Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Пн сен 16, 2019 4:34 pm

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Тупик эволюции
СообщениеДобавлено: Пн июн 02, 2008 1:45 pm 
ветеран форума

Зарегистрирован: Пт фев 22, 2008 1:43 pm
Сообщения: 359
Тупик эволюции или тезисы скептика
Monday, 02 June 2008 | Александр Штерн
http://www.isramir.com/content/view/6620/169/


Жизнь всякого человека - не тот предмет, на который можно смотреть в упор, пристально, без риска увидеть слишком много. Подробности часто бывают настолько «несимпатичны», что и демонстрировать, и говорить о них не принято.

Нет, сплетничать о ближних приятно и не возбраняется, однако и сплетничать - скорее о делах, нежели о побуждениях и чувствах. А если «посплетничать» про нас, про всех – оптом?

Общими же для людей являются главные действия: рождение, созревание, воспитание потомства, борьба с себе подобными, угасание. При нормальном ходе событий.



Обитание в социуме также определяет основные правила поведения – воевать, когда придется, заводить семью, как другие, и «не отрываться от коллектива». Словом, жизнь животных, оборудованная интеллектом и долговременной памятью.



От животных, однако, нас кое-что отличает. Полный перечень этих отличий автору не по уму, попробуем сказать о некоторых…



Любое взаимодействие предполагает наличие обратных связей. Обратную связь знает и «неживая» природа, но в этом случае мы полагаем ее как бы пассивной: энтропия – негэнтропия. Обратная связь бывает отрицательная (действие – противодействие, стимул – реакция, вопрос - ответ) и положительная (когда действие вызывает дополнительное действие, усиливающее первоначальное). Такова, к примеру, цепная реакция – до самого взрыва, или размножение в благоприятных условиях - до насыщения и истощения ареала обитания.



Так вот, все живое существует и сосуществует за счет не зависящего от него баланса между положительной и отрицательной связью, и только человек не знает тормозов, удержу – в добыче, еде, сексе, власти. И вере в свои собственные измышления – тоже.



Существуя исключительно в социуме, он доводит каждую систему отношения «до насыщения», до абсурда. И все для того, чтобы затем, высмеяв и разрушив ее, начать сначала. Этот круг или спираль подмечали до классика марксизма еще античные авторы. «Колесо человеческой истории» - не только катится по времени, но и крутится вокруг оси.



В любимой игре – искусстве (в самом широком смысле этого понятия) положительная обратная связь периодически заводит людей в культурные тупики. А ведь, казалось бы, всякое сообщество могло бы жить своей естественной, построенной на инстинктах «общественного животного» жизнью, и чего более?



Но есть еще рядом с «естественной» все объясняющая нам жизнь идей, «жизнь по книгам».. По любым, придуманным и неадекватным действительности - начиная с собственно главной Книги (в любом, в том числе и устном варианте) и кончая пошлой телерекламой – по ней тоже живут многие. Сквозь такую «книжную жизнь», страхи и идеалы, сквозь поэтический флер - реальность воспринимается занимательнее. Да это уже и другая « искаженная реальность». Хотя и без него, флера, молодые найдут свою войну, матери родят детей, а мертвые лягут в землю. Но с ним люди пойдут убивать и умирать за почести, девушки сплошь родят счастливчиков, а ушедшие получат вечную память.



«Книжная жизнь», например, расскажет нам про лучшее будущее, приближение беспроблемных времен, и люди переживают всевозможные беды в надежде на пришествие этой светлой поры и грядущее счастье потомков. Правда, они подозревают, что никакого золотого века не будет, и невозможно торжество всеобщей справедливости (ведь они видят невозможность этого торжества в своей повседневной «первой» жизни), но гонят от себя эти мысли. В частности ту, что основа существования природы – борьба даже не за выживание, а за непрерывное (как в шахматах) улучшение каждым своей позиции. Или ту, что своя рубашка все-таки ближе к телу. Гонят, но живут по этим правилам.



Живут, не противореча прагматическим выводам, который делает для себя почти всякий: все, чего человек желает он должен попытаться сделать прямо в этой жизни. Не путая образ жизни с образом мыслей, а форму с содержанием. (Но и не отрицая их взаимного влияния).



Об этом не принято, но даже - любовь, эта основа «поэтического флера» – всего лишь потребность самому быть любимым - человеком, предметами, обстоятельствами, удачей, богами.



Или суд окружающих – он же всегда несправедлив – либо уравнивает неравноценное, либо попирает слабого. А уж политики – те точно говорят с нами исключительно языком «книжной жизни». Они презирают электорат, знают цену его изменчивости и внушаемости, но со своих трибун обращаются к нему, когда надо, как к носителю истины, основе правильного строя или источнику народной мудрости.



Во все века хлебные места добываются локтями, зубами, взятками, шантажом и семейными связями. Любая власть заинтересована только в сохранении себя – в первую, вторую и третью очереди. И если при этом она делает что-либо для людей, ее избравших – так не из моральных принципов, а по расчету, инстинкту самоохранения.



Но «вторая жизнь» влияет на нас, подобно марксову «опиуму народа», которым, впрочем и является, она чаще всего отнимает способность личности к прямому действию ради своих и групповых интересов. Да, порой она «смягчает нравы», но с и этими мягкими нравами человеку все равно приходится биться за существования по правилам живой природы.



Кто же ее придумал, «вторую жизнь»? Ведь основатели веры (набора идей, ценностей) каждой цивилизации, ее мудрецы-поэты-первопроходцы – оперировали простыми истинами, не отвергая противоречия человеческой сущности, но принимая их и ее как есть. То же Ветхий Завет не боится самой «неприглядной» правды о своих героях, Гомер или Шекспир – тоже. Она становится неудобной потом – в комментариях и толкованиях, первой и последующих производных от изначальных слов и вещей.



Меж людей вечно востребован специфический типаж романтических, книжных толкователей, создателей «производных»: жрецы, поэты, комиссары – названий тьма. Пример Иисуса, который в своей «предвыборной» Нагорной проповеди начал с «… я пришел не нарушать законы предков...» и призывами к милосердию, а закончил запредельным ужесточением моисеевых заповедей и угрозами в адрес нежелающих признать его новую правду – пример этот - один из самых ярких.



Современное же имя таким фигурам – модернисты. Модернизм, вообще, - чаще всего в формальных изысках избывает комплекс неполноценности (иногда блистательно) перед более основательными предшественниками, ему имманентны самоуверенный недостаток знания, логики и дисциплины мышления, а в крайних формах - наглая бессмыслица – под видом изощрености и «высокой чувствительности». А есть еще постмодернизм с его наивным камуфляжем убогости мастерства и чувства – вторичным юмором или стилистической элоквенцией, а то и просто - с высокомерным стебом…



И христианство Иисуса, и своды бесчисленных дополнительных церковных правил и всяческий модернизм (без негативной коннотации) – как раз примеры положительной обратной связи, доведения естественных понятий до нежизненной красоты и вавилонской бесчеловечности. За этой красотой – обрыв в пустоту, как обрыв в графике периодичекой функции.



И фигуры этого образа мысли, фигуры виртуальной жизни, в большом числе рождаются в каждом поколении – экспериментальные особи, как бы беспомощные в практических делах, подверженные страстям и витающие в облаках, а на деле – глубоко уязвленные в какой-то момент «первой жизнью» и сводящие с ней счеты с помощью «второй», чисто ментальной. Причем, очень часто они устраиваются вполне неплохо.



Есть, стало быть, общественный спрос и заказ природы, они ей нужны не меньше, чем послушные общественные твари. Нравится нам этот их иррациональный, броуновский бег по времени, он же – упомянутый поэтический флер на грубой поверхности бытия, еще как нравится, без него человеку неинтересно. Трагический разрыв между разумом и эмоциями, толкающими нас за его пределы, непреодолим, и это противоречие нашего устройства печальнее всего.



………………………



Но иногда полезно возвращаться к развилкам и отличать-таки одну от другой те две оплетающие друг друга жизни, о которых мы здесь толковали. Здравый смысл тоже ведь для чего-то дарован нам ей же, жизнью.



Кто мы, люди, такие и куда идем? Вопрос не слабый, но мы и не обещали всех ответов. А все же: сколько времени не должен меняться (закреплять нужные мутации) вид, чтобы он исчерпал «заданные» возможности конструкции, зашел в собственный тупик эволюции?



Да и наше планетарное, измеренное здешней эволюцией живого и неживого, время не сопадает с астрономическим: у него свои ускорения и торможения, протекает-то оно, наше, человеческое время, на ограниченном слишком многими параметрами участке трансформации и копошения белковых организмов. На Земле с ее, если не уникальными, то редкостными для Космоса свойствами.



Можно обойтись и без космоса, не кидать камни в мироздание, рассуждать в рамках расширительно толкуемого дарвинизма, объясняться словами «энтропия», «инерция», «относительность», «диалектика».., которые, в сущности, ничего не объясняют, а только дают имена необъяснимому.



Можно даже признать человека творением демиурга, все равно – вопрос об ошибке, неудаче этого демиурга остается открытым. Помните у Маяковского на складе у бога - «ветхий чертеж, неизвестно чей – первый неудавшийся проект кита». И мы, люди, такой недоработанный образец, запущенный в массовое поизводство с заведомым дефектом?



Жизнь на Земле последовательно обучалась (научалась): двигаться индивидуально, управлять своим движением, управлять движением объектов, потом - управлять движением объектов с помощью других объектов. Есть, однако, одно обстоятельство. Органическая жизнь циклична, а человек, мало того, что смертен, он еще и живет постоянно осознавая это. Именно осознание своей неизбежной смерти, быть может, - и есть тот встроенный дефект, который делает наш, так красиво устороенный вид, ущербным и тупиковым.



Умение ловко преодолевать силы природы в сочетании с тикающими часами личного существования уводят нас от других живых существ, но не приводят к космическому величию. Уникальная память, логика, обучаемость – прекрасные свойства, однако они бессильны перед возрастными страстями и неизбежным распадом организма их обладателя.



Знание личной смерти делает сомнительным общественный прогресс с одной стороны, а с другой мешает «отдаваться» воздействию эволюции, вся цель которой – обеспечить виду устойчивое воспроизводство и преуспевание среди прочих ее экспериментов. Обеспечить это воспроизводство в границах изменения окружающей среды и в масштабах этого «местного», планетарного биологического времени, о котором мы уже сокрушались.



Ведь выживают и продолжают род не обязательно умные, сильные, здоровые. Нужны всякие, и неизвестно, какое качество спасет вид на крутом повороте.



Знание каждым личной смерти делает наш вид уникальным в отношении внутривидовой борьбы. Геноцид, убийства себе подобных, - эти человеческие жертвоприношения древности, ныне замаскированные под одеждами этнических, религиозных, экономических и прочих кровопролитий – не свойственны больше никакому из живых существ. Положительная обратная связь?!



Человеку не дано вырваться из этого круга или потока, в котором он, как известно, сам – мера вещей, но и мера времени тоже, и в этом его врожденный непреодолимый порок.



И в таком мире человека вполне можно рассматривать как проходной вариант. Ошибку эволюции. Ошибку природы на пути самопознания? Или он – необходимый этап этого самопознания? Или живая природа в целом – тоже ошибка вселенной? Вопросы не для решения, а для провозглашения - в безграничное, как нам представляется сегодня, пространство.

Вот почему, быть может, нас, людей так выручает и защищает от них , этих вопросов, вера и надежда на бога, концепция высшей силы, которая знает все замыслы и ответы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB