Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"
http://www.berkovich-zametki.com/Forum2/

Слетал в Ригу
http://www.berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=34&t=1054
Страница 1 из 1

Автор:  Ашкуз [ Чт сен 03, 2009 8:28 pm ]
Заголовок сообщения:  Слетал в Ригу

Слетал в Ригу

Борис Э. Альтшулер


Съездил в августе в любимую Ригу. Точнее, слетал на Боинге Air Baltic, потому что, похоже, никакая другая фирма туда не летает. Цены для дешёвой авиалинии довольно-таки высокие и искусственные. Европейское Сообщество помогает таким образом монополисту в Балтике. Слетал для того, чтобы побывать на могиле мамы и показать эту могилу детям. Остановились мы в гостинице «Альберт» на углу улицы Альберта и Дзирнаву. Это хороший отель по теме, и тема почему-то еврей Альберт Эйнштейн, по-русски из анекдота - Однокамушкин. Он построен на месте, где когда-то стояла табачная фабрика. Помните сигареты «Прима»? Вот там их и набивали. До войны фабрика принадлежала караимской семье Майкапар. На 11-том этаже отеля можно на террасе попробовать коктейлей и полюбоваться чудесной панорамой города.
Латышская национальная элита, которая завела и довела процессы самоопределения двадцать лет назад до конца, провела очень основательную работу по приватизации и быстрой распродаже страны. Чудесная Рига изменилась, но её можно узнать. Пустует громадный завод ВЭФ, где когда-то работало более 35 тыс. человек, производился приёмник «Спидола» и фотоаппарат шпионов «Минокс». Закрыт завод полупроводников, где зарабатывали на жизнь 30 тыс. человек. Мне рассказали что их купили немецкие и европейские концерны, которые сразу же закрыли заводы конкурентов в Латвии. Таким же путём закрыли не так давно три сахарных завода, и снова люди остались без хлеба. Многие уехали в Ирландию или в Испанию, но сейчас, во время мирового кризиса, из-за безработицы вернулись домой. Встретили их не очень,- приблизительно так, как встречали и встречают иммигрантов в Израиле. Приехали, мол, гробить нашу социальную систему. Весной из-за урезаных социальных пособий состоялась массовая демострация в Старом городе, в Вецриге, у сейма. Пошумели, побросали камни в окна парламента и... разошлись.
Инфраструктура города в плачевном состоянии: весной рижане обменивались по интернету фотографиями настоящего наводнения в Риге. Прошли дожди или что-то ещё, и центр города просто-напросто затопило. Канализацию так и не обновляют. Свою вину интеллектуальная и хозяйственная латышская элита просто не признаёт,- во всём виноваты другие. А это в первую очередь олигархи из России, скупившие в стране члена Европейского Сообщества надёжную недвижимость, лакомые кусочки в Юрмале и, особенно, в Старом городе Риги. Сегодня у олигархов денег поменьще,- вот и простаивают стройки, дома-призраки c фасадами, подпёртые бревнами, с вырытыми котлованами. Всё закрыто заборами. Так как олигархи «жиды» или просто, хоть и с крестами на груди, но «из жидов», то ясно кто во всём виноват. Дети латышских эмигрантов, гарвардские мальчики, быстро приватизировавщие страну и организовавшие акционерные общества, проспекулировали родину, которую они знали только из рассказов родителей и бабушек. Они сегодня не виноватые и уже просадили, вероятно, часть денег в Лас Вегасе. В городе много накрученных машин, всё лизинговые, с недавних времён, - когда ещё пару лет назад дела шли, казалось бы, хорошо. Некоторые номера машин носят странные буквы: SS или SA. Демократия по-латышски.

Вложение:
BA1.jpg
BA1.jpg [ 19.53 КБ | Просмотров: 7177 ]

"Эсэсовец" или сбылась мечта идиота.


В центре города, в поясе домов югендстиля много реконструкций, и сами дома - настоящие дворцы из сказки. Другие фасады, не нашедшие инвесторов, просто разваливаются. Красоте этой Рига обязана крестившемуся Михаилу Эйзенштейну, отцу кинорежиссёра Сергея и тогда, в начале 20-го в., главного архитектора Риги. Дело в том, что югендстиль при своём возникновении на смене 19-20 вв. считался «юденстилем», евреейским стилем. Многие из архитекторов, художников, строителей-заказчиков и фанатов этого художественного стиля были идн. Сейчас на улице Антоню всхлипывают от восхищения туристы, а студенты Академии искусств и фотографы запечатлевают снова и снова фасады домов. Рига из-за этих фасадов признана ООН наследием мировой культуры. Но в городе стоят и другие красивые дома в стиле «арт деко» или «баухаус», которым срочно нужен ремонт и макияж. На удивление долгожителями остались простенькие деревянные дома в центре, не представляющие особой архитектурной ценности и сегодня являющиеся объектами спекуляций.
Старый город Риги, в котором уже многое восстановлено, - это смесь Лунапарка и громадного борделя. Вечерами и, особенно, ночами невероятно громкая музыка. Такого не слышал нигде, даже в Алуште, в Крыму; а уж там-то... Блондинки-латышки красят волосы почему-то в иссиня-чёрный цвет, русские девочки свои тёмные - в противную блондинистую перекись. Зато короче их мини-юбок, практически небрежно одетых поясов, я ещё не встречал. Проституция пишется здесь с большой буквы как важный хозяйственный фактор. Громадное количество ресторанов, кафе, дискотек и массажных салонов. Русский таксист, собирающийся эмигрировать в Швецию, сказал что он знает 14 таких салонов, где оттягиваются английские хулиганы-underdogs и скандинавы. На Домской площади на булыжнике – безобразный деревянный настил для дополнительных базарных ресторанов-павильонов. Возможно, в будущем году поставят ещё и второй этаж. Британцы прилетают дешёвыми рейсами, бъют друг другу и рижанам морды и почему-то с любовью писают по ночам в центре, у подножья монумента свободы. Ночью нет почётного караула - это облегчает их шалости.
Дом еврейской общины Риги, которая актуально насчитывает где-то 8.000 человек, был возвращён после объявления независимости. В советские времена там помещался дом партпросвещения. Давно, во втором классе школы, я выступал там с другими детьми перед парткадрами с школьной самодеятельностью. Там есть и еврейский музей, который сейчас профессионально работает и проводит впечатляющую работу. Всего в Латвии сегодня где-то 10.000 евреев. В книге посетителей музея много надписей на иврите: приезжают рижане и их дети, и оставляют после себя ивритскую вязь: Ам Исраэль хай!
Парки прекрасные и очень ухоженные. Перед православным собором, построенным русским царем и переделанным советской властью в планетарий, а сегодня великолепно оригинально восстановленным, суета: новобрачные и куча нищих. Увидев семитов, крестятся наперегонки и просят подаяния. Та же история около православного храма немного подальще, на улице Бривибас. Знают ведь у кого можно просить и кто подаст.
На т. наз. Новом еврейском кладбище Шмерли тишина и порядок. Как-то не верится что молодые нацисты опрокинули ночью 40 помятников и разрисовали кладбище свастиками и нацистскими лозунгами. Был скандал, посол Израиля в Латвии заявил протест. Власти энергично обещали хулиганов найти и наказать. До сих пор энергично не нашли. Могилу мамы, несмотря на заросли кустарника, мы опознали, прибрали, положили на неё цветы и камни. Она находится недалеко от могилы «короля танго» Оскара Строка и очень оригинального памятника на могиле матери известного латвийского жудожника Семёна Шегельмана, живущего сегодня в Монреале в Канаде. Если Латвия гордится своими гениями, то удивительно многие из них евреи. Это выдающийся американский художник Марк Ротко, историк Семён/Симон Дубнов, который хоть и не коренной рижанин и уроженец Латвии, но провёл там значительную часть своей жизни и погиб в гетто Риги; экс-чемпион мира по шахматам Михаил Таль, большой английский философ, сэр Исайа Берлин, братья Вовси из Даугавпилса, из которых один остался в истории как председатель Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) и руководитель Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ) Соломон Михоэлс, другой – как выдающийся советский врач и фигурант в сталинском «деле врачей» в начале 50-х годов; большой раввин предвоенного подмандатного Ишува в Эрец Исраэль, Абрахам Исаак Кук, развивший теорию религиозного сионизма, уже мною упомянутый большой современный латвийский художник Семён Шегельман и многие другие.
Несмотря на строгую языковую политику государства, все латыши сегодня очень бодро говорят на вполне сносном русском, многие без акцента на обеих языках. А ведь было время когда не хотели отвечать по-русски. Всё течёт, всё меняется...
Центральный рынок, где всего полно, производит, как всегда, сильное впечатление. Пожилой, аккуратно одетый, худощавый мужчина в костюме и при галстуке неожиданно обратился ко мне около кафе: «Командир, дай десять центов? Хочу купить себе пирожок со шпеком.“ Получив лат, он встал в очередь поесть. Я не верил своим глазам.

Вложение:
BA2.jpg
BA2.jpg [ 39.84 КБ | Просмотров: 7177 ]

Фото ресторана "Лидо" в Дзинтари или того, что от него осталось

Мы сидели в маленькой кафушке и пили кофе, когда какая-то мерзкая старуха начала отбирать у нас стул, на котором лежали сумки. Стул был ей не нужен, она просто решила навести порядок. Стул я с успехом отвоевал, за что она меня моментально высчитала и обозвала жидом. Пришлось срочно вспомнить полузабытый латышский и ей соответственно, на её уровне, ответить. Старуха после этого поспешно отвалила, но цели своей достигла и настроение испортила.
При въезде на Рижское взморье, в Юрмалу, надо сегодня покупать билет – один лат. Юрмала выглядит в центре не плохо, много новых шикарных каменных вилл, но деревянные дачи пустуют или просто разваливаются. В Дзинтари руина на месте того, что когда-то было легендарным рестораном «Лидо». Висит плакат фирмы, которая собиралась или ещё собирается там построить большой торговый центр. Жаль «Лидо».
На пляже в Майори оживление, и мы то же идём туда. Небольшой парад олдтаймеров из Латвии, Эстонии и Литвы. Среди машин и мотоциклов старый советский жигулёнок с надписью «милиция» по бокам. Да и „милиционеры“ щеголяют в старой советской униформе с палками регулировщика в руках и обращаются друг к другу типа: «Разрешите обратиться, товарищ капитан!» Рядом с ними другой долговязый ряженый, в эсэсовской униформе и с игрушечной гранатой за поясом. Его камерад по духу на мотоцикле с коляской, со «шмайссером» на груди и в длинном до пят, чёрном кожаном пальто ездит туда-сюда по пляжу. Абсолютная звезда этого цирка придурков – «эсэсовец». Русские туристы с удовольствием позируют с ним в обнимку и фотографируются.
Мы поехали на машинах дальше, в Тукумский район, поели в ларьке на дороге чудесной рыбы и посмотрели на ландшафты рыбачьего посёлка, которые запомнились мне ещё из моего детства в Меллужи, в Юрмале. Там теперь рыбаков, однако, уже давно нет.
Отлетая из Риги, бродили по магазинчикам Duty-Free аэродрома и разглядывали сувениры. Один из них в магазине народных ремесел удивил особенно: свеча латышских народных умельцев в форме большой, даже не стилизированной свастики. Назад в Берлин летели 1 час 15 мин.

Автор:  Археометр [ Ср сен 09, 2009 7:03 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Слетал в Ригу

Рига------[רגע]
столица Латвии. Впервые упоминается в 1198г. Происхождение названия {якобы} связано с реконструируемой балт. основой ring-, представленной в литов. ringe, ringis 'излучина, лука, затон, заводь'. Эта основа в форме ring-широко представлена в топонимии древних куршских областей. В языке латышей Видземе куршскому -in- соответствует долгое -i-, т. е. балт. основа ring- представлена формой rig- с тем же значением. По излучинам получила название река Rigasupe 'река с излучинами' (ныне засыпана), а от гидронима образовалось название города Рига .
Согласно данным археологов, на территории так называемого Старого города существовали торговые поселения уже в XI в. Рига [якобы] возникла на месте того из них, что располагалось при впадении в Даугаву реки Риги, которая несколько столетий назад пересохла. Именно от нее город и получил свое название.
В письменных источниках Рига впервые упоминается в 1198 г., как город — с 1201 г. В начале XIII в. немецкие крестоносцы превратили Ригу в крепость-базу, использовавшуюся как плацдарм для нападения па восточные территории. В XIII-XVI вв. нынешняя столица подчинялась Рижскому архиепископству. В начале XIV в. Рига относилась к так называемым городам Ганзы.
Во время Ливонской войны Рига являлась вольным городом. В 1581 г. она перешла под власть Речи Посполитой, а в 1621 г. была завоевана шведами. Выгодное географическое положение способствовало укреплению Риги как крупного центра транзитной торговли и ремесла.
На это сомнительное описание есть несколько возражений. Если Рига с давних времён (ещё до основания города в 1198 г. ) была известна, как торговый пункт (а она – ключ к входу в Двину – Dvina – Дуина – от דון /Дон-Дун – «Божья река» - свободная от пошлин – свободная для прохода), то название «Рига» должна быть связана с мореплаванием. И это сближает слово «Рига» с ивритским
רגע /рега – «Миг, момент (Ждать момент), вдруг»,
רגע /рога – «спокойствие, затишье»
רגעי /ригъи – «мгновенный, кратковременный» т.е. корабли ганзейцев ждали на рейде разрешения зайти в порт. Получается, что слово «Рега/рига» означает открытый рейд – место ожидания судов перед заходом в порт (ведь количество причалов ограниченно).

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/