©"Заметки по еврейской истории"
июль  2011 года

Лазарь Беренсон

"Конструктивное возмездие", или
Никогда не говори "никогда"


I. Начиналось это так

 

Создавалось ощущение, что Государство Израиль
никогда не откажется от бойкота Германии,
такова была инстинктивная политика.
 Большинство израильтян воспринимали этот
бойкот как своего рода
национальный долг евреев перед погибшими.
Т.Сегев, историк, автор книги
 "Седьмой миллион. Израильтяне и Катастрофа",
Иерусалим, "Кетер", 1991 г.

Даже в спорных вопросах мы на стороне Израиля.
Канцлер   Германии А. Меркель

 

Читаю и слушаю СМИ: Германия строит для Израиля ещё две современные подлодки; немецкие корабли в Ливанских территориальных водах препятствуют ввозу оружия для "Хизбаллы"; германский высокий чин посредничал в освобождении похищенных израильских солдат; канцлер Германии госпожа Меркель заявляет, что "гарантировать право Израиля на существование - является частью наших государственных интересов". Если вспомнить, как в годы Второй мировой подводный флот гитлеровской Германии разбойничал на морях и океанах, то нижеследующее выглядит фантазией: израильские подводники в гостях у своих немецких коллег. Вот вам и "никогда"... Буквально два дня назад мировые СМИ сообщили, что в Германии ракетчики Израиля провели  успешные испытания противоракетных вооружений…

Не только военное и экономическое сотрудничество на повестке дня этих двух стран: писатель Амос Оз - лауреат немецкой престижнейшей премии им. Гёте;  первым лауреатом новой немецкой премии Friedensuhr Preis назван бывший посол Израиля в ФРГ Ави Примор.

"Я удовлетворён не столько тем, что внуки и дети нацистов читают книги еврея, преследованного их родителями, сколько тем, что эти книги написаны на иврите", - говорит. Э. Кишон (крупнейший израильский сатирик, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса как "самый читаемый немецкоязычный автор": тираж его переводов на немецкий достиг 25 миллионов книг - на что автор в шутку заметил: "Это моя месть немцам".

(Недавнее премирование германским президентом израильской ярой антиизраильтянки адвоката Фелиции Лангер выглядит как их месть нам).

В мае 2008-го года исполнилось 60 лет со дня провозглашения независимости Государства Израиля. Событие отмечалось в прошлом году и по сей день, ему посвящаются самые разнообразные мероприятия политического, военного, культурологического, научного, спортивного характера, часто – международного масштаба. Многие страны разработали обширные программы торжеств по этому поводу, проведённых как в своих странах, так и на земле Израиля. В Москве, скажем, художественные конкурсы, научные конференции выставки проводились в театрах, парке Останкино, Ледовом дворце, Большой хоральной синагоге, а выставка израильских флористов – в Петербурге; а руководство Беларуси, силами своих лучших артистов, провело бесплатный гала-концерт в тель-авивском Дворце культуры. В Германии министр Хильдегард Мюллер была назначена куратором всех многочисленных юбилейных торжеств: от традиционного Берлинале, где демонстрировались израильские фильме и были «отстранены от показа любые ленты с намёком на негативизм относительно юбиляра»,  до, опять же традиционной для Берлина, заключительного аккорда международного состязания еврейских талантливых детей – «Золотая Ханукия».

Ну и в Израиле, конечно, звучали фанфары, проводились с большим размахом народные гуляния, воздушный и военно-морской парады, торжественные приёмы, дипломатические и политические рауты. Все сколько-нибудь значительные страны воспользовались редкой возможностью (без оглядки на своих левых и мусульман) убедить израильское и мировое еврейство в своей с ним солидарности.

Было много всего, но есть смысл остановиться на одном событии, которое, по-моему, можно назвать историческим, без всякой натяжки.

В дни торжеств, в марте 2008 г., в Иерусалиме состоялось первое совместное заседание правительств Государства Израиля и Германии. Немецкая сторона была представлена канцлером Меркель и семью министрами, возглавляющими важнейшие ведомства. Сам факт его проведения в Иерусалиме (непризнанной столицы еврейского государства) в дипломатическом аспекте имеет многосмысловое значение.

Израиль стал шестой по счету страной (после Франции, Италии, Испании, Польши и России), с которой Германия проводит подобного рода межправительственные консультации. Компания неплохая, и прагматичный компонент в отборе её участников очевиден, и так же  совершенно однозначно, что в отношении  к Израилю Меркель руководствуется эмоционально-этическими соображениями (хотя немалый политический и деловой интерес тоже присутствует):

«Отдавая себе отчет в том, что Германия несет ответственность за трагедию еврейского народа, правительство ФРГ хочет подчеркнуть свое стремление к построению совместного будущего».

Запланированное на этот же визит выступление Ангелы Меркель перед депутатами кнессета тоже символично. Согласно уставу нашего парламента, перед его депутатами могут выступать только главы держав, и чтобы Меркель могла подняться на его трибуну, был изменён его устав.

Свое выступление госпожа канцлер начала на иврите: «Я хочу поблагодарить вас за то, что вы позволили мне выступить в этом величественном здании». (Канцер Германии на виду и на слуху у всего мира благодарит евреев за возможность выступить в Израильском парламенте! Никогда?) Перейдя затем на немецкий, она поздравила граждан Израиля с 60-летием независимости государства. И всего одна её нижеследующая фраза, делает этот визит историческим: «Немецкому народу стыдно за свое прошлое и за Катастрофу. Я склоняю свою голову перед теми, кто помогал евреям выжить в те ужасные годы», – продолжила канцлер, пообещав, что Германия всегда будет на стороне Израиля и что угрозы Тегерана в адрес Израиля расцениваются ею как угрозы  в адрес Германии. Речь Меркель вызвала бурные овации со стороны депутатов и присутствовавших в зале людей, переживших Холокост.

Лишь два депутата – Арье Эльдад (МАФДАЛ – религиозные сионисты) и Эстерина Тартман (НДИ – «Наш дом Израиль», партия Либермана) -покинули зал.

Поясняя свою позицию Эльдад сказад: «Я не собирался устраивать демарша и оскорблять канцлера Германии. Однако слышать немецкую речь с трибуны кнессета – не в моих силах. Израиль вправе требовать от Германии деньги, оружия и подлодок, так как немцы до последнего поколения должны будут оплачивать долг евреям. Тот, кто истреблял еврейский народ, должен сегодня оплатить его существование».

Эта позиция двух депутатов является лишь поздним отголоском древних (иначе теперь не назовёшь события полувековой давности) баталий, охвативших всё израильское общество и сконцентрировавшихся в бурной политической жизни партий, правительства, кнессета. Суть проблемы получила компромиссное название «конструктивное возмездие».

Зародилась идея "конструктивного возмездия" вскоре после начала Второй мировой. Тогдашний председатель Всемирной сионистской организации Хаим Вейцман принял меморандум директора Британского фонда помощи беженцам из Германии Шалома Родель-Адлера  о претензиях евреев на материальную компенсацию от немецких властей. Но в последующие годы полного доминирования Гитлера на политической и военной карте Европы еврейские претензии к нему казались абсолютным бредом. Они были реанимированы, как только забрезжили признаки поражения Германии (для нас это - победы под Сталинградом и в танковой битве под Курском, для Запада это - победы союзников в Северной Африке, их высадка на Сицилии с дальнейшей капитуляцией Италии).

В этом же 1943 году началась длительная "еврейская война": Давид Бен-Гурион, тогда председатель Еврейского агентства (Сохнут), потребовал, чтобы его организация была единственным представителем еврейского народа на будущих переговорах о компенсациях, а Нахум Гольдман, тогда руководитель Всемирного еврейского конгресса, оспаривал эту заявку Палестинского ишува на монополию, утверждая: "У убитых евреев нет наследников, и поэтому их имущество должен наследовать весь еврейский народ".

 

Бен-Гурион, премьер и министр обороны первого правительства Израиля 

Для полноты картины необходимо вспомнить и брошюру "Post-war Jewish Claims" ("Послевоенные требования евреев"), выпущенную осенью 1944 года. Её автор Зигфрид Мозес хорошо знал тему - в прошлом был главой Сионистской организации Германии, в 1937-м предусмотрительно бежал от гитлеровцев в Палестину. (Сегодня, когда госконтролёр страны Линденштраус рьяно раскапывает грешки и грехи сильных мира сего, актуально вспомнить, что именно Мозес основал институт Государственного контролёра и сразу после образования Государства Израиль в течение 12 лет исполнял эти обязанности с немецкой педантичной дотошностью, заложив дух бескомпромиссности в эту ревизорскую инстанцию)...

Как известно, на руинах Третьего рейха осенью 1949 года возникло два немецких государства: ГДР и ФРГ. До их объединения в 1990 году ГДР входила в сферу влияния СССР, в 1955 году стала членом Варшавского договора и активным проводником антиизраильских настроений и акций на всех уровнях, включая инспирацию террора, подготовку и вооружение мусульманских, особенно арабских, экстремистских банд. (Вся эта адская кухня варилась в структурах спецслужбы ГДР "Штази" под руководством талантливого еврея Маркуса Вольфа. Не удивляйтесь: сегодня известно, что активным соратником и старательным трубадуром идей бин-Ладена и деяний "Аль-Каиды" выступает молодой мусульманин американец Гадан, который при рождении был чистокровным евреем Адамом Перельманом, а его земляк и соплеменник профессор Норман Финкельштейн в своей брошюре «Индустрия Холокоста» не далёк от полного отрицания Катастрофы, цинично манипулируя её масштабами и трагизмом. Наш дважды земляк, выкрест Израиль Шамир потрафляет всем антисемитам, особенно российским не только мерзопакостной статьёй «Холокост как удачный гешефт», но систематическим оплёвывает Израиль и все еврейское, публикуясь в Прохановской газете «Завтра» - рупоре тамошнего юдофобства. И тут уместно «никогда?»)

От самой идеи о каких бы то ни было компенсаций евреям Восточная Германия отмежевалась, как говорят, с порога. Свою вину перед еврейским народом за преступления в гитлеровский период ГДР была вынуждена признать только накануне объединения с ФРГ, как одно из условий этого воссоединения. Поэтому всё нижеследующее - только о Западной Германии со столицей в Бонне.

В наши дни бытует мнение, что в израильском обществе раздрая, подобного нынешнему, ещё никогда не было. Было, ещё как было. Коснусь лишь того, что напрямую связано с отношением нашей страны к Германии. Речь идёт о первых годах независимости страны. Тогдашняя "Едиот ахронот" наставляла: "Мы должны ненависть к немцам укоренить в сердцах наших детей и их потомков", не импортировать из Германии "даже булавки, даже шнурка для обуви". Более того: "Если в поездке за рубеж, в поезде или пароходе мы встретим немца, нужно ему плюнуть в лицо - это нельзя забывать". Ещё дальше пошла высоколобая "Гаарец" (сегодня самая респектабельная газета у либеральных и левоцентристских интеллектуалов), требуя принять закон, запрещающий еврею не только посещать Германию, но любой, даже случайный контакт с немцами. В этом вопросе в обществе царил полный консенсус: никогда не забудем, никогда не простим.

Между тем страна поднималась, страна строилась на песке, страна принимала сотни тысяч репатриантов, в том числе и в первую очередь беженцев из разорённой Европы. Стране нужны были деньги. Большие деньги! И тогда правительство вспомнило о меморандуме Хаима Вейцмана, обратившегося осенью 1945 года, сразу по окончании Второй мировой, к трём странам-победительницам "вернуть уцелевшей части нашего народа награбленное немцами имущество разорённого и истреблённого ими еврейства Европы".  

Отклика не последовало, и действительно: кому вернуть - еврейского государства ещё не было, откуда взять - новой Германии ещё нет, а бывшая лежит в руинах. Но через пять лет ужё были и Государство Израиля и новая ФРГ. 1950 и 1951 годы ушли на поиски того дипломатического и политического модуса, который бы объяснял и оправдывал легитимность (национальную, историческую, эмоциональную) ведения переговоров израильского правительства: а) о деньгах, о материальной компенсации (чудовищно!) за миллионы загубленных жизней, судеб и поколений; б) напрямую с Германией (ведь "никогда!"). Вот тут консенсус и дал течь. Ниже - одни цитаты со страниц тогдашних газет и с протоколов заседаний кнессета:

"Государство Израиля считает себя наследником миллионов погибших евреев, наделённым правом и обязанностью потребовать за них компенсацию, так как оно является единственным государственным образованием народа, за саму принадлежность к которому они были обречены на уничтожение" (министр иностранных дел Моше Шарет на заседании кнессета 13 марта 1951 г.)

"Никогда ещё честь народа не была так осквернена, как при том постыдном деянии, которое замышляют те, кто называют себя вождями Израиля, желающие продать за чечевичную похлёбку всё самое дорогое в жизни нации" (Моше Альпан на митинге бойцов Сопротивления, организованного МАПАМ - блоком левых партий).

"Преступления нацистов столь чудовищны, что их не искупить никакой материальной компенсацией. Однако невозможно примириться с тем, что наследники нацистских убийц в Западной и Восточной Германии унаследуют и имущество убитых евреев" (премьер-министр Израиля Бен-Гурион на заседании кнессета 7 января 1952 г.).

"Против унижения нашего национального достоинства! Против переговоров с неонацистским правительством с Бонном! Правительство Бен-Гуриона заинтересовано в признании еврейским государством неонацистского правительства Бонна, поддержанного теми же американскими монополистами, которые привели к власти Гитлера" (из решения ЦК коммунистической партии Израиля, опубликованного 4 января 1952 г.).

"С созданием Государства Израиля понятия "возмездия", "честь нации" приобрели новый смысл: единственное возмездие и единственная национальная честь состоят в наращивании нашей силы и национального достояния, а всё остальное - не более чем пустая декламация" (министр сельского хозяйства, позже министр обороны Пинхас Лавон на том же заседании кнессета).

"Израиль нуждается в средствах для укрепления государства, ставшего воплощением надежд многих миллионов... Однако когда речь идёт о преступлении беспрецедентном по своим масштабам, необъяснимом в логических терминах, нельзя принимать решения только исходя из рациональных соображений... Немцы стремятся к переговорам, чтобы стереть с себя позорное пятно, и мы последние, кто должен помочь им в этом " (доктор философии, бывший многолетний главный раввин Австрии Элимелех Римальт от партии Общих сионистов на заседании кнессета).

"Народ не даст своего согласия на акт примирения с народом убийц!.. Желтая метка - знак почёта, репарации и переговоры - позор поколения!" (лозунги правой партии "Херут").  

"Еврейское правительство, которое будет вести переговоры с Германией, перестаёт быть еврейским правительством. Это будет правительство, власть которого держится на штыке и гранате немецкого производства" (Менахем Бегин, речь на крупнейшем в те годы митинге правого движения "Херут" на Кикар Цион).

 

Менахем Бегин, глава партии "Херут", лидер оппозиции 

Парламентские дебаты того же накала шли три дня и были прекращены после того, как лидер оппозиции Бегин назвал премьера Бен-Гуриона «фашистом и хулиганом».

Читаешь и понимаешь – все правы. Но Бен-Гурион должен решить. Исходя из своих лидерских качеств и государственного статуса главы правительства, убеждённый, что "... суверенное государство не может позволить себе вести дела с той же разборчивостью и беспомощностью, что и обитатели гетто", на том же поистине судьбоносном заседании кнессета 7 января 1952 года (суверенному государству менее четырёх лет) заявляет: "Правительство Израиля считает себя обязанным потребовать, чтобы немецкий народ возвратил то огромное имущество, владельцы которого были уничтожены в годы Катастрофы. На Государстве Израиля лежит обязанность принять и абсорбировать выживших представителей европейского еврейства... На правительство Израиля возложена колоссальная задача, которой нет прецедента в современной истории, а возможно, и в прошлых поколениях, - в течение короткого времени принять и абсорбировать в молодом, бедном и окружённом врагами государстве сотни тысяч репатриантов, потерявших всё своё имущество. Бремя, которое эта огромная и неимущая алия возложила на государство, превышает его возможности и, хотя общины евреев в свободных странах сочли своим долгом принять участие в этой великой миссии, бремя, лежащее на государстве, крайне тяжёлое... Правительство Израиля остановилось на сумме в полтора миллиарда долларов, которое оно потребует от обеих частей Германии, так как это минимальная сумма, необходимая для абсорбции и адаптации полумиллиона репатриантов из стран, находившихся под властью нацистов".

Знаменитое голосование в кнессете по вопросу переговоров о репарациях после трёх дней бурных дискуссий и баталий (об этом ниже) состоялось в среду 9 января 1952 года: 61 голос был подан за предложение "Кнессет, выслушав сообщение правительства о требовании репараций от Германии за разграбленное еврейское имущество, уполномачивает комиссию по иностранным делам и обороне окончательно установить порядок действий в соответствии с обстоятельствами и условиями". 50 голосов поддержали предложение оппозиции: "Кнессет отвергает предложение о переговорах между правительством Израиля и Германией по вопросу о репарациях". Любопытно, что вместе с депутатами от Рабочей партии Бен-Гуриона за правительственное предложение голосовали и арабские депутаты, оппозицию составили в основном правый "Херут", левый МАПАМ и коммунисты.

 Но чтобы почувствовать накал противостояния, нужно, покинув кнессет, вернуться в 7 января и выйти на Кикар Цион,  где бушевал митинг "Херута" в то самое время, когда невдалеке, в кнессете, шли дебаты по болезненному вопросу. Таких масштабных выступлений страна ещё не знала и таких пассионарных и даже экстремистских речей не слышала. Приведу только выдержки из гневных инвектив Бегина. «С точки зрения еврейского народа не существует немца, который не был бы нацистом, нет ни одного немца, который не был бы убийцей... в Треблинке, в Освенциме, в Понарах евреи проголосовали в смертных муках: не вступать в контакт, не вести переговоры с немцами... В том поколении, когда мы наконец вышли из рабства к свободе... из-за нескольких миллионов грязных долларов, из-за грязных товаров подавить то достоинство, которое мы сумели сохранить на протяжении веков изгнания  и рассеяния...».  

И тут начинается то, о чём участники или наблюдатели сегодняшних протестных акций говорят: «никогда прежде ничего подобного не могло быть».

Опьянённые страстной речью Бегина, тысячи манифестантов бросились к зданию кнессета. Его защищали 500 полицейских, каждый пятый из них был ранен. Окна зала, где заседали депутаты, разлетелись вдребезги, осыпав битым стеклом парламентариев, брошенным внутрь камнем проломило голову депутату Рубину, были и другие пострадавшие.

Кнессет, 7 января 1952 г.

 

Бен-Гурион вызвал войска.

Либеральная «Гаарец» (на второй день) 8 января 1952 года под заголовком «Улица не будет властвовать в Израиле» писала: «Силой никогда ещё не пытались запугать народных избранников. Фракция «Херут», управляя разбушевавшейся толпой, хотела навязать всему кнессету свою волю волей всего лишь восьмью своими депутатами…».

Того же дня правая газета «Херут»: «Правительство Бене-Гуриона применило гранаты со слезоточивым газом немецкого производства, чтобы опозорить наш народ…который пришёл, чтобы выразить протест по поводу контактов с Германией». В тот же день премьер обратился к нации, а 9-го все газеты это напечатали: «Вчера на независимость кнессета была поднята злодейская рука… Как глава правительства и как министр обороны я считаю своим долгом гарантировать, что мы использовали и будем использовать все средства – я ещё раз подчёркиваю – все средства, чтобы защитить независимость кнессета, соблюдение законности, само существование демократии, безопасность и мир в Израиле». Никто не сомневался в решимости лидера – это был тот же Давид, что около четырёх лет назад отдал приказ расстрелять в акватории Тель-Авива пароход «Альталена» с бойцами и оружием политического и военного радикализма сторонников Бегина.

Опустим драматические политические события того года, меж- и внутрипартийную борьбу, но, чтобы завершить эту всенациональную протестную тему, непосредственно отражающую сложности пути к полному замирению с «другой Германией», напомню лишь эпизод, всего один, но очень уж «не хилый». В марте того же 1952 года видный активист «Херута» заложил бомбу в наше министерство иностранных дел, ведущее ненавистные переговоры. В прошлом он был узником Шяуляйского гетто, во времена английского мандата – одним из самых непримиримых командиров бескомпромиссного ЭЦЕЛа, много позже, уже во времена Большой  алии – депутатом и даже председателем кнессета. Это почитаемый в стране Дов Шилянский.

Бомба – это, конечно, плохо, из ряда вон выходящее террористическое покушение. Но и здесь не скажешь «никогда». В первой половине того же «века-волкодава» в других обстоятельствах и по другим мотивам молодые евреи Шварцбанд и Гриншпан тоже мстили за порушенные еврейские судьбы и жизни. Эти два имени у истории на слуху, другие тысячи – канули в Лету…

Когда в начале 60-х поймали и судили Эйхмана, а в

обвинении и свидетельских показаниях оживали химеры Катастрофы, один из наиболее драматичных эпизодов связан с показаниями известного писателя Йехиэля Динура, чудом уцелевшего, но потерявшего всю семью (он известен под псевдонимом К.Цетник – кацетниками называли узников концлагерей). В интервью во время процесса он горестно заметил:

«Мы не отдаём себе отчёта. До какой степени мы всё забыли. Всё началось с репараций, они отравили наши души. Я вспоминаю картину первой встречи на переговорах о репарациях: немцы и евреи застыли друг против друга – не подают рук… А теперь до чего мы дошли!»

Ещё долгие годы и даже десятилетия в Стране (и в диаспоре) бушевали праведные страсти вокруг «конструктивного возмездия», и сегодня его «компенсационные» и «репаративные» аспекты актуальны в тысячах исков и судебных дел жертв Катастрофы. Это уже не бури, не шквалы, но в них ещё немало поводов проникнуться отчаянием Кацетника и повторить его трагическое «до чего мы дошли!» 

 

II. «Другая Германия»

 

 Именем немецкого народа были совершены
неописуемые преступления, требующие
морального и материального возмещения.
Канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, бундестаг (парламент), 27 сентября 1951г.   

Гарантировать право Израиля на существование
является частью наших государственных приоритетов...
 
Канцлер Германии Ангела Меркель,
по итогам Второй ливанской войны, сентябрь 2006 г.

 

"Другая Германия" - лексическая и психологическая "отмычка", сформулированная Бен-Гурионом и повторяемая им мантра во всех обстоятельствах, касающихся отношений еврейского государства с немецким. Что побуждало его с фанатической настойчивостью взламывать твердыню ненависти и недоверия мирового еврейства ко всему немецкому? Об экономическом компоненте, его однозначном поворота лицом к Германии упоминалось в первой части публикации. Конкретно - это выглядело так: к 1950 году экономика и всё хозяйство новорожденного (полуторагодовалого) государства стояло у края пропасти, готовое к обвалу и полному краху.

 

Тель-Авив, очередь за хлебом по карточкам

Карточная система на важнейшие продовольственные и промышленные товары ограничивала жизненные возможности израильтян, чёрный рынок съедал все финансовые и материальные возможности граждан (карточная система была отменена только осенью 1952 года, когда  «немецкие деньги» стали реальностью).Угрожающий дефицит иностранной валюты не смогли предотвратить ни введённый жёсткий режим экономии, ни финансовая помощь мирового еврейства и США, ни размещение государственного займа заграницей. Живые деньги репарации могли бы предотвратить экономическое банкротство государства. Да и разумно ли бойкотировать "другую Германию", когда в августе 1950 года США, Британия, Франция установили с ней дипломатические отношения и пригласили Израиль к ним присоединиться? Бен-Гурион и его соратники по кабинету министров, к счастью, были прагматиками, а не ограниченными сектантами.

("Холодная война" набирала обороты, вся Восточная и частично Центральная Европа до границ ФРГ была не только просоветской, но вообще танцевала под зловещую музыку Сталина, в которой антисемитские мотивы становились всё отчётливей и даже доминантными. "Другая Германия" представлялась Бен-Гуриону территориальной авансценой Свободного мира, аванпостом в его противостоянии коммунистическому экстремизму. Такую силу бойкотировать - ни смысла, ни пользы. Даже безопасность Израиля предписывала политику сближения с ФРГ). Всё это экономические, политические и военные соображения.

Но был представлен обществу и духовно-эмоциональный аргумент в пользу переговоров с ФРГ: только Израиль может и должен стать центром мирового еврейства, его гарантом в будущем, только Израиль имеет национальное право говорить от имени погибших миллионов единоверцев, представлять их интересы, только еврейское государство ответственно за сохранение их памяти. Именно в этом контексте 12 мая 1953 года кнессет принял Закон об увековечении памяти жерт Катастрофы и героизма европейского еврейства и создании Мемориала-музея "Яд ва-Шем" («Память и Имя»).

Читатель недоумевает: конечно, Израиль, кто ж ещё? В предыдущей части отмечалось некое соперничество между Сохнутом во главе с Давидом Бен-Гурионом и Всемирной сионистской организацией во главе с Нахумом Гольдманом по вопросу еврейского представительства. Но речь шла о годах до появления Государства Израиля. Теперь же это "состязание" между мировым еврейством и израильскими представителями в немецком вопросе приняло новые формы. Не вдаваясь в подробности - Гольдман и его организация сыграли существенную роль в инициировании, проведении и успешном завершении переговоров о немецких репарациях...

Напоминаю, что бурные дебаты в кнессете и уличные буйства на тему репараций происходили в первые дни января 1952 года, но ещё годом ранее правительство рассматривало эту спасительную для экономики и очень щепетильную для национального чувства тему, зондируя немецкую позицию в этом вопросе и изыскивая наиболее щадящие формы её обнародования. Короче говоря, 19 апреля 1951 года, в Париже, прошла первая прямая, но неофициальная, не освещаемая в прессе встреча израильских эмиссаров - гендиректора минфина Давида Горовица и сотрудника израильского посольства - с самим канцлером Германии Конрадом Аденауэром. Переговоры шли на высоких тонах, атмосфера была нервной, перенасыщенной призраками недавнего трагического прошлого. "Для меня это было тяжёлым переживанием. Общие претензии, бесконечное отвращение к деяниям нацистов смешивались в моей душе с личной скорбью о моей семье, погибшей в Львове", - вспоминает Горовиц. Вероятно, и канцлер не с лёгкой душой выражал готовность своей страны выплачивать компенсации, и особенно тяжело ему давались обязательства Западной Германии принять на себя ответственность за преступления Третьего рейха.

Но политическая машина была запущена и стремительно набирала обороты. В конце сентября того же 1951 года на заседании бундестага Аденауэр сделал следующее историческое заявление-признание:

"Федеральное правительство, а вместе с ним значительное большинство немецкого народа сознают, сколь безмерным было страдание, причинённое евреям в Германии и оккупированных странах в период господства национал-социализма... Именем немецкого народа были совершены неописуемые преступления, требующие морального и материального возмещения как в отношении индивидуального ущерба, нанесённого евреям, так и в отношении имущества евреев, у которого в настоящее время не осталось владельцев или наследников".  

После речи канцлера все депутаты стоя почтили минутой молчания память жертв Катастрофы (которой по утверждению иранского недоросля и тысяч юдофобов вовсе не было). Прямых официальных контактов израильское правительство ещё не ведёт с немцами, и текст германских обязательств передаётся ему Аденауэром через Нахума Гольдмана. Он вспоминал: "Из всех бесед, проведённых мною с разными политическими деятелями за много лет своей общественной деятельности, моя первая беседа с канцлером Аденауэром была, без сомнения, самой тяжёлой в эмоциональном плане, но и самой судьбоносной по своим последствиям для развития Государства Израиля". (Спустя полвека, перенасыщенного драматическими событиями, согласимся: воистину судьбоносной!) В завершении этой лондонской абсолютно секретной встречи канцлер передал израильскому правительству приглашение к переговорам. В декабре правительство в последний раз (до того Сохнут и парламентская комиссия по иностранным делам) "обсасывает" документ и просчитывает последствия его обнародования, лишь после чего Бен-Гурион решается предъявить его народу. И - внимание! - никакой утечки информации! Дальнейшее развитие этой драматической темы шло последовательно и довольно быстро. Спустя месяц после поддержки кнессетом линии Бен-Гуриона правительство принимает решение о прямых переговорах с ФРГ, но не в Германии, а в Голландии, и они завершаются в сентябре 1952-го года подписанием в Люксембурге договора, по которому правительство ФРГ обязалось выплатить израильскому правительству репарации в размере трёх миллиардов марок и ещё 450 миллионов - Конференции еврейских организаций по предъявлению материальных претензий Германии (эта организация и сегодня ведает всякого рода компенсациями евреям, пострадавшим от нацизма).

" ... С полной ответственностью можно сказать, что этот договор, равно как и его неукоснительное выполнение немцами, внесли большой вклад в преодоление трудностей начального периода израильской экономики", - скупо формулирует доктор Элиэзер Шенар, возглавлявший израильскую переговорную группу. А означает это: покрытие угрожающего дефицита платёжного баланса страны, финансирование создания инфраструктуры, расширение занятости и производства, приём алии из арабских стран – т.е. всё то, что обеспечило выживание государства, возникшего из мечты, надежды и национального напора жестоковыйного народа. Часть компенсаций поступало в виде товаров, завязались экономические отношения, и со временем Германия стала третьим, после США и Англии, импортёром израильской продукции. А где экономика и торговля, там и политические связи: постепенно израильское представительство по репарациям в ФРГ обрело функции дипломатического учреждения, где решались и военные вопросы обоюдного интереса. Всё это, учитывая настроения израильтян (памяти Катастрофы менее десяти лет), проводилось без огласки и политической трескотни. Когда же народ узнал о посещении Германии в 1957 г. бывшим начальником генштаба Моше Даяном с секретной миссией, разразился политический кризис и правительство пало. Подобное повторилось и через два года из-за попытки скрыть от правительства оружейные торговые сделки с ФРГ.

Израильтяне очень нехотя принимали развитие отношений с Германией, особенно бурно восприняв нью-йоркскую историческую встречу Бен-Гуриона с Аденауэром 14 марта (эту дату мы ещё раз упомянем) 1960-го года.

 

Нью-Йорк, 14 марта 1960 г. Бен-Гурион - Аденауэр

 Существенное увеличение репараций в её итоге вновь стоило премьеру тяжких обвинений в предательстве за чечевичную похлёбку. Ещё много чего было преодолено решительностью, дальновидностью и мужеством Старика (как называли лидера), пока были в полном объёме установлены дипломатические связи между Израилем и ФРГ. А случилось это в 1965 году, через 5 лет после первой встречи Бен-Гуриона с Аденауэром, того же 14 марта. Аккурат в день рождения великого немецкого еврея Альберта Эйнштейна, прямо сопричастного обеим высокодоговаривающимся сторонам. Случайное совпадение, но знаменательное и символичное.

Для подведения итога - любопытные воспоминания коренного тельавивца: вначале вокруг здания немецкого посольства установили 2,5-метровой высоты остроконечный забор, через несколько лет заменили 1,5-метровым.

Ха-коль овер, хабиби, никогда не говори "никогда".  

 

III. Позиция израильского националиста

 

Я оптимист. Этому научила меня еврейская история.   
Нет уже фараонов, нет древних греков, инквизиции, царизма,
нет Сталина и Гитлера, а евреи есть. Мы вышли в финал...
Разве это не чудо, что именно здесь, в Германии, проходит "Золотая Ханукия"
и возрождается еврейская жизнь?
Михаил Шнеерсон
  Президент Всемирного конгресса русскоязычного  еврейства (ВКРЕ)   
                                                    Берлин, декабрь 2005

 

В современной Германии еврейская община возродилась и  численно значительно выросла в основном за счёт иммиграции евреев из стран СНГ. Не говоря о материальных льготах и бытовом комфорте, там обеспечена и охраняема законом вся атрибутика национальной жизни, как светской, так и духовной и религиозной: синагоги, колледж по подготовке раввинов, еврейская гимназия, Еврейский музей в Берлине, землячества, идишские песенные массовые выступления, изучение иврита и идиша в ряде учебных заведений... В некоторых городах со значительной еврейской общиной отмечаются её успехи в лоббировании национальных интересов на местном уровне или в протестных действиях против антисемитских, ксенофобских, шовинистических проявлений. Есть там и влиятельный Центральный совет евреев Германии. (Только что узнал, что именно в Германии, на берегу озера Руппинер, для русскоговорящих ребят разбит очень комфортный лагерь отдыха «Еврейский Артек», где «содружествуют» по интересам наши дети из многих стран.)

О трагическом прошлом еврейской диаспоры в этой стране и о Катастрофе европейского еврейства напоминают впечатляющий архитектурный Мемориал на площади столицы, в непосредственной близости от символов величия нации Рейхстага и Бранденбургских ворот, восстановление разгромленных нацистами ряда объектов еврейской религиозной, материальной, интеллектуальной жизни. 

Берлин, Еврейский музей 

Да, имеет место комплекс вины, правда, постепенно ослабевающий, есть там акты антисемитизма, есть неизбежные трудности любой эмиграции, нарастают проявления недружелюбия со стороны коренного населения (мои тамошние знакомые жалуются на антисемитские настроения иммигрантов - советских немцев), государство ужесточает правила иммиграции... Эмигрантская жизнь еврейской диаспоры в этой стране имеет свои специфические плюсы и минусы, но речь сейчас о другом:  о двойном стандарте в оценке этических и эмоциональных аспектов еврейского присутствия в Германии, о предвзятости.

Часто слышится жёсткий упрёк в адрес выбравших эту страну в качестве ПМЖ: как вы могли... это предательство памяти шести миллионов загубленных... немецкий народ ответствен за деяния Гитлера... все они антисемиты... вы не знаете, что вас там ждёт... вы забыли Холокост, Геноцид... почему туда, а не в Израиль...

История современной цивилизации однозначно доказала, что именно и только сильное Государство Израиля - надёжная защита мирового еврейства и гарантия нашего сохранения как нации. Но недолгая история нашей страны столь же бесспорно свидетельствует: действенная еврейская диаспора в разных странах - особенно влиятельных - необходима для выживания и процветания Израиля. Концентрация ВСЕГО еврейства на узком побережье южного Присредиземноморья в окружении смертельных врагов - миф, почему и диаспора неизбежна.

В нашей неординарной стране должны, мне кажется,  селиться и жить те наши соплеменники, для  которых - "эйн эрец ахерет" («нет другой страны», а образно, как сказал В.В.: «я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва»); а те, кому у нас по разным причинам жить неуютно, не по душе, вольны - без всякого угрызения совести и упрёков со стороны национального чувства - жить в любом месте, где им удобнее и комфортнее: США и Китай, Франция и Либерия, Австралия, Бразилия, Новая Зеландия, Тайланд и Аляска, Соломоновы острова…

И, безусловно, в странах Восточной Европы - России, Украине, Белоруссии, Молдове, Польше, странах Балтии... в современной Германии также. Привожу их в одном ряду, потому что в одном ряду и совершённые на их землях (с благословения властей и соучастия коренного населения) преступления против человечности, как бы эти истребительные акции ни назывались: холокост, геноцид или погром. Разница между ними - в масштабах и технологиях, а цель одна и та же: извести еврейский народ, сделать его досадным  фактом лишь исторического прошлого. (Нисколько не принижаю трагической уникальности Катастрофы - у меня личные к ней счёты: и павшие на Отечественной, и насмерть замордованные в Богдановке.)

Холокост (holokaustos)- греческое слово, восходящее к временам "жертвоприношения при помощи огня". Геноцид  (genus - по греч. род + caedo - по лат. убиваю) обозначает "истребление рода" и тоже восходит к давним истреблениям племён и народов. А вот слово того же ряда "погром"  не требует никакого перевода: оно общеславянского корня "гром" и получило (в русском фонетическом оформлении) прописку во многих языках для обозначения "реакционно-шовинистического выступления против какой-нибудь национальной или иной группы населения, сопровождающегося разорением, грабежом имущества и массовыми убийствами". Если любознательный читатель откроет Краткую еврейскую энциклопедию, он найдёт там десяток страниц убористого текста с описанием погромов.

В этом обвинительном тексте трудно найти народ и государство, где бы не пытались извести евреев (Микронезия - исключение), но первенствует в погромах Восточная Европа, и главенствует в этом чёрном деле Российская империя с входившими тогда в её состав Украиной, Бессарабией, Белоруссией, Россией. Сотнями погромов и тысячами убитых и изувеченных евреев "прославилось" население этих земель. Ведь трагедия Бабьего Яра была естественным продолжением (даже римейком на новом цивилизационном витке) многочисленных погромов на украинских землях и отличается лишь технологией от злодейств времён Хмельницкого, когда мученически погибли десятки тысяч (по некоторым экспертам – сотни тысяч) и столько же спаслось бегством в соседние немецкие земли. В рвении по истреблению иудеев, в изобретательности особо мучительных и массовых способов их ликвидации  тогдашнее местное православное и католическое, униятское, мусульманское и языческое, просто безбожное  население преследовало те же цели, что и фашисты.

(В одной из субботних «Литературных страниц» на РЭКА Шуламит Шалит привела факт высочайшего человеческого и национального достоинства и мужества из военной биографии Якова Эйдельмана, награждённого за особые боевые заслуги орденом Богдана Хмельницкого. От весьма значимой награды он отказался, объяснив высокому начальству, что не может принять награды имени того, кто своими преступлениями против еврейского народа не многим уступает Гитлеру. Этот эпизод из жизни отца приводит Феликс Кандель в «Книге времён и событий», а бандитская газета «Завтра» от 20.08.2008 г. разворачивает по поводу этого факта большую дискуссию, конечно, антисемитского направления.)

Конечно, газовых камер и крематориев ни запорожцы, ни их союзники крымские татары, ни донские казаки, ни охотнорядцы, ни черносотенцы, ни петлюровцы и махновцы, ни белые и красные времён Гражданской не знали (технический прогресс!), да и порядка у немцев в этом деле (как и во всяком) было много больше. Немецкий Оrdnung! многократно компенсировался рвением, брутальностью и изуверством местных бандитов. Очень прагматично и предусмотрительно поступил фюрер, разместив свою смертоносную индустрию именно в Восточной Европе: здесь богатый погромный опыт населения и озлобленность народов обеспечили ему и массовое приятие планов уничтожения жидов и обильный приток добровольцев, жаждущих причаститься богоугодному делу истребления христопродавцев.

(Не надо о Праведниках - низкий поклон их подвигу и памяти, - таких сотни, редко - тысяча на сотни тысяч палачей).

Истеричный экстремист Гитлер, фанат зрелищности и публичности, свой сценарий Холокоста евреев Европы замыслил и осуществил единым махом - массовым физическим истреблением через расстрелы, сжигание и удушение.

Параноик и конспиратор Сталин избрал латентную многоходовку: вначале сокрушительный удар по еврейской элите (космополиты, вейсманисты-морганисты, низкопоклонники перед Западом, Михоэлс, представители творческой интеллигенции, врачи) и в завершение - массовое изгнание в гиблые места. С последним не успел - издох. И его немецкий двойник издох, но успел.

Задуманный Сталиным геноцид евреев был с воодушевлением подхвачен его приспешниками и вассалами всё в той же Восточной Европе, не без одобрения (нередко – восторженного) народных масс.

(Не надо о спасении евреев непомерной ценой Победы во Второй мировой: никто, ни Запад, ни Восток - за исключением сражавшихся наших единоверцев - специально о нашей судьбе тогда не думал: просто волею судеб уникально совпали цели человечества с жизненными интересами нашего народа.)     

Именно Восточная Европа вошла в историю еврейства его плахой, но никто не упрекает евреев, живущих в этих странах или возвращающихся туда на ПМЖ, в этической неразборчивости и предательстве памяти павших от рук местных погромщиков.

Потому что - двойной стандарт и стереотипы.

Мне скажут: Восточная Европа до войны стала средоточием еврейской национальной жизни, здесь её нужно возрождать. Стала, когда туда из немецких земель переместились ашкеназы (Ашкеназом называли Германию с библейских времён); да, идиш пустил здесь корни и всесторонне обогатился и с немецким языком он нерасторжимо связан, если не сказать - обязан ему своим возникновением. Еврейская жизнь в догитлеровской Германии била ключом, правда, и ассимиляторские тенденции нарастали, но сегодня эта угроза еврейской демографии обрела признаки эпидемии (по некоторым соображениям кажется, что еврейской общине Германии она не так безудержно грозит). Евреи пришли в немецкие земли вместе с римскими легионами, документально подтверждено, что первая еврейская община возникла в Кёльне в 321 году н.э. На этих землях они пережили истребительные крестовые походы, "барский гнев и барскую любовь" местных князей, Реформацию Мартина Лютера с принуждением к перемене веры и гонениями за отказ, европейские веяния эмансипации и либерализации положительно сказывались на их жизни и её модификации... Погромы, кровавые наветы, изгнания из городов, гетто - все неизбежные кровавые и истребительные спутники жизни в галуте сменялись редкими приливами небескорыстной "любви" местных властей и населения. Однако национальная жизнь, пробиваясь из-под глыб ненависти и угнетения, крепла и разнообразилась. На немецких землях возникли продуктивная "Хаскала" (просветительское движение), альтернативный ортодоксальному иудаизму реформизм, сионизм увлёк значительную часть местного еврейства, обогатив движение замечательными именами. Еврейство догитлеровской Германии дало миру плеяду перворязрядных учёных, артистов, врачей, политиков, финансистов, раввинов, лауреатов Нобелевской и прочих премий. По еврейской традиции они верно служили приютившей их стране.

"В Германии нет евреев, а есть немцы иудейского вероисповедания. Без их помощи Германия никогда не стала бы великой", - так сказал последний германский император кайзер Вильгельм Второй в пору наивысшего расцвета этой страны. (Посещая Святые места, 2 ноября 1898 года, Вильгельм Второй благосклонно принял в Иерусалиме сионистскую делегацию во главе с Герцлем.)     

Если следовать зову прошлого и надеждам на будущее, то возрождение еврейской общины в Германии исторически оправданно, эмоционально корректно и произраильски перспективно не менее, чем в странах Восточной Европы. А возможно - более.

Впервые после ликвидации фашистами в 1942 году Берлинской высшей научной школы иудаизма, в Дрездене наших уже дней состоялось посвящение в сан раввина - выпускника специального колледжа при Потсдамском университете. Присутствуя на церемонии, федеральный канцлер Ангела Меркель назвала событие "символом полной жизненных сил и находящейся на подъеме еврейской общины" и выразила надежду на её дальнейший рост.

Перекличка эпох - в истории евреев Германии.

Великий немецкий поэт Генрих Гейне (еврей по рождению, он перешёл в христианство, чем до конца дней казнился) писал, обращаясь к властям и "фарисеям национализма":

"Водрузите чёрно-красно-золотое знамя на вершине немецкой мысли, сделайте его стягом свободного человечества, и я отдам за него кровь моего сердца".

Сказано в авторском предисловии к знаменитой поэме "Германия. Зимняя сказка". Сказано давно, в 1844 году.

Сегодня цвета триколора Германии всё те же, сохранилась и космополитическая приверженность наших тамошних соплеменников (как и всего еврейства) мировому прогрессу, "стягу всего человечества", но есть одно существенное отличие нашего времени от тогдашнего: на карте мира появилось еврейское государство.

Отсюда и новое условие верности евреев любой стране их проживания: право на ДЕЙСТВЕННУЮ, АКТИВНУЮ ЛОЯЛЬНОСТЬ  СВОЕМУ национальному отечеству – Государству Израиля.

Как и все другие народы диаспоры, евреи претендуют на право двойной лояльности - юридически узаконенную, этически оправданную и общественно уважаемую. 

В заключение - немного лингвистики.

Возвращаюсь к демаршу депутата кнессета Арье Эльдада (он демонстративно покинул торжественное заседание во время выступления на нём канцлера Меркель, заявив: «Слушать немецкую речь с трибуны кнессета – не в моих силах». В связи с этим есть что напомнить уважаемому профессору. Приказы о расстрелах, сожжении и удушении газом звучали не только на немецком языке. Чаще всего непосредственно на местах истребления людей звучала славянская речь германских прихвостней. Иван Демьянюк, например, говорил только на украинском и, загоняя обречённых в газовые камеры, подгонял их пьяным криком «швидше!», тогда как его русский напарник орал «быстрее!», предпочитая их обиходному в этом аду «shnell!».

(Неоспоримая правда в том, что две НЕМЕЦКИЕ книги инспирировали события, окрасившие ХХ век в красный цвет разбоя и крови и черный – смерти и вселенского траура. Это «Das Manifest der Kommunistishen Partei» и «Mein Kampf».

Но на НЕМЕЦКОМ же языке другие две книги одного автора – Теодора Зеэва Герцля «Der Judenstaаt» и «Altneuland» родили новое национально-освободительное движение – сионизм и инспирировали возрождение Еврейского государства, нашу Старую новую землю.

Кстати, проектируя в этих книгах будущую еврейскую родину, этот австрийский еврей полагал, что разговорным языком в ней  будет … немецкий, носителем которого он сам был.

