Комментарии Ицхака Арена к недельным главам Торы

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Комментарии Ицхака Арена к недельным главам Торы

Post by Weissberg »

Комментарий к недельной главе "Корах"

Сварливость и любовь к миру

К недельной главе Корах (Бамидбар 16,1 - 18, 32)


Братья Датан и Авирам впервые упоминаются в Торе как агитаторы, пропагандирующие восстание Кораха:
«И отделился Корах, сын Ицара, сына Кыата, сына Лейви, и Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пэлэта, сыны (из колена) Реувена. И предстали пред Моше, и (с ними) двести пятьдесят мужей из сынов Израеля, начальники общины, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моше и Аарона, и сказали им: Полно вам! Ведь вся община, все святы, и среди них Господь! Отчего же возноситесь вы над собранием Господним?» (Бамидбар 16, 1 – 3).
Мидраш (Шмот Рабба 1, 34 и 36) указывает, однако, что Датан и Авирам негативно проявляли себя еще до Исхода из Египта и доставляли Моше Рабену много забот и неприятностей.

В Торе написано:
«И было в те дни, когда вырос Моше и вышел он к братьям своим, он присматривался к тяжким работам их; и увидел он, что Египтянин бьет Иври из братьев его. И оглянулся он туда и сюда и, видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Иврим ссорятся; и сказал он неправому: зачем бьешь ты ближнего твоего? И тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? И испугался Моше, и сказал: верно стало известным это дело. И услышал Паро об этом деле, и хотел убить Моше, но Моще убежал от Паро... (Шмот 2, 11 – 15).
Раши поясняет, что бранящиеся мужчины как раз и были Датан и Авирам (Комментарий к абзацу 15, сравни с комментарием к Шмот 18,4)

То, что Датан и Авирам стали пособниками бунтовщика Кораха, нас не удивляет. Во всяком случае, у братьев из колена Реувена были другие побудительные мотивы, нежели у Кораха.
Раввин Гирш в этой связи пишет:
«Бунт Кораха вызван в первую очередь священничеством Аарона. Это является первопричиной и основой мятежа. К авторитету Моше это относится косвенно. Датан и Авирам восстали непосредственно против Моше и их целью было устранение политического руководства Моше».

Наказаны были не только руководители восстания:
«...Датан и Авирам вышли, остановясь у входа шатров своих с женами своими и сыновьями своими, и с малыми детьми своими» (Бамидбар 16, 27).
Раши подчеркивает:
«Оцени однажды роковые последствия ссоры (на иврите: Махлокет). Земной суд наказывает по достижении половой зрелости; небесный суд – лишь с двадцатилетнего возраста. Здесь же погибли даже младенцы».
Достойно упоминания то, что наши мудрецы называют людей, любящих Махлокет, Датаном и Авирамом (смотри, например, раввин Й. Х. Аль – Хакам «Респонс (письменное послание) Рав Пеалим», Йоре Деа №55).

Хотя Моше Рабену и знал, что имеет дело с воинственно настроенными мужчинами, он старался завести с ними мирную беседу:
«И послал Моше призвать Датана и Авирама, сынов Элиава. Но они сказали: не пойдем!» (Бамидбар 16, 12).
Раши поясняет:
«Мы заключаем из этого места Пятикнижия, что нельзя способствовать возникновению и развитию ссоры, ибо Моше прилагал все силы к тому, чтобы найти мирный путь».

В Талмуде (Сангедрин110а) написано:
«Рав учит: тот, кто усугубляет Махлокет, тот преступает запрет, ибо сказано: «...и не сбылось бы с ним, что с Корахом и его сообщниками» (Бамидбар 17, 5).
Рабби Моше из Койку считает, что запрет ссоры есть Мицва – заповедь, входящая в число 613 Заповедей Торы. (Сефер Мицвот Гадоль, запрет №157)
Маймонид, однако, другого мнения (Сефер Ха Мицвот, Шореш 8). Но и по его мнению окончание ссоры – Махлокет и установление мира есть позитивная Мицва (Смотри: Раввин С. Р. Гирш «Хорев», параграф 579).

В книге «Тегиллим» в абзаце 15 Псалма 34 сказано:
«Ищи мира, стремись к нему».
В Талмуде мы читаем:
«Гиллель сказал: будь из учеников Аарона, который любит мир и стремится к нему» («Пирке Авот», глава1, Мишна 12).
Почему Гиллель при этом просто не цитирует «Тегиллим»?
Вероятно потому, что живой и непосредственный пример действенней, чем указание на абстрактный принцип.

Перевод Юлии Вайсберг
и Владимира Вайсберга
Post Reply