©"Заметки по еврейской истории"
февраль-март 2015 года

Илья Никберг

Выдающиеся учёные и врачи-евреи в мировой медицине

 

Истоки и религиозные основы медицины евреев

На всех этапах многовековой истории становления и формирования человечества забота о сохранении здоровья отдельной личности и популяции в целом являлась и является одним из социальных приоритетов общественной жизни. Разумеется, объем и качественный уровень такой помощи претерпели существенные изменения в процессе исторической эволюции от первобытно-общинного строя до современного этапа научно-технической революции с присущими ей реальными условиями и возможностями.

Как свидетельствуют документальные источники и археологические находки, уже в Древнем Египте, Индии, Китае, Вавиллонии зародились основы т.наз. эмпирической медицины. Еще в те времена, не располагая научными знаниями о физиологии человека и причинах различных заболеваний, основываясь лишь на практическом опыте, люди овладели довольно обширной совокупностью приемов лечения травм и некоторых заболеваний с помощью доступных им средств и методов. Потребовались, однако, многие годы античности, средневековья, зарождения капитализма и новейшей истории человеческого общества, пока не сформировалась современная научная медицина.    

Значительный вклад в создание её научных основ и становление современной лечебной и профилактической помощи внесли ученые и врачи – евреи. Этот процесс изначально был тесно связан с религиозными воззрениями евреев и основывался на них. Не случайно, поэтому, первые ограничения и рекомендации медицинского характера  предписывавшиеся евреям являлись составными элементами их образа жизни,  регламентированого  законами иудейской   религии.

Будучи тесно связанной с медициной Древнего Египта и других стран Древнего мира, и заимствовав у них немало полезных практических рекомендаций, медицина евреев и формирование врачебного сословия изначяально имела существеннык отличия..

В странах Древнего Мира носителями медицинских знаний и их использования в практике как правило были жрецы (период т.наз. «жреческой медицины»). И хотя в ней применялись заимствованные из народной медицины некоторые  рациональные приемы диагностики и лечения болезней, носители храмововой медицины весьма часто использовали в качестве ведущего метода лечения языческие магические обряды и мистические приемы.

В отличие от них, евреи отмежовываются от плена магических представлений о происхождении болезней и способах их лечения. В древнеизраильском сообщества появляется отдельная группа лиц (врачей), являвшая собой отдельную профессиональную категорию  населения.                                                   

 О выделении врачебного дела в самостоятельную (отличную от жреческой помощи) отрасль жизни свидетельствует и то, что слово «врач» встречается уже в первой книге Ветхого Завета. А во времена второго храма престиж врачебной деятельност ииллюстрируют слова одной из заповедей - "Почитай врача и уважай его, он поможет тебе в час нужды. Если заболел, сын мой, помолись Богу, чтобы он излечил тебя. А затем вручай в руки врача жизнь твою, ибо и  он от Бога, и не отошли его пока не излечишься". Показательно, что в самом Иерусалимском Храме была должность врача, призванного лечить священников. Начиная с древних времен, обычай прибегать к услугам врачей является распространенной  традицией еврейского населения  Будучи приверженцами первой в мире монотеистической религии, еврейские врачи рассматривали жизнь человека и его здоровье как

Богоданные, ниспосланные единым Богом.   То, что медико-профилактические аспекты всегда занимали существенное место в традициях многих поколений евреев в значительной мере обусловлено ролью и значением, которое они имели в истоках и основополагающих документах иудейской религиии.  Свидетельства этого имеются в книгах Бытие, Левит и др. В них приводятся многочислееные анатомические упоминания названия различных органов и их заболеваний.   В Библии содержатся такэк упоминания о многочисленных заболеваниях человека, в числе которых фигурируют кожные, сердечные, туберкулез,  болезни желудка, раны и их осложнения и мн. другие

Будучи приверженцами первой в мире монотеистической религии, еврейские врачи рассматривали жизнь человека и его здоровье как Богоданные, ниспосланные единым Богом.  В числе применявшихся в древнем еврейском врачевании приемов и методов лечения можно упомянуть: переломы костей и применение шин, раны, септические поражения кожи и уход за ними, акушерская помощь, лечение болезней сердца, желудка, туберкулеза и др. Широко применялись в лечении лекарственные растения, масла, бальзамы, обмывания, солнечное облучение и другие природные факторы.                

Профессионализм врачебного сословия сказался и в том, что именно с медицинских позиций а не язычных верований оценивались многие заболевания и состояния человека. Примером тому может быть эпилепсия, больных которой в древнем мире жрецы рассматриали как одержимых злыми чарами. Знали еврейские врачи и о наследственном характере (как передающейся мальчикам через женщин) гемофилии. Постулат иудаизма о приоритетности человеческой жизни нашел свое отражение и в  отношении к сохранени её при врожденных уродствах развития (у греков, римлян и некоторых других народов родившиеся с такими уродствами нередко просто уничтожали).

Учитывая   наличие в Библии  многочисленных  (как прямых, так и косвенных) лечебных и профилактических предписаний медицинского характера (В Талмуде, например, приводится свыше 300 таких предписаний) можно сказать, что в каком то смысле она является и первым учебником здорового образа жизни.

Врачи-евреи строго соблюдали провозглашенные «Торой» моральные принципы медицины. Не случайно, авторами большинства дошедших до нас средневековых руководств по деонтологии были евреи. В широко извстном своде правил еврейской национальной жизни ("Кицур Шулхан Арух") изложены многочисленные регламентации поведения врача и соблюдения правил здорового образа жизни. В частности, в нем говорится:. «Забота о здоровье своего тела входит в общую задачу служения Богу. Поэтому еврей обязан избегать всего, что может повредить его здоровью, и прилагать все усилия к тому, чтобы поддерживать и укреплять свое здоровье. Не вдаваясь в описание и оценку многочисленных требований иудейских традиций  в сфере питания (кашрут), отметим, однако, что современные диетологи-нутрициологи единодушны в признании физиолого-гигиенической рациональности большинства из этих требований.  

Уже с момента зарождения еврейской медицины твердо сохранялся провозглашенный религиозными документами прицип приоритетности человеческой жизни, во имя которого  разрешалось нарушать другие религиозные заповеди, в т.ч. святось субботы. Примечательно, что ни в прешествоваших, ни в современных воззрениях иудейской ралигии, нет запрета и на оказание медицинской помощи в субботу не евреям.  В недавнем (19.12.2011uvidim464969) послании  духовного раввина Овадьи Иосефа, по этому поводу говорится, что еврейские врачи должны оказывать помощь неевреям, даже если при этом приходится нарушать правила субботы.  

В подтверждение действенности этого постулата можно привести и показательный пример из новейшей истории. Следуя своему врачебному долгу и руководствуясь постулатом иудейской религии («окажи медицинскую помощь и врагу своему») Лео Скурни,  военный врач – еврей, служивший в финской армии проявил личное мужество и профессионализм в оказании такой помощи большой группе раненых немецких солдат и организовал эвакуацию из окружения полевого госпиталя. По представлнию немецкого командования был награжден немецким Железным Крестом, но от награды отказался, мотивируя отказ своим еврейским происхождением.

 Основополагающим постулатом еврейской религии является понимание взаимодействия двух основных элементов сущности человека – тела и духа. Такое понимание поясняет и одну из еврейских традиций – обязательность заботы о личном здоровье и его сбережении. Однозначно осуждаются как греховные половые извражения, в частности, гомосексуализм.

Забота о здоровье своего тела рассматривается как один из обязательных элементов веры в Бога и служения ему.

Большое внимание медицина евреев уделяет вопросам деонтологии и этики. В частности, строго регламентируется обязанность сохранения врачебной тайны, если её соблюдение не влечет за собой опасность для других людей. Вопрос о полноте информированности больного о его диагнозе и состоянии в медицине евреев решается неоднозначно. Считается, что если объективная информация о них может ухудшить психическое и физическое состояние больного, то собщать ему диагноз заболевания не следует. Но больной имеет право знать истинное положение дел. Поэтому, в ситуациях, когда такая осведомленность необходима больному для заблаговременного планирования и завершения важных его жизненных дел, завещательных распоряжений и т.п. сообщение диагноза и прогноза заболевания допустимо. Но при этом надо учитывать инидивидуальные психологические особенности пациента и однозначно  исходить из того, что сообщение ему  правды не должно повлеч необратимых отрицательных последствий в его психическои и физическом состоянии. Категорически не допускается правдиво озвучивать больному безнадежно отрицательный прогноз и особенно срок оставшейся жизни.

Вопрос об эвтаназии является чрезвычайно сложной этической проблемой современного общества.. Иудаизм отвергает  активную эвтаназию, рассматривая её как акт убийства человека. Отношение к пассивное эвтаназии более терпимое и в отдельных случаях допускается отказ от применения искусственных средств для поддержания жизни безнадежно больного в состоянии «растения» ( недавний пример – история болезни и смерти бывшего премьер-министра Израиля Ариеля Шарона).

Еврейские врачи в эпоху средневековья

Присущие средним векам жестокие крестовые походы и межфеодальные войны, мракобесие, ужасы инквизиции, кровопролитный религиозный антагонизм, низкая санитарная культура и бытовая антисанитария, разрушительны епидемии чумы и оспы оставили неизгладимый тягостный след в исторической памяти многих поколений. На  этом фоне ярким проявлением человеческого духа и гения является жизнь и деятельность средневековых мыслителей, ученых, писателей, художников, врачей, внесших огромный вклад в общечеловеческую культуру.

Авиценна, Нострадамус, Леонардо да Винчи, Данте, Микель Анджело, Парацельс, Галилей, Коперник  - таков далеко неполный перечень выдающихся личностей, оставивших неизгладимый, и поныне сохраняющий свое значение след в  истории благодарного человечества. На смену  культуре античного греческого и восточного мира, в период раннего средневековья пришла арабская культура, возникшая в У11 веке, и достигшая своего расцвета в Х1 – Х11 веках.  Расцвет этой культуры в значительной мере связан с жизнью и деятельностью еврейских мыслителей и ученых, тесно сотрудничавших в тот период с арабами и писавшими на арабском языке. Благодаря их трудам  был заложен научный фундамент еврейской философии  и медицины, оказавший большое влияние на последующее развитие общемировой культуры. Достижения  медицины акнтичных стран (греческой, римской, египетской, индийской и др.)  были обобщены в написанном на иврите труде «Книга Асафа-врача», предположительно созданной в конце1Х – начале Х века.  В этой книге содержатся разделы по физиологии, сведения о болезнях различных органов тела,противоядиях, информация о лекарственных растениях, советы по гигиене и др. В 9-10 веках появляется написанный на иврите трактат «Мораль врачей», в другом трактате «Введение в медицинскую практику (1642 г.) изложены 80 правил поведения врача.

Сохранились сведения о нескольких десятках врачей-евреев, особо проявивших себя в годы средневековья. Это Исхак бен Амрам, Раббан Аль Табари, Абу Мансур, Исаак бен Соломон Израэли, Али Ибн-Раббан, Аматус Лузитанский  и мн. другие.

В ряду известных исторических личностей этого периода достойное место принадлежит выдающемуся еврейскому мыслителю, врачу и просветителю Рамбаму (ребейн Моше бен Маймон), в арабском мире – Абу Имран Муса бен Маймун, в России и Европепйских странах – Моисей Египетский, Моисей бен Маймонид (1135 - 1204 ).  Своей врачебной деятельностью и научными трудами

он проявил себя своеобразнымсвязующим звеном между

предшествовавшим и будущим, заложив основы профилактической медицины.

 

Памятник Маймониду в Кордове  (Испания)

Особо следует отметить, что на формирование медицинских познаний Маймонида весьма определяющее  влияние оказала многолетняя работа по изучению Торы, Талмуда и созданию «Мишна Торы». По сути дела, Маймонид был первым, кто успешно попытался научно обобщить медицинские положения и рекомендации еврейской религии в специальной светской литературе. Философско-теологической  основой соблюдения здорового образа жизни стало его высказывание - «Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником – ему дано это; пожелает путь зла и быть грешником – у него есть и такая возможность».  Говоря о наслаждениях  (еде питье, женщинах, одежде, роскошном жилье,  драгоценностях и т.п.)  Маймонид указывает,  что все эти наслаждения «суета и пустое» и стремление к ним оправдано лишь ради здорового тела.

Будучи весьма известным и почитаемым искуссным практическим врачом, Маймонид написал и ряд медицинских произведений: « О гигиене (сборник советов  относительно здорового образа жизни)», «Об астме», «О ядах и противоядиях» и ряд других.

Одним из основных медицинских произведений Маймонида  являются написанные в 1187 – 1190 гг «Поучения Моисея» («Пирке Моше»). Книга содержит 25 глав, в числе которых: сведения по анатомии человека и функциях отдельных органов, о жидкостях и крови, о пульсе, о моче, о различных заболеваниях, о кровопусканиях, о слабительных, о женских болезнях,  о хирургических болезнях , о лекарствах и др. Особое внимание Маймонид  обращает на необходимость дифференцированной оценки  симптомов и жалоб, указывая, что одни и те же симптомы  у различных людей могут иметь разное диагностическое и прогностическое значение. Вопросам профилактической медицины посвящены главы «О физических упражнениях», «О бане», «О пище и питье» и др. Этим же вопросам посвящен популярный медицинский  труд Маймонида «Трактат по гигиене»..  В этом произведении Маймонид рассказывает о значении чистого воздуха, воды, гигиене пищевых продуктах и правильном питании, физической культуре, половой жизни,  потреблении вина и других вопросах.   

Вторая глава «Трактата» является прообразом современных рекомендаций по вторичной профилактике, т.е. рекомендациях относительно особенностей образа жизни и восстановления здоровья при  заболеваниях, предотвращении их осложнений. Особое внимание при этом обращается на использование природных средств, рассказывается о их роли  для здорового и больного человека.

В двухтомном трактате «О ядах и противоядиях» даются рекомендации по предотвращению отравлений ядами, попадающими в организм с пищей, и лечению таких отравлений, перечисляются ядовитые растения. В трактате упоминаются методы, ставшие классическими и сохраняющие свое значение и поныне – высасывание яда из места укуса, перевязывание выше этого места, меры защиты лица, осуществляющего высасывание (прополаскивание рта вином, оливковым маслом), применение отсасывающих банок, прием рвотных средств. Он отвергал лечебное действие амулетов и заклинаний, считая их находящимися на грани идолопоклонства, и допускал их использование исключительно в случаях, когда они могут успокоить безнадежно больных и их родственников.

Маймонид был противником одномоментного применения большого количества разных лекарств, считая то при лечении больного надо обходиться их самым необходимым минимумом и подчеркивал роль разумного использования природных факторов, питания и физической нагрузки в целях лечения и профилактики.

В уже упоминавшемся «Трактате об астме» он указывает на то, что врач нужен не только при болезни, но и для наблюдения за здоровыми("Лишь глупцы думают, что врач необходим только во время болезни и никогда больше». Врачебная работа, как указывал Маймонид,  включает наблюдение за тремя группами больных. Первая  - здоровые; это наиболее важная часть работы врача - научить здоровых людей сохранять здоровье. Вторая  - это больные люди, здесь цель врача - возвращение утраченного здоровья. Третья группа - ослабленные и пожилые люди, выздоравливающие. По отношению к ним задача врача состоит в организации ухода и создания   благоприятных условий для

достойной жизни.

Маймонида считают автором «Врачебной клятвы молитвы» (по мнению отдельных исследователей  современный текст её, опубликованный в 1793 г. принадлежит другу И.Канта  философу и врачу Маркусу Герцу (1747–1803). В ней содержатся, например, такие  обязательства:  «Я готов посвятить себя обязанностям моей профессии. Помоги мне, Всемогущий Бог, в этой  работе делать добро людям, потому что без твоей помощи  не добиться успеха» , «Дай силу моему  телу и духу, чтобы я всегда был готов помочь и бедных и богатых, плохим и хорошим, врагу как другу»,.«Не позволяй  отвлекать мое внимание от постели больного, сделай так, чтобы мои пациенты имели уверенность во мне и следовали моим рецептам и моему совету»,«Не дай мне напасть на мысль, что я знаю достаточно. Дай мне силы, радость и стремление узнавать больше каждый день».

Маймонид указывал, что "Постоянное чтение медицинских книг крайне необходимо, ибо ты должен знать, какие затруднения испытывает каждый, кто сохранил в душе страх Божий и любовь к истине и кто не собирается утверждать ничего, если тому нет должных доказательств" 

В эпоху Среднековья, начиная уже с 4-го века, профессиональня работа врачей-евреев и их медицинское образование резко ограничивались, вплоть до прямого запрета евреям врачевать христиан, а последним обращаться к евреям за медицинской помощью. Следствием подобных запретов были многочисленные, инспирируемые обвинения врачей-евреев в сознательном причинении вреда христианам, кровавые еврейские погромы во время эпидемии чумы в Европе (1348-1349 гг). Характеризуя жизнь евреев в период Средневековья Говард Фаст справедливо упоминает и о том, что«Большую опасность для врачей-евреев также представляли вспышки эпидемий: средневековая Европа пережила массовый психоз – панический страх перед евреем, отравляющим колодцы. В 1348 г. в Вене был казнен еврейский врач, обвиненный в том, что заразил город чумой

   Тем более знаменательно, что вопреки распространяемым в христианских массах обвинений евреям, вера в профессинальизм врачей-евреев была очень высокой. Примером тому является довольно распространенная практика привлечения их в качестве личных врачей в семьи монархов.  Евреями были придворные врачи римских пап Юлия II, Юлия III, Павла III, Климента III, Иннокентия I, короля Арагона Альфонса У, императора Людовика Благочестивого, английского короля Генриха 1У и др.  Несмотря на запрет лечения христиан, во многих средневековых  городах муниципальными врачами были евреи, что нашло свое отражение даже в художественной классике. Многие картины Рембрандта («Еврейская невеста», «Саул и Давид», «Давид и Урия», «Возвращение блудного сына» , «Врач-еврей» и др.) отражали образы евреев.

Непосредственным было еврейское участие в расцвете медицинской школы Салернского университета (так называемая Община Гиппократа) в 9–12 вв. И знаменитой медицинской школы в Монпелье, в которых преподавали и евреи, и некоторое время прпеподавание велось на иврите

 

 Рембрандт ван Рейн. Врач-еврей

Одной из наиболее загадочных фигур в истории человечества вот уже более 5 веков продолжает оставаться известный французский прорицатель, еврей по происхождению Мишель Нострдамус (1503- 1566). Его предки служили лекарями при дворах Рене Доброго и герцога Калабрийского.  Будучи успешным врачои фармацевтом, Нотрдамусь прославился публикацией в 1555 году своего астрологического альманаха и последовавших изданий «Центурий», с 970 катренами - четверостишиями, предсказывывшими грядущие события мировой истории (сохранились только катрены событий до 2300 года).

 Мишель Нострадамус 

В последующем, многие из этих предсказаний, действительно и в указанные сроки произошли в реальности.

Значительный вклад евреев в медицину Средневековья отмечен многими историками этой эпохи. А знаменитый философ Роджер Бекон считал даже, что для полноценного освоения врачебными  знаниями, необходимо умение понимать религиозную и медицинскую литературу написанную на иврите.

Ученые-медики и врачи евреи в постсредневекой истории

Последовавшие за мрачным периодом Средневековья социально-политические и экономические  изменения в Европе, на появление которых сушественно повлияла Великая французская революция, положительно отразились на правовом статусе евреев в европейских странах.. Существенно более доступным стало получение евреями медицинского образования, научной и врачебной деятельности... И хотя рецидивы разной степени выраженности антисемитизма не исчезли (как не исчезли они и в наше время), в целом возможности евреев в этих сферах профессиональной деятельнсоти  заметно либерализовались

Присущая Древнему миру и Средневековью эпоха эмпирической медицины ушла в прошлое, наступила эпоха научной экспериментальной медицины, ставшая основой современного врачевания.  И в становление и расцвет этой эпохи внесли огромный вклад ученые и врачи-евреи. О всех их достижениях невозможно рассказать в рамках журнальной статьи. Ограничимся лишь ссылками на некоторых ученых и врачах, оставивших наиболее заметный след в истории современной медицины. К ним, в частности, относятся: Л.Гершфельд (создатель классического атласа нервной системы),  Ф.Генле (фундаментально описал анатомию почки, открыл «петли Генле» в почечных клубочках), Г.Швальбе (автор классического руководства по анатомии), Ю.Конгейм (впервые применил замораживание гистологических препаратов), Г.Глуге (создатель атласа патологической анатомии), Н.Цунц (основополагающие труды по обмену веществ и газовом обмене), С.Штриккер (создатель микротома), Г.Мункт (определение локализации в коре головного мозга функциональных центров), О.Либрейх (открыл наркотическое и анестезирующее действие хлоралгидрата и хлорэтила, дезинфицирующее действие формалина), Л.Левин (изучил побочные действия лекарственных веществ и отравления ими), Г.Леви (применил микроскоп в патологоанатомических исследованиях), П.Эрлих (прижизненная окраска тканей и микробов метиленовой синькой, фундаментальные работы по вакцинации, один из основоположников химиотерапии, создатель противосифилитического средства сальварсана, Лауреат Нобнлевской премии),   Г. Сенатор  (первый, предложивший салициловый натр при лечении ревматизма), Оскар Минковский  (наступление сахарного мочеизнурения после удаления поджелудочной железы),. М. Гейтлер (один из основоположников современной кардиологии), М. Ромберг, Л.Минор (методы  диагностики неврологическиз заболеваний), Д. Израэль (операции на почках), Р.Либрейх (изобрел офтальмоскоп). П. Цвейфель (издал учебник оперативной гинекологии), А Нейссер ( открыл возбудителя гонорреи), А.Вейксельбаум (открыл менингококк ), С.Флекснер ( открыл палочку дизентерии), Ч. Ломброзо ( учение об антропологическом типе уголовных преступников), С.Ковнер ( история древней и средневековой медицины), Зигмунд Фрейд (основоположник психоанализа), К.Функ (один из основателей витаминологии) и мн. другие.

Врачи-евреи в дореволюционной России

История жизни евреев в дореволюционной России (а насчитывает она гораздо более 200 лет) сложна, противоречива, зачастую изобилует антисемитскими домыслами и обвинениями. В полной  мере сказанное относится и к истории жизни и профессиональной деятельности в России врачей-евреев.

В отличие от Средневекового периода Западной Европы, присутствие врачей-евреев в этот   период в России  было несопоставимо меньшим. Сохранились сведения  о врачах-евреев, приглашавшихся из зарубежных стран. Предполагается, что первым таким врачом был приехавший в  1490 г. Москву из Италии Мистро Леон («Жидовин»), лейб-медик царя Ивана 111. При царском дворе с 1657 г. служил врач-еврей Стефан  Гаден ( Данило Жидовинов).  Оба эим врача были казнены по различным обвинениям медицинского плана. Длительное время штаб-лекарем Семеновского полка был еврей Абрам Энс (первая половина ХУ111 века), врачом морского кадетского корпуса при Екатерине 11 был Мендель Лев. Незначительное количество врачей-евреев сохранялось довольно долго.  Несколько облегчился допуск евреев к врачебной работе при Екатерине 11.  Те из них, которые получили медицинское образование за границей и дополнительно сдавшие экзамен в Медико-хирургической академии (Петербург) приобретали право на частную практику либо получали назначения на государственную. (в т.ч. военно-медицинскую службу. Есть сведения о враче Григории Рапопорте, в 1818 году получившего высочайший подарок за «искуссное лечение глазных болезней». По данным на 1828 год на государственной службе в гражданских медицинских  учреждения и приватно работали около 20 врачей-евреев. Они работали в гг. Киеве, Умани, Ковеле, Брест-Литовске, Бердичеве и др. городах, перимущественно Юго-Западного края. Однако в этом же году возбуждается вопрос о неприятии евреев на государственную службу. Правда четкого решения он не получил, в частности потому, что в ответ на запрос по этому поводу гражданский генерал-штаб лекарь высказался так: «....исключение их из службы при настоящем недостатке во врачах по гражданскому ведомству не может быть без затруднения относительно исправления медицинских обязанностей по занимаемым ими ныне местам». В 1835 г.евреям, получившим степень доктора предоставляется право поступления на государственную службу, в т.ч. в Москве и Санкт-Петербурге (но в каждом отдельном случае с высочайшего разрешения).

В 1863 г. несколько евреев было среди выпускников) Медико-хирургической академии (существовала 5% норма для поступающих в неё евреев). В 1824 г. эту академию окончил уроженец Житомира, крещенный еврей А.Бланк (дед В.И.Ленина по материнской линии).

В конце Х1Х – начале Х Х века в России появляются и первые медики-ученые, получившие высшее образование в Российских университетах и медико-хирургической академии. Среди них были Р.Кулишер (известен своими трудами по военно-санитарному делу), В.Португалов (один из основателей санитарной службы и земской медицины), И.Бертенсон (инициатор создания первой школы для медицинских сестер), Л.Гиршман (создатель первой кафедры офтальмологии и первой глазной клиники (ныне – НИИ глазных болезней его имени), получивший высочайший подарок за  «искуссное лечение глазных болезней», основатель первой оторинологической клиники  С.Штерн и др. После выпуска Медико-хирургической академии в 1863 г., в числе которого были евреи обучавшиеся бесплатно, возник вопрос о их праве занимать военно-медицинские должности. В мае 1865 г. было принято постановлени роазрешающее принимать врачей-евреев (вне зависимости от наличия у них ученой степени) как на военно-медицинскую службу, та к и на службу в других министерствах. Следует отметить что значительное число военных врачей-евреев принимали участие в обороне Севастополя и в русско-турецкой войне В Крымской войне (1854-1856) из числа сражавшихся в русской армии евреев только во время обороны Севастополя погибли около 500 человек. Есть данные и о военных-врачах евреях, среди них в литературе упоминается Л.Пинскер.

Ряд из них был награжден  «за труды по прекращению тифозной эпидемии в войсках  действующей армии» и другие заслуги. Тем не менее, циркуляром военного министра (1882 г) со сылкой на «не вполне добросовестном исполнении ими своих обязанностей».была установлена предельная 5% норма наибольшей численности врачей-евреев в военном ведостве, с ограничением права занимать должности выше 5-го разряда.  Однако, с началом русско-японской войны врачи-евреи были в значительном числе привлечены к службе в военных округах и действующей армии. Так, только в Одесском военном округе из 152 призванных из запаса врачей, евреями были 75, в Киевском – из 76, 47.

В связи с общим реакционным настроением 80-х и позднейших годов евреи стали встречать препятствия к поступлению на городскую и земскую службу По официальным данным, на 1887 г. на долю евреев, в обшем количестве врачей приходилось 1077 ( 6,2%). Около трех тысяч врачей-еврее было в русской армии в период русско-японской войны 1904-1905 гг

Несмотря на возрастание количества и роли врачей-евреев в оказании медицинской помощи населению дореволюционной России всевозможные антисемитские домыслы и обвинения в их адрес не прекращались. Поразительно, но встречаются они и в наше время. Чего стоит толька эти выдержки из статьи «Иудейские врачи: убийцы в законе, опубликованной в декабре 2011 года (http://radio-nasledie.ru/news/news_1297083439.html ):

«Человеконенавидящие, свинские тора и талмуд не только запрещают спасать неевреев от смерти, но и просто обязывают жидовинов использовать медицину для их уничтожения.

Огромный, каждодневный и ежечасный урон наносят человечеству шнобеленосые убийцы в белых халатах».

«Но самое ужасающее – иудеи никогда и ни с кем из “гоев” не поделились способами спасения. Приютившие этих извергов люди погибали в конвульсиях и стонах, но крысолюди не протянули им руку помощи – они праздновали в своём сердце массовую гибель хозяев земли. По отношению к европейцам это страшное преступление и дружное предательство со стороны всего еврейского народа, уже за одно это ему во веки веков не будет прощения».

«Так на операционном столе был зарезаны жидами-хирургами нарком обороны М. Фрунзе, Генеральный Конструктор космических кораблей С.Королев и многие другие выдающиеся люди.»
В цитируемой статье подобных нелепых антисемитских  высказываний десятки.

Гонения, ограничения в получении высшего образования, научного роста и    профессионального трудоустройстве зачастую побуждали к эмиграции за пределы России многих ученых..Можно привести массу примеров того, как такие молодые (и не очень) люди, приобретали за рубежом возможность творческого роста, становились знаменитыми учеными, Нобелевскими лауреатами.

В их числе были:

Мечников Илья Ильич (1845-1916). Автор основополагающих исследований явления фагоцитоза, причин старения, эпидемиологии кишечных и других распространенных инфекционных  заболеваний. Будучи уже известным ученым И.И.Мечников (еврей по матери)эмигрировал во Францию, где стал одним из ведущих сотрудников Пастеровского института, заместителем его директора. За фундаментальные открытия в сфере иимунологии, в 1908   году вместе с немецким ученым (евреем по вероиспеведанию)  Паулем Эрилихом удостоен Нобелевской премии.

 

Безредка Александр Михайлович (1870-1940). Сын еврейского писателя, активно сотрудничал с еврейскими организациями и печатными изданиями. По окончании Новориссийского университета хотел продолжить образование, но не был принят в российские университеты (Московский и Киевский Св.Владимира), что побудило его  переехать во Францию. Будучи еще студентом работал под руководством И.И.Мечникова, совместно с ним написа несколько научных статей по вопросам фагоцитоза, иммунологии методов вакцинации, профилактики анафилактического шока и др. Впоследствии получил профессорское звание и заменил Мечникова на посту заместителя директора Пастеровского института.

 

Минковский Оскар (1858-1931).  Родился в еврейской семье в  Литве. Врачебный диплом получил в Кенигсберге, куда переехала семья. Впоследствии стал профессором в университетах Беслау, Страсбурга и Кельна. Как свидетельствуют его биографы, несмотря на переход в христианство, из-за своего еврейского происхождения, испытывал трудности в служебном росте. Известный терапевт-клиницист. Вошел в историю медицины открытием роли поджелуточной железы в заболевании сахарным диабетом (1888-1889). Приглашался (1923 г.) для  консультирования больного В.И.Ленина. В память о заслугах О.Минковского в исследовнии причин диабета Европейской диабетической ассоциацией учреждена медаль его имени.

Хавкин Владимир Аронович (1860 - 1930). Как и А.М.Безредка окончил Новориссийский университет, некоторое время работал в Одессе (заведовал Зоологическим музеем), затем уехал из России, сотрудничал с И.И.Мечниковым. Особую известность приобрел созданием вакцины против холеры (в 1892 г. испытал её на себе) и чумы и своей многолетней работой (до 1915 года) по борьбе с этими заболеваниями в Индии. Основал в Бомбее бактериологическую лабораторию, в последствии препобразованную в научно-исследовательский институт (поныне носит имя Хавкина). Отмечен Премией Парижской медицинской академии, был принят и награжден королевой Великобритании. Завещал около 300 тысяч долларов на нужды еврейского образования. Его архив сохраняется  в Еврейском университете  Иерусалима.

 

 Цион Илья Фаддеевич (1842-1912). Выходец из России, окончил Берлинский университет, по возвращении из которого работал с основоположником российской физиологической науки И.М.Сеченовым, преподавал в Медико-хирургической академии, привлек к научной работе И.П.Павлова, выпонившим под его руководством свое первое исследование по физиологии поджелудочной железы.  Однако (считается, что из-за его еврейского происхождения) И.Ф.Цион не был утвержден руководителем кафедры физиологии в ней. В 1875 г. по приглашению крупнейшего ученого-физиолога Клода Бернара перезжает в Париж, где продолжает научную работу.

 

Зельман Ваксман. Родился в г. Прилуки на Украине в 1888 г. Окончил гимназию в Одессе.  В 1911 г. переехал в США, где получил университетское образование и работал до конца жизни (1973 г.).  Крупнейший микробиолог. Основным  научно-практически достижением  З.Ваксмана и его сотрудников явилось открытие антибиотика стрептомицина (первого антибиотика, эффективного при лечении туберкулеза и нашедшего широкое применение проти бактерий, устойчивых к сульфалиамидным препаратам). В 1952 г. удостоен Нобелевской премии.

 

Джонас Солк (1914 - 1995). Известный американский вирусолог, выходец из семьи русско-еврейских эмигрантов. Создатель получившей широкое практическое применение первой в мире вакцины против полиомиэлита, положившей конец одному из тяжелейших и распространенных заболеваний. За выдающиеся заслуги был награжден золотой медалью Конгресса США, президентской межалью «За свободу», орденом Почетного легиона (Франция). До конца жизни поддерживал тесные научные связи с Израильскими коллегами, был почетным Иерусалимского (и многих других) университетов. 

Ученые медики и врачи евреи в СССР

В течении примерно трех десятилей после октябрьской революции, устранившей регламентированные государством национальные преграды в жизни общества,  социальные условия в СССР значительно расширили возможности и роль евреев в научной медицине и практическом здравоохранении. Доля специалистов-евреев в системе здравоохранения СССР была весьма высока. Подавляющее большинство из них положительно проявили себя во всех областях лечебной и профилактической медицины, пользовались большим авторитетом и уважением населения.. Из числа наиболее известных своим научным и практическим вкладом ученых и врачей-евреев  в CCCH в первую очередь упомянем, в частности, следующих:

   Физиологи и патофизиологи – Л.Штерн, Е.Лондон (1868-1939), Д.Альперн (1894-1968), М.Маршак (1894-1977), Е.Бабский (1902-1973), А.Гурвич (1874-1954) и др.

   Биохимики – Б.Збарский (1885-1954), А.Браунштейн (192-1986), Д.Фердман (1903-1970), С.Лейтес (1899-1972).

   Фармакологи: А.Черкес (1889-1968) М.Машковский (1908 – 2000), М.Беленький

   Онкологи – Л.Зильбер, Л.Шабад и ряд других ученых.

   Клиницисты терапевтического профиля: М.Вовси ( ), М.Губергриц (1886-1951), В.Коган-Ясный (1889-1958), Н.Шерешевский (1885-1961), И.Кассирский (1898-1971), А.Фрумкин (1907-1962), Е.Авербух (1900-1985, умер в Израиле),  Е.Вотчал, М.М.Губергриц, З.Водынский,

Е.Гельштенй.

Клиницисты хирургического профиля: Н.Гурвич (1871-1960), В.Левит (1883-1961), Г. Илизаров (1921–92).

   Гигиенисты: З.Френкель (1869-1960), Н.Вигдорчик ( 1874 -1954), С.Черкинкий (1897-1980), Р.Габович (1909-2003, умер в Израиле.

    Среди медиков-евреев бывшего СССР были и получившие международное признание.  ним, в частности, относятся академик  АН СССР Лина Штерн,  академик АМН СССР Лев Зильбер (создатель учения о роли вирусов в возникновении онкологической патологии), академик АМН Леон Шабада (один из основоположников экспериментальной онкологии. Разработал учение о канцерогенных химических веществах, их распространении в окружающей среде и роли в возникновении онкологических заболеваний легких и других органов. За выдающуюся работу по изучению причин рака и  борьбе с ним в 1962 г. был награжден специальной премией Организации Объединенных наций), крупный ученый-фармаколог Михаил Машковский ( автор двухтомника «Лекарственные средства», выдержавшего несколько переизданий и пользовавшегося большим спросом),  выдающийся ученый–терапевт Иосиф Кассирский, новатор–ортопед Гавриил Илизаров и др.

 

Лина Штерн

Лев Зильбер

 

Леонид Шабад 

 

  

Михаил Мошковский

 

Гавриил Илизаров

 

     Исаак Кассирский       

 

Вторая мировая война и послевоенное время

В многовековой истории, изобиловавшей гонениями, погромами и убийствами еврейского населения в странах Европы, период Второй Мировой войны занимает особо трагическое место. Холокост, с его 6 миллионами целенаправленно умерщвленных евреев, навсегда останется кровоточащей раной в памяти не только исповедующих иудаизм, но и всего цивилизованного человечества. В этой войне, инициатору и основному исполнителю Холокоста, немецкому  фашизму, помимо СССР протитвостояли страны антигитлеровской коалиции – США, Англия, Франция.  Но основные тяготы войны и решающая роль в Победе над фашистской Германией выпали на долю Советского Союза.

    В рядах Советской Армии и различных её служб, были выходцы из всех  Республик, входивших в те годы в состав СССР, представители  всех национальностей, живших та его территории.

    В действующей армиии и в тыловых  военных госпиталя самоотверженно трудилось и большое количество военных медиков – евреев. В те годы трудно было найти военный госпиталь или другое военно-медицинское учреждение, в персонале которого, начиная от санитарок и кончая руководителями учреждений, в большом количестве не были бы представлены лица еврейской национальности.. Не случайно 27 врачей-евреев в годы война получили звание генералов медицинской службы. И если крупнейшим достижением военной медицины Советской Армии (СА) было излечение и возврат в строй более 75% раненых и больных, то в этом и немалая заслуга хирургов, терапевтов и других врачей-евреев Значительную часть медицинских работников в действующей армии на фронтах ВОВ составляли евреи. Старшим из них по воинскому званию и стажу работы в качестве военного медика был генерал-лейтенант Александр Евсеевич Песис (1893-1954).  Он последовательно возглавлял военно-санитарные управления  Северо-Западного, 

Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов, 1-го Дальневосточного фронта. Широко известна многолетняя плодотворная научная и практическая деятельность заместителя главного хирурга Красной (Советской) Армии, выдающегося хирурга, ученого и педагога, профессора,  заслуженного деятеля науки, генерал – майора медицинской службы Владимира Семеновича Левита (1883 – 1961).г

                    

Меир Семенович Вовси

 

Владимир Семенович Левит

                              

Военно-медицинские службы ряда фронтов и армий возглавляли генералы и полковники:

Верховский Давид Наумович (Ленинградский фронт), Гурвич Михаил Михайлович (3-й Белорусский фронт), Песис Александр Евсеевич (Волховский фронт) Ицкин Маис Семенович (Брянский фронт), Ставицкий Иосиф Исаакович (4-й Украинский фронт, до этого 57-я Сталинградская армия)), Шаманский Модест Абрамови (Северо-Западный, затем 3-й Прибалтийский фронт), Мойжес Лазарь Моисеевич (Северо-Кавказский фронт). В 1943 г. погиб в авиакатастрофе, Соколовский Давид Григорьевич (Приморская армия), Баудер Владимир Робертович (ВВС Балтийского флота), Ратгауз Лев Григорьевич  (Военно-санитарное управление ВВC), Гольштейн А.И. (1-я танковая армия), Элькин Р.В (13-я воздушная армия), М.Г.Ройтман (база «Ханко»). М.З.Зеликов ( военно-морские базы Одессы и Севастополя), Полковник Петр Моисеевич Бялик (1893-1986)  начальник военно-санитарного управления Киевского военного округа, затем начальник военно-санитарного управления  Юго-Западного фронта  и др.  Справедливость требует вспомнить и тех военных врачей, попавших в жернова сталинских репрессий в довоенное время. Среди них - бывший начальник  военно-санитарного управления Киевского особого военного округа, затем народный комиссар здравоохранения Украины Соломон Ильич Канторович,  сменивший его на должности начальника военно-санитарного управления округа военного врач 1-го ранга Натан Самуилович Кантер. С.И.Канторович был расстрелян в 1937 г., последующая  судьба Н.С.Кантера, арестованного в новогоднюю ночь 1938 г.  осталась неизвестной.

Ведущую роль в оказании медицинской помощи пострадавшим в военных действиях играли врачи-хирурги. Однако, как во фронтовых, так и в тыловых госпиталях в оказании помощи им и заболевшим оказывали и врачи терапевты. Главным терапевтом СА был профессор, генерал-майор М.С.Вовси.

   В числе ведущих военных терапевтов были полковник М.Л.Мордкович (Юго-Западный фронт), Б.А.Залкинд (Северо-Запаный фронт), Д.Н.Яновский (3-й Украинский фронт), М.А.Яновский (Черноморский флот), армейские терапевты и консультанты госпиталей профессора Н.Б.Щупак, А.И.Франкфурт, М.М.Губергриц, Г.И.Бурчинский, А.А.Айзенберг, 

   Неизвестно точное их число, но врачи, фельдшера и санитарки - евреи были и в рядах партизанских соединений и отрядов специального назначения в тылу немецких войск. Одним из них был молодой врач Альберт Вениаминович Цессарский (1920-2010).

 

Альберт Вениаминович Цессарский

Он был (1942-1944) начальником медицинской службы и хирургом знаменитого партизанского отряда «Победители», которым командовал легендарный разведчик Д.Н.Медведев (Цессарскому довелось лично его оперировать). После тяжелого ранения и комиссования по инвалидности, вплоть до 1960 года А.Цессарский работал санитарным врачом в Москве и занимался писательской деятельностью. 

Особо следует сказать о Ефиме Анатольевиче Дыскине, который пришел  в военную медицину уже будучи Героем Советского Союза. Это звание он получил (посмертно, т.к. ошибочно считался погибшим) за героический подвиг, когда будучи рядовым-артиллеристом в тяжелом бою на Волоколамском шоссе под Москвой уничтожил 7 вражеских танков. Свидетелем этого боя был маршал Г.М.Жуков, лично представивший Е.А.Дыскина к высокой награде. Вот слова Жукова о Дыскине: «Всем известны имена панфиловцев, Зои Космодемьянской и других бесстрашных воинов, ставших легендарными, гордостью нашего народа. В один ряд с ними я поставил бы подвиг рядового наводчика орудия 694-го артиллерийского противотанкового полка Ефима Дыскина».

Вероятно будет уместно привести выдержку из стиха, посвященного Е. А.Дыскину:

И получив четвёртое раненье,

Сквозь свет, что был туманен и багров,

Увидел он в какое-то мгновенье

Перед собою семь стальных костров.

-Живи, Ефим, ты вырос храбрым малым,

Тебе всего-то восемнадцать лет,

Не знал Ефим, что

станет генералом,

Назло смертям, сказав им твёрдо «нет».

...Мы иногда о прошлом забываем,

Но не забудет он огонь и дым.

И падает у пушки мальчик Хаим-

Семь танков догорают перед ним...

 

Еще продолжая лечиться в госпитале он становится курсантом военно-медицинского училища, уже после окончания войны оканчивает военно-медицинскую акемию и проходит в ней путь от рядового врача до известного ученого, профессора, генерал-майора медицинской службы, начальника одной из кафедр академии.

    Печальной оказалась судьба многих  врачей-евреев,  погибших на  террирориях, оккупированных немецко - фашисткими войсками. Навечно в благодарной памяти человечества останутся жизнь и  подвиг выдающегося польского врача и педагога Януша Корчака (Эрша Хенрика Гольдшмита).

 

         

 

 

 

Родился он в Варшаве (1878 г.), учился в русской гимназии. Получив врачебное образование (1903) всю последующую жизнь посвятил врачебной и педагогической работе с детьми (в 1904-1905 гг в качестве военно врача участвовал в Русско-Японской войне). Основал в Варшаве «Дом сирот». После оккупации Польши, в 1940 году, отклонив предложения оставить его на свободе, вместе  с воспитанниками «Дома сирот» (примерно 200 человек) и своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886-1942) был перемещён в Варшавское гетто. С ними же, в последний момент вновь отказавшись от свободы в 1942 г он погиб в газовой камере концлагеря Треблинки.

 

Минц Зеев Вольф (Владимир Михайлович). (1872-1945). Родился в Даугавпилсе (Латвия). Окончил Дерптский университет. После одногодичной стажировки в Германии работал в России.

Был доцентом, затем профессором Московского университета, возглавлял хирургическое отделение Главного московского военного госпиталя. Лечил В.Ленина после покушения на него в 1918 г. В 1920 году возвратился в Латвию, где долгие годы работал ведущим хирургом в Риге. В период немецкой оккупации был помещен в Рижское гетто, создал там больницу.  Депортирован в Бухенвальдский конлагерь, где скончался в 1945 г. от истощения.

«Дело» врачей – позор руководства бывшего СССР

   Апофеозом  инициированной властями  СССР антиееврейской истерии в послевоенные годы стала позорная и трагическая акция, получившая название «Дело врачей». Акция эта была логическим продолжением репрессий, связанных с разгромом (1949 г).и  последовавшим расстрелом руоводства Еврейского антифашистского комитета , которому предшествовало убийство С.Михоэлса. Уже тогда (и еще ранее, в ходе процессов 1937-38 гг) среди обвиняемых фигурировали главный врач больницы имени Боткина Б.А.Шимелиович, Л.Г. Левин и др. «Борьба с безродным космополитизмом» (под ней скрывался откровенный антисемитизм) прекинулась и в страны социалистического лагеря Восточной Европы.. Наиболее крайнюю форму она приняла в Чехословакии, в которой подсудимыми на процессе в ноябре 1952 г.  проходили 13 человек (в их числе – 11 евреев во главе с казненным затем председателем ЦК компартии чехословакии Рудольфом Сланским). В канун и в ходе фальсифицированного «Дела врачей» печать изобиловала высказываниями и статьями типа «Агенты иностранных разведок», «Диверсанты в белых халатах», «Американские наймиты»,  «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей» и т.п. И хотя в числе привлеченных к ответственности фигурировали и русские фамилии (например, профессор В. Виноградов),  и по количеству фигурантов и по направленности их бичевания, всем было совершенно ясно, что эта акция носит явно антисионисткую направленность.  В сентябре-декабре  1952 г. в Москве были арестованы известные профессора  В.Василенко, В.Виноградов, М.Вовси (двоюродный брат С.Михоэлса, генерал-майор, главный терапевт Советской армии), А.Гринштейн, Б.Збарский (бальзамировал тело В.И.Ленина), Б.Коган, В.Певзнер, Я.Рапопорт, А.Фельдман, Н.Шерешевский, Я.Этингер и др. Всего в Москве по «Делу врачей» было арестовано 37 человек,  28 из них были евреями. Была инициирована и приняла почти общесоюзный характер волна обвинений врачей-евреев в «еврейском буржуазном национализме»,и других всевозможных грехах, их увольнений с преподавтельской работы, резким ограничением (а то и полным прекращением) приема абитуриентов-евреев в медицинские институты. СССР разрывает дипломатические отношения с Израилем .

Между тем, «Дело врачей» приобрело настолько одиозный и явно антисемитский характер, что несмотря на жесткие меры дознания, уже в начале января оно начало давать сбои, а после смерти И.Сталина, в апреле 1953 г арестованные по этому делу были освобождены, полностью реабилитированы и восстановлены на работе.

Надо отметить, однако, что во многих местах  значительные массы населения и местных руководителей не поддались этому психозу и сохраняли доверие и доброе отношение в врачам-евреям. В те годы мне довелось работать в одном из городов Донбасса, и я хорошо помню, что охвтившая мное другие города «антиеврейская» истерия почти не коснулась жителей этого, да и многих других  населенныхъ мест.. Городским отделом здравоохранения продолжал заведовать еврей, на своих постах остались ведущие специалисты разных лечебных специальностей, не уменьшился поток больных к ним.

    Тем не менее, отдаленные последствия «Дела врачей» и продолжавшихся проявлений кадровых антисемитских ограничений в медицинской науке,  еще длительное время отрицательно сказывались

в сфере здравоохранения бывшего СССР и привели к снижению роли и престижа медицинской науки в нем.

Обобщим наш краткий очерк роли евреев в формировании современной медицины.

От первых примитивных приемов лечения травм и заболеваний, основанных на эмпирических наблюдениях и языческих представлениях, медицина прошла многовековую эволюцию, превратившись в одну из важнейших научно-практических отраслей современной цивилизации.

Как свидетельствует история этой эволюции, значительный вклад в неё и в становление современной медицины  внесли ученые и врачи–евреи.

Наиболее значимыми составляющими этого вклада явились следующие:

·     Основанное на принципах иудейской религии положение о примате здоровья человека, в его жизни.

·           Обязанность каждого человека заботиться о своем и окружающих здоровье, в особых случаях даже тогда, когда оказание неотложной медицинской помощи сопряжено с нарушением религиозных правил повседневной жизни, в частности, с нарушением требований поведения в день Святой Субботы.

·            В отличие от практики многих стран античного мира, оговорена обязанность сохранения жизни и ухода за детьми с врожденными уродствами развития.

·    Заложены основы гигиены, как самостоятельной отрасли медицины и вторичной профилактики хронических заболеваний.

·    Осуждено обращение за медицинской помощью к случайным лицам и шарлатанам и оговорена обязанность обращаться за такой помощью только к врачам-профессионалам.

·                  В практику врачевания и повседневной жизни человека введено понятие «Здоровый образ жизни» и разработаны конкретные базовые рекомендации его соблюдения.

·                  Обоснована и внедрена система деонтологических правил общения врача с больным и его родными, требования к захоронению умерших.

·                    Однозначно осуждаются и отвергаются как греховные нетрадиционные виды сексуальной ориентации и сексуального поведения, при этом проявляется терпимость к жизни их носителей как членов обществе.

·                                                   Учеными и врачами – евреями (или в сотрудничестве с ними) сделаны выдающиеся научные открытия, позволившие радикально улучшить оказание медицинской помощи при ряде заболеваний (выявлена роль поджелудочной железы в возникновении диабета, создана противохолерная вакцина, изучена роль гематоэнцефалического барьера, выявлена роль канцерогенных веществ и вирусов  в возникновении онкологических заболеваний, созданы препараты для лечения полиомиэлита и туберкулеза (стрептомицина), открыто значение фагоцитозаа, разработаны и широко внедрены в практику новые методы диагностики и лечения различных терапевтичесчких, хирургических и других заболеваний и мн. другое

·          Строго оговорена необходимость регулярного повышения врачами своей профессиональной квалификации, поощряется обращение за советом и помощью к более опытным коллегам.

Весомым объективным свидетельством выдающегося вклада евреев в мировую медицину является  их доля в числе Лауреатов Нобелевской премии. Из почти 200  Нобелевских лауреатов по номинации «Физиология и медицина», евреи составляют более 27% (т.е. более, чем каждый  четвертый). В числе наиболее известных Нобелевских лауреатов по физиологии и медицины были  И.Мечников  и П.Эрлих (оба в 1908 г.), О.Варбург (1931), З.Ваксман (1952), Х.Кребс (1953), А.Корнберг (1959), А.Львов (1965), Д.Аксельрод (1970), Р.Леви-Мольтанчини (1986) и ряд других.   С прискорбием восприняла мировая общественность известие о кончине (30 сентября 2011 г.)  после тяжелой болезни (рак поджелудочной железы) канадско-американского ученого еврейского происхождения, действительного члена Национальной академии наук США,  Ральфа Штейнмана (1943-2011).

Он скончался буквально за несколько часов до принятия Нобелевским комитетом решения о его награждении. И хотя устав премии не разрешает посмертного награждения ею, в данном случае комитет единогласно решил нарушить это правило. Вместе со своими коллегами Брюсом Бётлером и Жюлем Хоффманом он награжден Нобелевской премии за открытие механизма активации врожденного иммунитета.

В прешедствовавшем Нобелевскими лауреаты были этнические евреи, жившие в разных странах мира. Теперь можно с удовлетворением констатировать, что в последние годы весомо демонстрируют свои достижения  и жители Израиля. Так, в 2004 г. Нобелевской премии за открытие «маркера смерти белков» были удостоены ученые из Хайфы Авраам Гершко и Аарон Цехановер. В 2009 г. первой израильтянкой - Нобелевским лауреатом  за фундаментальные исследования механизма переноса генетической информации стала профессор Ада Йонат из института Вейцмана. 

Ральф Штейнман

 Ада Йонат

 Перед медицинской наукой и практикой здравоохранения продолжают стоят новые и весьма важные задачи. В их числе выявление причин, создание методов эффективного излечения и профилактики онкологических, эндокринных (диабет), сердечно-сосудистых, генетических, психических и ряда других заболеваний, формирование научно-обоснованных правил здорового образа жизни в условиях современной научно-технической революции и другие. Можно не сомневаться в том, что как это было и в  прежние времена,  достойную и новаторскую роль в решении этих задач в интересах всего человечества внесут и ученые и медики евреи нынешнего и последующих поколений.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:5
Всего посещений: 15376




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2015/Zametki/Nomer2_3/INikberg1.php - to PDF file

Комментарии:

Михаил
Тревизо, Италия - at 2018-10-13 21:42:20 EDT
Очень хорошая статья! Благодарен ее автору за добрую память о врачах-евреях в СССР, у которых все мы когда-то лечились и которых помним с любовью и благодарностью. Спасибо!
Борис Баншац
Арад, Израиль - at 2018-08-04 15:49:05 EDT
Вот дополнение
СОКОЛОВСКИЙ Давид Григорьевич (3.5.1906, г. Екатеринослав).

Подполковник мед. службы. В 1933 г. окончил Днепропетровский мед. институт. В КА с 1935 г. Перед Великой Отечественной войной – корпусной врач. В июле 1941 г. был назначен начальником СО Приморской армии (до авг. 1941 – Отдельная Приморская армия). С июля 1942 г. по август 1943 г. находился в плену. По возвращении из плена служил флагманским врачом 8-й ВА 4-го Украинского фронта (окт. 1944 – апр. 1945) и научным сотрудником Военно-медицинского музея.

Руководил мед. обеспечением войск армии при обороне Одессы и Севастополя. Возглавлял мед. службу воздушной армии в Восточно-Карпатской, Западно-Карпатской, Будапештской и др. операциях.

Борис Баншац
Арад, Израиль - at 2018-08-04 15:42:02 EDT
СОКОЛОВСКИЙ Давид Григорьевич не погиб в авиакатастрофк в 1943 г., а будучи тяжелораненым в июле 1942 г. в Севастополе попал в плен. Из лагеря бежал 1 октября 1942 г., до августа 1943 г. скрывался на оккупированной территории. Восстановлен в воинском звании. Награжден двумя орденами Отечественной войны (6.11.44. и 4.06.45)
Уволен в запас в 1946 г. Это есть на сайтах МО РФ.

Закир Рамазанов
Париж, Франция - at 2016-07-22 14:02:36 EDT
Всегда молодые должны знать и помнить таких людей, которые посветили свои умы и способности для будущего поколения.Сейчас это поколение не в состоянии ответить тем же и продолжить дальше. Новое открытие в сфере медицины не возможно реализовать,некуда конкретно обращаться,такие ужасные барьеры,подавай сертификаты,бумаги авторства,врачей свидетелей.Такие бессмысленные волокиты медицину привели в коммерческую структуру. Надо конкретную организацию,где напрямую можно обратиться с новыми открытиями ни кем не написанную.
Максим Штурман
- at 2015-03-15 12:13:31 EDT
К сказанному Л.Мининбергом добавлю следующее. Среди авторов портала есть военный врач доктор Александр Ногаллер. Он прошел войну, описал многие свои военные приключения именно как военврач. Его воспоминания тоже должны были бы быть учтены. И маленькое замечание: Л.Мининберг ошибся в фамилии проф. Симона Эльевича Шноля, тоже автора этого портала.
Л.Мининберг
Мюнхен, Германи& - at 2015-03-15 12:01:04 EDT
Интересный обзор с экскурсом в древнюю историю. Но работа была бы интересней, если бы автор использовал материал, опубликованный на данном Портале. Например, статью Ю.Солодкина «Гаон» (журнал-газета «Мастерская», 7-8 марта с.г.) о замечательном иммунологе, изобретателе С.В.Скурковиче; Э.Любошица «Евреи России в медицине и биологии» («Заметки по евр.истории», 2014, №1). А также книги профессора, биолога С.Э.Шоля «Герои и злодеи российской науки» (М.: Культурный дом, 2010), Г.В. Костырченко «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм» .-М.:»Международные отношения», 2001). Автор включил доктора Корчака, но нет его земляка офтальмолога, создателя искусственного языка Эсперанто, родившегося и работавшего в Польше (тогда Российская империя) Л.Заменгофа.Разумеется, что данная тема - это огромный пласт и в журнальной статье невозможно о всех известных врачах рассказать.
Александр Габович
Киев, Украина - at 2015-03-13 20:52:45 EDT
Мой дядя, Рафаил Давидович Габович, умер в США.
Александр Тарадай
Харьков, Украина - at 2015-03-13 16:15:47 EDT
Конечно, в формате журнальной статьи невозможно упомянуть всех выдающихся врачей-евреев.
Но не упомянуть Рафаила Давидовича Синельникова или Арона Михайловича Утевского, мне кажется, нельзя.
А Збарский - это не только Борис Ильич, а и его сын Илья Борисович, тоже академик.
А академик Александр Евсеевич Браунштейн (в статье упомянут) - герой соцтруда (представляете, еврей-академик, герой соцтруда - при этом не физик-ядерщик!), выставлялся на Нобелевскую премию.
Кстати, харьковский (а ныне израильский) доктор Любошиц написал целую книгу на эту же тему.

Семен
СПб, РФ - at 2015-03-12 12:29:06 EDT
Витебского Якова Давидовича (1919-1992гг.)забыли. Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации. Создатель нового научного направления - клапанной гастроэнтерологии. Автор более 340 опубликованных научных работ, в том числе 9 монографий. Им разработан 21 новый метод исследования, 7 новых методов лечения и подготовки больных к операциям, 49 новых методик операций, сформированы новые представления о причинах 33 заболеваний органов пищеварения.
http://www.rusmedserv.com/gastrosib/vitebs.htm
Неоперабельное лечение там, где всегда людям делали операции.6000 УЧЕНИКОВ. За годы работы главным хирургом Курганской области подготовил через первичную специализацию, интернатуру и усовершенствование на рабочем месте более 1200 хирургов.