Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Ср авг 21, 2019 4:59 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Степан, а ты, случайно, не Хаим?
СообщениеДобавлено: Вт май 11, 2010 9:48 pm 
участник форума

Зарегистрирован: Вт мар 23, 2010 9:19 pm
Сообщения: 4
Жизнь? Сказка?

Единый Иерусалим и единство нашего народа оказались вещами взаимосвязанными.
В жизни такого не бывает. Такое бывает только в сказке. Тем не менее, все тысячи лет изгнания наша, - кажущаяся мистической - связь с Иерусалимом обеспечивала единство нашего народа.
И вот Иерусалим свою работу сделал. Пришел черед и нам сделать свою часть.
Начало работы мы проделали в Шестидневную войну. В честь этого и празднуем 28-го ияра День объединения Иерусалима, которое произошло 7 июня 1967 года.
В этот, третий день войны, в 9 часов утра бойцы 55-й парашютно-десантной бригады, которой командовал Мордехай (Мота) Гур, ворвались в Старый город и, в ходе тяжелых боев освободив его и Храмовую гору, завершили освобождение Иерусалима.
То, что речь шла не просто о взятии города, а о возвращении Иерусалима в его естественное состояние единства, - это понимали все. И Моше Даян, отдавший ключи от Храмовой горы Вакфу, сказал тем не менее: «Иерусалим объединен и никогда не будет разделен».
Все это было в жизни, но завершилось, как в сказке: в результате Шестидневной войны объединенный Иерусалим стал столицей еврейского государства.
Итак, начало работы мы сделали. Что дальше?
А дальше вступает в дело кульминация все того же "сказочного" сюжета: единство нашего Иерусалима может обеспечить только единство нашего народа.

Свобода!

Когда-то у всех основой единства было природное ощущение принадлежности к чему-то общему – племени, народу.
С развитием свободы личности естественность этого феномена – принадлежности - все больше слабела, и единство постепенно переходило из природного состояния в осознанную необходимость.
Цивилизация в своем развитии дает нам все больше возможностей самостоятельности и свободы. Мы в своем развитии все более умело пользуемся возможностями быть свободными от всех и вся.
Поэтому, чем дальше, тем нам, свободным людям, все более неприятны попытки к чему-то нас привязать, с чем-то нас связать, всякие упоминания о том, что мы чему-то принадлежим и обязаны. Мы естественным образом воспринимаем это как покушение на свободу выбора.
Опыт жизни научил нас снимать идеологический флер со всяческих призывов и принуждений к некоему единству. Научил переводить все в практическое русло: нужен ли я кому-то, – это мы рассмотрим потом, главное то, что, если я живу среди врагов, - мне нужны государство, народ и определенная степень его единства.
И, в результате успешной борьбы за освобождение от оков и условностей, реальной осталась для нас одна только природная основа единства - совместная работа на общую цель. Была бы только цель.

"…а потом меня окунули …"

Мы, конечно, не знаем внутренних причин происходящего, внутренней сути вещей, но - как-то приспособились. Мы даем вещам названия и, называя их, чувствуем, что знаем, о чем говорим.
Понятно, что, чем удивительнее и разностороннее явление, тем больше у него названий, то есть, тем больше требуется нам слов-ярлычков, чтобы определить его и почувствовать его своим.
В этом плане ничто, конечно, не может сравниться с таким явлением, как человек. И "человек вообще" - он для нас и высший примат, и венец творения, и "это звучит гордо", и царь природы, и "зверее всех зверей"… И конкретный многострадальный Рабинович - он тебе и "папа" для детей, он тебе и …, - ну, по разному, конечно, - для жены, и "а-руси а-зэ" - для соседей, и Абрам Захарович - для подчиненных в прошлой жизни, и Аврам - для хозяина в настоящей.
Поэтому, наверное, человека на каком-то этапе перегрузки названиями и именами начинает беспокоить вопрос о том, кто же он такой на самом деле, - так, без ярлыков, без слов, без прозвищ.
Наш Иерусалим, наверное, тоже иногда "достает" количество имен и ярлыков, на него налепленных. Ведь как его только не называли - и вечный, и золотой, и сердце мира, и врата небес, и "экстерриториальное образование", и даже – "пороховая бочка планеты". Знатоки насчитывают около полутора сотен названий, данных Иерусалиму на разных языках.
Нам ведь его, как и любую вещь, обязательно нужно как-то назвать. Нам кажется, что как мы его назвали, – такой он и есть, хотя и знаем, что название сути не меняет.
Как в истории о крещеном еврее, который в великий пост ел мясо, окунув его перед этим в воду и сказав: "Ты – рыба". А на резонный упрек городового: " Что ж это ты, жидовская морда…" ответил: "Ну и что? Я тоже, например, был всю жизнь Хаим, а потом меня обмакнули в воду и сказали: "Ты – Степан", и вот, я - Степан".
Так и мы, окунув наш Иерусалим в свои дрязги, опустив его на уровень бытовых, сиюминутных политических понятий, никогда не сможем понять, кем же он был – и остался - на самом деле.

А ведь могут и продать

И вот – предварительный вывод, "пусть не трагичный, но досадный", точнее, целых три:
- мы свободны и стремимся к свободе от всех и вся, и этим разрушаем эти самые "все и вся";
- Иерусалим для нас многолик, потому что мы не знаем внутренней сути и причины вещей и происходящего;
- у нас нет общей цели и нет совместной работы на нее. "Просто жизнь", выживание, не может быть целью. Потому что цель, как планка, должна быть всегда выше – создать, добиться, - тогда выживание послушно тянет упряжку вместе с другими практическими задачами.
А пока мы не чувствуем общей цели и поэтому не можем объединиться для совместной работы на нее. Задачи же наши на всех уровнях – общеполитическом, военном, экономическом, социальном, - как и положено, практичны.
Потому и проблема Иерусалима и его единства становится для нас все больше вопросом идеологии, - к которой мы относимся, как и положено свободному человеку относиться к идеологии, - и решение ее расценивается нами как часть наших практических планов.
И если так, тогда понятно, что побудило Бааль Сулама сказать в статье "Мир" о нашем поколении: "… как бы они не продали независимость Израиля ради своих нужд, не говоря уж об отдаче Иерусалима".

Сказку сделать былью

Если же мы захотим привести к доброй развязке кульминацию сюжета той "сказки", героями которой мы, сами того не зная, являемся, тогда нам нужно быть уверенными в том, что Иерусалим готов продолжить делать для нас свою работу. И здесь, как обычно, возникает несколько вопросов.
Какую работу? Ту, о которой, комментируя слова царя Давида "Отстроенный Иерусалим подобен городу, соединенному воедино", сказали каббалисты: "Это город, который соединяет Исраэль друг с другом".
Но для чего соединяет, для какой цели? В книге Зоар сказал рабби Шимон: "Весь Исраэль – поручители друг за друга", и его сын, рабби Эльазар, продолжил: "Весь мир – поручители друг за друга". То есть, по мысли авторов Зоар, Исраэль – это модель для всего мира.
Модель чего? Бааль Сулам сказал об этом открыто: еврейский народ – это группа людей, цель которой - дать миру образец единства, основанного на формуле "возлюби ближнего, как самого себя".
Когда нам станет ясна эта цель, тогда Иерусалим, - явно, не сказочно, - станет для нас тем, что он есть на самом деле.
А пока еще мы не знаем истинной сути вещей, пока еще Хаима называем Степаном, а Иерусалим – городом трех религий. Видим камни и улицы, и то, каким образом связаны между собой единство Иерусалима и единство нашего народа, для нас - тайна.

Михаил Гонопольский
http://www.kabbalah.info/rus/
http://www.kab.tv/rus/?item=1595


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB