Акеда или как читать религиозный нарратив

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Акеда или как читать религиозный нарратив

Post by Борис Дынин »

ВАЕРА

Еженедельная сидра на 17 Хешван 5769 ( 15 ноября 2008 г.)

Чудо ребенка

Джонатан Сакс, Главный раввин Великобритании

http://www.chiefrabbi.org/tt-index.html

Исторический опыт евреев начинается мистическим моментом. Первыми записанными словами Б-га Авраму оказались: «УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, ОТ РОДНИ ТВОЕЙ И ИЗ ДОМА ОТЦА ТВОЕГО... И Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ НАРОДОМ ВЕЛИКИМ».

Следующая глава истории Аврама содержит новое обещание: «И Я СДЕЛАЮ ПОТОМСТВО ТВОЕ КАК ЗЕМНОЙ ПЕСОК, ТАК ЧТО, МОЖЕТ ЛИ КТО ИСЧИСЛИТЬ ЗЕМНОЙ ПЕСОК? ТАК И БУДЕТ ИСЧИСЛИМО ПОТОМСТВО ТВОЕ».

История продолжается новым обещанием: «И ВЫВЕЛ ОН ЕГО НАРУЖУ, И СКАЗАЛ: "ВЗГЛЯНИ-КА НА НЕБО И СОСЧИТАЙ ЗВЕЗДЫ, СУМЕЕШЬ ЛИ ТЫ СЧЕСТЬ ИХ?" СКАЗАЛ ОН ЕМУ: "СТОЛЬ МНОГОЧИСЛЕННЫМ БУДЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ".

И заключает Б-г: «АВРААМ БУДЕТ ИМЯ ТВОЕ; ИБО Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ ОТЦОМ МНОЖЕСТВА НАРОДОВ».

Четыре обещания, каждое следующее усиливает предыдущее. Авраам станет отцом народа великого, многочисленного как земной песок и звезды на небе. Он станет отцом не одного, но множества народов.

Однако, какова действительность? Мы узнаем в начале истории, что «АВРАМ БЫЛ ОЧЕНЬ БОГАТ СТАДАМИ, СЕРЕБРОМ И ЗОЛОТОМ». У него было все, кроме одного – сына. Однажды Б-г предстал перед Аврамом и сказал: «НАГРАДА ТВОЯ ОЧЕНЬ ВЕЛИКА».

До сих пор Аврам молчал. Но сейчас всколыхнулась его душа, и он спросил: «ГОСПОДЬ Б’Г! ЧТО ДАШЬ ТЫ МНЕ? ВОТ Я ОТХОЖУ БЕЗДЕТНЫЙ». Первым словом Авраама к Б’гу оказалась мольба о будущих поколениях. Первый еврей боялся, что он будет последним.

Затем сын был рожден. Сарай (первое имя Сары) приводит к Авраму свою служанку Агарь в надежде, что та родит ему ребенка. И Агарь рожает сына, названного Ишмаиль, что означает: «Б’г услышал». Мольба Аврама была услышана – так он думал. Но тут же его надежда потеряна. Да, говорит Б’г, Ишмаиль будет благословен. Он станет прародителем двенадцати князей великого народа, но он не наследник еврейской судьбы, и наступит день, когда ты, Аврам, должен будет расстаться с ним.

Аврам испытывает великую боль, и он умаляет: «О, ЛИШЬ БЫ ИШМАЭЛЬ ЖИЛ ПРЕД ТОБОЮ!". Позже, когда Сарай отсылает Ишмаэля прочь, мы узнаем: «И ПОКАЗАЛОСЬ ЭТО ВЕСЬМА ПРИСКОРБНО АВРААМУ ПО ПОВОДУ СЫНА ЕГО». И все таки, решение Б’га остается в силе. Он повторяет, что у Авраама будет сын от Сары. Как это может быть? Они уже стары, у Сары уже нет и месячных. Но наперекор всем возможностям она рожает сына. Его имя Ицхак, что значит «смех». Сара сказала: «СМЕХ СДЕЛАЛ МНЕ ВСЕСИЛЬНЫЙ; ВСЯКИЙ, КТО УСЛЫШИТ, ПОСМЕЕТСЯ НАДО МНОЮ". И добавила: «КТО СКАЗАЛ БЫ АВРААМУ: САРА СТАЛА КОРМИТЬ ДЕТЕЙ? ВЕДЬ В СТАРОСТИ ЕГО РОДИЛА Я СЫНА».

История, как кажется, имеет счастливый конец. После всех обещаний и молитв, у Авраама и Сары наконец есть сын. Но затем было услышано слово, до сих пор ужасающее нас, их потомков. После всех обещаний, молитв и их исполнения Б’г решает испытать Авраама. Б’г зовет: «АВРААМ!» - «ВОТ Я!», - ответил тот. И тогда Б’г говорит: «ВОЗЬМИ СЫНА ТВОЕГО, ЕДИНСТВЕННОГО ТВОЕГО, КОТОРОГО ТЫ ЛЮБИШЬ, ИЦХАКА, И ПОЙДИ В СТРАНУ МОРИЯ, И ПРИНЕСИ ЕГО ТАМ ВО ВСЕСОЖЖЕНИЕ НА ОДНОЙ ИЗ ГОР, О КОТОРОЙ СКАЖУ ТЕБЕ».

Авраам берет сына, идет три дня, поднимается на гору, собирает дрова, связывает Ицхака, берет нож и поднимает руку. И тут он слышит голос сверху: «НЕ ЗАНОСИ РУКИ ТВОЕЙ НА ОТРОКА». Испытание окончено. Ицхак будет жить.
К чему все обещания и разочарования? Почему так часто вселяется надежда и так часто не исполняется? Зачем промедления? Почему Ишмаиль? Зачем приношение в жертву Ицхака? К чему ввергать Авраама и Сару в агонию от ожидания, что их сын, которого они ждали так долго, должен умереть?

Много ответов на эти вопросы известны в нашей традиции, но один превосходит все остальные. Мы дорожим тем, на что мы надеемся и ради чего готовы пойти на чрезвычайнфй риск. Жизнь полна неожиданностей. Рождение ребенка есть чудо. И все-таки, именно потому что подобные события привычны нам, мы воспринимаем их как природные тривиальности, забывая, что у природы есть архитектор, и у истории есть автор.

Иудаизм представляет собой выдержанную дисциплину не воспринять жизнь природной тривиальностью (granted). Мы – народ, рожденный в рабстве, и потому мы ценим свободу. Мы всегда были немногочисленным народом, и потому мы знаем, что сила определяется не числами, но верой, рождающей мужество. Наши предки прошли через историю в тени смерти, и потому мы не можем забыть о святости жизни.

Евреи всегда видели в детях особую ценность. Вся наша система ценностей построена на этом. Наши цитадели – это школы, наша страсть – образование, наши герои – учителя. Пасхальная служба должна открываться вопросами детей. В первый день Нового Года мы читаем рассказ не о сотворении мира, но о рождении ребенка – о рождении Ицхака Сарой, Шмуэля Наной. Наша вера сконцентрирована вокруг детей.

Именно поэтому, в самом начале истории евреев Б’г послал Аврааму и Саре испытания: долгое ожидание, отчаяние в исполнении надежд, приношение в жертву Ицхака. Ни они, ни их потомки уже не смогут видеть в детях нечто только природную вещь. Каждый ребенок – это чудо. Стать родителем значит приблизиться к Б’гу в самом глубоком смысле, ибо это значит сотворить жизнь через акт любви.

Сегодня, когда так много детей живут в нищете и безграмотности и умирают от недостатка медицинской помощи, потому что те, кто руководит народами предпочитают закупки оружия заботе о жизни, захват заложников строительству больниц, продолжение битв прошлого началу формирования будущего, урок истории Авраама, Сары и Ицхака остается не понятым миром. Но во имя человечества он должен быть понят, ибо трагедия безмерна и час поздний.


P.S. Уберите весь текст кроме последнего параграфа, и вы получите тривиальное моральное наставление. Оно наполняется содержанием благодаря прочтению (интерпретации) истории Авраама, Сары и Ицхака в свете всей истории квреев и человечества.
- Переводчик Борис Дынин

P.P.S. Тора цитируется по http://www.machanaim.org/tanach/in_tnh.htm#a04
Last edited by Борис Дынин on Thu Nov 13, 2008 3:23 pm, edited 2 times in total.
Ella
Модератор форума
Posts: 99
Joined: Mon Feb 25, 2008 6:08 am

Re: Акеда или как читать религиозный нарратив

Post by Ella »

А вот небольшой комментарий к Акедат Ицхак:

Идешь на такое дело, что трудно прийти назад.
Как командир, тебя я туда посылать не рад <...>

Но как отец - коль вышло на жизнь и смерть воевать -
Отцовский мой долг и право - сыном своим рисковать.
Раньше других я должен сына вперед послать.
Матроскин
Модератор форума
Posts: 843
Joined: Fri Feb 22, 2008 11:05 pm

Re: Акеда или как читать религиозный нарратив

Post by Матроскин »

Борис Дынин wrote:P.S. Уберите весь текст кроме последнего параграфа, и вы получите тривиальное моральное наставление. Оно наполняется содержанием благодаря прочтению (интерпретации) истории Авраама, Сары и Ицхака в свете всей истории квреев и человечества.[/i]


Некоторые рационализировали морализаторство, приписывая в конце стандартную фразу "Басня ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок". :D
Борис Дынин
ветеран форума
Posts: 322
Joined: Mon Sep 15, 2008 12:01 pm

Re: Акеда или как читать религиозный нарратив

Post by Борис Дынин »

Басня ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.

Был бы урок, и был бы молодец способен усвоить его! :)
Post Reply