«Беар» («На горе»), «Бехукотай» («По законам моим») «И говорил Г-сподь Моше на горе» о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль. Продажа и покупка земли в Эрец-Исраэль оговорена законами, которые делают невозможным полное отчуждение земельных участков от их первоначальных владельцев, – в конце концов участки к ним возвращаются. Каждый седьмой год – это год шмиты, год отдыха земли, когда она не подвергается обработке, а плоды садов и виноградников принадлежат не хозяину, а всем в равной степени и снимаются с деревьев и лоз по мере потребления.
Каждый пятидесятый год – йовeль – также святой год, когда земля не обрабатывается. В этот год, кроме того, рабы выходят на свободу, а земельные участки возвращаются к их первым владельцам.
Шмита и йовель отсчитываются с момента расселения двенадцати колен Израиля в уделах, выделенных им в соответствии с указанием Всевышнего в завоеванной ими стране, обещанной им Всевышним. (Историческая справка. Обработку земли в своих уделах колена начали спустя четырнадцать лет после вступления в страну из пустыни. А еще через шесть лет наступил первый год шмиты.)
Глава «Бехукотай» («Если по законам Моим будете поступать») развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
КАКИМИ ПУТЯМИ НАС ВЕДЕТ ВСЕВЫШНИЙ Рав Бенцион Зильбер Предсказание счастливой жизни еврейскому народу, когда он соблюдает законы Всевышнего, завершается в главе «Бехукотай» стихом: «И буду ходить среди вас, и буду вам Б-гом, а вы будете Мне народом» (Ваикра, 26:12). О том, какая жизнь ожидает еврейский народ, если он сойдет с путей Торы, сказано так: «А если не послушаете Меня и не будете исполнять все эти заповеди; И если будете пренебрегать Моими законами, и если Мои правопорядки отвергнет ваша душа… То и Я поступлю так с вами, и обрушу на вас смятение, чахотку и огневицу, томящие глаза и истязающие душу. И будете напрасно сеять ваши семена, есть это будут ваши враги… И властвовать будут над вами ненавидящие вас, и в бегство вы обратитесь, а никто не преследует вас» (там же, 26:14-17). В случае если отход еврейского народа от Торы будет усугубляться, будут усугубляться и его несчастья: «А если при том не послушаете Меня, то буду еще карать вас… и сделаю ваши небеса как железо, а вашу землю как медь. И тратиться будет напрасно ваша сила, и не даст ваша земля своего урожая, и дерево не даст своих плодов…» (там же, 26:18-20). Тора продолжает: «А если при этом Моего назидания не примете и ходить будете со Мной непостоянно, то Буду ходить и Я с вами непостоянно, и поражу вас… и преданы будете в руки врага…» (26:23-25). Четвертое предупреждение грозит самой тяжкой карой: «И опустошу Я землю... А вас рассею между народами… Я вселю робость в их (евреев) сердца на землях их врагов, и будет преследовать их шорох листа… И потеряете вы [друг друга] среди народов, и пожрет вас земля ваших врагов…» (26:32, 33, 36, 38, 40). Завершается раздел тем не менее обнадеживающим обещанием Всевышнего: «Но при всем этом, когда они будут в земле своих врагов, Я ими не пренебрегу и не отвергну их [до того, чтобы] их истребить, нарушить Мой завет с ними; ибо Я Г-сподь, их Б-г» (26:44). «Но при всем этом», объясняет Раши, значит – хотя Я делаю с ними это, т.е. подвергаю их каре – изгнанию. Всевышний обещает помнить о евреях в нелегкой ситуации галута. Обещание это выражено четырьмя глаголами, которые идут попарно, как бы удваивая один другой: «не пренебрегу», «не отвергну», «истребить», «нарушить (завет)» (в переводе они соединены союзом «до того, чтобы»). Удвоение это дано не для усиления экспрессии, оно содержит специальный смысл: «не пренебрегу» – «[до того, чтобы] истребить» и «не отвергну» – «[до того, чтобы] нарушить Мой завет с ними». Совершенно понятно, что переселение (тем более – бегство) в чужую страну, пребывание в ней – состояние дискомфортное, а Тора к тому же называет страны изгнания не просто чужими, но – землей врагов. Оно не просто дискомфортное, оно очень небезопасное. Две основные опасности, что подстерегают еврейский народ в изгнании (галуте), – угроза физического преследования и угроза утраты духовности. В этом стихе Всевышний обещает, что сохранит Свой народ и физически (не даст его истребить), и духовно (сохранит Свой завет с ним). Как это происходит? Какими способами, какими «маневрами» Всевышний проводит Свой народ между опасностями? Ведь представить себе, что евреи выжили и сохранились как народ в многовековых изгнаниях естественным путем, просто невозможно. История еврейского народа – единственный в истории пример подобного выживания. Это чудо. Всевышний ведет евреев, как канатоходца по канату. Об одном из «приемов» Всевышнего в спасении евреев от физического уничтожения говорит в своей книге «Перед приходом Машиаха» рав Эльханан-Буним Вассерман, один из крупнейших еврейских мудрецов 20 века. (Когда началась Вторая мировая война, рав Вассерман находился в США. Лучше многих других понимая, что происходит, он, тем не менее, вернулся в Польшу к своим ученикам и вместе с ними погиб в каунасском Девятом форте.) В своей книге в главе «Дела отцов» рав Вассерман пишет: «Мидраш снабдил нас замечательным ключом к пониманию сообщений Торы: «Дела отцов – знак для сыновей». В повествованиях Торы – вся история еврейского народа от первых до последних дней. В разделе «Ваишлах» описывается встреча Яакова с Эсавом, в которой содержится намек на жизнь евреев среди других народов». В п. 22 главы «Пастыри» мы читаем: «Беды галута имеют определенный, известный порядок. Намек на него содержится в разделе о галуте (начало раздела «Ваишлах»). В нем говорится: «а оставшийся лагерь предназначен для спасения» (Берешит, 32:8). Когда евреев преследуют и мучают в одной стране, всегда находится другая страна, служащая им убежищем. Во время изгнания из Испании перед евреями открыли свои двери Турция, Польша, затем Голландия». А в п. 23 рав Эльханан-Буним пишет: «И положите расстояние между стадами» (Берешит, 32:16). В эпоху галута преследования евреев всегда чередовались с передышками». Случалось в какие-то периоды в разных странах, что жизнь евреев была достаточно спокойной. Как ни странно, надо сказать, что такое благополучие в известном смысле более опасно для нас, чем преследования. Чем угрожает существованию еврейского народа спокойная жизнь, которая порой выпадала нам в изгнании? Духовным смешением. В новой обстановке естественно желание приспособиться к среде, быть как все. Для того чтобы плыть против течения, оставаясь самим собой, нужны огромные силы. Один из способов, которым Всевышний спасает Свой народ от ассимиляции, – скитания. Рав Меир-Симха А-Коэн в комментариях на главу «Бехукотай» в своей книге «Мешех хохма» размышляет о том, что евреям случалось приживаться на чужом месте, особенно если власти в этих странах хорошо к ним относились. Большая часть его рассуждений относится к восточноевропейскому еврейству. Он пишет (цитирую по книге моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, «…Чтобы ты остался евреем», где отец приводит этот отрывок): «Уже более тысячи лет евреи пребывают в изгнании. Это долгий срок, а человек всегда хочет чего-то нового. Появятся ошибочные мысли, начнут критиковать то, что наши отцы дали нам в наследство… Еще немного, и скажут: «Ложь то, что передали нам отцы». Евреи начнут забывать свое происхождение… оставят учение своей веры, начнут изучать чужие языки и сочтут Берлин Иерусалимом. Еврей забудет, что он – пришелец в чужой стране, и назовет ее родиной… Но не радуйся, еврей, радостью других народов. Грянет внезапно страшная буря, напомнит громовым голосом: «Ты – еврей! Кто тебя сделал человеком? Уходи отсюда!» Вырвет его с корнем, зашвырнет далеко, и дадут ему знать, что он чужой, что его настоящий язык – это лашон кодеш (святой язык, иврит), а чужие языки – как одежда. Чтобы не забывал он, что происходит от евреев. И будут ему утешением только слова Б-жьих пророков, что пришлет Всевышний Машиаха, и придет он, и спасет…» Эти слова рав Меир-Симха написал не только задолго до начала Второй мировой войны, но задолго до прихода к власти Гитлера (рав Меир-Симха скончался в 1926 году). На каком основании он писал о грядущей «страшной буре»? Как мог он ее предвидеть? Он находил предсказание такого вмешательства Всевышнего в судьбу евреев в Торе, в словах о том, что евреи не будут знать покоя и отдыха, находясь на чужой земле: «Но и между теми народами не успокоишься ты, и не будет покоя твоей ступне …» (Дварим, 28:65). Стоит им забыться, вычеркнуть из памяти, что они пришельцы, как Всевышний посылает бурю, она перемещает спасшихся на новое место, и это тяжелое потрясение становится для народа возможностью духовного очищения. Так «маневрирует» Всевышний, спасая евреев от духовной гибели угрозой физического уничтожения и спасая их от физического уничтожения подготовкой «посадочной площадки» и «передышками». Нам всегда радостно читать и слышать о чудесах и спасении из трудных обстоятельств, приходящих к нам от Всевышнего, и трудно осознавать, что и тяжелые события нашей жизни имеют источником Его волю. Однако это так. В трактате Талмуда «Бава батра», 73б Раба бар бар Хона рассказывает одну из своих известных агадот (агада – некая история, нередко фантастического содержания, понимать которую часто следует аллегорически). Однажды, рассказывает Раба бар бар Хона, мы шли на корабле и увидели рыбу. Она была покрыта песком, и на ней росла трава. Мы подумали, что это суша, спустились с корабля, начали печь и варить на ней, а когда рыбе стало жарко, она перевернулась. Не будь корабль близко, мы бы потонули. Мой отец рав Ицхак Зильбер объяснял эту аллегорию от имени своего отца. Речь тут идет о евреях, говорил он. Им кажется, что место, где они обосновались, – это прочный, надежный остров. А это не остров, это рыба, которая в любой момент может перевернуться. Всем нам свойственно сближаться с людьми, которые нас окружают, ценить культуру и язык стран, куда нас забросило рассеяние. Даже возвращаясь к своим корням, узнавая про субботу и кашрут, делая первые попытки соблюдения Торы, многие из нас продолжают чувствовать себя частью народа, среди которого они живут. А нам нельзя забывать, что мы евреи, иначе мы не сможем выполнять возложенные на нас обязанности. Вот поэтому-то Всевышний и не дает нам нигде укорениться, пустить корни. Где бы мы ни были, кроме Эрец-Исраэль, мы всегда должны помнить, что мы – не коренное население.
|