ТЕИЛИМ. Под редакцией рава Бенциона Зильбера

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: ТЕИЛИМ. Под редакцией рава Бенциона Зильбера

Post by Архивариус »

ТЕИЛИМ Глава 35
Урокам рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, первым или одним из первых урокам по теилим на русском языке в Эрец-Исраэль, посвящается.
1От Давида. Веди, Г-сподь, спор со спорящими со мной, веди войну с воюющими со мной!
2Возьми щит и латы и встань на помощь мне.
3Обнажи копье и прегради [путь] преследующим меня; скажи моей душе: «Я – твое спасение!»
4Пусть устыдятся и опозорятся ищущие моей души; пусть отступят назад и будут посрамлены [те, кто] злоумышляет против меня.
5Пусть станут они как мякина на ветру, и ангел Г-спода пусть подбрасывает [их].
6Пусть будет их путь темен и скользок, и ангел Г-спода да преследует их.
7Ведь безвинному мне вырыли они яму-западню, без [моей] вины подкапывались под мою душу.
8Пусть придет на него неожиданно бедствие, и сеть, что он скрыл, пусть уловит его самого, в [час] бедствия пусть он упадет в нее.
9А моя душа возликует в Г-споде, возвеселится от Его помощи.
10Все кости мои скажут: «Г-сподь, кто подобен Тебе, избавляющему бедняка от [того, кто] сильнее его, бедного и нищего – от его обидчика!»
11Встали свидетели лживые, то, о чем я не знаю, спрашивают с меня.
12Платят мне злом за добро, утратой – душе моей.
13А я – когда они болели, одевался во вретище, постом изнурял мою душу; пусть моя молитва вернется в лоно мое.
14Словно друг, словно брат мне [он], я ходил, словно оплакивающий свою мать – мрачный, поникший.
15А когда я охромел, они радовались, и собирались они! Собрались против меня увечные, [которых] и не знал я, терзают и не перестают.
16Лицемеры и насмешники криводушные, скрежещут на меня своими зубами.
17Г-сподь, сколько [еще] будешь смотреть? Избавь мою душу от бедствий [подстроенных] ими, от молодых львов – единственную мою!
18Я восхвалю Тебя в великом собрании, среди многочисленного народа буду Тебя прославлять.
19Да не будут злорадствовать надо мной беспричинно враждующие со мною, да не перемигиваются ненавидящие меня понапрасну!
20Ибо не к миру ведут они разговоры, и против миролюбивых в стране составляют коварные замыслы.
21Широко разинули на меня свой рот, говорят: «Ага! Ага! Видел наш глаз!»
22Ты видел, Г-сподь, не будь глух [ко мне], Г-сподь мой, не отдаляйся от меня!
23Пробудись и встань для суда моего, мой Б-г и мой Г-сподь – для спора моего!
24Суди меня по правде Твоей, мой Г-сподь, мой Б-г, и пусть не радуются они обо мне!
25Пусть не скажут в своем сердце: «Это нам по душе!» Пусть не скажут: «Мы его проглотили!»
26Пусть будут пристыжены и посрамятся разом радующиеся моему несчастью, пусть облекутся стыдом и позором возвеличивающиеся передо мной!
27Пусть торжествуют и радуются желающие моего оправдания, пусть всегда повторяют: «Велик Г-сподь, желающий мира Своему рабу!»
28А мой язык будет возглашать Твою правду, весь день – хвалу Тебе!

БЕСПРИЧИННАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ ОКРУЖЕНИЯ
Рав Бенцион Зильбер
Мы не раз говорили о том, что псалмы обладают такой глубокой духовной природой, что всякий человек, читающий их, находит в них выражение своих собственных переживаний, выражает их чтением что-то свое личное, как печальное, так и радостное.
Не раз говорили мы и о том, что жизнь царя Давида была полна тяжких испытаний. Тридцать пятая глава книги «Теилим», как многие другие главы, представляет собой молитву к Творцу о помощи и выражение благодарности за эту помощь. Посвящена она печальным переживаниям, особенно тяжелым для автора потому, что сам он не причинил никакого зла людям, которые травят его и заставляют его страдать.
Что такое горе, увы, знает каждый. Нет человека, который никогда в жизни не сталкивался бы с бедой, если не личной, то со случившейся с кем-то рядом. Так что выраженные в псалме чувства вполне доступны нашему пониманию.
Большинство комментаторов считают основой тридцать пятой главы личные переживания Давида. Но есть мнение, что в этой главе Давид говорит о еврейском народе в изгнании, т.е. в беде, в целом. Это мнение принадлежит выдающемуся знатоку и комментатору Талмуда раби Меири Менахему бен Шломо (вторая половина тринадцатого – начало четырнадцатого века, Прованс, Франция; из комментариев Меири к Танаху сохранились лишь толкования «Теилим» и «Мишлей». Комментарии Меири отличает ясность и доходчивость изложения).
Анализируя главу, Меири прослеживает развитие в ней обеих линий: и личной, и, так сказать, общенародной (Меири видит в ней указание на положение еврейского народа в длительном, т.е. нынешнем, римском галуте; если это так, указание, разумеется, пророческое). При этом обе они не вступают в противоречие с текстом ни в одном из стихов.
Рассмотрим главу как отражение судьбы еврейского народа после изгнания евреев римлянами из Эрец-Исраэль.
С первого по третий стих Давид просит Всевышнего всегда выступать на стороне еврейского народа: «Веди… спор со спорящими со мной, веди войну с воюющими со мной» – первый стих; «Возьми щит и латы и встань на помощь мне» – второй стих; «Обнажи копье и прегради [путь] преследующим меня» – третий стих. В конце третьего стиха Давид просит еще и о моральной поддержке, просит укрепить стойкость народа напоминанием: «Скажи моей душе: «Я – твое спасение!»
В пяти следующих стихах Давид призывает позор и поражение на преследователей еврейского народа, просит о крушении их планов.
«Пусть устыдятся и опозорятся ищущие моей души; пусть отступят назад и будут посрамлены [те, кто] злоумышляет против меня» – четвертый стих. «Пусть станут они как мякина на ветру, и ангел Г-спода пусть подбрасывает [их]» – пятый стих. Радак объясняет: иногда ветру оказывается не под силу развеять мякину, если она застревает у какого-нибудь забора или препятствия, но Давид просит, чтобы этого не случилось: пусть врагам ни в каком случае устоять не удастся, потому что «ангел Г-спода… подбрасывает [их]».
Шестой стих повторяет конструкцию пятого: «Пусть будет их путь темен и скользок, и ангел Г-спода да преследует их». Радак объясняет: идущий в темноте может споткнуться обо что-то и упасть, идущий по скользкой дороге может поскользнуться и упасть. Может, однако, случиться и так, что и в том, и в другом случае идущий избегнет опасности и благополучно завершит путь. Однако если кто-то его преследует («ангел Г-спода да преследует их») и ему приходится убегать, то на темной или скользкой дороге он упадет неизбежно.
В седьмом стихе Давид объясняет, почему он призывает беды на головы преследователей. Потому что он (читай: еврейский народ) ни в чем не виноват перед ними: «Ведь безвинному мне вырыли они яму-западню, без [моей] вины подкапывались под мою душу». Пусть же их козни обратятся против них: «…сеть, что он скрыл, пусть уловит его самого…» – стих восьмой.
Когда возмездие Всевышнего постигнет врагов еврейского народа, душа евреев «возвеселится от Его помощи» (стих девятый). И не только душа, но и тело, потому что мы благодарим Всевышнего всем своим существом: «Все кости мои скажут: «Г-сподь, кто подобен Тебе, избавляющему бедняка от [того, кто] сильнее его, бедного и нищего – от его обидчика!» (стих десятый). Здесь «кости» означают тело, потому что, как говорит Радак, они его опоры и основа.
С одиннадцатого по шестнадцатый стих Давид говорит о том, почему эти преследования особенно горьки. Потому что они ничем не вызваны. За еврейским народом нет накакой вины перед народами, среди которых ему, надолго лишенному родины, приходится жить. Его обвиняют в вещах, в которых он не виноват, как говорится, ни сном, ни духом, он даже не понимает, о чем идет речь: «Встали свидетели лживые, то, о чем я не знаю, спрашивают с меня» (стих одиннадцатый). Евреи всегда были лояльными гражданами в странах, где они проживали, но всем им тем не менее знакомо чувство изгойства: «Платят мне злом за добро, утратой – душе моей» (стих двенадцатый). Положение не меняет даже то обстоятельство, что евреи принимали близко к сердцу проблемы и трудности стр< !--skip-->аны проживания: «А я – когда они болели, одевался во вретище, постом изнурял мою душу» (стих тринадцатый); «Словно друг, словно брат мне [он], я ходил, словно оплакивающий свою мать – мрачный, поникший» (стих четырнадцатый). Более того. Во второй части стиха тринадцатого Давид, по толкованию Радака, подчеркивает, что он «одевался во вретище» не для виду и был «поникший» (это уже следующий стих) не притворно, что в молитве о тех, кто потом стал ему врагом, он действительно просил о благе, а не о зле для них. И доказательство тому – то, что Давид просит теперь дать ему то благо, о котором он молил для других: «…пусть моя молитва вернется в лоно мое».
Далее (стих пятнадцатый, шестнадцатый, двадцатый, двадцать первый) Давид говорит о том, как недоброжелатели относятся к еврейскому народу, и просит, чтобы Всевышний, его Б-г и его единственный Судья, рассудил между еврейским народом и между его врагами (стих двадцать третий, двадцать четвертый).
Что враждебность эта не случайна, очевидно. Случайность, как говорят наши мудрецы, не повторяется. Она также – с точки зрения врагов, по их земной логике, – не беспричинна. В своих истоках это – отрицание еврейской веры в Единого Б-га, в дальнейшем, уже в изгнании, – иноверие, потому что страны рассеяния евреев были или христианскими, или мусульманскими, а евреи от перехода в другую веру упорно отказывались. Небесная логика, если можно так выразиться, видит в этом противостоянии причины принципиально иного порядка. Они известны Небесам, но неясны, иррациональны для самих врагов. Можно сказать только, что для Небес эта враждебность – средство, которым Всевышний, с одной стороны, оберегает Свой народ от смешения, от ассимиляции, т.е. сохраняет его как народ с особой миссией, с другой стороны – наказывает за вину перед Б-гом, когда такая вина есть. Всевышний знает, что правда – на стороне Его народа, и потому Давид не сомневается, что его обвинители «будут пристыжены» (стих двадцать шестой), а «желающие… оправдания» (стих двадцать седьмой) будут торжествовать и радоваться.
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: ТЕИЛИМ. Под редакцией рава Бенциона Зильбера

Post by Архивариус »

ТЕИЛИМ Глава 36
Урокам рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, первым или одним из первых урокам по теилим на русском языке в Эрец-Исраэль, посвящается.
1Для дирижера, от раба Г-спода, от Давида.
2Дурное начало говорит нечестивцу, [как я угадываю] в моем сердце, чтобы не было страха Б-жьего перед его глазами.
3Оно сглаживает [все преступления] перед его (нечестивца) глазами, чтобы [Всевышний] увидел его грех и возненавидел его.
4Слова его (нечестивца) уст – неправда и лукавство, перестал он вразумлять [себя], чтобы становиться лучше.
5Беззаконие замышляет он на своем ложе, встает на недобрый путь, зла не гнушается.
6Г-сподь, до неба милость Твоя, верность Твоя – до туч небесных.
7Твоя справедливость – как высочайшие горы, суд Твой – как великая бездна; человеку и скоту помогаешь Ты, Г-сподь!
8Как драгоценна Твоя милость, Б-г! И сыны человеческие под сенью Твоих крыл находят укрытие,
9Насыщаются от тука дома Твоего, и [из] потока Твоих услад Ты поишь их.
10Ибо у Тебя – источник жизни, в Твоем свете мы видим свет.
11Простри Твою милость на знающих Тебя, справедливость Твою – на прямодушных.
12Да не подступит ко мне нога гордеца, и рука нечестивцев да не сдвинет меня.
13Там пали творящие беззаконие, отринуты и не могут подняться. КОГО ОБМАНЫВАЕТ ЛИЦЕМЕР?
Рав Бенцион Зильбер
Человек хочет нравиться себе и другим. Он надевает модную одежду, следит за своей прической и оправдывает свои поступки. Хорошо, если зеркало и совесть не обманывают его. Плохо, если он старается не видеть явного и не слышать голоса разума, а обманывать себя и других. Тогда в том, что касается поступков, он становится негодяем. О таких людях идет речь в тридцать шестой главе книги «Теилим», причем Сфорно полагает, что к этой теме Давида привело размышление о конкретном человеке по имени Ахитофель, который подсказал дурной поступок сыну Давида Авшалому, а М еири считает, что речь в псалме идет о людях такого типа в целом.
Уже в первом стихе псалма Давид четко противопоставляет себя таким людям, называя себя «рабом Г-спода»: «от раба Г-спода, от Давида», а во втором говорит, что внутреннее чутье («[как я угадываю] в моем сердце») подсказывает ему: дурное побуждение толкает нечестивца-лицемера делать все, что он пожелает, как если бы над ним не было Господина, от которого исходит воздаяние за совершаемое человеком.
Не будем говорить о том, в какие формы выливается притворство в наше время, но во времена Давида лицемер, конечно, утверждал, что он верующий человек, который во всем следует Торе, а сам следовал своему дурному побуждению, потому что «не было страха Б-жьего перед его глазами» (стих второй). Человек называет себя хорошим, но в душе не признает своей ответственности перед Небесами: «Слова его (нечестивца) уст – неправда и лукавство, перестал он вразумлять [себя], чтобы становиться лучше» (стих четвертый).
Меири, комментируя псалом, говорит, что до шестого стиха Давид, безусловно, характеризует нечестивца, начиная с восьмого – излагает свои взгляды и принципы, а шестой и седьмой стихи можно рассматривать двояко: и как характеристику мыслей нечестивца, и как полемику с ним, т.е. как позицию Давида.
В шестом стихе сказано: «Г-сподь, до неба милость Твоя, верность Твоя – до туч небесных», в седьмом – «Твоя справедливость – как высочайшие горы, суд Твой – как великая бездна; человеку и скоту помогаешь Ты, Г-сподь!» Если рассматривать эти слова как полемику Давида с не знающим страха Б-жьего нечестивцем, то смысл их следует, по Радаку и Меири, понимать так: Б-г милостив к своим творениям и верен им навеки. Милость Его заключается в том, что Он обеспечивает миру, всему живому в мире, включая нечестивцев, возможность существования, а верность – в обеспечении вечного существования вида как такового, хотя отдельные его представители, конечно, умирают. Упоминая порознь человека и животных, Давид, по мнению Меири и Рамбама, имеет в виду разницу в отношении к ним Всевышнего. Помощь Всевышнего человеку состоит в соответствующем воздаянии ему за дурные и хорошие поступки, а для животных награды и наказания не существует. К животным Всевышний относится как к виду в целом, а к каждому человеку – индивидуально.
Рассмотрим теперь шестой и седьмой стихи не как возражение предыдущим, а как продолжение пятого стиха. В пятом стихе сказано: «Беззаконие замышляет он на своем ложе, встает на недобрый путь…» Обычно перед сном, в постели, человек предается размышлениям, говорит Радак, потому что в это время он ничем не занят. Нечестивец по ночам замышляет дурное, а утром встает с постели, чтобы творить зло. Если сказанное в шестом и седьмом стихе продолжает ночные мысли нечестивца, то смысл его таков: добро, правда, справедливость – они не для нас, не в нашем мире. Они – на Небесах. Это что-то совершенно отвлеченное, как и суд Всевышнего, непостижимый для человека. И нет разницы между человеком и скотом, им одинаково не видно и не понятно, что сущ ествует Провидение, что оно действует и как оно действует.
На это Давид отвечает всем продолжением псалма, основная мысль которого – в этом мире нам действительно трудно увидеть, что такое воздаяние, потому что этот мир – лишь часть жизни нашей души. Полностью она расплачивается и вознаграждается за совершенное в Грядущем мире, после того, как покидает земной мир.
Восьмой стих говорит именно о Грядущем мире. «Как драгоценна Твоя милость, Б-г! И сыны человеческие под сенью Твоих крыл находят укрытие» значит, по мнению Радака: только в земном мире милость может пролиться и на дурных, и на хороших, но милость Грядущего мира обращается только на праведных, и потому она драгоценнее милости в земном мире, тем более что она – вечное благо, а милость на земле – преходящее. О земной милости в шестом стихе сказано: «до неба милость Твоя». Милость же Грядущего мира неизмерима. И поэтому, если отнести стихи десятый – двенадцатый к этому миру, то они представляют собой просьбу, мольбу о помощи в совершенствовании, а если к Грядущему – это утверждение, что именно так там все и обстоит: «Ибо у Тебя – исто чник жизни, в Твоем свете мы видим свет» (десятый), «Простри Твою милость на знающих Тебя, справедливость Твою – на прямодушных» (одиннадцатый), «Да не подступит ко мне нога гордеца, и рука нечестивцев да не сдвинет меня» (двенадцатый). Те же, кто творит беззаконие, падут «там», т.е. там, где они находятся, на земле: «Там пали творящие беззаконие, отринуты и не могут подняться» (стих тринадцатый). И после падения и отринутости они уже не смогут подняться, говорит Радак, в отличие от праведника, о котором сказано: «Семь раз упадет праведный и поднимется» (Мишлей, 24:16).
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Re: ТЕИЛИМ. Под редакцией рава Бенциона Зильбера

Post by Архивариус »

ТЕИЛИМ Глава 37
Урокам рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, первым или одним из первых урокам по теилим на русском языке в Эрец-Исраэль, посвящается.
1От Давида. Не соревнуйся со злодеями, не завидуй [тем, кто] поступает несправедливо.
2Ибо они, как трава, скоро будут скошены и, как зелень травная, увянут.
3Полагайся на Г-спода и делай добро, заселяй землю и питайся верой,
4И наслаждайся Г-сподом, и Он даст тебе [то, что] просит твое сердце.
5Вверь Г-споду твой путь и положись на Него – и Он сделает.
6Он явит, как свет, твою правоту, и твою справедливость – как полдень.
7Молча жди пред Г-сподом и надейся на Него, не соревнуйся с преуспевающим на своем пути, с человеком, осуществляющим козни.
8Отрешись от гнева и оставь ярость, только не состязайся в делании зла,
9Ибо делающие зло истребятся, а надеющиеся на Г-спода – они унаследуют землю.
10Еще немного – и нет нечестивого, и вглядишься в место, [где] он [был], – и его нет.
11А кроткие унаследуют землю и насладятся обилием мира.
12Злоумышляет нечестивец против праведника и скрежещет на него зубами.
13Г-сподь смеется над ним, ибо видит, что придет его день.
14Меч обнажили нечестивцы и натянули свой лук, чтобы сразить бедного и нищего, убить [идущих] прямым путем.
15Их меч в их [же] сердце войдет, и их луки сломаются.
16Немногое для праведника лучше, чем несметное для множества нечестивцев,
17Потому что мышцы нечестивых будут сокрушены, а праведных поддерживает Г-сподь.
18Знает Г-сподь дни [людей] бесхитростных, и наследие их вовек пребудет.
19Они не будут пристыжены во время бедствия и в дни голода будут сыты.
20Ибо нечестивые пропадут, и враги Г-спода, как утренний туман на равнине растают, как дым исчезнут.
21Берет в долг нечестивец и не платит, а праведник оказывает милость и дает.
22Ибо благословенные Им унаследуют землю, а проклятые Им истребятся.
23Г-сподь утверждает шаги человека, путь которого Ему желанен.
24И если он падает, то не упадет, ибо Г-сподь поддерживает его руку.
25Был я молод и состарился, но я не видел праведника покинутым, а его детей просящими хлеба.
26Всякий день он оказывает милость и дает взаймы, и над потомством его – благословение.
27Сторонись зла и делай добро и будешь жить вовек!
28Ибо Г-сподь любит правосудие, и не оставит своих праведников, вовек они будут хранимы, а семя нечестивых истребится.
29Праведные унаследуют землю и будут обитать на ней вечно.
30Уста праведника говорят мудрые [речи], и язык его изрекает справедливый [суд].
31Учение его Б-га в его сердце, не поскользнутся стопы его.
32Подстерегает нечестивец праведного, ищет, как бы умертвить его.
33Но Г-сподь не предаст его [праведника] в руки ему [нечестивцу], и не допустит осудить его на суде.
34Надейся на Г-спода и держись Его пути, и Он возвысит тебя, чтобы ты наследовал страну, истребление нечестивцев ты увидишь.
35Я видел нечестивого могучим и укоренившимся, как свежее дерево.
36Но он прошел – и вот, нет его, я искал его – но его не найти.
37Наблюдай бесхитростного и смотри на прямодушного, ибо будущность [такого] человека – мир.
38А преступные все вместе исчезнут, будущность преступных пресечется.
39Спасение праведным – от Г-спода, Он – их прибежище во время беды.
40Помогает им Г-сподь и избавляет их, избавляет их от нечестивых и [всегда] будет спасать их, ибо они на Него надеются. НЕ ЗАВИДУЙ УДАЧЛИВОМУ ПРОХОДИМЦУ
Рав Бенцион Зильбер
В тридцать шестой главе книги «Теилим» говорится о людях, делающих вид, что они добры и добродетельны, а на самом деле потакающих любым своим желаниям и не считающихся с требованиями Всевышнего, с требованиями Торы.
Случается, и нередко, что людей такого типа мы видим в жизни удачливыми и благополучными. Основная идея тридцать седьмой главы псалмов – благополучие нечестивца преходяще и не стоит зависти. Не надо думать, что коварство и обман – единственный путь к удаче, что без них не проживешь.
Тридцать седьмой псалом Давид начинает с призыва: «Не соревнуйся со злодеями, не завидуй [тем, кто] поступает несправедливо» (стих первый). Давид предупреждает: пусть никто не соблазнится при виде успеха нечестивца, потому что успех этот недолговечен и кончит нечестивец плохо: «Ибо они, как трава, скоро будут скошены и, как зелень травная, увянут» (стих второй). Почему здесь отдельно упомянута «травная зелень»? Радак объясняет: скот не ест корней злаковых и травных, но только их зеленую надземную часть. Корень долговечен, а ростки, которые он дает снова и снова, либо съедаемы скотом, либо быстро вянут и отмирают, а потому являются символом недолговечности.
В своих уроках по псалмам мой отец, рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, развивал эту мысль о недолговечности и говорил: «Даже если злодей проживет долгую жизнь, то какое потомство он после себя оставит? А у нас – и это главное – никогда не прерывалась золотая цепь веры в Б-га, в Тору от Авраама, Ицхака и Яакова. Если же ты скажешь: «Не буду воровать и обманывать – как я проживу? Буду помогать бедным – что мне останется?», то знай: ты ошибаешься. У Б-га свои способы дать человеку благополучие, с Его помощью те, кто не работает в субботу, не ворует, не обманывает, делится с бедными, живут не хуже других».
Что отличает праведника от нечестивца? Праведник полагается на Г-спода всем сердцем и понимает, что это Он помогает и Он ведет к краху. А нечестивец полагается исключительно на свое богатство и силу, как сказано в предыдущем псалме: нет «страха Б-жьего перед его глазами» (36:2). Так Радак объясняет третий стих псалма: «Полагайся на Г-спода и делай добро, заселяй землю и питайся верой».
По поводу четвертого стиха («Он даст тебе [то, что] просит твое сердце») рав Ицхак рассказывал на уроке историю своего приезда в Израиль (вы можете прочесть ее в книге воспоминаний рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, написанной позже; книга называется «Чтобы ты остался евреем»). Рав Ицхак рассказывал: «Жене вдруг захотелось иметь и холодильник, и плиту, и еще стол, и еще софу. А откуда деньги? И еще квартира навалилась… Я только приехал, у меня четверо детей, я ищу работу… Тут еще замужество дочки… И так как-то получается, что человека начинают мучить мысли: «Ну что делать?» Раби Нахман из Бреслава рекомендует: поговорите с Б-гом как с другом. Я решил: так и сделаю. И я вам говорю: это очень правильный практический путь».
Вот отрывок об этом периоде из книги воспоминаний:
«В Рош-а-Шана я молился: «Рибоно шель олам! (Властелин мира!) Давай я все свалю на Тебя: Ты лучше знаешь, что надо. Я буду делать, что положено, как автомат, а переживать ни капли не буду». И мне стало легко.
Прихожу в рабанут (раввинат) – я помогал новым репатриантам, а иногда мне давали подработку, перевод документов. Захожу в кабинет к знакомому, на душе радостно, я и запел: «На Тебя Г-сподь, надеюсь – вовек не буду устыжен» (Теилим, 71:1). Схватил его за руку – и давай танцевать! А у него на лице: неужто помешался, бедняга?! Всегда хохотал потом, когда меня видел».
Вот это и имеет в виду царь Давид, когда говорит: «Он даст тебе [то, что] просит твое сердце», – заключал рав Ицхак. И об этом же сказано в стихе пятом: «Вверь Г-споду твой путь». Как объясняет Радак: все твои нужды сними с себя и возложи на Него.
Противопоставляя праведника и нечестивца, Давид говорит об их, так сказать, перспективах: в стихе девятом – «Ибо делающие зло истребятся, а надеющиеся на Г-спода – они унаследуют землю», в стихе восемнадцатом – «Знает Г-сподь дни [людей] бесхитростных, и наследие их вовек пребудет», в стихе двадцать втором – «Ибо благословенные Им унаследуют землю, а проклятые Им истребятся», в стихах тридцать пятом и тридцать шестом – «Я видел нечестивого могучим и укоренившимся, как свежее дерево. Но он прошел – и вот, нет его, я искал его – но его не найти».
Скажем несколько слов об отдельных стихах. Как понимать стих шестнадцатый: «Немногое для праведника лучше, чем несметное для множества нечестивцев»? Радак объясняет: праведник умеет радоваться тому малому, что ему дано от этого мира, и этим довольствуется, а нечестивцы не знают радости от богатства, никогда не насыщаются, но неизменно домогаются большего.
В связи с двадцать первым стихом («Берет в долг нечестивец и не платит, а праведник оказывает милость и дает») Радак указывает, что здесь отмечаются дурные свойства нечестивого: он не возвращает взятое в долг и уж тем более не дает ничего из своего. В своем уроке рав Ицхак Зильбер объясняет стих следующим образом: Б-г устраивает дела праведника так, что он еще и другим в состоянии одолжить. На уровне драш, говорит Раши, стих можно понимать так. Если человек взял деньги в долг и не отдал, он внес в мир несправедливость. Восстановить справедливость, т.е. возместить потерю, должен будет Б-г. Поэтому под праведником в стихе можно понимать Всевышнего.
Двадцать пятый стих мы ежедневно произносим в благословении после трапезы с хлебом: «Был я молод и состарился, но я не видел праведника покинутым, а его детей просящими хлеба». Рав Ицхак приводит такое объяснение: бывает, что праведник обеднеет, но не настолько, чтобы его дети долго ходили по домам.
Стихи тридцать седьмой и тридцать восьмой («Наблюдай бесхитростного и смотри на прямодушного, ибо будущность [такого] человека – мир. А преступные все вместе исчезнут, будущность преступных пресечется»), по мнению Меири и Мальбима, говорят о жизни души в Будущем мире: пусть праведник начинает без блеска, пусть проживает свою земную жизнь нелегко, пусть он невзрачен на вид и над ним смеются, но у него есть будущее, и это будущее – покой души. Жизнь же преступного, может быть, имеет блестящее начало, но у нее нет будущего, она исчезает как дым.
Post Reply