Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"
http://www.berkovich-zametki.com/Forum2/

Рабби Дж. Сакс о том, о чем говорит Тора
http://www.berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=2&t=1116
Страница 1 из 1

Автор:  Борис Дынин [ Чт окт 15, 2009 4:00 am ]
Заголовок сообщения:  Рабби Дж. Сакс о том, о чем говорит Тора

Великий наказ Б-га человечеству

Рабби Джонатан Сакс

29 тишрей 5770 (17 октября 2009 г.)

Перевод Бориса Дынина


Вот самые известные, величественные и значимые во всей литературе слова: "В начале сотворил Бог небо и землю." Но чрезвычайно странно, как начинает Раши, глава еврейских комментаторов, толкование этих слов: «Сказал рабби Ицхак: "Надлежало бы начать Тору со (стиха) "Месяц сей [да будет] у вас началом месяцев." (Шмот 12: 2), который является первой заповедью, данной [сынам] Израиля.»

Можем ли мы понимать это замечание буквально? Действительно ли рабби Ицхак, как и сам Раши, серьезно полагали, что Тора могла начаться с середины, с двенадцатой главы Книги Шмот (Исход)? Могло ли быть обойдено молчанием творение вселенной – этот, по существу, фундамент веры евреев?

Могли бы мы понять историю Израиля без ее предыстории – жизни Авраама, Сары и их детей? Могли бы мы понять нарративы о них, не зная, что предшествовало им – повторяющиеся разочарования Б-га: Адамом и Евой, Каином, поколением Потопа, строителями Вавилонской Башни?

Пятьдесят глав Книги Брейшит (Бытия) вместе с началом Книги Шмот – это источник библейской веры. Они дают нам самый близкий подступ к философии иудаизма. Что же тогда означают слова рабби Ицхака?

В них содержится глубокая мысль, которую мы часто забываем. Чтобы понять книгу, мы должны знать, к какому жанру она принадлежит. Есть ли она история или легенда, хроника или миф? На какой вопрос она отвечает? Книга по истории отвечает на вопрос: что случилось? Книга по космологии – будь она изложением научной теории или мифа - отвечает на вопрос: как случалось?

Рабби Ицхак, фактически, говорит нам: «Если мы стремимся понять Тору, мы должны ее читать как Тору, то есть, как закон, инструкцию, учение, руководство». Тора говорит нам, как мы должны жить. Поэтому рабби Ицхак и поднимает вопрос о том, почему она не начинается с первой заповеди, данной Израилю.

Тора – это не книга по истории, хотя она и включает в себя историю. Это не научная книга, хотя ее первая глава, как указал социолог 19-ого столетия Макс Вебер, является необходимой прелюдией к науке, ибо здесь впервые вселенная предстала перед человеком продуктом единой творческой воли, скорее законосообразным, нежели капризным и таинственным. В общем и целом, это книга о том, как жить. Все, что она содержит - не только заповеди, но также и нарративы, включая и нарратив Творения, - служит исключительно этическому и духовному наставлению.

Как это связано с актом Творения, я рассмотрю в другом месте… Еврейская этика не ограничена законом. Она учит добродетели, разъясняет общие принципы жизни, дает образцы для подражания. Она раскрывается не только заповедями, но также нарративами о поведении различных индивидов в различных обстоятельствах.

Она движется от мельчайших деталей к величественным видениям вселенной и нашего места в ней. Но при этом в ней никогда не ослабевает пристальное внимание к вопросах: Что я должен делать? Как я должен жить? Каким человеком я должен стремиться стать? Основы еврейской этики закладываются уже в первой главе Торы, ее самым фундаментальным вопросом, выраженным словами 8-го Псалма: "Что есть человек, чтобы Ты помнил о нем?»

«Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы (15 век) была одним из поворотных моментов в истории западной цивилизации, "манифестом" итальянского Возрождения. В ней он обращается к первому человеку от имени Б-га: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные». (Перевод Л.Брагиной)

Homo sapiens (человек разумный) является уникальным синтезом земного праха и дыхания Б-га. Человек уникален среди сотворенных существ тем, что у него нет фиксированной сущности. Он свободен быть тем, кем себя выбирает. «Речь о достоинстве человека» провозгласила разрыв с двумя доминировавшими традициями Средневековья: с христианской доктриной неисправимо испорченной первородным грехом природы человека, и с идеей, заимствованной у Платона, что природа человека подчинена неизменным формам.

Мысль Мирандолы поразительно созвучна иудаизму. Она почти идентична мысли раввина Иосефа Соловейчика, высказанной в книге «Человек Галахи»: «Человек должен создать себя. Это самый фундаментальный принцип, который иудаизм открыл миру". И с чувством удовлетворения мы обнаруживаем, что у Мирандолы был еврейский учитель, раввин Элияху бен Моше Абба Дельмедиго (1460-1497).

Рабби Дельмедиго родился на Крите. Еще в молодости он был признан авторитетом в Талмуде и по переезде в Италию стал во главе иешивы в Падуе. Вместе с Талмудом он изучал философию, в особенности труды Аристотеля, Маймонида и Аверроэса. В возрасте 23 лет он был назначен профессором философии в университете Падуи. Здесь он и встретил графа Пико делла Мирандолу, своего студента и покровителя. Однако философские работы Дельмедиго, особенно "Bechinat ba-Dat" ("Испытание религии") вызвали споры и обвинения в ереси со стороны других раввинов. Он вынужден был оставить Италию и возвратиться на Крит. Он пользовался большим уважением среди евреев и христиан, и на его похоронах присутствовало много тех и других.

Утверждение выбора, свободы и ответственности является одной из наиболее отличительных особенностей еврейского мировоззрения. Оно объявлено в первой главе Торы чрезвычайно тонким образом. Мы все знакомы со словами: «И сказал Б-г: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему», но редко мы задумываемся над заключенным здесь парадоксом. Если какая мысль и повторяется в Торе вновь и вновь, так это мысль, что Б-г не имеет образа. И Б-г ответил Моисею на вопрос о Его имени: «Я буду..., как буду... И сказал Он: Так скажи сынам Израиля: "Я пребуду"». *

Поскольку Б-г трансцендентно превосходит природу - фундаментальный пункт первой главы Торы, - то Он свободен и не ограничен законами природы. Сотворив человека по Своему образу, Он наделил человека образом Своей свободы, тем самым создав особое существо, также способное творить. Беспрецедентный нарратив о Б-ге в водной главе Торы приводит к одинаково беспрецедентному представлению о человеческой личности и о нашей способности преобразовывать самих себя.

Возрождение, один из звездных часов европейской цивилизации, в конечном счете, оказалось неудачей. Череда развращенных светских правителей и римских пап привела к Реформации и к существенно иным учениям Лютера и Кальвина. Интересно спекулировать, к чему пришла бы история, если бы она продолжалась по линии Мирандолы, ведь его гуманизм (конца 15-ого столетия) не был светским, но очень религиозным.

Однако великая истина первой главы Книги Брейшит остается в силе. Как сказали мудрецы Торы (Брейшит Рабба 8: 1; Синедрион 38a): «Почему человек был создан последним? Чтобы сказать, если он достоин, все творение создано для него; но если он не достоин, ему сказано, даже комар предшествовал тебе». Тора остается великим наказом Б-га: «Будьте свободны и творите, и вместе с тем будьте ответственны и сдержаны, становясь партнером Б-га в творении мира!»

----------------------------------------------------------------------.
* Таков более адекватный перевод ответа Б-га Моисею – См. http://toldot.ru/tora/library/humash/shmot/shmoys/ и современные комментарии к переводам Торы, а не «Я есмь Сущий». (Исход 3:14). – Примечание переводчика.

Автор:  asia [ Ср янв 06, 2010 6:03 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Рабби Дж. Сакс о том, о чем говорит Тора

Слова великого Раши о том, что Тору надо было начать с Исхода, в сущности означают размышления, что важнее в жизни человека: рождение или совершеннолетие. Физическое появление на свет или духовное.

Автор:  Ontario14 [ Ср янв 06, 2010 8:56 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Рабби Дж. Сакс о том, о чем говорит Тора

Господа, эта и еще несколько открытых тем - должны были открываться в форуме "Смыслы Торы".
Оффтопик -с :-( :o
Буду переносить.

Автор:  Борис Дынин [ Ср янв 06, 2010 9:17 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Рабби Дж. Сакс о том, о чем говорит Тора

Перед переносом :)
Ася пишет:
Цитата:
важнее в жизни человека: рождение или совершеннолетие. Физическое появление на свет или духовное.
(Жирным выделено мною)
Ох, трудно я переношу или Оно раскалывает нас , раскалывает мир, образ Б-га в нас, Б-жий мир. Это от желания решить до полной ясности наши проблемы,
но :sd и вместе с тем :okl

Автор:  asia [ Ср янв 06, 2010 9:42 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Рабби Дж. Сакс о том, о чем говорит Тора

Хорошо. Я скажу иначе. Раши привлекает наше внимание к факту, что человек рождается физически И духовно. И духовное рождение не происходит само по себе, а требует активной духовной работы.

Автор:  Борис Дынин [ Ср янв 06, 2010 9:57 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Рабби Дж. Сакс о том, о чем говорит Тора

:okl :CL

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/