©"Заметки по еврейской истории"
июль  2013 года

Марина Воробьёва

Израиль: еврейский взгляд

Царь Ирод

 

 

Долина Иордана: крепость Сартаба, реки Ябок и Тирца, мост Адам, сигнальные костры

Слово «Ирод» давно уже стало нарицательным. Мало кто из царей той эпохи оставил после себя такую память – ужас и восхищение, море крови, клубки интриг и зрительно очевидное могущество...

А как красиво начиналось! В 165 году до новой эры Иудея обрела независимость – в результате восстания против греков. Восстание это называется Маккавейскими войнами – по имени 5 братьев – Маккавеев (это имя, по-видимому, происходит от арамейского слова «Макаби» – молот) из древнего рода священников – хасмонеев.

Победители немедленно занялись военным укреплением страны. Крепости строятся на горе Сартаба, контролирующей Иорданскую долину, горе Дагон над Иерихоном и горе Гиркания, над дорогой на юг, ведущей на Хевронское нагорье. Стратегически страна сильна как никогда. Вот только внутреннее единство правящая династия сохранить не смогла – страна погрязает в борьбе между наследниками и претендентами на престол. В 63 году до н.э. в династический спор вмешиваются римские легионы, и страна постепенно теряет независимость, продлившуюся чуть более 100 лет. Завоеватели разрушают все хасмонейские крепости – символы Независимости и надежды на ее восстановление. Иудеев обкладывают тяжелой данью, а затем назначают царьков. Назначают тех, кто лоялен Риму, даже если он не может быть царем по иудейским законам.

Вот первый из таких царей – это и есть знаменитый Ирод, точнее – Ирод Великий, основатель династии Иродов. Для христиан особенно памятны недобрым словом его сын, казнивший Иоанна Крестителя, и внук, судивший апостола Павла в Кейсарии. Но мы сегодня поговорим именно об основателе династии.

Он правил долго этот Ирод – 33 года, и успел много чего построить. В частности – он сумел не только отстроить заново все крепости Хасмонеев, но и добавил к ним много своих проектов. Как?

Вот, скажем, его самое грандиозное строительное сооружение – Храмовая гора. Иосиф Флавий рассказывает так: Ирод начал строительство, не получив согласия Рима. Он, конечно, отправил в Рим гонца, но с указанием: не торопиться. Гонец был умный, указание начальства понял, и к императору прибыл... через год. Он и ответ получил, в римском духе, ясно: «Если не начал строительство – не начинай, если начал – ломай...», но... указание-то гонец понял тоже хорошо, так что обратная дорога заняла у него еще год, и когда он наконец привез ответ из Рима, Храм уже был построен...

Вот так раз за разом и поступал Ирод: строил, строил много и с размахом, но соблюдал правила игры в лояльность Великому Риму. И простояли его крепости до Иудейской войны – нового восстания, уже против римлян; крепости использовались повстанцами, а затем были разрушены – римлянами...

Давайте попробуем почувствовать ту эпоху, посетив долину Иордана. В те дни контроль над этой плодородной долиной осуществлялся с этой красивой горы, имеющей симметричную форму конуса, самой высокой в округе и потому хорошо видной отовсюду. Она называется Сартаба.

Авторские видеосюжеты Гора Сартаба

Когда-то к нему вела древняя дорога, почти точно с севера на юг, вдоль правого (западного) берега русла реки Иордан. Сегодня почти на месте этой древней дороги проходит 90-е шоссе, и чтобы попасть с него на гору Сартаба, надо просто не пропустить указатель. Собственно, указателем и ограничивается вмешательство сегодняшней цивилизации, потому что горы Самарии в этой части совершенно девственны, не застроены, не распаханы, короче – такие, какие они были когда-то... Машины остаются в седловине горы, далее наверх пешком, точно так же, как и тогда, при Ироде. Сохранилась древняя, вымощенная большими камнями Иродианская мостовая, а сегодня местами проходит размеченная для подъема на гору тропа. По этой размеченной и доступной для всех тропе мы за час не спеша и поднимемся из седловины между горами на Сартабу.

Итак, мы на вершине горы. Не правда ли, завораживает? Посмотрите, как сухие и изрезанные скалы предгорья переходят в благодатную долину Иордана, а затем снова вздымаются в горах Гильада. Сегодня Иордан – это и восточная граница Израиля. На востоке от нее – другая страна: Иордания. Отсюда прекрасно видно, что на востоке горы выше и поэтому, в отличие от нашей стороны, там идут дожди.

Два притока впадают здесь в Иордан: с восточной стороны – Ябок, а с западной – Тирца. В древности здесь находился город Адам, потому и местный мост через Иордан сегодня называется «гешер Адам».

Эти места не только красивы, но и знамениты в библейской истории. Именно при переходе через Ябок Яаков получает новое имя – Исраэль, которым называется и сегодня наш народ и наша страна. Здесь же рядом – Суккот, где когда-то раскинул шатры и поселился Яаков, и где, скорее всего, был зачат его младший сын – Бениамин. Именно в этом районе евреи под предводительством Иисуса Навина перешли Иордан посуху, когда произошло чудо: воды Иордана остановились, то есть вся вода ниже Адама убежала в Мертвое море, и дно реки оголилось на несколько километров.

Ирод построил здесь крепость – Сартаба. В Иудейскую войну Сартаба была разрушена римлянами и более не восстанавливалась. Затем, во времена Талмуда, гора была одной из вершин «телеграфной цепи», на которых зажигали сигнальный костер, чтобы передавать сообщения из Иерусалима в вавилонскую диаспору.

На склонах Сартабы и сегодня есть много руин. Не будем винить в разрушениях одних римлян – они конечно, постарались, но и землетрясения делали свое дело. Вот каменные блоки бывшего дворца Хасмонеев. А чуть ниже, на восточном склоне горы, – руины дворца Ирода. Здесь местами сохранились остатки пола, ступени на следующий этаж. Кстати, излюбленная форма угловых колонн Ирода имеет в сечении форму сердца. Такие же «разбитые сердца» были найдены и в Гиркании.

Авторские видеосюжеты «Разбитые сердца»

Когда-то во дворце было много разбитых сердец – сегодня осталось много тайн, поскольку здесь почти не велось археологических раскопок. Кто знает, может, по-прежнему есть шанс найти в подвалах сокровища царицы Саломеи, жены царя Александра Янная? И о чем думала гордая Мирьям, последняя принцесса хасмонейского поколения, посаженная здесь в тюрьму своим мужем, Иродом Великим? Может быть, она вспоминала то время, когда Ирод и ей, и ее матери, казался Спасителем? Или наоборот – поглощенная ненавистью и презрением к мужу она недоумевала – как же этот безродный выскочка всех перехитрил?

О, ей было о чем вспоминать – но недолго! Ирод убил и ее, единственного по-настоящему любимого им человека. Убил из ревности, а потом совсем потерял голову, не хоронил ее несколько лет – то ли надеялся на чудо, то ли Ирод не мог с ней расстаться... После Мирьям остались два сына-красавца, но и их Ирод велел задушить и похоронить в крепости. Где этот фамильный склеп – археологам пока неведомо...

Что-то все это напоминает – может, лондонский Тауэр? Вот только было это в те дни, когда на месте будущего Тауэра были непролазные леса и болота, а населявшие их дикари не имели своей письменности... И еще одно отличие: здесь туристам не надо стоять в очереди и пробиваться сквозь толпу...

Иудейская пустыня...

На протяжении многих веков эти суровые скалы и ущелья привлекали к себе отшельников и повстанцев, прятавшихся в недоступных отдаленных пещерах. Здесь искали уединение, сюда уходили от неправедности и несправедливости города. В христианский период на месте отшельнических келий появляются лавры и монастыри, а отшельники уходят все дальше на Восток, все глубже в пустыню.

Дорога между Иерусалимом и Иерихоном проходила по единственному в этом районе преодолимому горному склону – это живописное ущелье вади Кельт или нахаль Прат. Нахаль Прат упомянут в книге Йеѓошуа (Иисуса Навина), как граница между коленами Иеѓуды и Беньямина.

Для контроля за происходящим на главной дороге страны, а также для охраны царских дворцов в самом Иерихоне, царь Ирод построил крепость, которую назвал именем своей матери, Кипрос. Подняться на крепость можно пешком, оставив машину на стоянке у спуска к монастырю святого Георгия в вади Кельт. Первый поворот направо после стоянки по хорошо утрамбованной дороге ведет на вершину горы Кипрос. Усилия, затраченные на подъем, с лихвой окупаются открывающейся панорамой одного из древнейших городов мира – Иерихона. Иерихон всегда называли городом пальм, городом вечного лета. Недаром здесь находилась зимняя резиденция царей Иудеи.

Строительство зимних дворцов в Иерихоне начинается во втором веке до н.э., в правление Иоханана Гиркана, сына Шимона – одного из пяти братьев-Маккавеев – героев Хануки.

Здесь, в одном из дворцовых бассейнов, был утоплен по приказу Ирода Аристобул – последний первосвященник из династии Хасмонеев, родной брат жены Ирода, Мирьям.

Иосиф Флавий рассказывает, что в Иерихоне Ирод устраивал публичные суды над своими врагами, здесь был осужден его старший сын, Антипатр, отсюда повели его на казнь в Гирканию – еще одну крепость в пустыне, названную в честь царя Иоханана Гиркана и контролировавшую дорогу на юг.

Древняя дорога, по которой Антипатра везли из Иерихона в Гирканию, соединяла Иерихонскую долину с холмами Хевронского нагорья. Сегодня поворот на эту древнюю дорогу с шоссе Иерусалим – Мертвое море отмечен указателем «Наби Муса», «Гиркания».

В наши дни шоссе, ведущее на юг страны, проходит вдоль берега Мертвого моря, но в древности море подходило прямо к скалам, поэтому дорога пролегала вдали от него. Сегодня эта древняя дорога безлюдна. Разнообразие в пустынный пейзаж ПУСТЫНИ вносят встречи с бедуинами, стадами овец или верблюдов – все выглядит почти так же, как две тысячи лет назад.

Вероятно, по этой дороге бежал когда-то и сам Ирод со своими близкими, чудом избежав гибели в сражении с Антигоном. Живший в Текоа пророк Амос не раз ходил этой дорогой. Защитники Масады прошли здесь после падения Иерусалима, прошло по ней и римское войско, уничтожая все на своем пути. От римских завоевателей до наших дней сохранились очертания военных лагерей у подножья горы Гиркании.

Авторские видеосюжеты Очертания военных лагерей у подножья горы Гиркании

Крепость Гиркания хорошо видна с дороги, подобно крепости Масада она выделяется на общем фоне гор. Крепость исследована, но регулярные раскопки в ней до сих не проводились. Это малопосещаемое, но впечатляющее место. Царица Саломея, вдова Александра Янная, по преданию, хранила здесь свои богатства. В 31 году до новой эры Ирод превратил Гирканию в тюрьму, здесь был казнен и похоронен Антипатр, старший сын Ирода, здесь сидела в заключении сестра Антигона – последнего царя династии Хасмонеев.

После разрушения римлянами в Иудейскую войну крепость пришла в запустение, которое ненадолго нарушили только византийские монахи.

Сто лет назад, в начале двадцатого века, были предприняты попытки возродить монашескую общину, однако все постройки были разрушены бедуинами, а монахи изгнаны…

У западного склона крепости сохранился мост с акведуком, рядом находятся два открытых бассейна. Вода поступала с запада по двум каналам – один из них начинался от потока Кидрон, а второй – с плотины в ущелье около горы Мунтар, она же гора АЗАЗЕЛЬ.

В Иудейской пустыне встречаются огромные ямы-водосборники. Умение собирать впрок дождевую воду – необходимое условие жизни здесь. У западного склона крепости сохранился мост с акведуком, рядом находятся два открытых бассейна. Ряды вырубленных сидений одного из водоемов намекают на то, что это был плавательный бассейн. Вода поступала с запада по двум каналам – один из них начинается от потока Кидрон, а второй – с плотины в ущелье около горы Мунтар, она же гора АЗАЗЕЛЬ.

Авторские видеосюжеты Гора Азазель

Гора Азазель - это еще одно удивительное место Иудейской пустыни. По преданию, именно сюда в Судный День вели «козла отпущения». Слово Азазель есть в Библии, оно трактуется как «Эз азаль» или в переводе «Козел отпущения». В современном иврите выражение «Лех ле-Азазель» означает «пошел к черту!». Для идентификации горы Мунтар с горой Азазель есть основания: гора находится на «правильном» расстоянии (примерно 12 миль) к востоку от Иерусалима, у бедуинов эта гора пользуется недоброй славой, считается, что там обитают злые духи, профиль горы подходит под описание: с восточной стороны гораздо круче, чем с западной – видимо, с этого обрыва и сбрасывали козла отпущения в Судный день. Гора отмечена, как святое место уже в византийский период, о чем свидетельствуют остатки византийских построек на горе.

Да, если бы камни могли рассказать...

Столица потерянных колен Израиля

Много ли вы знаете городов названных в честь реальных людей? Кроме Александрии, увековечившей Александра Македонского, и Рима, названного в честь полулегендарного Ромула, есть конечно и другие примеры, но их не много. Один из таких городов – это Шомрон или Самария. Согласитесь, имя это вам знакомо, более того, оно знакомо практически любому человеку – название Самария вместе с Иудеей годами не сходит со страниц газет и сайтов, новостные передачи по всему миру часто начинаются именно отсюда. Так что же за место такое, Самария или Шомрон? Город был назван так в честь еврея Шемера из колена Эфраима, он был построен израильскими царями в IX веке до новой эры на горе Шемера, продавшего эту гору царю для строительства новой столицы. Шомрон являлся главным, столичным городом на протяжении 150 лет истории, именно разрушение Шомрона в итоге приводит к потере 10 колен Израиля. В 722 году до н.э. завоеватели-ассирийцы изгоняют местное еврейское население, вместо них селят другие покоренные народы, потомки которых живут здесь и сегодня. Название этого народа – шомроним или самаритяне. Изгнание 10 колен Израиля со своей земли явилось результатом братоубийственных войн между южными и северными частями единого народа Израиля, а также благодаря «жестам доброй воли» по отношению к врагам. Давайте заглянем в древнюю историю и попробуем разобраться в прошлом, сравнить это с настоящим и сделать выводы на будущее, нам повезло, ведь на древнюю историю мы сегодня можем смотреть, используя весь накопленный народом опыт черырехтысячелетней истории...

Почему же евреи так долго живут, почему они пережили всех своих врагов и похоронили многие народы? Что значит «Избранный народ»? В чем загадка евреев? В чем секрет их бессмертия?

Один из ответов состоит в другом возможном переводе слов «избранный народ» – «а-ам а-нивхар», значение слов может быть прочитано, как «народ выбранный» или иначе «собранный» из представителей всех 70 народов мира. Тогда каждая группа населения современного Израиля – это представители определенной группы Человечества, то есть «выбранные» из разных народов представители – из русских, французов, итальянцев, эфиопов, индусов и китайцев и т.д. То есть пока живо Человечество, его представители неистребимы...

Однако вернемся к истории потерянных колен. Как известно, после смерти Соломона единое царство 12-ти колен Израиля делится на два – южное и северное. Первые 60 лет оба царства ведут бесконечные братоубийственные войны. Сын и внук Соломона воюют с Йеровамом, правнук Аса с уничтожившим династию Иеровама Башей. И только при сыне Асы, Йехошофате установлены мирные отношения за счет брака сына Йехошофата и дочери израильского царя Ахава. Отец Ахава, царь Омри, основатель третьей династии израильских царей построил столицу царства на горе Шемера.

Именно здесь, в столице, происходили многие библейские события, которые израильские дети учат на уроках Танаха – про Ахава и Изевель, про Неемана и Гейхази, про Элияѓу ѓа-нави и пророка Элишу (Елисея), про страшный голод в осажденном Шомроне, когда женщины спорят, кого из своих детей они съедят сегодня... Пророки Иона и Йешаяѓу (Иссая) бывали в Шомроне... Пророк Амос предсказывает изгнание богачам Шомрона, видя социальную несправедливость, покои царя из слоновой кости. Кстати, многочисленные пластинки из слоновой кости с изображениями животных и растений найдены при раскопках.

А как знакомо и современно выглядят «Жесты доброй воли по отношению к врагу»:

Царь Арам Дамесека, Бен Адад осаждает Шомрон. Однако победу в решающем сражении одержал царь Ахав. Бен Адад прячется, но ему говорят, что еврейские цари добрые и благородные и Бен Адад выходит и сдается на милость Ахава. Ахав принимает его, как важного гостя, сажает в свою колесницу, называет Братом.

Всего 3 года продержался мирный договор между Арамом и Израилем. Дамаск нарушает мирный договор и завоевывает Рамот Гильадский, на освобождение города отправляется объединенная армия Израиля и Иудеи, на этой войне погибает царь Израиля, Ахав и чудом спасается царь Иерусалима, Йехошофат

Или еще пример - Во время войн царя Арама с Израилем пророк Элиша, живший в Шомроне, неоднократно предупреждал царя о засадах и кознях врага. Убить пророка отправляется специальный отряд, который попал в окружение в Шомроне, казалось бы, евреи должны уничтожить вражеских лазутчиков, однако… врагов накормили и отпустили...

Жесты доброй воли по отношению к врагу были не только в северном Израильском царстве, вот пример из истории Иудеи. История с Хизкияѓу, царем Иерусалима, показавшего врагам дворец и не утаившем ничего, уверен в дружбе и не осторожен. Пророк Йешаяѓу (Иссая) осуждает действия царя – «...выслушай слово Господне: Вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сегодня, будет унесено в Бавель, не останется ничего». Однако царь упорствует, так отвечает царь Хизкияху пророку – «...ведь мир и правда будут во дни мои!» (Млахим, 2; 20-20)

Зато по отношению к своим братьям по крови евреи и в древности не всегда проявляли сострадание – братоубийственные войны южного и северного царств ведутся более 100 лет – первые 60 лет после распада единого царства Соломона и в последние 50 лет существования Израиля, вплоть до полного рассеяния и изгнания 10 северных колен. Вот некоторые примеры:

Ахазия, внук Йехошофата в гостях у дяди, царя Израиля. Главнокомандующий Йеху совершил военный переворот в стране, он уничтожает всех «мочащихся к стене» из дома Ахава. 70 сыновей Ахава было только в Шомроне! А поскольку дом Ахава породнился с домом Иеошофата, то и всем царским гостям из Иудеи, гостившим в Израиле тоже досталось, Царь Ахазия и 42 его брата были уничтожены. В ответ на убийство Ахазии, его мать, Аталия, достойная дочь Ахава и Изевель, совершает кровавый переворот в Иерусалиме и сама садится на трон Иудеи, но ненадолго.

Внутренние проблемы Израиля и Иудеи примирили оба царства на несколько десятков лет, но уже во времена внука Йеху, Йеоаша опять война с Иудеей. Причем зазнавшийся потомок царя Соломона на троне Иерусалима опять вызывает Израиль на войну...

Амос, пророк из Текоа, предупреждает богачей города уйдете в галут! Его выгоняют из Шомрона. До разрушения и изгнания остается всего 50 лет. Дворцовые перевороты следуют один за другим, последний представитель династии Йеху убит через полгода после восшествия на трон, через месяц в тронном зале дворца убит его убийца. После 10-ти летнего правления царя Менахема, его сын опять убит в тронном зале дворца, а к власти приходит последняя династия царей Израиля. При царе, Пекахии опять война с Иудеей, однако захваченных в Иерусалиме пленников-рабов отпускают по совету пророка Одеда, чтобы не гневить и без того сильно разгневанного Бога.

Однако шанс на спасение все же еще был. В Иерусалиме к власти приходит Хизкияху, он хочет объединения народа, приглашает все колена Израиля на Песах в Иерусалим, однако посланцев Хизкияху убивают в Шомроне...

-722 после трех лет осады взят Шомрон и 30 тысяч евреев угнаны в Месопотамию. Вместо них пригнали куттов они же самаритяне.

После возвращения из Вавилона при Эзре и Нехемии раскол между южным и северным царством продолжается, евреи не принимают самаритян за своих и не допускают их до строительства Храма.

При Хасмонеях Йоханан Гиркан завоевал город, в 25 году Ирод отстроил Шомрон заново, дал городу новое имя, Себастия, в городе появляются стадион, форум, амфитеатр, языческий храм, стены. Вот только евреев больше нет в городе, остатки самаритян уничтожил еще Александр Македонский, а Ирод не торопится  заселять город евреями, наоборот, строит его для язычников.

Постепенно древний город исчезает и только маленькая арабская деревушка на краю холма сохранила до наших дней название города. В этой деревне византийская церковь превращена в мечеть, считается, что она находится на месте захоронения пророков Элиши (Елисея) и Овадии. В другой церкви по преданию похоронена голова Иоанна Крестителя.

По сей день, на склоне горы, среди кипарисов видны целые ряды колонн и камней – это остатки ипподрома и крепостной стены города. Только на центральной улице запад – восток было 850 колонн.

По развалинам древней Себастии в наше время сделан круговой маршрут, он начинается и заканчивается на большой торговой площади древнего города. Тур по раскопкам напоминает путешествие по времени, однако в земные реалии нас быстро возвращает иллюстрация к арабо-израильскому конфликту, современному «жесту доброй воли» - прямо на туристической размеченной тропе стоит новый, незаконно построенный здесь арабский отель и ресторан... И это при том, что древняя Себастия объявлена национальным парком Израиля... Но с передачей части территорий Самарии под контроль Палестинской автономии, посещение парка возможно только при сопровождении армии, в строго установленные дни.

Да и почти братоубийственные ситуации повторятся в современном Израиле. С вершины холма руин древней Себастии прекрасно видно водонапорную башню поселения Хомеш, очищенного от евреев во время размежевания 2005 года, сделанном по приказу Ариэля Шарона. Вся территория Северной Самарии была очищена от еврейского присутствия. Это произошло впервые со времен Гитлера: по отношению к живущим евреям был применен метод «юден фрай», как жест доброй воли по отношению к палестинцам.

Что же делать? Давайте учить нашу древнюю историю, на ошибках предков учиться лучше, чем на собственных, а жизненного опыта у еврейского народа накоплено предостаточно.

Ирод Великий

Одна из самых проблемных личностей в древней истории – это знаменитый еврейский царь, Ирод Великий. Тот самый, который прославился «Избиением младенцем».

Его именем пугали детей, использовали вместо ругательства, в средневековом искусстве Ирод – это олицетворение универсального зла, вероломства, коварства, жестокости и ужаса.

А сегодня, на главных туристических площадках Израиля назвать кого-то Иродом – это сказать комплимент. Ведь если бы не он, то что бы показывали экскурсоводы от времени, интересующего большинство приезжающих в страну туристов? Да, да, от времени зарождения христианства нам есть что показать, только благодаря царю Ироду, в свое время превратившего страну в одну большую стройку, от которой до наших дней сохранились величественные развалины городов, театров, дворцов, крепостей и акведуков. Именем Ирода назван лучший отель в Эйлате. Иродианский период, иродианский архитектурный стиль, иродианская обработка камня – все это уже вошло в понятийный аппарат специалистов. А уж Иродианское умение делать то, что нужно, при этом не раздражая сильных мира сего, достойно подражания современными политиками...

Например, царь Ирод прекрасно понимал то, что сегодня отказывается понимать мировое сообщество – стратегическую важность долины Иордана. При Ироде в долине реки строительство городов и крепостей не прекращалось ни на минуту, все 30 с лишним лет правления царя. Знаменитые и открытые сегодня для осмотра туристов крепости и города, построенные Иродом в долине реки Иордан показаны на экране с севера на юг – Сартаба, Фацаэль, Дагон, Кипрос, Гиркания, Масада. Несколько в стороне есть еще две крепости – это знаменитый Иродион с запада и Махерон (он же Михвар), с востока от Иордана.

А знаменитая «Стена Плача»? – Это тоже дело рук Ирода!

В столице, Иерусалиме, именно Ирод строит то, что станет символом еврейского Иерусалима на все тысячелетия рассеяния – Храмовая гора и Котель или по-другому Западная стена, она же Стена Плача – это подпорная стена Храмовой горы и она тоже построена Иродом.

Так что же получается – Главную еврейскую святыню строит отрицательный герой, символ и олицетворение мирового зла?

Всем известны примеры того, что сохранилось до наших дней от строительства Ирода – Себастия, Кейсария, башня Давида, юго-восточный угол Хр. Горы, Антипатрида.

В еврейской традиции царь Ирод – это узурпатор, свергнувший династию Хасмонеев, героев Хануки. Однако главное преступление Ирода – избиение младенцев, царь просто физически сделать не мог, поскольку умирает в четвертом году до новой эры, то есть ДО рождения Иисуса.

Очевидец событий, Иосиф Флавий никак не мог не заметить факта массового убивания всех новорожденных младенцев по приказу царя.

Причем иудейский историк никак не скрывает своего отрицательного отношения к царю Ироду при описании его злодеяний – убийство любимой жены Мариам и двух ее сыновей, казнь тещи, публичный суд и казнь старшего сына, наследника престола, все это подробно описано в его книге «Иудейские древности».

Вряд ли историк Иосиф Флавия, живший всего через пару десятков лет после Ирода, мог не заметить такого скандального, шокирующего эпизода биографии царя как убийство всех младенцев в Вифлееме.

Вместо истории Торы про фараона и бросания в Нил новорожденных мальчиков, когда чудом спасается Моисей, в христианской культуре появляется царь Ирод и чудом уцелевший Иисус. Так царь Ирод стал для новой эры символом зла, жестокости и гнусного тщеславия.

В исторической ретроспективе Ирод Великий – фигура очень противоречивая.

С одной стороны:

- прекрасный политик, строительство крепостей и укрепление обороны страны не мешали Ироду иметь хорошие отношения со всемогущим Римом.

- замечательный экономист, при котором страна процветала и все имели работу.

- ответственный царь-руководитель, проявлявший заботу о голодных в неурожайные годы.

Но с другой стороны:

- жестокий кровавый диктатор, убийца собственной семьи. Однако стоит добавить, что для своего времени Ирод ничуть не более кровав, чем другие политики.

- психически неуравновешенный человек, болезненная жадность которого чередуется с неуемными тратами государственной казны.

От болезни «Мания преследования» Ирод страдал всю жизнь, но по сути у него были причины подозревать всех вокруг, в том числе родных. Родственники, не предавшие царя, вошли в историю, их именами названы большие стройки Ирода, города Антипатрида и Архелаис, крепости – Кипрос и Фацаэль.

В удивительное время живем, благодаря стараниям археологов, историков и экскурсоводов на наших глазах меняется отношение к историческим личностям и их реальному вкладу в историю Человечества.

"Избиение младенцев" Даниэле да Вольтерра. 1557

 

Начиная с XII века портреты Ирода дополняются особыми «негативными» атрибутами: вынутым из ножен мечом, угрожающе поднятой рукой или витающей неподалеку дьявольской личиной. Подобно первому врагу Христа Люциферу, Ирод прочно ассоциировался с дьяволом, ведь, как говорит Ориген, в своих действиях он «руководился внушениями ослепленного и лукавого» сообщника.

Авторские видеосюжеты об Ироде

http://www.youtube.com/watch?v=DsylvU09zc0

http://www.youtube.com/watch?v=xzNVGnOIOE4

http://www.youtube.com/watch?v=pGTF7oEC9nw

http://www.youtube.com/watch?v=t8cw7mqFbzs

Бейт Эль

Современный Бейт-Эль был построен в 1974 году рядом с библейским Бейт-Элем, на месте которого сегодня расположена арабская деревня Битин. Но где было главное событие, где находится Яаков, когда видит сон? Можно ли идентифицировать точно то место, где Яаков видит лестницу, уходящую в небо?

В первой книге Торы так описан сон Яакова (Берешит, 28)

/10/ И ВЫШЕЛ ЯАКОВ ИЗ БЕЭР-ШЕВЫ, И ПОШЕЛ В ХАРАН. /11/ И ПРИШЕЛ В ОДНО МЕСТО, И ПЕРЕНОЧЕВАЛ ТАМ, ИБО ЗАШЛО СОЛНЦЕ, И ВЗЯЛ ИЗ КАМНЕЙ ЭТОГО МЕСТА, И СДЕЛАЛ ИЗГОЛОВЬЕ СЕБЕ, И ЛЕГ НА ТОМ МЕСТЕ. /12/ И СНИЛОСЬ ЕМУ: ВОТ, ЛЕСТНИЦА СТОИТ НА ЗЕМЛЕ, А ВЕРХ ЕЕ ДОСТИГАЕТ НЕБА, И ВОТ, АНГЕЛЫ ВСЕСИЛЬНОГО ВОСХОДЯТ И СПУСКАЮТСЯ ПО НЕЙ. /13/ И ВОТ, БОГ СТОИТ НАД НИМ И ГОВОРИТ: "Я БОГ - ВСЕСИЛЬНЫЙ АВРАЃАМА, ОТЦА ТВОЕГО, И ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЦХАКА. ЗЕМЛЮ, НА КОТОРОЙ ТЫ ЛЕЖИШЬ, - ТЕБЕ ОТДАМ ЕЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ. /14/ И БУДЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ, КАК ПЕСОК ЗЕМЛИ, И ТЫ РАСПРОСТРАНИШЬСЯ НА ЗАПАД И ВОСТОК, НА СЕВЕР И ЮГ, И БЛАГОСЛОВЯТСЯ ТОБОЮ И ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ. /15/ И ВОТ, Я С ТОБОЮ, И СОХРАНЮ ТЕБЯ ВЕЗДЕ, КУДА НИ ПОЙДЕШЬ, И ВОЗВРАЩУ ТЕБЯ В ЭТУ СТРАНУ, ИБО Я НЕ ОСТАВЛЮ ТЕБЯ, ПОКА НЕ СДЕЛАЮ ТОГО, ЧТО ГОВОРИЛ ТЕБЕ". /16/ И ПРОБУДИЛСЯ ЯАКОВ ОТО СНА СВОЕГО, И СКАЗАЛ: "ИСТИННО, ЭТО - МЕСТО, ГДЕ ОТКРЫВАЕТСЯ БОГ, А Я НЕ ЗНАЛ!". /17/ И ИСПУГАЛСЯ ОН, И СКАЗАЛ: "КАК СТРАШНО МЕСТО ЭТО! ЭТО НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ДОМ ВСЕСИЛЬНОГО, А ЭТО - ВРАТА НЕБЕС". /18/ И ВСТАЛ ЯАКОВ РАНО УТРОМ, И ВЗЯЛ КАМЕНЬ, ЧТО СДЕЛАЛ СВОИМ ИЗГОЛОВЬЕМ, И ПОСТАВИЛ ЕГО ПАМЯТНИКОМ, И ВОЗЛИЛ МАСЛО НА ЕГО ВЕРШИНУ. /19/ И НАЗВАЛ ЭТО МЕСТО БЕЙТ-ЭЛЬ, НО ЛУЗ - ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ИМЯ ЭТОГО ГОРОДА. /20/ И ДАЛ ЯАКОВ ОБЕТ, ГОВОРЯ: "ЕСЛИ СО МНОЮ БУДЕТ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СОХРАНИТ МЕНЯ НА ТОМ ПУТИ, КОТОРЫМ Я ИДУ, И ДАСТ МНЕ ХЛЕБ ДЛЯ ЕДЫ И ПЛАТЬЕ ДЛЯ ОДЕЖДЫ, /21/ И ВОЗВРАЩУСЬ С МИРОМ В ДОМ ОТЦА МОЕГО, ТО БОГ БУДЕТ МНЕ ВСЕСИЛЬНЫМ. /22/ А КАМЕНЬ ЭТОТ, КОТОРЫЙ Я ПОСТАВИЛ ПАМЯТНИКОМ, БУДЕТ ДОМОМ ВСЕСИЛЬНОГО; А ИЗ ВСЕГО, ЧТО ДАШЬ МНЕ, ПОСВЯЩАТЬ БУДУ ДЕСЯТИНУ ТЕБЕ".

Именно здесь, в Бейт-Эле, Яаков получает обетование Земли Израиля, здесь ему дана сама суть еврейской миссии – завоевать землю и создать здесь народ, от которого благословятся все племена земли. Этот сон и полученное Яаковом благословение сопровождает еврейский народ всю длинную историю, уже почти 4000 лет, именно эти слова питали надежду на возвращение 2000 лет рассеяния! Можно ли указать конкретное место сна Яакова? Такое место есть!

Замечательный знаток земли Израиля, Зеев Вильнаи, приехал в строящийся Бейт-Эль и рассказал, что еще до войны за Независимость бывал здесь, что он не согласен с определением места сна Яакова, данным археологом Олбрайтом, и привел доказательства своей точки зрения, именно они и будут изложены ниже.

Смотровая площадка в Бейт Эле. В центре мозаичная карта страны Израиля - Бейт Эль в центре.

На карте указаны все достопримечательности, которые можно увидеть с панорамы - от Хермона на севере, до Газы на юге

Зеев Вильнаи в своих поисках обратился к старейшинам ближайшей арабской деревни, и они показали ему макам мукаддас, то есть «святое место», где по сей день собираются мусульмане на молитву. Здесь находятся развалины двух строений – мечети, построенной в период раннего ислама, и христианской капеллы времен крестоносцев. То есть две разные постройки свидетельствуют о том, что это место свято для двух религий. А где же евреи? Сотни еврейских захоронений периода второго Храма найдены вокруг. Иными словами, есть доказательства святости этого места для всех трех монотеистических религий. Какое же святое место находится в окрестностях Бейт-Эля? Конечно – это место сна Яакова. Сегодня это место объявлено заповедником из-за обилия очень старых деревьев, что тоже свидетельствует о его святости, так как вне зависимости от того, кто владел землей, на святых местах не принято было рубить деревья.

А если посмотреть повнимательнее вокруг, мы сможем найти и другие доказательства правильности сделанного предположения.

«Маком мукадес» - святое место. Развалины мечети и церкви крестоносцев на месте сна Яакова

Макам мукаддас представляет собой большую ровную площадку, здесь на поверхность земли выходит природная скала. Представим себе Яакова, который бежит от Эйсава: в ближайшей деревне он ночевать боится – а вдруг его узнают и донесут брату; уже стемнело, вокруг лес полный диких зверей. Совершенно естественно было бы остановиться на ночь на большой ровной площадке, как бы специально предназначенной для безопасной ночевки в лесу.

А что было на этом месте после сна Яакова?

Остатки защитной стены вокруг Храма Иероваама

Известно, что Иеровам, первый царь отделившихся 10-ти колен Израиля, строит в Бейт-Эле храм, который должен стать альтернативой Иерусалимскому Храму царя Шломо. Иеровам не случайно выбирает Бейт-Эль для строительства храма: он строит его на месте сна Яакова, не менее святом для еврейского народа, чем Иерусалим. Развалины большого общественного здания рядом с Макам мукаддас обнаружил еще археолог Олбрайт, но не идентифицировал его.

Караван с плакатом. Плакат на жилом караване (каменные дома в Бейт Эле не строят из-за «замороженного строительства» на территориях) с изображением лестницы Якова, на фоне израильского флага и Храма

У здания очень широкие стены, причем внешние камни стены большие, а пространство между двумя рядами больших камней заполнено камнями более мелкими. Такая кладка характерна именно для периода Первого Храма, причем для общественных зданий, а не личных домов. Так же построена всем хорошо знакомая «Широкая Стена» в Иерусалиме. Размеры здания были 15 метров в длину и 10 метров в ширину, что примерно соответствует размерам Скинии в пустыне. Что делает одинокое большое общественное здание в лесу, вдали от ближайшей деревни Битин (древнего города Бейт-Эль)? Видимо, это здание должно было отмечать святое место, место сна Яакова. Здесь есть большая ровная поверхность камня – видимо здесь коѓены выполняли свою работу – огромная ровная площадка (200х100 м) вокруг – это было место для сбора народа на праздники, причем площадка для сбора народа здесь даже больше, чем в Иерусалиме на Храмовой горе во времена Шломо. А где же был храмовый жертвенник? На праздники здесь должны были приносить сотни тысяч жертв. Обычно жертвенник располагался вне святилища, на возвышении. Про храм Иеровама известно, что на возвышении на жертвеннике в Бейт-Эле стоял золотой телец, такой же, как в Дане, отмечая южную и северную границы царства Иеровама. Невысокий холм из камней существует здесь и сегодня, видимо, здесь располагался жертвенник Иеровама. В конце книги Царств рассказано о царе Йешаяѓу, который приходит в Бейт-Эль и разрушает храм Иеровама (Книга Млахим бет, 27): «Йешаяѓу в Бейт-Эле сжег жертвенник на высоте, который построил Иеровам, сын Навата, и ввел в грех Израиль; и превратил в пепел Ашейру [культовое дерево]». Но, вероятно, храм в Бейт-Эле продолжал служить местом паломничества для остатков 10 колен и самаритян и после разрушения Северного царства. Остатки жертвенника Иеровама мы видим и сегодня. В этой куче камней найдено очень много костей животных, причем все эти животные соответствуют требованиям кашрута, что также подтверждает предположение, что эти развалины в прошлом служили еврейским жертвенником. Но куда направлен храм? Не на Иерусалим, а на место Макам мукаддас, то есть на место сна Яакова! Иеровам ушел из Иерусалима, для него самое святое место – это место сна Яакова, именно так построен Храм, по направлению к святости. Из других ритуальных мест святости (Шило, Иерусалим, гора Эйваль) мы знаем, что место, где можно было есть храмовую жертву, то есть ограничение места святости, отделялось небольшим забором от остальной территории. Этот забор, вернее его остатки видны и сегодня – внутри «пределов святости» много костей кошерных животных и разбитой керамической посуды.

Как известно, южное и северное царство вели непрекращающиеся войны более 100 лет подряд, от времен Иеровама до времен царя Ахава. Причем Иудея стремилась разрушить Храм Иеровама, так как именно он мешал 10 северным коленам подниматься в Иерусалим. Получается, что вокруг Храма Иеровама должны быть остатки мощных военных укреплений. Однако с трех сторон – с запада, севера и востока – укрепления не нужны, так как крутые склоны оврага являются природным оборонным укреплением. А с юга от храма Иеровама действительно есть остатки мощной стены и дозорной башни. Ширина сохранившейся до наших дней стены 4-5 метров! Эта стена защищала «идеологическое сердце» царства – храм, построенный на месте сна Яакова. Вот, теперь все встало на место, разгадка места сна Яакова найдена...

Мы, в нашем поколении, после 2000 лет галута, можем открывать для себя заново места библейских событий. Здесь, на этом месте, начало еврейского народа, здесь Яакову и всем нам объясняется миссия еврейского народа, здесь обетование земли и отсюда начинается «большая прогулка» еврейского народа по истории. Сон Яакова сопровождал нас все 4000 лет еврейской истории, давал силы, веру и надежду, так как в этом сне, кроме обещания земли и миссии, было сказано:

/15/ «И ВОТ, Я С ТОБОЮ, И СОХРАНЮ ТЕБЯ ВЕЗДЕ, КУДА НИ ПОЙДЕШЬ, И ВОЗВРАЩУ ТЕБЯ В ЭТУ СТРАНУ, ИБО Я НЕ ОСТАВЛЮ ТЕБЯ, ПОКА НЕ СДЕЛАЮ ТОГО, ЧТО ГОВОРИЛ ТЕБЕ".

Это сказано не только Яакову, но и всем нам, его потомкам, всему еврейскому народу.

Согласно традиции, ангелы, которые спускаются и поднимаются по лестнице – это империи, которые завоюют Землю Израиля и еврейский народ. Сегодня мы можем все эти империи перечислить – Ассирия, Вавилон, Персия, Греция, Рим, мусульмане, крестоносцы, мамлюки, турки, англичане. На 2000 лет уходит еврейский народ в галут, чтобы снова вернуться и сказать: «Да, мы – свидетельство того, что Бог выполняет обещание, данное Яакову, мы живые свидетели сбывшегося пророчества!»

После возвращения из Харана Яаков приходит в Бейт-Эль в соответствии с прямым указанием Бога, полученным им в Шхеме. В Бейт-Эле Яаков строит жертвенник, и вероятно, на месте жертвенника Яакова в дальнейшем строит жертвенник Иеровам. Рамбам говорит, что только когда Яаков выполнит то, что обещал, тогда и Бог выполнит свои обещания. Яаков как бы ставит Богу условие, он начинает со слова «если», тогда Яаков обещает вернуться:

«...ЕСЛИ СО МНОЮ БУДЕТ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СОХРАНИТ МЕНЯ НА ТОМ ПУТИ, КОТОРЫМ Я ИДУ, И ДАСТ МНЕ ХЛЕБ ДЛЯ ЕДЫ И ПЛАТЬЕ ДЛЯ ОДЕЖДЫ, /21/ И ВОЗВРАЩУСЬ С МИРОМ...»

Что думал Яаков, глядя в звездное небо? Написано:

"КАК СТРАШНО МЕСТО ЭТО! ЭТО НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ДОМ ВСЕСИЛЬНОГО, А ЭТО - ВРАТА НЕБЕС". Одинокий, испуганный, преследуемый братом, лишившийся отчего дома юноша сомневается, боится, он уходит в неизвестность, в Галут. Своим возвращением в Бейт Эль Яаков как бы закрывает страницу в своей жизни, страницу Галута, неуверенности и сомнений. Он возвращается сильным, с большой семьей и жизненным опытом, получив новое имя – Исраэль.

Эту историю праотца Яакова повторяет еврейский народ в наши дни, вслед за Яаковом возвратились и мы, сильные, с большим жизненным опытом. Страна Израиля и существующее сегодня поселение Бейт-Эль – все это свидетельство выполненных Богом обещаний, данных Яакову.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 191




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer7/Vorobjeva1.php - to PDF file

Комментарии:

Марьям
- at 2013-07-16 20:21:37 EDT
«...ЕСЛИ СО МНОЮ БУДЕТ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СОХРАНИТ МЕНЯ НА ТОМ ПУТИ, КОТОРЫМ Я ИДУ, И ДАСТ МНЕ ХЛЕБ ДЛЯ ЕДЫ И ПЛАТЬЕ ДЛЯ ОДЕЖДЫ, /21/ И ВОЗВРАЩУСЬ С МИРОМ...»

Когда нет возможности путешествовать вместе с Мариной Воробьёвой, большое удовольствие читать эти рассказы и смотреть видеоролики. Спасибо!

Ефим Левертов
Петербург, Россия - at 2013-07-16 18:54:41 EDT
Недавно читал новую книгу моего знакомого по Петербургскому институту иудаики Всеволода Вихновича «Царь Ирод». Это – очень современная книга. В ней автор, в частности, экстраполирует ситуацию в Древнем мире на переломе двух эр на сегодняшний день. Политику Ирода в плане подчинения Риму автор считает единственно возможной для того, чтобы сохранить национальную идентичность Иудеи. При этом современную Америку автор сопоставляет в этом плане с Римской империей. К такой перспективе можно относиться совершенно по-разному, в зависимости от взглядов читателя.