©"Заметки по еврейской истории"
май-июнь 2015 года

Владимир Чижик

О «сладкой жизни» евреев Карибского моря


Кляссеров – альбомов с прозрачными кармашками для марок – в те годы ещё не было. То- есть где-то они были, и кто-то из мальчишек, которые вертелись в вестибюле киевского почтамта, даже о них слышал. Кляссеров не было именно у этих начинающих филателистов. Марки для продажи и обмена они приносили разложенными между страниц учебников. Это было даже удобно – прямо в учебниках раздобытые на почтамте сокровища приносились на уроки. Возможно, этими книгами-кляссерами были учебники географии. Во всяком случае, юные филателисты географию знали отменно. Может быть, роль сыграло то, что наиболее желанными марками были «колонии» – марки разбросанных по всему земному шару владений европейских стран. Фейерверком взрывались яркие названия: Суринам, Ямайка, Кюрасао, Барбадос над плоским пейзажем утомивших повседневных слов: соседи, карточки, естествознание.

За четыре с половиной века до того, как праздничная фонетика заворожила послевоенных пацанов-филателистов, в Южной Америке поселились около пяти тысяч евреев, изгнанных из Испании. (Данные Макса Даймонта «Евреи, Бог и история»).

***

СУРИНАМ

Община южноамериканского Суринама попала в компанию карибских общин не по географическому признаку, а из-за тесных исторических, демографических и экономических связей. Да и находится Карибское море у него «за углом».

Когда-то эта территория в северо-восточной части Южной Америки называлась «Объединенная Гайана». В наше время одна из её частей, Французская Гвиана, – это «заморский департамент» Франции. Британская Гвиана стала независимым государством Гайана. Наконец, принадлежавшая Голландии часть стала республикой Суринам.

В 1654 году после того, как католическая Португалия заняла голландские земли в Бразилии, не ищущие общения с инквизицией бразильские евреи, в частности, из городов Ресифе и Байя спешно перебрались в Суринам, чтобы жить и осваивать эту землю. Территория, которую они заселили, впоследствии стала называться Jodensavanne, или «Еврейская Саванна». Первопроходцы поднялись к этому месту на лодке и остановились на границе джунглей там, где, как указали индейцы, была хорошая вода. (В архивах хранится неоспоримое свидетельство более раннего появления евреев в Суринаме: брачный контракт ketubbah, подписанный раввином и датированный 1643 годом). В середине XVII века в Суринам прибыли покровительствуемые лордом Виллоуби английские поселенцы и основали своё поселение.

Темпы, которыми шло заселение территорий, не удовлетворяли английские власти. Тогда они решили прибегнуть к неординарной мере: евреям было обещано «полное гражданство». К тому же им пообещали «официально признать Субботу» и выделили 4 гектара земли для строительства синагоги. Ручеёк гонимых в ближних и дальних католических странах поселенцев-евреев превратился в полноводный поток.

Среди 10 тысяч жителей Суринама было 500 евреев и 9 тысяч рабов. («De Joodse geschiedenis in Suriname» by Marieke Visser). Простая арифметика говорит о том, что всех остальных белых жителей колонии было столько же, сколько и евреев – 500 человек.

В 1665 году Суринам был объявлен английской колонией. В том же году евреи получили обещанные привилегии. Среди них были свобода вероисповедания и право строить школы и храмы. Сразу же на территории землевладения Баруха да Коста и Селомоча де Солис в Jodensavanne возникла первая в стране синагога. Она была деревянной и принадлежала конгрегации Beraha Va Sholom («Благословение и Мир»)…

Потом к побережью Суринама подошёл, видимо, самый могучий на то время в мире голландский флот. Зеркально повторилась ситуация, случившаяся годом ранее гораздо северней, когда преобладающие английские силы отняли у голландцев находящийся в устье Гудзона городишко Новый Амстердам. Подписанный в 1667 году в Бреда мирный договор положил конец англо-голландским территориальным распрям, отдав Голландии Суринам взамен Нового Амстердама. Голландцы потирали руки: небольшой порт они обменяли на тропический райский уголок. Кто мог тогда предвидеть судьбу, ожидающую это заштатное поселение, переименованное англичанами в Нью-Йорк?! В каком-то смысле потеря Нового Амстердама не оказалась для голландцев невозвратной: на карте Нидерландской Гвианы (такое имя получил на 300 лет Суринам) появился городок с ностальгическим именем Nieuw (а мы ещё жалуемся на сложности английского правописания) Amsterdam.

Все эти годы в Суринаме неуклонно соблюдалось выполнение того пункта договора в Бреда, где евреям гарантировалось сохранение полученных от англичан привилегий. Отметим, что и евреи платили добром за доброе к себе отношение. Когда в 1689 году французы, вознамерившись расширить свои южноамериканские владения, атаковали Суринам, оборону возглавил еврей Самюэль Насси. «… не менее 50 процентов их (евреев Суринама – В.Ч.) входили в вооруженную стражу и в состав корабельных команд» (Марк Штернберг «Последний Марран»).

В 1685 году евреи Beraha Va Sholom решили построить новую каменную синагогу. Она должна была стать «лучшим зданием в колонии». Долго не могли найти для этой цели «лучшего плотника в колонии». В конце концов, мастера нужной квалификации прислала сефардская община Амстердама. Безымянный мастер и впрямь оказался на высоте. Возведенное им импозантное здание традиционной голландской архитектуры с высоким фронтоном стало «…первой архитектурно приметной синагогой в Новом Свете. В отличие от тогдашних европейских синагог её не окружали разного рода «вспомогательные здания». Зал Суда Справедливости и школа были сблокированы с домом молитвы» («Jodensavanne Dig Yields City Design» By Rachel Frankel).

Хотя здание синагоги и не сохранилось до наших дней, мы можем судить о нём по отчёту чиновника, сопровождавшего губернатора в Jodensavanne в 1791 году, и описанию, сделанному через 70 лет голландским морским офицером Вурдином. Моряк к тому же был и художником и сделал два наброска.

Синагога была сложена из красного кирпича и щедро отделана в интерьере резным деревом. Её молитвенный зал украшали роскошные гобелены и канделябры – дары прихожан. Можно заключить, что их дела шли хорошо. Всё в том же отчёте губернаторский чиновник пишет, что еврейское поселение, разделённое на кварталы четырьмя дорогами, «радует глаз аккуратными домами, из которых открывается вид на две долины и реку. На углах большой центральной площади, окружающей синагогу, стоят большие дома». К началу XVIII века еврейская община колонии выросла до 700 человек, её членам принадлежали 115 плантаций из 400.

Суринам. Jodensavanna. Синагога Beraha Va Sholom. Руины.

 

 

Реконструкция

С приходом XIX века наступило и постепенное угасание Jodensavanne. Тому был ряд причин: и упадок в экспорте сахара, и банкротство местного банка, и безжалостный пожар 1832 года. Сефардская и ашкеназийская общины никак не могли договориться о восстановлении некогда процветавшего селения. Джунгли дожрали то, что пощадил огонь.

…Что ни говорите, а гримасы истории делают её чертовски увлекательной. В 1942 году решением голландского правительства на территории бывшего еврейского поселения Jodensavanne был устроен лагерь для интернированных NSB (членов профашистской национал-социалистической партии). Полторы сотни этих молодчиков были доставлены из Нидерландской Ост Индии (ныне – это Индонезия). Чтобы «наци» не скучали в джунглях, им выдали лопаты и велели расчистить территорию для лагеря. Так было обнаружено бывшее еврейское кладбище. Ныне оно да ещё руины синагоги Beraha Va Sholom – вот и всё, что осталось от Jodensavanne.

В наше время в Суринаме насчитывается около 70 еврейских семей, приблизительно 200 человек. В столице страны Парамарибо проходят субботние службы в двух (!) синагогах конгрегаций Neve Shalom и Zedek ve-Shalom. Одна из них сефардская, другая – ашкеназийская. У общины есть своя газета Sim Shalom, правда, печатается она в Голландии.

 

Суринам. Паримарибо. Синагога Neve Shalom

... Возможно Вам будет интересно узнать, что у одного из губернаторов Суринама барона Арнольда ван Хеемстра была внучка Эдда Кетлин ван Хеемстра Хепбёрн-Растон, вошедшая в историю кино и в сердца филателистов, о которых, мы говорили ранее, под именем Одри Хепбёрн.

ЯМАЙКА

В 1494 году на острове Ямайка высадился Колумб. Нет достоверных сведений о пребывании на острове евреев в течение первых 100 лет после этого события. Известно лишь, что на Ямайке нашли прибежище карибские пираты, среди которых были и евреи. Очень старый анекдот относился скептически к дерзости евреев: «По морю плывёт еврейский пиратский корабль. На мачте маленький чёрный флаг, под ним – большой белый. На всякий случай». Иногда и анекдоты ошибаются: евреи были не только тихими часовщиками и портными.

Журналист Болеслав Капулкин в статье «Плывущий еврей» рассказывает о патриархе карибских пиратов еврее Якове Куриэле. Блестящий офицер испанского королевского флота, он, как и тысячи его соотечественников-соплеменников, стал изгнанником в 1492 году. Оказавшись после нескольких лет скитаний в Новом Свете, Яков на оставшиеся после всех конфискаций деньги снарядил фрегат. Команда, скомплектованная, главным образом, из таких же, как и он, изгнанников, безропотно подчинялась своему капитану. По его требованию на борту соблюдались не только железная дисциплина, но и кашрут и шаббат. Вскоре удачливый Куриэль стал владельцем и командиром эскадры из трёх судов. Нападения на испанские корабли были тщательно продуманы бывшим офицером и отличались отменной дерзостью. Пираты Ямайки и соседнего острова Тортуга называли его адмиралом, а экипажи и владельцы испанских судов панически боялись. Когда Яков Куриэль решил, что счета с Испанией сведены, он оставил пиратство и переселился в Галилею. Там он занялся каббалой, написав несколько книг на эту тему. Бывший пират Карибского моря похоронен в Цфате рядом с великим каббалистом Аризалем (рабби Ицхаком Лурией Ашкенази), один из учеников которого Хаим Виталь Калабрии поведал о жизни Куриэля в книге «Сефер Хезъенет».

Ямайские пираты-евреи следующих поколений проявили себя способными учениками Куриэля, не питавшими слишком тёплых чувств к Испании с её инквизицией. Одним из этих удальцов был Моисей Коэн Энрикес, который помог спланировать наиболее разрушительный в истории колоний пиратский налет на испанские владения. В 1628 году Энрикес вместе с голландцем Пьетом Хейном недалеко от берегов Кубы захватили столько золота и серебра, сколько (как остроумно пишет сайт Subscribe.ru) потратили создатели последней серии «Пиратов Карибского моря». Позже у Энрикеса появился свой собственный пиратский остров, с которого он совершал разбойные нападения. Инквизиция так и не добралась до него.

Заметим, что именно на Ямайке инквизиции-то никогда и не было. Дело в том, что испанские короли даровали Колумбу титул маркиза Ямайки, с тех пор ею правили его потомки, недолюбливавшие инквизицию и не пустившие её на остров.

Когда в 1655 году Ямайку осадили англичане, они не встретили сопротивления. Местный капитан-марран Кампо Саббата помог британскому флоту войти в Кингстонский залив. Флотом в этой операции командовал адмирал Вильям Пенн, отец незлобливого квакера Вильяма Пенна, основавшего колонию Пенсильвания и Филадельфию. Испанская Ямайка стала английской. Английский военный начальник, приглядевшись к новым подданным британской короны, доложил своему лондонскому начальству, что около половины европейского населения острова – тайные евреи. Евреи финансировали пиратов, которые, координируя свои действия с известным английским пиратом капитаном Генри Морганом (как считают, дальним предком знаменитого финансиста Джона Пьерпонта Моргана), добили испанский флот.

В дальнейших событиях можно усмотреть мистику. Обозлённые инквизиторские священники прокляли пиратскую гавань Порт Ройал, тогдашний главный город острова, пожелав ему судьбу Содома и Гоморры. Будем справедливы: нравы в городе, где в то время проживали почти все ямайские евреи, действительно были не «самые кошерные». «... Он приобрел весьма скверную репутацию города, большинство населения которого соcтавляют пираты, головорезы и проститутки. На каждых десятерых жителей поселения приходилось по одному питейному заведению» (М.И. Носоновский. «Евреи Карибского моря»). В 1692 году Порт Ройал был фактически стёрт с лица земли страшным землетрясением, сопровождавшимся тайфуном.

Завершим еврейско-пиратскую тему афоризмом поэта Михаила Бару – «КорСарра – жена пирата-еврея»

… В 1664 году Абрахам Израиль де Писо нашёл на Ямайке золото (месторождение, а не пиратский клад). Ещё год спустя его почти полный тёзка Исаак Израиль де Писа начал разработку месторождения. Появились евреи-плантаторы, занимавшиеся выращиванием сахарного тростника.

«В 1670 году Мадридский Договор передал Европе права на заселение Нового Света, и евреи, наконец, были свободны быть евреями», – отмечал историк Эдвард Крицлер (Edward Kritzler). Немного погодя губернатор колонии Линч докладывал в Лондон, что у короля не может быть более «profitable subjects» (если перевод слова subjects сомнений не вызывает – это подданные, то при переводе profitable предлагается выбор: «полезных» либо «выгодных», кто знает, что имел в виду Линч!). Столичные власти приняли к сведению мнение губернатора. Корабли начали интенсивно доставлять на Ямайку и другие Карибские острова приглашённых королём Карлом II европейских евреев. Английские власти настолько высоко ценили участие этих поселенцев в экономике острова, что с 1673 года евреи стали получать права граждан. При этом клятву им было разрешено приносить не на Библии, а на Пятикнижии Моисея.

После землетрясения 1692 года уцелевшие евреи Порт Ройала перебрались в недальний Кингстон, долгое время превосходивший Нью-Йорк по численности еврейского населения. Еврейская община Ямайки была самой многочисленной и процветающей в западном полушарии. Основным занятием евреев острова была контрабандная торговля с испанскими колониями в Северной, Центральной и Южной Америке, превратившая Порт-Ройал, а затем Кингстон в коммерческие центры мирового значения. Некоторые разбогатевшие коммерсанты становились крупными землевладельцами. Их плантации давали значительную часть экспортной продукции Ямайки – сахара и ванили. Среди евреев острова было также немало мелких торговцев, ремесленников, представителей свободных профессий. С XVIII века возросло количество переселявшихся евреев-ашкеназов (преимущественно из Германии и Великобритании). К началу XIX века на острове насчитывалось свыше трех тысяч евреев (20% белого населения колонии). Восемьдесят лет евреи Ямайки боролись за полноту своих политических прав. Наконец, в 1831 году их усилия увенчались успехом: они получили право голоса (намного раньше, чем в метрополии). Через четыре года в Ассамблею (главный законодательный орган колонии) был избран первый еврей. Через 15 лет депутатов-евреев уже стало восемь (из общего числа 43), а ещё через 20 лет – 13. Однако они не составляли единой фракции (а чего ещё можно было ожидать? – В.Ч.). С 1849 по 1862 годы еврей И. М. Моралес был спикером Ассамблеи. «Известно, что, по крайней мере, однажды сессия Ассамблеи была отложена из-за Йом-Кипура (1849). Ассамблея неоднократно выделяла значительные средства на строительство и ремонт синагог. В 1850–60-х годах евреи также входили в состав тайного совета (совещательного органа при губернаторе Ямайки), возглавляли муниципальные советы и некоторые государственные учреждения. Рост политического влияния еврейской общины был прерван с ликвидацией на Ямайке колониального самоуправления после крупного негритянского восстания в 1865 г. (по некоторым данным, среди членов тайной организации, готовившей это выступление, были и евреи)» («Электронная еврейская энциклопедия»).

С середины XIX века начинается упадок еврейской общины Ямайки. После того, как испанские колонии в Америке обрели независимость, прекратился контрабандный траффик через Кингстон. Освобождение рабов разрушило плантационную форму хозяйствования. Многие евреи начали покидать остров, уезжая преимущественно в США и Англию. Сокращение числа потенциальных женихов и невест привело к росту процента смешанных браков. Стали закрываться синагоги в ряде городов. В 1880 и 1882 годах в Кингстоне пожары уничтожили две синагоги (ашкеназскую и сефардскую). Они так и не были восстановлены. Землетрясение 1907 года разрушило сефардскую синагогу Shaare Shalom (“Врата мира») в Кингстоне. Через пять лет усилиями сефардской и ашкеназской конгрегаций её восстановили по проекту «Братьев Генрикс», возведя вместо кирпичных конструкций бетонные. При этом были использованы уцелевшие пилоны, крыша и галерея. В наше время это единственная синагога на Ямайке. В её Ковчеге Завета 13 святых свитков Торы из закрывшихся синагог на острове, где осталось около двухсот евреев. Даже в Дни Трепета на службу собирается не более 75 человек.

Ямайка. Синагога Shaare Shalom

 

 

Интерьер

 

Руководствуясь практическими соображениями в 1970-ых конгрегация при подсчёте участников миньяна начала учитывать женщин тоже. Это позволило раввину Дани Каплану отрапортовать: «У нас есть миньян в 90% случаев».

КЮРАСАО

… Чтобы отведать голубой ликёр, нужно сделать некоторое волевое усилие. Если этим ликёром будет «Curacao», усилие будет вознаграждено. «Curacao» бывает ещё бесцветным и оранжевым. Он производится из спирта с добавлением сушеной апельсиновой корки, мускатного ореха, гвоздики и корицы. Изготавливается этот замечательный напиток в Амстердаме. А его родина – Карибский остров Кюрасао, откуда он, к сожалению, не экспортируется. И поэтому созданный на фабрике, принадлежащей еврейской семье Сеньор, истинный «Curacao» с надписью «Curacao of Curacao» на бутылке можно отведать только на этом острове.

Одна из статей в нью-йоркской газете «Еврейский мир» совершенно справедливо называется «Кюрасао – не только ликёр». Кюрасао самый большой остров в архипелаге Малых Антильских островов, владение Голландии, а его административный центр Виллемстад является центром всех Нидерландских Антильских островов (Нидерландской Вест-Индии).

В последнем году XV столетия экспедиция бывшего спутника Колумба Алонсо де Охеда (одним из её участников был Америго Веспучи) высадилась на Кюрасао. А в 1634 году на его каменистый берег ступил первый еврей – Шлёма Коэн – переводчик голландской армии, занявшей остров. Через 17 лет близ Виллемстеда образовалась первая еврейская община Кюрасао. (Даже в начале XX века это место называлось Йоденвейк – Еврейский квартал). В 1654 году община молниеносно увеличила свою численность за счёт массового бегства евреев от инквизиции из занятого португальцами бразильского штата Пернамбуку. Это была та самая волна эмиграции, барашки которой донесли на север до голландского Нового Амстердама (будущего Нью-Йорка) 23 еврея-первопроходца. Через два года у общины появились не дошедшие до наших дней кладбище и синагога. «Евреям было разрешено селиться на Кюрасао с условием, что они будут заниматься сельским хозяйством, но засушливый климат и каменистая почва вынудили их оставить сельское хозяйство и заняться судоходством и торговлей. Евреи участвовали в снаряжении вооруженных кораблей, а некоторые даже командовали судами в борьбе с пиратами. Некоторые евреи, как и другие колонисты, занимались работорговлей», – пишет «Электронная еврейская энциклопедия». Искренне надеюсь, что «суда по борьбе с пиратами» под командованием евреев-капитанов так ни разу и не встретились с ямайскими пиратскими судами с еврейской командой на борту.

К середине XVIII века в Виллемстаде было уже четыре синагоги, а половина белых жителей острова были евреями (их было 2000 человек). Община Кюрасао столь окрепла финансово, что жертвовала деньги на строительство синагог своим единоверцам в Нью-Йорке и Ньюпорте. Богатые евреи Кюрасао даже выделяли администрации острова средства на строительство не только госпиталей и крепостей, но и церквей.

В 1730 году община Mikveh Israel («Надежда Израиля»), посчитав, что их синагога стала мала, решила построить новую. Для этой цели был куплен участок у самой городской стены. Община заплатила за него гигантскую по тем временам сумму 800 песо. Следы этих денег нынешние исследователи никак не могут отыскать в гроссбухах губернатора Дю Фэя. Похоже, он «забыл» указать эти деньги.

После праздника Шавуот в том же году начали рыть котлован. Члены духовного правления общины (mahamad) ) пригласили всех прихожан для важной символической акции: каждый должен был заложить камень в фундамент будущего здания, дабы почувствовать себя строителем дома молитвы. На праздник Пасхи 1732 года синагога была освящена. Она существует и поныне, и ей суждено было стать самой старой непрерывно действующей синагогой Западного полушария. Вне всякого сомнения, это монументальное здание является архитектурной достопримечательностью Виллемстада, включённого в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Толстые стены синагоги сложены из местного известняка и обломков коралловых рифов. Стены оштукатурены и выкрашены в светло-желтый цвет. Пилястры и карнизы выделены белым. Любопытна история выбора цвета для стен. Один из губернаторов острова страдал болезнью глаз. Белый цвет, в который принято красить дома в тропических широтах, раздражал его, вызывая приступы неврастении. Будучи человеком жёстким и властным, он приказал перекрасить все дома.

 

Кюрасао. Синагога Mikvé Israel-Emanuel (Сноа)

 

 

Кресло для обрезания

 

Длина синагоги 24 метра, ширина – 18 метров. На фасадах три закруглённых в верхней части фронтона 15-метровой высоты отражают членение внутреннего пространства на три нефа (пролёта). Над центральным порталом на восточном фасаде бронзой выложен стих из Второзакония 28:6 «Благословен ты при входе твоём, и благословен ты при выходе своём».

 

 

Синагога Сноа. Надпись на западном фасаде

 

На западном фасаде надпись бронзой на лазоревом фоне: «Да распространит Б-г Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых» (Бытие 9:27). Дальнейшие сведения для любителей криптографии: Три буквы во втором слове большего размера и имеют сверху пометки. Из чего следует, что они являются и числительными, соответствующими порядковым номерам букв в алфавите. Эти цифры – 490 – сообщают год закладки синагоги 5490 (1730). Первой буквы третьего слова в еврейском алфавите попросту нет. Она представляет собой вензель, составленный из букв «Alef» и «Lamed», первых двух букв ивритского слова ELOHIM (Б-г), неразрешённого к написанию!

В народе синагога носит имя «Сноа». Оно происходит от древнееврейского эш ногеах (Сияющий огонь) и португальского Esnoga (Синагога). Esnoga называют и знаменитую синагогу в Амстердаме, отделанные красным деревом интерьеры которой почти полностью повторены в Сноа. Четыре мощных колонны метрового диаметра разделяют внутреннее пространство синагоги на нефы. Колонны носят имена праматерей: Сара, Ревека, Рахиль и Лия.

Пол синагоги покрыт слоем песка, как напоминание о временах, когда собиравшиеся на тайные службы марраны старались, чтобы их шаги не услыхали агенты инквизиции. Часть песка была завезена из Иерусалима. Патриоты Сноа говорят и о том, что песок напоминает о 40 годах странствования в пустыне. А люди, склонные к дальним ассоциациям, утверждают, что песок напоминает о том, как Господь пообещал Аврааму: «… умножая умножу семя твоё, как песок на берегу моря» (Бытие 22:17). 99-летний бездетный Авраам позволил себе скептически улыбнуться. Как мы знаем, Авраамово семя умножилось, и он через Исаака стал родоначальником евреев, а через Измаила – арабов. Из пяти оставшихся в мире синагог с покрывающим пол песком четыре находятся на Карибских островах.

В середине XVIII века некоторые прихожане «Микве Исраэль» переехали на другую сторону бухты Виллемстада, так как там были более низкие цены на жилье. Возникла «проблема субботы»: новосёлы не могли перебираться через бухту, чтобы попасть на службу (мост был построен только в 1888 году), поэтому они создали свою общину «Неве Шалом» и через несколько лет попытались официально отколоться от «Микве Исраэль». Разгорелся конфликт. В 1748 году прихожане обеих сторон вышли на улицы, началось побоище, в результате которого погиб один человек. Столкновения прекратились только тогда, когда стадхаудер (глава исполнительной власти в Нидерландах) Виллем IV издал указ, повелевающий «объединиться и отпраздновать всем вместе благодарственную службу». (Говорят, что в подкрепление указа принц предупредил, что введет войска и выселит всех евреев с острова). На службе присутствовали как иудеи Кюрасао, так и христиане. Может быть современным политикам стоит изучить опыт Виллема IV?

Евреи Кюрасао установили прочные деловые связи с голландской Вест-Индской компанией, владевшей островом по 1791 год, и пользовались ее покровительством в случаях притеснений со стороны некоторых губернаторов. Местные власти часто посылали евреев с важными дипломатическими поручениями в Венесуэлу и на соседние острова. С 1830 года евреев стали избирать членами местных совещательных органов: три еврея возглавляли (в разное время) Колониальный совет, трое были командант-майорами гражданской гвардии острова; евреями с Кюрасао были многие консулы Нидерландов в различных городах Северной и Южной Америки.

Приняв близко к сердцу идеи Южноамериканских освободительных войн, евреи Кюрасао не только сотрудничали с повстанцами южноамериканского героя Симона Боливара, но и сражались в рядах его армии, и даже предоставляли ему убежище.

Середина XIX века отмечена рядом важных событий в жизни общины. По тем же причинам, что и в общинах Ямайки и Суринама, начался отток евреев с Кюрасао в страны Северной и Южной Америки.

Появившиеся на острове в первой половине XIX века европейские евреи-ашкеназы занесли в общину острова семена реформизма. В 1864 году часть прихожан «Микве Исраэль» основала первую в мире реформистскую сефардскую конгрегацию Emanu-El («С нами Б-г»). Неофиты обратились с просьбой об опеке к раввину одноимённой нью-йоркской синагоги. По канонам этой же синагоги островитяне вели свои литургии.

Ровно через 100 лет в 1964 году обе конгрегации опять объединились в одну с «объединённым» названием «Микве Исраэль-Эмануэль». Теперь более 75% из шестисот евреев Кюрасао принадлежат к одному течению в иудаизме. Остальные 25% – это ортодоксы-ашкеназы. Они принадлежат к общине «Шаарей Цедек». Дети и той, и другой общины ходят в одну дневную еврейскую школу.

Вот что рассказывает журналист Judith FeinSephardic Curacao») об особенностях, так сказать, межконфессиональных отношений на острове: «<На еврейском кладбище Кюрасао> …перед могилами, на земле стоит чаша из тыквы с яйцом внутри. Мадуро (президент конгрегации – В.Ч.) поясняет, что это – «ритуал Вуду, который совершают иммигранты с других Карибских островов. Они считают еврейскую душу хорошей душой и хотят проводить свои молитвы на нашем кладбище»».

БАРБАДОС

Португальский исследователь Педро Кампос (Pedro a Campos) в 1536 году по пути в Бразилию причалил к самому восточному из Карибских островов, на то время безымянному. Сойдя на берег, дон Педро остановился поражённый. Перед ним высились 15-метровые деревья, с ветвей которых далеко вниз свисали... «Бороды», – померещилось впечатлительному дону. «Los Barbados» («Бородач»), – молвил он, дав одним махом имя и непонятному дереву и острову. (Возможно, Вы вспомнили некогда столь популярных в СССР кубинских бородачей-барбудос). Дерево стало «национальным деревом» острова, в научном обиходе оно красиво называется ficus citrifolia. Островитяне из неучёных называют его почти по-прежнему: giant bearded fig («гигантское бородатое фиговое дерево»). Это одна из разновидностей фигового дерева или смоковницы.

Барбадос. «Бородатый» ficus citrifolia

14 мая 1625 года к острову причалил английский капитан Джон Пауэлл (John Powell). На берегу его встретили только изрядно одичавшие за почти 100 лет далёкие потомки португальских свиней, которых оставил на острове Педро Кампос, намереваясь пополнить ими корабельные запасы на обратном пути из Бразилии в Португалию. Остров был необитаем, и английский капитан тут же объявил его владением английской же короны. Новая колония недолго оставалась незаселённой. Через два года к Барбадосу снова подошёл корабль капитана Пауэлла, на этот раз Генри (Henry Powell), брата Джона. На берег высадились 80 поселенцев и 10 рабов, которые основали первое на острове европейское поселение.

Через малое время стало понятно, что выращивать на острове табак и хлопок невыгодно: высокие трудозатраты окупались очень скудно. Куда доходней было развивать сахарную промышленность. И климат острова, и его почвы идеально подходили для этого. Но на Барбадосе не было необходимой производственной базы и, самое главное, грамотных специалистов. Проблему «помогла» решить португальская инквизиция. После прихода её в Бразилию (о чём мы говорили выше) евреи спешно бежали, в том числе, на Барбадос. Многие из них были заняты в бразильском сахарном бизнесе. На новом месте им предстояло проявить своё умение. Были важны и международные связи еврейских коммерсантов (как семейные, так и деловые). Помимо очевидной взаимной выгоды играло роль благорасположение тогдашних английских властей к евреям.

...В 1649 году, отправив на эшафот английского короля Карла I, к власти в Англии пришёл Оливер Кромвель, невзрачный человек в мешковато сидевшей одежде. Многие его сподвижники, протестанты-пуритане, искали вдохновения в Библии. Они серьезно изучали устройство Синедриона, собираясь создать парламент по его образцу, и даже подумывали о принятии в стране библейского свода законов. На евреев пуритане смотрели с благосклонностью как на древний народ Божий. Историк Эдвард Крицлер пишет: «... религиозные убеждения Кромвеля вооружили его веским доводом для еврейского переселения (возвращения евреев, изгнанных в 1290 году из Англии по указу короля Эдуарда I, обратно в страну – В.Ч.). Он верил, что Мессия придёт лишь когда евреям разрешат вернуться в Англию. Надо сказать, что этот довод пользовался горячей поддержкой английских филосемитов, видевших здесь путь к искуплению» («Jewish Pirates of the Caribbean» (2008), перевод мой – В.Ч.). В 1655 году английский парламент разрешил евреям селиться на Барбадосе (на несколько лет раньше, чем в метрополии). Таким образом, парламентский акт одновременно создавал условия для процветания «сокровища империи», коим считался Барбадос, и соответствовал ценностям пуританской религиозной морали.

(Можно совершенно достоверно говорить о присутствии евреев на Барбадосе и до этих событий. На это неоспоримо указывает обнаруженное английским историком XIX века Робертом Скамбёрджком (Robert Schomburgk) датированное 1628 годом письмо лондонского еврея Эйбрахама Якоба графу Карлайл, владельцу земель на острове, в котором отправитель жаловался на условия торговли).

Корабли, заходившие в столчный Бриджтаун, швартовались во внутренней гавани города – Careenage, в районе складов. Там же селились связанные с торговлей и мореходством евреи. Носившую (и носящую) лирическое название Swan Street (Лебединую улицу) обычно называли Jew Street (Еврейской улицей). Под этим именем она даже фигурирует на карте города, составленной Вильямом Майо (William Mayo) в 1722 году. Неподалёку, на тогдашней городской окраине евреям был выделен участок для кладбища и строительства синагоги. Однако, видимо, из-за недостаточной осведомлённости властей участок не соответствовал еврейской религиозно-культурной традиции: он был общим для кладбища и синагоги.

В 1654 году была формально основана еврейская община Бриджтауна. Тогда же была освящена синагога בית הכנסת נדחי ישראל Bet Knesset Nidhe Israel («Рассеянные из Израиля»), построенная на «неправильном» участке. Два уникальных свитка Торы привезли из Амстердама.

Едва став на ноги, барбадосская община озаботилась помощью единоверцам Нью-Йорка, Ньюпорта, Филадельфии и южнокаролинского Чарльстона в основании синагог.

«Медовый месяц» барбадосских евреев с власть имущими не затянулся сверх меры. «Бытие определило сознание»: те из британских купцов, кто был успешен менее еврейских, обвиняли удачливых конкурентов в нечестном ведении дел. Особое раздражение вызывало то, что торговые маршруты между Барбадосом и тогда ещё английским Суринамом были учреждены тремя еврейскими купцами.

23 октября 1668 года был принят закон, запрещавший евреям заниматься розничной торговлей. Евреям возбранялось покупать рабов, что сокращало их конкурентные возможности в созданной ими же сахарной индустрии. Заметим особо, что слова «раб» и «чернокожий» синонимами не были – среди рабов на острове было полным полно веснушчатых ирландцев, привезенных отнюдь не евреями с британских островов после покорения Ирландии Кромвелем и последующих этнических чисток (Sean O'Callaghan «To Hell Or To Barbados The Ethnic Cleansing of Ireland»). Наконец, евреи должны были жить в гетто.

Дискриминационные законы были отменены колониальными властями в 1802 году, и барбадосские евреи первыми во владениях английской короны получили в полном объёме гражданские права.

Сильнейший ураган 1831 года нанёс городу жестокий удар. Среди прочих разрушенных зданий оказалась и синагога. Её, конечно, восстановили, но можно считать, что с этого момента началось угасание еврейской общины. К 1848 году она сократилась до 70 человек (в конце XVII века их было 300). 27 апреля 1928 года Эдмунд Исаак Баеза, последний, оставшийся на острове мужчина-еврей, продал здание синагоги местному адвокату за 500 фунтов стерлингов, которые передал лондонской синагоге Bevis Marks.

В 1930-ых на Барбадосе нашли убежище около 30 еврейских семей из Восточной Европы. К своему удивлению они обнаружили, что на острове нет ни еврейской общины, ни синагоги. Поселенцы купили небольшой домик, который был перестроен в синагогу ашкеназийской конгрегации Shaare Tzedek. Своих покойников они хоронили на кладбище при старой синагоге.

Здание Nidhe Israel после продажи неоднократно меняло и владельца, и назначение, побывав библиотекой, элитным клубом и, наконец (как это было принято и в далёкой северной стране), складом. В конце 1970-ых власти Барбадоса решили снести бывшую синагогу, чтобы освободить место для реконструкции соседнего здания Верховного Суда. Среди прихожан Shaare Tzedek возникло движение в защиту Nidhe Israel. Его возглавил Пол Альтман (Paul Altman), внук Мозеса Альтмана, который эмигрировал из Польши в 1931 году, был одним из активных основателей Shaare Tzedek и лёг в барбадосскую землю на еврейском кладбище XVII века.

Том Адамс, тогдашний премьер-министр Барбадоса, пообещал энтузиастам: «Если Вы найдёте деньги на реконструкцию, я отдам Вам это здание». А где взять деньги такой маленькой общине? «Нас все называли сумасшедшими», ­– вспоминает Альтман. «Где взять миллион долларов на реконструкцию разрушенного здания, которое никто никогда так и не смог использовать?». Собранных денег хватало, чтобы нанять одного рабочего для разборки аварийных конструкций. И его наняли. Любопытным, что останавливались узнать, чем он занят в руинах, этот человек отвечал: «Здесь началась большая реконструкция, и Вы тоже можете сделать свой взнос». Люди давали деньги. Университет штата Флорида прислал выпускников-архитекторов для бесплатной разработки проекта. Взносы сделали Совет еврейских общин Британского Содружества, Американский и Канадский Еврейские Конгрессы. Слали деньги индивидуальные доноры.

Добиться исторической достоверности в архитектуре помогли найденные в библиотеке старые фотографии, которые сделал в синагоге перед её продажей местный историк Шилстоун (Е. М. Shilstone). Музей Барбадоса вернул синагоге часть своих экспонатов (мебели и убранства), переданных ему при трансформациях синагоги. Поиски люстры из молельного зала привели Пола Альтмана в Winterthur Museum (бывшую усадьбу Дюпонов в Делавере) и далее к топ-менеджеру концерна Дюпон мистеру Шапиро, чья фамилия не исключает его принадлежность к избранному народу. На просьбу вернуть люстру синагоге хозяйственный мистер Шапиро ответил, что максимум, что он может сделать, это разрешить снять копию. Если Вам доведётся побывать в этом музее, помните, что его украшает невозвращённая люстра из далёкой островной синагоги.

В совершенно неожиданном месте, над входом в бассейн особняка генерал-губернатора Барбадоса нашли резную пластину красного дерева с «Десятью заповедями». Обитатель особняка без всяких разговоров вернул её синагоге. Ныне она находится на своём месте – над Ковчегом Завета. Утраченные деревянные элементы интерьера, равно, как и мебель, выполнил из красного дерева местный мастер. В первоначальном виде восстановлены фасады со стенами из розового камня, баллюстрадой-парапетом и стрельчатыми арками оконных проёмов.

 

Барбадос. Бриджтаун. Еврейское кладбище. Синагога  Nidhe Yisrael

 

 

Интерьер синагоги

 

Пол Альтман не остановился на реконструкции синагоги. Сейчас он занят подготовкой к реконструкции кладбища, благо имеется множество сделанных предусмотрительным Шилстоуном фотографий надписей на плитах. Одна из них восхваляет некого Бенджамина Массиаха, «... многолетнего чтеца синагоги, служившего без зарплаты и наград, заслужив своим артистизмом аплодисменты». Есть ли награда выше? (В рассказе о реконструкции синагоги использованы материалы интервью, которое Пол Альтман дал журналисту Дональду Харрисону (Donald H. Harrison)).

На синагоге и кладбище моё внимание привлекли три современных доски. На входной двери над почтовым ящиком надпись: «Для почты и пожертвований». Рядом – просьба не приходить на службу в шортах (специфика популярного туристского объекта). На кладбище доска с надписью: «Пожалуйста, не ходите по могильным плитам и не уносите части отколотых камней». (Дань той же специфике).

 

Бриджтаун. Синагога. Уроки хорошего тона

Тёплой барбадосской зимой службы проходят в синагоге Nidhe Israel, жарким летом – в Shaare Tzedek (там есть кондиционер). Ежегодно с 1995 года йельский профессор-нейрохирург Хэл Блюменфельд (Hal Blumenfeld) в Дни Трепета меняет белый халат на талес и кипу для службы на Барбадосе (без зарплаты, если это интересно).

Начиная с 2008 года американский археолог Майкл Стонер (Michael Stoner) ведёт работы на участке синагоги. В тот момент, когда начиналось раскрытие котлована на месте предполагаемого дома раввина, на площадке возникли два любознательных израильских туриста и громко спросили: «Миква???». Над ними посмеялись и послали на другие объекты. Через несколько дней котлован углубили и открылась единственная в своём роде миква XVII века, ставшая жемчужиной Nidhe Israel Synagogue Museum. Совпадение?

У Пола Алтмана есть своя теория относительно этимологии названия острова: Педро Кампос был впечатлён бородами не деревьев, а встреченных им сефардов.

СЕНТ-ТОМАС

Возможно, право дать имя своему открытию – воздаяние за тяготы, достающиеся первопроходцам. Христофор Колумб назвал открытые им в 1493 году во время второго плавания острова Santa Úrsula y las Once Mil Vírgines Святая Урсула и одиннадцать тысяч девственниц – в честь Английской принцессы и сопровождавших её девушек, замученных гуннами. Многие теологи считают число мучениц завышенным. Географы сочли название длинным. Сейчас острова называются просто: Virgin Islands – Виргинские острова (Острова девственниц). Без спорного числительного. Это архипелаг в Карибском море в составе Малых Антильских островов, состоящий из трёх частей: Британские Виргинские острова, Американские Виргинские острова и Испанские Виргинские острова. «Испанские острова» называются неточно, так как административно они относятся не к Испании, а к Порто-Рико. В остальных названиях всё верно.

У Американских Виргинских островов (Virgin Islands of the United States) статус неинкорпорированной организованной территории США. С 1927 года островитяне имеют гражданство США. «Глава исполнительной власти территории – губернатор, избираемый всеобщим голосованием на 4-летний срок. Также всеобщим голосованием избирается сенат территории – 15 членов, на двухлетний срок. Кроме того, жители территории избирают одного депутата в палату представителей США (без права голоса). Жители территории не имеют права участвовать в выборах президента США, но могут участвовать в первичных выборах кандидатов в президенты (ïðàéìåðèç) от Демократической и Республиканской партий США» («Википедия»).

В состав территории входят множество мелких островов и три крупных. У нас речь пойдёт об одном из них – Сент Томасе (Saint Thomas),  названном в честь святого апостола Фомы. Уже через 100 лет после визита Колумба остров обезлюдел: населявшие его индейцы сибоней (они населяли и Кубу) и карибе (давшие своё имя морю) либо вымерли от завезенных европейцами болезней, либо переселились на другие острова, либо были истреблены солдатами испанского короля. Позже испанская рать уничтожила селение, основанное в 1625 году на бесхозном острове англичанами и голландцами. Замельтешили хозяева острова: Англия, Испания, Франция и Мальтийский орден. Пока гранды выясняли отношения, Датская Вест-Индская компания в 1666 году оттяпала остров себе. Датчане воздвигли форт, получивший имя короля – Кристиан. В 1672 году первый датский губернатор острова уже отдавал из него распоряжения. В следующем году датский корабль доставил на Сент-Томас первых рабов. Губернатор выдал 61 белому поселенцу документы на владение землей вокруг форта. Так возник Тапхус (что в переводе с датского означает «Пивной зал»). В 1691 он был переименован в Шарлотту-Амалию в честь Шарлотты-Амалии Гессен-Кассельской, супруги короля. Это столица и Сент-Томаса, и Американских Виргинских островов.

Сент-Томас. Шарлотта-Амалия. Photo by Haakon S. Krohn

Датчане заложили на своей новой территории плантацию сахарного тростника, но почва оказалась неплодородной и остров сменил хозяйственную ориентацию на торговлю ромом и рабами. На долгие годы Сент-Томас стал базой карибских пиратов. В частности, знаменитого Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода.

В 1754 году Дания национализировала Датскую Вест-Индскую компанию, и остров, наряду с другими нынешними Американскими Виргинскими островами, вошёл в состав Дании как Датская Вест-Индия. К концу века Дания запретила работорговлю, а в 1848 году запретила рабство. После чего уже не знала, что делать с колонией, ставшей «чемоданом без ручки» из-за изрядно захиревшей хозяйственной жизни. Обсуждалась продажа островов соседним Соединённым Штатам, но сделка сорвалась – началась Гражданская война.

В 1880-х годах рассматривался вопрос о покупке острова Россией, которая намеревалась устроить на нём военно-морскую базу. «Расположенный на пути германских торговых пароходов в Панаму вблизи от Барбадоса, через который ходили английские суда, остров представлял немалый интерес. И.А. Шестаков (адмирал, Морской министр России – В.Ч.) приказал собрать о нем все сведения, однако дело не получило развития, видимо, как по политическим, так и по финансовым соображениям» (Р. В. Кондратенко «Морская политика России 80-х годов XIX века»).

С началом Первой мировой войны возникала угроза оккупации Виргинских островов Германией для установления контроля над Панамским каналом. В 1917 году они были проданы США за 25 миллионов долларов, что равнялось полугодовому бюджету Дании.

...Евреи начали селиться на Сент-Томасе в середине 1660-ых, когда он стал датским. Преимущественно это были мелкие торговцы, но и судовладельцы тоже. В 1684 году король Христиан V назначил губернатором Сент-Томаса (и соседнего Сент-Джонса) Габриэля Милана (Gabriel Milan). Есть сведения, что он был выходцем из известной испанской еврейской семьи и с 23-х лет служил наёмником, принимая на стороне Испании участие в войнах с Фландрией и с Францией. Кончил службу полковником кавалерии, что позволяет согласиться с утверждениями, что Милан принял крещение. Стал влиятельным купцом в Брюсселе, где имел широкие финансовые связи, в том числе с датским принцем Георгом, будущим мужем английской королевы Анны. Когда из-за плохо идущих дел понадобилось заменить на Сент-Томасе губернатора, король предпочёл другим кандидатам Габриэля Милана, учитывая его деловую хватку и знание языков (он владел испанским, французским, португальским, немецким и голландским языками). Новый губернатор начал рьяно бороться с тем, что сегодня назвали бы коррупцией. Оттого что методы бывшего полковника кавалерии оказались достаточно жёсткими, появилось много обиженных – от смещённого губернатора до избитого раба. В Копенгаген поплыли челобитные с обвинениями губернатора в жестокости и злоупотреблениях. Подлинную меру его вины комментировать не берусь. Только факты. В 1686 году Габриэль Милано был отозван. В 1689 году долго тянувшийся суд признал его виновным и приговорил к «лишению собственности, чести и жизни. Голова и рука должны быть выставлены на шесте». Король был милостив и в том, что касалось шеста, бывшего губернатора помиловал. Габриэль Милано был просто обезглавлен.

В новое время ещё двое евреев были губернаторами Àìåðèêàíñêèõ Âèðãèíñêèõ îñòðîâîâ: в 1950-ых годах Морис Ф. Де Кастро; в 1960-ых Ральф Мозес Пайевонский, сын эмигрантов из Литвы. Оба умерли своей смертью.

В конце XVIII века численность еврейских семей Сент-Томаса увеличилась за счёт беженцев с острова Сент-Евстафий (нидерл. Sint Eustatius). Этот крохотный карибский островок навсегда заслужил признательность США своим «первым салютом» в 1776 году, когда орудия его форта встретили салютом корабль Andrew Doria, шедший под флагом восставших 13 английских колоний в Америке. Для Британии оказание почестей флагу бунтовщиков было фактически признанием независимости колоний и, значит, оскорблением. К тому же принадлежавший Нидерландам Сент-Евстафий стал служить важной перевалочной базой для французских и голландских судов, поскольку британская блокада затрудняла поставки через Атлантический океан непосредственно в американские порты. Ведь у повстанцев-колонистов, в отличие от расквартированной в колониях английской регулярной армии, не было никакого оружия, кроме охотничьего, не было ни пороха, ни прочих боеприпасов. В 1780 году английские армия и флот под командованием генерала Вогана и адмирала Родни заняли остров и разграбили его. (Даже в метрополии многие считали, что эта войсковая операция была проведена для личного обогащения английских командиров).

В который раз прав Станислав Лем: «Евреи платят за всё». В течение двух дней по капитуляции острова все мужчины-евреи были депортированы вместе с губернатором де Граафом. Синагога Хонен Далим, одна из старейших в Западном полушарии, построенная в 1739 году, и многие из еврейских домов по приказу адмирала Родни были сожжены.

С ростом сенттомасской общины встал вопрос о строительстве синагоги. В 1792 году на нынешнем Synagogue Hill (Синагогальном холме) в центре Шарлотте-Амалии построили синагогу Beracha Veshalom Vegemiluth Hasidim (Благословения, Мира и Благочестия). Она внесена в реестры Национальных исторических мест и Национальных исторических памятников.

Здание синагоги, которое мы видим сегодня, – четвёртое на этой площадке. Первое (1792 года) погибло в пожаре 1801 года. Восстановленная синагога служила общине, пока её не разобрали в 1823 году, чтобы освободить место для бОльшей. Новый дом молитвы уничтожил пожар 1831 года. Через два года на этом месте построили нынешнюю синагогу.

Сент-Томас. Синагога Beracha Veshalom Vegemiluth Hasidim

Прямоугольное в плане здание имееет высоту 1-2 этажа и при размерах в плане 13х15 метров занимает практически всю ширину отведенного участка: торцевые стены синагоги служат подпорными стенами на крутом склоне.

Была принята к сведению печальная участь двух сгоревших деревянных синагог. На сей раз стены здания сложили из бутового камня, за исключением кирпичных участков, примыкающих к оконным и дверным проёмам. Камень добывался в местном карьере, а европейский кирпич в качестве балласта пресекал океан в трюмах кораблей. Для четырёх круглых колонн, носящих имя праматерей, был вручную изготовлен в Дании специальный скруглённый кирпич. Для строительного раствора были использованы песок, известь и меласса (патока – побочный продукт сахарного производства). Будучи инженером-строителем, я начал ошеломлённо уточнять состав сладкого раствора. Наконец, наткнулся на сообщение о том, что местные пацаны прибегали лизать стены новенькой синагоги. Правда, попозже попалось сообщение, что лизание – это легенда, так как стены были оштукатурены. Век учись: диапазон моих профессиональных знаний был расширен –вяжущие свойства раствора повышались липкой патокой.

Одноэтажная часть занята молельным залом, на втором этаже – оффисы раввина и музей общины.

Синагога Beracha Veshalom Vegemiluth Hasidim

 

 

Арон Кодеш (Ковчег Завета)

 

Интерьер выполнен в сефардских традициях – восточно-западная ориентация. Ковчег Завета и бима (кафедра) смотрят друг на друга от противоположных стен. За дверцами Ковчега хранятся пять свитков Святой Торы. Ковчег Завета, бима и скамьи сработаны из местного красного дерева.

Менора, что за бимой, изготовлена в Испании в XI веке, хрустальные канделябры – в Голландии. Центральная часть пола молельного зала покрыта, как и в синагоге Сноа, слоем песка.

... Было бы опрметчиво покинуть Сент-Томас, на побывав в доме самого известного его уроженца. Тем более, что он находится буквально в 200 метрах от синагоги на главной улице восемнадцатитысячной столицы – Droningtns Gade/Main Street.

 

Шарлотта-Амалия.  Дом, где родился Камилль Писсарро

 

Мемориальная доска

В этом доме 10 июля 1830 года у еврея-сефарда, владельца скобяной лавки Абрахама Писсарро родился сын Жакоб Абрахам Камиль Писсарро, которому было суждено стать «отцом импрессионизма». Так называли его вовсе не потому, что он был старше всех своих коллег. «Камиль Писсарро был единственным из группы основателей, кто не покинул поле боя ни разу. В наиболее мрачные годы, когда самые стойкие откалывались, он один оставался на посту, обрекая себя на самую крайнюю нищету» (Леонид Волынский «Зеленое дерево жизни»). Он единственный из импрессионистов, участников Первой выставки на Бульваре Капуцинок (Берта Моризо, Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезанн), кто участвовал во всех восьми выставках (1874-1886 годы).

Авторитетнейший историк искусства Джон Ревалд в фундаментальной «Истории импрессионизма» писал о Писсарро-человеке: «... Страстно интересующийся политикой, социалист, захваченный анархистскими идеями, убежденный атеист, он связывал борьбу живописцев с общим положением художника в современном обществе. Но как ни радикальны были его убеждения, в них отсутствовала ненависть, и все, что он говорил, было озарено бескорыстием и чистотой помыслов, которые вызывали уважение окружающих. Они знали о его собственных трудностях и восхищались полным отсутствием горечи и даже бодростью, с которой он мог обсуждать самые серьезные проблемы. 

Еврей по национальности, Писсарро обладал многими характерными чертами семитского типа: густые черные волосы, благородный орлиный нос и большие, немного грустные глаза, которые могли быть и пламенными и нежными. У него были ясный ум и щедрое сердце. Тот, кто его знал, питал к Писсарро не только уважение, но и искреннюю привязанность... Никогда не льстя, никогда не позволяя себе необоснованной резкости, он внушал абсолютное доверие, потому что всеми своими поступками и взглядами олицетворял библейскую справедливость».

Камилль Писсарро. Автопортрет.  1903 г.

Только не будем рисовать себе образ эдакого всепрощенца! Писсаро был совершенно несгибаем в отстаивании своих моральных позиций. Когда его друг Эмиль Золя опубликовал роман «Творчество», в котором проявил оскорбительную жалость к тем, кто не добился успеха, Писсарро осудил Золя и стал его избегать.

В 1897 году Эмиль Золя выступил в защиту невинно осужденного Дрейфуса. Интеллектуальная французская и мировая элита тогда разделилась на два лагеря. Рядом с Эмилем Золя Писсарро встал на борьбу за честь и человеческое достоинство против несправедливости и антисемитизма. Его поддержали друзья-импрессионисты Клод Моне и Синьяк. Другие ближайшие сподвижники, Дега и Ренуар, оказались в лагере шовинистов и антисемитов. Камиль Писсаро пошёл на разрыв всяких отношений с ними.

Только не будем рисовать себе Писсарро и аскетичным фанатиком. Вот что он говорил: «Жизнь – это череда маленьких праздников: утреннее солнце, завтрак, пикники и ужины с друзьями». И ещё: «Всё прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться».

ИИз восьми детей Писсаро выжили шесть – пять сыновей и дочь. Все сыновья стали художниками. Всего же в четырёх поколениях его потомков одиннадцать художников.

НЕВИС

Википедия утверждает, что Федерация Сент-Китс и Невис, носящая имя составляющих её разделённых трёхкилометровым проливом островов, – самое маленькое государство западного полушария, как по площади, так и по численности населения.

Во время второго плавания Колумб, увидев нынешний Невис, маленький (всего 93 квадратных километра) остров, назвал его San Martin. (Позже это имя перешло совершенно другому острову, ныне франко-голландскому Saint-Martin/Sint Maarten). Имя человека, который дал новое имя крестнику Колумба, неизвестно, но известно, что он был испанец и нарёк его Nuestra Señora de las Nieves (Небесная Владычица снегов). Поскольку, на острове облаков отродясь не было, считается, что облака на вершине горы посредине острова напомнили ему о католическом чуде – снеге, который в XIV веке выпал в Риме. В дальнейшем название укоротилось до Невис – Снег (?!).

 

Вид на остров Невис с острова Сен-Китс

Испанцы остров колонизировать не стали. Через 130 лет на соседнем Сент-Китсе (он назывался по имени патрона путешественников Сент-Кристофером, а более позднее «Китс» – уменьшительное от «Кристофер») англичане основали первое в Вест-Индии поселение. Потом шла борьба между Англией и Францией за обладание островами, пока по /span> Âåðñàëüñêîìó äîãîâîðó 1783 ãîäà они не перешли под власть англичан и вошли в состав английской колонии Leeward Islands (Подветренные острова). Затем они были в составе Вест-Индской федерации. Наконец, в 1983 году острова стали независимым государством.

Хотя слово «наконец», я, похоже, поторопился употребить: в 1998 ãîäó был проведён референдум по вопросу выхода острова Невис из состава федерации и образования на нём независимого государства для всех 12106 жителей. «За» проголосовало 62 % избирателей, однако решение не было принято, так как для положительного решения по закону «за» должны проголосовать не менее 2/3 избирателей. Подозреваю, что на самом деле люди спохватились, что в случае объявления независимости остров опустеет, так как всё его население уедет послами в другие страны.

В XVII веке началась «сладкая жизнь» острова: с помощью бежавших из Бразилии евреев на острове развилась сахарная промышленность. 75-100 (по разным оценкам) проживавших на острове евреев составляли около 25% его белого населения.

Вернувшийся в иудаизм марран Даниэль Леви де Баррио (1635-1701), испанский поэт и историк, жил в Амстердаме, много путешествовал, в том числе и на Карибах. В 1688 году он писал: «Известно о светочах – святых конгрегациях Израиля – уже в шести английских городах: Лондоне, Ямайке, Невисе, четвёртая и пятая на Барбадосе и в Мадрасе» (Mordechai Arbell «A Bit of History on Sefardim». Перевод мой – В.Ч.).

Вскоре остров Невис стал богатой колонией, в XVIII веке его называли «Королевой Карибских островов». Благодаря минеральному источнику этот остров превратился в XVIII веке еще и в модный туристический центр и привлек к себе еврейских торговцев.

Точных сведений о времени строительства на Невисе синагоги нет. Но, сопоставляя самую старую дату (1679) на сохранившейся могильной плите еврейского кладбища и упоминание о синагоге Невиса в архивном документе общины Амстердама (1684), историки предполагают, что синагога была построена в конце 1670-ых – начале 1680-ых годов. Последнее документированное упоминание о ней (договор аренды) – 1 февраля 1761 года. В 1772 году ураган уничтожил синагогу Невиса и евреи покинули остров. Упоминание о руинах синагоги фигурирует в записях 1809 года, а в 1846 году уже указывалось, что от синагоги не осталось и следа. Исчезла синагога, исчезла община, но не исчезла её история.

...В 1957 году первый круизный корабль зашёл в Чарльзтаун, главный город острова Невис. На торжественной встрече, устроенной городскими властями по этому поводу, присутствовал и сошедший на берег американский еврейский историк Малкольм Стерн. Официальные лица рассказали об острове, об известных людях, которые с ним связаны.

Здесь служил молодой флотский офицер Горацио Нельсон. На Невисе он встретил молодую вдову Фрэнсис (Фанни) Нисбет и женился на ней. (Это случилось за 18 лет до Трафальгарской битвы и за 11 лет до встречи с леди Гамильтон).

На острове Невис родился видный американский государственный деятель Александр Гамильтон. Нет, нет, с роковой Эммой Гамильтон они просто однофамильцы.

При всей затёртости эпитета «выдающийся» он неминуемо должен быть употреблён в связи с Александром Гамильтоном: считанные американские политики заслужили его в той же мере.

Портрет Александра Гамильтона на десятидолларовой купюре

 

 

Дом, где он родился

 

Один из тех, кого американцы называют отцами-основателями; глава штата помощников Вашингтона во время Войны за независимость; один из авторов действующей вот уже более 200 лет Конституции США; создатель финансовой системы в стране; первый и, по мнению ряда экспертов, лучший министр финансов; один из создателей Федералистской партии (одной из двух господствовавших тогда на политической сцене); любитель и любимец женщин. Будучи по-настоящему влиятельным политиком, Гамильтон дважды помешал другому крупному политику Аарону Бёрру занять вожделенный пост. Вначале он помог Томасу Джефферсону (какие имена! какого масштаба люди!..) победить Бёрра на президентских выборах. Бёрр стал вице-президентом. Затем, в 1804 году помешал ему же на выборах губернатора штата Нью-Йорк.

В те достопамятные времена в арсенале методов политической полемики, помимо ныне популярных джентльменских, таких, как подглядывание за постелями стажёрок или копание в прошлом матери соперника, был ещё один, незатейливый – дуэль. Бёрр посчитал, что Гамильтон вносит в политическое противостояние слишком много личного и после перепалки на официальном обеде потребовал сатисфакции. Поединок состоялся 11 июля 1804 года. Гамильтон выстрелил в сторону от соперника в дерево. Бёрру сантименты были чужды. Александр Гамильтон покоится не кладбище церкви Тринити Чёрч на Бродвее в Нью-Йорке.

Александр Гамильтон родился в 1757 (по другим данным в 1755) году у матери, французской гугенотки Рашель Фаусетт (Rachel Faucett), и отца... Вот здесь-то ведутся яростные споры: одни считают отцом Александра её тогдашнего мужа датского еврея Джона Левина (John Michal Lavien); другие – шотландца Джеймса Гамильтона (James Hamilton), к кому Рашель ушла, когда муж выгнал её из дома за супружескую измену. С одной стороны, интернет-издание «The Federal Observer» помещает в наукообразной статье портрет Гамильтона с подписью «Alexander Levine». С другой стороны «Jew or Not Jew Website» менее наукообразную, но входящую в большую серию статью, завершает приговором: «Sadly, not a Jew» («Грустно, но не еврей»). Как модно теперь говорить: «Не будем заморачиваться». Учиться маленький Александр пошёл в еврейскую школу, это бесспорный факт. Но дело здесь не в национальности предполагаемого папы.

Рашель сошлась с Джеймсом Гамильтоном до официального развода со своим мужем, поэтому по пуританским законам мальчик считался незаконнорождённым. Значит, он никак не мог посещать приходскую школу пуританской общины, а альтернативой на малюсеньком островке была только еврейская школа. Своё образование Гамильтон завершил в Нью-Йоркском Королевском колледже (ныне Колумбийский университет). Но древнееврейский язык навсегда остался среди языков, которыми он владел. Навсегда остались и симпатии к еврейскому народу.

Уже находясь на высших ступенях политической иерархии, Александр Гамильтон записал: «... начиная с самой древней истории и до настоящего времени успех евреев выбивается из общего представления о рядовых делах человеческих. Не следует ли здесь усмотреть результат действия высшего промысла? (перевод мой – В.Ч.)» («Alexander Hamilton» by Ron Chernow - 2005 - Biography & Autobiography)

Не уверен, что в случае Александра Гамильтона надо яростно допытываться: «А не еврей ли Вы?», тем более, что по Галахе он со своей мамой, безусловно, не еврей. Но из всей этой истории мы можем сделать комплиментарный для еврейской общины Невиса вывод о высоком уровне её толерантности: судьба христианского мальчика взволновала евреев гораздо больше, чем его взрослых единоверцев.

... Вернёмся (или поспешим?) в 1957 год. Вполне естественно, что после рассказа о еврейской школе на Невисе, еврейский историк Стерн попросил гостеприимных хозяев, чтобы ему показали синагогу или хотя бы место, где она стояла. Те с удовольствием выполнили просьбу гостя и отвели его на задний двор здания, называемого Административным. Учёный зарисовал и сфотографировал руины, сделал описания, а заодно снял копии с эпитафий на кладбищенских могильных плитах. По возвращении в США Малкольм Стерн опубликовал сведения о находке в American Jewish Archives (1958) и в American Jewish Historical Society (1971). Появились спонсоры и государственные гранты. В 1993 году научная группа Бостонского университета, руководимая докторантом (она уже давно доктор наук) Мишелл Террел (Michelle Terrell), приступила к раскопкам. Была проделана огромная полевая работа, за три года в двенадцати пробитых траншеях обнаружены и исследованы 11265 артефактов. Многие из них относятся к концу XVII – началу XVIII века, среди них множество элементов африканской и карибской керамики. Но предметов, связанных с ритуалами еврейской религии, не обнаружено. Да и раскрытые конструкции здания учёные датировали концом XVIII века – на сто лет позже времени строительства синагоги. Был сделан однозначный вывод: исследуемый объект синагогой не является. (Использованы материалы «The Official Homepage of the Nevis Synagogue Archaeology Project»). Местные товарищи показали Стерну не то место. Ну, что ж, бывает. Как говорят: «В науке отрицательный результат – тоже результат».

Упорная Мишелл Террел, нееврейка, посвятившая свою жизнь ликвидации «белых пятен» еврейской истории, не сдалась. Новый цикл работ начался по методике, присущей не археологам, а, скорее, криминалистам:

Что известно? Есть свидетельства того, что синагога находилась в районе порта. В 1724 году местный священник-антисемит Роберт Робертсон в отправленном лондонскому епископу письме жаловался на евреев, мозоливших вместе со своей синагогой глаза и «вырывавших кусок хлеба из христианских ртов» (Mordechai Arbell «The Jewish Nation of the Caribbean: The Spanish-Portuguese Jewish Settlements in the Caribbean and the Guianas»), на территории его прихода, в зоне порта. В 1809 году один из местных плантаторов сообщал в частном письме, что на приобретённом им участке (тоже неподалёку от порта) некогда стояла синагога.

Остров Невис. Чарльзтаун. Еврейское кладбище

Что наличествует? Сохранившееся еврейское кладбище на Government Road в районе порта. После почти трех веков запустения и тропических ураганов на нём уцелели 19 могил, датированных 1679-1768 годами, что совпадает и с предполагаемым временем существования синагоги (1684-1772 годы).

Уточнено историческое положение тропинки, называемой в устной островной традиции «Jew's Walk» или «Jew's Alley». Очевидно, она должна была вести от синагоги к кладбищу. Учёные начали воссоздавать схему застройки территории вдоль этой тропинки на протяжении пешеходной доступности. Где-то там, по их мнению, должна была быть синагога.

Как видим, Мишелл Террел на правильном пути. Пусть он приведёт её к храму.

***

А как сложились жизни малолетних филателистов, со встречи с которыми мы начали нашу историю? Преданность увлечению, став известным коллекционером, сохранил лишь один из них. У остальных широкий спектр новых хобби уложился в узкий диапазон от сотрудниц до болгарских вин. В основном их судьбы сложились похоже. Учились по-разному. Работали хорошо. Многие защитили диссертации. Стали «шестидесятниками». Вышли на пенсию. Те, кто не эмигрировал, вышли на Майдан. Большинство эмигрировавших побывали на тех самых островах во время недорогих круизов.

 


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:9
Всего посещений: 4335




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2015/Zametki/Nomer5_6/Chizhik1.php - to PDF file

Комментарии:

Игорь Ю.
- at 2015-06-07 07:32:09 EDT
Отличный обзор. Очень интересно и важно знать культурные и экономические истоки цивилизации Карибского моря. Я когда-то написал статью с подзаголовком "Еврей в Испании"
http://berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer4/Yudovich1.htm
В ней история возможных еврейских корней Колумба и история еврейской Ямайки описана более подробно. Может быть, Вам будет интересно.

Что касается Гамильтона, то как ни печально, но его отцом почти наверняка не был ни Левин, ни тот самый шотландец Гамильтон. Рон Чернов достаточно убедителен в раскрытии семейных секретов матери А. Гамильтона.

Элиэзер Рабинович
- at 2015-06-07 04:56:08 EDT
Очень интересный обзор. Приятно читать, что не всюду евреев только выгоняли и убивали. Но почему "сладкая жизнь" стоит в кавычках?
БЭА
- at 2015-06-02 00:29:54 EDT
"Осторожно!": еврейские пираты Карибских островов

http://www.bbc.co.uk/russian/blogs/2014/03/140305_blog_seva_novgorodtsev

Michael
NYC, NY, USA - at 2015-06-01 16:11:17 EDT
Президент Мадуро заявил, что родители его отца покинули иудейскую веру в пользу римско-католической. Мать президента известна под фамилией Мороз. Она рассталась с иудаизмом?
БЭА
- at 2015-06-01 09:36:51 EDT
Кругом одни евреи...
В немецкой Википедии о Мадуро сказано: "Sein Vater, Nicolás Maduro García, dessen Familie von sephardischen Juden aus Curaçao abstammte, war Mitbegründer der sozialdemokratischen Partei Demokratische Aktion (Acción Democrática, AD).
В переводе:"Его отец Николас Мадуро Гарсия, чья семья происходит от сефардских евреев из Кюрасао, был одним из сооснователей социал-демократической партии Демократическая Акция (Acción Democrática, AD)".

M. Nosonovsky
- at 2015-06-01 06:15:28 EDT
Про президента Мадудо доподлинно не знаю, но многие рабы брали фамилии бывших хозяев. Сам Мадуро, выходец из низших классов, действительно утверждал, когда его стали справедливо обвинять в антисемитизме, что его фамилия - от еврейских предков. Так это, или ему просто хочется так думать - трудно сказать.
Michael
NYC, NY, NY - at 2015-06-01 02:02:17 EDT
Президент Венесуэлы Мадуро-Мороз не происходит от рабов семейства Мадуро. Он сам - Еврей.
M. Nosonovsky
Fox Point, WI, USA - at 2015-05-31 22:15:55 EDT
Спасибо, интересный обзор. Я был в Суринаме в 2012 году, специально туда ездил, чтобы посмотреть еврейские места (Йоденсаванну, Кассипору и синагоги Парамарибо). Туда, кстати, непросто добраться. Суринам стоит в стороне от туристских маршрутов. Вообще, Парамарибо (вопреки тому, как многие представляют) -- это HE морской город, он далеко от моря. A Суринам больше похож на азиатскую страну, чем на латиноамериканскую: индийцы и мусульмане-пакистанцы составляют там подавляющее большинство не-черного населения. Конечно, двух действующих синагог там давно нет. Синагога "Цедек-ве-Шалом" давно продана, в здании - салон мобильной связи, а интерьер полностью перевезен в Иерусалим, в Mузей Израиля, и там воссоздан в одном из залов. Большая синагога "Неве-Шалом" - действует, не каждую субботу, но община не процветает, несколько десятков стариков, смешанные семьи, детей и молодежи нет, раввина нет, все эмигрировали или в Израиль, или в Нидерланды, или в США.

В отличие от этого, община в Кингстоне на Ямайке вполне жива (я там был в 2008 г.), в нее входят местные "олигархи", такие как Аншли Энрикес, уважаемые на острове. Kантором там был (темнокожий) министр здравоохранения острова. То же и на Кюрасао (я там был в 2006), общинy возглавлял Рене Мадуро, глава крупнейшего на острове банка "Мадуро-Куриэль", очень уважаемый на острове человек. Нынешний президент Венесуэллы Н. Мадуро, понятно, "чьих будет" -- из бывших рабов этого еврейского семейства. :) У мнея есть статья "Сефарды Карибского моря: пираты, плантаторы, работорговцы" в сборнике "Другая история" (http://sefer.ru/rus/news/6260/, но чтобы ее прочитать, видимо, нужно зарегистрироваться на academia.edu https://uwm.academia.edu/MichaelNosonovsky