Владимир Вайсберг В преддверии Великих и Грозных Дней

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Владимир Вайсберг В преддверии Великих и Грозных Дней

Post by Weissberg »

Владимир Вайсберг

В преддверии Великих и Грозных Дней
Завершается еврейский год. Идёт последний его месяц – месяц Элул, месяц милости Господней, ибо именно в первый день этого месяца Всевышний приказал Моше снова подняться на гору Синай, чтобы получить вторые Скрижали Завета. Моще находился там 40 дней, до 10 дня месяца Тишрей – до дня Йом Киппур. Это - сорок дней до вынесения окончательного приговора Его Cуда. Важно помнить, что есть только три способа облегчить этот приговор: Тшува, Тфилла и Цдака - возвращение к Вере отцов, молитва и благотворительность, помощь нуждающимся.
Раввин Израель Меир Лау в своей книге «Практика иудаизма» пишет: «Элул – это время, когда Небесные Врата открыты для проявления милосердия и всепрощения».
Месяц Элул входит во время Божественного благоволения, и весь месяц длится подготовка к Рош га-шана.
Это время отмечают особыми молитвами и чтением 27-го Псалма. Весь месяц Элул после утренней молитвы, в синагоге трубят в шофар.

За неделю до наступления Рош га-шана напряжение раскаяния усиливается чтением специальных молитв - слихот. . С начала месяца Элул принято поздравлять близких и друзей традиционной фразой: «Лешана това тикатеву ветихатему - на будущий год пусть будет доброе определение о вас записано и скреплено печатью».
Божественный суд происходит в Рош га-шана, но человеку следует думать о своих поступках в течение всего года, и не откладывать Тшуву на Рош га-шана.
В месяц Элул мы должны напряжённо трудиться, обретая Страх перед Небесами, который станет нашим уделом в Грозные Дни. Трепет пред Всевышним надо заработать, и надо искать и добиваться его, размышляя над своим прошлым и раскаиваясь в неблаговидных делах, поступках, мыслях. Чтобы приготовиться к дню Суда, мы стараемся заранее подвести итог всем нашим поступкам в течение истекшего года, выяснить, что было сделано и что было упущено, как того требует заповедь: "Приготовься встретить Б-га твоего, Израиль!"
Раввин М. М. Певзнер пишет, что в течение месяца Элул мы стараемся обеспечить себе как можно больше добрых "адвокатов", которые защитят нас в день Суда, заставив замолчать всевозможных "прокуроров", враждебных нам и напоминающих о наших проступках.
Кто же эти "адвокаты"? Мишна говорит в трактате Авот: "Каждый, кто совершает одно доброе дело, - приобретает себе одного защитника, а каждый, кто совершает один проступок, - приобретает себе одного обвинителя". Отсюда ясно следует, что шансы быть оправданными на суде зависят от того, что перевесит - сумма совершенных нами добрых дел или сумма наших проступков, сумма всего совершенного нами в истекший год или сумма того, что было упущено.
В рамках законов природы невозможно, чтобы за одну ночь было исправлено все, что сделано плохого за целый год. Совершение настоящей Тшувы - дело непростое и включает в себя множество этапов: исправление характера, поведения, совершенствование поступков. Поэтому мы стремимся пробудить в себе стремление к возвращению уже в канун Элула. за тридцать дней до Судного дня. Месяц Элул предназначается для всего этого не только потому, что он непосредственно предшествует "Грозным дням". Он отличается особыми качествами, крайне важными с точки зрения всего, что связано с возможностью получить прощение за свои дурные поступки, очиститься от грехов.
Начиная с начала Элула до конца праздника Суккот принято к молитвам "Шахарит" и "Минха" (а в некоторых общинах - и к "Маариву") прибавлять 27й псалом из книги Тегилим, содержание которого прекрасно соответствует настроению всего месяца Тишрей и в особенности "Грозным дням". "Господь - свет мой" - эти слова относятся к Рош га-щана, когда мы надеемся на то, что Всевышний обратит к нам Свое светлое лицо, «и спасение мое» - это намек на Йом-Кипур, день, на который мы возлагаем все наши надежды на помощь Бога. Продолжение говорит само за себя: «Кого мне бояться? Господь - оплот жизни моей. Кого мне страшиться?.. Ибо укроет Он меня в шалаше Своем [то есть в «сукке»] в день беды, даст мне убежище под кровом шатра Своего, на неприступную скалу вознесет Он меня...» Понятно, что это намек на праздник Суккот.
Еще один обычай, принятый в это время, - трубить в шофар после молитвы "Шахарит" каждый день, начиная с первого дня Элула и до дня, предшествующего кануну Рош ха-Шана. В этот день, 29-й день месяца Элул, в шофар не трубят - чтобы создать границу между трублением месяца Элул и трублением в Рош га-щана, между обычаем и исполнением заповеди Торы. Звуки шофара призваны разбудить равнодушные циничные сердца, заставить народ вздрогнуть в преддверии «Грозных дней». Так сказал пророк Амос: Шофар ли затрубит в городе - и не ужаснется народ?!»
Первый месяц еврейского года – Тишрей отличается тем, что в нем больше праздников, чем в любом другом месяце. Прежде всего, Рош га – шана - глава года. В Рош га-шана звучит особая музыка: трубный глас шофара - бараньего рога. Шофар мы услышим еще раз при завершении поста Йом-Кипур.
Все евреи ожидают Новый год в надежде на изменения. Глубоко религиозные евреи, имеют возможность пережить то, что ощущали наши предки, стоявшие у горы Синай, ибо:"Счастливы те, кто верит". В преддверии Рош га – шана лучше всего задуматься о своём прошлом и возвратиться к Вере отцов - совершить Тшуву.
Необходимо взрастить и раскрыть эту Веру, дать ей возможность выразить себя, достичь воплощения.

Год уходит за годом, и человек зачастую воспринимает свою жизнь как бесконечно повторяющийся сон - замкнутый круг, из которого невозможно вырваться.
Итак, первый день месяца Тишрей., день, когда Господь создал по образу и подобию Своему человека, день рождения человечества.. Именно этот день согласно трактату «Рош га – шана» Мишны Всевышний сделал Днём Суда над всем человечеством. Рош га-шана достигает своего пика в тот момент, когда раздаются звуки шофара..
Длинный трубный звук, короткий надрывный стон, захлебывающиеся рыдания… Шофар предупреждает человека и напоминает ему о возможности победить в себе злое начало и очиститься в День Нового года, в день, когда открыты врата надежды.
Рамбам: "В звуках шофара содержится скрытый намек: спящему - пробудиться, дремавшему - встрепенуться, забывшему правду в суете - всмотреться в свою душу, выправить свои пути".

Раввин Айдин Штейнзальц пишет, что «наши праведники, комментируя слова Торы: "Сейчас знаю я, что велик Всевышний…", - многократно подчёркивают, что человек может приблизиться к пониманию величия Всевышнего только самостоятельно. Чужое знание, хотя бы и более глубокое, цельное и всеохватывающее, все равно останется чужим; экзистенциальное переживание невозможно передать никому другому, подобно тому, как человек не может точно описать вкус съеденного им плода»
Для сестёр и братьев, не имеющих книги «Тегилим, приводим текст, читаемого в эти дни псалма 27.

Псалом 27
/1/ [Песнь] Давида. Бог - мой свет и спасение мое, кого мне бояться? Бог - крепость жизни моей, кого мне страшиться? 121 Когда будут подходить ко мне злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то сами они преткнутся и падут. /3/ Если ополчится против меня полк, сердце мое не убоится; если случится против меня война, на это я надеюсь1. /4/ Одного просил я у Бога, того только ищу, чтобы пребывать мне в Доме Бога все дни жизни моей, созерцать прелесть Бога и посещать Храм Его. /5/ Ибо Он укроет меня в шалаше Своем в день бедствия, скроет меня в потаенном месте шатра Своего, вознесет меня на скалу. /6/ Теперь же вознесется голова моя над врагами, окружающими меня; в шатре Его принесу я жертвы славословия, буду петь и играть пред Богом. III Услышь, о Бог, голос мой, [когда] я взываю, помилуй меня и ответь мне! /8/ К Тебе [обращено] сердце мое, сказавшему: «Ищите лик Мой'.». Буду я искать лик Твой, Бог. 191 Не скрывай от меня лика Твоего, в гневе не отринь раба Твоего. Ты был помощником мне; не отвергни меня и не оставь меня, Всесильный, спаситель мой! /10/ Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Бог принял меня. /11/ Наставь меня, Бог, на путь Твой и веди меня дорогою правды ради следящих за мною2. /12/ Не отдавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые, исторгающие кривду, - /13/ если бы не верил я, что увижу добро Бога на земле живых. /14/ Надейся на Бога, мужайся, и да укрепится сердце твое, и надейся на Бога!
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Владимир Вайсберг В преддверии Великих и Грозных Дней

Post by Weissberg »

Рош га-шана — первый день нового года
Первый день месяца Тишрей — это начало еврейского нового года. Тора учредила его как праздник, день духовного подъема и трубления в шофар. Из-за особенностей еврейского календаря этот праздник везде отмечается в первые два дня месяца Тишрей.
Рош га-шана — "день рождения мира" — это также и день суда всего мира. Каждый несет ответ перед Создателем за то, как он исполнил свое предназначение в жизни. В этот день все дела человека рассматриваются и взвешиваются Б-гом и тут же выносится решение. Три темы в этот день являются главными:
господство: мы признаем господство Бога над миром;
поминовение: мы сознаем, что Бог знает и помнит все, что мы когда-либо сделали;
звуки шофара: со звуками шофара эти истины проникают в самую глубину наших сердец.
Суд в Рош га-шана носит предварительный характер: последующее раскаяние и возвращение к путям Творца (Тшува) могут полностью изменить приговор. Потому за Рош га-шана и следует Йом га-кипурим — день прощения и искупления. Десять дней от Рош га-шана до Йом га-кипурим называются "десятью днями Тшувы". Они служат подготовкой к полной Тшуве, которая должна наступить в Йом га-кипурим.
В Рош га-шана запрещены те же виды работ, что и в любой другой праздник; разрешено, как и во все другие праздники, готовить еду для праздничной трапезы.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Владимир Вайсберг В преддверии Великих и Грозных Дней

Post by Weissberg »

Хаим Донин

СМЫСЛ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ВЕРЕ
Ни для одного из сынов нашего народа не закрыт путь возвращения к истинной вере. Даже если еврей родился и воспитывался в ассимилированной, атеистической семье, ничто не мешает ему вернуться к вере его предков. Путь этот может быть долгим и мучительным, но важен первый шаг. Сделать его никогда не поздно.
Возвращение к религии называется на иврите тшува — "возвращение". Но у этого слова есть и еще одно значение — "ответ". Термин этот очень точен, так как учение иудаизма предполагает, что каждый еврей от рождения причастен к еврейской вере. Но у одного эта принадлежность проявляется благодаря воспитанию с детства, а у другого остается скрытой до поры глубоко в сердце, пока не появляется потребность осмыслить свою жизнь, ответить на "вечные вопросы" и вернуться к вере своего народа.
Смысл тшувы заключается не только в признании существования Всевышнего. Иудаизм придает мало значения декларациям веры. Стать слугою Всевышнего - вот что такое тшува. А служить своему господину — это значит беспрекословно ему подчиняться, следовать его указаниям
выполнять его требования. Так служит Всевышнему народ Израиля. При этом признание безраздельной власти Творца несет с собой подлинное освобождение от рабского служения людям: "Вы будете Моими слугами, - говорит Всевышний, - а не слугами Моих слуг".
Другой важный вопрос - как служить Всевышнему. Раб подчиняется господину из страха перед наказанием. И нет ничего зазорного в страхе пред Всевышним — Господином всех господ, Царем всех царей. Это скорее не страх, а священный трепет, не сравнимый с трусливым чувством раба. И все же есть иная, высшая форма служения Б-гу - служение из любви к Нему. Дважды в день мы читаем в молитве "Шма": "Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим". Взаимоотношения народа Израиля со Всевышним сравниваются с нерушимым супружеским союзом: "И Я обручусь с тобой навеки, обручусь с тобой в правде и справедливости, в любви и милосердии. И Я обручусь с тобой в вере, и познаешь ты Всевышнего" (Гошеа, 2:21,22). Но истинная любовь далека от эгоизма, она стремится давать, а не брать. Чувство исчезает, когда одна из сторон заботится только об удовлетворении собственных желаний и ничего не готова дать взамен. Так и расположение Всевышнего к избранному Им народу может измениться, если с Его волей перестают считаться.
В прагматическом смысле, может быть, неважно, на чем строится вера: на глубокой любви ко Всевышнему или на страхе пред Ним. С философской же или духовной точки зрения отношения, основанные на любви, стоят выше прочих, хотя результаты могут быть одинаковыми. Только по соображениям глубоко индивидуальным некоторые люди склонны больше подчеркивать одну из двух вполне законных форм служения Всевышнему. В любом случае оно не должно ограничиваться декларациями и вознесением молитв. Необходимо постоянно духовно самосовершенствоваться, воспитывать в себе умение слышать голос Всевышнего вместо голоса собственных желаний. Как этого достичь?
Во-первых, нужно глубоко изучить духовное наследие Израиля. Во-вторых, надо стараться вести себя и жить так, как подобает еврею.
Знание требует понимания, а истинное понимание достигается на личном опыте, а не с помощью учебных пособий. Вникать изнутри значит больше, чем наблюдать извне. Чисто интеллектуальное признание важности сохранить еврейский образ жизни не может сравниться с интуитивным осознанием его ценности - осознанием, обусловленным практическим опытом. Интеллекту должно быть отведено место в этом процессе, особенно в наше время, и все же непосредственное, прочувствованное восприятие дает практика, а не теория. Если интуитивного, эмоционального понимания ценностей иудаизма недостаточно, чтобы выдержать огонь критики на ярмарке идей, и требуются солидные интеллектуальные аргументы, то эти последние сами по себе недостаточны, чтобы служить твердой опорой вере.
Вера - основа любого мировоззрения. Однако, от абстрактной идеи до глубокой внутренней убежденности — долгий путь. Принять идеологию недостаточно, необходимо еще оказаться в сфере ее действия, поставить себя в такое положение, когда ее влияние ощущается наилучшим образом. Иначе говоря, необходимо действовать.
Будем говорить прямо. Существование еврейского народа — факт сам по себе недостаточный, чтобы обосновать свое желание оставаться евреем. Если быть евреем ничего не значит, тогда существование евреев как особого народа или иудаизма как особой веры тоже не имеет смысла. Но
если сохраняется вера в то, что это важно, тогда приобретает значение каждый человек и становится весомой доля его участия в общем деле.
"Вернись, Израиль, к Г-споду, Б-гу твоему!" - звучал призыв древних пророков всякий раз, когда наш народ сбивался с пути Торы. В центре нашей веры - убеждение в том, что вернуться ко Всевышнему никогда не поздно. Будь человеку шестнадцать пет или шестьдесят, он должен очистить сердце свое и помыслы свои и отдать себя в руки Всевышнего. "Пусть возвращающийся не считает, что он слишком далек от вершин праведности из-за своих грехов, — писал Рамбам. - Это не так. Любим он Создателем и дорог Ему, как если бы никогда не грешил. Мало того, воздаяние ему будет даже большим, поскольку он вкусил от зла, но отвернулся от него, победив свое пагубное влечение. Наши учители говорили, что там, где устоит бааль тшува [вернувшийся к вере], даже совершенный праведник устоять не может. Другими словами, у вернувшихся к вере духовной силы больше, чем у того, кто никогда не грешил. Все пророки призывали к тшуве, и конечное спасение Израиля придет только через раскаяние".
Вспомним, К чему пришел мудрый Когелет (Екклесиаст) после всех попыток обрести истину на разных путях - от аскетизма до гедонизма: "Выслушаем сущность всего: бойся Б-га и заповеди Его соблюдай, потому что в этом вся суть человека" (Когелет, 12:13).
"Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир; тот, кто губит одну жизнь, губит весь мир", — говорили наши мудрецы. Понимать это нужно в духовном смысле. Тот, кто спасается от духовной гибели сам и спасает своих детей, способствует утверждению вечности всего еврейского народа.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Владимир Вайсберг В преддверии Великих и Грозных Дней

Post by Weissberg »

Новый год в Талмуде Талмудисты признавали четыре раза в году, из которых каждый считается в известном отношении началом нового года:
1) 1-го Нисана, как первый день гражданского года; в основание его был положен исход Израеля из Египта. 2) 1-ое Тишрей, когда заканчивался земледельческий год, после сбора продуктов земли;
2) 3) 1-го Элула—для счета десятины, взимаемой со скота;
3) 4) 1-го (или по Гиллелю 15-го) Щвата—Новый год деревьев, тоже по отношению к десятине. Наиболее торжественно праздновали «Рош - га шана», день всеобщего суда. Даже зодиакальный знак месяца Тишрей (весы) вполне соответствовал Божьему суду над всем миром. По представлению большинства талмудистов, в этот же месяц был сотворен мир. С первым днем Нового года связаны многие народные приметы, например., о погоде следующего года: «Каков день на Рош га-шана, таков будет и весь следующий год». Хорошей приметой служит, если едят лакомство накануне праздника. Во Франции в 12 веке украшали стол румяными яблоками; евреи Прованса ставили на стол виноград, фиги и телячью голову, либо какое-нибудь другое необычное легкое блюдо, «чтобы оно послужило добрым знамением для всех евреев», как это объясняет Махзор Вити (р. 362). Яков Меллин (14 в.) говорит об обычае есть яблоки в меду и ставить на стол баранью голову, объясняя это, впрочем, символикой жертвоприношения Исаака, которое было заменено бараном (по традиции это событие произошло 1-го Тишрей). Другие объясняют это. как символ главенства и успеха во всех предприятиях в наступающем году. Из плодов в день праздника. не едят орехи, ввиду того, что сумма цифр букв слова, означающего по- еврейски орех, равна сумме цифр букв в слове, означающем грех В настоящее время удержался обычай подавать на стол фрукты, в особенности яблоки, виноград и мед. По прочтении благословения над хлебом произносят:
«Да соблаговолит Господь, Бог наш и отцов наших и возобновит нам хороший и приятный (собственно - сладкий) год!». Затем опускают хлеб (или сладкое яблоко) в мёд и едят. В древности господствовал обычай одевать в этот день белое платье, и традиция объясняет его следующим образом: Новый Год является, собственно говоря, Судным днем. и евреям следовало бы, в силу обычая, являться в черном, подобно обвиняемым перед земным судом, но мы должны быть абсолютно убеждены в том. что, благодаря раскаянию и молитве, мы будсм оправданы. Эта же уверенность сквозит и в приветствии, которым обмениваются накануне Нового Года: «Да будете вы вписаны (в Книгу жизни) для хорошего года!».
Последнее приветствие вошло в обычай в средние века. Новый Год празднуется повсеместно в течение двух дней.
Еврейская Энциклопедия издательства Брокгауза и Эфрона, Петербург, 1903, том 11.
Post Reply