Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вс дек 15, 2019 4:35 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Рабби Дж. Сакс о том, о чем говорит Тора
СообщениеДобавлено: Чт окт 15, 2009 4:00 am 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн сен 15, 2008 12:01 pm
Сообщения: 322
Великий наказ Б-га человечеству

Рабби Джонатан Сакс

29 тишрей 5770 (17 октября 2009 г.)

Перевод Бориса Дынина


Вот самые известные, величественные и значимые во всей литературе слова: "В начале сотворил Бог небо и землю." Но чрезвычайно странно, как начинает Раши, глава еврейских комментаторов, толкование этих слов: «Сказал рабби Ицхак: "Надлежало бы начать Тору со (стиха) "Месяц сей [да будет] у вас началом месяцев." (Шмот 12: 2), который является первой заповедью, данной [сынам] Израиля.»

Можем ли мы понимать это замечание буквально? Действительно ли рабби Ицхак, как и сам Раши, серьезно полагали, что Тора могла начаться с середины, с двенадцатой главы Книги Шмот (Исход)? Могло ли быть обойдено молчанием творение вселенной – этот, по существу, фундамент веры евреев?

Могли бы мы понять историю Израиля без ее предыстории – жизни Авраама, Сары и их детей? Могли бы мы понять нарративы о них, не зная, что предшествовало им – повторяющиеся разочарования Б-га: Адамом и Евой, Каином, поколением Потопа, строителями Вавилонской Башни?

Пятьдесят глав Книги Брейшит (Бытия) вместе с началом Книги Шмот – это источник библейской веры. Они дают нам самый близкий подступ к философии иудаизма. Что же тогда означают слова рабби Ицхака?

В них содержится глубокая мысль, которую мы часто забываем. Чтобы понять книгу, мы должны знать, к какому жанру она принадлежит. Есть ли она история или легенда, хроника или миф? На какой вопрос она отвечает? Книга по истории отвечает на вопрос: что случилось? Книга по космологии – будь она изложением научной теории или мифа - отвечает на вопрос: как случалось?

Рабби Ицхак, фактически, говорит нам: «Если мы стремимся понять Тору, мы должны ее читать как Тору, то есть, как закон, инструкцию, учение, руководство». Тора говорит нам, как мы должны жить. Поэтому рабби Ицхак и поднимает вопрос о том, почему она не начинается с первой заповеди, данной Израилю.

Тора – это не книга по истории, хотя она и включает в себя историю. Это не научная книга, хотя ее первая глава, как указал социолог 19-ого столетия Макс Вебер, является необходимой прелюдией к науке, ибо здесь впервые вселенная предстала перед человеком продуктом единой творческой воли, скорее законосообразным, нежели капризным и таинственным. В общем и целом, это книга о том, как жить. Все, что она содержит - не только заповеди, но также и нарративы, включая и нарратив Творения, - служит исключительно этическому и духовному наставлению.

Как это связано с актом Творения, я рассмотрю в другом месте… Еврейская этика не ограничена законом. Она учит добродетели, разъясняет общие принципы жизни, дает образцы для подражания. Она раскрывается не только заповедями, но также нарративами о поведении различных индивидов в различных обстоятельствах.

Она движется от мельчайших деталей к величественным видениям вселенной и нашего места в ней. Но при этом в ней никогда не ослабевает пристальное внимание к вопросах: Что я должен делать? Как я должен жить? Каким человеком я должен стремиться стать? Основы еврейской этики закладываются уже в первой главе Торы, ее самым фундаментальным вопросом, выраженным словами 8-го Псалма: "Что есть человек, чтобы Ты помнил о нем?»

«Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы (15 век) была одним из поворотных моментов в истории западной цивилизации, "манифестом" итальянского Возрождения. В ней он обращается к первому человеку от имени Б-га: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные». (Перевод Л.Брагиной)

Homo sapiens (человек разумный) является уникальным синтезом земного праха и дыхания Б-га. Человек уникален среди сотворенных существ тем, что у него нет фиксированной сущности. Он свободен быть тем, кем себя выбирает. «Речь о достоинстве человека» провозгласила разрыв с двумя доминировавшими традициями Средневековья: с христианской доктриной неисправимо испорченной первородным грехом природы человека, и с идеей, заимствованной у Платона, что природа человека подчинена неизменным формам.

Мысль Мирандолы поразительно созвучна иудаизму. Она почти идентична мысли раввина Иосефа Соловейчика, высказанной в книге «Человек Галахи»: «Человек должен создать себя. Это самый фундаментальный принцип, который иудаизм открыл миру". И с чувством удовлетворения мы обнаруживаем, что у Мирандолы был еврейский учитель, раввин Элияху бен Моше Абба Дельмедиго (1460-1497).

Рабби Дельмедиго родился на Крите. Еще в молодости он был признан авторитетом в Талмуде и по переезде в Италию стал во главе иешивы в Падуе. Вместе с Талмудом он изучал философию, в особенности труды Аристотеля, Маймонида и Аверроэса. В возрасте 23 лет он был назначен профессором философии в университете Падуи. Здесь он и встретил графа Пико делла Мирандолу, своего студента и покровителя. Однако философские работы Дельмедиго, особенно "Bechinat ba-Dat" ("Испытание религии") вызвали споры и обвинения в ереси со стороны других раввинов. Он вынужден был оставить Италию и возвратиться на Крит. Он пользовался большим уважением среди евреев и христиан, и на его похоронах присутствовало много тех и других.

Утверждение выбора, свободы и ответственности является одной из наиболее отличительных особенностей еврейского мировоззрения. Оно объявлено в первой главе Торы чрезвычайно тонким образом. Мы все знакомы со словами: «И сказал Б-г: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему», но редко мы задумываемся над заключенным здесь парадоксом. Если какая мысль и повторяется в Торе вновь и вновь, так это мысль, что Б-г не имеет образа. И Б-г ответил Моисею на вопрос о Его имени: «Я буду..., как буду... И сказал Он: Так скажи сынам Израиля: "Я пребуду"». *

Поскольку Б-г трансцендентно превосходит природу - фундаментальный пункт первой главы Торы, - то Он свободен и не ограничен законами природы. Сотворив человека по Своему образу, Он наделил человека образом Своей свободы, тем самым создав особое существо, также способное творить. Беспрецедентный нарратив о Б-ге в водной главе Торы приводит к одинаково беспрецедентному представлению о человеческой личности и о нашей способности преобразовывать самих себя.

Возрождение, один из звездных часов европейской цивилизации, в конечном счете, оказалось неудачей. Череда развращенных светских правителей и римских пап привела к Реформации и к существенно иным учениям Лютера и Кальвина. Интересно спекулировать, к чему пришла бы история, если бы она продолжалась по линии Мирандолы, ведь его гуманизм (конца 15-ого столетия) не был светским, но очень религиозным.

Однако великая истина первой главы Книги Брейшит остается в силе. Как сказали мудрецы Торы (Брейшит Рабба 8: 1; Синедрион 38a): «Почему человек был создан последним? Чтобы сказать, если он достоин, все творение создано для него; но если он не достоин, ему сказано, даже комар предшествовал тебе». Тора остается великим наказом Б-га: «Будьте свободны и творите, и вместе с тем будьте ответственны и сдержаны, становясь партнером Б-га в творении мира!»

----------------------------------------------------------------------.
* Таков более адекватный перевод ответа Б-га Моисею – См. http://toldot.ru/tora/library/humash/shmot/shmoys/ и современные комментарии к переводам Торы, а не «Я есмь Сущий». (Исход 3:14). – Примечание переводчика.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Рабби Дж. Сакс о том, о чем говорит Тора
СообщениеДобавлено: Ср янв 06, 2010 6:03 pm 
активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 13, 2009 9:21 pm
Сообщения: 253
Слова великого Раши о том, что Тору надо было начать с Исхода, в сущности означают размышления, что важнее в жизни человека: рождение или совершеннолетие. Физическое появление на свет или духовное.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Рабби Дж. Сакс о том, о чем говорит Тора
СообщениеДобавлено: Ср янв 06, 2010 8:56 pm 
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 19, 2008 4:29 am
Сообщения: 308
Господа, эта и еще несколько открытых тем - должны были открываться в форуме "Смыслы Торы".
Оффтопик -с :-( :o
Буду переносить.

_________________
...לִבִּי בְמִזְרָח וְאָנֹכִי בְּסוֹף מַעֲרָב


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Рабби Дж. Сакс о том, о чем говорит Тора
СообщениеДобавлено: Ср янв 06, 2010 9:17 pm 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн сен 15, 2008 12:01 pm
Сообщения: 322
Перед переносом :)
Ася пишет:
Цитата:
важнее в жизни человека: рождение или совершеннолетие. Физическое появление на свет или духовное.
(Жирным выделено мною)
Ох, трудно я переношу или Оно раскалывает нас , раскалывает мир, образ Б-га в нас, Б-жий мир. Это от желания решить до полной ясности наши проблемы,
но :sd и вместе с тем :okl


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Рабби Дж. Сакс о том, о чем говорит Тора
СообщениеДобавлено: Ср янв 06, 2010 9:42 pm 
активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 13, 2009 9:21 pm
Сообщения: 253
Хорошо. Я скажу иначе. Раши привлекает наше внимание к факту, что человек рождается физически И духовно. И духовное рождение не происходит само по себе, а требует активной духовной работы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Рабби Дж. Сакс о том, о чем говорит Тора
СообщениеДобавлено: Ср янв 06, 2010 9:57 pm 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн сен 15, 2008 12:01 pm
Сообщения: 322
:okl :CL


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB