Лаг ба - омер - 12 мая 2009 года

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Лаг ба - омер - 12 мая 2009 года

Post by Weissberg »

Лаг ба - омер
Название праздника состоит из двух слов: лаг и омер (ба — предлог), где слово лаг в ивритском написании состоит из двух букв — ламед (числовое значение — 30) и гимел (числовое значение — 3) — и обозначает, таким образом, число 33. Лаг ба - омер – тридцать третий день омера, отмечаемый 18 ияра. В этом 5769 - 2009 году этот день приходится на 12 мая.
Традиция праздника восходит к временам, когда существовал Иерусалимский Храм. Слово «омер» на иврите означает сноп, а также: «омер» - это мера сыпучих тел, которая в древние времена считалась достаточным количеством зерна для пропитания одного человека на день.

На второй день Песаха полагалось приносить в Храм дар, а именно - сноп ячменя нового урожая. Это был первый омер. На следующее утро возносили Богу молитву об урожае. Начинали отсчет «дней омера». Всего - 49 дней, от Песаха до Шавуота, по числу дней от Исхода из Египта - до получения Торы. Каждый день имеет свое порядковое число. Отсчет этих дней означает понимание того, что освобождение в Песах было даром Всевышнего, было только началом. Предстояла тяжелая работа для того, чтобы подготовиться к получению и приему Торы в Шавуот.
На пятидесятый день в Храм приносили второй омер - сноп пшеницы нового урожая. Итак, в Песах приносили сноп ячменя - пищи грубой, пищи животной, в отличие от снопа пшеницы - основной пищи человека – приносимого в День Дарования Торы. Это означает, что только лишь физическое освобождение оставляло евреев с преобладанием в них животного начала. Необходимо было нашим предкам и необходимо нам освобождение духовное, и только лишь отсчет сорока девяти дней, семикратное очищение выводит на уровень человека, способного принять Тору.
Согласно Торе, время между первым омером и вторым сопряжено с большим количеством ограничений. Оно называется периодом трепета и надежды, так как в эти семь недель решается судьба всего года - быть ему урожайным или нет. И лишь на тридцать третий день отсчета омера, в Лаг ба-омер снимаются многие из них, устраивается как бы «перерыв» в тревогах семи недель.

Лаг ба-омер окружен многими преданиями. Одно из них - эта легенда об учениках рабби Акивы, которые во времена императора Адриана под страхом смерти продолжали изучать Тору.
В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников и что все они, кроме пяти, умерли от эпидемии в период между Песахом и Шавуотом в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Мор длился тридцать три дня. Поэтому в этот период, в первые 33 дня счета омера между Песахом и Шавуотом, евреи всего мира соблюдают ряд траурных обычаев: не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии. Принято считать, что именно в Лаг ба-омер прекратился мор и поэтому в этот день траурные обычаи повсеместно отменяются.

В некоторых источниках дается иная интерпретация значения этой даты. Евреи не раз бунтовали против римских оккупантов. Одно из таких восстаний возглавил Бар-Кохба. Есть мнение, что большинство добровольцев, сражавшихся в его армии, были учениками рабби Акивы. Превосходство Рима было неоспоримым, восставшие понесли ряд тяжелых поражений и были разгромлены. Однако именно в Лаг ба-омер Бар-Кохба сумел одержать крупную победу. Его солдаты радостно отметили это событие, и в память об их триумфе по сей день отмечается Лаг ба-омер.

Существует еще одна традиция,связанная со днем Лаг ба-омер. Одним из лучших учеников рабби Акивы был рабби Шимон бар Йохай (Рашби). Он входил в число пяти учеников, переживших эпидемию, и также принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы. Считается, что Рашби умер в Лаг ба-омер. В память о нем сложилась традиция посещать в день Лаг ба-омера его могилу (похоронен на горе Мирон близ города Цфат). Во время его кончины над телом вознесся видимый столб огня, и поэтому появился обычай во время праздника Лаг ба-омер жечь костры. В Израиле в этот вечер разжигают десятки тысяч костров. В этой связи раввин И. М. Лау пишет в своей книге «Практика иудаизма», что вообще день смерти великого человека отмечают не скорбью, а весельем.

В Лаг ба-омер школьники выезжают на природу целыми классами в сопровождении учителей. Мальчики готовят лук и стрелы, а затем устраивают соревнования по стрельбе из лука и веселые эстафеты. Эта традиция посвящена памяти участников восстания Бар-Кохбы, отважно сражавшихся с римскими поработителями за свободу Израиля.

С 2004 года в этот день отмечают еще один праздник - День милуимника - резервиста Армии Обороны Израиля. Милуим - это военные сборы, на которые призываются резервисты ежегодно, на срок около месяца.
Есть основание считать, что обычаи соблюдать траур в дни Счета Омера берут свое начало в погромах и преследованиях, которым подвергались немецкие евреи (ашкенази) во времена крестовых походов. Траур не был введен у испанских и йеменских евреев, у которых стрижка волос и женитьба были запрещены во все дни Счета Омера по каббалистическим причинам без всякой связи с вышеупомянутым трауром.
Были найдены еще причины, для подтверждения особенностей Лаг Ба'Омера. В этот день: в пустыне начала падать Манна; рабби Шимон бар Иохай и его сыновья покинули пещеру; рабби Шимон бар Иохай и его четыре товарища сами были названы учителями их учителем рабби Аки-вой; рабби Шимон бар Иохай постиг тайны Торы и этот день стал также днем его кончины. Упоминание этого дня, как дня смерти рабби Шимона бар Иохай в первый раз появляется в Каббале Ари, поэтому в книге «Хемдат Яамим» было установлено, что в этот день в его честь надо учиться. Для обучения был введен особый «Тиккун» для ночи и дня, названный «Порядок обучения для Лаг Ле'Омера» или «Хиллула Раба». Мудрецы из Измира, Салоник, Северной Африки и Вавилонии редактировали различные его издания, которые на протяжении многих лет служили также и другим сообществам.
Обычай посещения могилы рабби Шимона бар Иохая в Мероне, «Хиллула», включающий разжигание больших костров, возник, предположительно, только в середине 16-го столетия. Исследователи спорят об обстоятельствах и датах этого события. Одни читали там молитвы искупления для приближения наступления избавления. Другие искали мистического озарения в раскрытии тайн Торы по традиции, положенной рабби Ши-моном бар Иохаем в этот день - день его кончины. Но танцы «мустарвим» (евреев, которые на исходе средневековья иммигрировали в Израиль из восточных стран), рассматривались как осквернение святыни, и вызвали такой протест у рабби Йозефа Каро и его суда, что они хотели прекратить празднества. Возможно, эти празднества были традицией исключительно у евреев из Цфата, и только в середине 18-го столетия появляются свидетельства об участии жителей со всего Эрец Исраэля. Песня «Бар Иохай» и подобные ей пелись от всей души в экстатическом восхищении. Из дальних краев приходили к «Циаре» (посещению святой могилы), чтобы принять участие в радости «Хиллулы». В различных описаниях путешественников рассказывается о танцах, и об атмосфере восхищения и радости, сопровождающих разжигание костров в Мероне. Иногда в огонь бросали даже предметы украшения. Многие наши мудрецы были вынуждены рассматривать этот обычайвсего Эрец Исраэля.
Песня «Бар Иохай» и подобные ей пелись от всей души в экстатическом восхищении. Из дальних краев приходили к «Циаре» (посещению святой могилы), чтобы принять участие в радости «Хиллулы». В различных описаниях путешественников рассказывается о танцах, и об атмосфере восхищения и радости, сопровождающих разжигание костров в Мероне. Иногда в огонь бросали даже предметы украшения. Многие наши мудрецы были вынуждены рассматривать этот обычайкак галахический (законный). Некоторые из них были за, некоторые против. А некоторые ученые вообще не признавали «Хиллулу» (например Ха-тан Софер и «Раи» Хазан, создатель «Хикре Лев» (Исследование сердца). В многочисленных общинах Курдистана, Йемена и Вавилонии ничего не было известно об обычае разжигания костров на Лаг Ба'Омер.
В ранние утренние часы проводилась т. н. «Ха-лака» - первая стрижка волос у трехлетних детей вблизи могилы рабби Шимона бар Иохая.
В одной рукописи, найденной в Иерусалиме, есть «Гордая молитва о бритье головы у молодых мужчин». Обычай стрижки волос, который «му-старвим» соблюдали еще до времени Ари, считался залогом долгой жизни и даже арабы переняли его.
Некоторые кладут «записочки» в специальное место для хранения, находящееся на могиле рабби Шимона бар Иохая. Авторитетные хасиды объявили этот день настоящим праздником и накрывали праздничный «стол». Или они заканчивали изучение «Зохара» и отмечали этот день как праздник радости и Торы.
В начале 19-го столетия у испанских евреев в Цфате появляется обычай - с песнями и танцами, под разукрашенным балдахином, приносить свиток Торы в Морен. В сегодняшнем Израиле, особенно среди молодежи, есть обычай - повсюду в стране разжигать большие костры.
С течением времени многие поколения развивали традиции, устанавливающие связь между великим учителем Моисеем (Моше) и рабби Ши-моном бар Иохаем и с его историей. 7-ое Адара (традиционно установленный день рождения и кончины Моисея) постоянно выпадает на тот же день недели, что и Лаг Ба'Омер (день кончины рабби Шимона бар Иохая), и на тот же самый день приходится также четвертый день праздника Шалашей. В этот день Моисей гостит в шалаше (сукке)
В Марокко устраивали «Хиллулу рабби Шимона». В синагоге продавали свечи или сосуды с маслом, чтобы можно было почтить память рабби Шимона бар Иохая, память рабби Меира Ба'ал Ханесса и память Танна'им, Амора'им и раввинов, похороненных в Марокко
В память Танна'им, Амора'им и раввинов, похороненных в Марокко.
.Хиллула происходила вокруг большого семисвечника - Меноры рабби Шимона бар Иохая -сделанной из серебра и покрытой золотом. Эта менора транспортировалась в экипаже людьми, каждый из которых покупал себе право на определенный отрезок пути. Менору привозили в приватные дома для проведения церемоний с танцами и пением.
В Вавилонии происходила церемония «Хиллулы» и читалась «Сефер Хиллула Рабба» (большая книга Хиллулы).
У евреев Персии был обычай - во время тяжёлой болезни давать обещание: если больной выздоровеет, благодаря рабби Шимону бар Ио-
хаю, то в день его Хиллулы - в Лаг Ба' Омер -устраивать пиршество в честь рабби Шимона бар Иохая.
Среди ашкеназийских евреев (Германия) траурные дни между Песахом и 33-им днем Омера связывались с погромами 1096-го года, когда во времена первых крестовых походов были уничтожены расположенные вдоль Рейна еврейские общины (Кёльна, Шпеера, Вормса, Майнца и др.). Поэтому здесь траурные обычаи соблюдаются в память об этих святых мучениках. Лаг Ба'Омер прерывает траурные дни. После этого во многих общинах соблюдение траура продолжается.
Post Reply