Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Сб дек 07, 2019 10:21 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Как читать религиозный нарратив 5 (Ахарэй – Кдошим )
СообщениеДобавлено: Пт май 01, 2009 1:43 pm 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пн сен 15, 2008 12:01 pm
Сообщения: 322
Ахарэй – Кдошим

Еженедельная сидра на 8 ияр 5769 (2 мая 2009)

Джонатан Сакс, Главный раввин Великобритании
http://www.chiefrabbi.org/UploadedFiles ... ei5769.pdf


Кризис жертвоприношения


Ибо в этот день искупят вас для очищения вашего: ото всех
грехов ваших пред Б’гом очиститесь вы.
(Ваикра 16: 30).

В самый святой день года – Йом-Кипур, самый святой из людей – Первосвященник (Коэн гадоль) входил в Святая святых (Кодеш ха-Кодешим) и приносил жертву искупления всего Израиля. В этот день решалась судьба народа, ибо она была в руках Б’га, и Он ожидал от евреев послушания. Но нет безгрешного народа. Такой народ состоял бы из ангелов, а не женщин и мужчин. И потому Израиль должен просить у Б’га прощение и нуждается в ритуале и в дне коллективного раскаяния и покаяния. Именно таким днем был Иом-Кипур, когда стоял Храм.

Нам трудно, вероятно невозможно, понять глубину кризиса, вызванного разрушением Второго Храма римлянами в 70 году н.э. Несомненно, это явилось военным и политическим бедствием. Этот момент мы можем понять без больших усилий. Но разрушение Храма было также духовной катастрофой. Иудаизм и еврейский народ выжили. Иначе нас бы не было сегодня. Но их выживание никак не было гарантировано в то время. Как народ, чье существование определялось в терминах религии, чьим центром были Храм и храмовые жертвоприношения, мог сохранить себя после разрушения фундамента своей жизни? Таков вопрос вопросов.

Разрушение Первого Храма было не менее трагично. Но в те дни в Израиле встали пророки Ирмийя и Йехезкель, и их слово дало надежду народу. Первое столетие не знало таких пророков. Наоборот, со времени Маккавеев пророчество уступило место апокалипсису: видениям конца дней отдаленных от текущих исторических событий. Пророки с их величественными видениями, все-таки, оставались, по большей части, политическими реалистами. Но апокалиптические прорицатели не были таковыми. Они говорили о метафизическом преобразовании мира. Космос содрогнется в ужасных конвульсиях. Наступит последняя битва между силами добра и зла. Как сказано в одном из кумранских свитков: «Загремит Бог своим сильным громом, и загрохочет Его святой чертог в своей истинной славе. И войско небесное подаст свой голос. Ослабнут и задрожат вечные устои, и война витязей неба пройдет по вселенной».

Люди предвидели бедствия. Иосиф Флавий говорит об одном из них: «За четыре года до войны [с Римом – Б.Д.], когда в городе были мир и процветание, появился некий Иисус, сын Анана, простой деревенский парень, который…вдруг разразился воплкм «Горе Иерусалиму!»… И так он кричал день и ночь, переходя с места на место на всех улицах города ... Его отвели к Альбинусу, правителю Иудеи, тот приказал нещадно бить его плетьми, но истязаемый перенес побои без слез и жалоб, и только горестным голосом при каждом ударе восклицал: "Горе, горе Иерусалиму!"... И с тех пор вплоть до самой войны он никогда ни к кому не приходил и не произносил других слов, кроме сокрушенного: "Горе, горе Иерусалиму!"... И его не оставляли силы до тех пор, пока не началась осада Иерусалима и не подтвердила его пророчество… Посреди пророчеств, он был убит камнем» .

Как среагировал народ на «кризис жертвоприношения», на невозможность совершать ритуалы искупления? Мы в состоянии точно проследить его реакцию благодаря искреннему свидетельству одного из тех, кто выбрал иной путь. Я говорю о Шауле из Тарса, известного теперь под именем апостола Павла, первом и величайшем богослове христианства. Павел вспоминает, как он был одержим чувством вины. Он говорит о себе, что был «продан греху». «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Грех, которого он стремился избежать, он совершал. Сам факт, что ему было скомандовано сделать что-то, провоцировал у него стремление и непреодолимое желание к противоположному. Столь мощным было в нем аморальное начало, что это побудило его измыслить религию без команд вообще и отступить от слов основателя христианства, сказавшего в Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков…Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Как известно, Павел привязал греховность человека к первородному греху Адама, и объявил, что этот грех был снят смертью мессии. Сами небеса пожертвовали сыном Б’га, чтобы искупить грех человека. Б’г стал Первосвященником, и Его сын жертвой.

Павел жил и проповедовал незадолго до разрушения Второго Храма, но его учение – подобно предсказаниям кумранской секты и провидца из истории Иосифа Флавия – полно ожиданием катастрофы и представляет собой упреждающий ответ ей. Что должно случиться, когда уже больше нет искупительных физических жертвоприношений, снимающих вину народа? На их место, согласно Павлу, встает метафизическая жертва сына Б’га. У Павла эта жертва становится трансцендентной. Она выходит за пределы конкретного исторического момента и места и вообще за пределы времени и пространства. Она действует непрерывно и вечно.

Иудаизм не мог выбрать этот путь по многим причинам. Прежде всего, потому что весть, прозвучавшая в нарративе о жертвоприношении Ицхака (Берейшит 22), запрещает нам (не говоря уже о Б’ге) приносить в жертву сыновей. Во вторых, потому что не кто-то один, но весь народ Завета - сыновья и дочери Б‘га: «Сын Мой, первенец Мой Исраэль». (Шмот 4:22). В-третьих, потому что, несмотря на многие мессианские движения, возникшие в Израиле, еврейским ответом на вопрос: «Мессия уже здесь?», остается: «Еще нет!». Пока существует насилие и несправедливость в мире, мы не можем верить и утешаться, что живем в пост-мессианское время.

Только учитывая это, мы можем оценить удивительную мысль, содержащуюся в известных словах рабби Акивы:

Р. Акива сказал: «Блажен ты, Израиль! Перед кем очищаешься ты? Кто очищает тебя? Отец твой Небесный! Ибо сказано: ‘И окроплю вас чистой водой, и вы очиститесь’ И еще сказано: ‘Господь - микве Израиля’ Как микве очищает осквернившихся, так Святой, благословен Он, очищает Израиль!»
[Буквальный перевод стиха Ирмийя 17:13: «Г-споди, надежда Израиля!», но Талмуд, Иома, 856, передает как: «Господь - микве Израиля». Смысл слов р. Акивы сохраняется благодаря омонимии: микве – водоем для ритуального очищения, а также – надежда, оплот. – Примечание переводчика]

Согласно р. Акиве, прежде всего ему, но и вообще мудрецам Торы, при отсутствии Храма, первосвященника и жертв, все, что мы должны делать, - это раскаиваться, возвращаться к Б’гу (тешува), признавать наши грехи, принимать обязательство не повторять их в будущем и просить у Б’га прощение. Ничего иного не требуется: ни Храм, ни священник, ни жертва. Сам Б‘г очищает нас. Нет никакой потребности в посреднике. То, что христианство перевело в трансцендентный план, иудаизм демократизировал. Как выразился еврейский драматург С. Анский: «При истинном возвращении к Б‘гу, любой человек становится священником, каждая молитва жертвой, каждый день Судным днем и каждое место Святая Святых».

Это и стало перекрестком разных дорог, по которым пошли иудаизм и христианство. Под вопросом оказались совершено разные представления о человеке, о природе греха, о вине и искуплении, и об отношении человека к Б’гу – в иудаизме непосредственном. Иудаизм не мог приять концепцию “первородного греха”, ибо еще Ирмийя и Йехезкель, за шесть столетий до рождения христианства, учили, что грех не передается от поколения к поколению. Иудаизм не нуждается в метафизической подмене храмовой жертвы, ибо принимает слова псалмопевца: «Жертвы Б’гу – дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное, Б’же, презирать не будешь». (Теиллим 51:19) Мы - все сыновья или дочери Б’га. Он близок ко всем, кто призывает его искренне. Так одна из самых больших трагедий, пережитых еврейским народом, привела его к беспрецедентной ранее близости между ним и Б’гом, не опосредованной Первосвященником, не сопровождаемой жертвами, достигнутой только обращением к Б’гу всем нашим сердцем, просящим прощения и доверяющим Его любви.

Перевод Бориса Дынина


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB