Лев Мадорский. К 150 летию со дня рождения Теодора Герцль.

Жизнь замечательных людей

Moderator: Ella

Post Reply
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Лев Мадорский. К 150 летию со дня рождения Теодора Герцль.

Post by Лев Мадорский »

ЕСЛИ ЗАХОТИТЕ, ЭТО НЕ БУДЕТ СКАЗКОЙ...
К 150-ой годовщине со дня рождения Теодора Герцль




Великие идеи, если внимательно присмотреться, начинаются как реки. С незаметного ручейка. Со случайной догадки, мысли, слова. Найти этот ручеёк, выйти к самому началу - дело увлекательное. Хотя не всегда простое. Нередко истоки идей и событий теряются в тумане времени. В неразберихе веков. И уже не найти концы... К нашему случаю, впрочем, это не относится. У истоков великой идеи, после трёх тысячелетий рассеяния собрать народ в своём государстве, на своей земле стоял один, конкретный человек –Теодор Герцль. Человек, который пронёсся сквозь короткую жизнь, как метеор, как падающая звезда. Который сгорел в пламени невероятного внутреннего горения и оставил след в человеческих, особенно, еврейских сердцах на многие года. Быть может, навсегда...
Несколько высокопарная преамбула, надеюсь, оправдывается удивительной судьбой этого человека. Теодор Герцль (такой псевдоним взял себе молодой литератор Биньямин Зеев) родился 2 мая 1860-го года в Будапеште. В интеллигентной, обеспеченной семье. Родители «Бени» - люди нерелигиозные, но придерживающиеся еврейских традиций. Основное увлечение детских лет - литература. Герцль-школьник пишет стихи, организует ученический литературный кружок. Поступив в гимназию, публикует рецензии на книги и спектакли в будапештских газетах. Тогда же, со школьных лет берёт начало ручеёк (мы даже знаем точную дату, 1876 год) о котором мы говорили в начале. Ручеёк, из которого рождается великая идея. В этом году 16-ти- летний Герцль, не спросив согласия родителей, совершил поступок решительный, принципиальный. В знак протеста против антисемитских объяснений учителя-«...во всех бедах виноваты евреи») оставил гимназию. Наверно именно тогда он начинает искать ответ на главный вопрос своей жизни - как покончить с антисемитизмом? Как? Вопрос трудный, мучительный, непонятный, учитывая его долгую, кровавую историю, почти мистический.
В первых, романтически окрашенных, гимназических статьях, Теодор считает, что от ненависти к евреям человечеству поможет избавиться прогресс и просвещение. По мнению юного Герцля, интеллигентный, образованный человек никогда не поверит (некоторые из нас до сих пор пребывают в этом сладком убеждении) в ложь о «кровавом навете», «сионистских протоколах», о том, что евреи спаивают, отравляют, убивают и, вообще, плохи потому, что евреи. Жизнь довольно быстро развеяла иллюзии. 1878 год. Семья переезжает в Вену. Герцль поступает на юридический факультет Венского университета. Он много читает, пишет, занимается общественной деятельностью. Общается именно с этими «интеллигентными», «образованными» людьми. И слышит от некоторых из них те же антисемитские речи и высказывания. А тут ещё дело Дрейфуса. Крики «смерть евреям» на парижских улицах. Постепенно Герцль начинает понимать простую истину: недостаточно научить, просветить и объяснить. Недостаточно! Не действует! Необходимо нечто другое. Теперь он знает что именно. Единственный выход, единственное решение - исход евреев из стран рассеяния в свою собственную страну.
В те дни Герцль начинает писать дневник и делать первые наброски к книге «Еврейское государство». «Идеи в душе моей,- признавался он в дневнике, -носились одна за другой. Целой человеческой жизни не хватит чтобы всё это осуществить». 14 февраля 1896 году книга жизни провозвестника еврейского государства, с которой, без преувеличения, начинается история сегодняшнего Израиля, вышла в свет. На венгерском языке. Была переведена на иврит, английский, русский, некоторые другие языки. И сразу завоевала горячих сторонников, особенно, среди еврейской молодёжи.
Это великая книга. В ней Теодор Герцль не только теоретически обосновал единственную возможность решения еврейского вопроса в создании независимого государства и изложил политически и юридически обоснованный механизм его создания. Он разработал основы, на которых это государство будет создано. Философские, экономические, социальные. Когда читал книгу, не покидало необычное ощущение: пером автора водила рука Всевышнего. Как сам Герцль замечает в дневнике, «...когда пишу, слышу шелест таинственных крыльев». Я верю. Без «шелеста таинственных крыльев» основатель сионизма вряд ли смог бы так точно изложить пути создания Израиля. Даже время создания. Осенью 1948 года. Всего на несколько месяцев позднее даты, которую мы празднуем сегодня.
С этого момента, с момента написания книги, Герцль становится не только современным пророком, не только романтическим писателем, но и трезвым практиком, борцом за проведение своих идей в жизнь. Он разворачивает энергичную политическую, организационную деятельность. Счёт важнейшим событиям идёт не на годы, а на месяцы.
1896 год, март, апрель - сионистски настроенные еврейские студенты Австрии, Германии, ряда других европейских стран обращаются к Теодору Герцлю с просьбой руководить группами, готовыми посвятить себя выполнению плана создания еврейского государства, изложенного в книге.
1896 год, 23 апреля - аудиенция у великого герцога Баденского, который становится впоследствии сторонником сионизма.
1896 год, июнь - путешествие в Константинополь. Встреча с великим визирем султана. Предложение, которое сделал Герцль султану просто и конкретно - евреи заплатят, если султан согласится на превращение Палестины, бывшей под протекторатом Османской империи, в еврейское государство. Султан этот план отвергает и даже отказывается от официальной встречи. Отказывается поддерживать Герцля и барон Эдмонд де Ротшильд. Он считает, что невозможно организовать еврейские массы для переселения в Эрец-Исраэль.
1897 год, март - конференция с участием представителей ряда европейских стран принимает предложение Герцля о созыве Всеобщего сионистского конгресса.
1897 год, май - для распространения идей сионизма Герцль основывает и редактирует газету «Ди Вельт» на немецком языке. 4 июня выходит первый номер газеты.
1897 год, 29 августа - Первый Сионистский конгресс состоялся в Базеле. Он принял программу сионистского движения и основал Всемирную сионистскую организацию. Её президентом избран Теодор Герцль. Впоследствии Герцль подвёл итог конгрессу в одном пророческом предложении: «В Базеле я создал еврейское государство».
1898 год, 28 августа - Второй Сионистский конгресс. Учреждение Еврейского колониального банка. Теперь обеспечены финансовые основы для переговоров с турецким правительством.
1898 год, сентябрь - встреча с германским императором Вильгельмом Вторым. На приёме в Константинополе Герцль изложил ему свою программу.
1898 год, октябрь - посещение сельхозпоселений в Яффе, приезд в Иерусалим. Впоследствии Герцль описал возрождённый Иерусалим в романе-утопии «Альтнойланд - Страна возрождённая». Эпиграф к книге - «Если захотите, это не будет сказкой» становится лозунгом сионистского движения.
Как видим, не всё идёт гладко. Напротив, и встреча с германским императором, и новая встреча с турецким султаном, и попытка найти поддержку у Великобритании не дают результата. Но Герцль - борец. Он ищет возможность образования временного еврейского поселения в самых разных уголках земли - на Кипре, на Синайском полуострове, даже в Восточной Африке (протекторат Уганда). Ведёт переговоры с Россией, чтобы та оказала поддержку сионистам при переговорах с Турцией. В 1903 году, на шестом Сионистском конгрессе становится ясно, что подавляющее большинство делегатов конгресса (особенно, из России) считают организацию еврейского национального очага не в Эрец-Израиле изменой сионистской идее. Именно на этом конгрессе Герцль, соглашаясь с большинством, торжественно провозгласил: «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя».
Напряжение, в котором постоянно находится основатель сионизма, постоянная борьба с противниками его политической концепции, приводят к обострению болезни сердца. 3 июля 1904 года, прожив всего 44 года, Теодор Герцль скончался. Его прах покоится на горе Герцля в Иерусалиме, а день смерти (20-ый день месяца таммуз) отмечают в Израиле как национальный день памяти.
Герцль вызывал восхищение не только у своих сторонников, но и у врагов. Турецкий султан, германский кайзер, папа римский, многие министры и политические деятели принимали молодого венского журналиста, как признанного представителя еврейского народа. Ныне, по прошествии более чем 100 лет со дня смерти Герцля лучше видны масштабы личности этого удивительного человека, воплотившего на рубеже 19-20 веков величие пророков древнего Израиля; больше понимаешь огромное значение того, что он сделал для еврейского народа. После смерти Герцля Жаботинский написал: «И днём конца был день его расцвета, и грянул гром, и песня недопета - но за него мы песню допоём»
Post Reply