Сетевой портал "Заметки по еврейской истории" http://www.berkovich-zametki.com/Forum2/ |
|
Жанр? АНЕКДОТ! http://www.berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=37&t=541 |
Страница 2 из 2 |
Автор: | Маркс ТАРТАКОВСКИЙ [ Сб окт 31, 2015 1:29 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Жанр? АНЕКДОТ! |
МИСТИФИКАЦИЯ КАК ЖАНР. Мне лет пять, я на плечах у папы. Он расхаживает cо мной по тесной комнате и читает мне сказку. По памяти (с тех пор!): «За лесами, за горами, за широкими морями, против неба на земле жил старик в одном селе. У старинушки три сына: старший – умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак. Они сеяли пшеницу да возили в град-столицу – знать столица та была недалече от села...» Последние строчки отец в восторге повторяет дважды – так они ему нравятся. (Много позже я прочёл у Лао-цзы: "Государство должно быть маленьким, чтобы петухи перекликались из одного в другое... Не выходя со двора, можно познать мир... ») - Пушкин, - кричу я уверенно, потому что Ленин и Сталин стихами, конечно, не баловались (у них иные заботы), а других великих имён я ещё не знаю. Не вспомню, что ответил папа; скорее всего никак не ответил. Сказка замечательная - кем бы ни была написана: знаменитым Пушкиным или провинциалом Ершовым. Папа очень удивился бы, если б ему объясняли, что сочинение Пушкина, отданное – вполне возможный случай – другому поэту, переходит в иной жанр – мистификации. Да и сокрытие имени - к чему прибегали и прибегают многие авторы - само по себе ещё ничуть не мистификация. Владимир Козаровецкий: «Первым, кто сказал вслух о версии пушкинского авторства сказки в среде пушкинистов и написал об этом замечательную статью (она была опубликована под названием «Верните лошадь!» в пушкинской газете «Автограф» в 1996 году), был Александр Лацис, автор ряда открытий в пушкинистике, человек неожиданный и парадоксальный, со своим писательским стилем... Что же касается литературных мистификаций, то сначала разберитесь, что такое литературная мистификация, изучите мою теорию литературной мистификации как самостоятельного вида искусства, а уж потом и «ввязывайтесь в полемику»». Мистификации – один из признанных (прежде всего - читателями) литературных жанров – увлекательный и полезный. Он придаёт литературе дополнительное измерение – допустим, «шестое». Заставляет вернуться к классике – а это сам по себе роскошный процесс. Мистификация и пародия разные, но очень близкие жанры, и «Дон Кихот», с которого ведётся отсчёт современной европейской прозы, фактически мистификация, хотя автор ничуть не скрывается: мистифицируются/пародируются популярные тогда (как сейчас – дамские) рыцарские романы. Лоренс Стерн - «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», 18-й в. - посейчас увлекателен именно как мистификация. Приведу аннотацию к переизданию "Тристрама": «Сказать, что роман великолепен, - просто ничего не сказать! Ведь это же предтеча модернизма и постмодернизма! Да, Стерн "подрубил" целое литературное течение - английский просветительский роман - ну и что? Зато результат!.. Роман многоуровневый, неоднозначный, многопроблемный, с вполне циничным юмором - и реалистичный. Критикуется всё подряд - государство, король, общество, сословия, церковь, военные, философы (они – особенно!), горе-ученые (и эти!) и т.д. и т.п. - до бесконечности... Герои романа - "представители" превозносимого или хулимого автором - общее через частное, чему нельзя не радоваться. Для Стерна в центре мира – человек, создающий в себе самом собственный мир, каждый - в своем особом измерении. Это ли не торжество индивидуализма?.. Здесь же и оборотная сторона: люди, живя рядом, не слышат, не понимают, порой даже не замечают друг друга. Важнейший вопрос о понимании человека человеком - о самой принципиальной возможности этого понимания. Мистификационное построение романа: бездна отступлений, перепутанный порядок глав, походя - элементы других знаковых систем, открытый финал... История эксцентричной помещичьей семьи, полная иронических — на грани да и за гранью непристойности — намеков, игрищ лиц и масок персонажей, скепсиса и пародий, — все это "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена". Роман шедеврален, хотя бы потому, что опередил свое время на 200 лет!» Не претендуя, разумеется, на лавры Стерна и Сервантеса, я позволил в тексте своего романа (уже с заголовка) «Сплетенье ног» бездну стилистических мистификаций – включений в текст десятков скрытых цитат. Местами целыми абзацами. Да и закончил так: «А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - и тут я согласен с классиками, - не так хороша и не так уж плоха, как кажется». Одного из классиков многие вспомнят, - а второго?.. Я мистифицировал жизнь человека, известного в научном мире, с которым дружил много лет. Сам он, того не зная, поспешествовал написанию романа, не подозревая, что автор - увы, волею ИГРЫ ВООБРАЖЕНИЯ - представит его в виде учённейшего (член-корреспондент!) современного Козьмы Пруткова, озабоченного созданием растворимых презервативов, чтобы избежать загрязнения акватории мирового океана... Кстати, «сочинения» последнего - самая популярная мистификация в русской литературе, хотя каждому понятно, что герой в действительности не существовал. Но авторы для усиления комизма (отнюдь не для правдоподобия Козьмы) скрыли свои имена. Тогда как Пётр Ершов – реальное лицо с известной биографией. Пушкин был знаком с ним и – вероятнее всего – прошёлся по рукописи, представленной юным сочинителем рукой мастера. Подписывать сказку двумя фамилиями - несолидно. Обозначить лишь своё авторство - немыслимо: первоначальная идея да и текст (возможно корявый) доверившегося провинциала. И мастер, естественно, отказывается в его пользу, поздравив студента с вхождением в русскую литературу. Не думаю, чтобы я как-то существенно отклонился от случившегося почти два века назад. Не сравнивая, опять же, себя с классиком и автора бездарного романа «Гриада» - с Ершовым, упомяну своё участие в написании упомянутого опуса. Но даже на суде (см. Форум-Проза – «Моё дело») я нимало не настаивал на том, чтобы на переплёте изданного массовым тиражом романа стояло также моё имя. Известная мистификация «Поэмы Оссиана» к мифическому гэльскому поэту не имеет никакого отношения; создатель мистификации шотландец Джеймс Макферсон прославлял таким образом кельтское прошлое своего народа... Похожую цель преследовал и Пушкин («Песни западных славян»), опираясь на тексты Мериме, которые сами по себе были мистификацией, о чём Пушкин не догадывался... Ни Мериме, ни Пушкин, ни Макферсон не скрывали своих имён, отдавая вместе с тем авторство поэтам других эпох... «Тень» мистификации в «Повестях Белкина», в пасичнике Рудом Панько - вымышленном издателе гоголевских «Вечеров»... В середине 50-х в квартире искусствоведов Герчуков (Марина и Юрий) я услышал замечательную историю «найденной» 10-й главы «Евгения Онегина», незавершённой поэтом, вероятно, намеренно. «Отыскал» главу, находясь в вологодском лагере, историк Даниил Альшиц (д’Аль), осуждённый в 1949 г. на десять лет за антисоветскую пропаганду. Я попытался написать тогда собственную мистификацию – «История одной находки» - на первичную, из которой (из текста д’Аля) могу вспомнить только немногое – и не самое удачное: «...Пылал Каховский ярче лавы, Одним желанием горя, Своей рукой забить царя... ...Чинов британских сворой гадкой Он (Наполеон) схвачен был бульдожьей хваткой И похоронен был живьем На душном острове своем...» Т.п. д’Аль использовал сохранившиеся строки Пушкина, добавляя свои. Меня тогда привело в восторг замечание Юры Герчука (возможно, им самим услышанное), что Пушкин при написании романа в стихах уже был знаком с гениальной работой Ленина «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?» Мистификация д’Аля понятна. Недавнему узнику- гуманитарию хотелось как-то утвердиться в литературной жизни... Мистификация «Прогулки с Пушкиным» Синявского-Терца также писана в лагере как письма на свободу – жене. В этом, отчасти, их закодированность. Обман не имеет ничего общего с мистификацией, хотя мистификация соприкасается с обманом. МИСТИФИКАЦИЯ всегда - ИГРА! А многодневная бурная дискуссия по поводу авторства «Конька-Горбунка», да и романов Ильфа и Петрова (Ирина Амлински), - не более, чем буря в стакане воды. Впрочем... выяснение авторства учённейшими литературоведами само по себе тоже игра. В известном роде - мистификация. |
Автор: | Маркс ТАРТАКОВСКИЙ [ Чт дек 31, 2015 11:56 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: Жанр? АНЕКДОТ! |
- Рабинович - сволочь. - Какой Рабинович? - Любой. В кабинет к урологу вбегает с улицы запыхавшийся мужчина: - Доктор, помогите: помочиться не могу. - А ну, попробуйте. Тазик в углу. Попробовал. - Вот ведь - можете... - Когда есть, куда! -- Мы — представители древнейшей профессии: спим за деньги. — Путаны, что ли? — Тьфу на тебя! Сторожа мы. Страшная штука — понос при склерозе: Бежишь и не знаешь куда! Девицы на скамеечке в суперминиюбках... Старый еврей - прохожий: — Девочки, в наше время это было принято мыть, а не проветривать... — Вы любите евреев? — Нет. — Ах, вы антисемит?! — Я гетероceкcуал — мне еврейки нравятся. |
Автор: | Маркс ТАРТАКОВСКИЙ [ Вс фев 28, 2016 11:13 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: Жанр? АНЕКДОТ! |
- Я тебя, Вася, держу за русского, а гляжу - ты обрезанный... - А у меня двойное гражданство. |
Автор: | Маркс ТАРТАКОВСКИЙ [ Чт июн 29, 2017 8:13 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: Жанр? АНЕКДОТ! |
Подсудимый докладывает в суде: «Я её так..., а потом этак... А она меня этак..., а потом так...» Присяжные даже вспотели от таких подробностей. Судья слушал-слушал и, наконец, спрашивает: «Так скажите же, подсудимый: у вас был половой акт?» |
Автор: | Маркс ТАРТАКОВСКИЙ [ Вс сен 09, 2018 1:40 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Жанр? АНЕКДОТ! |
Ну, почему?.. Не промахнулся Дантес, а памятник - Пушкину! |
Автор: | Маркс ТАРТАКОВСКИЙ [ Пт сен 11, 2020 8:22 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: Жанр? АНЕКДОТ! |
Заходит израильтянин в туалет, и вдруг видит - перед ним Натаниягу. И он его немедленно обнял, и закричал: Биби! Не отдавай Иерусалим! Вышел из туалета и думает: как удачно получилось - и премьера встретил, и руки не обо что было вытереть... ...Жестоковыйный народ. * * * Вот Пушкин, наш общий любимец, стоит, не боясь никого... С любовью глядит проходимец на бронзовый облик его. * * * Бог не фраер. Он предлагает проблемы каждому по его силам. Так что каждый раз решать вам: или проблема по вашим силам - или это не ваша проблема. * * * Француз: - У меня член 16 см. Русский: - А у меня 17 см. Украинец: - А у американца 27! |
Автор: | Маркс ТАРТАКОВСКИЙ [ Вт окт 20, 2020 7:28 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: Жанр? АНЕКДОТ! |
Ребенок не говорил до пяти лет (родители уже отчаялись) потом вдуг сказал: - Каша подгорела. - Что же ты раньше молчал?!?. - Раньше была хорошая. * * * На борцовом ринге богатырь против щуплого противника. Исход поединка ясен. Действительно, один так скрутил другого, что ни вздохнуть, ни охнуть. И вдруг второй как-то извернулся - и положил богатыря на обе лопатки. Корреспондент спортивной газеты: - Да как это у тебя получилось? Откуда силы? - Ну, он так скрутил меня, что я яйца увидел... - Ну увидел - ну, и что? - Попробуйте-ка укусить собственные яйца - какие уж тут вопросы?.. * * * - Господи, смерти взыскую! Умоляю, кланяюсь, челом бью... Снизойди, Господи: не за себя прошу... |
Страница 2 из 2 | Часовой пояс: UTC |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |