Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Чт дек 05, 2019 7:16 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Как читать религиозный нарратив 3 (Вайигаш)
СообщениеДобавлено: Ср дек 31, 2008 9:42 pm 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн сен 15, 2008 12:01 pm
Сообщения: 322
Вайигаш
3 января 2009

Три шага для всего человечества
7 тевет 5769

http://www.chiefrabbi.org/thoughts/vayigash5769.pdf

В предисловии к Артскрол Сидур, изданному Советом Американских Раввинов (The Rabbinical Council of America), раввин Саул Берман замечательно разъяснил начальные слова сегодняшней седры Вайигаш: «И подступил к нему…». Это эссе мало известно за пределами Америки, и я кратко изложу здесь его содержание.

По нашему обычаю мы делаем три шага вперед в начале молитвы Амида, произносимую стоя. Эти шаги символизируют приближение к Б’гу. Это как если бы мы были введены в сокровенную палату дворца и "подступили" к Царю царей с петицией.

Рабби Элазар бар Йегуда из Вормса (ок. 1165-1230), автор Сефер Рокеах, высказал интересное предположение, что эти три шага соответствуют трем моментам в Торе, где слово «вайигаш» («И подступил к нему…») связано с молитвой.

Во-первых, это тот момент, когда Авраам услышал о намерении Б’га уничтожить Сдом и Амору, и всю землю равнины. «И подступил [вайигаш]Авраам и сказал: Ужели погубишь и праведного с преступным? … Неужели …Судья над всею землей не содеет суда (правого)?!» (Берейшит 18:23-25)

Второй момент – это сегодняшняя седра. Серебряный кубок Иосифа был найден в мешке Биньямина. Йосеф, еще не открывшийся братьям, приказывает задержать Биньямина как раба, а других отпустить на свободу. И Йегуда, лично уверивший Йаакова в безопасном возращении Биньямина, обращается к Йосефу: «И подступил [вайигаш]к нему Йегуда и сказал: О господин мой! Дай же молвить рабу твоему слово во услышание моего господина…» (Берейшит. 44: 18).

Третий момент: великая конфронтация на горе Кармэль между пророком Эйлийау и 450 ложными пророками Баала. Эйлийау предлагает им испытание. Пусть каждая сторона приготовит жертву, возложит ее на дрова и воззовет к Б’гу разжечь огонь. Те, чей зов будет услышан, знают истинного Б’га. 450 пророков приняли вызов Эйлийау. Они взывали весь день, кричали, кружились, бичевали и доводили себя до экстаза, но огонь не разжегся для их жертвоприношения. «И было, при приношении дара подошел Эйлийау, пророк, и сказал: Г-споди, Б-же Авраама, Ицхака и Исраэйля! Да познают в сей день, что Ты – Б-г в Исраэйле, и (что) я, раб Твой, сделал все по слову Твоему! Ответь мне, Г-споди, ответь мне! И будет знать народ этот, что Ты, Г-споди, – Б-г, и Ты обратишь (к Себе) сердце их. И ниспал огонь Г-сподень, и пожрал всесожжение и дрова, и камни, и прах; и воду, что была во рву, вылизал. И увидел (это) весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): Г-сподь – Он Б-г, Г-сподь – Он Б-г». ( Мелахим I 18:36-39) Мы повторяем эти слова семь раз в кульминационный момент молитв Неилы на Йом-Кипур.

Три подхода, три молитвы, но как сильно они отличаются друг от друга! Авраам молится за справедливость. Йегуда молится о милости. Эйлийау молится, чтобы Б’г открыл себя.

Авраам просит за чужих – за людей равнины. Они, как мы знаем, живут во зле. Тора сказала об этом еще тогда, когда Лот только отделился от Авраама, чтобы поселиться в Сдоме (Берейшит 13: 13). Но Авраам озабочен их судьбой. Он выступает в их защиту во имя Завета общечеловеческой солидарности.

Йегуда просит Йосефа во имя своего брата Биньямина и их отца Йаакова, который, Йегуда знает, не будет в состоянии вынести потерю еще одного любимого сына. Он выступает от имени семьи и всех ее членов вместе, связанных судьбой общих предков.

Эйлийау обращается к Б-гу, так сказать, ради самого Б-га. Он хочет отвратить народ от идолопоклонства и вернуть его к вере предков - к единому истинному Б-гу, выведшему их из Египта и приблизившему их к себе в любви. Главная забота Эйлийау – это суверенитет Б’га над народом. Позже, когда Б’г откроет себя на горе Хорев, Эйлийау скажет: «Весьма возревновал я о Господе, Б-ге Ц-ваоте» (Мелахим I 19:14). Пророк утверждает честь Б’га.

Отношение к себе также различно. Авраам, во время своей молитвы, говорит: «Я же прах и пепел». (Берейшит 19:27) Йегуда видит в себе "раба" в присутствии правителя. Эйлийау знает себя пророком: "Я один остался пророком Г-сподним». (Мелахим I 18:22) Авраам представляет наше чувство благоговения в присутствии Бесконечности, Йегуда - нашего смирения перед лицом Величия, Эйлийау - благородство и достоинство тех, кто являются носителями Б’жьего слова.

Отзвуки этих встреч мы слышим в первых трех благословениях молитвы Амида.
Первое, Авот (Праотцы) , относится к патриархам: «Благословен ты, Г’сподь, помнящий добрые дела отцов". Эти слова напоминают молитву Авраама.

Второе, Гевурот (Знамения могущества) , относится к Б’жьей силе поддерживать мир: «Владыка, поддерживающий падающих, и исцеляющий больных, и освобождающий узников, и исполняющий свое обещание [возвратить жизнь] покоящимся в земле». Когда мы произносим эти слова, мы уподобляемся Йегуде, стояшем перед Йосефом , слуге перед господином в присутствии власти и силы..

Третье, Кдушшат ха-Шем (Святость имени Б’ожия) относится к нашему признанию Б’га. Когда нечто побуждает нас осознавать Б’жье присутствие, мы зовем это Кдушшат ха-Шем. И это именно то, к чему стремился Эйлийау, и что он достиг на горе Кармэл.

Каждая из этих трех молитв представляет собой исторический момент в раскрытии человеческого духа в направлении к Б’гу, и они в совокупности представляют собой полный спектр эмоций и проблем, которыми наполнен акт нашей молитвы. В начале каждой из них говорится о вайигаш: "подступил, подошел, приблизился." Делая три шага вперед в начале каждой молитвы, мы тем самым идем по стопам трех гигантов духа: Авраама, Йегуды, и Эйлийау и воспроизводим их великую встречу с Б’гом.

21 июля 1969 года Нил Армстронг, первый человек ступивший на Луну, произнес знаменитые слова: «Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Позади наших трех маленьких шагов к небесам лежат три не менее исторических скачков для всего человечества.

Перевод Бориса Дынина
Тора цитировалась по http://toldot.ru/rus_library.php


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB