Спор Моше с ангелами

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Спор Моше с ангелами

Post by Weissberg »

О чем спорил Моше с ангелами на горе Синай?
По беседе Ребе "Шлита Короля Мошиаха"
1. В Талмуде есть рассказ о даровании Торы. «Когда Моше поднялся в выси, сказали ангелы Б-гу: «Владыка мира, что делает между нами рождённый женщиной?!» Сказал Он им: «Пришёл получить Тору». Сказали ангелы: «Сокровенное сокровище этому созданию из плоти и крови Ты хочешь отдать? «Что есть человек, что Ты помнишь о нем?... Дай славу Твою на небесах!» (Псалом 8). Сказал Б-г Моше: «Ответь им ты». И сказал Моше Всевышнему: «Владыка мира, Тора, что Ты дал мне, что в ней написано? – «Я, Б-г Всемогущий твой, который вывел тебя из Египта». Затем обратился к ангелам: «Вы в Египет спускались?! Фараону вы подчинялись?! – Зачем вам Тора?! Вот ещё там написано: «да не будет у вас других богов» – меж народов, служителей идолов вы пребываете?».
И еще спрашивал Моше у ангелов о других заповедях: «Работа есть у вас?! Торговля есть у вас?! Отец и мать есть у вас?! Зависть есть между вами?! – тотчас согласились ангелы с решением Б-га».
Объясняется во многих книгах, что претензия ангелов основана на законе бар-мицра (дословно – отделенный межой): «Если некто продал своё поле, то его сосед, поле которого граничит с проданным, вправе выкупить его, ибо благо для него, если поля будут объединены друг с другом. А в Торе сказано: «делай то, что прямо и благо в глазах Б-га»(Дварим 6,18). Тора сокрыта в небесах, и они также пребывают там, поэтому, по закону бар-мицра, у них преимущественное право на получение Торы. И даже несмотря на то, что там уже сказано «вели сынам Исраэля», «скажи сынам Исраэля» и т.д., по закону даже после продажи отстраняют покупателя от владения и передают поле соседу-претенденту.

2. По поводу претензии ангелов мудрецы приводят ряд возражений:
а) закон бар-мицра относится только к земельному наделу, но не к движимому имуществу; Тора же никак не поле.
б) закон бар-мицра применим только в случае продажи, но не дарения, Тора же дана в подарок;
в) евреи – близки к Б-гу, как сказано «есть ли еще такой народ великий, которому Всесильный близок» (Дварим 4,7); более того, они «сыновья Б-га» (Трактат Авот 3,14), а проданное близким, и уж тем более сыновьям, не подлежит закону бар-мицра;
г) о Моше говорится, что он «человек Б-жий» (Дварим 31,1; Псалом 90), и так объясняет Мидраш (Дварим раба, гл. 11): «Нижняя половина - человек, верхняя - Б-г». А если так, то Моше сам претендент «бар-мицра» на Тору, что в небесах;
д) относительно фразы «...и стоял народ перед Моше от утра и до вечера» (Шмот 18, 14) говорят мудрецы Торы, что Моше «судил судом правды» и потому «был как бы партнером Творца в создании вселенной» (Шабат 10,а); и если покупатель партнер продавца, то закон бар-мицра к нему также не применим.
[По поводу двух последних возражений можно было бы спросить: ведь Моше получил Тору на Синае не ради себя одного, но для всего еврейского народа? Но это тоже можно объяснить:
а) все евреи претенденты «бар-мицра» на владение Торой, ибо «источник душ всех евреев в подножии Трона Славы» (Зоар 3, 296);
б) в момент дарования Торы евреи были партнерами Б-га, т.к. ещё до дарования Торы приняли на себя заповедь субботы, а мудрецы говорят, что когда молящийся в начале субботы произносит «и были закончены небеса и земля...», то он как бы делается партнером Творца в создании вселенной (Шабат 119,б).]

3. Во всех приведенных выше возражениях есть один существенный недостаток – Моше в ответе ангелам не прибег ни к одному из них.
Более того, три последних возражения даже как будто противоречат ответу Моше. В упомянутых возражениях подчёркивается, что Моше, как каждый еврей, близок к Б-гу, объединён с небесами, партнер Творца. Однако в своих аргументах Моше говорит обратное, что Тора связана с опусканием в Египет, соответствует материальности получателя, и даже его зависти, страстям и тому подобное.

4. Можно задать вопросы и относительно других слов мудрецов.
а) закон бар-мицра не применим к движимому имуществу. Претензия соседа состоит в том, что проданная земля примыкает к его полю; движимое же имущество можно купить в любом месте и доставить куда надо. Однако Тору невозможно получить в любом другом месте (ибо после того, как она дана была в нижний мир, – то уже не может из него уйти, ибо «не на небесах она» (Бава Меция 59,б).
б) Тора имеет три статуса: «наследство», как сказано «Тору заповеда нам Моше» (Дварим 33;4), «товар», как сказано «сказал Б-г Исраэлю: продам я вам своё учение...»(Шмот Раба 33,1); «подарок» – «три добрых дара дал Б-г Исраэлю» (Брахот 5,а). Также в праздник Шавуот в молитве говорится «время дарования нашей Торы».
Три этих определения указывают на три типа связи между евреями и Торой, и один из них это «товар». Но тогда снова можно сказать, что к Торе все-таки применим закон бар-мицра.

5. Некоторые мудрецы считают, что ангелы претендовали лишь на сокрытую часть Торы – им ведь было хорошо известно, что простой смысл Торы к ним не имеет отношения, однако скрытую часть они могли требовать по закону бар-мицра. И тогда можно привести другое возражение на этот их аргумент:
Поскольку Тора была дана евреям целиком, а ангелы могли претендовать только на часть её, то вступает в силу дополнительное правило – «если кто-либо продал всё свое имущество целиком, то нет места претензиям соседа бар-мицра.
Можно возразить и по другому:
Если покупатель нуждается в земле из-за стисненных обстоятельств, а соседу продавца нужно лишь расширить владения, сосед не может претендовать на первоочередность бар-мицра. Также и в нашем случае – евреи нуждаются в Торе в связи с «тяжёлыми обстоятельствами», ибо Тора – это жизненная сила евреев («слова Торы – наша жизнь») и с её помощью побеждаются соблазны, как написано в трактате Кидушин «сотворил я соблазны и сотворил Тору как лекарство против них». Ангелы же, у которых нет соблазнов, подобны желающему расширить владения.
Но при таком раскладе может вызвать недоумение слудующее: для ангелов не новость аргументы Моше «в Египет вы спускались?! ...работа .. торговля ... родители... соблазны...» – они и прежде это знали, и изначально просили только сокрытую часть. Но если ответ ангелам таков, что продали всё имущество или, что Тора – это жизненная сила евреев, тогда почему же не прозвучало это в ответе Моше даже намеком?
Допустим евреи нуждаются в Торе для войны с соблазнами, и это прозвучало в ответе Моше «соблазны есть у вас?» Но из других его слов о работе, торговле, родителях и т.п. ясно, что ответ ангелам связан вовсе не с войной с соблазнами, но с тем общим положением, что простой смысл Торы не имеет к ним отношения.

6. Так все же какой смысл скрывается в диалоге между Моше и ангелами?
Настоящая задача Торы реализовать цель творения вселенной – «возжелал Святой, благословен Он, создать себе жилище в нижнем мире». Также как человек всей своей сущностью пребывает в своем доме, так и Б-г возжелал чтобы сущность его действительно пребывала в нижнем мире. Это желание реализуется посредством Торы, с помощью которой «Меня вы приобретаете» (Мидраш Ваикра раба, гл. 30,13).
В этом и состоит возражение на претензию ангелов, основанную на законе бар-мицра. Закон гласит: если ближайший сосед (бар-мицра) хочет приобрести поле чтобы засеять его, а дальний покупатель хочет построить на нём дом, отдают поле дальнему, т.к. строительство жилья предпочтительнее и не действует против него закон бар-мицра.То же и в нашем случае: задача Торы строительство жилища Б-гу в нижних мирах и потому отклонена претензия ангелов.

7. Тора не была дана ангелам не потому, что они не нуждаются в раскрытии сущности Всевышнего. Ведь даже в высших мирах проявляется только отблеск б-жественного света (см. об этом «Тания», гл. 36). Но именно в силу духовного служения нижних творений возможно раскрытие сущности Творца во всей бесконечной цепи порождаемых друг из друга миров.
Можно воспользоваться такой аллегорией: «Когда рычагом приподнимают сооружение, его конец подкладывают под самый низ, иначе низ останется на своём месте.
Это и подчеркнул Моше в своём ответе словами: «...зависть есть между вами? Соблазны есть у вас?», желая сказать, что духовный уровень этого мира ниже всех и нет ничего ниже по степени сокрытия б-жественного света.

8. Итак, для того, чтобы создать жилище Б-гу в нижнем мире, Тора должна находится внизу. Но претензия ангелов на основании закона бар-мицра всё остается в силе: в любом случае они являются «ближайшим соседом», и они тоже хотят строить жилище Б-гу, по крайней мере в высших мирах.
На это можно возразить, что создание жилища Б-гу, раскрытие б-жественной сущности абсолютно невозможно силой служения ангелов, пусть даже только в высших мирах. Именно служение в «нижних» способно раскрыть б-жественную сущность во всей «цепи» миров.
Объяснение этому таково: раскрытие б-жественной сущности посредством Торы возможно только силой служения еврейской души при её пребывании среди тягот и ограничений этого мира. Душа спускается в мир полный зла (клипот), которое по-настоящему противостоит Б-гу. И там, внизу, она ведёт войну с соблазнами, преодолевая все сокрытия и превращая тьму в свет. Служение это происходит способом «иткафья» – подчинение зла, и затем «итъапха» – превращение клипот, скрывающих Б-га, в святость.
И в этой работе присутствует аспект обновления – вернуть сотворенное к своему источнику. Проявить сущность Всевышнего, который единственный может вызывать к существованию творение из «ничто», и он же дает силу раскрыть во всех деталях мироздания их подлинный источник.
На это намекают слова Моше «отец и мать есть у вас?» – рождение ребёнка подобно обновлению, созданию из «ничто», а этого качества нет у ангелов.
На этом основан аргумент Моше, нашего учителя: сила создания нового проявляется только у душ, когда они внизу. Посредством своего служения они «рождают» (переворачивая нижний мир и с ним вместе всю бесконечную цепь миров) в жилище для сущности Б-га.
Post Reply