Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пт сен 25, 2020 11:15 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Спор Моше с ангелами
СообщениеДобавлено: Вт май 05, 2009 10:52 am 
активный участник

Зарегистрирован: Вс мар 09, 2008 1:53 pm
Сообщения: 178
О чем спорил Моше с ангелами на горе Синай?
По беседе Ребе "Шлита Короля Мошиаха"
1. В Талмуде есть рассказ о даровании Торы. «Когда Моше поднялся в выси, сказали ангелы Б-гу: «Владыка мира, что делает между нами рождённый женщиной?!» Сказал Он им: «Пришёл получить Тору». Сказали ангелы: «Сокровенное сокровище этому созданию из плоти и крови Ты хочешь отдать? «Что есть человек, что Ты помнишь о нем?... Дай славу Твою на небесах!» (Псалом 8). Сказал Б-г Моше: «Ответь им ты». И сказал Моше Всевышнему: «Владыка мира, Тора, что Ты дал мне, что в ней написано? – «Я, Б-г Всемогущий твой, который вывел тебя из Египта». Затем обратился к ангелам: «Вы в Египет спускались?! Фараону вы подчинялись?! – Зачем вам Тора?! Вот ещё там написано: «да не будет у вас других богов» – меж народов, служителей идолов вы пребываете?».
И еще спрашивал Моше у ангелов о других заповедях: «Работа есть у вас?! Торговля есть у вас?! Отец и мать есть у вас?! Зависть есть между вами?! – тотчас согласились ангелы с решением Б-га».
Объясняется во многих книгах, что претензия ангелов основана на законе бар-мицра (дословно – отделенный межой): «Если некто продал своё поле, то его сосед, поле которого граничит с проданным, вправе выкупить его, ибо благо для него, если поля будут объединены друг с другом. А в Торе сказано: «делай то, что прямо и благо в глазах Б-га»(Дварим 6,18). Тора сокрыта в небесах, и они также пребывают там, поэтому, по закону бар-мицра, у них преимущественное право на получение Торы. И даже несмотря на то, что там уже сказано «вели сынам Исраэля», «скажи сынам Исраэля» и т.д., по закону даже после продажи отстраняют покупателя от владения и передают поле соседу-претенденту.

2. По поводу претензии ангелов мудрецы приводят ряд возражений:
а) закон бар-мицра относится только к земельному наделу, но не к движимому имуществу; Тора же никак не поле.
б) закон бар-мицра применим только в случае продажи, но не дарения, Тора же дана в подарок;
в) евреи – близки к Б-гу, как сказано «есть ли еще такой народ великий, которому Всесильный близок» (Дварим 4,7); более того, они «сыновья Б-га» (Трактат Авот 3,14), а проданное близким, и уж тем более сыновьям, не подлежит закону бар-мицра;
г) о Моше говорится, что он «человек Б-жий» (Дварим 31,1; Псалом 90), и так объясняет Мидраш (Дварим раба, гл. 11): «Нижняя половина - человек, верхняя - Б-г». А если так, то Моше сам претендент «бар-мицра» на Тору, что в небесах;
д) относительно фразы «...и стоял народ перед Моше от утра и до вечера» (Шмот 18, 14) говорят мудрецы Торы, что Моше «судил судом правды» и потому «был как бы партнером Творца в создании вселенной» (Шабат 10,а); и если покупатель партнер продавца, то закон бар-мицра к нему также не применим.
[По поводу двух последних возражений можно было бы спросить: ведь Моше получил Тору на Синае не ради себя одного, но для всего еврейского народа? Но это тоже можно объяснить:
а) все евреи претенденты «бар-мицра» на владение Торой, ибо «источник душ всех евреев в подножии Трона Славы» (Зоар 3, 296);
б) в момент дарования Торы евреи были партнерами Б-га, т.к. ещё до дарования Торы приняли на себя заповедь субботы, а мудрецы говорят, что когда молящийся в начале субботы произносит «и были закончены небеса и земля...», то он как бы делается партнером Творца в создании вселенной (Шабат 119,б).]

3. Во всех приведенных выше возражениях есть один существенный недостаток – Моше в ответе ангелам не прибег ни к одному из них.
Более того, три последних возражения даже как будто противоречат ответу Моше. В упомянутых возражениях подчёркивается, что Моше, как каждый еврей, близок к Б-гу, объединён с небесами, партнер Творца. Однако в своих аргументах Моше говорит обратное, что Тора связана с опусканием в Египет, соответствует материальности получателя, и даже его зависти, страстям и тому подобное.

4. Можно задать вопросы и относительно других слов мудрецов.
а) закон бар-мицра не применим к движимому имуществу. Претензия соседа состоит в том, что проданная земля примыкает к его полю; движимое же имущество можно купить в любом месте и доставить куда надо. Однако Тору невозможно получить в любом другом месте (ибо после того, как она дана была в нижний мир, – то уже не может из него уйти, ибо «не на небесах она» (Бава Меция 59,б).
б) Тора имеет три статуса: «наследство», как сказано «Тору заповеда нам Моше» (Дварим 33;4), «товар», как сказано «сказал Б-г Исраэлю: продам я вам своё учение...»(Шмот Раба 33,1); «подарок» – «три добрых дара дал Б-г Исраэлю» (Брахот 5,а). Также в праздник Шавуот в молитве говорится «время дарования нашей Торы».
Три этих определения указывают на три типа связи между евреями и Торой, и один из них это «товар». Но тогда снова можно сказать, что к Торе все-таки применим закон бар-мицра.

5. Некоторые мудрецы считают, что ангелы претендовали лишь на сокрытую часть Торы – им ведь было хорошо известно, что простой смысл Торы к ним не имеет отношения, однако скрытую часть они могли требовать по закону бар-мицра. И тогда можно привести другое возражение на этот их аргумент:
Поскольку Тора была дана евреям целиком, а ангелы могли претендовать только на часть её, то вступает в силу дополнительное правило – «если кто-либо продал всё свое имущество целиком, то нет места претензиям соседа бар-мицра.
Можно возразить и по другому:
Если покупатель нуждается в земле из-за стисненных обстоятельств, а соседу продавца нужно лишь расширить владения, сосед не может претендовать на первоочередность бар-мицра. Также и в нашем случае – евреи нуждаются в Торе в связи с «тяжёлыми обстоятельствами», ибо Тора – это жизненная сила евреев («слова Торы – наша жизнь») и с её помощью побеждаются соблазны, как написано в трактате Кидушин «сотворил я соблазны и сотворил Тору как лекарство против них». Ангелы же, у которых нет соблазнов, подобны желающему расширить владения.
Но при таком раскладе может вызвать недоумение слудующее: для ангелов не новость аргументы Моше «в Египет вы спускались?! ...работа .. торговля ... родители... соблазны...» – они и прежде это знали, и изначально просили только сокрытую часть. Но если ответ ангелам таков, что продали всё имущество или, что Тора – это жизненная сила евреев, тогда почему же не прозвучало это в ответе Моше даже намеком?
Допустим евреи нуждаются в Торе для войны с соблазнами, и это прозвучало в ответе Моше «соблазны есть у вас?» Но из других его слов о работе, торговле, родителях и т.п. ясно, что ответ ангелам связан вовсе не с войной с соблазнами, но с тем общим положением, что простой смысл Торы не имеет к ним отношения.

6. Так все же какой смысл скрывается в диалоге между Моше и ангелами?
Настоящая задача Торы реализовать цель творения вселенной – «возжелал Святой, благословен Он, создать себе жилище в нижнем мире». Также как человек всей своей сущностью пребывает в своем доме, так и Б-г возжелал чтобы сущность его действительно пребывала в нижнем мире. Это желание реализуется посредством Торы, с помощью которой «Меня вы приобретаете» (Мидраш Ваикра раба, гл. 30,13).
В этом и состоит возражение на претензию ангелов, основанную на законе бар-мицра. Закон гласит: если ближайший сосед (бар-мицра) хочет приобрести поле чтобы засеять его, а дальний покупатель хочет построить на нём дом, отдают поле дальнему, т.к. строительство жилья предпочтительнее и не действует против него закон бар-мицра.То же и в нашем случае: задача Торы строительство жилища Б-гу в нижних мирах и потому отклонена претензия ангелов.

7. Тора не была дана ангелам не потому, что они не нуждаются в раскрытии сущности Всевышнего. Ведь даже в высших мирах проявляется только отблеск б-жественного света (см. об этом «Тания», гл. 36). Но именно в силу духовного служения нижних творений возможно раскрытие сущности Творца во всей бесконечной цепи порождаемых друг из друга миров.
Можно воспользоваться такой аллегорией: «Когда рычагом приподнимают сооружение, его конец подкладывают под самый низ, иначе низ останется на своём месте.
Это и подчеркнул Моше в своём ответе словами: «...зависть есть между вами? Соблазны есть у вас?», желая сказать, что духовный уровень этого мира ниже всех и нет ничего ниже по степени сокрытия б-жественного света.

8. Итак, для того, чтобы создать жилище Б-гу в нижнем мире, Тора должна находится внизу. Но претензия ангелов на основании закона бар-мицра всё остается в силе: в любом случае они являются «ближайшим соседом», и они тоже хотят строить жилище Б-гу, по крайней мере в высших мирах.
На это можно возразить, что создание жилища Б-гу, раскрытие б-жественной сущности абсолютно невозможно силой служения ангелов, пусть даже только в высших мирах. Именно служение в «нижних» способно раскрыть б-жественную сущность во всей «цепи» миров.
Объяснение этому таково: раскрытие б-жественной сущности посредством Торы возможно только силой служения еврейской души при её пребывании среди тягот и ограничений этого мира. Душа спускается в мир полный зла (клипот), которое по-настоящему противостоит Б-гу. И там, внизу, она ведёт войну с соблазнами, преодолевая все сокрытия и превращая тьму в свет. Служение это происходит способом «иткафья» – подчинение зла, и затем «итъапха» – превращение клипот, скрывающих Б-га, в святость.
И в этой работе присутствует аспект обновления – вернуть сотворенное к своему источнику. Проявить сущность Всевышнего, который единственный может вызывать к существованию творение из «ничто», и он же дает силу раскрыть во всех деталях мироздания их подлинный источник.
На это намекают слова Моше «отец и мать есть у вас?» – рождение ребёнка подобно обновлению, созданию из «ничто», а этого качества нет у ангелов.
На этом основан аргумент Моше, нашего учителя: сила создания нового проявляется только у душ, когда они внизу. Посредством своего служения они «рождают» (переворачивая нижний мир и с ним вместе всю бесконечную цепь миров) в жилище для сущности Б-га.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB