Garbr1
Давид Гарбар
Загадки еврейской истории




ЗАГАДКИ КОВЧЕГА ЗАВЕТА


"Когда поднимался ковчег в путь,
Моисей говорил: восстань, Господи,
и рассыплются враги Твои,
и побегут от лица Твоего
ненавидящие Тебя!"

("Числа", 10:35)



     Странные бывают скрещения. Меня уже давно интересовала эта загадка (вернее, эти загадки). А тут недавно купил книгу Грэма Хэнкока "Ковчег завета"(Изд. "Вече", М. 2000, "Mandarin", London,1997) и... зачитался. Потом появилось это эссе.
     Обращали ли Вы внимание на один странный факт: на определенном этапе в Ветхом завете (Танахе) исчезают упоминания о "Ковчеге завета". Исчезают. И больше не появляются... Почему? В связи с чем? Когда? Вопросы можно продолжить...
     Прежде всего, попытаемся ответить на вопрос: "Когда?".
     Последний раз упоминание о Ковчеге появляется в Библии во Второй книге Паралипоменон в главе 35, где написано: "И совершил Иосия (Иошиягу) в Иерусалиме пасху Господу, и закололи пасхального агнца в четырнадцатый день первого месяца. И поставил он священников на местах их, и ободрял их на служение в доме Господнем, И сказал левитам, наставникам всех Израильтян, посвященным Господу: поставьте ковчег святый в храме, который построил Соломон, сын Давидов, царь Израилев; нет вам нужды носить его на раменах; служите теперь Господу Богу нашему, и народу Его Израилю" (2ая Пар,35,1 - 3). Значит к этому моменту Ковчега уже не было в храме (его где-то (?!?) "носили на раменах", вместо того, чтобы держать в "Святая Святых". Когда же именно была произнесена эта речь? Вторая книга Паралипоменон дает точный ответ и на этот вопрос: "в восемнадцатый год царствования Иосии совершена сия пасха"( 2ая Пар. 35, 19), иными словами, в 622 году до н.э. Правда, Паралипоменон умалчивает, выполнили ли левиты это распоряжение. Может быть именно с этим (с исчезновением Ковчега Завета) и связано "обнаружение во время очищения храма от ассирийских культовых символов"... "Книги завета" - "Книги Второзакония" (Х.Тадмор и Р. Надель в кн. "Истории еврейского народа", т. 1. стр. 83) и новое "провозглашение союза между народом и Богом" (там же Д. Г.)?
     Но возвратимся к самому началу, к Исходу, когда впервые и появился Кивот (Ковчег Завета). Вот как описывает это Иосиф Флавий: "Таким образом была сооружена скиния (имена "архитекторов" были: "Веселеил, сын Ури, из колена Иудова, племянник вождя по его сестре Мариамме, и Елиав, сын Исамаха, из колена Дана"). Для Господа Бога был затем воздвигнут кивот ("кивот", синоним слова "ковчег", от греческого kibotos - "ящик", "сундук") из прочного не поддающегося гниению дерева, которое на нашем языке носит название "эрон" (это аравийская акация, единственная порода на Синайском полуострове, которая достигает такой толщины, из которой получаются доски). Устройство же самого кивота было следующее: длина его обнимала пять спифамов ("спифам" - мера длины в половину локтя), ширинаи вышина по три спифама. Весь он был как снаружи, так и изнутри окован золотом, так что совсем не видно было дерева. Сверху же кивот имел удивительной работы золотую крышку, прикрепленную к нему золотыми же винтами, которая совершенно ровно покрывала кивот, ни в одной части не выступая над ним и не нарушая такими выдающимися углами симметрии всего сооружения. У каждой из более длинных стен кивота выступали золотые кольца, проходившие сквозь дерево; в них у каждой (продольной) стенки кивота были пропущены позолоченные (деревянные) шесты, при помощи которых можно было, в случае необходимости, переносить кивот; дело в том, что последний доставляется с места на место не на повозках, но его носили священнослужители. На крышке кивота были сооружены две фигуры; евреи называют их херувимами, и они имеют вид крылатых существ, нисколько, однако, не похожих на те крылатые создания, которых видим мы летающими по воздуху. Моисей уверял, что он видел такие существа изображенными на троне Господа Бога. В этот кивот он положил те две скрижали, на которых были начертаны десять заповедей, по пяти на скрижали, причем на каждой стороне было записано по две с половиной, а сам кивот поместили в Святая Святых" (И. Флавий."Иудейские древности", Минск, "Беларусь", 1994г.,т.1, кн.3,глава 6, ч.5, стр.130 - 131).
     Сам Ковчег Завета тоже представлял собой загадку. Обращение с ним и даже его транспортировка на первых порах (да и впоследствии) были связаны с опасностью для жизни. Я не говорю о трагической смерти старших сыновей Авраама Надава и Авиуда: возможно они, действительно,погибли от неосторожного обращения с "курениями" в процессе возложения их на жертвенник. Ну, а 250 единомышленников Корея, "пожранных" огнем, "вышедшим от Господа" ("Числа", 16:35). А как интерпретировать такую фразу:"Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; И положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его;...Когда при отправлении в путь стана, Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести, но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть. Но сами они (сыны Каафовы) не должны подходить смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть."("Числа",4:5 - 6, 15, 20). Я не говорю уже о "боевом" воздействии Святыни при взятии Иерихона или о последствиях пребывания Ковчега "в плену" у филистимлян -они общеизвестны. Но есть примеры персонального "негативного" воздействия Ковчега. Например, история с Озом, сыном Аминадава, у которого Ковчег хранился после "возвращения" из филистийского "плена". Вот как рассказывает об этом "ВтораяКнига царств": "И собрал снова Давид всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч. И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. И поставили ковчег Божий на новую колесницу и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава Оза и Ахио, вели новую колесницу.И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел перед ковчегом. А Давид и все сыновья Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. Когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега божия..." (2 Кн. Царств, 6:1 - 7).
     Примеры из Библии и других источников можно множить.
     Но пора предоставить слово Грэму Хэнкоку:
     "Пытаясь проникнуть в суть ковчега, я снова и снова возвращался к озадачивающему вопросу об этих силах (заключенных в ковчеге. Д. Г.). Как их можно объяснить? Мне казалось. Что возможны три ответа:
     1. Ветхий Завет прав. Ковчег действительно был вместилищем божественной энергии, которая и была источником всех совершенных им "чудес".
     2. Ветхий Завет не прав. Ковчег был всего лишь декоративным ларцем, а сыны Израилевы были жертвами коллективной галлюцинации, длившейся несколько столетий.
     3. Ветхий завет был прав и не прав одновременно. Ковчег обладал-таки подлинным могуществом, но оно не было ни сверхъестественным, ни божественным. Напротив. оно было создано руками людей.
     Я рассмотрел все три варианта и пришел к выводу, что никак не могу согласиться с первым, ибо тогда мне пришлось бы согласиться и с тем, что Бог израильтян Яхве был психопатическим убийцей, либо эдаким злобным гением, живущим в ящике. Не мог я согласиться и со вторым вариантом, главным образом потому, что Ветхий Завет, представляющий собой компиляцию книг, охватывающих далеко отстоящие друг от друга периоды, примечательно последователен (выделено автором цитаты, Д. Г.) в отношении ковчега. Во всем Священном писании это единственный изготовленный людьми предмет, которому неизменно и недвусмысленно приписывается сверхъестественное могущество...
     Ковчег же был совершенно уникальным, непревзойденным в том почитании, которое оказывали ему книжники, и не имеющим равных по ужасным делам, приписываемым ему на протяжении долгого времени, когда он превалировал в библейской истории. Больше того, приписываемое ему могущество вовсе не было литературным приукрашиванием. Напротив, со времени его изготовления у подножья горы Синай и до его внезапного исчезновения через несколько столетий он продолжал выступать все с тем же эффектным, хоть и ограниченным репертуаром. Так, он постоянно поднимал себя, своих носильщиков, другие предметы вокруг себя; он излучал свет; его постоянно связывали со странным "облаком", материализовавшимся "между херувимами"; он поражал людей болезнями вроде "проказы" и "наростами"; он постоянно убивал тех, кто случайно дотрагивался до него или открывал его. Примечательно, однако, что он не проявлял ни одного из других чудодейственных свойств, которых можно было бы ожидать, если бы речь шла о массовой галлюцинации либо о привнесении в описание большой доли фантазии. К примеру, он ни разу не принес дождя, не превращал воду в вино, не воскрешал мертвых, не изгонял дьяволов и не всегда побеждал в битвах, в которые его брали (хотя обычно все же побеждал). Иными словами, на протяжении всей своей истории ковчег вел себя как машина, сконструированная для выполнения определенных, весьма конкретных задач и эффективно функционировавшая только в их рамках, но даже и тогда он - как и всякая машина - давал сбои из-за конструктивных недостатков и влиянияна нее ошибок человека и износа.
     Поэтому я сформулировал следующую гипотезу в соответствии с изложеннымвыше третьим вариантом: Ветхий Завет был и прав и не прав одновременно. Ковчег обладал подлинным могуществом, но оно не было ни сверхъестественным, ни божественным: напротив, оно должно было быть продуктом гениальности и умения человека".
     (Грэм Хэнкок, "Ковчег завета". Изд. "Вече". Москва. 2000г. стр. 271 - 272).
     Путем достаточно сложных умозаключений, экскурсов в область преданий и весьма дискуссионных выводов Г. Хэнкок предлагает версию, согласно которой Моисей в период своего пребывания в Египте и обучения в храмах Осириса и Изиды приобрелзнания (и умения) мудрецов доегипетской цивилизации ("цивилизаторов")..., использованные им при конструировании Ковчега. Однако рассмотрение этих гипотез (в которых он ссылается на авторитеты Коперника, Кеплера и Ньютона...) не входит в наши намерения. Нас интересует вопрос когда исчез Ковчег завета из Соломонова храма в Иерусалиме, почему исчез и какова его (Ковчега) дальнейшая судьба.
     Итак, в царствование Иосии реликвии в Храме уже не было и, несмотря на призыв царя, Ковчег туда возвращен не был. Когда он мог исчезнуть? Почему? В связи с чем?
     Ведь во времена царствования иудейского царя Езекии (715-687г.г.) Ковчег еще находился в Храме: "...И молился Езекия пред лицом Господним и говорил: Господи Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живого!..." ("Четвертая книга Царств", 19: 15 - 16).
     Не требуется особых усилий, чтобы прийти к выводу (к нему путем рассуждений и не очень сложных выкладок и приходит Г. Хэнкок)о том, что Ковчег исчез во времена иудейского царя Манассии, правившего в период 687 - 642 г.г, того самого Манассии, о котором в Библии сказано: "Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба. И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему. И соорудил жертвенник в доме Господнем, о котором сказал Господь: в Иерусалиме положу имя Мое. И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня. И провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его. И поставил истукан Астарты, который сделал в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Мое навек..." ("Четвертая книга Царств", 21: 1 - 7).
     Нет сомнения, что все эти действия вызывали гнев и сопротивление блюстителей истинной веры. А последнее: постановка в Святая Святых, рядом с Ковчегом завета"истукана Астарты", вероятно, превысила меру их (священников Храма) терпения: как мог Ковчег завета - место Бога соседствовать с этим идолом!
     Итак, когда исчез Ковчег завета из Храма Соломона в Иерусалиме известно. А как?
     И, главное, куда? До сих пор ходит множество легенд о том, что он закопан на Храмовой горе, что спрятан в массиве Нево (и это иногда приписывается пророку Иеремии и его коллегам), что увезен вавилонянами после взятия Иерусалима и уничтожения Первого Храма. Легенд много... Одна из легенд гласит о том. что Ковчег был похищен сыном Соломона и царицы Савской Менеликом 1. Но это было задолго до правления царя Манассии. Значит отпадает. Отпадает и версия похищения Ковчега вавилонянами, ибо практически все, изъятое ими из Храма перечисляется в библейских источниках: "В то время подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, и подвергли город осаде. И пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к городу, когда рабы его осаждали его. И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его, и слуги его, и князья его, и евнухи его, - и взял его царь Вавилонский в восьмой год своего царствования. И вывез он оттуда все сокровища Дома Господня и сокровища царского дома; и изломал, как изрек Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев сделал в храме Господнем" ("Четвертая книга Царств", 24: 10 - 13). Трудно представить, чтобы в случае наличия в Храме Ковчега, вавилоняне (и авторы "Четвертой книги Царств", конечно) не отметили изъятия такого трофея. Да и было это значительно позже(598 г.до н. э.). Не было этого трофея и при повторном взятии вавилонянами Иерусалима в 587 г. д.н.э : "В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим И сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сжег огнем... И столбы медные, которые были у Господня, и подставы, и море медное, которое в доме Господнем, изломали Халдеи, и отнесли медь их в Вавилон; И тазы, и лопатки, и ножи, и ложки, и все сосуды медные, которые употреблялись при служении, взяли; И кадильницы, и чаши, что было золотое и что серебряное, взял начальник телохранителей: Столбы числом два, море одно, и подставы, которые сделал Соломон в дом Господен, - меди во всех сих вещах не было весу. Восемнадцать локтей вышины в одном столбе; венец на нем медный, а вышина венца три локтя, и сетка и гранатовые яблоки вокруг венца - все из меди. То же и на другом столбе с сеткою" ("Четвертая книга Царств", 25: 8 - 9, 13 - 17). Не было Ковчега завета и среди того храмового имущества, которое по распоряжению царя Кира передали персы, отпуская евреев в Иерусалим: "В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: Так говорит Кир, царь Персидский: все все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме...И царь Кир вынес сосуды дома Господня, которые Навуходоносор взял из Иерусалима и положил в доме бога своего, - И вынес их Кир, царь Персидский, рукою Мифредата сокровище хранителя, а он счетом сдал их Шешбацару князю Иудину. И вот число их: блюд золотых тридцать, блюд серебряныхтысяча, ножей двадцать девять, Чаш золотых тридцать, чаш серебряных двойных четыреста десять, других сосудов тысяча: Всех сосудов, золотых и серебряных, пять тысяч четыреста. Все это взял с собою Шешбацар, при отправлении переселенцев из Вавилона в Иерусалим" ("Книга Ездры",1:1-3, 7-11). Итак, у вавилонян Ковчега уже не было. Не обнаружили его ни на территории Храмовой горы, хотя искали со времен взятия Иерусалима крестоносцами: искали первые рыцари - тамплиеры, другие искатели "святого Грааля". Не нашли его и на территории горного массива Нево.
     Странным образом след Ковчега завета неоднократно обнаруживался в Эфиопии, где до сих пор в каждом храме хранится копия скрижалей завета - таботат, которые выносят во время ежегодных торжеств в праздник Тимкат. По преданию его искали там, в Эфиопии и упомянутые выше тамплиеры, и позже - многие, многие другие.
     Искал его там и Грэм Хэнкок. Я не стану пересказывать историю его исследований. Они сами по себе интересны и увлекательны. Процитиую только выводы. Вот они:
     "Эфиопы знают: если хочешь спрятать дерево, помести его в лес, Чем иным являются те копии, которым они поклоняются в двадцати тысячах церквей, если не настоящим лесом знаков? В самом сердце этого леса (в церкви Святой Матери Богородицы в Аксуме. Д. Г.) покоится ковчег, золотой ковчег, построенный у подножья горы Синай, пронесенный через пустыню и реку Иордан, принесший победу израильтянам в их борьбе за землю обетованную, доставленный царем давидом в Иерусалим и помещенный - около 955 года до н. э. - Соломоном в святая святых первого храма.
     Приблизительно триста лет спустя он был забран оттуда верными священниками, старавшимися оградить его от осквернения зловещим Манассией и доставившими его в безопасное место на далеком египетском острове Элефонтин (одно из древнейших мест пребывания евреев в диаспоре. Г.Д.). там для него был построен новый храм, в котором он хранился следующие двести лет. Когда же храм был разрушен, возобновились его беспокойные скитания, и он был доставлен в Эфиопию, страну, осеняющую крыльями, в землю, вдоль и поперек пересеченную реками. С одного острова его переправили на другой - зеленый тана Киркос, где установили в простом шатре и где ему поклонялся простой народ. На протяжении последующих восьми столетий он был центром важного и своеобразного иудейского культа, поклонники которого были предками нынешних эфиопских евреев.Потом пришли христиане, исповедовавшие новую религию и сумевшие - после обращения царя - присвоить ковчег. Они переправили его в Аксум и поместили в большой церкви, которую построили и посвятили Святой Марии Богородице. Прошло еще много лет, и с течением томительных веков изгладилась память о том, как ковчег попал в Эфиопию. Возникли легенды, объяснявшие тот ставший таинственным и непонятным факт, что небольшой городок в далеком нагорье Тиграи был выбран - якобы самим Богом - как последнее пристанище самой ценной и прославленной реликвии времен Ветхого завета. Легенды эти были со временем закодированы и изложены в письменном виде в "Кебра Нагаст" - документе, содержащем такое множество ошибок, анахронизмов и несоответствий, что поздние поколения ученых не смогли добраться до единственной древней и скрытой истины, запрятанной под слоями мифов и магии. Эту истину прознали все же рыцари ордена тамплиеров, понявшие ее потрясающую мощь и прибывшие в поисках ее в Эфиопию. Больше того, она была высказана Вольфрамом фон Эшенбахом в его истории "Парсифаль", в которой Святой Грааль - "осуществление сердечного желания" - служил оккультной криптограммой Святого ковчега завета" (Грэм Хэнкок, "Ковчег завета", стр.480 - 481).
     Конечно, это тоже версия. Хотя, с моей точки зрения, красивая. И весьма убедительная.
     Но как бы то там ни было, эта версия позволяет надеяться на то. что главная святыня нашего народа - Ковчег Завета еще существует.
     А если это так, то есть надежда, что Он возвратится в свой Дом.
     Мне хочется верить в это.
    
    

"А когда останавливался ковчег,
     он говорил: возвратись, Господи,
     к тысячам и тьмам Израилевым!"

     ("Числа", 10:36)


    
     P. S. Уже после написания этого эссе, в процессе работы над "Монологом пророка Софонии (Цефании)" мне бросилась в глаза одна фраза из третьей, заключительной главы его "Книги пророка Софонии". Вот она: "Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои (это говорит Предвечный) - дети рассеянных Моих - принесут Мне дары" ("Книга пророка Софонии, 3 :10). А ведь Софония жил и проповедовал как раз во времена Иосии. И эта фраза (с весьма необычным адресатом - "дети рассеянных Моих" в "заречных странах Эфиопии") вряд ли без достаточного основания могла быть брошена таким осведомленным человеком, как пророк Софония, "сын Хусия, сын Годолии, сын Амории, сын Езекии" ("предположительно царя Иудейского"), крайнего яхвиста, каким выказывают себя и его потомки: царь Иосия и пророк Софония. Да и "дары" должны были быть достаточно необычными, если о них имело смысл говорить и писать в Библии.
     Странно, но этой ссылки (на "свидетельства" пророка Софонии) я ни у кого до сих пор не встречал. Может быть, это новое в "кочеговедении"? Во всяком случае, хотелось бы, чтобы это предположение имело основания и Ковчег, действительно, не оказался окончательно пропавшим. Пусть даже сейчас он находится в Эфиопии... Наш народ так долго его ждал...Даст Бог, дождется... Дождемся!
    
    

   


    
         
___Реклама___