доброго!

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2012-01-14 01:51:22 EDT
V-A
- Sat, 14 Jan 2012 00:43:13(CET)

Борис Васюков
Для нас Холокост - следствие 2-х тысячелетнего христианского антисемитизма.
ööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööö

Соответственно нельзя никак понять
зачем баптистам-то каяться приспичило.
Ööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööööö
Уважаемый Виктор,
Вы, вроде, парень умный, но иногда начинаете пороть такое...
В еврейской культуре есть интересные и мудрые вещи. Одна из сентенций наших мудрецов, хахамим, из „Тикун олам“ (спасение мира) недавно была приведена в Гостевой:
„Коль Исраэль аравим зе ле зе“ (Все евреи в ответе друг за друга).
По-моему, уважаемый г-н Васюков рассматривает этот принцип как универсальный принцип иудео-христианской культуры,
в которой христиане всего мира также ответственны друг за друга как и евреи.
Потому что иначе мир нельзя спасти .

V-A
- at 2012-01-14 00:43:13 EDT
Борис Васюков
Для нас Холокост - следствие 2-х тысячелетнего христианского антисемитизма.



Борис, Вы упрощаете, а простота тут хуже воровства. Антисемитизм был
одинаково свойственен как христианству Западному, так и христианству
Восточному. Я даже думаю, что в Восточном христианстве - гораздо
сильнее.
А вот во время Второй Мировой как то так получилось, что за Гитлера
воевали католики, протестанты и униаты, а против - православные. Такое
разделение было особенно наглядно на Украине и в Югославии. Так что
требование статей Окунева, чтобы православные тоже покаялись звучит
контрапунктом к исторической правде.
Кстати, и баптистов на стороне Гитлера было совсем немного, а вот в войсях
США и Великобтитании - порядком. Соответственно нельзя никак понять
зачем баптистам-то каяться приспичило.

В.Френкель
- at 2012-01-13 15:29:10 EDT
Елена
Санкт-Петербург, Россия - at 2012-01-12 16:30:16 EDT
---------------------------------------------------------
Уважаемая Елена,
не знаете ли Вы девичью фамилию Марфы Лаврентьевны Давыденковой? Случайно, не Егорина?

М. Аврутин - Борису Васюкову
- at 2012-01-13 13:21:15 EDT
Борис Васюков
Москва, Россия - Fri, 13 Jan 2012 12:47:10(CET)

" Я - один из руководителей большого международного фонда. Более 20-ти лет мы оказываем практическую помощь в совершении алии еврееям бывшего Советского Союза, помогли более 140000. Для нас Холокост - следствие 2-х тысячелетнего христианского антисемитизма. Поэтому мы написали на памятной доске "Простите нас".".


Хорошо, что Вы есть. Я готов принять ваше покаяние, хотя не уверен, что имею на это право.
Вы пишете, что "помогли более 140000" евреям совершить алию в Израиль. А интересуетесь ли Вы их дальнейшей судьбой, как и судьбой Израиля в целом?
Мне кажется, деятельность вашей организации по оказанию помощи евреям и поддержки Израиля должна получить широкую огласку.

Борис Васюков
Москва, Россия - at 2012-01-13 12:47:10 EDT
Спасибо за замечательную статью! Я - тот человек, который осуществлял руководство по возведению мемориала в Любавичах от проекта до торжественного открытия. Я - один из руководителей большого международного фонда. Более 20-ти лет мы оказываем практическую помощь в совершении алии еврееям бывшего Советского Союза, помогли более 140000. Для нас Холокост - следствие 2-х тысячелетнего христианского антисемитизма. Поэтому мы написали на памятной доске "Простите нас". Действительно, мы строили Мемориал вместе с еврейскими организайиями.Мы объединились в Рабочую группу по ведению иудео-христианского диалога в России. В России - более 500 забытых мест массовых убийств евреев во время второй мировой войны. Мы должны прийти туда. Для нас, христиан, это шанс, который даёт Господь, чтобы реабилитироваться перед Богом и Его народом.
Юрий Окунев
Нью-Йорк, США - at 2012-01-13 02:45:46 EDT
Уважаемая Елена из Санкт-Петербурга!
Это потрясающе, что вы - внучка Марфы Давыденковой, которая в 1944 году давала показания о гибели евреев в Любавичах, прочитали этот очерк и откликнулись на него.
Для автора ваше скромное "спасибо" важнее и значительнее любых похвал.
Буду рад узнать побольше о судьбе вашей семьи. Если пожелаете, можете связаться со мной через редакцию Заметок.
Здоровья и счастья вам!

Елена
Санкт-Петербург, Россия - at 2012-01-12 16:30:16 EDT
Спасибо за память! Внучка Давыденковой Марфы Лаврентьевны.
Хаим Бергман
- at 2012-01-07 15:48:09 EDT
Прочёл эту замечательную публикацию, просмотрел и отклики на неё. Можно только порадоваться за автора: подавляющее большинство откликов - положительные.

На этом фоне особенно впечатляют отклики - типа незатухающего эхо - известного сайту г-на, выступающего под ником V-A - как всегда, знающего всё обо всём и, к сожалению, сосредоточенного на одной, но трепетной мысли: отыскать-таки в супе волос (особенно если его там нет) и уколоть чем-нибудь/как-нибудь автора - в особенности, если публикация ярко талантлива.

Увы, г-н V-A: другое тут, кроме известной строчки Вознесенского "Невыносимо, когда... " (дополнить Вам несомненно позволит Ваша эрудиция) в голову не приходит.

Юрию Окуневу - ещё раз: поздравление.

Юрий Окунев
Нью Йорк, США - at 2012-01-05 03:50:56 EDT
Виктории,Смоленск,Россия
Сообщите, пожалуйста, как можно переслать вам ответ на ваш вопрос напрямую.
Спасибо!

V-A
- at 2012-01-04 20:44:05 EDT
Любовь Гиль

Хочу заметить, что вы придаёте преувеличенное значение
религиозной принадлежности различным группам людей.
Я это
заметила, когда вы оправдывали всех без исключения православных христиан в трагедии Бабьего Яра (ваши комментарии к предыдущей статье Юрия Окунева), перекладывая
вину на тех, кто принадлежал к другой ветви христианства.

Не я, а Окунев. Он требует покаяния за трагедию Бабьего
Яра только и исключительно от православных, приводя нам в
пример католиков и униатов.

Поскольку в Бабьем Яру католики и униаты расстреливали евреев и православных, то, видимо, в ответ на статью Окунева для
симметрии мне бы не "оправдывать православных" надо, а
потребовать покаяния за Бабий Яр от евреев.

V-A
- at 2012-01-04 19:48:18 EDT
Любовь Гиль,

Вы правы. Баптизм не характерен для Германии, он как раз
характерен для США (а зародился в Англии). Но тогда
непонятно чего же баптистам каяться.

Любовь Гиль
Беер-Шева, Израиль - at 2012-01-04 19:25:47 EDT
V-A!
Где ваша логика?
Из того, что все, подписавшиеся под словами "Простите нас", принадлежат к ветви протестантов не следует, что
все протестанты с ними солидарны.
Хочу заметить, что вы придаёте преувеличенное значение
религиозной принадлежности различным группам людей. Я это
заметила, когда вы оправдывали всех без исключения православных христиан в трагедии Бабьего Яра (ваши комментарии к предыдущей статье Юрия Окунева), перекладывая
вину на тех, кто принадлежал к другой ветви христианства.
Не напоминает ли вам это то, как и кого всегда обвиняют
во всех грехах. Все люди разные, у любого народа и у тех, кто относится к любой религиозной направленности.

V-A
- at 2012-01-04 17:32:05 EDT
Любовь Гиль
"Простите нас" - с этими словами на памятной стене, принадлежащими евангельским христианам рождается надежда, что начинает наступать время
прозрения и покаяния. Однако, как справедливо указывает автор, это слова ЛЮДЕЙ, никакого отношения к Холокосту не
имеющих.


Как же! Весь север Германии - протестанты (а баптисты - одна
из протестанцких церквей)

Любовь Гиль
Беер-Шева, Израиль - at 2012-01-04 17:02:45 EDT
Замечательная, исключительная по силе воздействия на читателя статья об общей трагедии, постигшей весь еврейский
народ в годы кровавого побоища. Как всё это происходило в центре божественной святости, в Любавичах, потрясающе отражено автором, Юрием Окуневым. "Простите нас" - с этими словами на памятной стене, принадлежащими евангельским христианам рождается надежда, что начинает наступать время
прозрения и покаяния. Однако, как справедливо указывает автор, это слова ЛЮДЕЙ, никакого отношения к Холокосту не
имеющих. Не могу не поддержать комментаторов - Акиву и Анатолия. Да, не настало еще время преодоления нравственного теста для осознания трагедии Катастрофы на Украине, это хорошо просматривалось на съёмке, упоминаемой Акивой.
Огромное СПАСИБО, глубокоуважаемый Юрий!

Эдуард Фаерман(Лившиц)
Нью Йорк, ny, usa - at 2011-12-31 05:11:46 EDT
Мой дед Арон Лившиц из Климовичи родственик раби Цви-Гершл
Лившица вывез всю семью до Сталинграда ,но переправится через Волгу не дали,эвакуированные евреи поселились в помещении
на территории МТС,где их зондеркоманда сожгла живьём в помещении школы.Семья моего отца осталась в Горках и была
полность растрелена,мой отец офицер участвовал в эсгумации
в Горках и опознал по костюму своего отчима,и сестру с маленьким ребёнком.

Виктория
Смоленск, Россия - at 2011-12-29 11:08:26 EDT
Шалом, уважаемый Юрий Окунев!
Быстро "разлетелась" по людям и весям Ваша статья "Чудо в трагической оболочке".
Кроме основной работы занимаюсь журналом "Зов Сиона".
http://callofzion.ru/pages.php?cid=70
У меня вопрос: можно ли использовать некоторые выдержки Вашей статьи при подготовке нового номера журнала? Т.е. за Вашим авторством составить короткую статью для журнала? Или Вы сами можете прислать мне на почту журнальный вариант статьи? В новом номере мы хотим осветить тему Холокоста, посвятив страницы Любавичам...
Спасибо за Вашу статью, за слово, сказанное вовремя!

Элиэзер М. Рабинович - вчерашняя статья Эдварда Ко
- at 2011-12-21 00:49:18 EDT
может быть прочитана по-английски на:
http://www.newsmax.com/Koch/Gingrich-Times-Israel-Middle/2011/12/19/id/421436?s=al&promo_code=DC0F-1

Он пишет о необходимости евреев кооперировать с американскими евангелистами и с католиками, тогда как бОльшая часть протестантов сейчас антиизраильская.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2011-12-20 04:26:28 EDT
Замечатеьная статья о неизвестной нам истории. Если есть какие-то неточности, они, право же, не имеют значения.
Борис Кохан
Белгород, Россия - at 2011-12-17 21:44:10 EDT
Юрий, спасибо за прекрасную статью и правильное понимание мотивов тех христиан, которые участвовали в проекте создания мемориала в Любавичах.
Наблюдатель - Марку Кричеверу
- at 2011-12-17 20:37:53 EDT
Просто в шок меня ввела характеристика, данная верующим христианам - католиками и евангелистам Европы («тварей католиков и протестантов, по сей день скрипящих своими гнилыми зубами при упоминании евреев», «немецкая сволочь была "крышевана" католическими и протестантскими подонками»). Это аж в Нью-Йорке слышен их зубовный скрежет? И что все подряд католики и евангелисты «крышевали»?

А накал ненависти каков!

Высокие, благородные чувства и помыслы вызвала у Марка Кричевера статья Юрия Окунева! В предрождественские дни достойный вклад внес он своими словами в понимание между людьми...

При этом известно, что интернет-форумы не должны разжигать межрелигиозную вражду, а подобные «выступления» у всех нормальных людей вызывают только брезгливое презрение...

Михаил Марголин
Черри Хилл, Нью - Джерси, СШАУ - at 2011-12-16 22:55:46 EDT
Уважаемый Юрий! Ваш потрясающий по нравственной значимости очерк - образец святой памяти наших сердец, которую мы не имеем права забыть. Святейшие слова наших друзей христиан - евангелистов (ПРОСТИТЕ НАС)и их труд по созданию святого памятника Любавичским хасидам заслуживают того, чтобы быть обнародованными во всех цивилизованных странах мира, как ДЕКЛАРАЦИЯ ПАМЯТИ ХОЛОКОСТА. В таком же небольшом белорусском местечке Лапичи вблизи Минска погибли и мои близкие родные.
Владимир Бершадский
Беэр-Шева, Израиль - at 2011-12-16 19:10:23 EDT
См. моё письмо Ю. Окуневу - http://www.berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=18&t=1810
Банк Михаил
Иерусалим, Израиль - at 2011-12-16 15:16:41 EDT
Очень хороший очерк. У нас в Израиле в поселке Кфар Хаббат есть копия дома в бруклине. Мы довольно часто там бываем. Теперь побываем еще раз уже с другими чуствами.
Спасибо Юрий.

АНАТОЛИЙ
Тверия, Израиль - at 2011-12-16 14:35:58 EDT
Согласен с предъидущим коментатором. Нам, евреям действительно не нужны украинские извинения: 1. Тем преступлениям, которые они совершили над евреями - прощения нет. 2. Извинения должны идти от сердца, а не по принуждению. Если это делается для галочки, зачем это? 3. Такое извинение поставит меня как еврея, в трудное положение. С одной стороны я не могу и не хочу прощать, с другой стороны нельзя не простить просящего прощение. Таким образом мы оба, и он и я будем кривить душой. Зачем? Пусть он считает себя правым. Чем дольше это продолжиться, тем дольше он будет сидеть в дерьме. Не понятно только почему этот вопрос поднял еврей Шустер?
Акива
Кармиэль, Израиль - at 2011-12-16 11:40:39 EDT
Спасибо автору за проникновенную статью. Посмотрел диалог Шустера и Ильенко. Честно говоря, не понимаю, зачем евреям надо украинское извинение. Мне, как еврею, оно абсолютно не надо. Наоборот, пусть они как можно дольше сидят в своем дерьме. Пусть считают, что подонки из украинцев поступали правильно. Это много говорит о них. А вот заявление там одного деятеля в украинской сорочке меня просто поразило. Он же не одинок. Это, видимо, целая прослойка людей. Он считает, что евреи должны извинятся перед украинцами. Надо бы конечно извиниться за то, что давали им - паскудам, веками издеваться над собой, совершать погромы, убийства и издевательства. Где Вы, евреи, собирайтесь для извинений перед этими бандитами?!
Моше бен Цви
- at 2011-12-15 06:43:30 EDT
Замечательная публикация. Спасибо автору
Irina Toder
Boston, MA, USA - at 2011-12-15 01:52:05 EDT
Очерк "Чудо в трагической оболочке" читала со слезами на глазах. Спасибо автору.
Помняший
- at 2011-12-15 01:48:09 EDT
V-A
- Thu, 15 Dec 2011 01:24:31(CET)

Е. Майбурд
Он сам был глубоким знатоком Талмуда и Кабалы.

Достоверно не известно умел ли Бешт вообще читать и писать

Майбурд глубокий знаток Маркса и марксизма, но не
хасидизма.
**************************************
Браво! Не в пример V-A - глубокого знатока всего, где ему хочется объявится.

Из Еврейской электронной энциклопедии:

Исраэль бен Эли‘эзер никогда не выступал с публичными проповедями, не писал никаких трудов... Из произведений Я‘акова Иосефа, как и из сочинений других учеников Исраэля бен Эли‘эзера, явствует, что поучения Исраэля бен Эли‘эзера, большей частью изложенные в форме афоризмов, перемежаемых притчами и рассказами, не отличались талмудической ученостью, хотя в них есть много заимствований из Аггады, моралистических и каббалистических трудов. Противники Исраэля бен Эли‘эзера часто подчеркивали, что он был неучем... ,

что не помешало Бешту стать великим в Израиле. Тако был человек!

Впрочем V-A может переписать и Еврейские энциклопедии

V-A
- at 2011-12-15 01:33:12 EDT
Вверху слева: памятный камень, установленный Центром Холокост и немецкими студентами в 2002 году;

Все таки автору было бы нелишне подчеркнуть, что "немецкие"
студенты были евреями.

V-A
- at 2011-12-15 01:24:31 EDT
Миснагед
Распространенное заблуждение - Хабад далеко не самое многочисленное движение хасидизма.


а кто?

Е. Майбурд
Он сам был глубоким знатоком Талмуда и Кабалы.


Достоверно не известно умел ли Бешт вообще читать и писать


Майбурд глубокий знаток Маркса и марксизма, но не
хасидизма.

Миснагед
- at 2011-12-15 00:17:29 EDT
V-A
- Wed, 14 Dec 2011 22:30:26(CET)
Любавические хасиды, во первых, наиболее многочисленны.


Распространенное заблуждение - Хабад далеко не самое многочисленное движение хасидизма.

Е. Майбурд
- Wed, 14 Dec 2011 22:09:14(CET)
Он сам был глубоким знатоком Талмуда и Кабалы.


Достоверно не известно умел ли Бешт вообще читать и писать.

Помнящий
- at 2011-12-14 23:55:14 EDT
V-A
- at 2011-12-14 23:21:23 EDT

Я бы советовал автору сперва побывать на местах, а уже после
дезинформировать читателя
и пр.
*******************************
Характерный по глубине и чуткости отзыв V-A

V-A
- at 2011-12-14 23:21:23 EDT

Я никогда не был в Любавичах, но странным образом подчас чувствовал невыразимую притягательность этого места на Земле
...
православная церковь Успения Пресвятой Богородицы соседствовала с синагогой


Ни одна из 5 синагог Любавичей не соседствовала с церковью
Успения Пресвятой Богородицы (кстати, изначально униатской)

В центре местечка стояла соборная (главная) церковь Успения Святой Богородицы (Успенская церковь), построенная в первой половине ХVII века (около 1633 года). Это была униатская церковь. В Любавичах было также униатское кладбище, сейчас на его месте зерносушильный комплекс.)


Я бы советовал автору сперва побывать на местах, а уже после
дезинформировать читателя

V-A
- at 2011-12-14 22:48:30 EDT


Памятная доска. А то из Окунева созадается
ощущение что Мемориал создан только евангельскими
христианами.

V-A
- at 2011-12-14 22:30:26 EDT
Зря Майбурд придирается.
Любавические хасиды, во первых, наиболее многочисленны. Значит над ними благодать Создателя.

Далее
То, чему учил Шем Тов и что стоит в центре хасидизма -
альтруизм - очень отличается от "талмудической учености и скрупулезном следовании обрядам".Можно сказать, что хасидизм - практически христианский взгляд на мир. Хасидизм близок христианству также и мощной миссионерской деятельностью.

Вместе с тем баптисты - псевдохристиане. Религия баптистов
включает в себя веру в предопределенность всего на свете,
отрицает свободу воли - а значит и ответственность человека
за свои поступки. Так что это не только не христианство, но
даже и никакая не религия.

По своей уверенности в предопределенность всего и вся баптисты (евангельские христиане) как раз напоминают еврейский мейнстрим, миснагедов.

Странно, что автор Окунев не отметил, что мемориал в Любавичах был сооружен в рамках историко-мемориального проекта "Вернуть достоинство", инициированного РЕК в 2008 году.
http://3rm.info/17420-evrei-i-vsevdoxristiane-otkryli-memorial-zhertvam.html

Вопросами создания мемориала в Любавичах занималась рабочая группа во главе с научным руководителем Музея еврейского наследия и Холокоста в Мемориальной синагоге РЕК на Поклонной горе, сопредседателем Центра "Холокост" Ильей Альтманом и директором Фонда "Эвен Эзер" Борисом Васюковым. Поддержку проекту также оказали Всемирный конгресс грузинских евреев и Еврейская национально-культурная автономия Смоленской области во главе с руководителем регионального представительства РЕК, первым заместителем мэра Смоленска Дмитрием Левантом.


Тем страньше, что тов. Альтман - автор алманаха.

Е. Майбурд
- at 2011-12-14 22:09:14 EDT
Уважаемый Юрий, вы написали очень хорошую и нужную статью. Кусочек нашей многотысячелетней истории. Спасибо вам.
Именно в связи с важностью вашего материала, его читаемостью и исторической значимостью, я обязан чое-что в нем уточнить. О хасидизме вы пишете:

«Его основатель Израиль Бешт учил, что истинное спасение не в талмудической учености и не в скрупулезном следовании обрядам»

Хас ве-Шолом! Основатель хасидизма Израиль бен Элиезер, получивший в народе имя БЕШТ - Баал Шем Тов – Муж Доброго Имени (имеется в виду, конечно, не «имя», а Имя), вряд ли учил людей тому, о чем вы, к несчастью, прочитали в каких-то не очень достоверных источниках. Он сам был глубоким знатоком Талмуда и Кабалы. О нем известно немного достоверного, но сохранилось множество легенд. Из всего, что я мог узнать об этом удивительном человеке, могу предположить – самое большое, - что в отдельных случаях он мог облегчать некоторые мицвы для тех, кто был заняты тяжелым трудом и разрывались между долгом и необходимостью. Он свято соблюдал Субботу, при каждой возможности окунался в микву. Мно времени отдавал молитве и медитации. Кстати, это он ввел в еврейскую среду курение. Курил трубку, а уж люди стали ему подражать. Далее:

«со сторонниками традиционного раввинизма, называвших себя митнагидами».

Этим словом (если не ошибаюсь, означает «противники») их назвали хасиды. Себя эти люди называли литваками, потому что центр противников был в Литве и духовным лидером их был никто иной, как Виленский Гаон – великий раввин Раби Элиягу.

«После освобождения из заключения в царствование Александра I». Не уверен, стоило бы проверить, но кажется мне, что в первый раз его освободил Павел. Есть даже легенда о визите в камеру к Алтер Ребе царя, переодетого офицером.

«Из поколения в поколение люди передавали любимую поговорку реб Меира: «Кто мил людям, найдет милость и в глазах Всевышнего»».

Это Мишна. Нет сейчас времени указать ссылку, но найду.

«С начала ХIХ века местечко Любавичи стало религиозным и культурным центром хасидизма».

А это уже идет от современных хабадников, которые стремятся подменить собой весь хасидизм. Сам не раз слышал нечто подобное. Верно, это был центр – но только центр любавической версии хасидизма. Были тогда в хасидизме и другие великие лидеры и учители: Раби Нахман из Брацлова, раби Леви-Ицхак из Бердичева, Коцкий Ребе и много других.

«История хасидизма прихотлива и запутана», пишете вы. И вот это верно, отчего история эта содержит, в том числе, сведения противоречивые и недостоверные.

sava
- at 2011-12-14 20:41:22 EDT
Это действительно Чудо, более похожее на уникальный сон, нежели на реальный факт в современной России.
Множество таких, не менее трагических зон,разбросано по планете.Никаких евангельских христиан не хватит, чтобы хотя бы услышать от них голос покаяния.

Борис Брио
Натания, Израиль - at 2011-12-14 19:51:23 EDT
Огромное спасибо Юрию Окуневу за эту статью про Любавичи.
Мои родители, мои дедушки и бабушки родились в Любавичах,и с самого детства для меня Любавичи казались какой-то загадочной и уже не существующей страной. Я дважды был в Любавичах. Первый раз вместе с родителями в 60-тых годах,по приглашению семьи Шматовых, с которыми моя мама- Рискина Мария училась в одном классе (Шматовы жили в Ленинграде и приезжали летом на дачу в Любавичи).На этой встрече присутствовал командир партизанского отряда (к сожалению не помню его имя),который поведал всю страшную правду о палачах любавических евреев. К сожалению, это были, в основном,местные жители,некоторые из них тогда еще были живы и пользовались всеми льготами участников войны ( их дети занимали высокие посты в Минске и Киеве).Показал он нам одного старика,которого вели на расстрел вместе с моим дедом- Шимоном Брио.Он узнал моего отца,но на все его вопросы отвечал -"ой,Шолом, что тут было, что тут было". Моего деда вместе с тремя русскими жителями,среди которых были председатель местного колхоза и парторг, расстреляли в первый-же день(кто-то донес,что его сын- мой отец Соломон Брио в Красной армии).Жертвы первого расстрела покоятся в братской могиле на берегу Березины. Раньше на могиле стоял деревяный крест,сейчас -небольшой бетонный памятник с именами расстрелянных(мало кто знает об этой могиле). Моя бабушка -Ханариша Брио разделила трагическую участь остальных любавических евреев. Второй раз я был в Любавичах вместе с братом и двумя его сыновями перед отъездом в Израиль,в 2005году.Для меня Любавичи это не только символ многовековой еврейской мудрости,доброты,трудолюбия и жизнелюбия, но и символ злобы и предательства живших бок о бок с евреями их соседей.
Это не должно повториться!
P.S. в воспоминаниях Марфы Давыденковой имеется опечатка -вместо Брио напечатано Брис.

V-A
- at 2011-12-14 18:37:02 EDT
Почему, наконец, руководители РФ-ии - г-да Путин и Медведев, усиленно посещающие Храм Христа Спасителя и крестящиеся на камеру, проводят антиизраильскую политику, поддерживая антиизраильские режимы? Почему? Почему??
Может быть кто-нибудь ответит мне? Вот адрес:



Медведев хотел посетить Израиль в сопровождении
практически тысячи человек из елиты РФ. В пакете
предложений была перекупка Израиля у США, за что РФ
была согласна платить $5 млрд. ежегодно (что больше
американской "помощи").

Дело в том, что РФ жизненно зинтересована в поддержании
высоких цен на нефть. В 2011 году для сбалансированхого
бюджета Россию устраивала цена $110/баррель, в 2012 году
надо будет уже $120. Значит РФ жизненно важно
поддерживать напряженность на Ближнем Востоке. Но арабы
не оправдывают надежд. Миллиарды прощали Саддаму,
миллиарды списывали Каддафи - и где сейчас они? Что будет
с Асадом?

Потому решили переориентироваться с арабов на Израиль (за
отказ Израиля следовать в фарватере США). Но ... попытка
была неудачной - визит Медведева сорвала израильская
сторона. Вы не представляете как были злы российские
бизнесмены, которые уже потирали руки в предвкушении
распила $5 млрд/год. Я тогда слышал анти7итские нотки от
даже тех, от которых уж никак не ожидал.

Янкелевич
Натания, Израиль - at 2011-12-14 18:29:01 EDT
Спасибо. Я был очень взволнован, корни моей семьи оттуда, все это - наша боль, нужно помнить, рассказать детям. Еще раз - спасибо Вам.
Б.Тененбаум
- at 2011-12-14 17:58:51 EDT
очу лишь напомнить о роли тварей католиков и протестантов Европы, по сей день скрипущих своими гнилыми зубами при упоминании евреев, Холокоста и Израиля. Помните, что немецкая сволочь была "крышевана" католическими и протестантскими подонками

Вообще-то есть хорошее правило: отзыв делается на материал, а не на один из отзывов на него. Но, пожалуй, в данном случае я сделаю исключение. Текст, приведенный выше, поражает своим тотальным кретинизмом. Зеркальное отражение какого-нибудь психопата, рехнувшегося на истинном Исламе, и готового кусать всех и каждого, только что на Ислам он в данном случае не ссылается.

М. Аврутин - Вл. Бершадскому
- at 2011-12-14 16:57:41 EDT
Владимир Бершадский
Беэр-Шева, Израиль - at 2011-12-14 16:02:33 EDT

"Наша задача - работать с 3-й группой" (это те, которые равнодушны).

А я считаю нашей задачей работу с теми, кто поддерживает Израиль, чтобы голос их был услышан, чтобы ныне абстрактное понятие "Группа" стало реальностью.

Владимир Бершадский
Беэр-Шева, Израиль - at 2011-12-14 16:02:33 EDT
Пастор Хейджи из организации «Объединённые христиане за Израиль» поделил мир на две части, сказав: Наш мир разделён на две группы: тех, кто поддерживает Израиль, и тех, кто не поддерживает.
Но Я делю мир не на 2, а на три части:
1. тех, кто поддерживает Израиль;
2. тех, кто делает всё, чтобы уничтожить Израиль;
3. тех, кто равнодушно смотрит - уничтожат Израиль или Бог окажется правым и сбудется пророчество Исаии 2:

| 2:2: см. тж. Ис.56:7; Мих.4:1; Иер.3:17.
|| 2:2
И будет в по­следние дни, гора дома Го­с­по­дня будет по­ставлена во главу гор и воз­высит­ся над холмами, и по­текут к ней все народы. Я́ко бýдетъ въ послѣ́днiя дни́ явлéна горá Госпóдня, и дóмъ Бóжiй на версѣ́ гóръ, и воз­вы́сит­ся превы́ше холмóвъ: и прiи́дутъ къ нéй вси́ язы́цы.
| 2:3: см. тж. Мих.4:2.
|| 2:3
И пойдут многие народы и скажут: при­дите, и взойдем на гору Го­с­по­дню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Сво­им путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Го­с­по­дне – из Иерусалима. И пóйдутъ язы́цы мнóзи и рекýтъ: прiиди́те, и взы́демъ на гóру Госпóдню и въ дóмъ Бóга Иáковля, и воз­вѣсти́тъ нáмъ пýть свóй, и пóйдемъ по немý.
| 2:4: см. тж. Ин.4:27; Иоил.3:10; Зах.9:10.
|| 2:4
И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и пере­куют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться вое­вать. и суди́ти бýдетъ посредѣ́ язы́къ и изобличи́тъ лю́ди мнóги:
2:5
О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Го­с­по­днем.
Наша задача - работать с 3-й группой. Помогите Мне!
http://vladimirbershadsky.info/ -

Марк Кричевер
Нью Йорк, NY, USA - at 2011-12-14 15:56:32 EDT
Спасибо. Это знаковая публикация Хочу лишь напомнить о роли тварей католиков и протестантов Европы, по сей день скрипущих своими гнилыми зубами при упоминании евреев, Холокоста и Израиля. Помните, что немецкая сволочь была
"крышевана" католическими и протестантскими подонками. Хотелось вы почитать исследования автора и на эту тему.

Владимир Бершадский
Беэр-Шева, Израиль - at 2011-12-14 15:49:13 EDT
А меня потрясло другое - деньги на памятник евреям собирали ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ!! Ведь у Евангельских христиан один и тот же текст Библии, что и у православных христиан. Но тогда почему же Евангельские христиане с симпатией относятся к Израилю, а среди православных так много отъявленных антисемитов??
Почему среди православных практически не известна Речь уп. Патриарха Алексия II перед Н-Й раввинами??
Почему, наконец, руководители РФ-ии - г-да Путин и Медведев, усиленно посещающие Храм Христа Спасителя и крестящиеся на камеру, проводят антиизраильскую политику, поддерживая антиизраильские режимы? Почему? Почему??
Может быть кто-нибудь ответит мне? Вот адрес: Vladimir.b@012.net.il ; http://vladimirbershadsky.info/ -
+972-527284036

М. Аврутин
- at 2011-12-14 11:27:22 EDT
Потрясающее произведение во всех своих частях:
- история возникновения и развития хасидизма на территории России, окрашенная личной причастностью к ней самого автора;
- трагическая история гибели центра хасидизма – Любавичи – летом осенью 1941г.;
- и в заключение трогательная история участия Евангельских христианских общин России в создании Мемориала любавичским евреям, которую автор назвал чудом.
Наверное, чудом можно считать и созданную в США пастором Хейджи многосоттысячную организацию «Объединённые христиане за Израиль». Пастор Хейджи первым поделил мир на две части, сказав: Наш мир разделён на две группы: тех, кто поддерживает Израиль, и тех, кто не поддерживает.

тамара бородач
нетания, израиль - at 2011-12-13 15:04:17 EDT
ДОБРЫЙ ДЕНЬ! ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ СТАТЬЮ О ЛЮБАВИЧАХ,В МАЕ ЭТОГО ГОДА Я БЫЛА В ЛЮБАВИЧАХ ВМЕСТЕ С ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ РОМ,ПО МАТЕРИНСКОЙ ЛИНИИ ОНИ ПОТОМКИ ЗАЛМАНА ШНЕЕРА,МЫ БЫЛИ В ЛИОЗНО,ЛЯДАХ,ЛЮБАВИЧАХ,СДЕЛАЛИ БОЛЬШОЙ КРУГ ПО УКРАИНЕ ПО МЕСТАМ,СВЯЗАННЫМ С ИСТОРИЕЙ СЕМЬИ ,ХАСИДИЗМА,ЖИЗНИ ЕВРЕЙСКИХ МУДРЕЦОВ И ПРАВЕДНИКОВ,ЕСЛИ ЕСТЬ У ВАС ИНТЕРЕС,НАПИШИТЕ,Я СВЯЖУ ВАС С НИМИ,.С УВАЖЕНИЕМ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА КОРНИ ТАМАРА БОРОДАЧ.
tamara.borodach@gmail.com

Игрек
- at 2011-12-13 08:16:24 EDT
Спасибо Вам за историю нашей истории. Почти все мне известные люди, носящие мою фамилию - Юдович, вышли из этих мест. Клинцы, Старая Гора, Краснополье - где родился мой дед, Сураж, Верхличи - где жила семья деда после его женитьбы и где родились все мои погибшие дядья, это километров пять от Любавичей. Из этих мест и тот Юдович, который известный шахматист, и его брат, который известный математик.
Сейчас разве что в Клинцах можно найти десяток евреев. От той жизни осталась только память. Спасибо Вам за сохранение памяти.

Борис Дынин
- at 2011-12-13 00:48:12 EDT
Замечательное дополнение к "Нравственный тест Бабьего Яра". подводящее, можно сказать, итог дискуссиям вокруг той публикации Юрия Окунева в"Заметках"