«Раскаяние противовеса» [Как написано в предыдущей недельной главе (Ки тиса), Всевышний сказал Моше, что работами по изготовлению переносного Храма (Мишкана) и всей его утвари будет руководить Бецалель сын Ури (см. Шмот 31:1–5), которому были даны для этого соответствующие способности. В нашей главе (Ваякель) Моше сообщает об этом евреям так:] «…смотрите, Г-сподь призвал именно Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеуды. И исполнил его духом Б-жьим, мудростью… знанием и всяким искусством» (Шмот 35:30–31). Раби Моше Файнштейн указал, что выражение кара а-Шем (здесь переведенное «Г-сподь призвал») употребляется обычно, когда речь идёт о пророчестве (и переводится «Г-сподь обратился»). А ведь Бецалель не был пророком. Объясняет это раби Моше Файнштейн так: в пророчестве явно открывается воля Всевышнего. Но как существует прямое выражение Его воли, так существует и «косвенное»: «И исполнил его духом Б-жьим, мудростью… знанием и всяким искусством». Таланты, которые человек находит в себе, — это как призыв свыше осуществить их и использовать для увеличения Славы Небес и строительства Мишкана. Как для строительства своего внутреннего «мишкана» — где сможет пребывать Шхина (Б-жественное Присутствие), так и для создания места для Шхины в мире: распространения Торы и страха перед Всевышним и освящения Имени Небес во всех областях жизни. Потому что все [в этом мире] создано для прославления Имени Небес, как сказано: «Каждого, названного именем Моим… во славу Мою сотворил Я его, создал Я его, и сделал Я его» (Йишая 43:7). Человек знает свои силы, осознаёт способности. Он должен спросить себя: использую ли я все свои таланты для прославления Имени Небес, для того, чтобы помочь людям подняться, для распространения Торы? Есть понятие тшуват а-мишкаль, которое можно перевести как «раскаяние противовеса». Источник этого выражения — в мидраше: «Если совершил ты воз грехов, соверши в противовес им воз мицвот». Похожий совет даёт мудрец Бава бен-Бута царю Гордусу: «Ты погасил свет мира (уничтожив мудрецов), займись (теперь возвращением) света в мир (построив Храм)». Подобно этому, когда Хава, жена первого человека Адама, «погасила свет мира» — вкусила от древа познания добра и зла, накормила его плодами своего мужа и привела, таким образом, смерть в мир, — ей была дана мицва зажигать субботние свечи. Так же толкуют начало нашего недельного раздела Ваякель («И собрал»). Создавая золотого тельца, народ не дождался Моше, не послушал указаний Хура и не спросил совета Аарона. Теперь, «в противовес», Моше должен собрать народ, чтобы тот слушал его. О «раскаянии противовеса» речь идёт и в следующем рассказе, который может помочь каждому припомнить и оценить свои действия. В Израиле работает сегодня один аврех, знаток Торы. Он без устали переезжает с места на место, выступает, говорит с людьми, убеждает и записывает детей в религиозные школы и детские сады. Он не знает отдыха. Мы встретились с ним на этой неделе и спросили, в чём секрет его энергии. Он ответил: «Это моё раскаяние». «Раскаяние? В чём?» И он рассказал нам: «Много лет назад я также занимался записью детей в религиозные школы. Затем стал преподавать. Около года назад, перед Йом-Кипуром, меня пригласили прочесть лекцию в тюрьме — в рамках “кампании за пробуждение”, которую проводила администрация тюрем. Все внимательно слушали, а один заключённый не сводил с меня взгляда. Когда я закончил лекцию, он встал и спросил: “Уважаемый рав помнит меня? ”» «Я посмотрел на него, но не вспомнил». «А он продолжил: “Зато я вас помню. Я учился в школе, когда вы пришли поговорить с нами об учёбе в ешиве. Я даже помню, что у вас была белая ‘сусита’ (машина израильского производства)…”» «Это было правдой. Я вспомнил, что выступал там и не особенно преуспел…» «Тогда этот парень закричал: “Вы, уважаемый рав, виноваты в том, что я сейчас здесь, преступник и заключённый. Вы виноваты! Почему? А потому что говорили с нами АПТЕЧНЫМИ СЛОВАМИ, осторожно. Говорили о свете и сиянии вместо того, чтобы ДАТЬ ПО БАШКЕ, предостеречь от того, что ожидает на той стороне. Вы виноваты, раби, из-за вас я здесь”». «Что вам сказать? Его слова вонзились в моё сердце, как стрела. С тех пор не могу успокоиться. Кто знает, если бы я был более решителен, более воодушевлён, проявил большую настойчивость, — может, этот парень и другие, подобные ему, жили бы сегодня нормальной жизнью, счастливой, у них были бы хорошие семьи. Они были бы евреями, живущими в мире со своей верой и выбором. А не докатились бы до тюрьмы». «Я спросил своего рава, чем это можно искупить, и он посоветовал мне “раскаяние противовеса”. Поэтому я начал со всей энергией заниматься записью детей в школы и детские сады. И молюсь, чтобы Всевышний простил мои ошибки». И надо помнить каждому человеку Торы и всем, преданным слову Всевышнего: не было ещё такого поколения, как сейчас, когда возможны буквально чудеса в деле возвращения евреев к Творцу. Уже сказано: «Мудрее врагов моих…» (Теилим 119:98; эти слова можно перевести и как «Мудрее от врагов моих…»). Поколение назад, когда руководители государства стремились оторвать евреев от их наследия, «Репатриация молодёжи» приложила все усилия, чтобы искоренить веру. (Мы не предъявляем счетов. Колесо повернулось, и народ вернулся к своему наследию). Мы ещё помним, как вся эта молодёжь в едином порыве выполняла поставленную задачу, активисты, инструктора, учителя — все. А где наша молодёжь? Аврехим, вы где? Множество людей ждут слова Всевышнего… (Мааян а-Шавуа). Каждый ребёнок может стать великим мудрецом поколения [Среди вещей, изготовленных для переносного храма, был ковчег, сделанный наподобие ящика, открытого сверху, который был предназначен для хранения Скрижалей Завета. Ковчег закрывался золотой крышкой, на обоих краях которой располагались изваяния крувим (ангелов)] «…с распростёртыми вверх крыльями…» (Шмот 37:9). [У крувим были лица детей (см. Раши на Шмот 25:18).] У некоторых детей бывают такие высокие духовные устремления, что, используя слова Писания, можно сказать: их «крылья» простёрты вверх… Глядя на них, трудно поверить, что перед нами маленький ребёнок. Задача родителей и воспитателей — дать этим устремлениям развиться, «крыльям» — окрепнуть. Не подрезать их… Раби Меиру Шапиро из Люблина ещё в детстве пришла идея: каждый еврей может изучать ежедневно один лист Гемары. Но взрослые, услышав от него эту идею, только смеялись. Со временем ребёнок вырос и стал прославленным и почитаемым «раби Меиром Шапиро». [В 1923 году, уже в зрелом возрасте, он выступил с инициативой огранизовать программу Даф йоми («ежедневный лист»), в рамках которой предлагалось изучать один лист Гемары каждый день. Эта программа сразу имела большой успех, и продолжается по сей день. Количество евреев, которые изучают сегодня Даф йоми, составляет многие тысячи, а может быть и десятки тысяч человек.] Когда раби Шапиро приехал в свой родной город, где жили те, кто над ним смеялся, он напомнил им это и добавил, что ещё немного — и он отказался бы от своей идеи из-за насмешек. И евреи потеряли бы бесконечное число листов Гемары, которые были и будут изучены благодаря этому ребёнку… Подобное может случиться не только с раби Меиром Шапиро, но и с каждым из наших детей. Раби Дов Яффе, духовный руководитель йешивы Кфар Хасидим часто вспоминал, как Хазон Иш сказал ему: каждого человека Торы в наши дни «следует подозревать в том, что он — из великих мудрецов поколения». Но некоторые родители, видя, что сын «простирает крылья вверх», кричат на него. Так можно оставить еврейский народ без великого мудреца поколения… (Алейну лэшабеах). В награду за приготовление субботнего блюда… «…в день же седьмой да будет у вас святость…» (Шмот 35, 2) Сказал рабейну Хида (Раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай): слово лахэм («у вас») толкуют «для вас», «для вашего блага». А суббота полна блаженством и благом, едой и питьём, красивой одеждой и отдыхом. Сказано в Писании: «…в день же седьмой да будет у вас — святость». Чтобы это «у вас» было свято. [Чтобы мы наслаждались всеми удовольствиями субботнего дня не просто для собственного ублажения, а] чтобы все эти удовольствия были пропитаны святостью, и чтобы мы наслаждались ими во Имя Небес. Рассказал раби Маатук Хаттаб историю о царе, вознесённом высоко, пожелавшем построить дворец, который станет верхом совершенства. Он спросил, кто лучший строитель, и ему порекомендовали подрядчика-еврея, чья работа безупречна. Построил подрядчик дворец в соответствии с желанием царя, и царь спросил, какую награду тот хочет. Ответил подрядчик: «Чтобы евреи были освобождены от царского налога на десять лет». Царь согласился и выполнил его просьбу. Затем царю понадобился столяр. Ему порекомендовали одного ненавистника евреев, который также выполнил свою работу в соответствии с желанием царя. Царь спросил, какую награду тот хочет. Ответил столяр: «Чтобы бросили в море еврея-строителя». Сила ненависти… Приказал царь выполнить просьбу столяра. Связали строителя и повезли на корабле в море. Но пожалел его моряк, укрыл на корабле, привёз к себе домой и спрятал. Сидит строитель без дела и молит Всевышнего изменить его судьбу. Только от одного он не отказался: попросил, чтобы каждую пятницу давали ему готовить рыбу на субботу. Он сам её резал, очищал от внутренностей, солил и готовил. И однажды накануне субботы получил свою награду: во внутренностях рыбы был царский перстень. Моряк разузнал для него, как перстень туда попал. Оказалось, царь плыл на корабле и играл с перстнем на палубе. Вдруг перстень соскользнул с его руки в море. Велико было горе царя, т.к. перстень этот передавался в его роде по наследству. Строитель принял всё это к сведению и попросил своего благодетеля разузнать, когда царь гуляет по берегу моря. Царь вышел на прогулку и вдруг видит: идёт из воды человек ему навстречу. Поднялся из моря строитель, полностью одетый, и приблизился, весь мокрый, к царю. Поклонился. Царь, к своему удивлению, узнал подрядчика, строившего дворец. «Что ты делаешь здесь?» — спросил он. Еврей снова поклонился: «В своё время приказал царь бросить меня в море». Царь припомнил. «Приплыла огромная рыба и проглотила меня, и принесла к Ливьятану (Левиафану). Удивился Ливьятан моему прибытию, и я поведал ему свою историю. Обрадовался Ливьятан возможности, которая представилась, и сказал: “Давно хотел я построить дворец, который был бы верхом совершенства, и вот, послал мне Всевышний нужного человека”. Он доставил все необходимые материалы, а осьминоги мне помогали. Я построил ему совершеннейший дворец, а теперь его нужно обставить. Ливьятан отпустил меня и приказал доставить к берегу, чтобы я предстал пред царём и попросил послать Ливьятану столяра, который работал в царском дворце. А в доказательство передал мне царский перстень, что упал в море, а один из его подданных принёс ему». И передал царю потерянный перстень. Других доказательств не понадобилось. Ненавистника евреев связали и бросили в море, а строитель вышел на свободу. И всё это — в заслугу приготовления субботнего блюда (Авотейну сипру лану, Хохма у-мусар).
|