Глава Ваера
17 Хешвана 5769, 15 ноября 08
АКТУАЛИЯ
Испытание Авраама - почему оно было ниспослано нашему праотцу? Испытания жителей Израиля - по какой причине еврейский народ подвергается им? «И было после этих событий, и Вс-сильный испытал Авраама». Мидраш разъясняет, что слова «после этих событий» намекают на конкретные события: на то, что Авраам заключил союз с филистимским царем Авимелехом, который предполагал, что наш праотец откажется на определенное время от своих прав на некоторые из областей Земли Кнаан. Авраам был знаком с нравами филистимлян и знал, что им нельзя доверять, ибо у них нет ни малейшего трепета перед Вс-вышним. Однако он пошел на заключение договора, о котором просил Авимелех, в надежде повлиять на него и изменить человеческие качества царя и его поданных в процессе длительного общения, которое возможно только между союзниками. И действительно, Авраам уже в начале переговоров пытался повлиять на Авимелеха: «И поучал Авраам Авимелеха», и говорил ему о колодцах воды, которые отобрали слуги Авимелеха. А Авимелех, который никогда не отличался искренностью, ответил ему: «Не знаю я, кто сделал это дело, и ты не сказал мне об этом, и я не слышал». Нетрудно разглядеть за словами Авимелеха притворство, желание выкрутиться и уйти от ответственности. И все же, несмотря на очевидную нечестность филистимского царя, Авраам заключает с ним договор. Именно этот договор повлек за собой тяжелейшее испытание, выпавшее на его долю. Рашбам в своем комментарии к Торе пишет, что этот договор стал причиной многочисленных страданий еврейского народа на протяжении долгих веков. Мидраш разъясняет связь между договором и испытанием: «Услышав, что Авраам заключает союз, Вс-вышний рассердился: «Ты возгордился тем, что у тебя есть потомство, и обещал Авимелеху, что ты не будешь притеснять его и твои потомки до третьего поколения не будут воевать с его потомками... Вот теперь возьми своего сына и подними его на жертвенник - посмотрим, что будет с твоим договором». Этот договор ослабил силы всех поколений и привел к поражениям в войнах и разрушениям Первого и Второго Храмов.Не подлежит сомнению, что любой договор, который предполагает территориальные уступки и передачу хотя бы одного миллиметра Святой Земли в чужие руки, не имеет и не имел в момент своего заключения никакой силы. На это есть две причины: во-первых, Земля эта принадлежит Вс-вышнему, и ни один человек не в силах распоряжаться ею по своему усмотрению, а во-вторых, наш противник изначально не соблюдал и не собирался соблюдать своих обязательств, и не изменил своего отношения к государству Израиль и к еврейскому народу. Только клятва, данная Вс-вышнему, только договор, который мы заключили с Ним, никогда не утратят своей силы: «В тот день заключил Вс-вышний союз с Аврамом, сказав: «Потомству твоему отдал Я эту землю» (Берешит, 15:18); «Ибо овладеет потомство твое воротами городов врагов его», и благодаря этому «благословятся потомками твоими все народы земли» (Берешит, 22:18); «Вс-вышний даст народу Своему силу», и только вслед за этим «Вс-вышний благословит Свой народ миром». Рав Дов Бигон Глава Йешивы Махон Меир
ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ
Смотреть и видеть.
«На третий день поднял Авраам глаза свои и увидел то место издали. И сказал Авраам своим отрокам: Оставайтесь здесь с ослом, я же с отроком, мы пойдем до сих пор, и поклонимся и возвратимся к вам» (Берешит 22, 4-5). Устная традиция поясняет нам, что Авраам увидел столб дыма над горой Мориа. То же самое увидел и Ицхак. А два других спутника Авраама, Элиезер и Ишмаэль ничего особенного не увидели. Дело здесь не в остроте зрения. То, что увидели Авраам и Ицхак, не принадлежало нашему, физическому миру. Только тому, кто способен увидеть отблеск вечности, тому принадлежит вечность. Те, кто смотрят на все через призму материальности, прагматизма, сиюминутной выгоды, привязаны навсегда к материальному миру (на иврите осел – хамор и материя – хомер слова однокоренные). Сегодня мы живем в период, когда прагматизм бьет нас изо всех сил. Тому, кто не прагматичен, кто не хочет считаться с так называемой «реальностью», кто не готов идти на компромисс в своих жизненных принципах, тому говорят, чтобы он посидел в стороне, так как он ничего не понимает в «реальной жизни», в «демократии, гуманизме и общечеловеческих ценностях», в «политкорректности», в «мирном процессе». Если ты ничего не понимаешь в этой «реальности», то можешь оказаться под подозрением, как один из тех, кто видит столб дыма, рискуешь услышать насмешки и упреки, а то и угрозы от тех, кто хочет иметь возможность продолжать плести свои компромиссы в тишине, кто думает, что понимает в политике, кто уверен, что правит миром. Дай Бог, чтобы мы научились видеть облачный столб и не поддались недугу прагматизма, угрожающего уподобить всех нас тем самым ослам, которые не видят ничего, кроме своей порции овса. Будем же помнить, что мы не потомки «ослов» - Ишмаэля и Элиезера, а сыновья провидцев – Авраама, Ицхака и Яакова!
Выбор – итог и выбор – начало. Дважды за последние две недели мы встречаемся с принципиальным выбором. Сначала из всего человечества выбран Ноах и его семья. Остальные – уничтожены. Потом из всех потомков Ноаха выбран Аврам. Выборы эти принципиально различны. Мы знаем, что «… Ноах нашёл милость в глазах Ашем. Hoax был человеком праведным, непорочным в поколениях своих, с Эло’им ходил Hoax» (Берешит 6, 8-9). За эти заслуги Всевышний спасает из всего человечества Ноаха и его семью. Выбор Аврама в Торе вообще никак не описан. Мы видим Аврама в момент выбора, семидесяти пяти лет. Если не опираться на мидраш, то прямо из текста Торы мы можем извлечь только то, что Аврам был послушным и почтительным сыном, везде следовал за своим отцом. Достаточно ли этого, чтобы стать родоначальником еврейского народа? Здесь мы встречаемся с удивительным вариантом выбора: выбор не как награда за прошлые заслуги, а как надежда на будущее. Авраму предстоит пройти десять испытаний от приказа уйти из родного дома и до просьбы принести в жертву ола единственного сына. Эти испытания переменят его коренным образом. Сохраняя сыновнюю почтительность и трепет перед Всевышним, Аврам научился ограничивать свой хэсэд (милосердие) категорией дин (суд). Он научился ждать, терпеть и надеятся. Научился уступать, торговаться и стоять на своем. Научился смиренно выслушивать других и бескомпромиссно спорить с самим Творцом. Научился всему необходимому, чтобы превратиться в Авраама – отца народов.
Праведность Авраама и Лота
Занимаясь созданием модельного примера человечеству, Всевышний не прекращает убирать неудачные части своего Творения. Принято решение – уничтожить город Сдом. Авраам не смог выторговать спасение всему городу и посланцы Творца – малахи (христиане называют их – «ангелы») отправляются в Сдом, чтобы убедится в правильности принятого решения, выяснить, есть ли в городе праведники и спасти их от уничтожения. «И пришли два малаха к Сдому вечером, и Лот сидит в воротах Сдома. И увидел Лот, и встал навстречу им, и распластался лицом по земле. И сказал: вот, пожалуйста, Адонай! Заверните, пожалуйста, в дом вашего раба и ночуйте; и помойте ваши ноги, и встанете рано утром, и идите своей дорогой. И сказали: нет, только на улице будем ночевать. И уговаривал их очень, и завернули к нему, и пришли в его дом. И сделал им пир и мацот испек, и ели» (Берешит 19, 1-3). Лот сидит у ворот Сдома, это означает, что он работает городским судьей. Лот, племянник Авраама, по сдомским масштабам человек выдающийся, суперправедник, своей фигурой дает легитимацию всем безобразиям, которые творятся в Сдоме. В обмен на это Лот, пришелец, получает почетную должность. Наивно думать, что можно остаться хорошим внутри своей семьи в окружении безнравственного общества. Этот принцип справедлив и во времена праотцов и в эпоху глобализации. Лот своим присутствием не улучшает Сдом, а сам приобретает от сдомцев не самые лучшие качества. На первый взгляд поведение Лота очень похоже на поведение Авраама, он также называет гостей божественным именем Адонай, приглашает их в дом, но не проявляет такого энтузиазма и организует более скромную трапезу. Трапеза Лота отличается от Авраамовой еще и тем, что это – пир, т.е. трапеза с обилием вина. Лот любит выпить. Гости ведут себя также, как и у Авраама – едят. Но гости не пили. Вероятно, Лот пьет один, чтобы заглушить голос совести. Конечно, он – судья Сдома, но он еще и племянник Авраама. Позже любовь к вину еще сыграет с Лотом дурную шутку. «Еще не легли и люди города, люди Сдома, окружили дом, от малого до старого, весь народ, от края. И воззвали к Лоту, и сказали ему: где мужи, которые пришли к тебе ночью? Выведи их к нам, и познаем их» (Берешит 19, 4-5). Тора подчеркивает тотальность испорченности Сдома: все жители города – подлинные сдомцы. Решение Творца уничтожить их получает полное оправдание. Согласно пророку Ехезкелю, источник проблем Сдома – в излишнем богатстве. Сдомцы считают, что у них уже построено «светлое будущее». Именно поэтому в городе запрещена помощь бедным и гостеприимство. В идеальном городе и за его пределами нет и не может быть ни нищих, ни бездомных. Удивительно напоминает все это социализм (безразлично, национальный – Гитлера, или интернациональный – Сталина: «весь советский народ, от мала до велика, как один человек гневно осуждает…» И инвалидов на улицах нет у нас и с нищенством давно покончили!). Случайных гостей Лота сдомцы хотят изнасиловать («и познаем их») Гомосексуализм этот не случаен. Жители Сдома считают свое общество идеальным, цели развития у них отсутствуют, будущего у них нет, поэтому дети им не нужны, а половой инстинкт, требующий выхода, направляется по неконструктивному пути. Интересно, что гомосексуализм – явление, встречающееся во всех цивилизациях, вступающих в период своего умирания. Такой была Греция перед римским завоеванием, Рим периода Каракаллы, такова сегодня западная, европейская цивилизация. «И вышел к ним Лот ко входу, а дверь закрыл за собой. И сказал: не делайте, пожалуйста, братья мои, зла» (Берешит 19, 6-7). Лот пытается защищать гостей. Но фраза его проблематична: Лот считает всех сдомцев своими братьями. Это не принятая формула вежливости. Культурно он им близок: «Вот, пожалуйста, у меня две дочери, которые не знали мужа; выведу, пожалуйста, их к вам, и делайте им, как угодно в ваших глазах, только мужам этим не делайте ничего, потому что пришли под тень моей крыши» (Берешит 19, 8). Авраамов хесед (доброта, милосердие) приобретает у Лота сдомскую окраску, у него нет границ и он не ограждает от распутства собственных дочерей. И в конце главы отношения Лота с дочерями остаются весьма далекими от идеала. Сдомцы выходят из подчинения у своего судьи – Лота. Даже ослепленные, наощупь, они пытаются добиться своего. Малахи готовы спасти не только самого Лота, но и всю его семью, всех его родственников, очевидных сдомцев, которые участвововали в попытке надругательства над гостями Лота: «И сказали мужи Лоту: еще кто у тебя здесь? Зять, и сыновья твои, и дочери твои, и все, кто у тебя в городе, выведи из места» (Берешит 19, 12). Малахи разьясняют Лоту необходимость ухода из Сдома. Очевидно, что он не спешит покидать город, а цинизм его сдомских зятьев не дает им возможности услышать его предупреждение. История Лота и Авраама первый, но не единственный случай, когда Тора, обсуждая проблемы исправления человечества, дает ясный ответ: находясь среди чужих и чуждых, ни сам праведник, ни праведная семья, ни даже праведная община не могут оказать позитивное воздействие на окружающее общество, а сами погружаются в бездну ассимиляции и пороков.. Но уходя, Лот уносит с собой ту искру святости, которая присутствует даже в Сдоме. «И, как заря взошла, и торопили малахи Лота» (Берешит 19, 15). Заря в еврейской символике – мессианское освобождение, геула. Мессианская идея построения идеального общества родилась именно в Сдоме. Поэтому вся династия царей дома Давида из которой произойдет царь-Машиах, исправляющий мир, это потомки Рут-моавитянки (прабабушки Давида) и Наамы-амонитянки (первой жены Шломо), а Амон и Моав происходят от Лота и его дочерей. Д-р Ури Линец
Мы выбираем, нас выбирают…
Аврам и его жена Сарай в этой главе – уже Авраам и Сара, люди, заключившие персональный договор с Единым. Избранники Бога; праведники. О Ноахе сказано, что он был праведником в поколении грешников, в то время, как Авраам – праведник в поколении праведников. Современники Авраама – Лот, единственный, сохранивший человеческое лицо в аду Содома; Авимелех, справедливый правитель Грара; уникальный гений монотеизма Малкицедек – царь и священник Иерусалима. Была ли Сара праведней Агари, которую она выгнала из своего дома с ребенком Йишмаэлем, рожденным по решению Сары и усыновленным ей, когда она считала себя бездетной? Агарь поверила ангелу и увидела чудесный колодец; а Сара, когда ангел предрек ей рождение сына, не поверила… Был ли Авраам праведней Авимелеха? Авраам представил Сару своей сестрой, и ее забрали в гарем правителя; не увидь Авимелех вещий сон, все трое оказались бы связаны тяжким прегрешением. Как нашкодивший ребенок извиняется Авраам перед Авимелехом, а тот, нисколько не сердясь, заключает с ним союз… Легенды народов показывают предков то всемогущими героями, то безупречными аскетами, то хитромудрыми обманщиками. Тора же представляет нам наших предков такими, какими они были: праведниками среди праведников; хорошими среди хороших; людьми среди людей. Отчего же избраны именно Авраам и Сара? А кто нам сказал, что избраны только они? Пророк Амос говорит от имени Творца: «ведь что вы для Меня, что эфиопы; вот евреев Я вывел из Египта, а филистимлян – с Крита, а арамеев – из Кира». Нас предостерегают: то, что мы – избранный народ, не означает, что другие народы – не избранные. И избранность – не знак превосходства, не гарантия чистоты. Мудрецы приводят слова Моше: «разве власть даю я вам? Рабство даю я вам!» Каждый народ избран Богом. Каждый человек избран Им. Но каждый должен жить своей, а не чужой, жизнью. И нам изучать жизнь Авраама с Сарой, потому что мы избраны продолжить их миссию, а не миссию Агари или Лота. И нам осмысливать и толковать их поступки самостоятельно. Именно такие толкования и составляют Мидрашим – сопутствующие Талмуду сборники, о которых мудрецы сказали: «кто верит всему, что в них написано – простак; а кто не верит ничему – тот и в Бога не верит». Наконец, о страшном испытании Авраама: ему было велено принести сына Ицхака в жертву; он повинуется; Творец останавливает его руку и благословляет его как выдержавшего испытание. Нигде не сказано, что Авраам был бы наказан или лишен избранности, если бы он не принял правил этой жуткой игры. Напротив, избранниками, прошедшими испытание, остались Иаков, боровшийся с ангелом – посланцем Всевышнего; Моше, отспоривший у Всевышнего прощение и жизнь еврейского народа; судья Гидон, сам диктовавший Всевышнему условия. В испытаниях зачастую нет единственного верного выхода, и чаще всего они призваны научить нас новому о нас самих: Аврааму – об Аврааме, Исааку – об Исааке. И дай нам Бог с честью выдержать испытания, которые посылаются нам; и становиться чище, и лучше понимать наш путь, путь нашей собственной избранности. Рав Эли Бар Ялом
Еще раз про любовь
Сформировать понятие Авраам поставил любовь во главу учения. Сделать это - не так просто. Т.е. сказать «надо любить» – просто, но раскрыть суть любви, претворить ее в жизнь своей собственной жизнью и указать путь другим – смог только Авраам. Многие люди привыкли пользоваться словами, не задумываясь над их смыслом. Во многих случаях это правильно: невозможно все свести к формальным определениям, в жизни многое должно быть интуитивно понятно: небо, земля, звезды, трава, реки озера и любовь. Но иногда необходимо остановиться и задуматься над тем, что мы говорим. Такая необходимость возникает, когда чувствуешь, что заходишь в тупик. А любовь, как неверно определяемое понятие, давно сбивает людей с толку.
Распространенные заблуждения Самым большим заблуждением является представление о том, что любовь не требовательна, и ее высшая форма - «любовь даром» - любить всех, даже тех, у кого нет ничего хорошего, любить потому, что они такие и у всех есть право быть самими собой. Нередко при этом ссылаются на Авраама, который заступался за жителей Сдомской долины, прося Всевышнего пощадить их, несмотря на то, что они «плохи и грешны очень». При этом забывают, что Авраам не уговаривал простить их грехи, принять их такими, какие они есть, а удивлялся, неужели нет праведников в городах долины, население которой утратило понятие о добре и любви. И он сдался, когда понял, что нет десяти праведников даже в одном из пяти городов долины. Почему? Потому что десять праведников – это сила, которая может повлиять на общество и исправить его. Более того, для Авраама праведники, которые не стремятся изменить окружающую их среду к лучшему – никакие не праведники, а в лучшем случае – люди средние. Так значит, Авраам заступался за жителей сдомской долины только по тому, что надеялся исправить их, а поняв, что это невозможно – перестал молиться за них, бороться за продолжение их существования.
Ревность Наши мудрецы утверждали, что любовь не бывает без ревности. Ревности не только к кому-то, но и «за кого-то». Т.е. любовь не возможна без того, чтобы видеть недостатки и хотеть, чтобы тот, кого ты любишь, стал лучше. Человек был создан, чтобы увидеть то, чего не хватает в мире и приблизить его к совершенству.
Любовь, которая унижает Нет ничего более страшного для мира, чем ненависть без причины, и ничего более унизительного, чем любовь без причины. Конечно, слова «я тебя люблю без всякой причины» можно понять по-разному. Но любовь без причин, как это понимается в израильском обществе – любить, потому что ты есть, и любить тебя таким, какой ты есть, даже, если в тебе нет ничего хорошего – такая любовь унижает. Если человек исходит из того, что он будет любить меня, даже, если не увидит во мне ничего хорошего – мне его любовь не нужна. Любовь – это желание быть вместе, ощущение другого частью себя самого и себя - частью ближнего. Нет, еще нечто более сильное – ощущение единства, единства того, что есть у тебя и того, что есть у другого, своей сущности и его сущности. Не случайно сумма числовых значений букв слова а-ава равна тринадцати, и соответствует сумме числовых значений слова эхад – один. Секрет любви Авраама заключается в том, что любовь к человеку для него вытекает из любви к Богу. Гилель Старший говорил: «Будь учеником Авраама, праотца нашего: люби людей и приближай их к Торе» (Пиркей Авот). Приближать к Торе, раскрывать для человека Образ Бога, и Образ и Подобие Всесильного в человеке. Разве без этого может быть любовь? Раби Акива говорил: «Любим человек…, потому что создан по образу Всесильного» (Пиркей Авот). Раби Акива утверждал: «Возлюби Ближнего своего, как самого себя» - это самое общее правило Торы». В его простых словах есть своя тайна: общее правило включает в себя заповеди, связывающие человека с человеком и человека с Богом. Значит «возлюбить ближнего» предполагает, что из любви к Богу, которая неразрывно связана с поиском Его Образа и Подобия, желанием раскрыть Его в других людях, вытекает любовь к человеку.
Книга Зоар оба Аврааме В книге Зоар (Вайера) рассказывается, что к Аврааму приходили люди, чтобы учиться у него, а он посадил дерево и возле него забил источник. Если дерево при приближении человека поднимало свои ветви, то Авраам знал, что он заражен нечистотой идолопоклонства, пользуется неверными представлениями о Боге, сам того не замечая, исказил основные понятия и не может, при всем своем желании, стать лучше. Тогда он требовал от него погрузиться в очищающие воды источника, и только после этого принимал в свой круг. Не пришлось ли бы нам пройти очищение, погрузившись в живительные воды, бьющие возле дерева жизни, которое не готово дать свою тень тем, у кого сместились основные понятия, если бы мы сегодня захотели стать учениками Авраама, распространявшего во всем мире учение о любви? О том, что любовь Авраама была неразрывно связана с желанием исправить людей, сделать их лучше, раскрыть в них Образ и Подобие, свидетельствует еще один отрывок из книги Зоар: в Хевроне, в Меарат а-махпела («Двойной пещере») находятся ворота, через которые души приходят в этот мир и возвращаются в мир духовный. Авраам стоит у ворот и пропускает те, которые «сохранил союз обрезания». Вне всякого сомнения, у души нет телесной оболочки и речь идет о том, что все дела и мысли оставляют в ней след и душа человека, чьи устремления не были направлены на благо и на познание (по мере возможности) Творца, несет на себе отпечаток всех дурных поступков и мыслей. Рав Зеэв Мешков
|