Евреи, с д е л а в ш и е Давида Бонгарца - Гаррета (ч.3)

Евреи в Германии в прошлом и настоящем

Moderator: Германец

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Лев Гавартин
участник форума
Posts: 40
Joined: Thu Mar 06, 2008 7:58 am

Евреи, с д е л а в ш и е Давида Бонгарца - Гаррета (ч.3)

Post by Лев Гавартин »

Евреи, с д е л а в ш и е Давида Бонгарца – Гаррета
Дополнение к очерку о Давиде Гаррете
Часть 3

Кумир
Натан Мильштейн
В области классики своим кумиром Давид Гаррет назвал скрипача
Натана Мильштейна.

Натан родился в 1903 году в Одессе в очень бедной семье. Он был самым младшим из семи детей. Никто в семье никогда не обучался игре на каком бы то ни было музыкальном инструменте. Несмотря на это идише маме
очень хотела, чтобы их хакатан (младший сын) научился играть на скрипке.
Сам Мильштейн вспоминал, что впервые он почувствовал тягу к игре на скрипке, когда мать повела его, ещё совсем маленького мальчонку, на концерт известного тогда вундеркинда, который был старше Натана всего лишь на два года, Игра юного виртуоза впечатлила его до глубины души.
Однако, когда Натан начал свои занятия у скрипача Петра Соломоновича
Столярского, его постигло лёгкое разочарование. Видимо, он не представлял себе, какой труд стоит за магическими звуками музыки. Позже Мильштейн признавался, что любовь к скрипке приходила к нему постепенно,
В 1915 году Натан в сопровождении мамы уезжает в Петербург, где начинает обучаться в Петроградской консерватории у самого известного музыкального педагога тех времён – Леопольда Ауэра, чеха по происхождению.
В классе собрались талантливые скрипачи –студенты, от которых Натан многому научился. Уделяя дома много времени игре, Натан стал настоящим виртуозом.
В 17 лет Натан уехал в Киев, начав самостоятельную жизнь и самостоятельную гастрольную деятельность. В этом же году впервые выступил с концертом в Одессе, исполнив скрипичный концерт Глазунова под управлением автора.
В свое время в Киеве жила состоятельная семья интеллигентных и образованных людей, где мать прекрасно играла на рояле, обучала своих детей музыке, в том числе трехлетнего мальчика – вундеркинда.
Ко времени появления Натана в Киеве «малышу» было уже 18, и он
пришёл на концерт Натана Мильштейна. После первого отделения помчался за кулисы и , протянув руку, быстро произнёс:
«Я Володя Горовец, приглашаю тебя к себе домой на чашку чая после окончания концерта». Спустя много лет в своих воспоминаниях Мильштейн пишет, что в итоге, придя к ним на чай, он задержался в этом доме на три года.
Вместе с Володей Горовцем они образовали концертный дуэт и гастролировали по стране, Особенным успехом они стали пользоваться, после того, как Нарком просвещения Луначарский опубликовал о них хвалебную статью, которая называлась «Дети советской революции».
На концертах они играли и еврейскую музыку.
В 1925 году Мильштейн и Горовец отправились на гастроли в Берлин, где оба решили навсегда оставить Россию и окунулись в европейскую жизнь.
В Берлине Натан посещает концерты, слушает знаменитых исполнителей, включая и Сергея Прокофьева, которого знал со времён учёбы в Петербургской консерватории. Мильштейн дал два концерта в Берлине и один в Гамбурге. Критика писала о его «замечательной технике».
Натан смог осуществить свою давнюю мечту познакомиться со своим кумиром детства – бельгийским скрипачом Эженом Изаи.
Изаи, послушав исполнение Мильштейном Паганини и Баха, похвалил его игру и пригласил вечером к себе сыграть камерную музыку. Партию первой скрипки играла Королева Бельгии Елизавета. Так Натан познакомился с королевой, которая потом часто приглашала его в Брюссель с концертами.
На одном из таких концертов королева долго стоя аплодировала скрипачу. Вскоре Натан уехал по городам Южной Америки. Венский менеджер, услышав игру Мильштейна, предложил ему дебютировать в Вене.
Аплодисменты на концертах были ошеломительными, То же было и в Париже, где на концерт Натана пришел великий Рахманинов со всей семьёй.
Игра скрипача ему очень понравилась и, они подружились.
В 1929 году Мильштейн переехал в США, где, наряду с игрой , в частности, с Нью – Йоркским филармоническим оркестром и в Белом Доме по приглашению Рузвельта, он стал сочинять собственные произведения - в эти годы родилась его знаменитая «Паганиниана».
Давал мастер – классы в Джульярдской школе, а после Второй мировой войны – в Цюрихе.
В это же время Мильштейн переехал в Лондон.
Мильштейном восхищались крупнейшие деятели двадцатого века, со многими из которых у него сложились дружеские отношения. Он играл в доме премьеров Франции - Леона Блюма и Мендес - Франца, им восхищался югославский король Александр. В 1987 году Мильштейна чествовал президент США Рейган. В Израиль Мильштейн поехал по личному приглашению Бен – Гуриона. Страна и её люди произвели на Мильштейна колоссальное впечатление. Он всегда ощущал себя евреем, где бы он ни был и с кем бы он ни общался.
В Россию он ни разу не приезжал.
Натан Мильштейн умер в Лондоне 29.декабря 1992 года.
Григорий Пятигорский, блестящий виолончелист и друг Натана Мильштейна писал о нем: «Его скрипка сливалась не только с его руками, но и со всем его телом. Натан мог быть только тем, кем он был – потрясающим скрипачом.
«Это один из самых совершенных скрипачей нашего времени» - писала о нём в некрологе газета «New York Times».
В 1990 году в Нью – Йорке опубликована книга воспоминаний Натана
Мильштейна в соавторстве с Соломоном Волковым «Из России на Запад»

Лев Гавартин 30. июля 2010 года
Post Reply