©"Заметки по еврейской истории"
январь  2012 года

Владимир Янкелевич

Вокруг Израиля,

или

Вперед в прошлое


Опыт и история учат, что народы и правительства

никогда ничему не научились из истории и не действовали

согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из

 нее.

Гегель, «Философия истории».

Закончился 2011 год. Человечество сделало еще один шажок в своем развитии, но вот только куда? К сожалению, детская вера в непрерывный поступательный прогресс ушла в прошлое. Не раз и не два в истории время вдруг начинало двигаться вспять, пересыхали фонтаны, разрушались дворцы, горели библиотеки, и только огонь костров, где жгли инакомыслящих, инаковерующих или просто с другой формой носа и цветом волос, освещал путь назад, в дикость. И не важно, что это был за костер, как он назывался, ГУЛАГ или может быть Освенцим, суть была одна – наступало прошлое. Это прошлое может выглядеть по-разному, может быть технически развитым и даже стремиться к собственной атомной бомбе, может располагаться в потрясающих воображение небоскребах, прикрываться революционной фразеологией, называя себя «Весной», не важно, оно не обманет. Помните Галича: «А потому что грязь - есть грязь, В какой ты цвет ее ни крась».

В центре региона, устремившегося в прошлое, находится наша маленькая, жестоковыйная страна. На севере устремившийся в средневековье Иран, но не представляющий себе своего средневековья без ядерного оружия. Турция, поставленная на рельсы прогресса Ататюрком и ставшая страной с динамично развивающейся экономикой, выбросила и Ататюрка и его путь в утиль, и рванулась, мечтая о пантюркизме, назад в исламизм. Лет сто назад идеи пантюркизма представлялись, как альтернативы исламизации, но кого это в современной Турции волнует. Сирия погружается в кровь и ужас гражданской войны, при котором последний светский режим на Востоке уйдет в историю, не забывая обвинять в своих проблемах Израиль. Египет упал в объятия «Братьев мусульман», не беда, что доходы от туризма, основной статьи пополнения бюджета упали на 80%, что из страны бегут христиане, что египетская лира упала до минимальных показателей, им не важно все это. Важно то, что «Братья мусульмане» и салафитский блок «Ан-Нур» дорвались до власти. В Саудовской Аравии - «надежде и опоре» Запада, недавно публично отрубили голову за колдовство, практикуют так называемое «крестообразное наказание», при котором преступнику отрубают правую руку и левую ногу, но при этом закупают современные истребители. И вот в декабре министерство внутренних дел королевства проинформировало о казни женщины за ведовство и использование потусторонних сил.

Что-то несуразное творится вокруг Израиля

Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен.

Конфуций

Право, хорошее, все же, было время – XIX век. Тогда новости узнавали из газет, они шли к читателям долго-долго, и при этом продолжали оставаться актуальными. Но сейчас другое время, оно несется, как реактивный самолет, мы получаем новости мгновенно, в огромном количестве, но как понять происходящее? Одно сообщение противоречит другому, и оба они устаревают еще за время чтения. Но пытаться понять необходимо, происходящее вокруг нас, к сожалению, влияет на нашу жизнь, на спокойствие израильских границ, где «покой нам только снится».

Давайте рассмотрим, что же нам сообщают СМИ о происходящем в Сирии.

О ПРОИСХОДЯЩЕМ В СИРИИ

В основном предлагаются три варианта изложения одних и тех же событий.

Вариант первый: 22 ноября Комитет по правам человека Генеральной ассамблеи ООН подавляющим большинством (За – 122 голоса, против – 13) принял резолюцию, осуждающую применение сирийскими властями силы при подавлении акций протеста. Получается, что кровавый злодей Асад методично уничтожает народ свой страны, мирными демонстрациями добивающийся перемен к лучшему, а ООН бескомпромиссно встала на защиту народа.

Вариант второй: ООН, одновременно с осуждением Сирии за применение силы при подавлении мирных акций протеста, объявила о том, что в стране идет гражданская война, и этим заявлением фактически опровергла принятую резолюцию. Одно дело война преступного режима против собственного народа, и другое дело гражданская война, в которой правота воюющих отнюдь не бесспорна.

А есть еще и вариант третий: есть такой Абдельхаким Бельхадж, возглавлявший в свое время террористическую исламистскую группировку "Ливийская боевая исламская группа". С 2004 по 2010 год он отдыхал от террористической деятельности в ливийской тюрьме, куда попал в ходе спецоперации ЦРУ и МИ-6. Отдохнув, он гарантировал прекращение террористической деятельности, был амнистирован и освобожден. Каддафи об этом потом не раз пожалел. По освобождению, Бельхадж возглавил подразделения ливийских боевиков, а после захвата Триполи успел побыть военным комендантом ливийской столицы. В настоящее время он под именем Салема аль-Алвани находится в Турции во главе 700 ливийских боевиков и готовится к вторжению в Сирию для участия в террористических атаках «непримиримой сирийской оппозиции». Вот и получается, что Асад ведет вполне легитимную борьбу с международным терроризмом? Может ему помогать надо?

Так что происходит? Уничтожение мирных демонстрантов, гражданская война или исламистская операция по уничтожению последнего светского режима?

Давайте дадим слово самому Башару Асаду. В одном из интервью он сказал, что страны, поддерживающие «непримиримую оппозицию», на самом деле решают свои задачи, где "первая и, наверное, главная задача – изоляция Ирана. Иран сейчас находится в кольце недружественных государств, и единственное исключение - это Сирия, которая к тому же имеет выход к Средиземному морю. Соответственно, это хороший союзник в транспортировке газа и нефти. Если Сирию разрывают на несколько частей и ввергают в хаос междоусобных войн, то они изолируют Иран, и он теряет свое влияние, свои возможности транспортировать энергоресурсы".

Асад, мягко говоря, лукавит, когда называет целью союза Ирана и Сирии транспортировку энергоресурсов и выход к Средиземному морю. Иран вполне успешно продает свою нефть через Персидский залив и без выхода к Средиземному морю. Кувейту для транспортировки нефти почему-то совершенно не нужен сирийский трафик. Для чего Ирану выход в Средиземное море? Для транспортировки энергоносителей он не нужен, а вот для поддержания на плаву своих «агентов влияния» - ХАМАСа и "Хизбаллы", - очень даже нужен.

Но в чем прав Асад, так это в том, что удар по Сирии – это первый этап удара по Ирану, который потеряет свое влияние в регионе.

Зачем же так сложно, можно и прямо предъявить жесткий военный ультиматум Ирану и начать наращивать у его берегов авианосно-ударную группировку? Конечно можно, но есть проблемы с легитимностью. Иран создает свое ядерное оружие, угрожает всем и вся, но ведь Иран ни на кого еще не напал, оружие не применил, а что вооружается, то, как говорят Китай и Россия, «его санкциями остановим». Так что пока у Запада, в отличие от Израиля, недостаточно оснований воевать с Ираном, а вот по отношению к Сирии основания уже сформированы. Тут и решение ООН и Лиги арабских государств, и полное единодушие СМИ. Видимо Асаду все же придется заплатить за свою чересчур горячую дружбу с Ахмадинежадом.

Отрубить голову змее

 (Король Саудовской Аравии Абдалла)

Но все же, кому конкретно опасен Иран с ядерной бомбой? «Зеленые» скажут – всем! Но если брать чисто военный аспект проблемы, то окажется, что для таких стран, как США, Россия, Индия, Китай, опасность Ирана не больше, чем ядерной Кореи или Пакистана. А вот для Ближнего Востока – здесь все иначе, и мировоззрение правящих элит определяется страхом перед хладнокровно продолжающейся иранской атомной программой.

Еще в 2005 году военные ОАЭ предупреждали, что новый иранский президент - "сумасшедший", и его надо остановить. Кронпринц Абу-Даби шейх Мохаммед бин Зайед аль-Нахайян говорил о предпочтительности войны с Ираном, называя такую войну "значительно лучшей альтернативой в сравнении с долгосрочными последствиями, связанными с обладанием Ираном ядерным оружием". Король Саудовской Аравии Абдалла требовал напасть на Иран, чтобы "отрубить голову змее".

Естественно, им есть, что терять, но не только. Нельзя сбрасывать со счетов многовековое шиитско-сунитское противостояние - основу взаимного неприятия режима аятолл и стран ССАГПЗ. Король Иордании Абдалла II в 2004 году сформулировал тезис о "шиитском полумесяце", простирающемся от Ирана через Ирак до Ливана и представляющем собой потенциальную опасность для суннитских арабских государств. Исходя из этой концепции, арабские страны Персидского залива вполне логично активно поддерживают устранение Асада. Этим они разбивают враждебный шиитский полумесяц на фрагменты, создают условия для нейтрализации Ирана.

Турция, борющаяся с Ираном за роль лидера мусульман, уже создала в турецком портовом городе Искендерун совместную боевую группировку сил сирийской оппозиции и арабских боевиков.

Но Западу это зачем? Пусть себе шииты с суннитами дерутся, это их дела! Их, да не совсем. Можно, конечно, передать 900 противобункерных бомб Саудовской Аравии, но это не создаст армию, способную противостоять Ирану. Если Запад не выступит на стороне суннитских стран против Ирана, то эти ребята ради самосохранения могут объединиться под зеленым знаменем, а вот тогда дело будут гораздо серьезнее. И вот уже 19 декабря король Саудовской Аравии призвал Совет арабских государств Персидского залива "повысить сотрудничество до уровня союза, объединив государства ССАГПЗ в единое целое".

 

Арабская весна- это знак надежды

(Янукович)

Возможно Президент Украины и нашел в этой «Весне» какую-то надежду, но George Jonas в National Post описал этот процесс так: «Смена репрессивных, коррумпированных, неэффективных и воинственных диктаторов, дружественных Западу на равно репрессивных, коррумпированных, неэффективных и воинственных диктаторов, враждебных Западу… Историческая модель этого – замена шаха Ирана на аятоллу Хомейни».

Нам не надо изучать многотомные труды историков, все произошло на наших глазах. Светские режимы Туниса, Ливии, Египта ушли в историю, и ситуация там меняется по иранской схеме, - непрерывные протесты, пока к власти не придут радикальные исламисты. Февральскую революцию в России или свержения шаха в Иране поначалу совершали тоже преимущественно прагматичные демократические силы, и, оказалось, лишь для того, чтобы власть захватили экстремисты. Не по этому ли поводу незабвенный Виктор Черномырдин говорил: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда»?

И вот из-за спины Ирана и Сирии потихоньку стал показывать свой оскал новый этап рано похороненной «холодной войны». Авианосец Северного флота России «Адмирал Кузнецов» и большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Чабаненко» 6 декабря вышли в море «для выполнения задач в дальней морской зоне Мирового океана», которая находится, как ни странно, у берегов Сирии. «Адмирал Кузнецов» уже принял на борт авиагруппу в составе палубных истребителей Су-33, штурмовиков Су-25УТГ и противолодочных вертолетов Ка-27.

А из района Персидского залива к берегам Сирии направлен в составе крупного корабельного соединения новейший многоцелевой ударный атомный авианосец ВМС США «Джордж Буш». Этот авианосец способен нести до 90 самолётов и вертолётов (Скорость – до 30 узлов. Экипаж 3200 человек, плюс в составе авиакрыла 2480 человек).

Вряд ли эти авианосцы могут серьезно повлиять на обстановку в регионе, но они явно демонстрируют опасность ситуации, да и из-за Сирии Россия и США воевать не начнут, но все же, это говорит о серьезности ситуации в регионе. Для понимания ситуации полезно применить duck test (правило утки): If it looks like a duck, quacks like a duck, walks like a duck, swims like a duck... it is a duck. «То, что выглядит как утка, крякает как утка, плавает как утка и ходит как утка – то уткой и является».

То есть, то, что слышится со стороны СМИ, как подготовка общественного мнения к необходимости военного вторжения в Сирию, то, что выглядит как подготовка плацдарма для военного вторжения (в городе Искандерун в Турции), то, что плавает, как американские и российские авианосцы в сторону сирийских берегов, то именно предвестником силовой операции в Сирии и является.

Ну а что это значит для Израиля? Это случай, когда из двух зол, как говорят, оба хуже. Смена режимов в арабских странах ведет лишь к тому, что Запад теряет своих прежних союзников. Приход к власти "Братьев-мусульман" – это лишь вопрос времени.

Даже совершенно прозрачное и демократическое правительство мусульманских стран не сможет в ближайшем будущем выполнить требования демонстрантов и создать рабочие места, обеспечить социальную справедливость. В этой ситуации, с целью отвлечь внимание от огромных трудностей и усилить сплоченность общества, всегда начинаются поиски виновника проблем, которые как-то сразу определяют, что в развале экономики, к примеру, Египта, виноват Израиль и «большой сатана – США».

 

Тигр гораздо менее опасен, чем тысяча крыс

 (Старинная арабская мудрость)

Сирийский кризис заставил задуматься ХАМАС. Этот «Великий воин» подвел итоги напряженной 24 летней работы: боевики убили 1365 израильтян и ранили 6411, совершили 1117 терактов, выпустили по Израилю 11093 ракет. Старались, как могли. Нормальная террористическая организация. Так и продвигали свой бизнес годами, ну остались от кого-то только белые тапочки возле воронки, не беда, есть замена, да и тем больше оснований для «спонсорских» денег, благо желающие не переводятся. Все, как обычно, но вдруг, как Биламова ослица, пресс-секретарь Тахира аль-Нуну начал произносить странные слова, никак не подходящие террористам со стажем: "Мы больше не рассматриваем насилие как основной метод». Вот уже и «лучший друг Израиля» Президент Турции Абдалла Гюль хвалит Халида Машаля, который вроде выразил готовность заключить мир с Израилем. Что это, временное помешательство или на самом деле отказ ХАМАСа от вооруженной борьбы?

Киплинг, правда по другому поводу, писал: «Пес вернется к своей блевотине, и Свинья найдет себе грязь, И Дурак на забытые грабли наступит в тысячный раз». Наши любимые грабли – это Соглашения в Осло, заключенные с террористами, которые на время, для решения сиюминутных задач, заговорили о мире. ФАТХовые грабли ударили больно, пришлось платить кровью. Похоже Хамас хочет предложить нам те же грабли, но в новой упаковке…

Если Машаль говорит о мире с Израилем, а Абдалла Гюль радостно этому аплодирует, одновременно наращивая межгосударственную напряженность с Израилем, то определенно нужно присмотреться к этому более внимательно. Что-то в этом сюжете не вяжется - ХАМАС великий и грозный «победитель сионистов», заложничеством добившийся освобождения из тюрьмы тысячу арабских террористов и, благодаря этому, вроде находящийся в зените славы, все прекрасно, зачем ему этот «новый путь»? Неизвестно!

 

Ну да, неизвестно, - послышался все тот же дрянной

 голос из кабинета, - подумаешь, бином Ньютона!

(Булгаков)

Действительно, не бином. ХАМАС достаточно комфортно жил в Дамаске, пользовался полной поддержкой Асада, да и контакты со «спонсором» - Ираном были хорошо налажены. А иранские деньги были вполне ощутимыми - в последние годы транши Ирана ХАМАСу не раз достигали от 250 до 350 млн долларов в год. Но одно дело пользоваться поддержкой Асада, а другое дело ввязаться за него в бесперспективную гражданскую войну в Сирии.

Как бы ни любил Халед Машаль президента Асада, но хамасники в Сирии – чужаки, в гражданской войне их ликвидируют в первую очередь. Но Асад, да и «спонсор» Ахмадинежад, уверены, что за многолетнюю военную помощь и финансовую поддержку ХАМАС им задолжал, а в эти трудные для Асада времена нужно платить по счетам, зря, что ли, вооружали? Машаль посчитал иначе, почему-то не захотел присоединиться к 1848 "шахидам". Кто знает, может девственницы не интересуют? Вот и лишился иранско-сирийских миллионов. Пришлось срочно бежать из Сирии и искать нового хозяина, который должен быть поблизости и всей душой поддерживать борьбу с Израилем.

ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ

Кандидат на эту роль практически один - Египет, где в первом туре выборов «Партия свободы и справедливости», представляющая "Братьев-мусульман", набрала более 40% голосов, а ультраконсервативный салафитский блок «Ан-Нур» - 25%. Во что это выльется, нам намекнули разгромом израильского посольства. Исламисты в Египте долго не могли высунуться из подполья. Мубарак хорошо помнил, как расстреляли Анвара Садата, он сам тогда же был ранен в руку, при нем «Братья» не могли поднять голову, но Мубарак в клетке, и Египет твердой поступью пошел вперед в прошлое.

Под крылом исламистов ХАМАС начал выносить свои важные объекты на Синай, рассчитывая, что Израиль не станет наносить авиаудары по египетской территории. Пока еще у власти в Египте военные, этот процесс не набрал необходимых ХАМАСу оборотов, но с предстоящим переходом власти к исламистам все станет на свои места, и мы получим ХАМАС, поддержанный гораздо более боеспособным, чем Ливан, государством.

Исламисты очень хорошо обучились информационным войнам, им сейчас вполне логично нужно говорить что-то приятное для США, да и выглядеть прилично, чтобы в одночасье не лишиться достаточно значительной американской военной помощи. Вот и ХАМАС, чтобы прислониться к Египту, должен как-то перестроиться от риторики Ахмадинеджада к более приличной – египетской. Но мы знаем арабскую поговорку: «Белая собака, черная собака – все равно собака».

Ставка Хамаса на Египет не беспроблемна. Экономика в глубоком кризисе, и конца ему не видно, новые нахлебники не нужны. Вот дать возможность прятаться на Синае, закрыть глаза на контрабанду в Газу и поддержать морально или оружием – это вполне по силам. Деньги могут найтись у нефтяных шейхов, но дадут ли они эти деньги иранским марионеткам, пусть даже бывшим, не ясно. Но куда «Братьям мусульманам деваться», хамасники им тоже «братья», помогут, чем смогут… Может нужно как-то посодействовать Египту заняться собственными насущными проблемами?

Африканский пазл

 

И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и

займется чисткой сараев - прямым своим

делом, разруха исчезнет сама собой.

Двум богам нельзя служить!

М.Булгаков (Собачье сердце)

Главной проблемой Египта, безусловно, является спор с Эфиопией, Бурунди, Кенией, Южным Суданом и другими восточноафриканскими странами бассейна Нила из-за раздела нильской воды. Эта проблема вполне может перерасти в полномасштабную войну и выглядит так:

Судан недоволен, впрочем как и Египет, разделом нильской воды в пропорции 75 к 25.

Эфиопия дающая 86 процентов стока в Большой Нил за счет Голубого Нила, но использующая всего 1,1 процента не может с этим смириться. В 2010 году Эфиопия заключила антиегипетский союз в Энтебе, в который вошли Танзания, Руанда, Уганда и Кения.

Бурунди вместе с Эфиопией уже приступили к возведению целой серии плотин и других гидротехнических сооружений на притоках Большого Нила, чем вызвали гнев и панику в Египте.

И если между Суданом и Египтом перед лицом африканской водной угрозы как-то налаживаются отношения, то этого нельзя сказать про независимый Южный Судан.

И вот тут давайте попробуем сложить некий пазл из следующих фрагментов:

Первый фрагмент – это визит президента Кении Райла Одинга в Иерусалим 13-14 ноября. Израиль и Кения заключили пакт о безопасности, в ходе которого два государства договорились помогать друг другу в борьбе с терроризмом, международной преступностью и контрабандой наркотиков. Соглашение предусматривает расширение технологического сотрудничества Израиля и Кении в борьбе с исламским радикализмом. Израиль согласился снабдить Кению беспилотниками, танками, системами электронного наблюдения и боеприпасами. Подготовкой кенийской армии займутся израильские инструкторы. По крайней мере, так сообщают СМИ.

Но севернее Кении находится Южный Судан. И вот фрагмент второй - 19 декабря, в Израиль с официальным визитом прибыл президент государства Южный Судан Сильва Киир. В прессе появилась информация, что Израиль направляет в Южный Судан армейскую бригаду, и что израильские военные примут участие в подготовке южносуданской армии.

Фрагмент третий – Кения в борьбе с мусульманскими террористами тесно взаимодействует с Эфиопией, которая присоединилась к борьбе с террористами из группировки "Аль-Шабаб", тесно связанной с "Аль-Каедой".

Вполне возможно, что четвертым фрагментом может стать союз с Угандой, президент которой Йовери Мусевени также побывал в Израиле. Мусевени встречался с министром обороны Израиля Эхудом Бараком и главой Моссада Тамиром Пардо, а ведь мог встретиться с министром сельского хозяйства, но интересы, очевидно, другие.

Если эти фрагменты сложить, то получается картинка, которую можно назвать: «Израиль активно участвует в создании антиисламистского союза в Восточной Африке». (Как не вспомнить слова Эзера Вейцмана: Лучшая защита израильского неба – в небе над Каиром.) Задача Израиля не воевать в Африке, а сделать так, чтобы вооруженные силы Восточноафриканских государств стали способны противостоять как Египту в неизбежном конфликте за воду, так и Ирану, пытающемуся опереться на сомалийских исламистов. Ну и приятная опция – получить надежный выход к Аденскому заливу и Индийскому океану, который очень желателен для наших подводных лодок «Дольфин».

Все это борьба, сложная, кровавая, далеко не эстетичная, но Президент Трумен справедливо говорил: «Если вы не выносите жара, то уходите из кухни».

Одиноки ли мы во вселенной

Но Африка – Африкой, а Израиль и США по информации JPOST весной проведут крупнейшие в истории Израиля учения противоракетной обороны. В рамках учений тысячи американских солдат прибудут в Израиль, будут созданы командные пункты США в Израиле, и, в свою очередь, ЦАХАЛ должен будет создать командный пункт на EUCOM (United States European Command) в штаб-квартире в Германии для совместной работы на случай будущего крупномасштабного конфликта на Ближнем Востоке.

Эти учения, безусловно, не прекратят рассуждения о международной изоляции Израиля тех, кто об этом мечтает, но, кроме боевой подготовки, еще и покажут, что мы «не одиноки во вселенной».

Союзники – это крайне важно, но Израиль серьезно укрепляет ЦАХАЛ. Разговоры о сокращении бюджета армии прекратились, и финансовая комиссия Кнессета, вместо сокращения, одобрила прибавку в 779 миллионов шекелей «на секретные цели» к бюджету министерства обороны. В ЦАХАЛе создано новое подразделение по планированию и проведению операций "в глубине вражеской территории". А как иначе – в Израиле нет тыла, нет «стратегической глубины». Интересно, что Директор российского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов, характеризуя боевые возможности израильской армии, сказал: «Военная мощь израильской и сирийской армии несопоставимы…» По его оценке, в случае конфликта Сирии и Израиля «исход будет решен в течение дней и часов, и, разумеется, не в пользу Дамаска». Спасибо и на этом. В Израильской армии говорят מה שיש, ועם זה ננצח זה (это то, что есть, и с этим мы победим).

О приятном

В 60-е годы прошлого столетия бывший начальник Генерального штаба Израиля и выдающийся археолог Игаль Ядин проводил раскопки дворца Ирода на Масаде. Там он нашел несколько финиковых косточек, которые руководитель лаборатории археологической ботаники в университете Бар-Илан (есть и такая) Мордехай Кислев определил, как косточки редкого вида финиковой пальмы, который уже не встречается в Израиле. Лаборатория в Цюрихе, установила, что находке около 1900 лет, и она относится к периоду восстания Бар Кохбы. И вот произошло еще одно чудо на нашей древней земле: семь лет назад косточка проросла. Финиковая пальма уже достигла (именно достигла, так как оказывается, что у пальмы есть пол) в высоту 2,5 метра.

Вот об этом писать приятно, но, увы, не судьба.

При подготовке статьи автором частично использованы материалы, ранее опубликованные и на сайте www.polosa.co.il


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 4886




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer1/VJankelevich1.php - to PDF file

Комментарии:

sava
- at 2012-01-21 11:50:55 EDT
В дополнение к замечанию М. Фукса.
В современном военном противостоянии сторон уровень компьютерной готовности становится решающим фактором в достижении успеха.

Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2012-01-21 06:23:24 EDT
Прочел с интересом.
Жизнь не стоит на месте. Действительность и обстоятельства вносит коррективы.
После пятнадцатилетнего перерыва Израиль провел учебное десантирование бригады ВДВ, хотя прежде попадались сообщения о нецелесообразности таких маневров.
http://www.youtube.com/watch?v=wfOlZnlLjdI&feature=g-all-u&context=G271b343FAAAAAAAABAA
Совместные с США учения не состоялись, они отложены, но взамен мы получили демонстративный визит солидарности высшего американского военного руководства.
http://www.youtube.com/watch?v=WZQbFYvGrwk&feature=context&context=G205f76aFAAAAAAAAAAA
При странном стечении обстоятельств продолжают погибать иранские ядерщики.
Компьютерная война http://www.newsru.co.il/mideast/20jan2012/lebanon_115.html продолжается, демонстрируя новые возможности сторон.
В интересное время живем мы.
Автору спасибо за статью.
М.Ф.

Ион Деген
- at 2012-01-18 15:50:51 EDT
Грамотно, информативно, логично, умно, на хорошем русском языке.
Образец аналитической статьи. Спасибо.

V-A
- at 2012-01-18 15:50:40 EDT
Говоря сухим языком цифр, иранcкий экспорт где-то 18
миллионов бочек в день. Саудия хорошо если 3 из них
скомпенсирует. То есть будем иметь цену на нефть за $200,
рецессию и прочая.

Б.Тененбаум-Random´y
- at 2012-01-18 11:55:56 EDT
Random
- Wed, 18 Jan 2012 07:10:12(CET)

Я в сравнении с вами не владею материалом - даже в отдаленной степени - но, подумав, пришел бы к такому же выводу, что и вы. Без технических аргументов, а просто по общему ощущению: саудовцы, конечно же, брешут. Им, главное, подтолкнуть американцев к началу военных действий, а уж там они не упустят случая увеличить свое влияние и значение ...

Уважаемый коллега, вы правы.

Random
- at 2012-01-18 07:10:12 EDT
Б.Тененбаум-о возможном эмбарго нефти Ирана - at 2012-01-17 22:53:13 EDT

Саудовская Аравия на днях пообещала полностью компенсировать все потери в потоке нефти, возможные при введении эмбарго против Ирана. Возможности поднять добычу у саудовцев имеются.


Честно говоря, очень огорчительно видеть столь наивное заявление, исходящее от столь логичного и эрудированного комментатора. С сожалением приходится признать, что литературный интеллектуал берет верх в уважаемом Борисе Тененбауме над дотошным технократом (в хорошем смысле этого слова). Надеюсь, что победа временная, а не полная и окончательная, и стремление к голым, нелицеприятным и неприкрытым идеологией фактам заставит г-на Тененбаума критически пересмотреть свое утверждение.

В частности, многочисленные исследования аналитиков Saudi Aramco, Simmons & Co и независимых экспертов убедительно показывают, что способность Saudi Aramco сколь-нибудь значительно увеличить добычу без повреждения резервуаров практически отсутствуют, и все утверждения об обратном делаются либо шейхами в политических целях, чтобы "пугануть" рынок, либо проститутками энергоиндустрии, такими как Дэниел Ергин и его Cambridge Energy Research Associates, по сравнению с которыми ведомство Михаила Андреевича Суслова являлось эталонным источником взвешенной и объективной информации.

Надеюсь, уважаемый Борис найдет время почитать хотя бы Twilight in The Desert Симмонса, материалы на вебсайте Simmons & Co, одной из крупнейших независимых инвестиционных фирм для энергоиндустрии, блог The Oil Drum, EnergyBulletin.net и сотни других источников, и даст себе труд разобраться в этом вопросе колоссальной важности, прежде чем браться комментировать тему, в которой он либо не разобрался, либо дезинформирован.

Элиэзер М.Рабинович
- at 2012-01-18 04:21:49 EDT
Хорошо написанная статья, но я остаюсь пессимистом в том смысле. что не верю, что эти исламцы друг друга съедят раньше, чем попробуют расправиться с Западом и ближним к ним Израилем. Ислам - на сегодня провалившаяся цивилизация, ничего народам не дающая, а потому очень злая. Во времена президенства Хатами я надеялся, что Иран выправляется, но это оказалось лишь сном. И Турция, так легко броившаяся назад в средневековье.

Я хочу отметить, что ни друзы, ни бахайцы не являются шиитами. Это - самостоятельные религии, вообще не ислам.

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2012-01-18 02:07:18 EDT
Израиль нашел новый повод для беспокойства в иранской ядерной программе

В Ормузском проливе нарастает противостояние между Ираном и США

Руководитель департамента стратегического планирования Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) генерал-майор Амир Эшель завил, что Иран, обладающий ядерной бомбой, несет еще одну, скрытую, угрозу для еврейского государства, пишет "Гаарец".

По словам генерала, атомное оружие в иранском арсенале вдохновит враждебно настроенных соседей Израиля, что может затруднить оборону сухопутных границ страны.

"Они станут намного более агрессивными. И наверняка решатся на такие действия, на которые сейчас просто боятся пойти", - пояснил свою позицию Эшель, добавив, что палестинские боевики и ливанское движение "Хизбалла" могут почувствовать себя защищенными иранской бомбой.

Союзники Израиля - американцы, - в свою очередь, заявляют, что удар по Ирану будет обязательно нанесен либо в том случае, если Тегеран создаст ядерное оружие, либо если иранские военные попытаются перекрыть Ормузский пролив, через который на мировые рынки поставляется до четверти всей продаваемой нефти.

lenta.ru

Б.Тененбаум-V-A :)
- at 2012-01-18 00:05:14 EDT
Ничто не помешает европейцам покупать иранскую нефть под
видом иракской,


Конечно, Виктор. Любой владелец керосиновой лавки скажет вам, что гораздо лучше торговать керосином кружками через форточку, чем бочками через передний вход. И продажа нефти через сирийские порты при теперешней ситуации в Сирии - дело просто сказочно легкое, качай себе да и только ... А уж русский "авианосец" - это и вовсе оплот стабильности, правда ?

Насчет 3-х русских авианосцев к 2050 - блеск ! Кто может посмотреть вперед на 30-40 лет ? В 1953 году распад СССР к 1991, по-моему, не планировался ?

V-A
- at 2012-01-17 23:11:05 EDT
Б.Тененбаум

Далее - прокачка иранской нефти в Средиземное Море решает проблему транспортировки, и НЕ решает проблемы с покупателями. Кто ее купит, если Европа участвует в эмбарго ? А если не участвует, то кто же будет блокировать Ормузский Пролив ?


Ничто не помешает европейцам покупать иранскую нефть под
видом иракской, как они уже делали раньше - покупали
саддамовскую нефть под маркой сирийской.

Пролив будут блокировать американцы и, возможно, англичане с
французами, которые и сейчас иранскую нефть не покупают.
Кстати, и не только пролив, но и, возможно, все иранское
побережье. Тогда даже в Китай надо будет через Сирию
качать.

Борис Э.Альтшулер
Так что патрулирование русских и американских авианосцев в Восточном Средиземноморье имеет бо-о-о-о-льшое основание.



У России авианосец только один - "Кузя", будет 3 к 2050 году. К тому времени и у Америки будет только 3 авианосца.

Б.Тененбаум-о возможном эмбарго нефти Ирана
- at 2012-01-17 22:53:13 EDT
Саудовская Аравия на днях пообещала полностью компенсировать все потери в потоке нефти, возможные при введении эмбарго против Ирана. Возможности поднять добычу у саудовцев имеются. Если сложится коалиция - в чем я лично сильно сомневаюсь - то никакой нефтепровод через Сирию Ирану не поможет, и сбыт будет возможен только на север, в Россию, и/или на восток, в Китай или в Индию.
Б.Тененбаум
- at 2012-01-17 22:40:43 EDT
Сирия как территориальная опция для прокачивания иранской нефти в сирийские порты важна особенно. Угроза Ирана закрыть Ормузский пролив и остановить экспорт нефти для большинства стран мира вполне реальна и для этого Ирану многого делать не надо

Через Ормузский Пролив идет нефть из ВСЕХ стран Персидского Залива,и попытка его блокады автоматически приводит к войне - которую США были готовы вести даже при Картере и даже против СССР.

Далее - прокачка иранской нефти в Средиземное Море решает проблему транспортировки, и НЕ решает проблемы с покупателями. Кто ее купит, если Европа участвует в эмбарго ? А если не участвует, то кто же будет блокировать Ормузский Пролив ?

Оглушительная глупость, повторенная дважды, не становится от этого умнее.

Борис Э.Альтшулер
- at 2012-01-17 22:27:43 EDT
Уважаемый г-н Янкелевич,

Ваша статья - захватывающая публицистика и анализ. Хотелось бы лишь остановиться на двух моментах.

1. Шиитский полумесяц уже давно в Израиле. Например, друзы - шиитская секта. Есть ещё и другие шииты в Галилее и т. д.

2. Сирия как территориальная опция для прокачивания иранской нефти в сирийские порты важна особенно. Угроза Ирана закрыть Ормузский пролив и остановить экспорт нефти для большинства стран мира вполне реальна и для этого Ирану многого делать не надо. Будет как с Суэцким каналом после Шестидневной войны - "покойнички с косами стоят. И - тишина..." Вот тут-то и пригодится Сирия. Так что патрулирование русских и американских авианосцев в Восточном Средиземноморье имеет бо-о-о-о-льшое основание.

V-A
- at 2012-01-17 21:06:25 EDT
Янкелевич
Уважаемый V-A, то есть Вы пишете о том, что Иран годами выстраивал ось Иран-Сирия-Ливан (Хизбалла-Хамас) с целью продать свою нефть с терминала Баниас под видом иракской?


Дорогой Владимир, Вы сформулировали точно. Ирану
СТРАТЕГИЧЕСКИ важно продолжить разработку атомной бомбы при
любых внешних препятствиях, а для этого нужны деньги.
Много денег. Так что канал сбыта в обход санкций - вот
конечная цель стратегического проникновения Ирана к
Средиземному морю.
Заметим, что от режима в Сирии такие поставки не слишком
зависят. Посему Иран и не слишком поддерживает Асада (в
отличие от России, для которой Сирия - склад
советского и российского оружия)

Aschkusa
- at 2012-01-17 20:50:51 EDT
Земля, как выясняется, действительно, круглая.

----------------------------------------------

Это заблуждение.
Земля из космоса чем-то напоминает картофелину.

Янкелевич - sava
Натания, Израиль - at 2012-01-17 20:45:43 EDT
Уважаемый Sava, Вы пишете, что "Страх стран Ближнего Востока перед становящегося ядерным Ираном, видимо, не достиг для них еще катастрофического уровня. Бояться они, но все еще хитрят и уклоняются от принятия решительных мер по противодействию угрозе".
Я думаю все же, что дело в том, что провети операцию по прекращению иранской угрозы не в состоянии ни одна из арабских стран Ближнего Востока. Они готовятся, но достичь такого потенциала, чтобы решить эту проблему - они не могут в принципе. Единственное, что они могут - это не дать ирану ощущения, что они - легкая добыча, а так же поучаствовать в антииранской операции под эгидой США и НАТО, чтобы как-то пожать плоды победы. так что ч тем, что они "уклоняются" - я не могу согласиться, не уклоняются, а хотят, да не могут.
Израиль может ударить по Ирану лишь в крайнем случае, причем не уничтожить ядерную программу, а лишь всерьез, основательно отодвинуть назад. Но не ликвидировать вообще. Это под силу США и коалиции.
Вы пишете, что "В сложнейшей и непредсказуемой ситуации текущего политического момента, Израиль демонстрирует повышенную боевую готовность и декларирует о неизбежности удара по Ирану" - это верно, но только не "демонстрирует" а всеми силами обеспечивает. Демонстрируют как раз иранцы.

sava
- at 2012-01-17 20:15:27 EDT
Страх стран Ближнего Востока перед становящегося ядерным Ираном, видимо, не достиг для них еще катастрофического уровня.
Бояться они, но все еще хитрят и уклоняются от принятия решительных мер по противодействию угрозе. Видно, надеятся, что Израиль решится ударить по Ирану и беспокойство пройдет.
Типичные проявления элементарных политических ухищрений традиционного восточного коварства. Опасный соперник будет повержен, а ненавистному Израилю будет причинен огромный ущерб.
В сложнейшей и непредсказуемой ситуации текущего политического момента, Израиль демонсрирует повышенную боевую готовность и декларирует о неизбежности удара по Ирану.
Трудно представить себе, что Израиль сам ввяжется в смертельную схватку с Ираном.Наверное, такое не случится.

Янкелевич - V-A
Натания, Израиль - at 2012-01-17 19:57:09 EDT
Уважаемый V-A, то есть Вы пишете о том, что Иран годами выстраивал ось Иран-Сирия-Ливан (Хизбалла-Хамас) с целью продать свою нефть с терминала Баниас под видом иракской?
То, что оказавшись под воздействием эмбарго они будут искать пути его обойти, это не бином Ньютона, но я писал в статье о стратегических целях выхода Ирана в Средиземному морю, а это нечто совсем иное.

Янкелевич - Информатору
Натания, Израиль - at 2012-01-17 19:32:08 EDT
Уважаемый Информатор, я ваш пост понял так, что Вы информируете о том, что поддержка Хамаса, о которой я писал, достаточно спорна. Второй вариант трактовки - это информация на тему, что все течет и все изменяется. Ели бы Вы дали свой комментарий, гадать бы не пришлось.
Тем не менее я попытаюсь ответить. То, что Хамас переломал руки-ноги какому-то боевику "Исламского джихада" в этом нет ничего нового. Во время прихода к власти Хамаса в Газе в сети были выложены ролики с линчеванием ими ФАТХовцев, что не мешает им сейчас более-менее дружить домами. Просто сегодня, когда Хамасу пришлось уносить ноги из Сирии и искать новых хозяев, временно стало не выгодно стрелять по Израилю. Стреляет "Исламский джихад", а бьют ХАМАС, но еще и тем самым приближают войсковую зачистку Газы, которая близка, как никогда, но Хамасу абсолютно не нужна. Заступится за них сейчас некому. Египет еще не встал, как любят говорить в России, "с колен", Иран за Газу в драку не полезет. Ну Турция пошумит, но сделать ничего не сможет. Так что тем, кто не понимает стремящегося поменть имидж Ханию, само собой приходится руки-ноги ломать. Это удел тех, кто слишком прямолинейно понимает сказанное на Востоке. Вот такие дела.

V-A
- at 2012-01-17 19:26:13 EDT
Янкелевич
Если в соответствии с Вашим утверждением нефть пойдет, как вы пишете, по иракскому трубопроводу, то куда? Кому?


По системе иракско-сирийского трубопровода к нефтеналивному
терминалу Баниас на Средиземном море, где будет заливаться как иракская. Отличить иракскую и иранскую нефть, возможно,
не так и просто, тем более что идти по трубопроводу будет их
смесь.

Саддам так экспортировал нефть под видом сирийской (хотя
была более сложная цепочка) когда имел проблемы с
санкциями.

М. ТАРТАКОВСКИЙ - Вл. ЯНКЕЛЕВИЧУ.
- at 2012-01-17 19:19:48 EDT
Янкелевич - М. ТАРТАКОВСКОМУ Натания, Израиль - Tue, 17 Jan 2012 17:51:28

Уважаемый г-н ЯНКЕЛЕВИЧ, Мне не с руки возражать Вам, так как, в отличие от многих, Вы – серьёзный автор, не только владеющий информацией, но и пером (что, не скрою, удивительно при Вашей биографии),
Но, опять же, - истина дороже. Думаю, и Вам, как и мне.
По пунктам:
Тартаковский написал, что фрагмент, начинающийся словами "кому конкретно опасен Иран с ядерной бомбой" для Вас сомнителен.
Попробую пояснить. В этом фрагменте я имел ввиду прежде всего поражающие факторы ядерного оружия, а не геополитическое расположение Ирана. Иран, как с бомбой, так и без, остается там же, где и был. Но вот бомба... Что такое, например для названых мной в статье стран долетевшая до них бомба? Это трагедия, но не более, чем Чернобыль или 9/11. Или последствия цунами в Японии. Так что ядерный Иран опасен для всех по-разному и по разным причинам.


Чернобыль, разом рухнувшие в Нью-Йорке башни, цунами + ядерная катастрофа в Японии т.п. не всегда по числу жертв, но по значению, психологическому эффекту равнозначны проигранным сражениям 2-й мировой.
И ведь в возможной войне подобное было бы не одиночными происшествиями, но – цепью подобных. Так что «но не более» - мне кажется неуместным

Относительно того, что Вы пишете «Иран, в отличие от Сев.Кореи не "на краю земли" и не имеет под боком такого грозного союзника (Китай), определяющего, в конечном счёте, его судьбу, - Иран волею судеб в "солнечном сплетении всей планеты"» - я не могу с вами согласиться. Северная Корея – на краю земли для Испании, но не для США, так что понятие «край земли» мне не вполне ясен, она все же круглая

Земля, как выясняется, действительно, круглая. И вот поэтому Испания на том же, примерно, расстоянии от Сев.Кореи, что Соединённые Штаты. Даже поближе. Вы служили на Тихом океане и знаете, что он большой.
Но не только в этом дело. Если не считать Ю.Кореи, злобный агрессор окружён ядерными державами, на которые он не рискнёт напасть: Китай, Россия. Япония и Тайвань всё-таки за морями; нападать на них бессмысленно.
Здесь т.с. восходит дневное светило, дальше океан, именуемый также Великим, - словом, «край света». («Встаёт НА ЗАПАДЕ (!) румяный царь природы – и изумлённые народы НЕ ЗНАЮТ, что им предпринять: ложиться спать или вставать». Пушкин).
Не приходится объяснять, что географическое положение Ирана совершенно иное.
Окончание ниже.

V-A
- at 2012-01-17 19:16:11 EDT
Сущности множаться сами. На днях как раз подписано
соглашение между Ираком и Ираном что последний получает
доступ к иракской трубопроводной системе для экспорта нефти.
Китай реэкспортом заниматься не будет, ему б свои потребности
удовлетворить. Возможно только и исключительно для Китая все это и сделали.

М. ТАРТАКОВСКИЙ - Вл. ЯНКЕЛЕВИЧУ.
- at 2012-01-17 19:16:06 EDT
Окончание.
Насчет того, что «не имеет под боком такого грозного союзника (Китай)», но он так же не имеет под боком и грозного противника – США. Однако отсутствие под боком противника не спасло Саддама Хусейна, так что дело не в том, что Китай не под боком, а в том, будет вовать Китай за Иран или нет, способен ли? Вот это важно.

Виноват, нечётко обозначил свою мысль. Китай – ГРОЗНЫЙ СОЮЗНИК Сев. Кореи, без которого этого паршивейшего режима просто не было бы (вспомним «китайских добровольцев» в начале 50-х). Но он же, Китай, весьма отчётливо регулирует давление «ядерного пара» своего темпераментного клиента.
Китай за Иран воевать не будет, - что я и подчеркнул, говоря о возможности АССИМЕТРИЧНОЙ войны.

То, что «Иран волею судеб в "солнечном сплетении всей планеты"» - это и его слабость, был бы он в другом месте, может быть и хулиганил бы более безнаказанно, «солнечное сплетение всей планеты» придется защищать от отморозков, это без вариантов

Не слабость, но – ЗНАЧИМОСТЬ Ирана прежде всего в делах геополитики. Кто же хулиганит впустую – без того, чтобы ОТМЕТИТЬСЯ? Да ещё перед всем миром. Если бы Иран был на островах Н.Зеландии, он бы, уверяю Вас, не хулиганил. Зачем?!

Вы пишете, что «Обладая ядерным оружием и бесстрашием фанатиков, Иран может регулировать не только почти половину мировых нефтяных потоков, но и судьбу всего региона». Насчет того, что Иран «может регулировать почти половину мировых нефтяных потоков» - это абсолютно не соответствует действительности. Блокада Омузского пролива, если вы имеете ввиду это, вынудит уничтожить иранский режим за неделю, причем заставит это делать и тех, кто не особо этого хочет. Вот насчет «судьбы региона» - возможно, но нужно конкретизировать. Любая страна, развязывающая региональную войну, регулирует «судьбу региона».

Опять возвращаемся к редко используемому понятию – геополитика. Регионы – разные. Иран – в одном из наиболее политически, экономически, демографически значимых регионов. (Вам ли, израильтянину, это доказывать!)
И если не окоротить его во время, то обладающий ядерным арсеналом Иран окоротить будет НАМНОГО РИСКОВАННЕЕ.
Как-то очевидна разница: лежать ничком в выжженном поле под «обычной бомбёжкой» (я лежал) – или ожидать, что даже не на тебя, но просто на это поле сволится единственная бомба – но ядерная...
Так вот «вынудят ли Иран» во время – в этом всё дело. В этом и смысл написанного Вами.


Относительно упомянутых Вами шиитов, «полосующих себя до крови» - так пусть об этом волнуется местная полиция, а не страны, обладающие регулярными армиями.

Во все года существования Израиля «волнуется полиция», - но (Вы сами указываете цифры) жертв предостаточно.
И, конечно же, огромная разница, бомбы в руках фанатиков или – ядерный чемоданчик в руках благонамеренных Медведева или Обамы.

Вы пишете, что «война с Ираном будет достаточно "полноценной"» - конечно полноценной, но военный потенциал Ирана не сопоставим с военным потенциалом США, объекты сопротивления, иранские ПВО и средства управления будут подавлены даже без захода в зону действия ПВО.

Дай то Бог! Но новейшая история демонстрирует умение Соединённых Штатов лихо и даже успешно начинать войну, но затем затягивать процесс до бесконечности – с последующим фактическим поражением.
Оккупировать Иран – НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!

Вы задаете вопрос «кто-нибудь мог бы назвать хоть одну военную победу Соединённых Штатов после 1945 г.?» Этот вопрос можно адресовать абсолютно любой стране с такими же основаниями (разве что за исключением Израиля), так что это мало что доказывает

Доказывает многое. Но это отдельная тема.

Вы пишете «Одна надежда: усмирение Ирана будет мгновенным. Т.с. "однодневная война", когда ни рак не свистнет, ни мужик не перекрестится - не успеет» - я бы сказал, что не надежда, а уверенность.

Опять же: дай то Бог!

Янкелевич - V-A
Натания, Израиль - at 2012-01-17 19:00:50 EDT
Уважаемый V-A, Вы пишете, что Ирану выход в Средиземное море понадобиться Как раз для транспортировки энергоносителей, так как Если введут эмбарго против иранской нефти, то
она пойдет не танкерами через Ормузский пролив, а по иракскому трубопроводу.
Мне представляется, что вы несколько смешали понятия. Эмбарго не относится к способу транспортировки нефти. Если введут эмбарго, то те, кто введут – перестанут покупать иранскую нефть. Более того, те, кто в обход санкций будут все же покупать, то тоже не избегнут проблем. Если, к примеру, во время эмбарго Китай, не присоединившись в санкциям, купит иранскую нефть, а потом перенаправит ее под видом, к примеру, венесуэльской в страны ЕС, то анализ состава нефти абсолютно достоверно покажет ее истинное происхождение, и у покупателя будут большие проблемы. Если в соответствии с Вашим утверждением нефть пойдет, как вы пишете, по иракскому трубопроводу, то куда? Кому?
Есть философский принцип «Бритвы Оккама», суть которого в том, что не надо множить дополнительные сущности без надобности. Если есть простая и ясная причина интереса Ирана к Средиземноморью, а она очевидно, политическая, то к чему дополнительная сущность? Не будем множить без надобности. ОК?

Янкелевич - М. ТАРТАКОВСКОМУ
Натания, Израиль - at 2012-01-17 17:51:28 EDT
Уважаемый г-н ТАРТАКОВСКИЙ,
Спасибо за внимание к моей статье.
Вы написали, что фрагмент, начинающийся словами "кому конкретно опасен Иран с ядерной бомбой" для Вас сомнителен.
Попробую пояснить. В этом фрагменте я имел ввиду прежде всего поражающие факторы ядерного оружия, а не геополитическое расположение Ирана. Иран, как с бомбой, так и без, остается там же, где и был. Но вот бомба... Что такое, например для названых мной в статье стран долетевшая до них бомба? Это трагедия, но не более, чем Чернобыль или 9/11. Или последствия цунами в Японии. Так что ядерный Иран опасен для всех по-разному и по разным причинам.
Относительно того, что Вы пишете «Иран, в отличие от Сев.Кореи не "на краю земли" и не имеет под боком такого грозного союзника (Китай), определяющего, в конечном счёте, его судьбу, - Иран волею судеб в "солнечном сплетении всей планеты"» - я не могу с вами согласиться. Северная Корея – на краю земли для Испании, но не для США, так что понятие «край земли» мне не вполне ясен, она все же круглая. Насчет того, что «не имеет под боком такого грозного союзника (Китай)», но он так же не имеет под боком и грозного противника – США. Однако отсутствие под боком противника не спасло Саддама Хусейна, так что дело не в том, что Китай не под боком, а в том, будет вовать Китай за Иран или нет, способен ли? Вот это важно.
То, что «Иран волею судеб в "солнечном сплетении всей планеты"» - это и его слабость, был бы он в другом месте, может быть и хулиганил бы более безнаказанно, «солнечное сплетение всей планеты» придется защищать от отморозков, это без вариантов.
Вы пишете, что «Обладая ядерным оружием и бесстрашием фанатиков, Иран может регулировать не только почти половину мировых нефтяных потоков, но и судьбу всего региона». Насчет того, что Иран «может регулировать почти половину мировых нефтяных потоков» - это абсолютно не соответствует действительности. Блокада Омузского пролива, если вы имеете ввиду это, вынудит уничтожить иранский режим за неделю, причем заставит это делать и тех, кто не особо этого хочет. Вот насчет «судьбы региона» - возможно, но нужно конкретизировать. Любая страна, развязывающая региональную войну, регулирует «судьбу региона».
Относительно упомянутых Вами шиитов, «полосующих себя до крови» - так пусть об этом волнуется местная полиция, а не страны, обладающие регулярными армиями.
Вы пишете, что «война с Ираном будет достаточно "полноценной"» - конечно полноценной, но военный потенциал Ирана не сопоставим с военным потенциалом США, объекты сопротивления, иранские ПВО и средства управления будут подавлены даже без захода в зону действия ПВО.
Вы задаете вопрос «кто-нибудь мог бы назвать хоть одну военную победу Соединённых Штатов после 1945 г.?» Этот вопрос можно адресовать абсолютно любой стране с такими же основаниями (разве что за исключением Израиля), так что это мало что доказывает.
Вы пишете «Одна надежда: усмирение Ирана будет мгновенным. Т.с. "однодневная война", когда ни рак не свистнет, ни мужик не перекрестится - не успеет» - я бы сказал, что не надежда, а уверенность.

V-A
- at 2012-01-17 16:55:47 EDT
В. Янкелевич: «Для чего Ирану выход в Средиземное море? Для транспортировки энергоносителей он не нужен, а вот для поддержания на плаву своих «агентов влияния» - ХАМАСа и "Хизбаллы", - очень даже нужен».

Как раз для транспортировки энергоносителей и, скорее всего,
понадобиться. Если введут эмбарго против иранской нефти, то
она пойдет не танкерами через Ормузский пролив, а по
иракскому трубопроводу.

Игонт
- at 2012-01-17 16:48:43 EDT
Просто спасибо и дальнейших творческих успехов.
Информатор.
- at 2012-01-17 16:18:16 EDT
В. Янкелевич: «Для чего Ирану выход в Средиземное море? Для транспортировки энергоносителей он не нужен, а вот для поддержания на плаву своих «агентов влияния» - ХАМАСа и "Хизбаллы", - очень даже нужен».

ХАМАС ломает кости шиитам Газы 17.01 MIGnews.com
Полиция ХАМАСа начала кампанию преследований шиитов Газы. В минувшую пятницу в молельный дом шиитов в квартале Шейх Зайяд ворвались боевики ХАМАСа. Они арестовали 14 мужчин, и жестоко избили всех остальных. Избиения продолжались даже после того, как арестованных доставили на полицейскую станцию, а позднее в госпиталь. Брат одного из арестованных, Рафик Хамад, говорит, что ему позвонил начальник полицейской станции и сообщил, что его "брат-еретик" арестован. Прибыв на станцию Хамад обнаружил, что у брата переломаны руки и ноги.
Источники в Газе сообщают, что ХАМАС боится распространения иранского влияния, проводником которого является "Исламский Джихад". Недавно в ряды этой террористической организации была принята группа суннитов, перешедших в шиитскую веру. ХАМАС опасается, что с помощью "Исламского Джихада" Иран попытается превратить Газу в шиитский анклав.

М. ТАРТАКОВСКИЙ. О мужике и раке.
- at 2012-01-17 15:21:21 EDT
Но все же, кому конкретно опасен Иран с ядерной бомбой? «Зеленые» скажут – всем! Но если брать чисто военный аспект проблемы, то окажется, что для таких стран, как США, Россия, Индия, Китай, опасность Ирана не больше, чем ядерной Кореи или Пакистана. А вот для Ближнего Востока – здесь все иначе, и мировоззрение правящих элит определяется страхом перед хладнокровно продолжающейся иранской атомной программой.

Статья отличная. Сомнительно для меня лишь выделенное выше. Мир един. Иран, в отличие от Сев.Кореи не "на краю земли" и не имеет под боком такого грозного союзника (Китай), определяющего, в конечном счёте, его судьбу, - Иран влею судеб в "солнечном сплетении всей планеты".
Обладая ядерным оружием и бесстрашием фанатиков, Иран может регулировать не только почти половину мировых нефтяных потоков, но и судьбу всего региона.
Шииты, полосующие себя до крови, в массе "правовернее" суннитов (о северном исламе и говорить нечего).
Кому мешал Афганистан, задвинутый на самые задворки Азии без выхода к морю? Безграмотное, нищее, население, занятое, казалось бы, лишь своими внутренними распрями...
А ведь пришлось завоёвывать. И держать там солдат - бог весть откуда, из-за двух океанов...

Китай не вмешается - с целью защиты Ирана (как понял я, читая комментарий Вл. Янкелевича). С этой целью военными средствами да, не вмешается.
Но случаются и АССИМЕТРИЧНЫЕ войны.
Некогда США готовились сразу к двум войнам - одновременным. Сегодня, как объявлено в Вашингтоне, эта доктрина устарела: готовы лишь к одной. И если военные действия в Афганистане считать лишь половинкой "настоящей войны", то война с Ираном будет достаточно "полноценной".
А у Китая есть всегдашние и серьёзные претензии к Тайваню - союзнику Соединённых Штатов; а с неделю назад Поднебесная возмутилась "беззаконным визитом японских правительственных чинов на острова Сенкаку", которые Китай считает своей территорией - тем более своей, что на этом шельфе обнаружены немалые запасы и нефти, и газа, чего крупнейшей из стран планеты катастрофически недостаёт...
А США гарантировали Японии свой "ядерный зонтик"...
И кто-нибудь мог бы назвать хоть одну военную победу Соединённых Штатов после 1945 г.? Победы над панамским наркоторговцем Норьегой ещё над такой же тюлькой не станем называть эпохальными; в корейской войне был достигнут всего лишь сомнительный статус-кво (расхлёбываемый поныне)...
Для Китая всё это выглядит достаточно воодушевляюще...
Одна надежда: усмирение Ирана будет мгновенным. Т.с. "однодневная война", когда ни рак не свистнет, ни мужик не перекрестится - не успеет.
Но это уже отдельная тема.

Б.Тененбаум
- at 2012-01-16 13:59:03 EDT
Начну с двух цитат из отзыва Игрека:

1. Приятно и полезно прочесть умную статью умного человека.
Да. И это относится и к рецензии ...

2. Мы практически ничего не знаем о внутренней ситуации в Иране
Опять - да. И это относится не только к Ирану.

Про африканские дела нам известно, по-моему, еще меньше. Помнится, говорилось, что во время гражданской войны в Эфиопии у центрального правительства были военные инструкторы из СССР и - неофициально - из Израиля. Потому что появление мусульманской Эритреи было делом нежелательным и ему по мере сил старались как-то препятствовать.

Вообще, если к прекрасной статье, написанной умным человеком, начинать выставлять претензии, то они сведутся к тому, что тут сказано слишком мало о слишком многом. В сущности, автор делает попытку анализа израильских политических перспектив не в Первом Мире (как это делается обычно), а в Третьем Мире. Право же, Африка заслуживала бы отдельной подробной статьи.

Огромным плюсом материала является его сухая трезвость.

Право же, на ум приходит В.Жаботинский, который писал об очень высоких вещах в форме "... отчета честного бухгалтера ...". А Жаботинский - самая лучшая журналистика, которую я когда-либо видел.

Игрек
- at 2012-01-16 07:15:16 EDT
Приятно и полезно прочесть умную статью умного человека.
Мы практически ничего не знаем о внутренней ситуации в Иране. Кроме обычной информации о резком падении их валюты, новых трудностей с ведением бизнеса и так далее. Есть ли там внутренниие силы и возможности противостоять аятолам в условиях резкого падения экономики - вопрос важный и ответ на него очень важен. А то, что резкое падение экономики и значительное падение уровня жизни в Иране дело близкое - несомненно.
Год обещает быть интересным..

Янкелевич - М. Аврутину
Натания, Израиль - at 2012-01-15 23:54:33 EDT
Уважаемый Марк,
Направление авианосных ударных соединений в район Персидского залива - безусловно важно, но военные не решают, а лишь исполняют. Вот и Ахмадинежад готов обсуждать что-то и т.д. Все это может изменить расклад. Да и Россия отправила туда же свой авианосец с небольшим эскортом, но эскорт то небольшой, да за ними, все же, Россия. так что еще время наблюдать, и лишь позже придет черед разбрасывать камни.
Вы пишете, что "Эмбарго на экспорт иранской нефти фактически означает экономическую катастрофу в этой стране, что подвигнет её к закрытию пролива", но у Саддама Хусейна аналогичная ситуация не вызвала краха, так почему она вызовет катастрофу в Иране? Закрытие пролива означает войну Ирана против всех и его однозначный, очень быстрый и неминуемый разгром.
Вы пишете, что "Президент Китая Ху Цзиньтао уже предупредил, что в случае нападения на Иран, Китай предпримет быстрые меры и непосредственно вступит в войну" - я читал это сообщение только в изложении иранского новостного агентства, ни одно мировое СМИ это не подтвердило, и я считаю это сообщение абсолютной иранской уткой.
Вы пишете, что "Большинство специалистов, включая американских политиков и даже пентагоновских генералов, опасаются, что эта война может перерасти в третью мировую" - это кто же против кого будет по Вашему и политологов воевать? Какие есть центры силы способные на такую войну? Не войну по типу операции ЦАХАЛа в Газе, а Третью мировую?
Я пока не придумал, думаю, что и у Вас это вряд ли получится.

М. Аврутин
- at 2012-01-15 23:19:46 EDT
Начну с того, что мне приятно было читать проникнутую оптимизмом статью уважаемого Владимира.
«…новый иранский президент - "сумасшедший", и его надо остановить». Хорошо было бы «остановить» (уничтожить) и других сумасшедших. Ведь если бы в своё время уничтожили Сталина, Гитлера, Мусоллини, замены бы им не нашлось. Хотя говорили, что если бы Троцкий вместо Сталина, то… Но это всего лишь пропаганда, хотя бы потому, что Троцкий и не рвался на первые роли. Впрочем, это не к месту.
А к месту я добавил бы, что накануне Нового года США направили в Ормузский пролив ударную авианосную группу во главе с авианосцем «Джон Стеннис», а в начале января в Аравийское море прибыла еще одна авианосная ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон». ВМС США перебросили в район Персидского залива также амфибийно-десантную группу кораблей и экспедиционный батальон морской пехоты. А ещё в Персидский залив направляется британский эсминец «Дэринг», оснащенный современнейшей радарной системой и зенитно-ракетным комплексом PAAMS, который позволяет обнаруживать и уничтожать вражеские ракеты и истребители с эффективностью, в пять раз превышающей характеристики систем подобного класса других стран.
Эмбарго на экспорт иранской нефти фактически означает экономическую катастрофу в этой стране, что подвигнет её к закрытию пролива, а США с союзниками – к началу военных действий. Президент Китая Ху Цзиньтао уже предупредил, что в случае нападения на Иран, Китай предпримет быстрые меры и непосредственно вступит в войну. «Иранская нефть занимает большую долю в китайском импорте. Иран является третьим крупнейшим поставщиком углеводородов на китайский рынок.
Большинство специалистов, включая американских политиков и даже пентагоновских генералов, опасаются, что эта война может перерасти в третью мировую..
Не внушает оптимизма предстоящий союз Машаля с египетскими исламистами, в результате чего «получим ХАМАС, поддержанный гораздо более боеспособным, чем Ливан, государством».
Зато подписанные соглашения с президентами Кении, Южного Судана, Уганды опровергают «рассуждения о международной изоляции Израиля» и показывают, что он «не одинок во вселенной», и это хорошо.