©"Заметки по еврейской истории"
июнь  2013 года

Наталья Тихомирова (Шальникова)

Дима Поляк. Письма с фронта

 

"Письма - больше, чем воспоминания, в них запеклась кровь событий,

это - само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное".

А.И. Герцен

После смерти родителей, разбирая их архив, в папке "Самое важное" я обнаружила небольшой пакет. В нем были документы и письма погибшего на фронте Дмитрия Юльевича Поляка, двоюродного племянника моего отца.

До войны Дима часто бывал у нас дома во дворе Института физических проблем. Как я понимаю, его привлекала и возможность покататься на мотоцикле моего отца по большой территории Института. Старая французская «авиетка» требовала постоянного ремонта, и Дима, студент Московского автодорожного института, с удовольствием этим занимался.

Занимается с О.Г.Кваша

Командир роты по техническому обслуживанию третьего батальона 50-й Уманской Краснознаменной Танковой бригады 2-го Украинского фронта Дмитрий Юльевич Поляк погиб 23 июля 1944 года при взятии города Люблина. Его безутешные родители - Юлий Маркович и Мария Мартыновна - многие годы пытались отыскать могилу их единственного сына, но им так и не разрешили посетить место его гибели в Польше.

В истории Второй мировой войны Люблин - Брестская наступательная операция - входит в число "политически мотивированных". До освобождения Варшавы Люблин должен был стать временной столицей "Советской Польши". 20 июля 1944 года Сталин приказал овладеть городом Люблин не позднее 25 июля. Приказ был выполнен. За это было заплачено жизнью 7806 солдат и офицеров Советской армии. На существующих могилах обозначены имена только 150 из павших. Василий Гроссман в заметке" Бои за Люблин", написанной 23-24 июля 1944 года, т.е. в те самые дни, а может быть и часы, когда был убит Дима, пишет: "Под черным дымящимся танком лежал убитый в кожаном шлеме, сквозь разодранную одежду белело в сумерках его тело..." Может быть, это был наш Дима?

У дома для сотрудников ИФП

Диму все так любили в нашей семье. Добрый, веселый... Я хорошо его помню.

Переезжая в Америку, я привезла с собой эти письма - маленькие военные треугольнички. Но дальнейшая судьба этих писем все более и более стала беспокоить меня. Хотелось, чтобы чьи-то бережные руки приняли их. Такие руки нашлись в Израиле. Помог счастливый случай - публикация писем моего деда из блокадного Ленинграда - познакомила меня с Леонидом Смиловицким. Он и его коллеги в Тель-Авивском Университете собирают архив военной корреспонденции. Стараются спасти от забвения свидетельства войны. Теперь я спокойна за дальнейшую судьбу драгоценных для моих родителей и для меня документов.

Благодарю Леонида Смиловицкого и Михаила Шифмана за помощь в публикации писем.

Письма Дмитрия Юльевича Поляка

(20.01.1920 - 23.07.1944)

г. Казань

Академия наук СССР,

Институт физических проблем,

Шальникову Александру Иосифовичу

19 марта 1942 года

Дорогие мои друзья!

Из писем моих предков знаю, что вы очень заняты. Поэтому не обижаюсь на ваше молчание. Я еще по-прежнему учусь, но теперь я не простой курсант, а командир отделением и имею звание младшего сержанта. Ношу на петличках один треугольничек. Вот я какой важный! Мне удалось примазаться здесь к одной переводчице, и я помогаю ей в переводе с английского инструкции по американским грузовикам (помощь по технической части). В мае надеюсь окончить со званием "техник-лейтенант". Возможно, что меня оставят работать при училище.

Получаю письма из Уфы довольно часто. Старики очень хотят обратно в Москву и надеются на скорое возвращение. Как ваши успехи в работе? Как Наташа и Таня? Здорова ли Прасковья Сергеевна? Что пишет Лида с Урала? А может она уже вернулась?

Желаю вам успеха в работе. Привет от меня Прасковье Сергеевне, Наташе и Тане, если они меня помнят. Если найдете время, то напишите ответ. Целую вас крепко, желаю всем здоровья. Привет Ник. Николаевичу и Ник. Алексеевичу.

Димка.

Примечание:

Прасковья Сергеевна Полубояринова - мать Ольги Григорьевны Кваша.

Лидия Григорьевна Кваша, геолог, в годы войны работала в Ильменском заповеднике на Урале.

"Старики" - родители Димы были эвакуированы в Уфу.

Николаевич (Минаков Н. Н.) - механик Института физических проблем.

Ник. Алексеевич (Бриллиантов Н. А.) - научный сотрудник Института Физических проблем. Проживали в одном доме с семьей Шальниковых на территории Института.

15 мая 1942 г.

Казань, Академия наук СССР,

Институт физических проблем, Шальникову Александру Иосифовичу.

Дорогие мои!

Сегодня получил мамино письмо от 23 апреля. Из этого письма узнал, что Иосифа Мироновича нет в живых. Я даже не знаю, как написать, что чувствуешь, когда получаешь такие известия? Совсем недавно мама написала, что умерла тетя Регина и Ирочка (ее дочка). Вероятно, Ленинград мы теперь будем навещать не так часто. А главное, не увидим больше родных наших. Нет известий ни от тети Тони, ни от Лили. Лишь мамин брат дядя Коля пишет из Ленинграда.

Друзья мои, надеюсь, что мы скоро увидимся. Эта встреча будет и радостной и грустной. Но все-таки скорее бы она произошла. В моей судьбе изменений нет - все учусь. В июне (с 1-го) еду на 15 дней в Горький на практику. После практики опять возвращаюсь сюда, так что адрес не меняется. Если у вас есть время - напишите пару слов. Привет Прасковье Сергеевне и Дусе, всем, кто меня помнит.

Целую вас крепко, мои родные. Желаю успеха в работе. Завидую, что любимым делом можете заниматься. Пишите.

Димка.

КУДА: п./о. Ильино Озеро Ивановской области Гороховицкого района.

ОТ КОГО: п./я. N-114/Б, Поляку Д.Ф..

Примечание:

Иосиф Миронович Шальников (1875-1942 гг.) - отец Александра Иосифовича Шальникова. Его письма из блокадного Ленинграда были опубликованы в Заметках по еврейской истории № 3 (162) март 2013 г.

Тетя Регина и ее дочь - сестра отца Димы Юлия Марковича Поляка и его кузина (погибли в блокаду).

«Родственники» – родные по линии матери Димы - Марии Мартыновны Поляк.

13 декабря 1943 г.

Москва 133, Калужское шоссе, д.32, кв.4

Шальникову Александру Иосифовичу

Дорогие мои друзья Шурик, Оля и Лида!

Я от радости чуть не прыгал, читая Ваше письмо. Целая куча теплых воспоминаний родилась у меня в голове. Все кажется такой далекой сказкой, и даже такие неприятные воспоминания, как мои неуспехи в институте и раскрытие всего этого "черного" дела. Особенно часто вспоминаю, как я ездил в Армению с Заварицким, и как я ездил на Шурином мотоцикле. Раз мне даже приснилось, что я его поломал и слушаю Шурину нотацию и не могу удержаться, чтобы еще не попросить покататься.

Жизнь моя теперешняя очень скучна и однообразна. С 20-го августа мы вышли из боев и отдыхаем, а я попал в резерв, только при нашем хозяйстве, а не в Челябинске. Очень плохо в том отношении, что делать абсолютно нечего. Живу я в деревне, у хозяйки. Питаюсь "на убой": молоко, сметана, картошка, что еще человеку надо в наше время?! Целый день слоняюсь из угла в угол хаты и вспоминаю слова Сталина о большом количестве офицерских кадров. Это действительно так. Безработных офицеров очень много и я, к сожалению, отношусь к их числу. Друзья мои - офицеры, народ малоинтересный, очень самонадеянный и грубый. Возможно, для армии это хорошо, но общество их очень уныло и наводит на грустные размышления. Живу надеждой на скорое окончание войны и изменения в моем, пока унылом, существовании. На ближайшее время жду с нетерпением начала "работы" нашего "хозяйства". Все-таки будет веселее и разнообразнее (курсив мой – ЛС).

Шурик! Сейчас столько новых машин в армии, просто глаза разбегаются. Ездил на "Индиане" - хорошая машина, только неудобно ножное сцепление, но с "Френингом" не идет в сравнение, рвет с места, как тигр и свободно дает 90 км в час. Пришлось и на "Виллисе" поездить. Замечательный автомобиль, очень приемистый. Ощущение скорости меньше, чем на "Индиане", зато ездит по канавам и буграм просто изумительно. И еще много хороших машин, только смотрю я на них издали и текут у меня слюнки - я - "Чарли безработный". Но, ничего, будет все хорошо, надеюсь попить чай в вашей гостеприимной кухне. Будем сидеть, и вспоминать былое, родных, потерянных во время войны и говорить: "Как недавно это было, и как хорошо, что все кончилось".

Олечка! Хочется Вас утешить, но не знаю как. От души желаю забыть скорей горе, ведь его уже не поправить. Вот и остается только забыть. Передайте от меня привет Наташе и Тане, если они меня помнят, и поцелуйте за меня. Лиде тоже привет. Желаю всего лучшего.

Адрес мой ненадежный. Скоро, вероятно, изменится, так что на него не пишите. Будет более постоянный - напишу еще. Целую всех крепко. Димка

ПП 59308 В. Поляк Д. Ю.

Примечания:

Шурик - Шальников Александр Иосифович (1905-1986 гг.)

Оля, Олечка - Ольга Григорьевна Кваша (1906-1985 гг.)

Лида - Лидия Григорьевна Кваша (1909 -1977 гг.), сестра Ольги Григорьевны Кваша,

Наташа - Наталья Александровна Шальникова (Тихомирова)

Таня - Татьяна Александровна Шальникова (Патера), дети Шальникова и Кваша.

"Черное дело" - завалил один экзамен в институте и скрывал от родителей.

Работал коллектором в геологической партии в Армении по изучению туфов у академика А.В. Заварицкого (1884-1952 гг.).

«Френинг» - до войны у Шальникова была французская авиетка (маленький мотоцикл, который, по-видимому, называлась "Френинг"). Шальников сдал ее для нужд фронта. "Индиана", по-видимому, тоже мотоцикл.

"Чарли-безработный, хожу всегда голодный...» - слова песенки из кинофильма о Чарли Чаплине.

"Олечка! Хочется Вас утешить..." - у О. Г. Кваша в Казани умерла мать - Прасковья Сергеевна Полубояринова.

23 апреля 1944 г.

Дорогие друзья Шурик, Оля, Лида!

Пишу вам «из-за границы». Сейчас нахожусь в Румынии. Дела совсем немного - ожидаем новые машины - старые все истратили в боях за Умань. Места здесь красивые, но для войны на танках неудобные - предгорья Карпат. Поэтому я часто вспоминаю свою поездку с Заварицким в Армению в 1939 году. "Заграница" оказалась очень бедной - хлеба нет, все увезли в Германию. Вместо него - мамалыга. Я имел удовольствие есть ее около двух недель. Фабричных тканей нет, в деревнях одеваются в домотканые одежды. Зато много скота. Очень трудно от того, что не знаем языка. Об окончании работы пока ничего не слышно, а домой очень хочется. Я так соскучился по Москве.

Весна в этом году здесь очень задержалась. Но теперь уже в разгаре. Спим на улице, т.к. в домах грязно и тесно, детей уйма. В общем - интересно, конечно, а особенно, когда еще продвинемся. Как жизнь течет в Москве? Очень хочется хоть бы одним глазком посмотреть. Наташа все такая же проказница? Желаю вам всего лучшего. Целую всех крепко. Димка.

ПП 11680

Примечание:

Наташа - Наталья Александровна Шальникова (Тихомирова).

23 мая 1944 г.

Дорогие далекие друзья!

Благодарю за поздравление и особенно за пожелание скорого возвращения домой. Это самое большое, о чем я теперь мечтаю. Очень соскучился по всем вам. Но пока я все еще "за границей". Но надеюсь скоро попасть домой. Сейчас я отдыхаю, очень поправился. Стал толстым таким, что здешние друзья удивляются и мне даже неудобно. Книги здесь очень трудно достать, так что скучаю. Желаю Лиде успеха в ее работе. Если Шурик поедет в Армению, то получит представление об условиях, в которых мы теперь воюем. Прошу извинить за непоследовательность. Небольшая просьба. Если есть дубликаты фотографий вас всех, Наташи и Тани, или меня, грешного, пришлите, пожалуйста. Хочется взглянуть на вас.

Привет всем вам - Оле, Шурику, Лиде, Цецилии Исааковне, Дусе, Наташе, Тане. Целую всех, желаю успехов в работе. Димка.

ПП 11680

Примечание:

Л.Г. Кваша собиралась защищать кандидатскую диссертацию, что с успехом и сделала в 1944 году.

А.И. Шальников уехал в Армению в экспедицию на гору Алагез «ловить» космические лучи.

Цецилия Исааковна Траубе - мать А.И. Шальникова,

Дуся - домработница, член семьи, была с семьей Шальниковых в эвакуации в Казани и с ними вернулась в Москву.

26 ноября 1944 г.

Здравствуйте, дорогой Юлий Маркович!

Шлю свой чистосердечный и пламенный привет и массу наилучших пожеланий в Вашей дальнейшей жизни. Данным письмом Вас тревожит хозяйка, у которой стоял на квартире с сентября месяца этого года Ваш сын Дима. Вы извините меня, что я Вас беспокою, но и убедительно прошу дать ответ на данное мое письмо.

Дорогой Юлий Маркович, так как я очень уважала Вашего сына, а мой сын любил его, как самого хорошего квартиранта. Писем я от него не получаю уже с сентября месяца сего года и мы не знаем, как и где он сейчас проживает, как его здоровье, а поэтому интересно узнать, что он домой пишет письма или нет, если пишет, то пропишите, пожалуйста, число последнего письма. Его товарищи пишут письма и сообщают, что его....

Конечно, может быть Вас мое письмо будет сомневать, но я просто интересуюсь этим вопросом, потому что ведь война и чтобы Вас не затруднять задумываться, что меня это интересует - это основное: жив или нет? Ведь потерять такое дитя - горе известное. Я тоже мать и все учитываю и сознаю. Если получу ответ на данное письмо, тогда буду описывать все подробно. Приезжайте, пожалуйста, в гости к нам. Передайте привет от меня и моего сына Вашей женке, а Диминой маме. Инициалы не знаю, извините.

До свидания. Жду ответа,

Дарья Ивановна Локтионова.

Курская область.

Деревня (название неразборчиво).

Колхоз имени Куйбышева

Москва, ул. Маросейка, д. 6/8, кв.9

Наталье Сергеевне Марусевич

(фамилия неразборчиво)

30 декабря 1944 г.

Москва,

Политический отдел В/Ч 11680

Уважаемый тов. Юлий Маркович Поляк!

Отвечаю на письмо от 21.12.44 г. и подтверждаю очень печальную весть о гибели Вашего сына Поляк Дмитрия Юльевича, который погиб в боях за г. Люблин 23 июля 1944 года. Он находился с группой техников, которые захватив трофейную машину, оторвались от части. Наша часть получила тут же задание и начала продвигаться вперед. Они с группой механиков - водителей выехали в г. Люблин, где еще находился противник, а маршрут части он не знал и нарвался на оборону немцев, где был обстрелян и убит. На третий день были похоронен вместе с погибшими, бывшими с ним товарищами. Подтверждением его гибели являются документы: партийный билет, удостоверение личности и др., которые были забраны и доставлены в штаб нашей части. Из штаба нашей части Вам послан официальный документ о смерти Вашего сына Поляк Дмитрия Юльевича.

Ваше горе я разделяю вместе с Вами, так как Ваш сын был примерным офицером и пользовался заслуженным авторитетом у командования части.

Начальник Политотдела в/части 11680

Гвардии подполковник Воронщиков.

16 мая 1945 г.

Дорогой Юлий Маркович!

Пишет вам сын Дарьи Ивановны. Ваше письмо, которое вы писали 8 мая, мы получили 15 мая. А 16 мая пишу ответ, по случаю того, что меня не было дома, а мать - неграмотная.

Юлий Маркович, теперь мы узнали, что Дима погиб. Очень нам его жаль, так как он у нас простоял 3 месяца, и мы ничего от него плохого не видели, очень он был хороший человек. Когда я прочитал ваше письмо, то я даже заплакал. Он вам может быть писал, как мы его провожали. Очень все плакали по нему. Даже соседи приходили. В общем, человек он был очень хороший.

Юлий Маркович, теперь я опишу про Диму, что писал один товарищ, что Диму убили. Он писал, что сам его хоронил. Узнать бы неплохо, если бы этот товарищ был жив. А этот товарищ, который писал про Диму, тоже погиб. Но второй писал, что Дима жив, но его письмо без адреса. Поэтому мы и спрашивали, что Дима жив или нет? Но ничего, может быть и жив и придет домой, если он в настоящий момент жив.

Юлий Маркович, о Диме писать больше нечего, так как ничего больше о нем не знаем. А пока, до свидания. С приветом к вам Дарья Ивановна и сын ее Алексей.

Жмем крепко-крепко вашу руку за вашего сына Диму.

Писал Локтионов Алексей Давыдович.

Курская обл.

деревня (неразборчиво)

колхоз имени Куйбышева

фамилия (неразборчиво)

Примечание:

По-видимому, Ю. М. написал письмо в деревню, где Дима стоял 3 месяца в надежде, что они что-то могли знать о сыне. И писал он втайне от больной от горя жены. Поэтому ответ на его письмо пришло не по адресу Поляков, но на фамилию их знакомой, чтобы Мария Мартыновна письмо не получила.

24 декабря 1945 г.

Многоуважаемый тов. Либерман!

Мы обращаемся с большой просьбой. Мы - это коллектив нефтяников, одним из членов которого является Юлий Маркович Поляк. Тов. Поляк, наш сотрудник и товарищ - потерял на фронте единственного сына. Согласно официальному сообщению его сын Дмитрий Юльевич Поляк погиб 23 июля 1944 года, будучи в это время лейтенантом Вашего танкового подразделения.

В похоронной было указано место захоронения - г. Люблин на Варшавском шоссе в 300 метрах западнее Люблина. Однако уточнить местоположение могилы оказалось невозможным. С места сообщили, что могилы с надписью "Поляк" нет. Убитые горем родители живут надеждой отыскать могилу своего единственного сына. Он храбро сражался за Родину. Дважды был награжден за проявленный героизм (орденом Красной звезды и орденом Отечественной Войны 1-й ст.). Он отдал свою жизнь. Родители, воспитавшие его, имеют право на наше внимание.

Мы убедительно просим помочь в розыске могилы. Вероятно, есть очевидцы погребения. Есть сведения, что хоронила его тыловая часть. В Наркомате нам посоветовали обратиться к Вам.

По поручению коллектива Государственного Союзного Геофизического Треста Наркомнефти, сотрудником которого является Поляк Ю.М.

Секретарь парторганизации (Шенин)

Председатель месткома (Суриц)

Москва,

Садово-Самотечная ул., дом 11, кв.4

Поляк Ю. М.

Михаил Шифман нашел в архиве Министерства обороны России личное дело техник-лейтенанта Д.Ю. Поляка, в котором имеются два наградных листа:

15 февраля 1944 г.

Во время боев за д. Татьяновка и х. Ватилевские товарищ Поляк находился непосредственно на поле боя и своим техническим контролем и руководством обеспечил полную готовность боевой техники к выполнению поставленной задачи. В ходе боя принимал непосредственное участие в эвакуации подбитых машин, а также организовал эвакуацию раненых членов экипажей и бойцов. За проявленное исключительное трудолюбие и заботу о боевых машинах, за мужество и находчивость, достоин награждения орденом «Красная Звезда».

(Архив ЦАМО, фонд 33, опись 690155, единица хранения 855)

23 июля 1944 г.

Товарищ Поляк в боях за город Люблин проявил доблесть и отвагу. Под артиллерийским и минометным огнем он организовал ремонт боевых машин так, что рота не имела ни одного отстающего танка по техническим неисправностям. Достоин присвоения правительственной награды ордена Отечественной войны 1-й степени (посмертно).

(Архив ЦАМО, фонд 33, опись 690155, единица хранения 826)


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 3570




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer6/NShalnikova1.php - to PDF file

Комментарии:

Маша Кац
- at 2013-08-17 23:50:25 EDT
Странно, что на эти письма никто не откликнулся. Удивительно живо, трогательно и больно. Просто живая история поколения.