Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"

"Замечательные форумы" - "малая сцена" сетевого портала
       
 Читать архив форума за 2003 - 2007 гг >>                Текущее время: Вт окт 20, 2020 8:57 am

Часовой пояс: UTC


Правила форума


На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Маркс Тартаковский: РОССИЯ НА ВЫНОС
СообщениеДобавлено: Вт апр 22, 2008 2:47 am 
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 19, 2008 4:29 am
Сообщения: 308
II. РОССИЯ НА ВЫНОС.
«Умом Россию не измерить, Аршином общим не объять. В ее особенную стать Нам остается только верить».
(По Ф. Тютчеву).

О политиканстве «нашего Никиты Сергеевича» сказано много. Но - недостаточно. Творческая судьба Михалкова-младшего чрезвычайно поучительна. Наглядный пример того, как большой художник становится маленьким. Чтобы не сказать жестче.
Уже в прекрасном фильме «Раба любви» непрошенно вторгаются сусальные кадры с гуманистами-большевиками. Ладно, это воспринималось еще как требование неумолимой цензуры.
Фильм, достойный войти в двадцатку (как минимум) лучших в мировом кинематографе – «Неоконченная пьеса для механического пианино», хороший - «Родня», неплохой (но со слишком ощутимым геополитическим уклоном) - «Урга», еще несколько...
Наконец - «Сибирский цирюльник», задолго до выхода на экраны разрекламированный самим Никитой Сергеевичем с таким пафосом и апломбом, что критика предпочла заткнуться. После вселенского рекламного громыхания лишь кое-где как бы ответный писк из подворотен. И то сказать, живой классик! Такой живой, энергичный и нетерпимый, что все еще как-то не рискуешь высказать впечатление. Лучше напомню содержание. Этого более чем достаточно.
Не вдогонку ли, не поздно? Ни в коем случае! В известном смысле фильм – эпохальный. Эпоха на дворе все та же. Даже покруче.

...Итак, у некоей дамы (дело происходит в 1905 г.) некая тайна, хранимая ею ровно двадцать лет. Разгадка последует в финале.

...Военное училище в американской глубинке. Сержант (американский), болван и монстр, замечает на стене казармы «портрет дамы» (напудренные букли). Оказывается, не дама, а – Моцарт. «Какой-такой Моцарт?» Один из юношей, самый симпатичный, поясняет: «Моцарт – великий композитор». Разъяренный самодур командует: надев противогазы (в 1905 году, за 10 лет до первого применения химического оружия!), выкрикивать: «Моцарт – большое дерьмо». Все подчиняются; лишь симпатичный юноша настаивает (оставаясь в противогазе!), что-де Моцарт – великий композитор.

Далее, как в известном анекдоте. Стучат в дверь. Попугай: «Кто там?» «Слесарь-водопроводчик». Попугай опять: «Кто там?» Тот же ответ... Подконец уже обалделый слесарь вопрошает: «Кто там?» Попугай в ответ: «Слесарь-водопроводчик»... Американский самодур сам в итоге возглашает: «Моцарт – великий композитор!»

...Фильм начинается с этого увлекательного финала, после чего действие переносится уже в державную Москву 1885 года, прямо в Кремль, где прибывшая заокеанская красотка готова окрутить начальника юнкерского училища. Для чего? Генерал может поспособствовать приобретению Россией чудовищной лесокосилки (проще говоря, циркульной пилы немыслимых габаритов), детища ее предприимчивого папаши. (Впрочем, не совсем папаши, но об этом после).

Пока что американский хищник намерен наголо выкосить всю нашенскую Сибирь... Экологические последствия, так заботящие Режиссера, зритель должен себе представить.

Впрочем, рано волноваться. Коварная красотка околдована Россией, ее удалью: блины - дюжинами, икра – ведрами и половниками, водка – стаканами и ведрами, карусели, молодецкая драка стенка на стенку, геройски расквашенные носы и пр.
В свою очередь начальник юнкерского училища, как и его воспитанники, околдованы американкой. Юнкера при одном виде этой дамы столбенеют, узрев родинку на ее спине, приходят в экстаз. Все они, как можно понять, более чем девственники – ангельски невинны.

Вот они самозабвенно присягают царю-батюшке Александру Третьему, (самому Режиссеру в роли царя) на сошедшем с картинки белом коне с наследником престола перед собой в седле. Обожаемый Государь, как бы сколоченный из досок... Лучше так: прямолинейный и непреклонный, как хорошо отесанное бревно... Во время прохода молодцов-юнкеров на Кремлевском плацу (купола, колокольни, колокола...) царица укоряет супруга за то, что, не послушавшись ее совета, взял с собой такого несмышленыша, на что тот внятно внушает ей: «Если б я, сударыня, вас слушал, у нас бы вообще детей не было».
(Ситуацияв семье Александра Александровича, увы, немыслимая. Царь и царица Мария Федоровна - датская принцесса Дагмара - жили душа в душу).

Околдованная Россией американка влюбляется, естественно, в героя-юнкера (Олег Меньшиков), "по чистой случайности" носящего фамилию... Толстой. Ответное чувство. Она признается ему в своей прежней непутевой жизни (ну, какая там жизнь в заокеанской варварской стране!). Причиной нетвердого поведения – отчим, изнасиловавший ее в детстве. Да-да, тот самый хищный изобретатель!
Добродетельный юнкер, сраженный таким известием, падает в обморок. Натуральный обморок, какой поминутно случался у героинь Чарской и Вербицкой, писавших в начале прошлого века для детей и юношества.

Опытная дама справилась с положением. Она, стянув с юнкера форменные брюки, натурально, верхом, насилует его, так что тому удается, наконец, встряхнуться и придти в себя. Не забудем, однако, что ее домогается вышеупомянутый начальник юнкерского училища, интриган и коррупционер. Скверная коллизия, в результате которой влюбленный юнкер врезал-таки пожилому генералу прямо меж глаз.
Результат печальный. Героя гонят на каторгу. Гонят в буквальном смысле (как не гнали в нацистских и сталинских лагерях): конные жандармы с плетками ни с того ни с сего врезаются в серую огромную толпу кандальников (в кандалах!), бьют по головам; бегом гонят по улицам задыхающихся и изнемогающих под ударами.

Так материализуется кардинальная мысль Режиссера: Россия – страна контрастов. Любят – до смерти, ненавидят – до смерти, карают тоже до смерти – даже по пустякам.
На вокзале, впрочем, кандальные загружаются во вполне фирменные тюремные вагоны, отличающиеся от обычных только решетками на окнах.

Вторая серия «Цирюльника». 10 лет спустя. 1905 год. Сибирь как бы с изящной конфетной коробки («Глазированные фрукты. Т-во Эйнемъ, Москва, 1896 годъ»), которую дьявольская американская машина собирается побрить наголо. Юнкер Толстой на поселении (прелестная и загадочная бревенчатая вилла посреди сказочного ландшафта).
Там, помимо героя, девица, бывшая прислугой в его столичном доме. Она (на манер декабристки) последовала в Сибирь за опальным юнкером.

Между тем американка, выдававшая себя за дочь изобретателя, чтобы лоббировать его дьявольскую машину, тоже не дремала. Взяла да и вышла замуж за своего отчима (их нравы!..), чтобы иметь повод вернуться в Сибирь к околдовавшему ее русскому юнкеру. Разыскивает его в его дивном (с мезонином) шалаше, но герой упорно скрывается от нее, так что безутешная американка убирается восвояси...

Ах, это она, оказывается, в начале фильма, в 1905 году, сообщала нам о некоей тайне, которая откроется в конце: упрямый американский юнкер, знающий, кто такой Моцарт, и отстаивающий честь великого композитора, отпрыск, оказывается, ее и нашего героя...
Вот они, благородные и неистребимые русские гены!

Кажется, под занавес кто-то из наших героев погибает. Или нет? Это уже детали.
Забыл упомянуть. В фильме, помимо прочего, много юмора, здорового смеха. Натертый до блеска паркет, ужасно скользко, рояль катится по залу, как сорвавшаяся с цепей пушка по качающейся палубе, юнкера валятся друг на дружку... Очень смешно.

По-американски все это звучит, кажется, так: “Bred of siw keibl”.

«Излюбленные архетипы-образы в творчестве Михалкова-режиссера говорят о нем (как политике) больше любых слов». («Новое время» № 30’02)

_________________
...לִבִּי בְמִזְרָח וְאָנֹכִי בְּסוֹף מַעֲרָב


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Маркс Тартаковский: РОССИЯ НА ВЫНОС
СообщениеДобавлено: Чт май 28, 2020 10:18 am 
ветеран форума

Зарегистрирован: Сб мар 08, 2008 9:19 am
Сообщения: 963
А.В. Луначарский на Втором пленуме Оргкомитета ССП о "соцреализме":
«Правда – она не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда это завтрашний день, и нужно видеть ее именно так».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

___Реклама___

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB