Page 1 of 1

Раввин: Что я увидел в Испании на межрелигиозной конференции

Posted: Wed Aug 06, 2008 10:08 am
by Архивариус
ДНЕВНИК КОНФЕРЕНЦИИ
Раввин: Что я увидел в Испании на межрелигиозной конференции, организованной саудовским королем
Дэвид Розен


МАДРИД (JTA) – Когда король Саудовской Аравии Абдулла три месяца назад объявил о своем намерении обратиться к лидерам ведущих религий мира с предложением провести межрелигиозный диалог и вместе ответить на главные глобальные вызовы, эта инициатива была встречена весьма скептически. Как и следовало ожидать.
Саудовская Аравия – сердце ислама и, как считают, самая консервативная из мусульманских стран. Здесь свобода вероисповедания не предоставляется другим верующим, где доминирует ваххабизм – или, если быть более точным, салафизм, значительно более закрытая, по сравнению с другими, форма ислама.
Однако существовал ряд очевидных причин, по которым король захотел проявить подобную инициативу. Помимо необходимости улучшить имидж ислама на Западе и его собственной страны в частности, на карту были поставлены стратегические факторы региона, включая растущую мощь и влияние Ирана, которые касаются представления Саудовской Аравии о себе как о стране, которая должна занять лидирующие позиции в мусульманском мире.
В типичной для него осторожной манере король Абдулла сначала созвал панисламскую конференцию, чтобы обсудить более представительное мероприятие. И хотя критические суждения прозвучали, он получил широкую поддержку значительной части мусульманского мира. Однако некоторые не принявшие участие в конференции твердо выступили против самой идеи межрелигиозного диалога, и особенно против приглашения представителей других религий в Саудовскую Аравию.
Возможно, по этой причине или, во всяком случае, желая провести все как можно спокойнее, было принято решение устроить мультирелигиозное собрание в Испании, отметив, что это первая подобная конференция и намекнув, что будущие собрания будут проходить в самой Саудовской Аравии.
Существовало и немало аргументов против поддержки Саудовской инициативы. Зачем участвовать в развитии общественных связей режима, который вряд ли можно назвать религиозно толерантным? Зачем сотрудничать с религиозными субъектами, пропагандирующими такую разновидность ислама, которая ни в какой мере не служит интересам мусульманской интеграции в западную демократию и плюрализму?
Более того, ряд имен, появившихся в первом списке приглашенных, был проблематичен, в числе их - генеральный секретарь Всемирной мусульманской лиги, который был замешан в поддержке организаций, служащих бесчестным элементам, работающим за границей.
Контраргументом было то, что еврейский отказ принять это приглашение на самом деле не послужит интересам еврейства, Израиля и свободного мира, а скорее наоборот. Эта была возможность начать пробиваться через барьеры враждебности и фанатизма, и, возможно, этот шаг, продиктованный какими-то своими внутренними интересами, возвестит об открытости мусульманского мира к большему пониманию других и даже к сотрудничеству с другими.
Помимо того, что эту инициативу доброжелательно принял Американский еврейский комитет, ту же позицию заняло политическое и дипломатическое лидерство Израиля.
Однако стало предельно ясно, что для саудовских организаторов это была совершенно неизвестная сфера. Подготовка, список приглашенных, приглашения и даже сама программа выдали их полное незнание межрелигиозного пространства в целом и конкретных религиозных общин в частности.
Было ясно, что организаторы решили намеренно воздержаться от приглашения официальных израильских и палестинских представителей. Хотя я живу в Израиле, приглашение, которое я получил одним из первых еврейских приглашенных, было намеренно послано в нью-йоркский офис Американского еврейского комитета (АЕК).
Самым обескураживающим был факт, что, когда пять раз переделанная программа появилась на веб-сайте конференции, имя Исроэла Довида Вайса из Натурей Карта – ультраортодоксальной группы антисионистов, открыто выступающей против существования еврейского государства – было в списке выступающих на церемонии открытия.
Если бы Вайс остался в этой представительской роли, мы бы ушли с конференции в знак протеста – такую же линию поведения настойчиво рекомендовало и министерство иностранных дел Израиля. Однако вместе с другими еврейскими деятелями, которые приняли приглашение Саудовской Аравии, мы начали эффективную кампанию, к которой подключились разные религиозные и политические фигуры в США и других странах мира. В результате Вайс был исключен из числа выступающих и не участвовал в конференции.
Король Хуан Карлос председательствовал на открытии конференции, которое состоялось 16 июля в испанском дворце Royal El Prado. Внушительный отряд арабских принцев, включая значительную часть саудовского правительства и мусульманских священников, участвовал в конференции наряду с представителями главных мировых религий, среди которых был, к примеру, кардинал Жан-Луи Тауран, прелат Ватикана, ответственный за отношения с другими религиями.
Король Абдулла обратился к присутствующим и в своей приветственной речи высказал убежденность, что истинная религия выражается в духе сдержанности и толерантности и требует, чтобы гармония пришла на смену конфликту. Он призвал к сотрудничеству и объединению усилий религий в деле противостояния глобальным вызовам нашего времени.
В конце церемонии открытия король Абдулла приветствовал каждого гостя лично. Когда подошла моя очередь, я представился, сказав на своем бедном арабском: «Я раввин Розен из Иерусалима, Израиль», на что он ответил: «Ахалан ве’асалан» -- «Добро пожаловать», но я мог заметить, что у его окружения едва не случился сердечный приступ.
Хотя выступление короля нельзя назвать по сути революционным, тот факт, что он дал зеленый свет встречам, диалогу и сотрудничеству с общинами, исповедующими другие религии, открыло двери перед многими, кто интересовался, но, возможно, опасался или даже противился таким контактам.
Членов еврейской делегации непрерывно интервьюировала арабская пресса. Несколько арабских лидеров подошли к нам со словами, что они никогда не видели евреев, не говоря уже о раввинах, и хотели бы задать нам вопросы.
Многие их вопросы продемонстрировали поразительную предвзятость, извращенное представление и полное непонимание, однако то, что они смогли их нам задать – почти искренне, дало нам возможность отреагировать на эти заблуждения и попробовать преодолеть их.
Как это обычно бывает на многих конференциях, разговоры за пределами официальных заседаний и, особенно, за обеденным столом дают значительно больше возможностей для серьезного обмена мнениями.
Во время одной из трапез я оказался за столом рядом с видным саудовским деятелем, который сказал нам, что это собрание стало результатом длительного процесса, начатого королем Абдуллой с момента его вступления на трон. Это желание короля, сказал он, было направлено не только на то, чтобы Саудовская Аравия заняла более деятельную роль в мире в целом и в мире религий в частности, но также и содействовало открытию самой Саудовской Аравии миру.
Все действо было продумано до мельчайших деталей и тщательно поставлено, и, тем не менее, острого момента избежать не удалось. Он случился на фоне практически неизбежной мантры, произнесенной одним из ораторов на предпоследнем заседании. Суть ее состояла в том, что, хотя диалог с евреями допустим и, возможно, даже желателен, диалог с Израилем и теми, кто его поддерживает, -- нет.
Когда мне дали слово для ответа, я сказал, что истинный диалог не тот, который дает характеристику другой стороне, но искренне старается понять других, посмотреть на них непредвзято. Иудаизм всегда был связан с Землей Израиля сложными узами, и, хотя это не может быть использовано для оправдания любых действий или любой политики, вступающей в противоречие с моралью и этикой, составляющими основу религии, отрицание или попытка разрыва этой связи – есть отказ признать и уж тем более уважать еврейское самоопределение.
Кто-то обвинил меня в политизации дискуссии, но прозвучали и конструктивные мусульманские ответы.
Самое существенное – это атмосфера взаимоуважения, в которой проходила дискуссия.
В некотором смысле отсутствие малейшего упоминания палестино-израильского конфликта создавало ощущение, что слона-то мы и не приметили. Возможность поднять этот вопрос в ходе взаимовежливой дискуссии позволил как-то разрядить атмосферу.
И хотя заключительное заявление стало, как и ожидалось, благочестивой декларацией, она, тем не менее, отражает намерение Саудовской Аравии продолжить процесс, стартовавший на конференции. И этого нельзя недооценивать.
Высший авторитет в самом сердце ислама возглавил путь к межрелигиозному диалогу, какими бы мотивами он ни был движим, и заявил о своем намерении противостоять современным вызовам и разрешать конфликт. Это дает Израилю, еврейскому народу и Западу серьезный шанс, за который следует ухватиться.

(Раввин Дэвид Розен -- международный директор по межрелигиозным делам в Американском еврейском комитете)

Re: Раввин: Что я увидел в Испании на межрелигиозной конференции

Posted: Thu Aug 07, 2008 9:27 pm
by Матроскин
Внимательно прочитал это сообщение, но осталось совершенно не ясным:
- в чем заключается смысл межрелигиозного диалога?
- где заканчивается межрелигиозный диалог и начинается вполне светская политика?
- какие конфессии вовлечены в это мероприятие?
- какова конечная цель этого мероприятия?

В общем, как поется в мультике о Винни Пухе:
Куда идем мы с Пятачком -
Большой-большой секрет.
И не расскажем мы о том,
О нет! О нет! О нет!