©"Заметки по еврейской истории"
июнь  2012 года

Владимир Янкелевич

Вокруг Израиля

или

Весна, переходящая в зиму

Когда хотят сказать о чем-то, что точно, закономерно и независимо от нас произойдет, говорят «с неотвратимостью смены времен года». Я попытался найти первоисточник этого выражения. Не повезло. Советские марксисты говорили, что «капитализм сменяется социализмом с неотвратимостью смены времен года», а в истории государства Израиль написано «Бойкот следует за уведомлением, метание бомб за дачей показаний с неотвратимостью смены времён года…», и еще много и многие, но все всегда предполагали, что после весны наступит лето.

Но Восток есть Восток. Здесь, вокруг Израиля, «весна» – арабская, а после этой «весны» по странной закономерности наступает долгая «Арабская зима».

В «Зиму» погрузилась Ливия, Египет, Сирия, а сейчас к этому аномальному времени года устремился Ливан.

В такой ситуации нам в Израиле хорошо бы последовать китайской мудрости - «сидеть на горе и смотреть, как под горой дерутся тигры», но оружие из Ливии через Египет дрейфует к нашим границам, а египтяне, сирийцы и ливанцы в поиске источника своих проблем видят не свои собственные действия, а коварную руку Тель-Авива.

А потому:

Покой даже не снится

(Попытка анализа ситуации начата статьей «Сирийская ловушка»)

"Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль... "

А. Блок

"В политике нет мести, есть последствия".

Столыпин

Хаос в Сирии стал уже почти привычным, но Восток – дело тонкое, особенно в районе сирийско-ливанской границы, и к новой гражданской войне вслед за Сирией, устремился Ливан. Такая ситуация на наших северных границах требует внимательного к себе отношения, особенно учитывая непростую историю израильско-ливанских взаимоотношений. Для обеспечения спокойствия на северных границах приходилось воевать в Ливане не раз.

Первая Ливанская война (1982 год - операция «Мир Галилее») была вызвана необходимостью «успокоить» Организацию освобождения Палестины (ООП), терроризировавшую север Израиля. К тому времени юг Ливана находился под контролем ООП и даже получил название «Фатхленд». ООП смогла аккумулировать там значительное количество вооружения, включая дальнобойную артиллерию, ракетные установки и зенитные орудия[1].

В итоге войны формирования ООП были вынуждены покинуть Ливан и перебраться в Тунис, а в Южном Ливане была создана «зона безопасности», которую ЦАХАЛ контролировали совместно с «Армией южного Ливана» вплоть до 2000 года. Вывод израильских частей из Ливана не дал мира – шиитская Хизбалла немедленно создала там свои базы. Вновь начался массированный ракетный и минометный обстрел северных городов и поселений Израиля, нападения на пограничные патрули. Все это вылилось в 2006 году во Вторую Ливанскую войну. Многие считают эту войну, мягко говоря, не выигранной Израилем, но вот деталь – глава Хизбаллы Хасан Насралла по сей день угрожает Израилю из бункера, вполне обосновано опасаясь заслуженной «благодарности», так что с победой-поражением не все настолько однозначно.

Но одно дело грозить из бункера стереть Тель-Авив с лица земли, а другое – реальная жизнь, а она Хизбалле, не смотря на накопленные с помощью Сирии запасы ракетного оружия, обещает мало хорошего. Сегодня Хизбалла в блоке с движением «Амаль», шиитской партией в Ливане, называющей себя «Когорта ливанского сопротивления», входит в ливанское правительство. Их опора, шииты и алавиты Ливана, естественно, не смогут остаться в стороне от происходящего в Сирии, причем вероятность того, что находящаяся на ирано-сирийском обеспечении (деньги иранские, оружие сирийское) Хизбалла сможет сохранить свое влияние, прямо зависит от успешности режима Асада.

Но у Асада с успешностью серьезнейшие проблемы, это и дало шанс ливанской оппозиции избавиться как от сирийского влияния, так и, само собой, от Хизбаллы. Все это вполне предсказуемо вызывает эскалацию шиитско-сунитского противостояния в Ливане, раскручивает кровавую воронку гражданской войны, втягивая в вооруженную борьбу все больше, как мирных граждан, так и всевозможных вооруженных отрядов, которых в Ливане более, чем достаточно.

Не исключено, что для решения внутренних проблем противоборствующим группам захочется втянуть в боевые действия Израиль, благо ракет у Хизбаллы накоплено достаточно[2]. Эта возможность вполне реальна. За происходящим в Ливане нужно следить внимательно.

 

Знакомьтесь: Ливан

Если на вашем жизненном пути все гладко,

значит вы движетесь не по той полосе.

Закон жизненного пути

Ливану, как независимому государству совсем немного лет. Франция, получившая мандат на управление Сирией по итогам Первой мировой войны, по каким-то своим соображениям выделила Ливан в отдельную территорию, но независимое государство Ливан возникло лишь в 1943 году в результате поражения Франции во Второй Мировой войне. (Есть, правда, мнение, что Франция – одна из держав-победительниц, но мне как-то ближе старое утверждение, что «Бой - это единственное средство достижения победы в бою», а Франция оказалась среди победителей без этих сложностей.)

Создавать государства было забавой великих держав в те не очень далекие времена, но оказалось, что исторические связи разорвать не так-то просто. 365 км ливано-сирийской границы до сих пор не демаркированы, то есть четко не определены, местные жители обоих стран имеют родственные связи по обе стороны границы, все это создает условия миграции населения через границу и, само собой, для контрабанды. Понятно, что такая граница на замке никогда не была и таковой быть не может.

Сейчас, когда в Сирии идут бои, туда из Ливана контрабандой поставляются оружие, медикаменты и боеприпасы, проходят боевики для пополнения вооруженных формирований - Ливану просто невозможно находиться в стороне, как-то обособиться от происходящего в Сирии.

Сказать какую позицию занимает Ливан в сирийских проблемах видимо невозможно. Ливан чрезвычайно неоднороден, причем противников Асада не меньше, чем его сторонников. Есть много влиятельных друзов, так поддерживающих как Асада, так и его противников, и даже среди христиан-маронитов Самира Жажа нет единой позиции. Они хорошо знают, чем обернулось для иракских христиан свержение Саддама Хусейна и предпочитают знакомое зло стремлению к незнакомому.

Но все же можно определить проасадовские силы так: это, прежде всего, алавиты и, как без нее, шиитская Хизбалла, "Свободное патриотическое движение" Мишеля Ауна – все они являются основными сторонниками режима Асада, и составляют большинство во власти. Таким образом, можно сказать, что официальный Бейрут поддерживает Башара Асада.

Антиасадовские силы представлены движением "Аль-Мустакбаль" ("Будущее"), которое возглавляет аль-Харири, сын убитого в 2005 году ливанского премьера, и вторым течением, которое возглавляет Самир Жажа, очень сильно обиженный на Сирию за свой 14 летний тюремный срок. Он представляет значительную часть христиан-маронитов, прежде входивших в армию Южного Ливана и сражавшихся на стороне Израиля.

Внутреннее противостояние в Ливане под влиянием сирийских событий перешло в «горячую» стадию, очагом напряженности которого стал город Триполи, расположенный в 90 км к северу от Бейрута.

Триполи – интересный город, его можно рассматривать как уменьшенную модель Сирии – в 500-тысячном городе с суннитским населением проживают в постоянных столкновениях 40-50 тыс. алавитов, очень личностно относящихся к сирийским проблемам. Толчком к началу столкновений стал арест 12 мая ливанскими спецслужбами жителя города Шади аль-Мавлауи. Он был задержан властями Ливана по подозрению в террористической деятельности против Сирии – поддержке (контрабанде) сирийской оппозиции.

Сирия неоднократно возлагала на ливанские антиасадовские силы ответственность за поставки оружия, требовала пресечь эти действия, считая, что даже заминированные автомобили, взорванные недавно в центре Дамаска, были переправлены из Ливана. Информагентства неоднократно сообщали о перехвате на границе с Ливаном караванов с оружием, в том числе гранатометами и пулеметами, которые предназначались боевикам, нападающим на представителей сирийской армии, полиции и госбезопасности.

«Война не есть продолжение политики иными

средствами; война есть форма политики»

Мао Цзедун.

Власти Сирии, по данным Reuters, обвинили соседний Ливан в содействии "террористам из "Аль-Каиды" и направили в ООН письмо, в котором, в частности, указали, что «На территорию страны под видом гуманитарной помощи Ливан поставляет оружие и боеприпасы». Игнорировать это правительство Ливана не могло, да и не хотело. Пришлось пресекать контрабанду, арестовывать аль-Мавлауи.

Наджиб Микати, глава правительства Ливана стремится сохранить гражданский мир в стране. В своем недавнем интервью телеканалу Euronews он, в частности, сказал: "Ливан, где общество разделено отношением к событиям в Сирии, не может изменить ход событий, даже если все ливанцы и правительство страны встанут на сторону сирийского режима, или наоборот - на сторону оппозиции. Любая позиция будет вредной для ливанского общества, и я не допущу этого". Но не все от него зависит.

Суниты, в ответ на арест аль-Мавлауи, устроили в городе манифестацию, которая быстро переросла в массовые столкновения с алавитами с применением стрелкового оружия и гранатометов. Армия Ливана, переброшенная в Триполи, чтобы остановить кровопролитие натолкнулись на сопротивление вооруженных до зубов боевиков. Газета Le Monde цитирует слова одного из них - «Если армия попытается нас остановить, мы будем сражаться, невзирая на возможные потери».

Надо сказать, что в феврале этого года армии удалось не допустить эскалации насилия. Тогда военные блокировали районы Баб Таббана и Джебель Мохсен, но оказалось, что спокойствие там не надолго. Противостояние суннитских группировок, базирующихся в квартале Баб Таббана, с милицией просирийской Арабской демократической партии состоящей из алавитов, проживающих в районе Джебель Мохсен, никуда не делось, оно не прекратится вне разрешения шиитско-сунитского противостояния в Сирии.

Между тем, пока ливанское правительство заявляет о невмешательстве в дела Сирии, лидер ливанской оппозиции Саад Харири открыто поддержал сирийскую оппозицию. Он считает, что настало время признать Сирийский национальный совет, базирующийся в Стамбуле, "в качестве законного представителя сирийского народа".

Чем задачи отличаются от проблем?

- Задача - это когда надо попасть в цель,

 а проблема - когда в тебя целятся.

Хизбалла оказалась в сложном положении. С одной стороны – Хизбалла входит в правительство Ливана, официальная позиция которого – нейтралитет по отношению к событиям в Сирии, а с другой – Асад их единственная надежда и опора. Алавиты Ливана достаточно хорошо понимают, что с поражением Асада для них и Хизбаллы начнутся нелегкие времена. У Насраллы выбор из двух вариантов, когда оба хуже, нейтралитет – это предательство шиитов, алавитов, своего патрона - Асада, а вмешательство на стороне алавитов – путь к разгрому сразу вслед за Асадом.

События на севере привели в Израиле к определенному пересмотру отношения к происходящему. Это вызвано все большей очевидностью бесперспективности режима Асада. Те, кто придут ему на смену, вряд ли будут сотрудничать с его активными сторонниками – Ираном и Хизбаллой. Вывод, что смена режима в Дамаске будет куда полезнее для Израиля, чем сохранение режима Асада, становится все более очевидным.

Вся эта катавасия закончится с завершением конфликта в Сирии. Это не значит, что они полюбят Израиль, но раны зализывать будут долго. Задача же Израиля – не дать Хизбалле использовать свои ракетные арсеналы против Израиля.

Главное – не заиграться

Это их худые черти бермутят воду во пруду

В. Высоцкий

И действительно, какие-то неопознанные черти «бермутят» воду у наших границ. Если бы полыхало только в Ливане, но занялось как-то почти одновременно по всему горизонту. Не спокойно в Египте, южная граница перестала быть мирной, приходится комплектовать новые дивизии для ее защиты. Но и северные границы нужно усиливать, размещать дополнительные средства ПРО. Кровь, льющаяся в Сирии, в конечном счете, приведет к власти исламистов. Эти ребята хороши, когда нужно ненавидеть Израиль, а вот с процветанием собственной страны у них обычно проблемы.

Хорош был Асад или плох, но на границе с Сирией был мир. И так называемая «Арабская весна» спокойствия нам не добавила, начали вырисовываться контуры нового халифата. Покой даже не снится, все больше сны про войну.

Цахал готовится, недавно наши моряки приняли в Германии новую подводную лодку, МИД работает над внешнеполитической поддержкой и союзами, особенно интересен газовый – с Кипром и Грецией. Все так, но как-то не верится в стихийное волеизъявление ранее безмолвных мусульманских масс, вдруг всколыхнувшихся в борьбе за свободу. Где-то сидят кукловоды, которым эта мутная вода очень нужна.

Российские СМИ на роль кукловодов привычно выдвигают США, которые, по их мнению, стремятся «демократизировать» все вокруг, но этот довод хорош лишь для внутрироссийского потребления, реально же у США от всех этих событий сильнейшая головная боль и достаточно большие дополнительные расходы. В военный бюджет США 2013 финансового года включены 680 миллионов долларов на покупку ЦАХАЛом дополнительных батарей противоракетного комплекса "Железный купол". Кроме того, Палата представителей Конгресса США подавляющим большинством приняла закон, согласно которому Соединенные Штаты обязываются, вдобавок к расширению военного сотрудничества с Израилем, обеспечить военное превосходство еврейского государства в Ближневосточном регионе. При этом Обаме еще и приходится маневрировать, чтобы сохранить позиции и в мусульманском мире, которым обеспечение военного превосходства Израиля, естественно над ними, понравиться не может.

Для того, чтобы мутить воду, да так, чтобы колыхалась Северная Африка и Ближний Восток с Ираном и Турцией нужны объективные условия - это наличие существенного интереса и значительных свободных (не связанных) валютных запасов для финансирования реализации этих интересов, при условии, естественно, отсутствия контроля за их расходованием со стороны представительной власти. Долго искать источник таких возможностей не придется – огромная масса свободных денег при отсутствии контроля сегодня только у стран – экспортеров углеводородов, а самая богатая из них – Катар.

Знакомьтесь – КАТАР

"Да, это вам не Рио-де-Жанейро! Это гораздо хуже…"

Катар – абсолютная монархия, которой единолично управляет эмир Хамад бин Халифа ат-Тани. Династия Аль Тани (ее основателем считается Мухаммед бен Тани) правит Катаром с 1850 года, срок достаточно почтенный. Площадь чуть больше 11 тысяч кв. км – это примерно втрое меньше Израиля. Граждан в этой стране 300 тысяч человек и еще 1,3 млн. – иностранные рабочие и специалисты, не имеющие никаких прав.

Изначально арабские племена Мидади, пришедшие в Катар из Южной Аравии ловили рыбу, добыли жемчуг, выращивали финики и с большим энтузиазмом занимались пиратством – рядом проходили морские торговые пути доставлявшие шелк, ткани и пряности в Европу.

В начале ХХ века население пополнилось так называемыми «иранскими арабами», бежавшими от преследования персов. Они привнесли в Катар шиизм, который на сегодня исповедует примерно 10% катарских мусульман и мнение о себе, как о «пятой колонне». Это особенно ярко проявилось во время подавления шиитских волнений в Бахрейне, когда «иранские арабы» не поддержали действия правительства и даже, что было трудно представить в Катаре, провели несколько забастовочных акций. Дело в том, что в Катаре не только нет никаких демократических институтов и политических партий, но и законодательно запрещены профсоюзы. Именно поэтому забастовочные акции для Катара нечто особенно новое.

До эры углеводородов катарцы жестоко бедствовали, начавшаяся в 50-х годах промышленная добыча нефти, в основном, приносила доходы лишь "Бритиш Петролеум". Ситуация начала меняться в конце 1971 года с обретением независимости и национализацией нефтедобычи. Правящий тогда , пошел по пути остальных монархий залива — стал проедать свои доходы, а управление страной поручил своему сыну - Хамаду бин Халифа ат-Тани, но не учел, что Хамад на пути развития страны смотрел иначе.

Эмир Хамад бин Халифа ат-Тани

В 1995 году он позвонил отцу в Швейцарию и сообщил, что тот больше не эмир. Новый эмир Хамад, сторонник развития экономики Катара, активно инвестировавший катарский капитал в выгодные зарубежные активы, (он вообще нетипично образован для катарской элиты - в 1971 году он закончил королевскую военную академию Сандхёрст, Великобритания), отвечая за развитие экономики страны, приобрел опыт и в этой не простой области.

Сегодня экономические показатели страны весьма интересны: темпы роста ВВП (16% в год) вывели Катар в число региональных лидеров, а объему валового продукта на душу населения (почти 90 тыс. долларов) самый большой в мире. Катар, третья в мире страна по объемам природного газа (более 900 трлн кубометров), способна самостоятельно доставить сжиженный газ в любую точку планеты. Сегодня флот Катара по перевозке сжиженного газа – крупнейший в мире.

Эмир Хамад воспринял мировой кризис, как прекрасную возможность приобретать все, что доходно и престижно. В результате Катар стал собственником перерабатывающих заводов в Китае, модных домов Франции и футбольных команд Испании.

Сильнейшее впечатление на него произвела судьба Кувейта, заинтересовавшего Саддама своими ресурсами. Эмир Хамад понимал, что у Катара ресурсов не меньше, а более сильных в военном отношении государств вокруг долго искать не надо.

Тогда, для начала, он построил для США авиабазу аль-Удейд (крупнейшую среди всех зарубежных баз американских ВВС, с 4 тыс. военнослужащих), вложив в строительство миллиард долларов, но как-то сомневался в надежности американского зонтика. В частности вряд ли можно твердо рассчитывать на США для защиты от Саудовской Аравии, там плотные дружеские объятия и взаимная любовь скрепленная нефтедолларами. Когда нет мощной армии, как в Иране или Египте, нет духовного щита типа Мекки и Медины, как в Саудовской Аравии, ни святости династии, как в Иордании, то приходится искать свой путь защитить себя и свои богатства.

И эмир его нашел.

Дипломатический щит и информационный меч

Рука щита – левая; правая же – для копья, меча.

Основой его политики стали «дипломатический щит» и «информационный меч».

Создавая «дипломатический щит» эмир Хамад сумел выстроить рабочие отношения со всеми странами и движениями Ближнего Востока. В 1996 году он пригласил в страну израильскую торговую миссию, а дипломатический такт демонстрировал даже в отношениях с Ираном, который прочие монархии региона не переносят. Сенатор Джон Керри жаловался, что «Катар не может быть нашим союзником в понедельник и отправлять деньги боевикам Хамаса во вторник», но политика «сотрудничества со всеми» делала из эмира отличного посредника, который имел возможность мирить нужные стороны в нужный момент. «Мы не занимаем ничью сторону в конфликтах — поэтому лидеры и просят нас о посредничестве», — объяснял дипломатические успехи эмир Хамад.

В качестве «информационного меча» выступил тотальный контроль над информационным пространством Ближнего Востока. Для этого эмир уже на следующий год после своего прихода к власти основал «Аль-Джазиру» — международный телевизионный канал, чьей главной особенностью, благодаря большим финансовым вливаниям и опыту нанятых английских специалистов, было сочетание новостей на арабском языке с западными стандартами журналистики. «Аль-Джазира» — первый арабский канал, который стал рассматривать конфликты с позиций обеих сторон, предоставляющий эфир всему спектру оппозиционных ближневосточных сил — как секулярных, так и религиозных. Слово здесь давали даже представителям Израиля, что весьма необычно для исламского канала.

И поскольку мы назвали щит (дипломатический) и меч (информационный), настало время поговорить об интересах.

Интерес великая движущая сила

Интерес вот великая движущая сила, единственная, которая ведет в правильном направлении и далеко. Даниэль Пеннак

«Арабская весна» принесла Катару дивидендов больше, чем США, Франции и Великобритания вместе взятым. Дохе удалось снизить, или вообще свести на нет, роль таких игроков, как Ливия, Египет и Сирия. Сегодня Катар и Саудовской Аравией являются главной пружиной всех инициатив ЛАГ, но Саудовская Аравия не обладает финансовыми возможностями Катара.

Но просто деньги не делают погоды, они могут принести только краткосрочную выгоду и лояльность, нужна упорная, целенаправленная работа, а потому давайте повнимательнее присмотримся к интересам.

Интерес первый: «Свалив» Каддафи Доха выиграла очень важный раунд в своей борьбе за Африку, за регион чрезвычайно интересный как своими ресурсами, так и вариантами логистики. Убран с дороги главный конкурент на континенте, который обладал достаточными возможностями для того, чтобы «кормить» половину африканских стран. Вместе с Каддафи ушел в прошлое его главный инструмент влияния в лице многочисленных фондов и банков, на место которых сейчас приходят те же катарцы. Как следствие, следует ожидать резкой «исламизации» континента и усиления влияния Катара в Афросоюзе, которые Катар при живом Каддафи практически не имел шансов реализовать и прорваться на лидирующие позиции.

Такой же интерес был и к египетской «весне» - деньги и там делали свое дело. В итоге Катар избавился от двух самых опасных для себя конкурентов на Африканском континенте и теперь готов к экономической экспансии.

«Сильные поступают так, как хотят, а

слабые страдают так, как и должны».

Фукидид

Интерес второй: это крупная игра на мировом газовом рынке, где сталкиваются интересы экспортеров. В случае падения проиранского режима в Сирии регион будет включён в мировую игру по прокладке альтернативных газовых трубопроводов. Наиболее вероятная трасса пройдет по территории Сирии и составит серьезную конкуренцию таким проектам, как Южный поток, Набуко и др. А такой проект желательно выполнять, прокладывая трубопровод по территории дружественной (а лучше – подконтрольной) страны. Так что это игра за большие деньги, а это для Дохи – святое.

Сирия в этом не только ключевая проблема, но и решение сразу нескольких задач. Прежде всего – снятие зависимости от ситуации вокруг Ормузского пролива. Мировая экономика, в случае военной операции против Ирана и прекращения судоходства по Ормузскому проливу получит мощнейший удар, а Катар попросту рухнет. Вот поэтому новый коридор через Сирию приобретает жизненно важное значение, но нужен дружественный режим, а не союзник регионального врага - Ирана. Если эта проблема будет решена, то через Сирию на побережье Средиземноморья пройдут нефте- и газопроводы. Вот только Асад стоит на этой «дороге к счастью».

Как на реализацию этих интересов работают катарские деньги видно на примере Хамаса. Катар его недавно прикупил себе по случаю, и Хамас, который мог ставить ему палки в колеса в Сирии, оказался подконтрольной структурой. Иран перестал платить, а эмир сделал Халеду Машалю предложение, в результате которого все политбюро Хамаса переехало в Доху, а Хания в каирской мечети заявил: я приветствую героический сирийский народ, который борется за свободу, демократию и реформы». Вот так это работает.

А «Аль-Джазира? Это как работает?

Катар смог собрать очень профессиональную команду, что сделало «Аль-Джазиру» основным каналом влияния на умонастроения арабов. Не будет преувеличением сказать, что без "Аль-Джазиры" перевороты в Египте, Тунисе, Ливии и мятеж в Сирии с большой вероятностью не произошли бы. Это видно наиболее наглядно на примере Ливии. Сначала «Аль-Джазира» непрерывно подавала преувеличенную информацию о столкновениях в Восточной Ливии, а затем на базе этой информации ЛАГ принимает резолюцию против Каддафи. Возразить мог Мубарак, но он был уже арестован. У Каддафи не осталось надежд на арабскую поддержку, да и Россия и Китай не захотели вникать в эти внутриарабские дела.

Сегодня эмират спонсирует сирийских повстанцев, поставляя оружие и бойцов для Свободной Сирийской армии, а канал Аль-Джазира создает для этого благоприятный фон. Непрерывные рассказы о зверствах Асада свое дело делают. Убийств, мародерства, гонений на христиан со стороны повстанцев на канале не видно.

Выбранные места из переписки с друзьями:

Б.Тененбаум - Янкелевичу

Ну, Станиславский сказал бы: "Не верю..."

В деятельность эмира - да, конечно, наверное, он так и делает. Я не верю в результат.

 Революции не делаются - они случаются. Что-то вроде взрыва. А уж то, что взрыв можно

чуток подтолкнуть, или наоборот, чуть притормозить - да, наверное. Со стороны - например,

 из Катара - это сделать потруднее, но это будет фактор второго, или даже третьего порядка.

Главное – не заиграться

Любой аферист, грабитель банков или устроитель финансовых пирамид должен менять стиль деятельности, а то его будут ловить слишком быстро. Стиль работы Катар изменить не может, а потому его действия стали понятны региональным соседям и начали раздражать «партнеров». «Аль-Джазира» на сегодня потеряла статус объективной телеинформационной компании - нью-йоркская Daily News называет ее «арабской пропагандистской организацией, которая контролируется средневековым катарским режимом и маскируется под медийную компанию». Кроме того, эмир столкнулся с весьма прохладным отношением к себе со стороны традиционных лидеров арабского мира, и, прежде всего, Саудовской Аравии, с которой серьезно испортились отношения. Эр-Рияд не устраивает доминирование Катара в Ливии, а во-вторых, Саудиты опасаются и своей «арабской весны», вполне резонно опасаясь «Аль-Джазиры», не одобряя ее деятельности.

Да и Западные политики наконец-то поняли, как Катар обвел их вокруг пальца в Северной Африке, тут бы и надавить на Катар за плохое поведение, но военные базы, как без них сегодня обойтись.

Звонок для эмира позвучал неожиданно. В апреле эмирская гвардия попыталась захватить дворец эмира. Ситуацию спасли только части американского спецназа переброшенные с территории базы аль-Удейд. На этот раз пронесло, но выручили эмира не свои войска, а американцы. В «иранский след» в попытке переворота поверить сложно - что делать, эмиру нужно внимательно осмотреться.

Что нам Гекуба?

Очевидно, что создающийся вокруг Израиля «Халифат» мира и спокойствия нам не несет, но, как и в вопросах объединения ФАТХа и ХАМАСа, внутренняя борьба в нем набирает все больший накал. Вполне понятно, что это неизбежно снижает возможности его участников.

В свое время российский ученый Олег Арин сформулировал определение «центра силы». По его мнению «Центр силы — это субъект, имеющий возможность подчинить деятельность других субъектов или акторов международных отношений в соответствии с собственными национальными интересами». На Ближнем Востоке к таким центрам силы мы привычно относили Египет (что уже в прошлом), Турцию, Иран, Саудовскую Аравию. Но теперь надо будет обращать самое серьезное внимание и на маленький Катар. Доха ведёт свою игру в Йемене, Палестине, Сирии и Африке. Уж больно активно «бермутят воду»… Заиграются.

Весна переходящая в зиму

«Как часто люди пользуются умом для совершения глупостей».

Ларошфуко

Нет, недостаточно пока прислушиваются к «Заметкам по еврейской истории» в ООН. Еще 19.04.2012 в статье «Сирийская ловушка»[3], разъясняли мы им о несостоятельности «Плана Аннана». Но сейчас они наконец-то поняли – на самом деле не работает. Вот и Франция заговорила о применении силы, а Кофи Аннан, также признав свой план, мягко говоря, неудачным, в точном соответствии с упомянутой статьей обвинил во всем Асада и правительственные войска. Они, конечно, не «белые и пушистые», но уж точно не единственно виноватые. На горизонте стала просматриваться военная операция по типу «Понуждение к миру» (peace enforcement), результат которой вполне предсказуем, вот только Сирию жалко.

Интересно, что это, случайная ошибка или ошибочная система в решении проблем современности? Понятно, один упавший листочек – это случайность, а листопад – это осень, одно заболевание – это заболевание, бывает, но если их много, то это эпидемия. А как назвать сирийскую ошибку? Назвать «план Аннана» – случайной ошибкой сложно, это скорее эпидемия, системный кризис.

Саманта Пауэр. Фото: Getty Images

Осознав эту проблему, президент США решил срочно исправить ситуацию. 23 апреля Барак Обама, чтобы пресечь геноцид во всем мире прямо в зародыше, объявил о создании новой структуры - Комитета по борьбе с геноцидом (Atrocities Prevention Board - APB), назначив его руководителем Саманту Пауэр (Samantha Power). Одна из самых известных мировых газет - «The Times» (ежедневная газета в Великобритании) - охарактеризовала ее так: «Пауэр — «новый голос совести для внешнеполитической элиты США».

Я человек добрый, ради Мира во всём Мире могу любого прирезать

Естественно, я против геноцида. Я не думаю, что массовые убийства, да и одиночные тоже, являются хорошей вещью. Права человека должны быть защищены, но «дьявол скрыт в деталях». А детали весьма интересны.

Саманта Пауэр в 1999 году была свидетельницей войны в бывшей Югославии, видела смерть и разрушения. Размышляя об этом, она пришла к мысли, ранее уже сформулированной Станиславом Куняевым:

Добро должно быть с кулаками

Добро суровым быть должно,

Чтобы летела шерсть клоками

Со всех, кто лезет на добро.

В этой парадигме она горячо приветствовала американское вмешательство и последовавшую воздушную войну в Югославии, так как «силы добра» должны вмешиваться в конфликты современного мира и с оружием в руках насаждать правильный порядок – демократию, предупреждая этим возможные акты геноцида. Можно трактовать это так: если бы «силы добра» вовремя вмешались и пресекли уничтожение евреев Гитлером, то Катастрофы не было бы. Да, наверно не было бы, но кто сегодня в мире Саманты Пауэр жертвы, кого надо спасать, а кто «силы зла», которых надо остановить?

Господи! Избавь нас, грешных, от непогрешимых…

Для г-жи Пауэр все ясно. Еще в 2002 году, во время интифады, в интервью в Калифорнийском университете она заявила, что Америка должна ввести войска на Ближний Восток, в целях предотвращения «нарушения прав человека» со стороны Израиля, прекратить инвестировать огромные суммы в поддержку военных действий израильтян, а сэкономленные деньги вкладывать в развитие Палестинского государства.

Позже, выступая в Школе управления им. Кеннеди в Гарвардском университете, развивая свою мысль, она предложила создать международную группу войск для вторжения в Израиль с целью создания палестинского государства.

Ну, с Израилем ее не послушали, но с началом военного вмешательства в Ливии, «Нью-Йорк Таймс» представляла г-жу Пауэр, наряду с Хилари Клинтон и постпредом в ООН Сьюзан Райс, в качестве влиятельного политика, выступающего за активные боевые действия. Авторитетное новостное агентство «Мак-Клатчи» назвало Пауэр «голосом за поступками Обамы в Ливии». Ей же приписывается предложения сделанные Президенту Обаме по ситуации в Египте, в свержении президента Египта Хосни Мубарака есть ее большой вклад. Я не могу согласиться с тем, что, как пишут некоторые СМИ, что это было сделано в угоду арабскому миру, просто недемократичный Мубарак не вписывался в картину мира Саманты Пауэр. В кандидаты для «наведения порядка» в области прав человека по Пауэр, кроме названых выше стран, вошли Турция, Узбекистан, Израиль, Саудовская Аравия, Пакистан, Китай и Россия. Иран она не включила, там с правами человека, видимо, все в порядке. Проблема в том, что по ее мнению, только либеральный человек (по Куняеву) знает, «как надо».

«За сто лет до СССР в Афганистане воевали англичане,

а после СССР, сегодня - американцы. Они все идиоты?

Ответ: да, идиоты».

Из комментариев на сайте «Полоса».

А знает ли этот либеральный человек, как надо? Если «Критерий истины – результат», то результаты, мягко говоря, провальные. Каддафи был негодяй, но Ливия при его правлении была светской, жила достаточно стабильно, да и защищала Европу от потока незаконных мигрантов из Африки. Сегодня страна разгромлена, управляемость на всей ее территории не обеспечена, ситуация продолжает закономерно ухудшаться. За неспособность нормализовать обстановку в стране и воровство бюджетных средств в конце апреля был распущен кабинет министров. Многочисленные банды вчерашних «революционеров» с энтузиазмом укомплектовывают свои ряды новичками, а африканское отделение «Аль-Каиды» постепенно превращает Северную Африку в свой плацдарм. На юго-востоке Ливии в окрестностях города Куфры вновь вспыхнули бои. Чернокожие и арабские племена выясняют там межплеменные противоречия.

Да, неудачно получилось в Ливии. Как писал Барри Рубин: «Результат может быть катастрофическим для <…> людей, живущих в странах, пострадавших от вашей ошибочной внешней политики, но это не важно, если вы хотели сделать, чтобы было хорошо».

Но может в Египте все иначе? Нет, не иначе, по-прежнему льется кровь, по-прежнему страна катится в пропасть. А ее еще и кормить нужно… Но вот в Сирии… А про Сирию уже писали… А может Йемен? Нет, и там все плохо, и «несть им числа» - Судан, Афганистан, Ирак…

Итак, все же эпидемия, а в чем, собственно, сама болезнь?

«Болезнь» - в ошибочной концепции, что демократия является чудодейственным средством для решения проблемы радикализма, насилия, экстремизма и терроризма. К этой идее стоит присмотреться, а заодно попытаться понять, может ли «добро с кулаками» привнести демократию, к примеру, в Сирию или Египет.

Демократия - это возможность самим выбирать себе рабовладельцев...

Распространенной ошибкой является насаждаемое мнение, что свободные выборы по принципу один человек — один голос, это и есть демократия. Свободные выборы, при всем к ним уважении, не демократия, а лишь элемент демократии, а собственно демократия, это ценности, укорененные в общественном сознании. Это гражданские свободы, уважение к правам меньшинств, к положению женщин в обществе, это открытая печать, это юридическая защита прав и свобод граждан и многое другое. Вот совместно с этим набором ценностей, ставших общественными ценностями, и на этой базе начинает работать такой важнейший элемент демократии, как свободные выборы. В противном случае демократические выборы станут первыми и последними. Это и понятно, в результате таких выборов к власти в стране придут фундаменталисты, как наиболее дисциплинированная группа. Попробуй там посвоевольничать! Мы знаем итоги выборного процесса в Газе, в Иране и Тунисе, наблюдаем подготовку к выборам в Египте…

George Jonas в National Post описал этот процесс так: «Смена репрессивных, коррумпированных, неэффективных и воинственных диктаторов, дружественных Западу, на равно репрессивных, коррумпированных, неэффективных и воинственных диктаторов, враждебных Западу… Историческая модель этого – замена шаха Ирана на аятоллу Хомейни».

А если демократические ценности не являются ценностями общества, то нужен соответствующий состоянию умов образ правления. Вполне вероятно, что именно Каддафи был оптимальным правителем в Ливии. Для того, чтобы в Ливии привился английский парламентаризм, нужно было заселить ее англичанами, а где их столько взять? А ливийские племена куда?

Последствия того, что почему-то называли «Арабской весной», а в последнее время все больше «зимой», достаточно очевидны. В «довесеннем» состоянии это были устойчивые государства с тем или иным видом диктатуры. Они обеспечивали определенный порядок, территориальную целостность, но и не только – они обеспечивали противовес другим региональным лидерам, мешая им чрезмерно усиливаться и, тем самым, угрожать миру созданием достаточно серьезных военных альянсов. Неустойчивые правительства с помощью привнесенных извне методов теряют контроль над своими территориями, которые становятся практически неуправляемыми, как бы ничейными, и переходят под контроль джихадистов и становятся прибежищем различных банд, вооруженных достаточно современным оружием из разграбленных военных складов. Это произошло в Ливии, но подобный сценарий в Сирии совсем не исключен. В чьи конкретно руки могут попасть огромные запасы химического и ракетного оружия Сирии сегодня сказать трудно, но то, что эти руки будут не либерально-демократическими можно утверждать смело.

"Равенство бывает двоякого рода: по количеству и по достоинству

… Вообще ошибка – стремиться провести повсюду тот или другой вид равенства.

И доказательством служит то, что после этого происходит: ни один из видов

государственного устройства, основанный на таком равенстве, не останется устойчивым…"

Аристотель

Возможно, что сегодняшним западным элитам для понимания происходящих на Востоке процессов мешает привычка к беспроблемной смене власти в их странах? Ну, ушел Буш, пришел Обама, изменились нюансы политики, но страна осталась той же самой. Здесь не так - страны «арабской весны», как спелый фрукт, падают в руки «Мусульманских братьев», салафитов и ваххабитов, что создает базу для «всемирного халифата» и «глобального джихада».

Так где же свет в конце туннеля?

Черчилль в свое время сказал, что «они обязательно поступят правильно, после того, как перепробуют все остальные варианты». Некоторый намек на то, что время проб заканчивается, и наступает время прагматичной политики можно усмотреть из материалов конференции в Торонто.

28 марта на конференции «Канада и Новый Ближний Восток» в Торонто было отмечено, что на Западе энтузиазм в отношении «Арабской весны» в основном испарился и возобладал здравый смысл, что политические лидеры сейчас понимают - так называемая «Весна» не имела ничего общего с демократией и свободой. Попытки принести на Ближний Восток права человека и демократию с помощью бомб и штыков всё больше и больше воспринимаются, как бредовая глупость. Во главу угла должен стать реализм внешней политики. А это значит, что нужно отделить внутренние проблемы государств, которые они должны разрешать сами, от внешней агрессии, которая действительно является международным делом.

Вряд ли возможно назвать режим аятолл прогрессивным и демократическим, но это проблема самих иранцев. Это они с энтузиазмом свергали шаха, когда-нибудь они с таким же энтузиазмом или постепенно эволюционируя, установят иной режим. Это их проблема, наша же проблема – пресечь их ядерные амбиции и не позволить им обзавестись ядерной бомбой.

Образ внутреннего правления в Сирии и Египте, Ливане и Йемене – это их внутреннее дело, но до тех пор, пока они не занимаются международным терроризмом, вот это нужно жестко пресекать, применяя все методы воздействия, вплоть до военных операций.

Война с террором, а не преждевременное привнесение демократии в неготовые к этому страны, должна становится основным содержанием сегодняшних действий. Эта война должна вестись на основании накопленного опыта одновременно по двум направлениям - оперативным возможностям террористических структур и их мотивации. Президент Буш ставил себе целью сокрушить оперативные возможности террора, Обама делал основную ставку на изменение мотивации, в чем, к сожалению, не преуспел. Но только работа по двум направлениям сразу дает шанс на успех.

Боаз Ганор, заместитель декана и исполнительный директор Международного института по контр-терроризму при Междисциплинарном центре Герцлия, выступая на конференции в Торонто, сказал, что «Мы находимся в разгаре войны. Это не конвенциональная война, но война идей, это религиозная война, хотя еще не война религий. Это война внутри самого ислама, и победить в этой войне может только одна сторона – сами мусульмане. Только сами мусульмане могут победить в этой войне и осуществить контроль над своей религией, вырвав ее из рук экстремистов и фундаменталистов. Чтобы победить в этой войне, мы не должны скрывать правду и замазывать проблемы. Называя террор террором, мы помогаем мусульманским прагматикам, которым нужно очень много мужества в противостоянии с фундаменталистами».

А что Саманта Пауэр – «гуманитарный ястреб» Обамы? СМИ предсказывают, что в случае переизбрания Обамы, именно она возглавит Госдеп. Пауэр, как очередной теоретик-либерал, ставит абстрактные идеалы выше реалистичной политики с достижимыми результатами. Её идеи могут иметь тяжелые последствия для Америки и её союзников.

Повлиять на ее назначение мы не можем, но, по крайней мере, израильтяне с американскими паспортами могут в день выборов прийти к избирательным урнам и проголосовать не сердцем, а разумом. Возможно, что это будет незначительная капля в море голосов в самой Америке, но может это та самая капля, которой не хватает до нужного результата.

А тем временем…

А тем временем бдительные турецкие пчеловоды обнаружили мертвую птичку, на лапке которой было кольцо, установленное в Израиле. Им показалось, что одна ноздря птички больше другой. Сразу стало понятно, что коварный Тель-Авив установил в ноздре птицы шпионское оборудование. К делу подключилась полиция и разведка, ведь "Когда речь заходит об Израиле, в голову приходит множество возможных идей, и нельзя исключать, что в деле замешаны спецслужбы, поместившие в клюв миниатюрную камеру или записывающее устройство".

Как не вспомнить утверждение египтян, что акул, нападавших на туристов на пляжах Шарм-Эль-Шейха, дрессировал Моссад. Определенно мир сошел с ума.

Остановите мир - я сойду!

май 2012

Примечания

[2]В.Янкелевич «К вопросу о военной мощи Хизбаллы» (http://blogs.7iskusstv.com/?p=7714)

[3] В.Янкелевич «Сирийская ловушка» http://club.berkovich-zametki.com/?p=257


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2787




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer6/VJankelevich1.php - to PDF file

Комментарии:

Sava
- at 2012-06-13 17:43:07 EDT
Благодарю уважаемого Владимира Янкелевича за интересную,познавательную публикацию на исключительно важную и актуальную тему.Проведенный автором глубокий, не перегруженный деталями, обстоятельный анализ политической ситуации воспринимается достаточно убедительным.
Марк Фукс
Израиль, Хайфа - at 2012-06-13 08:12:38 EDT
Мне хотелось бы поблагодарить автора объемной и интересной статьи.
В равной степени приношу благодарность участникам ее обсуждения, проявляющим завидную осведомленность, квалификацию и заинтересованность.
Именно в таком сбалансированном виде, когда предлагаемый материал становиться объектом обсуждения и рождается некая концепция восприятия событий в условиях недостатка достоверной информации и догадок.
В работах Вл. Янкелевича меня привлекает взвешенный оптимизм автора, умение выслушать собеседника, постараться понять его позицию и учесть это при дальнейшем анализе материала.
Спасибо всем.
М.Ф.

vitakh
- at 2012-06-12 22:41:22 EDT
Очень интересно и познавательно. Спасибо.
Националкосмополит
Израиль - at 2012-06-12 13:32:32 EDT
Руководители демократий Англосаксонского и Европейского типов вполне профессиональны и вполне реалистичны, когда хотят растиражировать их на страны третьего мира с тоталитарными и авторитарными режимами и не хотят тиражировать их на страны с фундаменталистской – исламской демократией, типа Ирана.
Они это делают потому, что прекрасно понимают, что Западные демократии – вовсе не демократии, а их имитация, прикрывающая власть очень узких – не сменяемых из поколение в поколение финансовых и политических элит прикрывающихся многопартийностью.
Радзиховский недавно очень правильно сказал о Россие, что если там будет все, как в Европе, то от этого ничего, по существу не изменится, но Западное общественное мнении успокоится; причем власть при этом останется у сегодняшней устойчиво – сформировавшейся реальной элиты.
Точно, это же Американцы и Запад терпеливо и настойчиво объясняют формирующейся элите пост тоталитарных и пост авторитарных стран третьего мира, а именно что не надо бояться Западной демократии, ибо это квази демократия.
Бояться же всем элитам надо реализации глобального проекта «Расширяющаяся Элита».
Этот проект предоставляет всем людям Мира симметрию недель труда и творческого отпуска и прием на работу, включая все должности во всех трех ветвях власти, после прохождения кандидатами единых для каждой должности фильтров профессионального отбора, ПО ЖРЕБИЮ.
Образы жизни большинства людей в этом новом мире будут неделе кратными по времени атрактивными моделями, выбираемыми по жребию, обеспечивающему их высочайшее качество, как в системах обеспечения качества массовой высокотехнолигичной продукции, обеспечивших в свое время «Японское чудо».

Игонт
- at 2012-06-12 10:28:37 EDT
Давно не читал такой компактной , информативно-насыщенной и объективной статьи по данной теме. Спасибо.
Элиэзер - автору и Игреку
- at 2012-06-10 17:04:09 EDT
Не предваряя свою стаатью о поездке в африку, которую я пишу медленно, скажу, что нигде, кк там, не виден принципиальный кризис Западной идеологии либерализма. Вы видите всё. что только существует для елементарного предохранения человека от голода и холода было изобретено белым человеком: современные методы сельского хозяйства, железные и шоссейные дороги, очищение воды, всеобщее образование и т.д., и т.п. Всё это было щедро отдано миру, и мы видим, как. скажем, дальний Восток беоёт эти достижения, не кляня Запад до такой степени, как это делает ничтожная и неспособная прокормить и содержать себя Африка. И мы видим западного человека, бесконечно извиняющимся за свои бесконечные вины перед этим африканским человеком, тратящим огромные деньги в качестве извинения, которые пропадают. Причина - "либертэ, эгалитэ, фратенитэ", понятые совершенно ложно.
Янкелевич - Иону Дегену
- at 2012-06-10 11:45:43 EDT
Дорогой Ион,
Большое спасибо за Ваш отзыв, а спокойствие - очевидно это спокойствие офицера в бою или хирурга в операционной. Беспокойство - оно за кадром.

Ион Деген - Янкелевичу
- at 2012-06-10 11:43:46 EDT
Дорогой Владимир!
С интересом и удовольствием прочёл эту статью, как и всё написанное Вами. Вы обладаете несомненным талантом не просто обозревателя, а исследователя. Удивляет Ваше объективное спокойствие. Удивляет потому, что трудно быть объективным, когда это касается твоей безопасности. Спасибо большое. Будьте здоровы и счастливы со всеми Вашими близкими.
Ваш Ион.

Янкелевич - Игреку
Натания, Израиль - at 2012-06-10 10:50:23 EDT
Дорогой Игорь, думаю, что мое понимание ситуации во многом сформировалось под влиянием Хантингтона. Но вот относительно тезиса о "бестолковости внешнеполитического курса западных цивилизаций" можно подискутировать. Слово "бестолковость" предполагает, что если вдруг внятно объяснить, то и бестолковый может "въехать" в ситуацию. Такой вариант не страшен, он оставляет надежду на прозрение. А что если этот подход имманентно присущ современной цивилизации? Цивилизации, в которой правит не разум а электоральные предпочтения? Вот в этом и ответ на вопрос о Саманте Пауэр, этом "добре с кулаками", ее выбрал Обама, а его - охлос. И сейчас, насколько мне известно, американские евреи предпочитают Обаму. Правда в Гостевой имела хождение идея, что Обама ли, Ромни ли, все равно будет одно и то же. Идея более, чем сомнительная. Для примера - в статье упоминается архиепископ Макариос, именно его просоветская ориентация, в конечном счете, привела к сегодняшнему состоянию Кипра.ИМХО
Ну а насчет соотношения Катара и Саудов, то оно разное в разных регионах, но абсолютно точно, я думаю, не скажет никто.

Игрек
- at 2012-06-10 09:23:01 EDT
Владимир, просто до слез обидно видеть бестолковость внешнеполитического курса западных цивилизаций, начиная с веьетнамских времен, в отношении стран других цивилизаций. Сплошные грабли.
А ведь предупреждали! И люди, которые не самые последние в ранге политических советников. Вот цитаты Хантингтона, к примеру.
«Наиболее важное политическое различие между государствами определяется не их формами правления, а уровнем (степенью) организации управления. Разница между демократией и диктатурой меньше, чем разница между государствами, чья политика основана на консенсусе, общинности, законности, организации, эффективности и стабильности, и государствами, где все это отсутствует или не достаточно развито» (“Political Order in Changing Societies, 1968).
Хантингтон в одном из интервью замечает, что американский исторический опыт не подходит для осознания и понимания миллиона проблем, стоящих перед развивающимися странами. «Американцы верят в единство добродетелей. Они полагают, что все хорошие вещи - социальный прогресс, экономический рост, политическая стабильность и прочее – приходят одновременно. К сожалению..." - и так дальше.
“Не проблема провести выборы, проблема создать организации”.
"- Вера Запада в то, что парламентская демократия, свободный рынок и соблюдение прав человека - наилучший путь социального и политического развития для всех стран, приведет Запад к конфликту с цивилизациями – в первую очередь с Исламской и Китайской, в которых думают по-другому".
И список цитат можно продолжать и продолжать. Отуда на нашу голову берутся Саманты Пауэр? И столько..
Статья очень понравилась, но, кажется, Вы незаслужено сбросили с постамента Саудов, как лидеров финансового влияния на рост ислама и влияния ислама в странах Запада. Там, конечно, о единоначалии катарского образца говорить трудно, но их связи и сложность и давность их связей в Америке и Канаде оказывают влияние куда большее, чем катарское. Я что-то не слышал об открывающихся кафедрах "ислам стадиес" в местных университетах на катарские деньги, или о финансировании проникновения ислама в американских тюрьмах.

Е. Майбурд
- at 2012-06-10 07:46:06 EDT
Мы в восхищении!
Б.Тененбаум-Б.Э.Альтшулеру
- at 2012-06-10 00:57:44 EDT
"... сю эту шпану НАДО согласно международным конвенциям держать у себя. Все 70 000!!! ...

Даже если вся ООН, заливаясь слезами, будет требовать от Израиля принять пяток-другой миллионв палестинцев - надо полагать, с этим не согласятся, и какие-то меры предотвращения этого все-таки найдутся ?

Трепетное отношение к международным конвенциям кончается, начиная с какой-то цифры. С какой, не знаю. Но меры достаточно простые: улучшенный контроль границы и упрощенный процесс депортации.

Борис Э.Альтшулер
- at 2012-06-10 00:46:49 EDT
Б.Тененбаум-Б.Э.Альтшулеру
- Sun, 10 Jun 2012 00:34:55(CET)

"... человек оказывается в Израиле, где живёт на юге Тель Авива воровством, грабежами и изнасилованием женщин и мужчин ....

Вот начиная с этого момента - "... человек оказывается в Израиле ...", все мечети заканчиваются, и начинается обыкновенная израильская полиция. По крайней мере, должна начинаться.

Арест, промежуточное заключение, депортация.

ёёёёёё

Дык всё продумано: депортировать никого нельзя, всю эту шпану НАДО согласно международным конвенциям держать у себя. Все 70 000!!!
Вот 4000 из Южного Судана будут депортировать, но это капля в море.

Янкелевич - Юлию Герцману
Натания, Израиль - at 2012-06-10 00:35:41 EDT
Дорогой Юлий,
В принципе я согласен с твоими примечаниями, но ты пишешь, что "болезнь гораздо хуже: в том, что некоторые круги считают демократию не средством, а ЦЕЛЬЮ, хотя она не более, чем ограничение при продвижении к цели" - против этого не возразишь, но я далее написал, что "ошибкой является насаждаемое мнение, что свободные выборы по принципу один человек — один голос, это и есть демократия". То есть проблема, ЦЕЛЬ это или СРЕДСТВО, вторична, первична - что это такое, если в этом ясность, то первый вопрос решается гораздо легче. Я написал, что "демократия, это демократические ценности, укорененные в общественном сознании" и так далее. Посмотри этот раздел полностью еще разок. Если демократию понимать в таком смысле, то пусть она будет целью, при такой демократии общество способно к саморазвитию, само разберется, где цель, где средство. ИМХО
2) Ты "Должен согласиться с Б.Тененбаумом (о качестве цитаты из меня - разговор особый), что бурлящие процессы, вроде неконтролируемого роста населения или "весен" - гораздо знАчимее, чем политические усилия таких супердержав как Катар". А я согласен с тобой. Но вот в чем беда. Избыточная пассионарность, которую некуда выплеснуть, может вылиться в различные формы, их множество, всех не перечислишь. Приведу только один пример - бунт против G8, чем не поле для сброса напряжения. НО! Приходит Аль -Джазира, и человеку, готовому бороться с глобальным потеплением, гомосексулистами, Большой восьмеркой, Мак-Дональсами и прочими явлениями, виновными в отсутствии рабочих мест на его родине, пришедший Имам из Аль-Джазиры и показал правильное направление для агрессии, иначе он вполне быть героем на освоении ливанского морского шельфа и заслужил бы фотографию у развернутого знамени части!!! А так он послушал объяснения единственного профессионального канала и, совершенно логично, пошел совершать теракт против евреев.



Я вот "Аль-Джазиру" смотрю едва ли ни ежедневно, и ее передачи ну никак не сказываются на моем отношении к Израилю, а вот этот франко-алжирский подонок, расстрелявший детей, скорее всего, ерпал информацию не из Аль-Джазиры, а из речей другого подонка, вещавшего в мечети.

Б.Тененбаум-Б.Э.Альтшулеру
- at 2012-06-10 00:34:55 EDT
"... человек оказывается в Израиле, где живёт на юге Тель Авива воровством, грабежами и изнасилованием женщин и мужчин ....

Вот начиная с этого момента - "... человек оказывается в Израиле ...", все мечети заканчиваются, и начинается обыкновенная израильская полиция. По крайней мере, должна начинаться.

Арест, промежуточное заключение, депортация.

Гуманность выдерживает до уровня, скажем, скольких-то сотен - дальше начинается сплошная целесообразность.

Борис Э.Альтшулер
- at 2012-06-10 00:27:16 EDT
Б.Тененбаум-Б.Альтшулеру
- at 2012-06-09 23:55:38 EDT
Коллега, ну какая мафия ?
-------

Представьте себе, что вы живёте в нищей африканской стране, где надо на 20 лет идти служить в нищую армию и умирать. Вот кто-то посмелее с голой задницей подаётся без гроша и без ботинок в бега.
Куда он после пересечения границы идёт? Правильно - в мечеть. Там с ним беседуют, дают какую-то обувь, ночлег, кормят, знакомят с нужными людьми. Вы всё ещё верите в случайности?
Ему или им указывают правильный маршрут, бесплатно привозят снова через границу к бедуинам на Синае, которым тоже платить надо,- и человек оказывается в Израиле, где живёт на юге Тель Авива воровством, грабежами и изнасилованием женщин и мужчин.

Каждому интеллигентному европейцу ясно, что никакого злого умысла ислама здесь нет, а есть несчастные и угнетённые люди, которым уже сегодня в смысле political correctness надо утупить Израиль.

Б.Тененбаум-Б.Альтшулеру
- at 2012-06-09 23:55:38 EDT
Коллега, ну какая мафия ? Народ бежит от голода и погибели. Его естественно, транспортируют те, кому это в силу каких-то причин выгодно. Как было во Вьетнаме, или как происходит на Гаити, или по всей Африке. Надо полагать, в Израиле не стали бы принимать сотни тысяч беженцев, правда ? Ну так тут все дело только в высоте определенного "порога". Когда печальная необходимость защищаться от человеческого цунами становится выше сочувствия и сострадания, цунами прекращается сугубо полицейскими мерами. По-моему, что-то в этом направлении сейчас и делается ...
Борис Э.Альтшулер
- at 2012-06-09 23:54:05 EDT
Юлий Герцман
- at 2012-06-09 23:36:05 EDT
...а вот этот франко-алжирский подонок, расстрелявший детей, скорее всего, ерпал информацию не из Аль-Джазиры, а из речей другого подонка, вещавшего в мечети.
------------------------------------

Уважаемый Юлий,

Вы же экономист!!! Кто-то эти мечети и этих сумашедших имамов финансирует...
Потоки-то потоками, они куда-то действительно текут, а вот НАПРАВЛЯЮТ эти потоки всевозможные исламские "культурно-религиозные" объединения и невинные, анонимные хедж-фонды.
И везде участвуют Катар и Аль-Джазира...
Кто платит, тот заказывает и музыку.

Борис Э.Альтшулер
- at 2012-06-09 23:42:50 EDT
Б.Тененбаум-Б.Э.Альтшулеру
- at 2012-06-09 17:26:57 EDT
кто-то всё же направляет и стимулирует эти миграционные потоки, в том числе и мусульманских эфиопов-эритрейцев, захлестнувших Израиль

Коллега, ну посудите сами - кто в принципе может направлять любые потоки, захлестнувшие Израиль ? Если Израиль "захлестнуло", то главное дело тут, несомненно, в Израиле ...
ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёё

Уважаемые коллеги,

для того, чтобы сняться с места в нищей разрушенной стране в Африке, пробрести через два континента, добраться до границы Израиля и перейти её, нужна организация (мафии, называйте как хотите). По-немецки это красиво называется логистикой.
Также как алия из бывшего СССР была подготовлена десятилетиями кропотливой работы, о которой рассказал Миша Шаули, так и "алия", инфильтрация африканцев-мусульман в Израиль носит организованный характер с участием секретных служб.
Должен сказать, что я очень удивлён просчётами израильтян, которые до последнего момента продолжали хлопать ушами.

Юлий Герцман
- at 2012-06-09 23:36:05 EDT
Ты написал превосходную статью - глубокую и многоплановую. У меня не то. что - возражения, но некоторое несогласие с:
1) «Болезнь» - в ошибочной концепции, что демократия является чудодейственным средством для решения проблемы радикализма, насилия, экстремизма и терроризма. - болезнь гораздо хуже: в том, что некоторые круги считают демократию не средством, а ЦЕЛЬЮ, хотя она не более, чем ограничение при продвижении к цели.
2) Должен согласиться с Б.Тененбаумом (о качестве цитаты из меня - разговор особый), что бурлящие процессы, вроде неконтролируемого роста населения или "весен" - гораздо знАчимее, чем политические усилия таких супердержав как Катар. Я вот "Аль-Джазиру" смотрю едва ли ни ежедневно, и ее передачи ну никак не сказываются на моем отношении к Израилю, а вот этот франко-алжирский подонок, расстрелявший детей, скорее всего, ерпал информацию не из Аль-Джазиры, а из речей другого подонка, вещавшего в мечети.

Б.Тененбаум-В.Янкелевичу
- at 2012-06-09 22:45:14 EDT
Мне кажется, что мы согласны в том, что события влияют на людей сильнее, чем любая пропаганда. Оговорюсь - в свободном обществе, где можно озвучить и не слишком популярное в данный момент мнение.
Янкелевич - Б. Тененбауму
Натания, Израиль - at 2012-06-09 21:54:00 EDT
Вы пишете "Но давайте взглянем на вещи с другой стороны" - это всегда интересно.
Вы пишете, что "В Израиле в общем в свое время были большие надежды, связанные с Осло" - Увы, дорогой друг, мне это не известно, я думаю, что в этом вопросе общество было очень сильно расколото и далеко не факт, что надежды были у большинства. Но я не уверен, но вот по "Размежеванию" в Газе - уверен, Шарон просто сломал депутатов через колено и провел размежевание силами армии. Так что все это не однозначно.
Вы пишете "Страна сдвинулась вправо, и вовсе не потому, что этому помогли, например, израильские газеты. Они, по-моему, обычно левее центра" - и Вы абсолютно, по моему мнению, правы. Но вот антипоселенческая и антирелигиозная агитационная работа свое дело сделала, это очень хорошо видно в Израиле.
Ну а Ваш пример про "Нашего с вами любимого Черчилля поносили последними словами как "... поджигателя войны ..." - вплоть до того момента, когда Германия нарушила Мюнхенское Соглашение и ликвидироавала Чехословакию" по моему Ваше мнение опровергает. У Черчиля не было общенациональной пропагандистской машины, его воздействие на людей в агитационном плане было очень незначительным. Это я вынес из Вашей книги.
Далее: "А в 1940 он стал премьером и кумиром публики - без всяких избирательных фондов" - это безусловно так, в избирательных фондах не было необходимости - Гитлер все сделал за него.

Б.Тененбаум-В.Янкелевичу
- at 2012-06-09 21:38:03 EDT
Но Вы не признаете наличия неопределившейся массы? То есть тех, кто сегодня не знает за кого он вообще собирается голосовать? В Израиле есть люди, исторически голосующие за партию "Авода", а есть за "Ликуд", но масса тех, кто ни тут и ни там очень внушительна. То есть тех, у кого нет определенной точки зрения, которая в них, нужно признать, не существует. Вот на них и тратятся избирательные фонды.

Что и говорить, это правда.

Но давайте взглянем на вещи с другой стороны. Есть избирательные фонды, есть агитация за то, за се - а есть реальная жизнь. События убеждают почище любого агитатора, правда ? В Израиле в общем в свое время были большие надежды, связанные с Осло - и где они сейчас ? Страна сдвинулась вправо, и вовсе не потому, что этому помогли, например, израильские газеты. Они, по-моему, обычно левее центра.

Нашего с вами любимого Черчилля поносили последними словами как "... поджигателя войны ..." - вплоть до того момента, когда Германия нарушила Мюнхенское Соглашение и ликвидироавала Чехословакию. А в 1940 он стал премьером и кумиром публики - без всяких избирательных фондов.

Янкелевич - Б. Тененбауму
Натания, Израиль - at 2012-06-09 20:57:46 EDT
Дорогой друг, Вы пишете "до избирателя доходит только то, что он уже как бы "знает". Агитация служит для того, чтобы консолидировать определенную точку зрения, которая, так или иначе, в избирателе уже существует".
Кто бы спорил. Но Вы не признаете наличия неопределившейся массы? То есть тех, кто сегодня не знает за кого он вообще собирается голосовать? В Израиле есть люди, исторически голосующие за партию "Авода", а есть за "Ликуд", но масса тех, кто ни тут и ни там очень внушительна. То есть тех, у кого нет определенной точки зрения, которая в них, нужно признать, не существует. Вот на них и тратятся избирательные фонды.

Янкелевич - Элиэзеру М. Рабиновичу
Натания, Израиль - at 2012-06-09 20:49:13 EDT
Дорогой Элиэзер, Вы пишете о Египте в сегодняшнем состоянии: "Не верю, что неопасен, верю наоборот".
Я думаю, что у нас разное понимание слова "опасен". Но личном уровне - да, опасен, на государственном - нет, не опасен. Он может лишь поддерживать Газу, что достаточно плохо, но развязать войну типа Войны Судного дня - нет, не может. Гораздо более сильная в военном отношении Турция - тоже оказалась в положении "вне игры". Но об этом моя статья в следующий номер "Заметок".

Б.Тененбаум-В.Янкелевичу :)
- at 2012-06-09 18:50:55 EDT
Зачем кандидатам на пост Президента США миллиардные избирательные фонды?

Ну, во-первых, эти фонды все-таки не миллиардные. Во-вторых, когда я жил в Колорадо, то там в ходе избирательной кампании по телику шли агитки, то за демократов, то за республиканцев. Так вот, послушав "демократа", я был готов лететь на избирательный участо и голосовать за "республиканца" - и наоборот. У меня лично прямая агитка вообще в любую сторону вызывает отторжение.

Я думаю, что до избирателя доходит только то, что он уже как бы "знает". Агитация служит для того, чтобы консолидировать определенную точку зрения, которая, так или иначе, в избирателе уже существует.

Помнится, когда я в первый раз прочел Жаботинского, у меня было чувство, что все, о чем он писал, я уже знал - просто вот не мог выразить так хорошо, как это сделал он. Иллюзия, конечно - но не менее талантливая политическая речь в пользу чего-то, что мне отвратительно, не произвела бы ни малейшего впечатления.

По поводу "Голоса Америки" - с нами в СССР работал именно этот эффект. Все то, что шло на официальном уровне, было - для меня - очевидной бесстыжей ложью. Ясное дело, все, что шло на неофициальном уровне, да еще к тому же и глушилось, автоматически получало определенный и довольно высокий "уровень доверия".

По-моему, критическими элементами этой системы было не вещание "Голоса Америки", а 1) гнусная официальная система, и 2) способность понимать, что она гнусна.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2012-06-09 18:35:45 EDT
Жизнь в Египте стала хуже, он еще долго будет приходить в себя, но в военном отношении в таком состоянии он гораздо менее опасен.

Ну, как говорит наш друг Буквоед, Ваши бы уста да Б-гу в уши! Не верю, что неопасен, верю наоборот.

Янкелевич - Элиэзеру М. Рабиновичу
Натания, Израиль - at 2012-06-09 18:17:38 EDT
Дорогой Элиэзер, все так, но существует теория "управляемого хаоса". Жизнь в Египте стала хуже, он еще долго будет приходить в себя, но в военном отношении в таком состоянии он гораздо менее опасен. До монолитной и опасной исламской страны по типу Ирана - им предстоит еще "Долгая дорога в дюнах", лет так тридцать.
Элиэзер М. Рабинович
- at 2012-06-09 18:01:31 EDT
Статья хорошая, аргументированная (как всегда) и, как мне кажется, менее оптимистическая, чем прежде, что, наверно, правильнее с точки зрения истины и печальнее с точки зрения настроения.

Катар - плох (для нас). Богат - на сырье, нет у него высокой технологии, это всё равно паразит. Аль Джазейра - прекрасно профессиональная сволочь, да, она даже израильтян приглашает, но она борется за арабское дело так, как его понимают самые тёмные арабские силы. Насчёт зимы "арабской весны" я позволю себе процитировать собственное предвидение, здесь напечатанное год назад (май 2011):

Свободные выборы после революций будут максимум один раз – потом они будут фальсифицироваться. В Египте на выборах, скорее всего, к власти придёт партия «Мусульманских братьев». Эта фундаменталистская партия, которая, как и правящая партия Турции, пытается сейчас представить себя умеренной и толерантной...
Непонимание этой группы... ведёт к тому, что наше правительство играет в шашки, тогда как Мусульманское братство играет в шахматы

Мусульманские страны, установившие дипломатические отношения с Израилем, скорее всего, их разорвут. Уже сейчас ХАМАС, который может утверждать, что избран демократически, вовсю воюет с соседней демократией – Израилем, всё больше обстреливая его ракетами, я бы сказал, от имени побеждающих арабских революций. Или от имени Ирана. А вражда к Западу и его местному представителю – Израилю – будет ещё жёстче и бескомпромисснее.


Пока что всё плохо. Что касается Франции как державы-победительницы, то, подписывая акт о капитуляции Германии союзникам, Францию включая, Кейтель с удивлением заметил: "А что, мы и Франции проиграли войну?"

Янкелевич - Б. Тененбауму, Б.Э.Альтшулеру
Натания, Израиль - at 2012-06-09 17:41:36 EDT
Наверно и мне нужно сказать пару слов по поводу Вашей дискуссии с Борисом Э.Альтшулером. Вы пишете, что «Если бы было возможно всерьез повлиять извне на какой-нибудь социум, на Кубе сейчас был бы филиал Майами».
Давайте сначала определимся со словом «извне», и чем оно отличается от «изнутри» для человека, внимающего СМИ. Мы все прекрасно помним, как в СССР внимали «Голосу Америки», пытаясь услышать его при любой возможности. Зачем? Советское радио вещало о зловещих планах НАТО или об «израильской военщине», только слушай. Но все знали, что то, что слышит ухо – не видит глаз. Именно в этом и была разница для советских потребителей СМИ между «извне» и «изнутри». Если предположить на минуту, что СМИ были бы свободны и объективны, то разница бы исчезла. Работали мощные глушилки, продававшиеся приемники не имели частот, для прослушивания несоветских голосов. О расстреле в Новочеркасске практически не знал никто. А что мы знали о капитане 3 ранга Саблине – мятежном замполите с Балтфлота, о «Еврейском деле» на Северном флоте - 1978 года, об аварийности советских подводных лодок или самолетов гражданской авиации? Работники этого невидимого фронта не зря ели свой хлеб. Был эффект от их деятельности или нет? Я уверен, что был, иначе откуда бралась бы эта ненависть к НАТО и США у людей, никогда с их деятельностью не встречавшихся и ничего и них не знавших. Как-то Украина и США должны были провести совместные военно-морские учения по оказанию помощи на море. Вышедших на берег американцев толпа патриотов чуть не сбросила в море, и учения отменили. Как люди узнали о «злокозненности» этих учений, кроме как из СМИ? Я уж не говорю о рыдающих людях в день смерти Сталина, спрашивающих, как мы будем жить дальше.
А теперь возьмем страны, где Аль-Джазира – единственный серьезный источник информации. Там и глушить ничего не надо, примерно, как в навязшей на зубах еще в России рекламе: «При всем богатстве выбора иной альтернативы нет».
Относительно Кубы и Майами. Я думаю, что у нас с Вами нет достоверной информации. Насколько я знаю, попытки бежать с Кубы никогда не прекращались, а репрессивный режим работал не хуже, чем при Сталине. Имеет ли рядовой кубинец реальную информацию о жизни в США? Может ли объективно сравнить со своей жизнью? В это я, как Станиславский (с Вашей подачи) – не верю. А вот арабы все получают от Аль-Джазиры, она их мозг и свет в окошке беспросветной жизни.
Было бы интересно обсудить воздействие СМИ на людей в принципе. Я не уверен, что пример корректный, но все же – Зачем кандидатам на пост Президента США миллиардные избирательные фонды? Разве не для запудривания мозгов избирателям? Иначе дал в «главных» газетах свою программу, а затем выступил по ТВ – и вперед, к урнам. А если можно воздействовать на избирателя в США, то на темную и истеричную массу мусульман – само собой разумеется, гораздо проще. В этой связи интересно посмотреть на войну Франции в Алжире. Французы, не проиграв ни одного сражения – проиграли войну. Это было достигнуто исключительно ролью СМИ в освещении действий Франции в Алжире. ИМХО.
Относительно статьи Бормашенко, то безусловно интересная мысль, на мой взгляд, просто лежит в другой плоскости. Можно воевать за Дарданелы, а людей будет нести, как щепки. Эти явления находятся в разной плоскости.
Вы пишете «Демографическая ситуация в Европе, и расслабленная готовность Европы принимать"нерастворяющихся" иммигрантов из стран Ислама, волну за волной - фактор, который весит на два порядка больше, чем любое финансирование мечетей». Избыточная пассионарность и большой количество молодежи – это само собой питательная среда всевозможного радикализма. Но, к примеру, в Малайзии он мог принять антикитайскую направленность (на что есть основания), а принял интиеврейскую, антиизраильскую (на что оснований нет). Видимо финансирование мечетей не так безобидно.

Б.Тененбаум-Б.Э.Альтшулеру
- at 2012-06-09 17:26:57 EDT
кто-то всё же направляет и стимулирует эти миграционные потоки, в том числе и мусульманских эфиопов-эритрейцев, захлестнувших Израиль

Коллега, ну посудите сами - кто в принципе может направлять любые потоки, захлестнувшие Израиль ? Если Израиль "захлестнуло", то главное дело тут, несомненно, в Израиле ...

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2012-06-09 16:55:23 EDT
Б.Тененбаум-Б.Э.Альтшулеру
- Sat, 09 Jun 2012 16:27:44(CET)

В процессе исламизации огромное и основное значение играют финансы.
ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёё

Согласен с Вами. Но кто-то всё же направляет и стимулирует эти миграционные потоки, в том числе и мусульманских эфиопов-эритрейцев, захлестнувших Израиль. Если хотите - это та же тактика, которой руководствовались интеллигентные парни из порядочных саудо-арабских семей, направившие мирные пассажирские самолёты в башни близнецов. Головы у гидры работают: максимум эффекта при минимальных затратах.
Беспорядочное размножение арабо-исламского мира вызывает лишь ещё более сильное напряжение ислама и увеличивает нищету. А виноват для них уже 1400 лет известно кто: те, которые не приняли Пророка. Ими-то и были евреи.

Борис Э.Альтшулер
- at 2012-06-09 16:41:09 EDT
Кстати, о птичках.

Статья хорошая и очень информативная.
Катар мал, да гадит здорово.

Б.Тененбаум-Б.Э.Альтшулеру
- at 2012-06-09 16:27:44 EDT
В процессе исламизации огромное и основное значение играют финансы.

Уважаемый коллега, это безусловно не так. Демографическая ситуация в Европе, и расслабленная готовность Европы принимать"нерастворяющихся" иммигрантов из стран Ислама, волну за волной - фактор, который весит на два порядка больше, чем любое финансирование мечетей. Вы можете себе представить миллионы турок в Германии 1912-го года ? Миллионы алжирцев во Франции ? Пакистанцев в Англии или палестинцев в Швеции, да еще и в качестве большинства где-нибудь в Мальме ?

Тут, конечно, не одна только демография роль играет, но еще и "цивилизационное направление" - см.Саррацина. Или г-жу Э.Грейфер.

Борис Э.Альтшулер - Борису Тененбауму
- at 2012-06-09 16:11:38 EDT
Б. Тененбаум-Борисy Э.Альтшулерy
- at 2012-06-09 15:49:59 EDT
Я думаю, уважаемый коллега, что огромная рождаемость в сочетании с отвратительной политико/экономической системой, помноженная на национально-религиозные традиции, исключающие сомнение, в тысячи раз важнее любого Катара.
ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёююююю

Тут, как говорится, две различные пары сапог. В процессе исламизации огромное и основное значение играют финансы. И тут Катар со своей Аль-Джазирой даже обходит по экстремизму, финансированию строительства мечетей во всём мире, поддержкой браков с христианами и евреями с последующей исламизацией, исламских салафистских "культурных обществ" и объединений, да и откровенной поддержкой терроризма абсолютно всех суннитских течений в арабском мире и т.д.,- абсолютно всех!
Национально-религиозная традиция ислама - это просто-напросто "Дар аль Салям" - абсолютная победа мслама во всём мире.

Б. Тененбаум-Борисy Э.Альтшулерy
- at 2012-06-09 15:49:59 EDT
Я думаю, уважаемый коллега, что огромная рождаемость в сочетании с отвратительной политико/экономической системой, помноженная на национально-религиозные традиции, исключающие сомнение, в тысячи раз важнее любого Катара.

В качестве наглядного примера можно сослаться на Ливан. Уж какой там коварный Насралла, можно и не рассказывать, правда ? А вот тот факт, что в шиитской семье в Ливане число детей вдвое выше, чем в суннитской, о христианской уж и не говоря - важнейший постоянный фактор. Ливан становится шиитским, все остальное - просто последствия этого демографического давления.

Французы в свое время дали большого маху, прирезав к горному Ливану (марониты составляли там большинство) еще и долину Бекаа. Тоже, знаете ли, важный факт, который не худо учесть и Израилю.

Борис Э.Альтшулер - Борису Тененбауму
Берлин, - at 2012-06-09 15:32:58 EDT
Уважаемый Борис,

Вы не учитываете, что у "маленького Катара" несметные богатства по всему миру и своя "атомная бомбочка" - Аль Джазира,"арабский СNN" очень салафистско-ваххабитского, т. е. очень ортодоксального толка.
Катар и Саудовская Аравия спонзируют исламских террористов по всему миру и тратят миллиарды на "победу ислама". Мечети на Кавказе, в Боснии, в Англии и США оплачены этой маленькой страной. Она давно уже на радаре секретных служб всего мира

Б.Тененбаум
- at 2012-06-09 14:37:39 EDT
Начну с неточной цитаты из Ю.Герцмана: "... пользуясь дружественными отношениями с автором, имел возможность ...", и возможность заключалась в том, что смог в той или иной метер ознакомиться с текстом до того, как он был опубликован.

Многоплановая работа, и затрагивает столько аспектов самых разных вопросов, что ее трудно рецензировать. С моей точки зрения огромным плюсом статьи является ее трезвость. Никакой идеологической зашоренности, а честная попытка честного анализа: вот, факты таковы, и из них следуют некие выводы.

Теперь начинаются цеплялки :) И я начну со зловредной роли Катара.
Нет ни малейших сомнений в том, что все приведенные автором факты на 100% соответствуют действительности. Тем не менее, в справедливость их интерпретации я как-то не верю. В Катаре много денег, тут спору нет. Но я не могу поверить в то, что страна с 300-тысячным населением, зажатая между огромным миром суннитов и мятежным миром шиитов в состоянии серьезно влиять на происходящие в них процессы. Если бы было возможно всерьез повлиять извне на какой-нибудь социум, на Кубе сейчас был бы филиал Майами.

В этом же номере "Заметок" опубликована очень интересная статья Э.Бормашенко, "Не Зря", цитату из которой мне хотелось бы привести:

Я понял, чем была Великая Война из мемуаров Л. Копелева, Г. Померанца, Е. Мелетинского, М. Гитмана («Заметки по еврейской истории», № 129) куда больше чем из пухлых томов Жукова и Василевского. Людей тащил неслыханной силы поток, швырял как щепки, и меньше всего они думали об идеалах социализма, а думали о том, как бы не сдохнуть и защитить своих близких.

http://www.berkovich-zametki.com/2012/Zametki/Nomer6/Bormashenko1.php

Так вот, его слова насчет "... неслыханной силы потока ...", по-моему, применимы не только к Второй Мировой Войне.

И в этом потоке не то что маленький Катар, а даже и огромный Египет - всего лишь утлый челн.