Gordin
Владимир Гордин
Большая война на Ближнем Востоке и два странных офицера
  
    
    
(фрагмент неоконченной повести)

    
    
Вместо введения

    
    

Ибо у всякого дела – время и закон, ибо зло человека тяготеет над ним. Ибо не знает он, что еще будет, а когда это будет – кто ему скажет? Нет человека, властного над ветром, чтобы удержать ветер, и нет власти над днем смерти, и нет отпуска на войне, и не спасет нечестие нечестивца.
    
     Коэлет (Экклезиаст)VIII, 6-7.


    
     У документальной повести должна быть концепция. Например, мерзавца министра А. надлежало повесить, а героя генерала Б – назначить главнокомандующим – все было бы хорошо. При этом подразумевается, что оба, автор и читатель знают, что такое «хорошо», и понимают это «хорошо» одинаково. Также подразумевается, что все необходимые для доказательства и объяснения произошедших событий причины и факты приведены: вот тайные письма А, вот секретная карта Б…
     Я не беру на себя такой смелости. Что такое «хорошо», каждый решает сам, и часто потом перерешивает. Речь в моей повести пойдет о войнах, а войны на Земле продолжаются. Мои герои больше многих других могли определить, будут ли они участвовать в войнах и конфликтах, и как именно. Возможно, кому-то из читателей это тоже предстоит решать.
     Читатель волен распорядиться моей повестью по-своему. Т.Герцль писал свою книгу, чтобы побудить евреев возродить спустя два тысячелетия галута свое государство и чтобы уговорить другие народы и государства помочь (или, хотя бы не мешать) евреям в этом. Но полвека спустя, когда А.Эйхман заступал на свою должность по истреблению евреев, ему для ознакомления с предметом была предложена именно книга Герцля.
     Лет двадцать назад я по профсоюзной путевке ездил на экскурсию в Литву. В программе был пункт: посещение 9-го форта в Каунасе – фашисты превратили его в фабрику смерти. На стенах остались надписи обреченных евреев на разных языках – сюда привозили убивать со всей Европы. Когда мы уже шли к выходу, я спросил девушку – экскурсовода, сколько сейчас живет в Литве евреев? Та, видимо, совершенно искренне ответила, что не знает. Однако, мой вопрос, совершенно неожиданно, возбудил реакцию одной из слушательниц – она заявила буквально следующее: «Зато в Москве их слишком много! И, вообще, Гитлер правильно поступал!». При этом, несмотря на мою типично еврейскую внешность, она явно не идентифицировала меня как еврея. Может быть, она полагала, что у евреев обязательно должны быть рога и хвост?
     Не берусь предвидеть все последствия от публикации моей повести. Я намерен рассказать о некоторых причинах современных конфликтов на Ближнем Востоке, рассказать поподробнее, а там – будь что будет.
     Учесть все факторы даже задним числом затруднительно. Профессионал Голиаф в тщательно подогнанном снаряжении, не был застигнут врасплох, хотел сражаться, и имел еще массу других оснований победить пастуха Давида. Ан, вышло иначе.
     Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» приводит все сведения, которые он сумел собрать о своих героях, завершая довольно коротким моралитэ.
     Книгу Берешит (Бытие) можно рассматривать и как книгу о причинно-следственных связях: сделаешь так – получится эдак; а моралитэ напрямую там и вовсе отсутствует [1].
     Я собираюсь представить читателю некоторые факты, которые предшествовали современным конфликтам, с тем, чтобы читатель мог делать свои выводы, будучи лучше информированным. История, конечно, показывает, что люди чаще берут в расчет свои интересы (как они их в тот момент понимают) и под них подгоняют концепцию, придумывают своим поступкам красивые оправдания, но все же и правда при принятии решений имеет кое-какой вес.
     Я цитирую здесь много документов и высказываний – полагаю, что стиль и язык тоже имеют значение. Поскольку персонажи относятся к культурам очень разным, сильно различается и стиль. Это неминуемо создает у читателя ощущение лоскутного одеяла – но такова специфика предмета.
     Я намеренно не стал укладывать факты в прокрустово ложе какой-то схемы – для этого пришлось бы часть фактов, в схему не ложащихся, выбросить. Мне кажется, что вся приведенная информация «относится к существу дела». А выводы пусть уж делает читатель сам.
    
    
    
    
    
    
    
     1. Пейзаж перед Первой мировой войной
    
    

Уланы с пестрыми значками,
     Драгуны с конскими хвостами,
     Все промелькнули перед нами,
     Все побывали тут.
    

     М.Ю.Лермонтов «Бородино»


    
     Коротка память людей. События Первой мировой войны или Египетской экспедиции генерала Бонапарта многими относятся к грехопадению Адама или сезонам охоты на пещерного медведя. История же государства Израиль для многих начинается с резолюции ООН 1947г. о создании на территории Подмандатной Палестины еврейского и арабского государств.
     Между тем и до этой резолюции ООН (которая сама тогда существовала только два года) евреи и арабы существовали тысячелетия. И когда после Первой мировой войны принц Фейсал, претендовавший на сирийский трон, и министр иностранных дел Франции, претендовавшей на эту же Сирию, выясняли отношения, то оба апеллировали к Крестовым походам. А у евреев права на Эрец Исраэл намного древнее.
     До Первой мировой войны большинство государств, расположенных на Ближнем Востоке и так или иначе участвующих в нынешнем конфликте, входили в Османскую империю в качестве провинций. Блистательная Порта, как ее называли в XVI веке, в веке XIX получила в Европе название «Больной человек на Босфоре». Когда-то победоносные янычары превратились в своевольную банду, диктовавшую свои капризы империи, но один из султанов исхитрился и сумел их перебить. Империю, раскинувшуюся на трех континентах, это не спасло. Турки-османы составляли треть ее населения, а недовольны были почти все.
     А о том, как использовать это недовольство, как откусить кусочек повкуснее, да так, чтобы помешать другим желающим, думали в разных государственных кабинетах Европы.
     Еще Екатерина мечтала о восстановлении Византии и велела второго своего внука  назвать Константином – это был будущий претендент на будущий трон. На Константинополь и проливы посматривал и младший брат Константина – Николай I, и сын Николая – Александр II, и внук Александра – Николай II.
     Во время Первой Мировой войны командующий Черноморским флотом адмирал А.В.Колчак готовил десант на Константинополь, но ему помешали Февральская революция и развал армии и флота. Согласие английского правительства на этот раз у России имелось. На заседании 10.3.1915г. (когда англо-французские армия и флот уже начали Галлиполийскую операцию, высадив десант к югу от Дарданелл) кабинет Его Величества формально признал, что требование России получить проливы обосновано. Ллойд-Джордж отметил, что «русские настолько стремятся овладеть Константинополем, что будут щедры в отношении уступок повсюду».
     Последнюю попытку захватить проливы и Константинополь предпринимал И.Сталин уже после Второй Мировой войны. По свидетельствам В.Молотова и Н.Хрущева, Отца Народов остановили только английский флот, оказавшийся в Босфоре раньше советского, и угроза Третьей Мировой войны.
     Еще в победоносной войне 1516-1517гг. Турция захватила Ирак, мамлюкские Сирию и Египет, Аравию. Вскоре в империю вошли Ливия, Тунис, Алжир – теперь большинство арабов на пятничной молитве славили имя нового халифа – турецкого султана. Угрозы султанов накормить коня овсом на папском престоле в Риме, захватить Вену и вообще «сорвать красное яблочко» - завоевать христианскую Европу были весьма реальны. Размах турецких операций был глобальный: на картах турецких адмиралов была обозначена даже Антарктида, еще неизвестная европейцам; обсуждалась возможность турецких десантов в Новый Свет.
     Европа тогда устояла: Мальтийский орден выдержал 10 генеральных штурмов острова, попытки взять Вену оказались неудачны, десант на Мадрид (74тыс. войска с артиллерией) был в 1568г. отменен – турецкие войска пошли на Астрахань и на Йемен. А в 1571г. флот испанского короля, римского папы и итальянских городов в генеральном сражении при Лепанто разбил флот Блистательной Порты.
     На Красном море европейцы опередили турок. Васко да Гама достиг Индии в 1498г. Морские экспедиции приносили Португалии большой доход, и поэтому на них работала вся страна. В 1509г. [2] португальский флот разбил при Диу флот мамлюков, и Индийский океан перестал быть исламским озером [3].
    
    
     Изображение большого корабля, найденное на Яве, относят к IXв. Кому принадлежит корабль, сказать трудно. В Индийском океане в те времена плавали и японцы, и арабы, и многие другие.
    
     Турецкая артиллерия [4] разгромила мамлюкскую кавалерию, но на море нашлись им противники посильнее. В 1552 и 1554гг. португальский флот разбивает турецкий в Персидском заливе. Так турки были остановлены на южном фронте.
    
    
Военный корабль. П.Брейгель. Середина
XVI в.
    


     В XVIIв. английский флот взял верх над португальским, и юг Аравии постепенно стал входить в сферу интересов английской короны: Йемен, Кувейт, Оман постепенно признавали силу английских пушек; там появлялись британские гавани, крепости, склады. Все эти сооружения и гарнизоны должны были обеспечивать морской путь в Индию и до, и после открытия Суэцкого канала.
    

    
     Лоуренс – герой следующей части нашего рассказа, очень интересовался историей наполеоновских походов, в частности, итальянских еще до того, как ему самому пришлось вступить на тропу войны.
    
     Держать в узде множество арабских А.Гро. Наполеон на
Аркольском мосту - это еще до его Египетской экспедиции. племен и их шейхов было делом важным, но утомительным. Территория, на которой ныне расположены Объединенные Арабские Эмираты, привлекающие сонмы европейских туристов, когда-то именовалась Пиратским берегом. В это симпатичное государство входили острова в Персидском заливе, часть персидского побережья залива, а также территории на африканском побережье – вплоть до Мозамбикского залива. Если бы генералу Бонапарту во время Египетской экспедиции удалось бы пересечь Аравию – ворота в Индию были бы открыты, он нашел бы союзников против англичан и по дороге, и в самой Индии. Но случилось то, что случилось: Наполеон пошел из завоеванного им Египта на север, взял Яффо, и был остановлен под стенами Акко, откуда и уплыл во Францию – бороться за власть.
     Англичане же предприняли в начале XIXв. несколько военных походов против арабских пиратов, прежде чем принудили местных шейхов подписать договор о прекращении «работорговли и морского разбоя».
     Племена центральной Аравии (Неджда) в XVIII в. приняли ваххабизм, что дало им дополнительный повод совершать набеги на те арабские племена, которые этот «особо правильный» ислам не догадались принять. Особенно памятным был налет ваххабитов на Кербелу (100 км. южнее Багдада), в которой находится место поклонения мусульман-шиитов - гробница имама Хуссейна. Восемь часов истинно верующие грабили город и разрушали усыпальницу. Около двух тысяч стариков, женщин и детей, веровавших недостаточно истинно, были перебиты.
     Была завоевана почти вся Аравия, но государственный аппарат ваххабиты не создавали – похоже, по идеологическим причинам. Эдакий исламский вариант анархистского лозунга «Анархия – мать порядка». С порядком, однако, возникли обычные затруднения: борьба за власть в верхах и недостаток энтузиазма по поводу истинной веры у низов. В 1803г. в столичной мечети эмир Неджда Абд аль-Азиз I был убит (по слухам, мстителем за налет на Кербелу).
     Империя ваххабитов начала разваливаться. Следующий ее взлет состоялся в двадцатых годах ХХв. Нефть тогда не добывали. Оставалось пасти верблюдов и овец и грабить соседей. Так прошел в Аравии XIX век.
     В Египте после поражения армии Наполеона власть захватил Мохаммед-Али. Неграмотный албанский офицер, переброшенный с Балкан турками для борьбы с французами. С мамлюками он разделался просто: пригласил на пир, а когда довольные гости стали расходиться, приказал на выходе в узком коридоре перерезать всех. Вместе с турками он воевал против общих противников в Аравии – ваххабиты были разбиты, а эмир Неджда казнен [5].
     Затем Мохаммед-Али решил избавиться и от султана – послал своего сына, Ибрагим-пашу на север. Тот захватил Эрец Исраэл и Сирию, а спустя несколько лет двинул армию на Малую Азию. Великие державы долго колебались, как и кого им поддерживать. Главное было не дать другим державам урвать кусок у «Больного человека».
     В конце концов, Египет остался за Мохаммедом-Али, который стал вице-королем, хедивом, а Сирию и Эрец Исраэл ему пришлось вернуть Турции. Египет, хотя номинально и подчинялся повелителю правоверных, - турецкому султану, в течение XIXв. все более подпадал под влияние Англии, и когда началась Первая мировая война, линия фронта между английскими и турецкими войсками прошла осенью 1914г. по Суэцкому каналу.
    
    
        
     Офицер из Оксфорда
    
    

И, взойдя на трепещущий мостик,
     Вспоминает покинутый порт,
     Отряхая ударами трости
     Клочья пены с высоких ботфорт.
    
     Или, бунт на борту обнаружив,
     Из-за пояса рвет пистолет,
     Так, что сыплется золото с кружев,
     С розоватых брабантских манжет.
    

     Н.С.Гумилев «Капитаны»


    
     Томас Лоуренс (1888-1935) родился в семье со скромным достатком [6], и для него было большим везеньем  учиться в Оксфорде. В шесть лет он уже читал книги и газеты, но, став чуть старше, полагал учебу в школе напрасной тратой времени. Мальчик интересовался средневековой архитектурой, арабами, крестовыми походами, вообще, историей войн и восстаний. Он занимался фотографией, много путешествовал на велосипеде по Англии и Франции. Небольшое время служил в армии. В университете Лоуренс предпочитал заниматься самостоятельно, манкируя лекционными занятиями. Его дипломная работа «Влияние крестовых походов на средневековую военную архитектуру Европы» как нельзя более отвечала его интересам. Затем последовали работа под руководством известного археолога Хоггарта и путешествия в одиночку по Ближнему Востоку. Арабский язык он изучает настолько, что, подобно профессору Хиггинсу, может определить область, откуда происходит собеседник. Он одевается как араб, питается как араб, его трудно отличить от туземца.
     Турция была зоной различных интересов: немцы строили для Турецкой империи Багдадскую железную дорогу [7], которая дотянулось аж до Медины. [8] Германия присылала в Турцию военные миссии, давала ей займы, продавала оружие. Турция развернулась в своих симпатиях от Франции и Англии к Германии и Австрии. В Европе назревала война – много международных конфликтов, амбиций и нерастраченных сил. Молодой археолог не забывает тренироваться в стрельбе из револьвера по мелким мишеням.
     Германские строители железной дороги были обеспокоены энергичным молодым англичанином, производившим раскопки поблизости. Между «белыми людьми» возникают конфликты. В следующем, предвоенном году Лоуренс и его археологическая работа заведомо уже служили «ширмой» для военной разведки [9].
     Начало мировой войны, в которую Турция вступила спустя несколько месяцев после основных участников, означало для Лоуренса «важную работу». Он энергичен, амбициозен (раз уж он участвует в войне, то желал бы к тридцати годам стать генералом и баронетом) и знает очень много для войны полезного: языки, обычаи, конкретных людей в разных местах. Консультации, составление отчетов, тайная дипломатия, допросы пленных и т.п. Младший лейтенант военного времени, которого в первые дни войны даже не взяли волонтером в армию Его Величества по недостаточности роста, совершенно не тушуется перед старшими офицерами, дает компетентные советы, составляет критические записки, редактирует карты, издает справочники по турецкой армии.
     После поездки в Месопотамию, где в Куте был осажден английский отряд, Лоуренс представил доклад. «В тот вечер в Генеральном штабе царило смятение, так как мы были убеждены, что если Муррей прочтет доклад, то его постигнет удар, и мы лишимся нашего командующего [10]. Поэтому в срочном порядке мы засели за переделку доклада, выкидывая из него самые рискованные места, и работали до тех пор, пока не привели его в такой вид, в каком он мог быть представлен начальству». Так вспоминает штабной офицер, добавляя, что основные положения доклада получили впоследствии подтверждение – в СССР при подобных обстоятельствах младший лейтенант, видимо, был бы стерт в лагерную пыль.
     Мак-Магон, верховный комиссар Великобритании в Египте [11], договорился с Хуссейном, шерифом (великим ишаном) Мекки. Его род правил в Мекке с Хв. и считалось, что он потомок [12] Мохаммеда. Шерифом Мекки его назначили [13] в 1908г. А в июне 1916г. Хуссейн поднял восстание против своего сюзерена – Турции. style='color:black'>С одной стороны, конечно, должна быть «умма» – единство мусульманской общины. С другой стороны жажда власти [14]. Основоположник ислама, - Мухаммед, конечно, следил за уммой среди своих сторонников, но ни о каком единении с христианами и иудеями и речи не было – только подчинение. И каждый эмир тоже заботился об умме среди своих подданных. А уж умма с центральной властью – это как политическая карта ляжет.
     Шериф рассудил, что если англичане отбили у Турции Египет, то и дальше могут продвинуться. Что англичане, хотя и неверные, но в них много хорошего (золото, оружие, техника и тактика). А турки, хотя и единоверцы, но в них много плохого. И возможно, настал час взять себе «побольше суверенитета». Служивший в турецкой армии сын шерифа, Фейсал удачно бежал со службы в Аравию.
     Подробности этой измены описаны с турецкой стороны в «Записках» Джемаль-паши [15], члена правящего в Турции триумвирата младотурок, назначенного командовать 4-й турецкой армией на Южном фронте Османской империи. Опасаясь (и, как показало время, справедливо) сепаратизма нетурецкого населения, он приказал повесить в Бейруте нескольких арабских лидеров, а евреев также классифицировал просто: «большинство палестинских евреев – сионисты, а сионисты являются врагами Турции, поэтому всякий, у кого будет обнаружено сионистское удостоверение, подлежит смертной казни».
     Лоуренс описывает положение при младотурках, которые провозгласили « Yeni Turan” и решили следовать западным образцам, следующим образом.
     «Американские школы с их исследовательской методикой обучения способствовали развитию независимости суждений и свободному обмену взглядами. Без всякой специальной заданности они обучали революции, поскольку в Турции ни один человек не мог стать современным, оставаясь при этом лояльным к режиму, если он по рождению относился к некоренным народам – грекам, арабам, курдам, армянам, албанцам, которых туркам удавалось так долго держать под своим гнетом».
     Центробежные силы нарастали. Арабские депутаты были разогнаны. «Арабские выступления и арабский язык подавлялись Энвер-пашой более жестоко, чем это делал до него Абдель-Хамид». В ответ стали создаваться тайные арабские общества: Ахуа, Ахад (в Южном Ираке), Фетах (в Сирии).
     «Режиму приходилось воздерживаться от преследований Фетаха до момента, когда можно было бы нанести меткий удар, не раздражая сверх меры английских и французских дипломатов, формировавших в Турции современное общественное мнение. С началом войны 1914 года эти агенты покинули Турцию, предоставив турецкому правительству полную свободу для репрессий».
     Турки к таким репрессиям были готовы, а тут и момент подвернулся: «… они обнаружили весьма привлекательное и удобное оружие в виде секретных документов, оставшихся в здании французского консульства в Сирии. Это были копии переписки по вопросам свободы арабов между консульством и одним из арабских клубов, не связанных с Фетахом… среди членов общества были известные и уважаемые люди, в том числе и университетские профессора; их арест и осуждение, ссылки и казни глубоко потрясли страну, и арабы Фетаха поняли, что, если они не воспользуются этим уроком, их судьба будет точно такой же. Армяне были хорошо вооружены и организованы, но руководители предали их. Они были разоружены и постепенно истреблены: мужчинам устроили резню, женщины и дети, которых грабил каждый прохожий, гибли на зимних дорогах при выселении в пустыню, лишенные одежды и пищи».
     Воинам Аллаха были обещаны английское золото, английское оружие и грабеж побежденных. Английский флот господствовал на Красном море. Арабы неожиданно атаковали гарнизон Мекки. Турки некоторое время оборонялись, и несколько снарядов пролетело рядом с Ка’абой. Это стало доказательством «святотатства» турок [16].  В Медине и других городах дела национального освобождения шли неважно, регулярные турецкие войска при поддержке немцев успешно отразили атаки плохо вооруженных и неорганизованных арабских племен, которых удалось завербовать шерифу, и перешли в контр-наступление [17]. Встал вопрос о посылке английской бригады и каких-то французских войск – выручать нового союзника. Этому препятствовала религия. Согласно хадису (высказыванию Пророка, переданного через какого-нибудь его соратника) в Хиджазе может быть только одна религия. Европейцев – новых союзников, здесь раньше убивали. Союз с неверными компрометировал шерифа Хуссейна в глазах его арабских подданных и союзников. Каждый норовил переложить ответственность за принятие этого опасного решения на союзника. 
     Инспектировать новоиспеченных союзников послали руководителя «Арабского бюро», молодого Лоуренса. Он встретился с принцем Абдаллой ибн Хуссейном [18] – в будущем, королем Иордании. Абдалла Лоуренсу не понравился: смешлив, хитер и недостаточно энергичен. А вот его старший брат, Фейсал, произвел хорошее впечатление на английского инспектора. Он увидел в нем задатки пророка: склонность к экзальтации, простоту в обращении, готовность разбирать судебные дела, умение красиво говорить.
     Лоуренса интересовало все: тактика, оружие, продовольствие, вожди. Он обещал Фейсалу английскую поддержку и отправился с докладом в Египет, благо, английский флот контролировал Красное море, разделявшее английский Египет и восставший против турок Хиджаз. Он твердо заявил, что английские войска посылать не нужно.
     «Муррей и его штаб повернулись ко мне лицом и сказали, что я самый лучший мальчик; они протелеграфировали полностью мою докладную записку Робертсону, который прислал мне благодарственную телеграмму».
     К удивлению Лоуренса, ему предложили вернуться к арабам и реализовывать на практике свои рекомендации.  Он успешно их исполнил, войдя спустя два года во главе большой [19] арабской армии в Дамаск.
     Немцы во время этой войны также сумели продемонстрировать возможность эффективно использовать туземцев для ведения партизанской войны. В Танганьике небольшие немецкие подразделения, полностью изолированные от метрополии сумели не только продержаться против имевших подавляющее превосходство англичан, но и нанести им большие потери. Эти отряды капитулировали только осенью 1918г., получив сведения о капитуляции Германии.
     Книга Лоуренса напоминает романы Фенимора Купера: есть туземцы благородные  (арабы) и плохие (турки) [20]. Чем, собственно, они хуже, понять из книги затруднительно [21]. Отсутствие аргументов Лоуренс пытается компенсировать эпитетами.
     Арабы готовы совершать атаки на противника, убивать и грабить – Лоуренс пишет о красоте старого воина.  ЛоуренсПравда, этот воин собирался предать его туркам, о чем его предупредила Интеллидженс Сервис, - но и этому великодушный автор находит какое-то невразумительное объяснение. Лоуренс вовремя поражает потенциального предателя цитатой из его письма противнику, и они обращают все в шутку. О том, как его нынешние союзники – арабы предали турок сообщается и просто весело.
     Арабы разбегаются при поражении – англичанин должен учитывать это при выработке тактики, нести «бремя белого человека».
     «Свойственная им беспечность делала их падкими на добычу, отнятую у неприятеля, и подстрекала разбирать железнодорожное полотно, грабить караваны и красть верблюдов. Но они были слишком свободолюбивы, чтобы повиноваться приказам и сражаться в рядах. Человек, который прекрасно сражается в одиночку, по большей части оказывается скверным солдатом, и эти бойцы показались мне неподходящим материалом для муштровки. Но если бы мы вооружили их легкими автоматическими ружьями типа «Льюис», они могли бы удержать свои горы».
     Лоуренс постоянно подчеркивает, что неудачи турок – следствие их недостаточной инициативности, скорости перемещения, непродуманной тактики на поле боя. Ему же удавалось нападать там, где противник еще не успел изготовиться к бою.
     «Нам, равнодушным ко злу, которое мы навлекали на других или испытывали на себе, казалось зыбким даже ощущение физического бытия; да и само бытие стало эфемерным. Вспышки бессмысленной жестокости, извращения, вожделение – все было настолько поверхностным, что совершенно нас не волновало: законы нравственности, казалось бы призванные ограждать человека от этих напастей, обернулись невнятными сентенциями. Мы усвоили, что боль может быть нестерпимо остра, печали слишком глубоки, а экстаз слишком возвышен для наших бренных тел, чтобы всерьез об этом думать… [22]
     Руки у нас постоянно были в крови, и нам дано было право на это. Мы ранили и убивали людей, едва ли испытывая угрызения совести, - столь недолговечна, столь уязвима была наша собственная жизнь…
     Мы добровольно отреклись от морали, от личности, наконец, от ответственности, уподобившись сухим листьям, гонимым ветром
».
     Немецкие участники Первой мировой войны, которые вскоре возглавят Третий Рейх, писали и говорили вещи столь же романтически-истерические и логически невнятные. Последствия известны.
     В чьих же интересах [23] действует Лоуренс, в интересах пославшей его Англии или в интересах своих новых друзей и их свободы? Эти интересы совпадают отнюдь не всегда.
    
     Из книги получить ответ затруднительно. В одном месте можно прочитать следующий пассаж.
     «Разумеется, мы сражаемся за общую победу союзников, и, поскольку англичане являются главными участниками союза, ради них можно было бы пожертвовать арабами как последним средством».
     Но в конце книги, описывая вступление арабов в Дамаск осенью 1918г., Лоуренс пишет, как посоветовал арабам немедленно, той же ночью, пока не подошла регулярная английская армия Алленби, сформировать временное правительство. «Нури спросил:
     Разве англичане не придут?
     Я возразил, что они придут наверняка, но плохо то, что они могут потом не уйти
».
     В качестве доказательства жизнеспособности созданного при его участии временного правительства Лоуренс сообщает, что оно просуществовало целых два года [24].
     До 1921г. предполагалось, что в состав еврейского национального очага войдет вся та территория, которую заняли евреи, согласно Торе (Библии). Эта территория включала не только земли западнее Иордана, но и его восточный берег. Однако, весной 1921г. новый министр колоний Британской империи У.Черчилль решил организовать для эмира Абдаллы, сына шерифа Хуссейна, независимый эмират на Восточном берегу Иордана. Теперь это – королевство Иордания.
     У.Черчилль сменил  14.2.1921 в правительстве Д.Ллойд-Джорджа свой портфель военного министра (война закончена и в военном ведомстве идут сокращения) на портфель министра колоний (поговорим о добыче!). Сразу же он заявил, что рассматривает Египет (где как-никак имелся свой король из династии Мухаммеда-Али) как важную часть Британской империи. 12.3.1921 в Каире открылась конференция, избравшая королей Ирака и Трансиордании. Однако проблемы политической географии были решены самим Черчиллем и полковником Лоуренсом приватно, в одном из ресторанов. Сам Черчилль об этом высказался так: «Однажды в воскресный полдень я поместил эмира Абдуллу в Иорданию». [25]
     Еврейское мнение об обещанном «национальном очаге» министра колоний также не слишком волновало. Иногда, впрочем, он говорил об этом  еврейском «национальном очаге». А, вернувшись в Англию, министр колоний говорил о страхе арабов: «в следующие несколько лет они будут поглощены тысячами эмигрантов из Центральной Европы, которые лишат их земли».
     Вывод Черчилля: национальный очаг – это хорошо, но алию нужно прекратить или резко ограничить.
     Практическое следствие: в мае 1921г., почувствовав моральную поддержку английских властей, арабы начали погромы по всему Эрец Исраэл. Через неделю насчитывалось уже 47 убитых.
     Но это уже другая история. А книгу Лоуренса [26] прочитать любопытно. Увлекательная книга про то, как один выдающийся востоковед с оксфордским образованием много лет пробыл на Ближнем Востоке, командовал во многих боях, покрывал огромные расстояния, постоянно меняя верблюдов, автомобили, броневики, корабли и самолеты, взорвал чуть ли не сотню мостов, замерзал один в заледенелой пустыне, взбунтовал арабские племена, занял Дамаск, но нигде не обнаружил евреев. Многие видят только то, что хотят увидеть. И к современным европейским политикам это тоже относится в полной мере.
     Гарт – биограф Лоуренса, который показывал ему некоторые фрагменты своих записок, отмечает, что его герой не любил театр. Видимо, имелся в виду театр, где выстрелы делают из хлопушек, а мечи – картонные. После театра со сценой в тысячу километров, где актеров насчитывается более ста тысяч, где трупы убитых были натуральные, а не из бутафорские, а неверная интонация в беседе у костра могла стоить герою жизни, театр, куда можно купить билет за одну гинею, казался профанацией. Но инструкция Лоуренса, которую мы цитировали, написана именно как инструкция режиссера для актеров.
     Весной 1918г., когда продолжалась война, немцы начали свое «Победное наступление» на Западном фронте [27], Алленби  только готовил свое сокрушительное наступление в Эрец Исраэл, и тем более еще не был взят Дамаск, а в Англии некто Томас Лоувелл читает лекции о подвигах Лоуренса Аравийского, показывает фотографии, диапозитивы.
     Стилистику своего героя Лоуренс делает по Эдмону Ростану: невозмутимый герой без страха и упрека, блестяще владеющий всеми видами оружия [28] и пером, невозмутимо беседующий с бродягами и генералами. Он крайне раздражен, когда обстоятельства мешают ему этот стиль выдерживать.
     Разбойники в стиль вписываются. Лоуренс со вкусом рассказывает, как к нему явился незнакомый юноша - вор и убийца Абдулла и попросился в телохранители: «Поскольку чувствовалось, что он был вполне подходящим, я тотчас же взял его к себе. Он проводил проверку остальных желающих поступить ко мне на службу, и благодаря ему и моему другому помощнику вокруг меня выросла замечательная банда знатоков своего дела. Англичане в Акабы называли их головорезами, но они резали головы только по моему приказанию. Мне нужны были хорошие наездники и люди, не дорожившие своей жизнью, гордые собой и без семейных уз».
     Но вот взорван очередной турецкий состав. «Арабы метались полуголые, в бешенном исступлении, визжали, стреляли в воздух, дрались друг с другом, вскрывая сундуки и слоняясь с огромными тюками. Они распарывали их и разбрасывали, уничтожая все, что им было не нужно. Всюду валялись десятки ковров, кучи матрацев и цветных одеял, груды мужской и женской одежды, часов кухонных горшков, пищи, украшений и оружия. Возле стояли тридцать или сорок женщин без покрывал и истерически рвали на себе одежду и волосы, оглушая своими воплями самих себя. Арабы, не обращая на них внимания, продолжали крушить домашнюю утварь и грабить вовсю. Верблюды стали общим достоянием. Каждый с яростью нагружал их сверх всякой меры. Увидев, что я не принимаю в этом участия, женщины кинулись ко мне, хватаясь за мою одежду, взывая о пощаде. Я уверял их, что все кончится хорошо, но они не отставали, пока меня не избавили от них несколько человек из их мужей. Они пинками откинули своих жен, хватая меня за ноги в припадке отчаяния и ужаса перед близкой смертью. Они представляли собой гнусное зрелище. Я оттолкнул их ногой и, наконец, освободился».
     Действительно, что (кроме удара ногой) заслуживают эти бездарные актеры, не восхищающиеся режиссурой Лоуренса Аравийского?
     Зато, если актеры готовы признать в нем вождя, то брезгливости нет места: разыгрывается еще одна комедия Шекспира или продолжение недавно вышедшего романа Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» [29]. На происходящее стоит смотреть несколько отстраненно и посмеиваясь: «Особенности племени ховэйтат заключается в том, что каждый четвертый или пятый человек является шейхом. В результате, главный шейх вообще не имеет никакого авторитета, и мне, как и в предыдущем набеге, пришлось командовать всей экспедицией. Последнее не должно быть делом иностранцев, поскольку мы не знаем семей арабов настолько близко, чтобы быть в состоянии справедливо поделить между ними общую добычу. Однако в этом набеге бедуины вели себя исключительно хорошо, и все делалось в точности так, как я этого хотел. Но все же в течение одной поездки мне пришлось выносить судебное решение по двенадцати случаям нападений с оружием в руках, четырех делам о кражах верблюдов, одному брачному делу, четырнадцати ссорам, двум последствиям от «дурного глаза» и одному случаю колдовства. Подобные дела отнимали все свободное время».
     Английский офицер во славу короны помог бандитам победить на поле боя. Сам он не грабит и не убивает. Но, разумеется, он читал, хотя бы в детстве, псалом «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых».
     После войны, в 1921-1922гг., он, политический советник министерства колоний, помогает бывшим союзникам получить плату – в этом театре расплачиваются тронами. [30]  А британской короне хорошо бы предложить «Первый цветной доминион», в котором будут жить арабские друзья Англии. Впрочем, скоро выяснится, что дружеские чувства арабов были не столь сильны. Как гласит восточная поговорка, «Оказанная услуга ничего не стоит».###Одновременно Лоуренс занимается подготовкой книги. Он называет ее «Семь столпов мудрости». Она выходит в 1926г. Экземпляры перенумерованы, тираж мал, и книга становится библиографической редкостью. Книга «Восстание в пустыне», выходившая и в переводе на русский язык, является выборкой из «Семи столпов». Когда издатель узнал, что Лоуренс привел в порядок дневники, которые он вел во время войны, он захотел их издать (а, согласно договору, он имел преимущественное право на издание). Лоуренс потребовал колоссальную сумму: миллион фунтов предоплаты, и дневник издан не был.###Похоже, главная цель Лоуренса – не оказаться похожим на обычного человека. Оставив министерство колоний, он снова поступает в армию, в авиацию. Поскольку он не желает передавать чужие глупые приказы, то он желает быть рядовым.  Маршал авиации сэр Хью Тренчард, командующий военно-воздушными силами приказывает: «Настоящим постановляю, что полковнику Т.Э.Лоуренсу разрешено поступить на военную службу в английские военно-воздушные силы в качестве рядового авиатехника под именем Джона Хьюма Росса до получения от него какой-либо информации или его просьбы об увольнении». И Лоуренсу еще предстоит пройти военных врачей. Их не все устраивает. Требуются заметные усилия, прежде, чем Джона Росса зачисляют в школу аэрофотосъемки.###Экстравагантные люди были в Англии и раньше. Но 27.12.1922 «Дейли экспресс» сообщает, что: «Известный герой войны полковник Лоуренс Аравийский стал рядовым!». В парламенте делают запросы. Начальству такие ситуации не нравятся, и через три недели Росс покидает, авиацию, а некто Шоу поступает в танковый корпус. Однако аристократические привычки мало подходят для казармы, - служить на Родине оказалось похуже, чем в аравийских песках. И рядовой Шоу просит о переводе обратно - в авиацию. Вскоре авиатехника Шоу посылают в Индию (которая тогда включала и Пакистан, и Бангладеш). ###Дальше версии разнятся. Согласно английской, Шоу в 1925-1929гг. безвылазно служит в Карачи и в свободное от службы время работает над книгой. Согласно советской, - этот матерый разведчик работает под именем Пир-Карам-шаха против Афганистана, где в это время усиливаются советские позиции. В Афганистане за его голову назначена награда. Его заочно приговаривают там к смертной казни.###Именно ставленник Лоуренса, таджик Багаи Сакао, бывший эмир Бухары [31], получает деньги и оружие и, несмотря на то, что его предшественника поддерживали с воздуха советские летчики, захватывает Кабул в январе 1929г. [32] ###Лоуренс возвращается в Англию. Чем занимается? Трудно ответить. Например, он одновременно занимается переводом «Одиссеи» и испытанием нового авиационного оборудования. Очень любит свой мощный мотоцикл, быструю езду.###19.5.1935г. Лоуренс погиб. По официальной версии он на большой скорости объезжал двух мальчиков – велосипедистов. Упал, а шлем был не застегнут. Лоуренс сильно ударился головой и через несколько дней скончался. Такова официальная версия смерти.
    


Примечания
[1] Разумеется, мудрецы Талмуда тщательно комментируют текст и извлекают из него массу следствий. Не имею дерзости даже и пытаться сравниться с ними.
    
[2] То есть, несколькими годами ранее окончательной победы турецкого султана над мамлюками.
    
[3] Китайские суда заходили в его восточную часть. А военный флот из Индонезии когда-то сумел завоевать Мадагаскар. Не следует представлять себе европейцев такими уже всемогущими на фоне ничтожных местных жителей. Заметное военно-техническое превосходство и большая скорость развития – вот, по-видимому, более адекватная формулировка.
    
[4] Француз Николя де Николаи путешествовал по Турции в 1551г. и опубликовал записки: “ Tuquie» (Lyons, 1568): «Что особенно бросается в глаза, так это большое число евреев, которые проживают в Турции и Греции, но, особенно, в Константинополе. Их количество продолжает расти благодаря тому, что они занимаются торговлей по всей стране… а привозят по морю и посуху самые разные товары со всех концов Земли. Им принадлежат самые большие торговые компании Константинополя, а также лавки, которые полны богатыми товарами. Кроме того, они искусны в ремесле, хорошие преподаватели и цеховые мастера… в особенности мараны, высланные из Испании и Португалии. Евреи демонстрируют также незаурядные способности к иностранным языкам…к ним постоянно обращаются как к переводчикам».
     «Во зло христианам эти люди обучают турков последним открытиям в области орудий войны, изготовлению пушек, аркебуз, боеприпасов и тому подобных вещей».
     Таков был естественный результат изгнания евреев из многих европейских стран и работы Святой инквизиции, сжигавшей «иудействующих новохристиан» - евреи называли их «анусим» - невольники. Так же и многие евреи, бежавшие от Гитлера в Америку, имели большую мотивацию для создания нового оружия для войны с общим врагом - фашизмом.
     Многие сефарды в это время переселяются во владения султана, что дало повод последнему высказаться в адрес испанского короля: «Говорят, что король Фердинанд умен. Но, изгнав евреев из своей страны, он обогатил меня и разорил себя». В январе 1992г. король Испании Хуан-Карлос принес евреям официальные извинения за изгнание. Как жаль, что извинения запоздали – всего на пятьсот лет – люди так долго не живут.
    
[5] Впрочем, турецкий ставленник вскоре был вынужден бежать из Неджда. За власть там боролись две династии: Саудитов и Рашидидов. В 1885г. победили Рашидиды, а в 1904г. Саудиты взяли реванш.
    
[6] Отец влюбился в воспитательницу своих детей и бросил семью; состояние он оставил жене и детям, и родившемуся в новой семье сыну богатства не досталось.
    
[7] Во время Первой Мировой войны даже возник лозунг «Багдад - Гамбург» для союза Германии, Австро-Венгрии и Турции – трех континентальных империй.
    
[8] Немцы хотели дотянуть дорогу до Кувейта, но англичане сумели этому помешать.
    
[9] Как заметил в это время лорд Элленборо: «Лучше видеть Россию в Константинополе, чем немецкий военный арсенал в Персидском заливе».
    
[10] Английскими войсками в Египте.
    
[11] После начала войны положение с продовольствием в Хиджазе ухудшилось – суда из Индии перестали его привозить. Хуссейн обратился с призывом к Антанте – не дать его народу умереть с голода (и не дать попасть в еще большую зависимость от турок, которые контролировали завоз продовольствия с севера). В результате, Британия оставила возможность кораблям продовольствие завозить.
    
[12] Таковых насчитывалось пару тысяч; они были все записаны в свитке, который хранился в Мекке.
    
[13] Около 18 лет он пробыл в почетном плену в Константинополе. Он воспользовался этим, чтобы дать современное образование своим детям Али, Абдалле, Фейсалу и Зейду. Абдалла одно время был вице-председателем турецкого парламента.
    
[14] «Власть принадлежит тому, кто взял верх» - так говорил один из суфиев (суффиев), аш-Шафия.
     Суфизм – мистически-аскетическое направление в исламе, возникшее еще в VIII в.
    
[15]   1872-1922гг. Один из лидеров партии «Иттихат ве Теракки»  «Единение и прогресс», захватившей власть еще перед Первой Мировой войной; член триумвирата вместе с Талаатом и Энвером. Наш главный герой – Лоуренс однажды подорвал поезд, в котором ехал Джемаль. Но турки в эшелоне оправились, и Лоуренсу с его людьми пришлось быстро отступать.
     Результат войны известен: 21.10.1918 Турция капитулировала. После заключения перемирия Джемаль-паша осенью 1918г., бежал в Германию, а потом в Швейцарию. Опубликовал «Записки», в которых основную вину за поражение Турции в войне возлагает на сепаратизм и предательство арабов во главе с Хуссейном, шерифом Мекки (потомки которого правят по сей день в Иордании).
     В 1920-1922гг. – военный советник в Афганистане, с которой у Турции были старые связи. Когда к власти в Турции пришли младотурки, то в Афганистане обнаружились  младоафганцы. Во время Первой мировой войны Афганистан соблюдал нейтралитет (воинственные намерения сдерживали англичане с юга, из Индии, и русские – из Средней Азии), хотя германо – австро – турецкая комиссия в 1915-1916гг. склоняла правительство напасть на Иран.
     В феврале 1919г. Аманулла-хан стал эмиром и объявил джихад англичанам. Война уже кончилась, и англичане немедленно отреагировали – ввели в мае-июне в Афганистан войска. Советская Россия тоже среагировала - еще в марте признала Амануллу и стала ему помогать. В августе Англия тоже признала независимость Афганистана и войска вывела.
     На обратном пути в Турцию Джемаль был убит чекистами в Тбилиси. В предисловии к переводу его «Записок», вышедших, как это ни удивительно, тоже в Тбилиси, на следующий год, много говорится о миролюбии Советской России и о странности подозрений Джемаль-паши на сей счет, но ничего не сообщается ни о недавней смерти автора, ни об обстоятельствах этой смерти.
    
[16] Впрочем, к вопросу о святотатстве, - вот, что рассказывает Лоуренс о первой своей беседе с Абдаллой: «Он начал с пространного описания Талаата, первого турка, говорившего с ним о волнениях в Хиджазе. Тот желал их решительного подавления и введения, как повсюду в Империи, обязательной воинской службы.
     Желая опередить его, Абдалла разработал план мирного мятежа в Хиджазе, и после безрезультатного выступления Китченера предварительно назначил его на 1915г. Он намеревался во время праздника обратиться с призывом к племенам и взять в заложники паломников. В их числе могли оказаться многие из видных людей Турции, не говоря уже о ведущих политиках Египта, Индии, Явы Эритреи и Алжира. Он надеялся, имея в руках тысячи этих заложников, обратить на себя внимание заинтересованных великих держав. Абдалла думал, что они смогут оказать давление на Порту, чтобы обеспечить освобождение соотечественников. Порта, не располагавшая силами, чтобы разделаться с Хиджазом военным путем, либо пошла бы на уступки шерифу, либо призналась бы в своем бессилии иностранным державам. В последнем случае Абдалла пошел бы на прямое сближение с ними, готовый удовлетворить их требования в обмен на гарантию иммунитета от Турции ».
     Как это напоминает события века нынешнего.
    
[17] Атака английских войск на юге Ирака также закончилась неудачей – турки контратаковали, и гарнизон Кута капитулировал. Неудачей закончилась и Галлиполийская десантная операция – попытка захватить Константинополь.
    
[18] Позднее в независимом Хиджазе Абдаллах руководил иностранными делами. В марте 1920г. Конгресс арабских националистов провозгласил принца королем Ирака, а брата Фейсала – Сирии. Абдаллах немножко поруководил Ираком, но вскоре отправился в Сирию, помогать старшему брату Фейсалу, которого французская администрация сместила с должности тамошнего короля.
     Англия к сыновьям шерифа была благосклоннее: на Каирской конференции (по решению Черчилля и Лоуренса) старший – Фейсал, заменил младшего и получил трон Ирака (Хашимитская династия правила там до 1958г.), а младший – Абдаллах (занявший в ноябре 1920г. небольшой городок Амман, где жили, в основном, выходцы с Северного Кавказа: осетины, кабардинцы, лезгины, черкесы) стал в марте 1921г. эмиром Трансиордании. Такое семейное решение вопроса.
     В октябре 1922г. с санкции Лиги Наций территория Трансиордании (восточнее Иордана) была исключена из того, что включал в себя мандат Англии на управление Палестиной, и что должно было стать «национальным еврейским очагом»; спустя пять лет, в 1927г. эмират получил независимость, а евреи своего «национального очага» так на этот раз и не получили.
     В 1933г. эмир Абдаллах ибн Хусейн и шейхи трансиорданских племен вели тайные переговоры с Еврейским Агентством о возможности поселения евреев в Трансиорданию. Они справедливо полагали, что с евреями придут экономическое развитие и налоговые поступления. Однако английская администрация отнеслась к этим переговорам отрицательно, и переговоры эти были прерваны.
     Эмир Абдаллах был верным союзником англичан, а они помогли ему организовать из местной полиции Арабский легион (офицеры, включая командующего, – англичане). В марте 1946г. Трансиордания получила независимость, а в мае эмир объявил себя королем. Абдаллах двинул Арабский легион против Израиля в войне 1948-1949гг., но параллельно вел тайные переговоры с израильскими руководителями. 3 апреля 1949г. на острове Родос было подписано соглашение о его, Абдаллаха, перемирии с Израилем.
     В апреле 1950г  земли, занятые Арабским легионом в ходе Войны за Независимость Израиля (Западный берег реки Иордан, включая Восточный Иерушалаим), были Абдаллахом аннексированы (согласно резолюции ООН 1947г., эти территории должны были принадлежать арабскому государству, и законность этой аннексии признали только Англия и Пакистан), а королевство Трансиордания переименовано в Иорданию.
     20 июля 1951г. король Абдаллах был убит в мечети ал-Акса исламским фанатиком (как предполагают, в связи с готовностью короля вести переговоры с Израилем – методы ассасинов в прошлое не ушли). Охрана, которая не смогла защитить короля, застрелила убийцу на месте. А заодно еще двадцать человек.
     В 1956г. Англо-Трансиорданский договор внук Абдаллаха – король Хуссейн ибн Талал расторг и изгнал английских офицеров из Арабского легиона. В феврале 1957г. из страны были выведены английские войска, и Англия перестала оказывать ей экономическую помощь. С тех пор королевство Иордания пользуется поддержкой США и некоторых арабских стран.
     В 1967г., когда началась Шестидневная Война, король Хуссейн сначала выжидал. Несмотря на то, что египетская авиация уже догорала на аэродромах, египетский президент Г.А.Насер на весь мир заявлял о победах над Израилем; после долгих телефонных уговоров Иордания (несмотря на гарантии руководства Израиля о ненападении в случае ее нейтралитета) вступила в войну на суше и в воздухе. Поражение её было абсолютным. Авиация Иордании была уничтожена, а ЦАХАЛ, разгромив атакующие иорданские части, вышел на границу по Иордану. Был освобожден Восточный Иерушалаим и, в частности, Стена Плача, Котель.
     С тех пор статус этих территорий (штахим) не определен. Король Хуссейн от них отказался, поскольку предпочитает править бедуинами, а не палестинцами. Те палестинцы, которые после 1967г. перебрались во главе с Я.Арафатом со штахим в Иорданию, полагали, в свою очередь, что они хорошо обойдутся и без короля Хуссейна.
     В сентябре 1970г. (т.н. «Черный сентябрь») стороны выяснили отношения в столице Иордании - Аммане, и танковые аргументы Хуссейна оказались более убедительными. После этого уцелевших членов Организации Освобождения Палестины приютил Ливан, где вскоре началась длительная и кровавая гражданская война.
     В 1972г. король Хуссейн предложил объединить Иорданию и Западный берег Иордана на федеративных началах, но этот план был отвергнут и арабами, и Израилем. В «Войне Судного Дня» Иордания благоразумно участия не принимала. Однако, когда президент Египта А.Садат при посредничестве США заключил с Израилем в 1978г. Кэмп-Девидские соглашения, Иордания временно разорвала дипломатические отношения с Египтом. В 1976г. был принят закон о смертной казни для тех арабов, которые продают свою землю евреям.
     Однако затем отношения Иордании и Израиля несколько улучшились; король Хуссейн, а затем и его сын, Хуссейн II, предпочитали поддерживать мирные отношения с Израилем.
    
[19] Успех операций арабских отрядов вознаграждался грабежом. Когда стало ясно, что турки проиграли войну, численность желающих примкнуть к победителям неимоверно возросла.
    
[20] Столетием раньше Наполеон в своих декретах объявлял, что пришел освободить законных хозяев Египта – турок, от угнетения узурпаторов - мамлюков. И что в душе он – мусульманин. Турки ему почему-то не поверили.
    
[21] Изредка автор упоминает о чрезмерной жестокости турок. Что касается жестокости арабов, то ее он характеризует как прискорбный обычай недостаточно цивилизованных людей, с которым ему, цивилизованному, приходится мириться.
     Содомию в турецкой армии Лоуренс осуждает, а про свою – пишет спокойно: «Мужчина открыто жил с мужчиной во всех смыслах этого слова».
     Впрочем, и Фенимор Купер не очень складно объясняет, почему индейцы, сторонники англичан, благородны, а ежели они на стороне французов – отъявленные негодяи. И почему после победы в Семилетней войне уже и англичане делаются нехороши, а хороши - американцы.
    
[22] Примерно в это же время в России
     «Мы мчались, мечтая постичь поскорей
     Грамматику боя, язык батарей… ».
    
[23] Гарт приводит с сокращениями «Двадцать семь статей» - секретную инструкцию для английских офицеров, написанную Лоуренсом.
     «Умение обходиться с хиджазскими арабами представляет собой искусство, а не науку; оно имеет исключения, но не имеет каких-либо определенных правил…
     1.      Загладить плохое начало трудно, а между тем арабы составляют мнение по наружному виду, на который мы не обращаем внимания. Когда вы достигли внутреннего круга племени, вы можете делать с собой и с ними все что угодно.
     2.      Узнавайте все, что только можете, о ваших шерифах. Старайтесь узнать их семьи, кланы и племена, друзей и врагов, колодцы, холмы и дороги. Достигайте всего этого слушанием и косвенным наведением справок. Не задавайте вопросов. Заставляйте говорить на арабском языке их, а не себя. Пока вы не сможете понимать их намеков, избегайте пускаться в продолжительные разговоры, так как иначе это может кончиться плохо…
     3.      В деловых вопросах ведите переговоры только с командующим армией или той ее частью, в которой вы служите. Никогда никому не отдавайте приказаний; сохраняйте вашу прямоту и советы для командующего офицера, как бы ни был велик соблазн (хотя бы и для пользы дела) связаться непосредственно с его подчиненными.
     4.      Добейтесь доверия вашего вождя и удерживайте это доверие. Укрепляйте, если можете, престиж вождя перед другими за свой счет. Никогда не отказывайтесь и не разбивайте тех планов, которые он может предложить; старайтесь достигнуть того, чтобы он ставил вас в известность о них частным порядком и в первую очередь. Всегда одобряйте их, а похвалив, изменяйте их мало-помалу, заставляя самого вождя вносить предложения до тех пор, пока они не будут совпадать с вашим собственным мнением. Когда вам удастся этого достигнуть, заставьте его держаться этого взгляда, овладейте полностью его мыслями и толкайте его вперед как можно сильнее, но скрытно, так, чтобы никто, кроме него самого (и то лишь смутно) не чувствовал вашего воздействия.
     5.      Постоянно поддерживайте близость с вашим вождем, стараясь в то же время не быть навязчивым. Живите с ним, чтобы во время еды и приемов вы, естественно, могли быть возле него в его палатке. Формальные визиты, для того, чтобы дать совет, не столь хороши, как непрерывное внушение тех или иных его идей при случайном разговоре. Когда впервые в палатку приходят незнакомые шейхи, чтобы поклясться в своей верности и предложить свои услуги, покиньте палатку. Если у них создастся первое впечатление, что иностранцы пользуются доверием шерифа, это сильно повредит делу арабов.
     6.      Избегайте слишком близких отношений с подчиненными. Постоянные разговоры с ними сделают невозможным для вас скрыть тот факт, что офицер-араб, давший те или иные инструкции, сделал это по вашему совету; выдав тем самым слабость его положения, вы совсем испортите себе все дело.
     7.      Держите себя с помощниками вождя естественно и непринужденно. Этим вы поставите себя над ними. Оказывайте их вождю, если он шериф, уважение. Он буде возвращать его вам, и, таким образом, он и вы окажетесь равными, и будете возвышаться над остальными. Арабы очень считаются с превосходством, и вы должны его достигнуть.
     8.      Для вас будет наиболее выгодным то положение, когда вы, присутствуя, остаетесь незамеченным. Не будьте слишком искренни и слишком настойчивы; старайтесь не бросаться в глаза. Желательно, чтобы вас не встречали слишком часто с каким-либо одним шейхом. Для того, чтобы иметь возможность выполнять работу, вы должны быть выше всяких подозрений, так как вы подорвете свой престиж, если будут думать, что у вас имеется какая-то связь с племенем или кланом и его неизбежными врагами…
     9.      Восхваляйте и всячески поддерживайте создавшееся среди арабов представление о том, что шерифы являются природной аристократией. Существующая между племенами зависть делает невозможным для любого шейха достичь господствующего положения, а потому единственная надежда на образование союза в Аравии состоит в том, чтобы шерифы были повсеместно признаны в качестве правящего класса. Уважения арабов к родословной и их благоговение перед пророком позволяют надеяться на конечный успех шерифов.
     10.   Называйте вашего шефа «сиди» при всех и наедине. Называйте других их обычными именами без титула.
     11.   Иностранец и христианин не пользуются популярностью в Аравии… Действуйте повсюду именем шерифа, всячески скрывая собственное участие. Если Вы добьетесь успеха, вы получите власть над территорией в несколько сот километров с тысячами людей, а ради этого стоит поступиться самолюбием.
     12.   Никогда не теряйте чувства юмора: оно может пригодиться вам ежедневно. Больше всего подойдет непосредственная ирония, умение же дать остроумный ответ без излишней веселости удвоит ваше влияние среди вождей… Не допускайте шутки над шерифом, если остальные присутствующие не являются шерифами.
     13.   Никогда не бейте араба: этим вы унизите себя. Вы можете подумать, что явившееся результатом этого явное усиление внешнего проявления к вам признаков уважения улучшит ваше положение, на самом деле вы лишь воздвигнете стену между вами и их внутренними кругами. Конечно, трудно оставаться спокойным, когда все делается не так, как следует, но, чем больше вы сохраните хладнокровия, тем больше вы выиграете, а кроме того, сбережет себя от возможности сойти с ума.
     14.   Хотя бедуинов трудно заставить что-либо делать, ими легко руководить, если только у вас хватит терпения. Чем будет менее заметно ваше вмешательство, тем больше будет ваше влияние. Бедуины с охотой будут следовать вашему совету… но они не предполагают, что вы или кто-либо другой об этом знает. Лишь после того, как окончатся все неприятности, вы откроете в них наличие доброй воли.
     15.   Не пытайтесь сами делать слишком много лично. Пусть лучше арабы сделают что-либо сносно, но зато сами. Это их война, и вы должны им лишь помогать, а не выигрывать для них войну. Кроме того, в действительности, принимая во внимание совершенно особые условия Аравии, ваша практическая работа не будет столь хороша, как вы, пожалуй, воображаете.
     16.   Если можете, то, не впадая в расточительность, делайте подарки. Хорошо сделанный подарок весьма часто является наиболее верным средством для того, чтобы привлечь на свою сторону самого подозрительного шейха. Никогда не принимайте подарка, чтобы щедро не вознаградить за это… не допускайте, чтобы их жадность заставила их смотреть на вас только как на дойную корову.
     17.   Если вы находитесь с племенем, носите головное покрывало. Бедуины относятся с предубеждением к фуражке и считают, что наша настойчивость в ношении ее вызывается… каким-то безнравственным и противорелигиозным принципом. Если вы будете носить фуражку, ваши новые друзья будут стыдиться вас при других.
     18.   Маскировка не рекомендуется… В то же время, если вы, находясь среди племен, сумеете носить арабское одеяние, вы приобретете у них такое доверие и дружбу, какие в военной форме вам никогда не удастся приобрести. Однако это и трудно, и опасно. Поскольку вы одеваетесь, как они, арабы не будут делать для вас никаких исключений. Вы будете себя чувствовать, как актер в чужом театре, играя свою роль в течение ряда месяцев, не зная отдыха и с большим риском. Полный успех, которого можно достигнуть лишь тогда, когда арабы забудут, что вы иностранец, и будут в вашем присутствии говорить откровенно, считая вас за одного из своих, может быть достигнут лишь особой личностью. Частичного же успеха (того, к которому большинство из нас стремится, так как полный успех достается слишком дорогой ценой) добиться легче и в английской форме. К тому же, поскольку вы не лишаетесь связанного с ней комфорта, вас хватит на более долгой время. Далее, если вы будете пойманы, то турки вас не повесят.
     19.   Если вы будете носить арабское одеяние, носите его получше. Одежда имеет большое значение у племен; вы должны носить соответствующее одеяние и чувствовать себя в нем совершенно свободно. Если они не возражают, одевайтесь, как шериф.
     20.   Если вы решитесь на маскировку, то вы должны выполнять ее полностью. Забудьте ваших английских друзей и английские обычаи и усвойте целиком все привычки арабов. Не исключено, что европеец, начав игру, сможет ее выиграть, так как мы имеем более сильные побуждения для наших действий и более отдаемся им, чем арабы. Если вы превзойдете их, это значит, что вам удалось сделать большой шаг на пути к полному успеху. Однако напряженная жизнь в чужой среде и необходимость думать на чужом, наполовину понятном языке, дикая пища, странные одеяния, при полной потере частной жизни и покоя, наряду с невозможностью ослабления внимания к окружающим, требуют такого добавочного напряжения в дополнение к обычным трудностям – обхождению с бедуинами, климату и туркам, что решение выбрать этот путь может быть сделано лишь после серьезного обсуждения.
     21.    Нередко вам придется участвовать в дискуссиях по религии. Говорите о ваших убеждениях что угодно, но избегайтесь критиковать их взгляды, пока вы не убедитесь, что вопрос касается обрядности. Среди бедуинов ислам является настолько распространенным учением, что у них религиозности так же мало, как мало религиозного пыла, и нет никакого уважения к обрядам. Однако, основываясь на их поведении, не думайте, что они небрежно относятся к религии. Убеждение в праведности веры и ее роль в каждом их действии и поступках повседневной жизни настолько сокровенны и глубоки, что являются почти бессознательными, обнаруживая себя в случаях несогласия. Для них религия так же естественна, как сон и пища.
     22.    Не пытайтесь снискать себе уважение своими знаниями военного дела. Хиджаз спутал все понятия об обычной тактике. Постарайтесь изучить принципы ведения войны бедуинами как можно лучше и как можно скорее: пока вы с ними не ознакомитесь, ваши советы шерифу не принесут никакой пользы. Бесчисленное множество набегов племени научили их тому, что в некоторых вопросах тактики они знают больше нас. В знакомых для них условиях бедуины сражаются хорошо, но незнакомые явления могут вызвать панику. Сохраняйте ваш отряд небольшим… Чем менее обыкновенны ваши действия, тем больше вероятия, что они поразят турок, так как инициатива у них отсутствует, и они считают, что и у вас ее нет. Не основывайте ваших действий только на обеспечении безопасности.
     23.    Те явные причины, которые бедуины приведут в оправдание своего действия или, наоборот, бездействия, возможно и окажутся соответствующими истине, но для вас всегда останутся другие, тайные причины для разгадки; поэтому, прежде чем принять то или иное решение, вам придется вскрыть эти внутренние мотивы. Намек производит больший эффект, чем логическое разъяснение. Арабам не нравится краткое изложение мысли. Их ум работает так же, как и у нас, но с другими предпосылками. У арабов нет ничего безрассудного, непонятного, таинственного. Опыт, приобретенный пребыванием среди них, и знание их предрассудков позволят вам почти в каждом случае угадывать их отношение и возможный метод действия.
     24.    Не смешивайте бедуинов с сирийцами или обученных людей с представителями племени… Арабы города и арабы пустыни смотрят одни на других, как на бедных родственников, а последние еще более нежелательны, чем бедные иностранцы.
     25.    Не следуйте примеру арабов и избегайте слишком свободных разговоров о женщинах. Это столь же трудный вопрос, как и религия. В этом отношении взгляды арабов настолько же непохожи на наши, как безобидное с английской точки зрения замечание может показаться для них несдержанным, так же как и некоторые из их заявлений, переведенные буквально, смогут показаться несдержанными для нас.
     26.    Будьте так же внимательны к вашим слугам, как и к самим себе.
     27.    Весь секрет обхождения с арабами заключается в непрерывном их изучении. Будьте всгда настороже; никогда не говорите ненужных вещей, следите все время за собой и за вашими товарищами. Слушайте то, что происходит, доискивайтесь действительных причин. Изучайте характеры арабов, их вкусы и слабости, и держите все, что вы обнаружите, при себе… Ваш успех будет пропорционален количеству затраченной вами на это умственной энергии.
    
[24] Дальнейшая история облагодетельствованных Лоуренсом Саудовской Аравии, Сирии и Ирака вкратце такова. В конце 1916г. шериф Мекки Хуссейн провозгласил себя королем всех арабов, чем вызвал неудовольствие французов, контролировавших Алжир, Марокко и Тунис, и англичан, уже захвативших Египет, Судан и южную часть Ирака. По причине военного времени европейцы вопрос обострять не стали.
     Спустя несколько лет ваххабиты под руководством султана Неджда (центральной части Аравийского полуострова) ибн-Сауда свергли «короля всех арабов» - наследники ибн-Сауда правят в стране, получившей в 1932г. имя Саудовской Аравии, по сию пору. А ваххабиты заявили о себе в последние годы, активно обновляя и очищая ислам во всем мире с помощью взрывчатки и пропаганды.
     Короля Фейсала, столь ценимого Лоуренсом, из Сирии выгнали французские солдаты генерала Гуро, и Фейсалу пришлось перебраться на трон Ирака. В 1925г. сирийцы восстали против Франции, и Дамаск при подавлении несколько разрушили артиллерией. Разрушили тогда и старинную мечеть Омара.
     После падения Франции, контроль над Сирией и Ливаном перешел к администрации, подчинявшейся правительству Виши. Гитлер и Муссолини использовали сирийские аэродромы для переброски авиации на помощь Рашиду Али Гайлани, поднявшему в Ираке восстание против англичан весной 1941г. В организации этого восстания активно участвовал бывший иерусалимский муфтий, Хадж Эмин Хуссейни (дядюшка любимого всеми нами Я.Арафата). Помогали восстанию и иракские коммунисты - до 22 июня 1941г., когда поступил новый приказ из Москвы.
     Англичане с большим трудом отбились, а Гайлани и Хадж Эмину пришлось бежать. Дальнейшие подвиги Хадж Эмина, четвертого иерусалимского муфтия из семейства Хуссейни, заслуживают отдельного описания.
     В июне 1941г. англичане и дивизия «Свободной Франции» вошли в Сирию из Эрец Исраэл и через несколько дней разбили вишистские войска. В операциях участвовали бойцы и офицеры Пальмаха. Именно тогда капитан Пальмаха Моше Даян потерял глаз – пуля разбила бинокль.
     Руководитель «Свободной Франции», генерал де Голль вступил в Дамаск 21.6.1941г., и следующей, столь памятной для граждан СССР, ночью немецкая авиация бомбила город. Вот так все закручено и взаимосвязано в истории.
    
[25] В [примаков] приводится любопытный диалог между английским принцем и Лоуренсом, видимо, почерпнутый из тогдашних газет.
     -         Нынче плохие времена для королей, Лоуренс, в Европе учреждено пять новых республик за последние годы.
     -         Мужайтесь, сэр, - мы учредили четыре новых королевских дома на Востоке.
    

[26] Интересна судьба еще одного участника восстания в Аравии - Ч.О.Уингейта. В 1936г. во время беспорядков, устроенных арабами в Эрец Исраэл, англичане направили его для тренировок Хаганы и руководства операциями против банд. Майор-христианин полагал, что именно евреям должен принадлежать Эрец Исраэл. Еврейские добровольцы и профессионал-англичанин остались чрезвычайно довольны друг другом. Среди учеников-добровольцев был сын одного из основателей кооперативных поселений и партии Ха-поэл ха-цаир, Шмуэля Даяна (Китайгородского), Моше Даян (1915-1981гг.), мальчиком вступивший в Хагану в 1929г.
     В конце 1938г. Уингейт был отозван из Палестины, а Даян в 1939г. был арестован - вместе с другими слушателями нелегальных курсов для командиров взводов, организованных Хаганой.
     Когда началась Вторая мировая война, британские власти выпустили М.Даяна из тюрьмы. Даян возглавил Пальмах – ударные отряды Хаганы, а англичане стали обучать его бойцов приемам тайной войны. Весной 1941г. Даян участвовал в разведывательных операциях в Ливане. В эти же дни суданский батальон Уингейта и туземные части заняли Эфиопию: итальянский корпус был частично вытеснен, а частично пленен.
    

С 1942г., когда началась война на Дальнем Востоке, генерал-майор Уингейт воевал в Бирме. В 1943г. Черчилль поручил ему командовать корпусом и взял его на совещание с американцами в Квебеке. В начале 1944г. войска Уингейта добились перелома в сражениях с японцами, но 24 мая его самолет врезался в склон горы.
    

[27] Немцы потеснили 5-ю британскую армию, но прорвать ее фронт не смогла. В этом наступлении немцы задействовали свои лучшие части и восстановить их уже не смогли. Важную роль сыграло и их поражение осенью на Востоке и Балканах. Но еще в середине 1918г. Антанта предполагала воевать еще два года.
    
[28] «Я не был солдатом, действующим под влиянием инстинкта, автоматом с интуицией и удачными идеями. Когда я принимал решение или выбирал альтернативу, я это делал лишь после того, как изучал все относящиеся, а также не относящиеся к делу факторы. В моем распоряжении были география, структура племен, общественные обычаи, язык, принятые стандарты – все. Противника я знал, почти так же, как и свои собственные силы, и неоднократно сражался вместе с ним, подвергая себя риску, чтобы «научиться».
     То же самое и в отношении тактики. Если я хорошо пользовался оружием, то это потому, что я умел с ним обращаться. В отношении винтовок дело обстояло просто. Я прошел курс обучения под руководством инструкторов по обращению с пулеметами Льюиса, Виккерса и Гочкиса. Я ознакомился со взрывчатыми веществами у моих учителей из инженерных войск.
     Для того, чтобы уметь использовать бронемашины, я научился ими управлять, и выводить их в бой. Я по необходимости сделался артиллеристом, а также мог лечить и разбираться в верблюдах.
     Я не мог найти на войне учителей для той стратегии, которая мне была нужна, но у меня были знания, приобретенные чтением военных книг в течение нескольких лет, и даже в том небольшом труде, который я написал об этом, вы сможете проследить намеки и цитаты, представляющие собой сознательную аналогию ».
    
[29] Лоуренс описывает случай, когда он, зная о предстоящем затмении Луны, предупредил свой арабский отряд и приурочил к этому моменту атаку на турок, якобы занятых в этот момент битьем в котлы с целью спасения попавшего в беду светила. В книге Твена его литературный герой поступает точно так же.
    
[30] За несколько лет до начала Второй мировой войны Б.Л.Гарт писал: «Создание арабского государства в Ираке, связанного симпатией с Англией, было главной целью Лоуренса, но не единственным его достижением. Он испытывал дополнительное удовлетворение в том, что тот же самый росчерк пера, который обеспечил арабам их возможности, предоставил также возможность использования для воздушных сил». О восстании арабов против Англии в Ираке весной 1941г. мы уже рассказывали.
    
[31] Любопытны и написанные в это время статьи воевавшего там В.М.Примакова, вышедшие затем книгой «Афганистан в огне». Афганистан был ареной борьбы между Россией и Англией с середины XIX в. Комкор Примаков еще после успел повоевать и в Китае, а затем  был уничтожен, но, в отличие от Джемаль-паши, не ЧК, а НКВД.
     Примаков описывает биографию Багаи Сакао иначе: выслужившийся из солдат в офицеры, ставший разбойником, сколотивший, как и полутысячелетием ранее, Тамерлан, настолько большую банду, что смог захватывать города. Популярность населения Багаи Сакао снискал раздачами большой части добычи. Лоуренс заметил удачливого разбойника и решил использовать его в видах английской короны. Примаков цитирует статью из «Санди Таймс» 30.10.1928. «Достоверно, что переговоры по заключению торгового договора между Великобританией и Афганистаном ведутся и, возможно, что вслед за этим будет заключен и военный договор. Говорят, что полковник Лоуренс, серьезно займется изучением мыслей и взглядов горных племен, купцов и крестьян Афганистана и порядком, каким уже он сам знает, будет проживать среди них. Весьма удивительно то обстоятельство, что полковник, служащий в штабе воздушных сил в Карачи, может вести такую жизнь, что даже близкие его друзья приходят в недоумение. Бывает, что полковник внезапно исчезает на месяц, а потом также внезапно, как и исчез, появляется. Получить от него объяснения его отсутствия никто не может, а сам он, по слухам, молчаливый и скрытный, никому ничего не говорит. Несколько времени тому назад полковника Лоуренса видели в Мирам-шахе, где находится один из центров, и вскоре после этого появились слухи, что он под видом мусульманского пира (священника) проживает в Амритсаре и наблюдает за деятельностью большевиков…».
     Заодно отметим еще одну книгу: «Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова, написанную в 1929-1930гг.: «Себя Остап называл полковником Лоуренсом. – Я – эмир-динамит! – кричал он покачиваясь на хребте. – Если через два дня мы не получим приличной пищи, я взбунтую какие-либо племена. Честное слово! Назначу себя уполномоченным пророка и объявлю священную войну, джихад. Например, Дании. Зачем датчане замучили своего принца Гамлета?».
     Так что известность Лоуренса в ту пору интернациональна.
    
[32] Там Багаи Сакао называет себя Хабибуллой; эмир Аминулла отрекается от власти. Впрочем, пуштуны, составляющие большинство в Афганистане, с превосходством таджиков смириться не готовы. Мухаммед Надир, бывший военный министр в правительстве Аминуллы, захватывает Кабул уже в октябре. Спустя некоторое время это уже король Афганистана, а его династия будет править почти пол-века. Потом последуют новые перевороты, и в 1979г. в Афганистан войдет ограниченный контингент советских войск.
    
 
    

   



    
___Реклама___