Ицхак Арен, Владимир Вайсберг: Трубление в Шофар

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг: Трубление в Шофар

Post by Архивариус »

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг
Трубление в Шофар в Гошана Рабба- трубление в рог в седьмой день праздника Суккот


Нет! Заглавие – вовсе не ошибка и, конечно же, не шутка. Речь действительно идет о распространенном религиозном обычае (на иврите: Минхаг), о котором многие евреи еще не слышали. О широко известной заповеди трубления в рог - в шофар в Рош га Шана - в еврейский Новый Год мы уже писали ранее. В настоящей же статье авторы хотели рассказать о том обстоятельстве, что не все евреи тотчас после праздника Йом Кипурим – Дня Искуплений упаковывают и далеко прячут свой Шофар.

Праздник Гошана Рабба получил свое имя по названию молитв – «Гошанот», произносимых в этот день – седьмой день праздника Кущей – праздника Суккот. День этот отличается от остальных дней праздника тем, что в этот день завершается выполнение заповеди «Аравыа» (ива). Делается это ударами ветвей ивы, которые каждый еврей приносит в синагогу, о пол у подножия «Бимы».
Есть предположение, что в древности, во времена Храма праздник этот был посвящен молитвам о дожде. Ивовые прутья указывали на зависимость растений от воды. На самом деле рамки этого праздника значительно шире. Согласно Мишне седьмой день праздника Суккот есть заключительный день Божественного Суда.
„Обход вокруг возвышения, где читают Тору, выражает наши чувства к Торе как центру наших устремлений и чаяний» (Арье Кармель «Еврейский образ жизни», стр 244, Иерусалим 1994).

В 2006м году в свет вышел однотомный сборник фотографий «Портреты великих», автором которого является раввин Маттис Гольдберг. В нем можно найти снимки Надворненского Рэбе раввина Якова Иссахара Бера Розенбаума, которые были сделаны в седьмой день праздника Суккот (Гошана Рабба). На одном из них Рэбе держит в своей руке Шофар. Подпись к фотографии гласит, что руководитель хасидов после каждого из семи обходов Бимы – возвышения в синагоге, с которого читают Тору, трубил в специальный бараний рог – Шофар. Раввин Гольдберг добавляет к этому, что обычай трубления в рог в Гошана Рабба широко практикуется в кругах хасидов.

Тот, кто не согласен с этим обычаем, тот будет возражать: как это мол вообще возможно, чтобы праведные евреи дошли до того, чтобы трубить в Гошана Рабба? К сожалению, фотограф пишет лишь о том, что он лично видел и заснял. Он даже не предпринимает попытки исследовать первопричину происходившего. Разрешение возникшей загадки автор предоставляет читателю.

Наши обходы Бимы в Гошана Раба восходят к обязательному обходу алтаря в Храме в Иерусалиме в праздник Суккот. Талмуд (Сукка, глава 4, Мишна 5) подробно описывает эту церемонию. При этом трубили в Шофар, извлекая специальные традиционные звуки: «Текиа». Обычай трубления в Шофар в Гошана Раба, практикуемый в некоторых общинах и группах хасидов, должен напоминать о ритуале в Иерусалимском Храме. В соответствии с одним из примечаний Тосефты (Сукка 45а) в свое время радость при проведении церемонии с ивовыми прутьями была причиной трубления в Шофар. В соответствии с этим трубление в Гошана Раба сегодня может быть проявлением радости, которая, как известно, заповедана в праздник Кущей. Тора призывает:
«Праздник Кущей устраивай себе семь дней, когда соберешь плоды гумна твоего, и из давильни твоей. И веселись в твои праздники... и будешь только веселым» (Дварим 16,11 –14) .
Если мы понимаем, что обретение материальных ценностей этого мира не может быть конечной целью жизни и все, что нам дал Творец, следует использовать для достижения истинной цели, к нам приходит радость (на иврите: Симха). Радость рождается только тогда , когда мы творим добро.

Раввин Израель Меир Лау пишет в своей книге «Практика иудаизма»:
«Наши мудрецы сообщают предание о том, что седьмой день праздника Суккот - подарок , который Всевышний преподнес нашему праотцу Аврааму, сказав: «Я – единственный и ты - единственный. Я дарю тебе особый день, в который будут искупаться грехи всех твоих потомков Если они добьются их искупления в Рош га Шана – что может быть лучше! Если нет – есть еще Йом Кипурим. Если же в Йом Кипурим они не искупят свои грехи, я дарю вам еще день – Гошана Рабба»
Поэтому к радости в этот день примешивается тревожное настроение «Грозных дней».

Вероятно, существуют и другие разъяснения вышеупомянутого обычая хасидов. Если вспомнить о том, что в Гошана Рабба происходит окончательное утверждение приговоров в части судеб всех и всего, вынесенных в день Рош га Шана, то становится понятным и ясным, почему именно в этот день множатся мысли о Тшуве (возвращении) и молитве (смотри: Элияху Китов «Еврейский год», том 4, стр. 200).
В соответствии с многократно цитируемой интерпретацией Мозеса Маймонида (Хилхот Тшува, раздел 3, 4) звуки Шофара являются напоминающим призывом к изменению жизненного курса. Обычай хасидов настоятельно напоминает о необходимости Тшувы в самый подходящий для этого момент времени. Наши молитвы и мольба ко Всевышнему о Божественной помощи («Гошана»), без всякого сомнения, будут действеннее, если скомбинируем их с процессом Тшувы – процессом раскаяния и возвращения.
Post Reply