Раздел Ваишлах 13 кислева 5771, 20 ноября 10 АКТУАЛИЯ Наш праотец Яаков пытался убежать от своего брата-злодея Эсава. Прежде всего, он перевел семью через реку Ябок. Когда он, оставшись один, уже собирался перейти это препятствие сам, неожиданно на него напал человек и начал бороться с ним, как сказано: «И боролся с ним человек... И увидел, что не может одолеть его, и дотронулся до бедра его .....в борьбе с ним, а он хромал на бедро из-за поврежденного бедра» (Берешит 32). Рашбам разъясняет, что повреждение бедра и хромота были наказанием за проявленную неуверенность Яакова в защите Всевышнего (Который обещал хранить его и дать ему победу над Эсавом): «Так случается со всеми, кто идет не по той дороге, по которой ему велел идти Творец, или отказывается исполнить возложенную на него миссию» (Рашбам, Берешит 32:2). Нам следует извлечь урок из того, как поступил Яаков, и из наказания, полученного им за бегство. Если народ Израиля пытается убежать из земли, на которой ему велено жить, в другое место, тут же становятся очевидными все его недостатки и неспособность идти, преодолевая препятствие - он хромает и спотыкается на каждом шагу. Сегодня мы стоим перед тяжелым испытанием: наши враги нападают на нас со всех сторон с целью выжить нас из Земли Израиля. Мы должны укрепиться в вере, ибо не подлежит сомнению, что мы вступили в справедливую борьбу за землю наших отцов и праотцев. Только через установление власти сынов Израиля в Земле Израиля освятится имя Всевышнего и станет известным всему миру. Только еврейское государство, созданное на Святой Земле, может научить весь мир истинным понятиям мира, справедливости и любви, раскрывая их и воплощая в жизнь не так, как это видится отдельным людям, а так как они должны пониматься с точки зрения объективной Б-жественной правды. Цель наших врагов овладеть Землей Израиля и, установив свою власть в ней, привести в мир темноту, бездуховность и жестокость. Но этому не бывать никогда. Во времена царя Давида, когда война была «спереди и сзади» (Шмуэль 2:), начальник над войском Израиля Йоав, сын Цруи, обратился к воинам нашего народа и ободрил их, сказав: «Крепись и укрепимся во имя народа нашего и во имя городов Всесильного нашего, а Б-г сделает так, как это хорошо в Его глазах». Также и нам следует укрепиться и победить врага и перестать хромать из-за того, что избрали не ту дорогу. Рав Дов Бегон
ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ Яаков, возвращался в святую Землю после двадцатилетнего изгнания с большой семьей: четыре жены и одиннадцать детей, со слугами, многочисленным скотом и длинным караваном верблюдов. Он торопился встретиться с отцом и матерью, чтобы рассказать им, что он выстрадал и как выстоял во всех испытаниях, которые выпали на его долю в доме злодея Лавана. Но – несмотря на свое стремление как можно скорее добраться до Хеврона и войти в шатер родителей – он остановился на восточном берегу Ярдэна, у потока Ябок, – на неопределенное время. Он не решался двигаться дальше, так как ему предстояла встреча с братом-близнецом Эсавом, ставшим его непримиримым врагом. Это произошло после того, как двадцать лет назад Яаков обманом получил у отца благословения Авраама, хотя первенцем считался Эсав, родившийся на мгновение раньше. И, несмотря на то, что Ицхак признал, что ошибка не была случайностью, а благословение досталось достойному, так как в ход событий вмешалось Б-жественное Проведение, Эсав не принял решения отца и считал себя обделенным. Благословение Авраама – это обещание Всевышнего, что человек, которому оно будет передано, удостоится стать правителем всего мира и исправит человечество. Однако для того чтобы исполнить это предназначение, необходимо овладеть землей Кнаан, которая была передана Аврааму в наследное владение. Но овладеть – не значит только завоевать землю. Это также значит быть достойным ее: честным, справедливым, милостивым, стремящимся к духовности и открытым для пророчества. Эсав не понимал, что значит исполнять волю Всевышнего, но от власти не отказывался и мечтал овладеть всем миром. Яаков боялся встречи с ним, так как опасался, что не удостоится Б-жественной защиты из-за тех ошибок, которые допустил на протяжении своей жизни. И он послал дары брату, чтобы задобрить его, затем обратился к Всевышнему с молитвой о спасении, а после этого, уже в темноте, разбил свой лагерь на два, чтобы хотя бы часть людей могла спастись при нападении врага. Не веря в то, что сможет одержать победу над Эсавом, он надеялся только на помощь Небес. Яаков был готов отказаться от борьбы за землю Кнаан – достаточно, если брат разрешит ему жить на ней под своим покровительством. Пусть люди остаются идолопоклонниками, пусть они ведут тот же образ жизни, который вели до сих пор, а он будет жить в своих шатрах. Довольно, он уже насмотрелся на обман и злодейство в доме Лавана, довольно с него ограниченности и жестокости брата. И тогда Всевышний дал понять Яакову, что его единственна проблема – это не ошибки, допущенные им на протяжении жизни, а нежелание бороться: ибо от борьбы устраняется только тот, кто не видит ценности в том, что он уступает. Отказываясь от роли того, кто должен исправить мир, и от права владеть землей Кнаан, Яаков тем самым отказывался от пророчества и от прямой связи с Б-гом, к которой он так стремился. Ведь Всевышний приближается только к тем, кто стремится распространить благо во всем мире, ненавидит зло и стремится искоренить его. И только в святой Земле человек может обрести пророчество, а вместе с ним и истинные представления о жизни, добре и зле. И чтобы Яаков понял, что, отказавшись от борьбы, он отказался от самого главного в жизни, Всевышний послал ангела, в борьбе с которым Яаков должен будет понять, что уступая злу, он теряет все. И когда Яаков вернулся на место своего прежнего лагеря, на него напал ангел, которого поначалу он принял за человека. Борьба между ними продолжалась всю ночь, и ангел поразил нашего праотца в бедро, но утром он признал победу Яакова и благословил его, изменив его имя на Исраэль. Мудрецы Талмуда видели в борьбе Яакова с ангелом пророчество о той борьбе, которую его потомки будут вести за землю Израиля. И сражение будет происходить не только с врагами, но и внутри народа, разные группы которого отразят те сомнения Яакова и то нежелание вступать в борьбу со злом, которое укоренилось в его душе. Раби Йеошуа бен Леви утверждал, что они боролись лицом к лицу, и ангел ударил Яакова левой рукой по правой ноге. Раби Шмуэль бар Нахмани пояснял, что Яаков шел по дороге и разговаривал с неожиданно появившимся путником, похожим на мудреца Торы, и ангел, притворявшийся мудрецом, ударил левой рукой по правой ноге Яакова. А рав Шмуэль бар Аха придерживался мнения, что ангел был похож на идолопоклонника, и Яаков шел справа от него (так безопасней). И ангел, притворявшийся идолопоклонником, нанес удар правой рукой по левой ноге Яакова. Почему это важно? Потому что борьба шла на духовном уровне. Правая нога соответствует Йерушалаиму и силе пророчества, а левая – Храму. И то, и другое оказалось в опасности. Только одни мудрецы считали, что в большей опасности – Йерушалаим и пророчество, а другие – Храм. И вот борьба идет не только с оружием в руках – лицом к лицу с врагом, как говорил раби Йеошуа бен Леви, но происходит и внутренний диалог внутри народа: с теми, кто идет рядом и похож на друга, но в какой-то момент наносит удар сзади. Те, кто только похожи на мудрецов Торы, а на самом деле пытаются с помощью одеждой скрыть поверхностное понимание Торы, – идут и говорят: «Зачем тебе нужна Земля – еврей может жить в любом месте; под властью чужих народов нам всегда было удобней. Зачем тебе нужна борьба, зачем тебе нужен Храм, зачем тебе нужно пророчество? Изучай Тору, соблюдай заповеди, не служи в армии – это лишний риск, и будешь счастлив. Ты что же думаешь, современный Израиль создал Б-г? – говорят они. – Его создали нерелигиозные люди». А тот, кто только рядится в сиониста (идолопоклонник на языке агады), идет и говорит: «Зачем тебе Земля Израиля? Главное – это как можно лучше устроиться и никого при этом не обидеть. Личное благополучие – это современный сионизм. А если не нашел хорошей работы в Израиле – поезжай в Штаты, у тебя же есть специальность. И, вообще, какое право у тебя есть на эту землю? Ведь ты оккупировал ее, ущемив права арабского населения. Отдал бы ты лучше то, что захватил». И ты, человек, преданный земле Израиля, мечтающий о скором освобождении своего народа от собственной глупости и чужой власти, стоишь между ними и думаешь: «Куда я попал и как мне выбираться из этой ужасной ловушки?» И постепенно ты учишься верить только собственному сердцу, которое привело тебя в эту землю, и только словам пророков, которые предсказали наше возвращение в государство сыновей Израиля, в Йерушалаим и в Храм. Ты думаешь о земле, где народ возродился после изгнания, о земле, деревья которой с любовью простирают ветви навстречу своим сыновьям, о земле, горы которой поют «Песнь песней». А на тебя набрасывается враг, и когда ты отбиваешься от него, то сзади свои же наносят тебе неожиданный удар. Псевдомудрецы и постсионисты сдают тебя с твоими детьми и твоими поселениями. Псевдомудрецы и постсионисты выгоняют тебя из Гуш Катифа, и из северного Шомрона, громят все, что дорого тебе. Благодаря им ты живешь под угрозой вечного выселения, в тебя стреляют на дорогах из проезжающих автомобилей. Но ты служишь в армии, ходишь в милуим, добросовестно работаешь и исправно платишь налоги. Если ты пытаешься освоить землю, свои же пишут на тебя доносы и приходят и выбрасывают тебя из новых поселений, вырывают посаженные тобой деревья. Ты обращаешься направо, и говоришь «брат мой», но тебя не слышат, ты поворачиваешься налево и говоришь «брат мой», но и там никто не преклонит уха. А ведь эта борьба не только за землю, но и за Йерушалаим, за Храм, за пророчество. И вот твои братья отказываются от всего этого. Они делят Йерушалаим, они не дают тебе молиться на Храмовой горе. Борьба с ангелом, борьба с самими собой, продолжается. И не видно ей конца до самого восхода солнца. Рав Зеев Мешков
Хулиганство или оскорбление национального достоинства? Яаков вернулся в Эрец Исраэль со своими женами, детьми, слугами и стадами. По пути на ночевке у потока Ябок, Яаков, вернувшись в оставленный лагерь, всю ночь с кем-то борется. Есть разные объяснения этой сцены: борьба с Малахом Всевышнего, борьба с малахом Эсава, борьба с самим собой и т.д. Но так или иначе, Яаков вышел из борьбы непобежденным и завоевывает себе новое имя – Исраэль, от слова «сарита» - «боролся ты». Эта двойственность имен будет играть важнейшую роль во всей дальнейшей истории семьи. Галутный, униженный, вынужденный хитрить и юлить, наш праотец будет называться – Яаков. Гордый и независимый, смелый и необоримый, он – Исраэль. Не случайно Земля наша называется Земля Израиля – Эрец Исраэль, а государство – государство Израиля – Мединат Исраэль. Только в качестве Израиля праотец наш достоин получения от Всевышнего обещанной Эрец Кнаан. В своем предыдущем, мирном, угодливом состоянии он не может туда войти. Яаков – Исраэль испытывает необыкновенный духовный подъем: «И назвал Яаков имя места Пниэль, потому что видел я Эло’им лицом к лицу, и спаслась душа моя. И засияло ему солнце…», но последующие события могут служить замечательной иллюстрацией принципу: можно вывести еврея из галута, но как галут вывести из еврея? С Эсавом встречается не гордый Исраэль, а вновь униженный Яаков: он семь раз распластывается перед ним на земле, по его приказу унижаются перед Эсавом также жены и дети. После встречи с Эсавом, Яаков меняет первоначальный план. Он не идет к отцу, а «пришёл Яаков целым в город Шхем, который в стране Кнаан, при приходе его из Падан Арама, и расположился перед лицом города. И купил участок поля, на котором натянул там шатёр свой, из руки сыновей Хамора, отца Шхема за сто ксита. И поставил там жертвенник, и назвал его Эль Эло’эй Исраэль» (Берешит 33, 18-20). Яаков не почувствовал по настоящему, что «солнце его взошло». Он, вольный кочевник, наследник Эрец Исраэль, платит громадные деньги не за поле с недвижимостью, как Авраам, а только за участок, за кусочек поля, за право поставить на нём свой шатер, фактически он платит за временную аренду. И только свой жертвенник он называет «Бог Израиля». Возможно, что одна из целей остановки у Шхема – найти подобающего жениха для Дины, которая должна, по первоначальному замыслу, стать родоначальницей женского, принимающего колена Израиля, присоединив лучшее, что есть у народов мира. Лучший жених для неё, вероятно, найдётся среди жителей Шхема, потомков учеников Авраама. Именно для этой цели «вышла Дина, дочь Леи, которую родила Яакову посмотреть на дочерей страны» (Берешит 34, 1). Тора описывает красивый древний обычай, когда 15 числа летнего месяца ав девушки «на выданье» одевали белые платья, одолженные у подруг (чтобы не встречали «по одежке»), и выходили водить хороводы в виноградниках, а юноши присматривались, к кому засылать сватов. «И увидел её Шхем, сын Хамора Хиви, Наси страны, и взял её, и лежал её, и мучил её» (Берешит 34, 2). Жители Шхема оказываются варварами. Это крушение надежд Яакова. Иногда евреи предполагают, что тот или иной народ в своем развитии дорос до того, что с ним можно сотрудничать, но часто эти надежды не оправдываются. «Лежал её» означает изнасилование, в отличие от «лежал с ней» - действие по взаимному согласию. Но часть вины лежит и на Дине. Не мы должны бегать за другими народами, провоцируя этим антисемитизм. Они должны приходить к нам и учиться у нас по своей инициативе! В этой ситуации, когда «Яаков услышал, что осквернил Дину, дочь его, а сыновья его были со скотом его в поле», он не спорит, не предъявляет претензий. О делает все, чтобы не нарушить «мирный процесс»: «и промолчал Яаков до прихода их» (Берешит 34, 5). «А сыновья Яакова пришли с поля, как услышали (немедленно!), и огорчились Мужи (они уже не дети, но Мужи, принимающие на себя национальную ответственность), и досадно им очень, потому что падаль сделал в Исраэле (мы не просто семья, а великий народ) – лежать с дочерью Яакова, а так не будет делаться! (ни при каких обстоятельствах)» (Берешит 34, 7). Они воспринимают происшедшее не как частное межсемейное дело Яакова, а как международный конфликт: нападение государства Шхем на народ Израиля! Братья, в отличие от Яакова, не принимают таких правил международной политики, в которых варварство вознаграждается. Спор между Яаковом и сыновьями сводится к тому, что Яаков видит себя ещё только отцом большой семьи, а сыновья воспринимают себя, как народ Израиля Последующие события – блестящая контртеррористическая операция, когда Мужи Исраэля (а мужам этим 12-13 лет) уничтожают все мужское населениеи города Шхем и берут в качестве трофеев имущество шхемцев. Они ведут национальную войну, а не наказывают конкретного преступника, т.к. все жители Шхема одобрили действия сына своего князя. Опасения Яакова, основанные на галутной заботе о выживании любой ценой, что этот конфликт может спровоцировать войну со всеми кнаанскими племенами, оказываются беспочвенными. Все племена Кнаана сразу и на века поняли, что Мужей Исраэля лучше не трогать. Ответ братьев Яакову на его упреки в чрезмерном применении силы и неполиткорректной реакции: «а как проститутку сделает сестру нашу?!» (Берешит 34, 31) означает: национальная честь превыше всего! Это единственно верный подход для народа Израиля на своей земле, так как честь Израиля – честь Всевышнего! Когда на дорогах Израиля арабские подростки кидают камни в израильские автомобили, когда на улицах арабских деревень жгут израильские флаги, а из района Газы летят ракеты на израильские города, хороший совет для реакции правительства государства Израиля и армии обороны Израиля может подсказать раздел «Ваишлах»! Д-р Ури Линец
|