Ортодоксальная женщина раввин

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Ортодоксальная женщина раввин

Post by Архивариус »

Ортодоксальная женщина раввин? Ложная тревога
Бен Харрис


НЬЮ-ЙОРК (JTA) – Как вы назовете ортодоксальную женщину, которая учится, как раввин, преподает, как раввин, и чьи должностные обязанности соответствуют обязанностям раввина?
Видимо, как угодно, только не раввином.
Раввин Ави Вайсс, основатель либеральной раввинской школы Йешиват Ховевей Тора, в марте проведет церемонию для Сары Хурвич, которая сейчас носит титул «мадриха руханит» (духовная наставница) в синагоге Вайсса, Еврейском институте Ривердейла в Нью-Йорке. В приглашении на церемонию, которая знаменует завершение Хурвич того же курса подготовки и экзаменов, какой проходят ортодоксальные раввинские студенты-мужчины, говорится, что на этой церемонии Хурвич «получит новый титул, соответствующий ее религиозной и духовной роли».
Либеральные и феминистские ортодоксальные круги загудели, что рассматривается слово на букву «р», а несколько источников сказали корреспонденту JTA, что в последние недели они обсуждали этот вариант с Вайссом, а также и несколько других, включая «моратейну» (наша учительница) и две женские формы слова раввин – рабба и раббанит.
С самим Вайссом, который на этой неделе был в отъезде, лично поговорить не удалось. Но он сообщил через своего помощника в синагоге, что титул «раввин» уже больше не рассматривается.
Вне зависимости от того, как ее назовут в конечном итоге, Хурвич надеется, что ее титул будет отражать роль духовного лидера, ничем не отличающуюся от роли мужчины.
«Я надеюсь использовать и переопределить мой новый титул так, что он приобретет то же значение, что и слово ‘раввин’», -- сказала Хурвич корреспонденту JTA.
Титулование Хурвич происходит на фоне того, что женщины продолжают прокладывать себе дорогу к лидерским еврейским позициям – и в ортодоксальном, и в либеральных движениях.
Реформистская и консервативная раввинские ассоциации дают женщинам лидерские роли. Реформистская центральная конференция американских раввинов недавно выбрала Эллен Вайнберг Дрейфус своим новым президентом; Раввинская ассамблея консервативного движения намерена назначить Джулию Шонфельд своим исполнительным вице-президентом. Шонфельд станет первой женщиной в роли главного управляющего американской раввинской группы.
«Думаю, женщины обретают самостоятельность и достигают признания в разных областях», -- сказала Анна Лапидус-Лернер, директор-основатель еврейской женской образовательной программы в главном учебном заведении консервативного движения – Еврейской теологической семинарии, и организатор конференции по женской молитве, на которую 1 марта съехалось много участников.
И все же в ортодоксальном мире противятся переменам, прибегая к более строгим интерпретациям еврейского закона, которые ставят постоянные и труднопреодолимые препятствия на пути к участию женщин в ритуалах и в лидерской работе.
Но будьте уверены: перемены за последние десятилетия произошли и там, начиная с распространения женских молитвенных групп и расширения возможностей женщин участвовать в серьезных религиозных образовательных программах ортодоксальных институтов.
В последние годы горстка видных современных ортодоксальных синагог пошли еще дальше: они наняли женщин на должности, подобные той, какую занимает Хурвич. На этих должностях они выполняют определенные функции, которые исторически были исключительно прерогативой раввинов-мужчин: от консультаций по духовным или еврейским юридическим вопросам до преподавания в группах и чтения лекций.
Однако все эти институты слова «раввин» применительно к ним не используют.
Относительная неспешность перемен позволяет объяснить тот энтузиазм, с которым ортодоксальные феминистские лидеры приветствовали перспективу титулования Хурвич. Участники конференции теплыми аплодисментами встретили объявление Хурвич, что она может получить титул раввина, «но в несколько измененном звучании».
«Думаю, это исторический момент, -- сказала корреспонденту JTA Робин Боднер, исполнительный директор Еврейского ортодоксального феминистского альянса. – Мы очень рады».
Хурвич почти шесть лет училась в еврейском институте и освоила восьмилетний интенсивный курс – два года она училась в Институте Дриша, женском институте для продвинутого изучения Торы в Нью-Йорке, и шесть лет занималась при частном наставничестве раввина Вайсса. Ее программа составлялась по образцу той, какой следуют раввинские студенты-мужчины в Ховевей-Тора. Хурвич успешно сдала все экзамены, которые мужчины сдают перед получением смихи раввина.
Джошуа Маруф, раввин из Мэриленда и один из учителей Хурвич, говорит, что сам он является религиозным правым и что он сидит по другую сторону ‘идеологического стола’ от Вайсса, который придерживается либеральных позиций по целому ряду крайне болезненных проблем. Однако Маруф говорит, что не только он поддержал бы присвоение Хурвич титула раввина, это сделали бы также многие ортодоксальные раввины, которые в частных беседах признают, что нет правовой проблемы в присвоении женщине этого титула.
В современных условиях раввин является учителем и решает юридические вопросы, -- говорит Маруф, -- а не священником, совершающим религиозный обряд.
«Большинство ортодоксальных раввинов считают, что нет запрета на раввинов-женщин, -- сказал Маруф корреспонденту JTA. – Думаю, многие ортодоксальные раввины считают, что это было бы великим делом, и они надеются, что у кого-то другого хватит мужества сделать это за них».
И действительно, проблема женщин-раввинов довольно щепетильна даже для тех ортодоксальных деятелей, которые поддерживают усилия по предоставлению новых лидерских возможностей для женщин.
Раввин Шмуэль Хайн, который ведет продвинутую программу по изучению Талмуда для женщин в Стерн-колледже Университета-Йешивы, отказался высказываться по этой проблеме. Даже Вайсс, который без колебаний бросал вызов ортодоксальному истеблишменту в прошлом, не перезвонил корреспонденту JTA, желавшему получить комментарии раввина по этому вопросу. Говорят, что он, как сам считает, попал в деликатную ситуацию.
Своими публичными заявлениями он уже заслужил неодобрение многих ортодоксальных лидеров, некоторые даже возражают против его допуска под ортодоксальную крышу. Выпускников его раввинской школы не принимают в Раввинский совет Америки, самую большую ассоциацию ортодоксальных раввинов. И ходят слухи, что они опасаются за свою дальнейшую карьеру, если Вайсс рискнет совершить такой радикальный шаг – распространит титул раввина на женщину.
Однако для Хурвич, равно как и для других женщин в той же роли, важен не столько титул, сколько возможности, которые можно получить в случае более официального признания.
«Думаю, это естественное продвижение ортодоксального мира, -- сказала она. – В синагогах, и не только в синагогах, эти позиции занимают женщины. И определение более формализованной роли для этих женщин – это естественный шаг вперед», который начался с предоставления женщинам более широких возможностей для углубленного изучения иудаики.
«Следующий шаг – это использование их лидерских данных в ортодоксальных институтах в рамках Галахи», -- сказала она.
Post Reply