Лев Гавартин Еврейские улицы в новейшем районе

Евреи в Германии в прошлом и настоящем

Moderator: Германец

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Лев Гавартин
участник форума
Posts: 40
Joined: Thu Mar 06, 2008 7:58 am

Лев Гавартин Еврейские улицы в новейшем районе

Post by Лев Гавартин »

Гавартин
Еврейские улицы в новейшем районе
Шарнхаузер Парк является одним из ближайших районов Штутгарта. Их близость связывает не только общая пограничная полоса, но и продлённые в район городские линии метро.
Район имеет свою историю. В 18 веке правящий герцог Карл Эйген, активный строитель в
Штутгарте и окрестностях, заложил в районе английский парк. Во время Второй мировой войны в этом районе был военный аэродром, а после войны его использовали американцы, покинувшие расположение парка в 1992 году.
.
Последовало заключение договора между правительством и городом Остфильдером,на территории которого находится Парк, и началось проектирование современнейшего населенного пункта на площади 140 гектаров.
Экологически чистое, солнечное место с видом на Швабские Альпы и расположение в регионе Штутгарта легли в основу проекта с основным принципом -это не спальное место, а центр полнокровного проживания, работы, учебы, культурной жизни, занятий спортом. Проект рассчитан на 8000жителей и примерно 2000 рабочих мест.
Широкий спектр архитектурного зодчества был применён в проекте. Это и особняки, и двухквартирные дома, и применение английского принципа «дом в дом», и много- этажные дома. Большинство домов предназначено для частной собственности, но предусмотрены также различные элементы социального жилья, включая уже функционирующие дома для сеньоров и инвалидов.
Проект предусмотрел и осуществил своевременное строительство учреждений бытового обслуживания - банков, универмагов, детских садов, школы, продление линии метро, автопарковок.
Своё сердце и философию Шарнхаузер Парк нашел в Городском доме, объединяющем под одной крышей ратушу, сервисный центр, картинную галерею, библиотеку, музыкальную школу, место встреч.

Городской дом
Костяком городских кварталов служат ландшафтные ступени длиною в один километр и шириною в 40 метров, парк, соединяющий отдельные кварталы в единый пейзаж.

Ландшафтные ступени

Украшает поселение, как дань своему историческому названию, и свой специальный парк.

К осени 2008 года число новосёлов достигло пяти тысяч с 1200 рабочих мест, обеспечиваемых как расположенными преимущественно на юге Парка фирмами, так и бытовыми учреждениями.
Стройка активно продолжается.
Очень приятно осознавать, что среди улиц этого нового поселения имеются и еврейские имена.
















Theodor-Rothschild-Straße



Центральная улица, параллельная ландшафтным ступеням, имеет своеобразное построение. Дом №2 строится. Перпендикулярно улице с длиною, соответствующей ширине квартала, расположены дома №№4-62. Следующее подобное ответвление с домами №№64-94. Далее нумерация идёт привычная до №106. На южной части улицы продолжается строительство. Имя Ротшильда присвоено и перпендикулярной к заканчивающейся основной улице. Таким образом, длина Theodor-Rothschild-Straße составляет 1200 метров. Улица застроена трёх- пятиэтажными домами. ,
Улица Ротшильда

Теодор Ротшильд (1876-1944) – писатель и педагог.
Теодор родился в селении Бутенхаузен на юге Земли Вюртемберг в семье Исаака и Фриды
Ротшильд. К этому времени еврейская община Бутенхаузена сильно разраслась и составляла более половины населения. Но характерное для евреев процветание торговли и культуры сохраняло добрые еврейско-христианские отношения.
Исаак Ротшильд имел не характерный для клана Ротшильдов род деятельности-был мясником. Он рано скончался и Теодор вместе с тремя сестрами находился на попечении матери.
К тринадцати годам Теодор заканчивает еврейскую народную школу в Бутенхаузене.
Свидетельство об окончании школы отмечало его одарённость, прилежание, хорошее поведение, трезвое мышление, хорошую память, вцелом примерный ученик. В числе освоенных дисциплин свидетельство перечисляет библейскую историю, сочинения, таблицу умножения и счет в уме, чистописание и правописание, пение.
Его детство в незатейливых условиях в постоянной связи с природой легли в основу его плодотворной деятельности.
Положительная школьная аттестация и стипендия позволили Теодору Ротшильду получить педагогическую специальность в Эслингене. После учительствования в родном
Бутенхаузене получает Ротшильд работу в еврейском сиротском доме «Вильгельмфлеге» в Эслингене. Этот Дом был первой организацией в Вюртемберге, основанной в 1831 году
«Обществом заботы о еврейских сиротах и беспризорных детях».
Быстро он становится правой рукой руководителя Дома, а после скоропостижной смерти последнего в 1901 году перенимает его пост. К этому времени он уже женат.
Ротшильд продолжает развивать сложившиеся прогрессивные методы воспитания, включающие закладывание фундамента для дальнейшей самостоятельной жизни.
Родившихся дочерей- Фаню(1901) Берту(1904) он включает в Дом как единую семью с привлечением к еврейской культуре.
Происходит развитие его педагогического творчества. Он становится издателем сборника
«Попечение несовершеннолетних», автором многих статей в газете еврейской общины.
В 1913 году выходит книга Теодора Ротшильда «Bausteine» (не прочитав книги трудно оценить её название).,с отражением в ней вопросов еврейской истории и еврейской жизни
К его педагогическим трудам относятся также книги:.
«Наши дети», и «Сущность еврейской школы».
Ротшильд много сил уделяет строительству нового здания для Дома сирот ,в частности, по сбору пожертвований и широкому информированию об этом. В Эслингеновской прессе отражает вопросы свох педагогических концепций и еврейской культуры.
Кроме своей деятельности в качестве руководителя и педагога Дома, Ротшильд в 1915 году становится председателем «Общества еврейских учителей».В 1936 году Теодор Ротшильд уже член руководства еврейской общины Штутгарта.
Всегерманский погром в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года не пощадил и Сиротский дом.
Дом сильно пострадал. Книги и личные вещи учеников были сожжены. Весь коллектив подвергся истязаниям. Дети разогнаны. Два педагога затем были депортированы в Дахау.
Отдельным ученикам, также как и дочери Берте удалось эмигрировать. Вторая дочь Фаня вместе с мужем и детьми в декабре 38-го последовали за ними.
Теодор Ротшильд остался в Эслингене, ибо в противном случае Дом был бы закрыт и оставшиеся дети депортированы.В начале 1939 года с большими трудностями Дом был снова открыт. Но ненадолго - в августе его закрыли окончательно. Дети были перегнаны в Штутгарт. 22 августа 1942 года состоялась крупная депортация из Штутгарта.
Теодор Ротшильд, его супруга и 10 детей из Дома вместе с тысячей Вюртембергских евреев были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштат.
До своей смерти Ротшильд старался помогать «своим детям» и другим заключенным соблюдать еврейские традиции.
Теодор Ротшильд скончался в лагере 10 июля 1944 года на 68 году жизни от истощения и воспаления лёгких.

Edith-Stein-Straße
Улица, перпендикулярная Theodor-Rothshild-Straße. Широкая длиною 400 меов.


Застроена комфортабельными преимущественно пятиэтажными домами с широким применением балконной зелени. Единственная улица, половину ширины которой занимают садовые участки квартир нижнего этажа.



Эдит Штейн (1891-1942)- общественный деятель. Эдит родилась в силезском Бреслау (ныне польский Вроцлав) самой младшей в многодетной семье торговца лесом Зигфрида Штайна и его жены Августы. Родители были уважаемыми членами иудейской общины. Отец скоропостижно скончался, когда девочке не исполнилось и двух лет. Его вдове пришлось заняться лесоторговлей, чтобы обеспечить детям достойную жизнь и дать хорошее образование. Августа успешно вела дела, исправно посещала синагогу и надеялась, что ее дети унаследуют веру предков. Увы, светское образование сделало их довольно равнодушными к религии, что крайне огорчало Августу, дожившую до 87 лет.
Младшая Эдит от атеизма пришла к искупительной крестной смерти Христа и всю жизнь провела в монастыре вместе с одной из своих сестер. Этот период жизни описан в статье Феликса Гиммельфарба в «Еврейской газете» за август 2007 г.
Смерть она приняла как еврейка. Когда эсэсовцы забирали их из монастыря, Эдит сказала своей сестре: «Пошли, мы идем за наш народ».
Погибла Эдит Штайн в газовой камере Освенцима в августе 1942 года.

Nelly-Sachs-Straße
Улица,перпендикулярная центральной в ее южной части, где идет интенсивное строительство. К настоящему времени у Нелли Закс лишь большое здание детского сада.
.

Нелли Закс (1891-1970) – поэтесса – певица еврейской трагедии.
Нелли родилась в Берлине и была единственным ребёнком Вильяма Закса, изобретателя и промышленника, и Маргариты Закс (урождённой Картер). Нелли росла в зажиточной еврейской семье, получила домашнее образование, после чего поступила в Берлинскую привилегированную среднюю школу для девочек. Застенчивая и тихая, она увлекалась музыкой, литературой, танцами и одно время мечтала стать профессиональной балериной.
В 18 лет Закс начала писать стихи, в основном о природе и на мифологические сюжеты. Некоторые из них печатались в литературных журналах. Они привлекли внимание Стефана Цвейга, который не только похвалил их за «непосредственность», но и напечатал одно из стихотворений. Однако позже Закс не придавала особого значения своим юношеским стихам и не включила их в собрание сочинений.
В 20….30- гг.Нелли Закс еще не считает себя профессиональным литератором, хотя ее стихи иногда печатаются в «Берлинер Тагеблат» и других газетах. После смерти отца в 1930 г. она вместе с матерью живет замкнутой жизнью. С приходом Гитлера к власти многие друзья и знакомые Заксов исчезают. В это тревожное она увлекается иудейской мистикой, пророчествами Ветхого завета, Каббалой и хасидизмом. До 1938 г. ее стихотворения время от времени появляются в еврейских периодических изданиях.
В 1940 г. Нелли с матерью нашли пристанище в Швеции, где поначалу чувствовали себя на чужой земле в полной изоляции. В это время Нелли Закс изучает шведский язык и зарабатывает на жизнь переводами на немецкий язык произведений шведских поэтов.
Став шведской поданной, Закс откликается своей поэзией-этим «немым криком»- на уничтожение евреев в концлагерях. Ее новые стихи коренным образом отличаются от прежних романтических.
Нерифмованная, сжатая, наполненная емкими образами, поэзия Нелли Закс являет собой пример современной мистики. Первый послевоенный сборник стихотворений « В жилище смерти» был опубликован в 1946 г. в Восточной Германии, за ним последовали другие.
После выхода в свет в 1959 г. «Бегства и превращения» к Закс приходит известность.
В 1960 г,, через 20 лет после бегства из Германии, поэтессе вручается несколько престижных германских премий.
Широкое признание Закс получила за поэтический протест против уничтожения евреев.
Нелли Закс была удостоена Нобелевской премии по литературе за «выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа».
Нобелевскую премию 1964 г. Закс разделила с израильским писателем Агноном.
В своей нобелевской лекции Закс сказала: «Агнон представляет государство Израиль, а я-трагедию еврейского народа»
После получения Нобелевской премии Нелли Закс, которая так и не вышла замуж, по-прежнему жила и работала в своей маленькой квартире в Стокгольме.
Она умерла после продолжительной болезни в возрасте 78 лет.
Post Reply