Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вс апр 05, 2020 4:32 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Наум Зайдель: К выходу из печати книги Л. Маркиза
СообщениеДобавлено: Пт июн 27, 2008 7:19 am 
Модератор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт фев 21, 2008 5:28 am
Сообщения: 1411
Наум Зайдель
Jerusalem, Israel - Friday, June 27, 2008 at 01:17:27 (EDT)
Сегодня в Большом зале консерватории состоится концерт, который можно назвать историческим. За пульт "Виртуозов Москвы" встанет Рудольф Баршай - знаменитый дирижер, создавший в 1955 году легендарный Московский камерный оркестр. Именно этот коллектив познакомил наших слушателей с "Временами года"...
Постоянный адрес статьи: http://gzt.ru/culture/2007/10/17/220013.html

Наум Зайдель


К выходу из печати книги Л. Маркиза
"Смычок в шкафу"


Как известно из СМИ, в мае 2008 года должна выйти в свет, а может уже вышла, книга "Смычок в шкафу", с нетерпением ожидаемая читающей публикой. Автор ее, известный в России музыкант, который взял перо и рассказал в подробностях о своей жизни и карьере. Автор описывает события пятидесятилетней давности и читатель, заплативший свои кровные за книгу надеется, что факты изложены объективно, точно и со здравым смыслом. Глава, под броским заголовком "Из-за похода в цирк я двадцать лет был невыездным" уже была опубликована на сайте “Культура” и я понимаю желание сделать книге promotion (рекламу) перед выходом ее в свет.
Я предполагаю, эта глава представляет из себя Highlights (наиболее важные и интересные части "мемуаров") и в тоже время, богатый материал для критического анализа. Я не уверен, что тема невыездных в 50-60 годы прошлого столетия очень интересует читателя. Но автор так подробно описывает перепитии своей судьбы, как будто это было только вчера и душевные раны еще кровоточат. Ой, как больно узнать, что ты не едешь в гастрольную поездку за границу с коллективом, в котором работаешь.Почему такая несправедливость? Догадки, домыслы, бессонные ночи. В заграничные поездки ездили лучшие оркестры, выдающиеся музыканты, солисты оперы и балета, спортсмены на соревнования. Туризм находился в зачаточном состоянии. Оформление документов на выезд, проверка личного дела и окончательное решение были приоритетом агентов безопасности с площади Дзержинского и партийных функционеров на Новой площади. Сотрудник КГБ назначался ответственным за безопасность в поездке. Он давал советы и инструкции, как надо вести себя за границей - ходить всегда в вдвоем или втроем, тем самым избежать возможных провокаций, не завязывать знакомств, по всем возникающим вопросам обращаться ко мне, или другими словами - командовать парадом приказано мне, решение буду принимать я. Первостепенная задача заключалась в проведении турне без инцидентов, чтобы все, без исключения, вернулись благополучно домой. По возвращении домой ответственный за безопасность должен был представить доклад со своими замечаниями и рекомендациями.
Лев Маркиз вспоминает:
“В октябре 1958 года оркестр отправился на гастроли по Венгрии. После трехнедельного пребывания за границей я расслабился и стал пренебрегать запрещением выходить в город поодиночке… В конце турне мы возвратились в Будапешт. После одного из концертов я познакомился с супружеской парой: он был директором Оперы, его жена - солисткой-певицей. Они пригласили меня на репетицию "Саломеи" Штрауса, где моя новая знакомая выступала в главной роли”.
Очень бегло упоминает Лев Маркиз об опере Р. Штрауса. Можно подумать, что это что-то в роде "Летучей мыши" И. Штрауса. Как говорят - вода и водка выглядят одинаково, а действие оказывают разное. Я дополню небольшим лирическим отступлением:
Мое лирическое отступление чисто виртуальное, в первом лице, якобы от имени Льва Маркиза.
Лист Академия - историческое здание. Концертный зал на 1200 мест был переполнен и взволнованная публика с нетерпением ожидала начала концерта. Мы тогда играли стоя. Вглядываясь в зал я всегда оценивал его архитектурные особенности, освещенность сцены, как одета публика. Овации были нескончаемые и успех фантастический. После концерта благодарные слушатели хотели поблагодарить лично всех артистов оркестра, получить автограф - но не тут-то было. Наш ответственный за безопасность стоял на своем посту и, под каким-то предлогом, разворачивал желающих пообщаться на 180 градусов. Но вскоре, маленький ручеек меломанов превратился в бурный поток. Наш телохранитель не мог преградить вход всем пришедшим и наша артистическая превратилась в пчелиный рой. Издалека я заметил солидного джентльмена и молодую даму, направляющихся прямо ко мне. На ломаном русском языке он представился, затем представил свою даму. Я никогда не могу запомнить имена при первом знакомстве, но я понял, что джентльмен был директором Оперы, а молодая дама - его жена. Они любезно пригласили меня на генеральную репетицию оперы "Саломея", где заглавную партию исполняла моя новая знакомая. Меня не приняли в Московскую консерваторию из-за двойки по истории СССР, но историю музыки я знал хорошо. Мне было известно, что главным дирижером в Оперном театре Будапешта был Густав Малер(1888 – 1891), а 60 лет позже Отто Клемперер (1947). Из произведений Р. Штрауса я слышал Тиль, Дон Жуан, Дон Кихот, Танец Саломеи - вот и все, что игралось в Москве. Мой интерес разгорался – во-первых, я ничего не знал об этой опере, во-вторых, она не шла в Большом театре или каком-либо другом театре, в-третьих, партию Саломеи пела жена директора, и последнее - все это совершенно бесплатно. С другой стороны, я спрашивал себя - почему эта супружеская пара обратились именно ко мне? Я должен признаться, что я не был обделен вниманием прекрасного пола, но чтобы инициатива исходила ...
Я решил пойти в Оперу заблаговременно - осмотреть здание снаружи, затем зал - где творили великие дирижеры. Генеральная репетиция началась строго по расписанию, зал был полон. Мне трудно было понять содержание – история, как мне показалось,несколько запутанная и совершенно не известная, но последняя сцена не требует объяснений или перевода. После оперы, всего-то чуть больше часа - избранная публика была приглашена на прием - выпить шампанского с артистами.
Атмосфера была непринужденная, Советское шампанское стреляло пробками и пенилось. Как бывает в таких случаях, никто не считал, сколько бокалов выпил - одним словом - халява, и в чудном настроении мы подошли к цирку. По случайности мое место оказалось в первом ряду, остальные разместились выше группами по пять-шесть человек. Я сидел один. Бразильская труппа изображала традиционный карнавал в Рио-де-Жанейро. Есть русская пословица – “Деньги идут к деньгам”, или “Денег много не бывает”. Денег у меня совсем не прибавилось. Мне же в этот день везло лицезреть обнаженные тела. Под гром барабанов и аплодисменты венгров несколько танцовщиц в бикини и блестках на груди подхватили меня под руки и буквально потащили на сцену. Ну что, скажите на милость, мне оставалось делать?! Отпихивать их, вырываться? Молодые венгры уже вовсю отплясывали с бразильянками. Выволоченный на сцену, я взялся за руки с танцующими и начал выделывать какие-то нелепые "па". Ребята из оркестра хохотали от души. После окончания "Карнавала" все разместились в автобусе в полной тишине. Гринберг произнес речь. "У нас ЧП. Один из наших товарищей позволил себе поведение, порочащее звание советского артиста". Я мгновенно почувствовал себя в некоем вакууме. Несколько человек выразили мне сочувствие лишь тогда, когда их никто не мог видеть. Но поразмыслив, я пришел к единственно правильному выводу - даже если эта поездка за границу будет первой и последней - эта та цена, которую я готов платить за несколько часов свободы, за спектакль, какой я бы не увидел никогда, пока существует Советский Союз. Через 50 лет я хотел бы поделиться своим впечатлением от прекрасной музыки и исполнения заключительной сцены оперы. Конечно, это не Оперный театр в Будапеште.
http://es.youtube.com/watch?v=wFcoz20dsTk
http://www.youtube.com/watch?v=inGiJngBPaA
http://www.youtube.com/watch?v=yPBBCusB ... re=related
На российской сцене опера впервые была представлена в Ленинграде в 1924 г. в Театре оперы и балета и, совсем не случайно, не исполнялась до 1995 года.
Новые версии принесла другая эпоха. Ими стали две постановки на сцене Мариинского театра в 1995 г. с Любовью Казарновской в главной роли и в 2000 г. с Валерией Стенькиной и Младой Худолей.
Опера написана на сюжет драмы Оскара Уайльда - кровавый и эротический библейский сюжет. Сегодня «Саломея» – одна из самых востребованных опер в мире. Действие происходит в Иерусалиме в начале христианской эры. Центром партии Саломеи становится не ария или песня, а «Танец семи покрывал», во время которого 16-летняя иудейская принцесса, сбрасывает с себя покрывала вплоть до полной наготы. Разоблачение Саломеи сегодня стало чуть ли не правилом и никого не шокирует, а тогда в 1958? Маркиз не рассказывает о впечатлении от одной из самых скандальных опер 20 века, от игры и пения Саломеи - жены директора оперного театра.

Однако я не хочу выступать в роли моралиста, но скрипач Лев Маркиз нарушил кагебешные заповеди и коды - тем самым, навлек на себя неприятности, о которых не может забыть до сегодняшнего дня - выходил в город один, познакомился с директором Оперы и его женой, настаивал и получил разрешение пойти в Оперу. Ответственный из КГБ знал, что знакомство может перейти в дружбу, дружба в любовь и, не дай Бог, дело дойдет до брака с иностранцами. Гастролировал в середине 60-х годов Московский камерный оркестр в Японии. Познакомился там дирижер Рудольф Баршай с симпатичной девушкой-японкой. Знакомство перешло в дружбу, дружба в любовь и, естественно, поженились. “Что позволено Юпитеру, то не позволено быку”. (Из древнегреческой мифологии.)
Тем не менее, но не без проблем, скрипач Маркиз выезжал с Московским камерным оркестром в Англию, а в 1963 в ГДР и Францию.

“Особенно драматичной была поездка в 1962 году. Баршай успел испортить отношения с директором филармонии Белоцерковским и упомянутым уже Гринбергом, художественным руководителем. И Митрофан, и Моисей (Белоцерковский и Гринберг) уверили меня, что на этот раз все будет в порядке.
Митрофан Кузьмич, увидев меня, со свойственной ему непосредственностью воскликнул: "Ты что здесь делаешь, Е.Т.М.?!" Я объяснил, что опять не получил паспорта. Вызвав Гринберга и не переставая материться, он сказал ему: "Поезжай немедленно в министерство! А ты не разбирай чемодана и жди звонка! Я тебе обещаю, ты поедешь! А этот деятель (имелся в виду Баршай) еще пожалеет у меня".
“И опять за ночь до отлета моего паспорта нет. Когда я пришел к Белоцерковскому с заявлением об уходе, он понял все без слов и сказал мне: "Нет. Это я не подпишу! Когда оркестр вернется, Баршай ответит за все. Потерпи!"
Почему у него такие интимные отношения с директором филармонии Белоцерковским? Может быть он был согласен с Маркизом в необходимости возрождения “первоначальной идеи - ансамбля равных”, или в отмене режима “маленький музыкальный концлагерь” Баршая? Почему директор Московской филармонии оказывает такую безоговорочную поддержку скрипачу из оркестра Маркизу? Маркиз хочет создать впечатление, что администрация филармонии ищет замену Баршаю и кандидат на его место уже найден. И это после триумфальных концертов Московского камерного оркестра п/у Баршая в Европе и накануне 2-месячного турне по Америке.
В 1963 году скрипач Лев Маркиз уходит из Камерного оркестра и становится дирижером камерного оркестра Росконцерта.
“Конечно, оркестр был несравним с МКО, зато дал мне возможность сменить амплуа - из подневольного скрипача я стал фактически дирижером и получил полную свободу действий. Это так отличалось от МКО и его душной атмосферы, что я был счастлив”.

Таким образом, Лев Маркиз присоединился к 250 миллионам советских граждан, которые, вообще никогда не выезжали за границу. Такова была политика партии и правительства в этом вопросе.
Камерный оркестр Росконцерта, (еще вчера студенческий) и его новоиспеченный
дирижер Лев Маркиз еще не успели проявиить себя достойными представлять СССР на международной сцене. В 1968 году оркестр был расформирован и дирижер Маркиз остался без средств к существованию. Спас его, никто иной, как Андрей Волконский. Это он убедил директора филармонии Белоцерковского оформить Маркиза в качестве скрипача в ансамбль "Мадригал".
Но обсессия с загранпоездками продолжалась и продолжается до сегодняшнего дня. Маркиз утверждает сегодня, что в 1975 году видел характеристику, написанную Баршаем:
“Вот подлинные слова из этой характеристики, которые я запомнил на всю жизнь:Во время гастролей в Венгрии совершил аморальный поступок: совместно с бразильскими артистами принял участие в западноевропейской пляске. Эта изысканно-красочная кляуза послужила причиной того, что в течение почти двадцати лет я был "невыездным".

Сколько можно бросать камни и голословно обвинять Р. Баршая, да еще 50 лет спустя? Все это уже похоже на медицинский случай. Кондрашин, Белоцеркоский, Гринберг ушли в мир иной, документы и свидетельские показания не предъявлены, а слова обвинения, повторенные неоднократно, не превращаются в аксиому, не требующую доказательств. Баршай руководил легендарным Московским камерным оркестром с 1956 года до эмиграции в 1977. Не верю я тому, о чем пишет здесь Лев Маркиз. Все это выдумки для саморекламы. Глава "Из-за похода в цирк я двадцать лет был невыездным" предваряется вступлением, представляющим автора книги как скрипача и дирижера, с которым выступали и записывались Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Леонид Коган…
В другом месте я нашел такую биографическую справку: “Его партнерами были такие выдающиеся музыканты, как Святослав Рихтер, Гидон Кремер, Леонид Коган, Давид Ойстрах”...
Зайдя на официальный сайт С. Рихтера, я не нашел имени Л Маркиза в каком-либо качестве - ансамблиста или дирижера. Просмотрел я также с лупой пятикратного увеличения художественно-документальный очерк Якова Сорокера “Давид Ойстрах” - ученика и биографа Д.Ф. Ойстраха - также нет упоминания его имени среди записей или совместных выступлений в концертах. (Yacov Soroker, Published by ‘Tarbut” ,

Почти в каждом абзаце отсутствует искренность и правдивость, что-то искажено или преувеличено
Мемуары - ведь это о том, как прожил свою жизнь, с кем работал, встречался, кому сделал добро, кому зло - как в письмах к матери, или,.как на исповеди, положа руку на Библию - правду, и только правду.

С большим удовлетворением рассказывает Маркиз о своей работе в Доме Звукозаписи. Вход для гостей там был строго по пропускам, одноразовый пропуск заказывался ответственным редактором и выдавался по предъявлению паспорта.
На входе и выходе стояла вооруженная охрана. Но Маркиз чувствовал и вел себя в ДЗЗ, как дома. Он так фигурально выражается: мы оккупировали ДЗЗ и сделали огромное количество записей.

Я нахожу шокирующим рассказ о монтаже записи концерта Моцарта с кларнетистом Александром Ивановым:
“мы с Ритой пришли в аппаратную. Первые две части смонтировали довольно быстро, но с финалом пришлось повозиться. Добрались до злополучного пассажа: перепробовали все возможные пути, клеили буквально по нотам и в результате загубили даже тот материал, который был: смонтированный вариант стал напоминать речь заики! Тупо смотрим друг на друга и молчим.”

Будучи гостем в ДЗЗ, Маркиз просит звукорежиссера Маргариту Кожухову принести запись этого концерта с солистом Владимиром Соколовым. Далеко не каждый мог просто попросить и получить нужную запись. Только музыкальные редакторы, звукорежиссеры, лица, работающие над программами для будущих передач, имели право заказать и получить необходимый материал. Это был золотой фонд Гостелерадио, прослушанный и принятый квалифицированным Художественным советом. И Маргарита Кожухова идет и приносит магнитофонную запись и “молча, как заговорщики, мы за десять минут изъяли четыре такта из записи Соколова и имплантировали их Иванову. Результат был поразителен! Мы закончили работу и отправились выпить за собственное здоровье”.
Если бы Александр Иванов знал правду - в какое оскорбительное положение он был поставлен? Он, замечательный кларнетист - коллега, соперник и конкурент Соколова - чувствовал бы себя униженным в собственных глазах и глазах других.
Эта история говорит о махинации, об игнорировании морально-этической стороны, о Плагиате и Авторском праве. Плагиат - умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в части, один из случаев нарушения авторских прав, наряду с незаконным использованием. (Большой юридический словарь) Гос. Маркиз далек от этих понятий. Он рассказывает эту историю довольный собой и только тогда, когда обоих кларнетистов и Риты нет среди живых - ни малейших угрызений совести. Стиль и лексика - человека с пострадавшим самолюбием и преувеличенными амбициями - более подходят месту за столом на кухне под водочку с селедочкой, закрыв предварительно окна, чтобы никто не слышал.
В заключение приведу слова великого скрипача современности:
"Вы знаете, - признался Давид Федорович Ойстрах Е. Светланову, - дирижирование - это для меня отдых, приятное музицирование. Я понимаю, что я - не профессиональный дирижер, и поэтому с меня иной спрос. Но когда мне надо играть на скрипке, то я накануне выступлений не сплю ночами и думаю, как у меня получится то или иное место, как я возьму ту или иною ноту, и это для меня очень волнительно..."

Заглавие книги "Смычок в шкафу"- также не совсем правильное. Лев Маркиз не волновался за каждую ноту и спал спокойно. - Он почти 50 лет не играл на скрипке - она тоже была в шкафу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB