Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вт авг 04, 2020 7:37 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Лаг ба - омер - 12 мая 2009 года
СообщениеДобавлено: Вс апр 12, 2009 12:57 pm 
активный участник

Зарегистрирован: Вс мар 09, 2008 1:53 pm
Сообщения: 178
Лаг ба - омер
Название праздника состоит из двух слов: лаг и омер (ба — предлог), где слово лаг в ивритском написании состоит из двух букв — ламед (числовое значение — 30) и гимел (числовое значение — 3) — и обозначает, таким образом, число 33. Лаг ба - омер – тридцать третий день омера, отмечаемый 18 ияра. В этом 5769 - 2009 году этот день приходится на 12 мая.
Традиция праздника восходит к временам, когда существовал Иерусалимский Храм. Слово «омер» на иврите означает сноп, а также: «омер» - это мера сыпучих тел, которая в древние времена считалась достаточным количеством зерна для пропитания одного человека на день.

На второй день Песаха полагалось приносить в Храм дар, а именно - сноп ячменя нового урожая. Это был первый омер. На следующее утро возносили Богу молитву об урожае. Начинали отсчет «дней омера». Всего - 49 дней, от Песаха до Шавуота, по числу дней от Исхода из Египта - до получения Торы. Каждый день имеет свое порядковое число. Отсчет этих дней означает понимание того, что освобождение в Песах было даром Всевышнего, было только началом. Предстояла тяжелая работа для того, чтобы подготовиться к получению и приему Торы в Шавуот.
На пятидесятый день в Храм приносили второй омер - сноп пшеницы нового урожая. Итак, в Песах приносили сноп ячменя - пищи грубой, пищи животной, в отличие от снопа пшеницы - основной пищи человека – приносимого в День Дарования Торы. Это означает, что только лишь физическое освобождение оставляло евреев с преобладанием в них животного начала. Необходимо было нашим предкам и необходимо нам освобождение духовное, и только лишь отсчет сорока девяти дней, семикратное очищение выводит на уровень человека, способного принять Тору.
Согласно Торе, время между первым омером и вторым сопряжено с большим количеством ограничений. Оно называется периодом трепета и надежды, так как в эти семь недель решается судьба всего года - быть ему урожайным или нет. И лишь на тридцать третий день отсчета омера, в Лаг ба-омер снимаются многие из них, устраивается как бы «перерыв» в тревогах семи недель.

Лаг ба-омер окружен многими преданиями. Одно из них - эта легенда об учениках рабби Акивы, которые во времена императора Адриана под страхом смерти продолжали изучать Тору.
В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников и что все они, кроме пяти, умерли от эпидемии в период между Песахом и Шавуотом в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Мор длился тридцать три дня. Поэтому в этот период, в первые 33 дня счета омера между Песахом и Шавуотом, евреи всего мира соблюдают ряд траурных обычаев: не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии. Принято считать, что именно в Лаг ба-омер прекратился мор и поэтому в этот день траурные обычаи повсеместно отменяются.

В некоторых источниках дается иная интерпретация значения этой даты. Евреи не раз бунтовали против римских оккупантов. Одно из таких восстаний возглавил Бар-Кохба. Есть мнение, что большинство добровольцев, сражавшихся в его армии, были учениками рабби Акивы. Превосходство Рима было неоспоримым, восставшие понесли ряд тяжелых поражений и были разгромлены. Однако именно в Лаг ба-омер Бар-Кохба сумел одержать крупную победу. Его солдаты радостно отметили это событие, и в память об их триумфе по сей день отмечается Лаг ба-омер.

Существует еще одна традиция,связанная со днем Лаг ба-омер. Одним из лучших учеников рабби Акивы был рабби Шимон бар Йохай (Рашби). Он входил в число пяти учеников, переживших эпидемию, и также принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы. Считается, что Рашби умер в Лаг ба-омер. В память о нем сложилась традиция посещать в день Лаг ба-омера его могилу (похоронен на горе Мирон близ города Цфат). Во время его кончины над телом вознесся видимый столб огня, и поэтому появился обычай во время праздника Лаг ба-омер жечь костры. В Израиле в этот вечер разжигают десятки тысяч костров. В этой связи раввин И. М. Лау пишет в своей книге «Практика иудаизма», что вообще день смерти великого человека отмечают не скорбью, а весельем.

В Лаг ба-омер школьники выезжают на природу целыми классами в сопровождении учителей. Мальчики готовят лук и стрелы, а затем устраивают соревнования по стрельбе из лука и веселые эстафеты. Эта традиция посвящена памяти участников восстания Бар-Кохбы, отважно сражавшихся с римскими поработителями за свободу Израиля.

С 2004 года в этот день отмечают еще один праздник - День милуимника - резервиста Армии Обороны Израиля. Милуим - это военные сборы, на которые призываются резервисты ежегодно, на срок около месяца.
Есть основание считать, что обычаи соблюдать траур в дни Счета Омера берут свое начало в погромах и преследованиях, которым подвергались немецкие евреи (ашкенази) во времена крестовых походов. Траур не был введен у испанских и йеменских евреев, у которых стрижка волос и женитьба были запрещены во все дни Счета Омера по каббалистическим причинам без всякой связи с вышеупомянутым трауром.
Были найдены еще причины, для подтверждения особенностей Лаг Ба'Омера. В этот день: в пустыне начала падать Манна; рабби Шимон бар Иохай и его сыновья покинули пещеру; рабби Шимон бар Иохай и его четыре товарища сами были названы учителями их учителем рабби Аки-вой; рабби Шимон бар Иохай постиг тайны Торы и этот день стал также днем его кончины. Упоминание этого дня, как дня смерти рабби Шимона бар Иохай в первый раз появляется в Каббале Ари, поэтому в книге «Хемдат Яамим» было установлено, что в этот день в его честь надо учиться. Для обучения был введен особый «Тиккун» для ночи и дня, названный «Порядок обучения для Лаг Ле'Омера» или «Хиллула Раба». Мудрецы из Измира, Салоник, Северной Африки и Вавилонии редактировали различные его издания, которые на протяжении многих лет служили также и другим сообществам.
Обычай посещения могилы рабби Шимона бар Иохая в Мероне, «Хиллула», включающий разжигание больших костров, возник, предположительно, только в середине 16-го столетия. Исследователи спорят об обстоятельствах и датах этого события. Одни читали там молитвы искупления для приближения наступления избавления. Другие искали мистического озарения в раскрытии тайн Торы по традиции, положенной рабби Ши-моном бар Иохаем в этот день - день его кончины. Но танцы «мустарвим» (евреев, которые на исходе средневековья иммигрировали в Израиль из восточных стран), рассматривались как осквернение святыни, и вызвали такой протест у рабби Йозефа Каро и его суда, что они хотели прекратить празднества. Возможно, эти празднества были традицией исключительно у евреев из Цфата, и только в середине 18-го столетия появляются свидетельства об участии жителей со всего Эрец Исраэля. Песня «Бар Иохай» и подобные ей пелись от всей души в экстатическом восхищении. Из дальних краев приходили к «Циаре» (посещению святой могилы), чтобы принять участие в радости «Хиллулы». В различных описаниях путешественников рассказывается о танцах, и об атмосфере восхищения и радости, сопровождающих разжигание костров в Мероне. Иногда в огонь бросали даже предметы украшения. Многие наши мудрецы были вынуждены рассматривать этот обычайвсего Эрец Исраэля.
Песня «Бар Иохай» и подобные ей пелись от всей души в экстатическом восхищении. Из дальних краев приходили к «Циаре» (посещению святой могилы), чтобы принять участие в радости «Хиллулы». В различных описаниях путешественников рассказывается о танцах, и об атмосфере восхищения и радости, сопровождающих разжигание костров в Мероне. Иногда в огонь бросали даже предметы украшения. Многие наши мудрецы были вынуждены рассматривать этот обычайкак галахический (законный). Некоторые из них были за, некоторые против. А некоторые ученые вообще не признавали «Хиллулу» (например Ха-тан Софер и «Раи» Хазан, создатель «Хикре Лев» (Исследование сердца). В многочисленных общинах Курдистана, Йемена и Вавилонии ничего не было известно об обычае разжигания костров на Лаг Ба'Омер.
В ранние утренние часы проводилась т. н. «Ха-лака» - первая стрижка волос у трехлетних детей вблизи могилы рабби Шимона бар Иохая.
В одной рукописи, найденной в Иерусалиме, есть «Гордая молитва о бритье головы у молодых мужчин». Обычай стрижки волос, который «му-старвим» соблюдали еще до времени Ари, считался залогом долгой жизни и даже арабы переняли его.
Некоторые кладут «записочки» в специальное место для хранения, находящееся на могиле рабби Шимона бар Иохая. Авторитетные хасиды объявили этот день настоящим праздником и накрывали праздничный «стол». Или они заканчивали изучение «Зохара» и отмечали этот день как праздник радости и Торы.
В начале 19-го столетия у испанских евреев в Цфате появляется обычай - с песнями и танцами, под разукрашенным балдахином, приносить свиток Торы в Морен. В сегодняшнем Израиле, особенно среди молодежи, есть обычай - повсюду в стране разжигать большие костры.
С течением времени многие поколения развивали традиции, устанавливающие связь между великим учителем Моисеем (Моше) и рабби Ши-моном бар Иохаем и с его историей. 7-ое Адара (традиционно установленный день рождения и кончины Моисея) постоянно выпадает на тот же день недели, что и Лаг Ба'Омер (день кончины рабби Шимона бар Иохая), и на тот же самый день приходится также четвертый день праздника Шалашей. В этот день Моисей гостит в шалаше (сукке)
В Марокко устраивали «Хиллулу рабби Шимона». В синагоге продавали свечи или сосуды с маслом, чтобы можно было почтить память рабби Шимона бар Иохая, память рабби Меира Ба'ал Ханесса и память Танна'им, Амора'им и раввинов, похороненных в Марокко
В память Танна'им, Амора'им и раввинов, похороненных в Марокко.
.Хиллула происходила вокруг большого семисвечника - Меноры рабби Шимона бар Иохая -сделанной из серебра и покрытой золотом. Эта менора транспортировалась в экипаже людьми, каждый из которых покупал себе право на определенный отрезок пути. Менору привозили в приватные дома для проведения церемоний с танцами и пением.
В Вавилонии происходила церемония «Хиллулы» и читалась «Сефер Хиллула Рабба» (большая книга Хиллулы).
У евреев Персии был обычай - во время тяжёлой болезни давать обещание: если больной выздоровеет, благодаря рабби Шимону бар Ио-
хаю, то в день его Хиллулы - в Лаг Ба' Омер -устраивать пиршество в честь рабби Шимона бар Иохая.
Среди ашкеназийских евреев (Германия) траурные дни между Песахом и 33-им днем Омера связывались с погромами 1096-го года, когда во времена первых крестовых походов были уничтожены расположенные вдоль Рейна еврейские общины (Кёльна, Шпеера, Вормса, Майнца и др.). Поэтому здесь траурные обычаи соблюдаются в память об этих святых мучениках. Лаг Ба'Омер прерывает траурные дни. После этого во многих общинах соблюдение траура продолжается.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB