Книга Черновецкого и судьбы персонажей

Отзывы о статьях журнала и альманаха

Moderator: Архивариус

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Книга Черновецкого и судьбы персонажей

Post by Флят Леонид »

ПО СЛЕДАМ ПЕРСОНАЖЕЙ КНИГИ В. ЧЕРНОВЕЦКОГО.

В трех номерах(2, 3, 4 за 2013 год) альманаха «Еврейская старина» был размещен текст русского перевода книги «Майн штэтэлэ Теплик» Велвла Черновецкого. Автор, покинувший родное местечко в 1911 году, отметив бар-мицвэ, книгу издал, будучи пожилым человеком. Писатель демонстрирует чудеса памяти, называя десятки и десятки имен своих земляков по местечку в различных жизненных ситуациях. У читателя может даже возникнуть сомнение в полной достоверности изложенного, ибо автор не указывает какие источники, кроме личных воспоминаний, им были использованы. Некоторых своих земляков, персонажей воспоминаний, В. Черновецкий встречал в более поздние времена и на другом континенте, в Аргентине.
По прошествии некоторого времени с момента публикации перевода этой книги в архивах С.Л. Мазуса стали обнаруживаться фото материалы, в том числе, и семейные, которые вполне могли послужить в качестве иллюстраций к тексту в альманахе.
Преимуществом интернет - издания является, без сомнения, то, что пополнить иллюстрациями опубликованный текст технически возможно в любой момент, лишь бы была добрая воля редактора. И такая воля нашлась.
Главу 3 украсил портрет рава Фишла Каца (его фамилия стала известна из подписи на идиш под фото), главу 4 - портреты доктора Фигурского, фельдшера Гирша Геллера, аргентинского эмигранта, главу 6 – портрет отца автора Натана (Нисна) Черновецкого. А в главе 11 демонстрируются два фото работы фотографа Н. Кушнира из Теплика.
Познакомившись в альманахе «ЕС» с книгой Черновецкого/Мазуса, рав из Костромы Нисон Р. оставил отклик, в котором сообщил об обнаруженной им статье в Википедии (версия на иврите), посвященной раву - тепличанину. «Третий рав, которого я помню, - пишет в своей книге В. Черновецкий, - играл важную роль в жизни евреев Теплика в годы, когда жизнь в местечке перестала быть нормальной: людям приходилось прятаться от погромов<…>. Этого рава звали Шимшон Арон…»
А вот ссылка на Интернет: http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7% ... 7%A7%D7%99 и ее краткий пересказ:
«Рав Шимшон Арон (его фамилия Полонский) был авторитетом в кругу своих учеников. Он родился вблизи Черкасс в 1870 году в семье с раввинскими корнями в нескольких поколениях, был равом в нескольких местечках черты оседлости Малороссии, но известность приобрел как Тепликер рав. В годы гражданской войны делал все возможное, чтобы спасти жителей местечка от погромщиков всех мастей. В 1925 году рав Шимшон Арон с семьей перебрался в Эрэц Исраэль и поселился в Иерусалиме. Там он и умер в 1948 году».
Другой житель местечка Хаим Басин неоднократно упоминается на страницах воспоминаний В. Черновицкого. Он был весьма активен в общественной жизни городка и порой генерировал идеи, которые при исполнении могли бы повысить его влияние в еврейской общине, одновременно улучшив и материальное положение. «В один чудесный вечер, - читаем в главе 12, - Хаим Басин, адвокат без титула, пригласил к себе нескольких известных евреев < …>. Он предложил им создать «банк». «Лэй ун шпур касэ» - его официальное название. И однажды люди увидели табличку «Ссудо-сберегательная касса». Банк расположился на верхнем этаже дома Лэви Грабарника. <…> Первым председателем банка стал таки Хаим Басин». Но этот пост он занимал не долго. На ближайших выборах его потеснил владелец местной типографии Гершл Поляк.

Память о Хаиме Басине осталась не только на страницах книги Черновецкого. В российских архивах сохранилась переписка между Департаментом духовных дел иностранных исповеданий МВД РИ и Подольским губернатором, охватывающая период с июня по сентябрь 1907 года. Её инициировало прошение отставного нижнего чина Хаима Басина. Тепличанин послал в «Канцелярию Его императорского величества» просьбу разрешить баллотироваться на должность раввина Тепликского участка, несмотря на то, что по образовательному цензу не соответствовал этой должности. Из переписки выясняется, что образовательный ценз для раввина определялся статьей 1322, т. XI свода законов РИ издания 1896 года. На эту должность могли назначаться евреи по итогам общественных выборов их единоверцами. Кандидат должен был окончить курс раввинских училищ, еврейских учительских институтов, или же общих высших и средних заведений, имея соответствующее свидетельство или аттестат.
Подольский губернатор в ответе на запрос из Петербурга указал три причины, по которым просьба Хаима Баскина не может быть удовлетворена:
1. Эта должность в Теплике уже занята врачем.
2. Ходатай не имеет требуемого образовательного ценза.
3. Полиция характеризует просителя лицом неблагонадежным в политическом отношении.
В итоге Хаим Басин не получил «добро» Петербурга баллотироваться на должность раввина и в очередной раз на жизненном пути потерпел чувствительный урон.
Ознакомление с этой чиновничьей перепиской позволяет прояснить не только эпизод биографии Х. Басина, но и некоторые законодательные положения в Российской империи в отношении института общественных раввинов.

PS. Предполагаю, что эти заметки будут продолжены рассказами потомков персонажей В. Черновецкого.
Post Reply