О прекрасном

Moderator: vitakh

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Еврейское государство в Веймаре

Post by Архивариус »

Еврейское государство в Веймаре: фантазия, провокация или и то, и другое?
Тоби Аксельрод


БЕРЛИН (JTA) – Израильский художник бросает вызов границам – национальным, политическим и культурным – своим проектом по созданию еврейского государства в бывшей Восточной Германии.
Ронен Эйдельман хочет поднять вопросы о национальной идентичности, антисемитизме и сложных отношениях между Германией, евреями и Израилем.
Эйдельман, который последние полтора года живет в Германии, говорит, что его проект отражает «силу искусства в способности задавать вопросы и ставить зеркало перед обществом».
«Я хочу стереть границу между жизнью и искусством, -- говорит он. – И я не хочу сидеть в гетто галерей и музеев, я хочу выйти на улицы».
И хотя некоторые немцы без устали обсуждают эти темы, предложение Эйдельмана о создании «Мединат Веймар» явно задело их за живое. Один еврейский лидер говорит, что никогда ногой не ступит в это новое «Государство». Университет Эйдельмана, для которого и был задуман этот проект, от этой идеи дистанцировался.
Другие просто не верят в смешение искусства и политики.
Со знаменами, флагами и миниконституцией Эйдельман «видит в провокации средство поговорить о правдах и табу, которые иначе никто не затронет: антисемитизм и критика Израиля, -- говорит Дэниэль Гаеде, директор образовательных программ мемориала Бухенвальд.
«Я не против искусства, -- говорит Гаеде. – Но я против искусства, которое иногда напоминает политическую акцию, а потом, когда возникают политические сложности, ты настойчиво повторяешь: нет-нет, это только искусство».
Можно вспомнить некоторые исторические и художественные прецеденты.
В 1934 году Иосиф Сталин учредил еврейскую область со столицей в Биробиджане. В 1940 году глава гестапо Адольф Эйхманн утвердил план переселения евреев на Мадагаскар, но никогда ничего для этого не сделал. В 2007 году писатель Майкл Хабон создал виртуальную еврейскую страну на Аляске в своем романе «Еврейский Союз полицейских».
И иранский президент Махмуд Ахмадинежад цинично предложил, чтобы Германия и Австрия приняли у себя еврейское государство.
Сейчас Эйдельман подхватил эстафету. 22 июня демонстрацией и конференцией он провозгласит Мединат Веймар, еврейское государство в германской земле Тюрингия со столицей в Веймаре.
Это мероприятие, которое совпадает с его 37-летием, -- его выпускной проект в магистратуре по специальности «Общественное искусство и новые художественные стратегии» Университета Баухаус.
Пока не вполне ясно, привлечет ли идея Мединат Веймар недовольных израильтян, истовых антисемитов и сбитых с толку немцев – или не привлечет никого из них.
Границы и определения для того и существуют, чтобы оспаривать их; такова миссия Университета Баухаус, который в числе всего нескольких институтов в мире присуждает научную степень по специальности «Общественное искусство». Веб-сайт университета сообщает, что его студенты совершают «временные интервенции в общественное пространство».
Но даже такой университет не вполне приемлет проект Эйдельмана. Он не разрешил Эйдельману выставить свой проект в университетском музее и выпустил заявление, в котором говорится, что он опасается быть «воспринятым как сторонник политического движения за создание еврейского государства в Тюрингии в Веймаре. Такое невозможно».
Веймар, родина Гете и Шиллера, колыбель недолговечной довоенной германской демократии, находится в нескольких километрах от Бухенвальда, нацистского лагеря смерти.
Эйдельман попеременно принимает разные позы -- наигранного пессимизма и тщательно поставленной мании величия.
«Я надеюсь, что решения будут приняты на конференции» на следующей неделе, -- сказал он и добавил, что его сторонники уже прислали тексты нескольких вариантов гимнов на сайт проекта <http://www.medinatweimar.org>.
«Я бы хотел, чтобы это стало Базелем Веймара, как первая сионистская конференция» 1897 года, -- добавляет художник, чьи родители иммигрировали в Израиль из Соединенных Штатов в 1978 году.
Он называет себя «гордым израильтянином, но абсолютно не сионистом», а свой проект – «политическим движением как произведением искусства», снабженным знаменами, песнями и эмблемами.
Он поднимает три главных проблемы через свои «Тринадцать принципов», навеянных «13 принципами еврейской веры» Маймонида: Германская вина и фило-семитизм («Германцы очень хорошо относятся к мертвым евреям, а что насчет евреев, которые еще живы?»); то, что Эйдельман называет «провалом сионизма: очень много израильтян старается получить второй паспорт»; и «провал государства Тюрингия».
Некоторые могут подумать, что нет ничего более странного, чем предложить евреям в массовом порядке переехать в Германию, не говоря уже о государстве, которое борется с высоким уровнем безработицы, утечкой мозгов и ксенофобией?
Эйдельман настаивает, что суть проекта не в том, чтобы евреи наказывали Германию, а скорее, подобно тому, как они сделали в Израиле, еврейские пионеры превратят Тюрингию «в цветущее государство».
Его последний стимул – или последняя соломинка – пришла от Ахмадинежада, который в 2005 году заявил, что если Австрия и Германия чувствуют вину за Холокост, они должны создать еврейское государство на своей территории, разрешив, таким образом, ближневосточный конфликт.
Очевидно, что иранский президент -- «антисемитский провокатор», -- говорит Эйдельман. – «Но, может быть, мы можем поставить те же вопросы более честно? Почему в мире не может быть еще одного еврейского государства?»
Вольфганг Носсен, глава еврейской общины Тюрингии, насчитывающей 800 человек, сказал корреспонденту JTA, что он даже не подумает задаваться такими вопросами.
«Это перекликается с заявлением иранских идиотов, и люди здесь могут подумать, что евреи уже начинают», -- сказал Носсен.
«Мы должны быть счастливы, что у нас есть настоящее государство и не устраивать из этого игрищ, -- сказал Носсен, добавив, что не давал Эйдельману никаких советов – ни за, ни против. – Я просто сказал, что меня там не будет».
Эйдельман не первый, кто оспаривает границы искусства в Германии. К примеру, в 2006 году уроженец Испании художник Сантьяго Сиерра убрал свою инсталляцию – насос, качающий выхлопные газы в сторону бывшей синагоги вблизи Кельна. Сиерра сказал, что лишь хотел осудить «опошление памяти Холокоста».
В прошлом году австрийские художники Юлиус Дойчбауэр и Герхард Спринг разбили свой «антифашистский парк развлечений» в Берлине, в котором была увеличенная фотография мертвых тел с дырками, вырезанными так, что любой мог вставить в них свое лицо и «идентифицировать» себя с жертвами Холокоста.
Ближе Эйдельману израильская видео-художница Яэль Бартана, чей короткометражный фильм «Мари Козмари» («Ночной кошмар») предлагает пригласить 3 миллиона евреев переехать в Польшу. Она недавно сказала израильской газете «Гаарец», что «аудитория не знала, как к этому относиться – серьезно или нет».
Эйдельман говорит, что его проект - «все это, ясно, фантазия». Но он также считает, что последствия могут быть потрясающе позитивными: евреи могут переехать сюда из Израиля, а «когда ‘Империя’ в конечном итоге рухнет, могут ли люди поехать сюда из Америки? Вероятно».
Только представьте, что будет, если несколько миллионов евреев смешаются с двумя миллионами немцев, -- говорит он.
«Что-то из этого да получится, включая смесь иврит-немецкий-английский с вкраплениями других языков».
Если принять такое определение, то Мединат Веймар уже существует – в Израиле. Окруженном более или менее враждебным населением, превращающем пустыню в цветущий сад, смешивющем культуры, языки и судьбы. Может быть, Мединат Веймар – это мы?
Но Эйдельман с таким поворотом не согласен.
Post Reply