Хрустальная ночь в Мюнхене, тогда и сейчас

Евреи в Германии в прошлом и настоящем

Moderator: Германец

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Хрустальная ночь в Мюнхене, тогда и сейчас

Post by Архивариус »

Хрустальная ночь в Мюнхене, тогда и сейчас
Ноам Маранс


МЮНХЕН (JTA) – Хрустальная ночь, «Ночь разбитых стекол», которая безошибочно указала на стремление Гитлера уничтожить европейское еврейство, пришла к 12.000 евреев Мюнхена досрочно.
Город стал объектом особого внимания за пять месяцев до «настоящей» Хрустальной ночи, произошедшей 9 ноября 1938 года – когда сотни синагог были сожжены, еврейские предприятия разграблены и разгоряченные банды гонялись за евреями по улицам германских и австрийских городов – потому что Мюнхен был политическим домом Гитлера.
Насилие в Мюнхене было вызвано наличием здесь впечатляющей синагоги на Херцог-Макс Штрассе, вид, непереносимый для Гитлера, поскольку, как он считал, эта синагога загрязняла атмосферу его любимой «столицы движения».
В Мюнхене 2009 года 71-я годовщина Хрустальной ночи будет отмечаться одновременно со всем миром – 9 ноября еврейской общиной, которая уже больше не живет в страхе.
И совершенно не случайно, что в этот же день будет отмечаться третья годовщина открытия потрясающей новой синагоги и еврейского общинного центра, расположенного на центральной площади в самом сердце города рядом с городским Еврейским музеем.
Лидеры мюнхенской еврейской общины, желающие провозгласить, что их прошлое не будет забыто даже тогда, когда они строят свое будущее, намеренно решили открыть новый центр и синагогу именно в этот день в 2006 году.
И таким образом они громко заявили: баварское еврейство вернулось, чтобы здесь остаться.
Трудно победить скепсис. Это же Германия, в конечном итоге. Но Шаббат, проведенный в Мюнхене, почти развеял все сомнения.
Одной октябрьской пятницей, освободившись после нескольких дней, проведенных в соседнем Обераммергау, участвуя в христианско-иудейском диалоге, я приехал в мюнхенскую еврейскую общину.
Я посидел на уроке иврита – иврит бе-иврит, где говорили исключительно на иврите – в общеобразовательной школе, оснащенной «Умными досками» и последним израильским нововведением – учебными колокольчиками и свистками. Германские еврейские дети говорят на иврите!
А в пятницу вечером, после шаббатней службы в синагоге «Охель Яаков», был праздничный общинный ужин. Утром в Шаббат община отметила бар-мицву юноши русско-еврейского происхождения, который очень хорошо читал мафтир и хафтору.
Раввин усердно восстанавливает легендарные германо-еврейские синагогальные традиции, включая формальную одежду – он и кантор носят торжественные костюмы с черными галстуками и особые шляпы, а хор (тоже в черных галстуках) исполняет классические германские еврейские мелодии – и знаменитые правила поведения. Закрыв глаза, я представлял себе германское еврейство в свои лучшие дни.
Я наблюдал за происходящим вокруг меня с восхищением и некоторым удивлением, но и с какой-то грустью о потерянном. Честно говоря, я был немного напуган этим германо-еврейским ренессансом и детально проработанными средствами безопасности, которые являются неотъемлемой частью жизни еврейских институтов Мюнхена.
После Второй мировой войны небольшая группа мюнхенцев, уцелевших в Холокосте, объединили усилия с перемещенными евреями, преимущественно из Польши, и создали в городе новую еврейскую общину. Сначала дело шло у них очень неровно, поскольку эти мюнхенские евреи не знали, есть ли у них основание для создания общины, но огромный поток русских евреев вернул Мюнхену предвоенное еврейское население.
Сегодня этот коктейль беженцев Холокоста и их потомков, русских евреев и некоторых западных вкраплений – включая американцев и израильтян – богаты завидными институтами. В городе четыре синагоги – три ортодоксальные и одна либеральная, кроме того, здесь есть ХАБАД, еврейский книжный магазин, где выбор получше, чем в большинстве нью-йоркских, а еще несколько кошерных продуктовых магазинов.
Сердцевина еврейской общины Мюнхена и Верхней Баварии – современная, импозантная синагога «Охель Яаков», напоминающая скинию израэлитов, описанную в Торе. Подземный переход связывает ее с прекрасным общинным центром, в котором есть дневная школа, где учатся 180 детей с подготовительного по четвертый класс, кошерный ресторан мирового класса, миква, библиотека и множество офисов.
Кампания по сбору средств на все это великолепие собрала десятки миллионов евро, которые вложили мюнхенский муниципалитет, земля Бавария, частные еврейские и другие доноры. Германия хочет, чтобы евреи чувствовали себя здесь как дома, и пожелала покрыть значительную долю всех расходов.
Должны ли евреи возвращаться в Германию? Есть ли еврейское будущее у этой запятнанной земли?
Сегодняшние евреи Германии научились жить с этими вопросами, но они слишком заняты восстановлением самой быстро растущей общины диаспоры – по крайней мере, таковой она была до 2005 года, когда Германия изменила свои иммиграционные законы – чтобы позволить этим вопросам помешать им. Если Мюнхен может служить показателем, то германское еврейство добилось успеха.
Глубоко в жутко тихом подземном переходе, связывающем синагогу и общинный центр, находится мемориал 4.500 мюнхенским евреям, убитым нацистами. А в нескольких пролетах над ним голоса еврейских детей празднуют приход Шаббата – каждую неделю для них устраивают программу Кабалат-Шаббат.
Хрустальная ночь была началом того, что многие считали концом, но сейчас мы присутствуем при новом начале. Как это очень часто случалось во многих местах, еврейская община воссоздает себя с оглядкой на прошлое и с надеждой на будущее.

(Раввин Ноам Маранс – заместитель директора по межрелигиозным отношениям Американского еврейского комитета.)
Post Reply