Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пт дек 13, 2019 5:16 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Акеда или как читать религиозный нарратив
СообщениеДобавлено: Чт ноя 13, 2008 6:01 am 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн сен 15, 2008 12:01 pm
Сообщения: 322
ВАЕРА

Еженедельная сидра на 17 Хешван 5769 ( 15 ноября 2008 г.)

Чудо ребенка

Джонатан Сакс, Главный раввин Великобритании

http://www.chiefrabbi.org/tt-index.html

Исторический опыт евреев начинается мистическим моментом. Первыми записанными словами Б-га Авраму оказались: «УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, ОТ РОДНИ ТВОЕЙ И ИЗ ДОМА ОТЦА ТВОЕГО... И Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ НАРОДОМ ВЕЛИКИМ».

Следующая глава истории Аврама содержит новое обещание: «И Я СДЕЛАЮ ПОТОМСТВО ТВОЕ КАК ЗЕМНОЙ ПЕСОК, ТАК ЧТО, МОЖЕТ ЛИ КТО ИСЧИСЛИТЬ ЗЕМНОЙ ПЕСОК? ТАК И БУДЕТ ИСЧИСЛИМО ПОТОМСТВО ТВОЕ».

История продолжается новым обещанием: «И ВЫВЕЛ ОН ЕГО НАРУЖУ, И СКАЗАЛ: "ВЗГЛЯНИ-КА НА НЕБО И СОСЧИТАЙ ЗВЕЗДЫ, СУМЕЕШЬ ЛИ ТЫ СЧЕСТЬ ИХ?" СКАЗАЛ ОН ЕМУ: "СТОЛЬ МНОГОЧИСЛЕННЫМ БУДЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ".

И заключает Б-г: «АВРААМ БУДЕТ ИМЯ ТВОЕ; ИБО Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ ОТЦОМ МНОЖЕСТВА НАРОДОВ».

Четыре обещания, каждое следующее усиливает предыдущее. Авраам станет отцом народа великого, многочисленного как земной песок и звезды на небе. Он станет отцом не одного, но множества народов.

Однако, какова действительность? Мы узнаем в начале истории, что «АВРАМ БЫЛ ОЧЕНЬ БОГАТ СТАДАМИ, СЕРЕБРОМ И ЗОЛОТОМ». У него было все, кроме одного – сына. Однажды Б-г предстал перед Аврамом и сказал: «НАГРАДА ТВОЯ ОЧЕНЬ ВЕЛИКА».

До сих пор Аврам молчал. Но сейчас всколыхнулась его душа, и он спросил: «ГОСПОДЬ Б’Г! ЧТО ДАШЬ ТЫ МНЕ? ВОТ Я ОТХОЖУ БЕЗДЕТНЫЙ». Первым словом Авраама к Б’гу оказалась мольба о будущих поколениях. Первый еврей боялся, что он будет последним.

Затем сын был рожден. Сарай (первое имя Сары) приводит к Авраму свою служанку Агарь в надежде, что та родит ему ребенка. И Агарь рожает сына, названного Ишмаиль, что означает: «Б’г услышал». Мольба Аврама была услышана – так он думал. Но тут же его надежда потеряна. Да, говорит Б’г, Ишмаиль будет благословен. Он станет прародителем двенадцати князей великого народа, но он не наследник еврейской судьбы, и наступит день, когда ты, Аврам, должен будет расстаться с ним.

Аврам испытывает великую боль, и он умаляет: «О, ЛИШЬ БЫ ИШМАЭЛЬ ЖИЛ ПРЕД ТОБОЮ!". Позже, когда Сарай отсылает Ишмаэля прочь, мы узнаем: «И ПОКАЗАЛОСЬ ЭТО ВЕСЬМА ПРИСКОРБНО АВРААМУ ПО ПОВОДУ СЫНА ЕГО». И все таки, решение Б’га остается в силе. Он повторяет, что у Авраама будет сын от Сары. Как это может быть? Они уже стары, у Сары уже нет и месячных. Но наперекор всем возможностям она рожает сына. Его имя Ицхак, что значит «смех». Сара сказала: «СМЕХ СДЕЛАЛ МНЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ; ВСЯКИЙ, КТО УСЛЫШИТ, ПОСМЕЕТСЯ НАДО МНОЮ". И добавила: «КТО СКАЗАЛ БЫ АВРААМУ: САРА СТАЛА КОРМИТЬ ДЕТЕЙ? ВЕДЬ В СТАРОСТИ ЕГО РОДИЛА Я СЫНА».

История, как кажется, имеет счастливый конец. После всех обещаний и молитв, у Авраама и Сары наконец есть сын. Но затем было услышано слово, до сих пор ужасающее нас, их потомков. После всех обещаний, молитв и их исполнения Б’г решает испытать Авраама. Б’г зовет: «АВРААМ!» - «ВОТ Я!», - ответил тот. И тогда Б’г говорит: «ВОЗЬМИ СЫНА ТВОЕГО, ЕДИНСТВЕННОГО ТВОЕГО, КОТОРОГО ТЫ ЛЮБИШЬ, ИЦХАКА, И ПОЙДИ В СТРАНУ МОРИЯ, И ПРИНЕСИ ЕГО ТАМ ВО ВСЕСОЖЖЕНИЕ НА ОДНОЙ ИЗ ГОР, О КОТОРОЙ СКАЖУ ТЕБЕ».

Авраам берет сына, идет три дня, поднимается на гору, собирает дрова, связывает Ицхака, берет нож и поднимает руку. И тут он слышит голос сверху: «НЕ ЗАНОСИ РУКИ ТВОЕЙ НА ОТРОКА». Испытание окончено. Ицхак будет жить.
К чему все обещания и разочарования? Почему так часто вселяется надежда и так часто не исполняется? Зачем промедления? Почему Ишмаиль? Зачем приношение в жертву Ицхака? К чему ввергать Авраама и Сару в агонию от ожидания, что их сын, которого они ждали так долго, должен умереть?

Много ответов на эти вопросы известны в нашей традиции, но один превосходит все остальные. Мы дорожим тем, на что мы надеемся и ради чего готовы пойти на чрезвычайнфй риск. Жизнь полна неожиданностей. Рождение ребенка есть чудо. И все-таки, именно потому что подобные события привычны нам, мы воспринимаем их как природные тривиальности, забывая, что у природы есть архитектор, и у истории есть автор.

Иудаизм представляет собой выдержанную дисциплину не воспринять жизнь природной тривиальностью (granted). Мы – народ, рожденный в рабстве, и потому мы ценим свободу. Мы всегда были немногочисленным народом, и потому мы знаем, что сила определяется не числами, но верой, рождающей мужество. Наши предки прошли через историю в тени смерти, и потому мы не можем забыть о святости жизни.

Евреи всегда видели в детях особую ценность. Вся наша система ценностей построена на этом. Наши цитадели – это школы, наша страсть – образование, наши герои – учителя. Пасхальная служба должна открываться вопросами детей. В первый день Нового Года мы читаем рассказ не о сотворении мира, но о рождении ребенка – о рождении Ицхака Сарой, Шмуэля Наной. Наша вера сконцентрирована вокруг детей.

Именно поэтому, в самом начале истории евреев Б’г послал Аврааму и Саре испытания: долгое ожидание, отчаяние в исполнении надежд, приношение в жертву Ицхака. Ни они, ни их потомки уже не смогут видеть в детях нечто только природную вещь. Каждый ребенок – это чудо. Стать родителем значит приблизиться к Б’гу в самом глубоком смысле, ибо это значит сотворить жизнь через акт любви.

Сегодня, когда так много детей живут в нищете и безграмотности и умирают от недостатка медицинской помощи, потому что те, кто руководит народами предпочитают закупки оружия заботе о жизни, захват заложников строительству больниц, продолжение битв прошлого началу формирования будущего, урок истории Авраама, Сары и Ицхака остается не понятым миром. Но во имя человечества он должен быть понят, ибо трагедия безмерна и час поздний.


P.S. Уберите весь текст кроме последнего параграфа, и вы получите тривиальное моральное наставление. Оно наполняется содержанием благодаря прочтению (интерпретации) истории Авраама, Сары и Ицхака в свете всей истории квреев и человечества.
- Переводчик Борис Дынин

P.P.S. Тора цитируется по http://www.machanaim.org/tanach/in_tnh.htm#a04


Последний раз редактировалось Борис Дынин Чт ноя 13, 2008 3:23 pm, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Акеда или как читать религиозный нарратив
СообщениеДобавлено: Чт ноя 13, 2008 6:30 am 
Модератор форума

Зарегистрирован: Пн фев 25, 2008 6:08 am
Сообщения: 99
А вот небольшой комментарий к Акедат Ицхак:

Идешь на такое дело, что трудно прийти назад.
Как командир, тебя я туда посылать не рад <...>

Но как отец - коль вышло на жизнь и смерть воевать -
Отцовский мой долг и право - сыном своим рисковать.
Раньше других я должен сына вперед послать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Акеда или как читать религиозный нарратив
СообщениеДобавлено: Чт ноя 13, 2008 5:55 pm 
Модератор форума

Зарегистрирован: Пт фев 22, 2008 11:05 pm
Сообщения: 843
Борис Дынин писал(а):
[b]P.S. Уберите весь текст кроме последнего параграфа, и вы получите тривиальное моральное наставление. Оно наполняется содержанием благодаря прочтению (интерпретации) истории Авраама, Сары и Ицхака в свете всей истории квреев и человечества.[/i]


Некоторые рационализировали морализаторство, приписывая в конце стандартную фразу "Басня ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок". :D


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Акеда или как читать религиозный нарратив
СообщениеДобавлено: Чт ноя 13, 2008 7:10 pm 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн сен 15, 2008 12:01 pm
Сообщения: 322
Басня ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.

Был бы урок, и был бы молодец способен усвоить его! :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB