Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Симхат Тора

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Симхат Тора

Post by Weissberg »

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг
Симхат Тора - Псалом 147

Законы БожьиЗ



Праздник Суккот длится в Израиле восемь, а в диаспоре – девять дней. Соответственно, в Израиле - восьмой день, а в диаспоре – восьмой и девятый дни считаются особо праздничными. и называются Шмини-Ацерет ("восьмой день собрания"). Наши мудрецы говорят, что Всевышний, подобен царю, пригласившему своих детей на пир, который должен продлиться некоторое точное, заранее определённое число дней. Когда же приходит время расставания, царь говорит: "Дети мои, у меня к вам просьба. Задержитесь еще на один день, мне так жаль расставаться с вами".
В этот день суккой не пользуются и благословение над этрогом и лулавом не произносят.

В Шмини-Ацерет завершается годовой цикл еженедельных чтений Торы, и этот день называют традиционно Симхат-Тора - "радость Торы" (в диаспоре так называют только второй - девятый день). Это давно уже самый веселый праздник в году. Вечером и утром молящиеся семь раз обходят биму со всеми свитками Торы в руках. Все евреи веселятся, поют и танцуют. В Синагогах принято в этот день вызывать к Торе всех присутствующих, включая несовершеннолетних детей.
В этот день начинают также новый цикл чтения недельных глав Торы. В некоторых Синагогах принято в этот день, так же, как и в другие праздники, читать соответствующий псалом. В праздник Симхат Тора читают псалом 147.

Псалом этот принадлежит к тем текстам, которые евреи читают ежедневно во время утренней молитвы «Шахарит». Речь в нём идёт о всеобъемлющей заботе Бога о всём сущем. Раввин
Е. Мунк замечает:

«Возвращаясь вновь и вновь к различным аспектам всемогущества и всеобъемлющей любви Бога к Своим творениям, автор псалма выделяет и прославляет особую защиту, помощь и содействие, оказываемые Всевышним соплеменникам псалмопевца. Поэтому народ Израеля должен постоянно и непрестанно прославлять Всевышнего».

Как в Сиддуре «Аводат Израель», так и в молитвеннике «Бет Яаков» псалом 147 приурочен к празднику Симхат Тора.Что означает и чем предопределён этот выбор? Ф.Мельцер считает, что всё дело в двух последних строфах псалма: «Возвестил Он слова Свои Яакову, уставы и законы Свои – Израилю.Не сделал он того никакому (другому) народу, и законов (Его) они не знают. Славьте Бога!» (Тегилим 147,19 – 20).

Ко дню радости, вызванной и обусловленной законом об окончании годового цикла чтения Торы, выбран и приурочен псалом, который напоминает о Божественном Откровении и Даровании народу Израеля Закона у горы Синай. В связи со словами: «Он возвестил» (в настоящем времени)
А. Хахам замечает: «В каждом поколении Всевышний возвещает свои слова Яакову с помощью пророков и учителей Торы».

Раввин Гирш пишет в своём комментарии к нашему псалму, что вся вселенная покоится на Законах Божьих: «И только лишь человеку предоставлено исключительное право выбора. Всем миром, всеми остальными существами Законы Всевышнего выполняются в строго обязательном порядке. Человечеству они становятся известными с помощью и посредством высказываний одарённых людей. Человек сам принимает решение о выполнении этих Законов. В этом смысле человек выступает как свободный исполнитель Законов своего Творца и Господина, которым все остальные существа на земле следуют обязательно и неосознанно».


Псалом 147.
/1/ Хвалите Бога, ибо хорошо петь Всесильному нашему, ибо приятна хвала подобающая. /2/ Восстанавливает Бог Иерусалим, изгнанников Израиля собирает. /3/ Сокрушен¬ных сердцем исцеляет Он, врачует скорби их. /4/ Исчис¬ляет количество звезд: всех их по имени называет. /5/ Ве¬лик Господь наш, могуч силой, мудрость Его неизмерима. /6/ Смиренных ободряет Бог, злодеев унижает до земли. /7/ Пойте громко благодарение Богу, играйте Всесильному нашему на арфе. /8/ Тому, Кто небеса покрывает тучами, дождь для земли готовит, на горах траву растит. /9/ Дает Он животному пищу его, птенцам ворона, когда они взы¬вают. /10/ Не к силе коня благоволит Он, не [быстроту] ног человеческих желает. /11/ Желает Бог благоговею щих пред Ним, уповающих на милосердие Его. /12/ Славь, Иерусалим, Бога, хвали, Сион, Весильного твоего, /13/ ибо Он укрепляет затворы ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя. /14/ Утверждает в пределах твоих мир,
туком пшеницы насыщает тебя. /15/ Посылает речь Свою на землю: быстро слово Его бежит. /16/ Снег дает, по¬добно шерсти, иней, словно пепел рассыпает. /17/ Бросает лед Свой кусками, перед морозом Его кто устоит? /18/ [Но] пошлет Он слово Свое - и все растает, обратит Он ветер Свой - потекут воды. /19/ Возвестил Он слова Свои Яако-ву, уставы и законы Свои - Израилю. /20/ Не сделал Он того никакому [другому] народу, и законов [Его] они не знают. Славьте Бога!
Last edited by Weissberg on Wed Oct 07, 2009 12:54 pm, edited 1 time in total.
mark fux
активный участник
Posts: 86
Joined: Fri Oct 31, 2008 2:19 am

Re: Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Симхат Тора

Post by mark fux »

Господа Арен и Вайсберг!

Я слежу за Вашими публикациями в "Заметках еврейской истории".
Сейчас, в эти дни, когда народ Израиля, начинает новый цикл чтения Торы, Ваше желание донести до читателя основы иудаизма, его историю и традиции заслуживают самой положительной оценки.
Единственное маленькое замечание по вопросу написания ивритских слов в русской транскрипции: слово "Сукка", как и "Суккот" следует писать с удвоением "К" . ( Слово "Суккот" у Вас приведено правильно.)
Краткая электронная еврейская энциклопедия приводит пример:

Сукка


КЕЭ, Словарь терминов

СУККА́ (סֻכָּה, `шалаш`, `куща`), трактат Талмуда.

Мое маленькое замечание ни в коей мере не умаляет сделанного Вами и не наносит ущерба опубликованному Вами материалу.

Спасибо. Мои искренние и добрые пожелания. Марк Фукс.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Симхат Тора

Post by Weissberg »

Глубокоуважаемый Марк Иосифович!
Сердечно благодарю Вас за столь щедрую оценку наших трудов.
Мы чрезвычайно высоко ценим добрые и благожелательные слова в наш адрес, но ещё более благодарны за интерес к рассматриваемой нами тематике. Это особенно радует в наш век воинствующего атеизма и ползучей ассимиляции.
Написание слова "сукка"в соответствии с Вашим замечанием исправил.
Всего Вам доброго и больших Вам творческих успехов!
Пишите! Ваши мемуары очень интересны и мы ждём с нетерпением продолжения.
Ваш Вайсберг
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Симхат Тора

Post by Weissberg »

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг

Симхат Тора – Псалом 8

Призвание человека

Симхат Тора – один из самых весёлых и радостных еврейских праздников. Он завершает годовой цикл чтения в Синагоге недельных глав Торы. Кроме того, как пишет раввин Йосеф Телушкин: «Если радостные праздники Пурим и Ханука отмечают победу евреев над врагами, которые хотели их уничтожить, то Симхат Тора имеет исключительно позитивные ассоциации: радость от завершения чтения Божьего слова и от возможности начать Его изучение снова».
Вместе с чтением Пятикнижия евреи традиционно считают чтение псалмов книги «Тегилим» одним из наиболее верных путей снискания милости Божьей. Поэтому в некоторых общинах принято читать псалмы после чтения недельных глав Торы не только по субботам, но и в праздники.
В предыдущей статье нами рассмотрена связь праздника Симхат Тора с псалмом 147. В настоящей работе мы попытаемся проследить связь этого же праздника с приуроченным к нему псалмом 8.
Достоверно известно, что Виленский Гаон во время учения в Праздник радости (Симхат Тора) всегда читал псалом 8. Возникает вопрос: почему именно этот раздел книги «Тегилим»? Вопрос этот далеко не так прост, как это представляется на первый взгляд. Это видно уже из того, Что известный комментатор Торы А. Хахам даёт на него два абсолютно различных ответа. Во – первых: строфу „немного умалил Ты его пред ангелами: славой и честью увенчал его“ (строфа 6) Мидраш относит к Моше Раббену, о кончине которого идёт речь в недельной главе (Дварим 34,5), читаемой в эти дни. Второе предположение Хахама гласит: Псалом 8 был избран для чтения в Симхат Тора потому, что число восемь соответствует восьмому дню Праздника (Шемини Ацерет).
В этой связи мы хотели бы предложить другое разрешение существующей проблемы. В Праздник Симхат Тора завершают чтение недельных глав Пятикнижия из одного свитка Торы и тотчас начинают читать историю Творения (Брешит1,1 – 2,3) из второго свитка. Здесь рассказывается о том, как Всевышний создал небо, землю и все живые существа. Псалом 8 говорит о том же: «Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих – на луну и звёзды, которые Ты установил» (строфа 4).
Псалмопевец особо выделяет и рассматривает положение человека во вселенной: «Что есть человек, что Ты помнишь его, сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного умалил Ты его перед ангелами: славой и честью увенчал его, сделал его владыкой над творениями рук Твоих, всё положил под ноги его» (строфы 5 – 7). То, что человеку предназначено место и должность управляющего, было сказано ещё до его создания (Брешит 1,26). Интересно, что раввин Й. Герц в своих комментариях к данному разделу Пятикнижия пишет:
«Всевышний сотворил человека бессмертным, чтобы тот, являясь подобием Творца, стал бы отражением Его вечности и незаисимости от времени" (Книга Премудрости Соломона, 2:23). Человек отлича¬ется от всех живых существ тем, что ему известны понятия нравственности и мо¬рали, а также тем, что он наделен свободой выбора. Он может знать Творца и испытывать чувство любви по отношению к Нему, может вести с Ним прямой диалог. Человек является единственным существом, которое способно совершать действия, руководствуясь разумом. В этом смысле он является подобием Всесильного (Рамбам). Поскольку человек наделен разумом, он может обуздать : свои желания, поставив их на службу нравственным и религиозным идеалам. Он рожден для того, чтобы властвовать над природой. Об этом сказано книге Тегилим (псалом 8)»
Достойно упоминания и то, что в молитвеннике «Бет Яаков» псалом 8 приурочен раввином Яковом Эмденом к недельной главе «Брешит». В зтом мы также видим подтверждение правильности нашего предположения об истоках упомянутой вначале практики Виленского Гаона.



Псалом 8

/1/ Руководителю [музыкантов], на гитит. Песнь Давида. /2/ Бог, Господь наш! Как могущественно имя Твое по всей земле! Ты, Который славу Свою простер над небесами! /3/ Из уст младенцев и грудных детей Ты утвердил крепость перед врагами Твоими, чтобы остановить врага и мстителя. /4/ Когда я взираю на небеса Твои, творение пальцев Твоих - на луну и звезды, которые Ты установил, -/5/ что есть человек, что Ты помнишь его, сын человеческий, что Ты посещаешь его? /6/ Немного умалил Ты его перед ангелами: славой и честью увенчал его, и сделал его владыкой над творениями рук Твоих, все положил Ты под ноги его: /8/ овец и волов всех, также и животных по¬левых, /9/ птиц небесных и рыб морских, - проходит он стезями морскими. /10/ Бог, Господь наш! Как могущест¬венно имя Твое по всей земле!
Post Reply