И последнее: быть может, самым романтическим и одновременно самым побудительным девизом как политического, так и практического сионизма стал эпиграф ко второй упомянутой выше книги Герцля:

«Если захотите – это не будет сказкой!» Мир впервые услышал его и многажды повторял на немецком:

«Wenn ihr wollt, ist kein Märchen!»

И на нашем иврите, куда афоризм пришёл непосредственно из немецкого, он стал девизом строительства новой еврейской жизни: «Им тирцу - эйн  зо агада».

Кстати, отмечая столетие первого в современном  мире еврейского города Тель-Авив, можно вспомнить, что его имя восходит к тому же немецкому роману-утопии «Altneuland». Но это уже другая история, хотя и примыкающая к рассказанной.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 778




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer7/Berenson1.php - to PDF file

Комментарии:

Михаил Бродский
Днепропетровск, Украина - at 2011-07-26 22:17:24 EDT
Уважаемый Лазарь,
С восторгом перечитываю ваши публикации у Берковича. Ваша эрудиция, память и "идише нэшумэ" изумляют. Цитата из кайзера Вильгельма Великого (рука не поднимается просто написать "Второго") меня потрясла. Как уроженец Золотоноши (родители увезли 6-летнего сына в 1936-м в большой мир...)был потрясен вашим точным и лаконичным описанием прошлого еврейской Черкащины в "Заметках" в 2009 г. Я посетил Золотоношу в 70-х. еще была жива мама (из 5 человек семьи война пощадила нас двоих), ее потрясло, что я помнил все! Но ваши публикации... Желаю вам долгих плодотворных лет. Наверняка, у вас есть книги. Думаю, что публикация библиографии была бы очень желательна.

sava
- at 2011-07-17 18:00:27 EDT
Очень интересная статья, с мало известными широкому читателю историческими подробностями.
Их изложенного следует:
1.По определенным объективным причинам нравственный уровень современного немецкого народа много выше, чем российского.
Поражение и крах нацистского режима во ВМВ постепенно отрезвил сознание большинства немцев, не без помощи новой реалистической политики власти и требований союзников.
Страна решительно порвала с наследием нацистского прошлого и постепенно построила современное высокоразвитое демократическое государство.
Осознание чувства вины немцев, инициированное новым политическим руководством, способствует в течение уже многих десятилетий обеспечению стабильных взаимоприемлемых межгосударственных отношений с Израилем.
2. Современная Российская власть не готова и не намерена менять свое традиционное, еще с Советских времен,враждебное отношение к Израилю. Общественное мнение такой курс одобряет.Намерений порывать с наследием преступного коммунистического прошлого там не заметно. Возрождение Сталинизма- одно из таких подтверждений.А предпосылок скатиться к социально -экономической пропасти имеется вполне достаточно, с трагическими для евреев последствиями.
3. Протестное Заявление Арье Эльдата на давно минувшей сессии Кнессета эмоционально понять можно, но политически оно было не уместно.
По большему счету у немецкого народа нет особого стимула к продолжению нравственного самоочищения от преступного наследия своих предков. Чувство вины перед евреями, как заметил автор,у них постепенно ослабевает. Не исключено, что со временем оно пройдет, и не придется более проявлять свое особое расположение к Израилю.
Предвидение Генриха Гейне, о котором напомнил в комментарии Л Ейльман,действительно может повториться, но не обязательно. Другие ныне политические тенденции.

Юлий
New Zealand - at 2011-07-17 12:05:22 EDT
Про репарации можно почитать и здесь:
http://berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer8/Gomelsky1.htm

Всех благ активным читателям и дискутантам "ЗАМЕТОК"

Националкосмополит
Израиль - at 2011-07-16 10:58:45 EDT
«Как и все другие народы диаспоры, евреи претендуют на право двойной лояльности - юридически узаконенную, этически оправданную и общественно уважаемую.»

Двойное гражданство должен иметь каждый еврей – с одной стороны полноправный граданин Израиля – с другой стороны полноправный граданин Единой Европы, а в будущем полноправный граждани Союза Демократических Высчокоразвитых государств со страной 0 столицей - Израиль Воскрешенный

Изя
- at 2011-07-16 10:21:27 EDT
Уважаемый Леонид Ейльман, читали ли Вы книгу Тило Заррацина" Германия самоликвидируется".?
Сэм
Израиль - at 2011-07-15 21:33:09 EDT
Прочитав ещё раз отчётливо становится ясно как повезло нашей стране. что при её возраждении стояли такие прагматики как "старик", а не идеалисты.
И тревожно становится вспоминая, чьи наследники у власти сегодня.

Марк Фукс
Израиль - at 2011-07-15 15:19:50 EDT
Уважаемый Лазарь Израилевич!

Спасибо Вам за объемную, тщательно продуманную и своевременную работу.
Я хотел применить слово «хроники», но, читая отзывы, увидел, что его уже применил уважаемый Самуил. Это действительно хроники с комментариями, выводами и экскурсами в давнюю и совсем недавнюю историю.
Нам действительно следует предпринять попытку оценки нашего настоящего. Под настоящим я подразумеваю сложившийся на конец прошлого – начало текущего века расклад жизни мирового еврейства и соотношения реалий Государство Израиля – диаспора.
Я бы дал Вашей значимой работе высокое звание «хомер ле махшева» - «материал для размышлений (осмысления)».
К своим мелким замечаниям, возникшим по ходу чтения статьи я бы отнес два пунктика: а) Маркус Вольф не был галахическим евреем, на своем «еврействе» не настаивал, но и не отрицал. б) Словам из песни «Ха-коль овер, хабиби» Вы дали вольный, литературный перевод, хотя дословный звучит, мне кажется не хуже: «Все проходит, дружок…»
Остается Вас еще раз поблагодарить и пожелать крепкого физического здоровья, соответствующего продемонстрированной ясности ума.
Шабат шалом!
М.Ф.

Pahan@bratva.ru
- at 2011-07-15 14:25:34 EDT
Видится мне однако, что немногие из тех кто непосредственно оказался жертвой Холокоста вели переговоры о компенсациях - больше те, которые из отсидевшихся на островах и в палестинах. Да и что-то не припомню я чтоб оставшиеся в живых жертвы (или погибшие накануне гибели) кому-либо поручали вести от своего имени переговоры или правоприемничество.
И почему такое-то соотношение столько-то государству, столько-то какой-то там откуда ни возьмись выскочившей конференции... Полномочия какие-то воздушно-размытые.
Тут автор упоминает о каких-то еврейских общинах, особенно в Германии. Я вот всё пытаюсь их разглядеть но вижу лишь таблички а то что под ними вызывает у меня лично рвотный рефлекс и мне уже и в голову не придёт видеть в этих корпорациях "общественного" права возможность сохранения еврейства. Даже за деньги туда неохота.
И думается мне, что таки правы были те, кто не хотел компенсаций - они отравляют душу. Восстановить отношения с Германией было конструктивно, но надежда на компенсации ни к чему хорошему в конечном итоге не приводит.
Принимать Алию из арабских стран - тоже конечно благое и нужное дело, но как-то не очень вяжется с отношением сефардских к алии из восточной Европы, да и в Германии реальные жертвы и герои той войны имеют каких-то не особо уполномоченных, придворных представителей.
Компенсация 5000 - зарплата иженера за месяц. А там тогда были бега с заскакиванием в последний эвакуационный вагон с дракой за места, бомбёжки, ранения по пути, болезни, голод, безработица, неустроенность 3-4 года, реальное мытарствование и разрушенные по возвращении дома. Лучше бы не было этих компенсаций.

Марк Аврутин
- at 2011-07-15 10:41:03 EDT
Леонид Ейльман
Сан Франциско, Калифорния, США - at 2011-07-15 04:18:59 EDT

«Возможно, Холокост это предупреждение европейским евреям о необходимости собраться в Израиле перед всесожжением Европы. Пути Господа неисповедимы!»

Пути Господни, действительно, неисповедимы, но уж, поскольку нам, человекам, предоставлена свобода выбора, и, несмотря на давно забытое правило – жить отделенно, - хотелось бы что-нибудь предпринять во избежание всесожжения Европы.

Уважаемый ВЕК вопрошает (ВЕК
- Fri, 15 Jul 2011 06:29:21(CET)
«… что именно Вы намерены конкретно предпринять в обозримом будущем в указанном Вами направлении и как именно Вы собираетесь это делать?»

Мне кажется, что вряд ли кто из нас уже имеет четко прописанную программу действий. Тем не менее, выступление уважаемого Леонида Ейльмана, озабоченного происходящим, возможно, больше других, не лишено смысла, ибо в нем слышен призыв к совместному поиску наиболее эффективных путей предупреждения Катастрофы.

Леонид Ейльман
Сан Франциско, Калифорния, США - at 2011-07-15 04:18:59 EDT
Уважаемые дамы и господа, уважаемый Марк Аврутин!
Есть примета: чем заканчивается одна война, тем начинается следующая. Вторая мировая война закончилась взрывом атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки. Возможно, Холокост это предупреждение европейским евреям о необходимости собраться в Израиле перед всесожжением Европы. Пути Господа неисповедимы!
Мы не только должны противостоять внешним нападкам на Израиль, но и разъяснять внутренним левым интеллектуалам ошибочность их позиции. Общественное проявление любой формы ненависти к меньшенству: эфиопам, поселенцам, религиозным группам населения есть уголовно преследуемое деяние. Из разных общин формируется новая нация в Израиле. Явление неприятия одних другими естественно. Использование этого явления партиями левого толка в любых целях недопустимо. Любая дискриминация (в том числе и бойкот) жестко наказывается в США.
Демократия это не вседозволенность.Функция государства в объединении различных групп населения в единный народ.Эта функция не нарушает право человека на высказывание своего мнения в культурной, приемлемой форме без призывов к дискриминации.

Марк Аврутин
- at 2011-07-14 11:01:42 EDT
Леонид Ейльман
Сан Франциско, Калифорния, США - at 2011-07-14 02:12:34 EDT

Уважаемые дамы и господа, уважаемый Леонид, я прожив немало лет в Германии, не могу сказать, что познал этот народ, поэтому никак не спорить с Гейне я хотел бы, а лишь обратить ваше внимание на то что предсказанная им Катастрофа уже стала историей. Это вовсе не означает, что она уже не сможет повториться. Но если, не дай Б-г повторится, то во многом будет отличаться от прежней. И основная угроза будет исходить не от немцев. К тому же немцы много больше других каялись за содеянное и не только на словах, но и подтверждая это делами. Можно настаивать на том, что всего сделанного ими недостаточно, чтобы искупить их вину. Можно говорить о том, что одного Нюрнбергского процесса было тоже недостаточно, должны были состояться ещё десятки, ибо множество преступлений остались без наказания. Но важно говорить и о том, что Катастрофа обернулась несчастьем для многих десятков миллионов неевреев. Предстоящая полномасштабная Катастрофа, которая может начаться после сдачи Израиля, станет в ещё большей степени, чем прошлая, Катастрофой не только еврейской.
Что же касается евреев, то только неисправимые безумцы, неизлечимые идиоты могут надеяться на их уничтожение и избавление от них человечества.
Конечно, наша первая забота - обеспечение безопасности Израиля, уровень которой стремительно падает. Но без всеобщей международной поддержки, Израилю, находящемуся в изоляции, вряд ли удастся её поднять.

Леонид Ейльман
Сан Франциско, Калифорния, США - at 2011-07-14 02:12:34 EDT
Уважаемые читатели статьи! Хочу напомнить Вам мнение Генриха Гейне о немцах, высказанное им в 1834 году:
"Будьте осторожны! Я люблю Вас, французы, и поэтому расскажу Вам страшную правду. Вы должны бояться Германии. В Германии произойдет драма, по сравнению с которой французская реврлюция покажется безвредной идиллией...Древние идолы встанут из праха и смоют тысячелетнюю пыль со своих глаз. Колонны будут шагать вперед с большим молотом, который разобьет Ваши соборы. Германский гром катится медленно, неслышно, но неотвратимо. И когда услышите его, то знайте: он достиг своей цели".
Так что название статьи актуально. Достаточно небольшого экономического потрясения и предвидение Генриха Гейне повторится. Он хорошо знал свой народ!

Германец
- at 2011-07-13 21:48:27 EDT
От самой идеи о каких бы то ни было компенсаций евреям Восточная Германия отмежевалась, как говорят, с порога. Свою вину перед еврейским народом за преступления в гитлеровский период ГДР была вынуждена признать только накануне объединения с ФРГ, как одно из условий этого воссоединения. Поэтому всё нижеследующее - только о Западной Германии со столицей в Бонне.

Справедливости ради надо сказать, что принимать евреев на постоянное жительство первой стала как раз Восточная Германия. А Западная Германия после объединения продолжила эту практику.
Автору следовало бы посмотреть фундаментальный труд Павла Поляна, опубликованный в нескольких номерах этого журнала. См., например, http://berkovich-zametki.com/Nomer20/Poljan1.htm

Игрек
- at 2011-07-13 21:26:46 EDT
Хорошая статья. Объективная, на мой взгляд. Все верно для прошлого и текущего времени. В светлое будущее евреев в Германии я не верю, но это, вполне возможно, мое личное, болезненное отношение к проблеме совместного проживания христиан и евреев в странах с кровавой историей их взаимоотношений. Мне кажется, что история - вещь слишком инерционная, чтобы ее маховик смогли остановить каких-то 2-3 поколения.
Aschkusa
- at 2011-07-13 20:51:23 EDT
Замечательная, очень внятная статья, читается на одном дыхании. Великолепно изложение исторической перспективы, очень убедительные выводы. Браво! Но...

В период постсионизма притягательный магнетизм Германии вновь показывает свою силу. По сведению из близких к дипломатам кругов сообщается, что в настоящее время в Германии проживает около 100.000 израильтян, подавляющее большинство которых не являются членами общин.
Недавно, гуляя по пешеходной зоне в Берлине, увидела молоденькую девушку с йеменским личиком и синей полотняной сумкой на плече - с лозунгом на иврите "Евреи за Иисуса", раздававшую прохожим листовки. На мой вопрос на иврите, почему она это делает и что говорят по этому поводу её родители, огрызнулась и ответила что-то невнятное.

Как с этим-то бороться и как дать перспективу израильской молодёжи?

И под конец в цитате: «Wenn ihr wollt, ist kein Märchen!» я бы вставила ещё es. Тогда будет: «Wenn ihr wollt, ist es kein Märchen!»

А статья прекрасная. Поздравляю автора с успехом и рекомендую всем для прочтения.

Б.Тененбаум-Самуилу
- at 2011-07-13 05:25:43 EDT
Ваша правда, дорогой друг. Действительно, интереснейшая публикация, и я было пропустил ее. Спасибо автору.
Самуил
- at 2011-07-13 05:17:34 EDT
Объемистая, подробная хроника Лазаря Беренсона, посвященная перепитиям израильско-германских отношений, удостоилась до сего момента лишь одного отклика из серии «все политики — воры, все мужики — сволочи». А жаль, работа интересная. А уж предмет ее изучения, расколовший в свое время израильское общество, по сей день вызывает острую полемику.
Майя
- at 2011-07-10 16:24:33 EDT
В огороде бузина, а в Киеве - батька.
Одно очевидно - из репарационных денег сделали огромный бизнес, и до действительных жертв Холокоста доходят жалкие "пфеннинги"