Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вс апр 05, 2020 3:41 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Еврейское государство в Веймаре
СообщениеДобавлено: Пт июн 20, 2008 9:15 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Еврейское государство в Веймаре: фантазия, провокация или и то, и другое?
Тоби Аксельрод


БЕРЛИН (JTA) – Израильский художник бросает вызов границам – национальным, политическим и культурным – своим проектом по созданию еврейского государства в бывшей Восточной Германии.
Ронен Эйдельман хочет поднять вопросы о национальной идентичности, антисемитизме и сложных отношениях между Германией, евреями и Израилем.
Эйдельман, который последние полтора года живет в Германии, говорит, что его проект отражает «силу искусства в способности задавать вопросы и ставить зеркало перед обществом».
«Я хочу стереть границу между жизнью и искусством, -- говорит он. – И я не хочу сидеть в гетто галерей и музеев, я хочу выйти на улицы».
И хотя некоторые немцы без устали обсуждают эти темы, предложение Эйдельмана о создании «Мединат Веймар» явно задело их за живое. Один еврейский лидер говорит, что никогда ногой не ступит в это новое «Государство». Университет Эйдельмана, для которого и был задуман этот проект, от этой идеи дистанцировался.
Другие просто не верят в смешение искусства и политики.
Со знаменами, флагами и миниконституцией Эйдельман «видит в провокации средство поговорить о правдах и табу, которые иначе никто не затронет: антисемитизм и критика Израиля, -- говорит Дэниэль Гаеде, директор образовательных программ мемориала Бухенвальд.
«Я не против искусства, -- говорит Гаеде. – Но я против искусства, которое иногда напоминает политическую акцию, а потом, когда возникают политические сложности, ты настойчиво повторяешь: нет-нет, это только искусство».
Можно вспомнить некоторые исторические и художественные прецеденты.
В 1934 году Иосиф Сталин учредил еврейскую область со столицей в Биробиджане. В 1940 году глава гестапо Адольф Эйхманн утвердил план переселения евреев на Мадагаскар, но никогда ничего для этого не сделал. В 2007 году писатель Майкл Хабон создал виртуальную еврейскую страну на Аляске в своем романе «Еврейский Союз полицейских».
И иранский президент Махмуд Ахмадинежад цинично предложил, чтобы Германия и Австрия приняли у себя еврейское государство.
Сейчас Эйдельман подхватил эстафету. 22 июня демонстрацией и конференцией он провозгласит Мединат Веймар, еврейское государство в германской земле Тюрингия со столицей в Веймаре.
Это мероприятие, которое совпадает с его 37-летием, -- его выпускной проект в магистратуре по специальности «Общественное искусство и новые художественные стратегии» Университета Баухаус.
Пока не вполне ясно, привлечет ли идея Мединат Веймар недовольных израильтян, истовых антисемитов и сбитых с толку немцев – или не привлечет никого из них.
Границы и определения для того и существуют, чтобы оспаривать их; такова миссия Университета Баухаус, который в числе всего нескольких институтов в мире присуждает научную степень по специальности «Общественное искусство». Веб-сайт университета сообщает, что его студенты совершают «временные интервенции в общественное пространство».
Но даже такой университет не вполне приемлет проект Эйдельмана. Он не разрешил Эйдельману выставить свой проект в университетском музее и выпустил заявление, в котором говорится, что он опасается быть «воспринятым как сторонник политического движения за создание еврейского государства в Тюрингии в Веймаре. Такое невозможно».
Веймар, родина Гете и Шиллера, колыбель недолговечной довоенной германской демократии, находится в нескольких километрах от Бухенвальда, нацистского лагеря смерти.
Эйдельман попеременно принимает разные позы -- наигранного пессимизма и тщательно поставленной мании величия.
«Я надеюсь, что решения будут приняты на конференции» на следующей неделе, -- сказал он и добавил, что его сторонники уже прислали тексты нескольких вариантов гимнов на сайт проекта <http://www.medinatweimar.org>.
«Я бы хотел, чтобы это стало Базелем Веймара, как первая сионистская конференция» 1897 года, -- добавляет художник, чьи родители иммигрировали в Израиль из Соединенных Штатов в 1978 году.
Он называет себя «гордым израильтянином, но абсолютно не сионистом», а свой проект – «политическим движением как произведением искусства», снабженным знаменами, песнями и эмблемами.
Он поднимает три главных проблемы через свои «Тринадцать принципов», навеянных «13 принципами еврейской веры» Маймонида: Германская вина и фило-семитизм («Германцы очень хорошо относятся к мертвым евреям, а что насчет евреев, которые еще живы?»); то, что Эйдельман называет «провалом сионизма: очень много израильтян старается получить второй паспорт»; и «провал государства Тюрингия».
Некоторые могут подумать, что нет ничего более странного, чем предложить евреям в массовом порядке переехать в Германию, не говоря уже о государстве, которое борется с высоким уровнем безработицы, утечкой мозгов и ксенофобией?
Эйдельман настаивает, что суть проекта не в том, чтобы евреи наказывали Германию, а скорее, подобно тому, как они сделали в Израиле, еврейские пионеры превратят Тюрингию «в цветущее государство».
Его последний стимул – или последняя соломинка – пришла от Ахмадинежада, который в 2005 году заявил, что если Австрия и Германия чувствуют вину за Холокост, они должны создать еврейское государство на своей территории, разрешив, таким образом, ближневосточный конфликт.
Очевидно, что иранский президент -- «антисемитский провокатор», -- говорит Эйдельман. – «Но, может быть, мы можем поставить те же вопросы более честно? Почему в мире не может быть еще одного еврейского государства?»
Вольфганг Носсен, глава еврейской общины Тюрингии, насчитывающей 800 человек, сказал корреспонденту JTA, что он даже не подумает задаваться такими вопросами.
«Это перекликается с заявлением иранских идиотов, и люди здесь могут подумать, что евреи уже начинают», -- сказал Носсен.
«Мы должны быть счастливы, что у нас есть настоящее государство и не устраивать из этого игрищ, -- сказал Носсен, добавив, что не давал Эйдельману никаких советов – ни за, ни против. – Я просто сказал, что меня там не будет».
Эйдельман не первый, кто оспаривает границы искусства в Германии. К примеру, в 2006 году уроженец Испании художник Сантьяго Сиерра убрал свою инсталляцию – насос, качающий выхлопные газы в сторону бывшей синагоги вблизи Кельна. Сиерра сказал, что лишь хотел осудить «опошление памяти Холокоста».
В прошлом году австрийские художники Юлиус Дойчбауэр и Герхард Спринг разбили свой «антифашистский парк развлечений» в Берлине, в котором была увеличенная фотография мертвых тел с дырками, вырезанными так, что любой мог вставить в них свое лицо и «идентифицировать» себя с жертвами Холокоста.
Ближе Эйдельману израильская видео-художница Яэль Бартана, чей короткометражный фильм «Мари Козмари» («Ночной кошмар») предлагает пригласить 3 миллиона евреев переехать в Польшу. Она недавно сказала израильской газете «Гаарец», что «аудитория не знала, как к этому относиться – серьезно или нет».
Эйдельман говорит, что его проект - «все это, ясно, фантазия». Но он также считает, что последствия могут быть потрясающе позитивными: евреи могут переехать сюда из Израиля, а «когда ‘Империя’ в конечном итоге рухнет, могут ли люди поехать сюда из Америки? Вероятно».
Только представьте, что будет, если несколько миллионов евреев смешаются с двумя миллионами немцев, -- говорит он.
«Что-то из этого да получится, включая смесь иврит-немецкий-английский с вкраплениями других языков».
Если принять такое определение, то Мединат Веймар уже существует – в Израиле. Окруженном более или менее враждебным населением, превращающем пустыню в цветущий сад, смешивющем культуры, языки и судьбы. Может быть, Мединат Веймар – это мы?
Но Эйдельман с таким поворотом не согласен.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB